Причины гибели цивилизации майя? Куда пропали майя: тайна исчезнувшей цивилизации. Происхождение и занятия древнего народа Мезоамерики Система исчисления майя

Найдено четкое подтверждение гипотезы об экологической катастрофе, приведшей к исчезновению цивилизации майя.

Вопреки распространенному мнению об уничтожении цивилизации майя испанскими конкистадорами империя пришла в упадок еще за пятьсот лет до плаваний Колумба. В середине X века прекращается строительство великолепных пирамид и храмов, города покидаются жителями, а к моменту появления европейцев вся «империя» уже представляла собой мелкие разрозненные поселения, непрерывно воюющие между собой и с кочевниками.

Предложены две гипотезы о причинах исчезновения великой цивилизации. Во-первых, поражение в войнах с другим центральноамериканским народом — тольтеками. Во второй гипотезе рассматривается экологическая катастрофа, вызванная использованием примитивной подсечно-огневой системы земледелия. И действительно, согласно текстам майя, расшифрованным великим российским лингвистом Юрием Кнорозовым, каждые три-четыре года им приходилось бросать старые посевные площади, а под новые выжигать джунгли. Кроме того, огромное количество древесины требовалось для обжига известняка и получения строительной извести. В результате вырубки лесов изменилась структура почвы, начались засухи и резко снизились урожаи кукурузы — монокультуры майя.

Недавно появились веские аргументы в пользу этой гипотезы. Как сообщает сайт membrana.ru, американские биологи Дэвид Ленц и Брайан Хокадей исследовали 135 образцов деревянных конструкций из 6 храмов и 2 дворцов древнего города Тикаль. Оказалось, что с каждым годом при строительстве использовалась древесина все более худшего качества. В конце концов крупные и прямые бревна саподиллы строители заменили на короткие узловатые стволы кампешевого дерева. Очевидно, что саподиллу (местное вечнозеленое дерево) просто уже вырубили.

После появления конкистадоров к экологическим бедам майя прибавились неизвестные им ранее болезни и преследования инквизиции, однако полностью народ не вымер, и сейчас майя более 6 миллионов — живут в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе. Джунгли давно восстановились, посмотреть на пирамиды приезжает множество туристов, и майя продают им древние-древние статуэтки с отодранной этикеткой Made in China.

Письменность майя :

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв. Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.
Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Когда испанские конкистадоры отплыли в Центральную Америку в 1517 году, их целью было уничтожение цивилизации майя. Но по прибытии колонизаторы обнаружили, что большая часть их работы уже была проделана до них. Внушительные известняковые города - классическая черта одного из самых развитых обществ древности - уже поросли джунглями.

Вопрос о том, как майя встретили свой конец, остается одной из самых живучих тайн истории. Народ майя выжил; им даже удалось организовать длительное сопротивление европейским агрессорам. Но к тому моменту, когда высадились испанцы, политическая и экономическая сила, которая возвела знаменитые пирамиды в тех местах и поддерживала население в два миллиона, уже исчезла.

Первые основания майя заложили в первом тысячелетии до нашей эры, а пика развития цивилизация достигла примерно к 600 г. н. э. В хронологии Мезоамерики майя находятся между первыми ольмеками и поздними ацтеками. Археологи нашли тысячи древних городов майя, большинство из которых рассыпались по всему южномексиканскому полуострову Юкатан, Белизу и Гватемале.

Вероятнее всего, еще больше руин майя находится под толстым слоем тропических лесов.

Примерно спустя 200 лет серьезных археологических исследований мы узнали достаточно о цивилизации майя, чтобы восхищаться ей. Их отличительные искусство и архитектура показали, что они были народом прекрасных ремесленников.

Майя также были интеллектуально продвинуты. Они хорошо понимали математику и астрономию, использовали их для выравнивания пирамид и храмов в соответствии с прецессией планет и солнечными равноденствиями. И они использовали единственную из известных письменностей в Мезоамерике, причудливый на вид набор символов, иероглифы майя.

Чудеса, оставленные майя, обеспечили им мистический ореол. Но как погибла цивилизация - вот настоящая мистика, в каждой детали. И, кажется, мы поняли, почему майя пришел конец.

Начнем с того, что мы знаем. Где-то в 850 году н. э., после столетий процветания и господства, майя начали покидать свои величественные города, один за другим. Меньше чем за 200 лет величие цивилизации достигло лишь доли от былого. Остались изолированные поселения, но эпоха расцвета майя ушла навсегда.

Помимо трагических масштабов упадка майя, несмотря на десятилетия исследований, археологи до сих пор не знают, что его вызвало. Как и в случае с римской империей, виновник падения цивилизации был явно не один. Но темп гибели майя привел некоторых ученых к выводам, что причиной стала крупная катастрофа, способная разрушать города один за одним на своем пути.

Есть много теорий о том, что положило конец майя. Среди них старые и хорошо известные - вторжение, гражданская война, утрата торговых маршрутов. Но с тех пор, как были сопоставлены климатические записи в Центральной Америке в начале 1990-х, одна из теорий стала особенно популярной: цивилизация майя была обречена вследствие серьезных изменений климата.

В века непосредственно перед коллапсом майя - так называемой «классической эпохой» с 250 по 800 г. н. э. - цивилизация гудела. Города процветали, урожай был богатым. Записи климата (которые берутся в основном из анализа пещерных образований) показали, что во время этого периода на территории майя проливались относительно сильные дожди. Но те же записи показывают, что приблизительно в 820 г. н. э. на область обрушились 95 лет перемежающихся засух, некоторые из которых длились в течение многих десятилетий.

С тех пор как эти засухи были определены впервые, ученые заметили поразительную корреляцию между их сроками и крахом майя. И хотя одной только корреляции недостаточно, чтобы закрыть вопрос, тесная связь между засухами и падением привела экспертов к мысли, что климатический сдвиг 9 века мог каким-то образом вызвать упадок майя.

Однако каким бы привлекательным ни было объяснение с засухой, этого недостаточно. Потому что не все города майя пали вместе с иссушением климата.

Города майя, которые пали во время засух 9 века, в основном располагались в южной части своей территории, на месте современных Гватемалы и Белиза. На полуострове Юкатан на севере, однако, цивилизация майя не только пережила эти засухи, но и расцвела. Это северное возрождение ставит палку в колеса теории засухи: если юг парализовало смещением климата, что случилось с севером?

Предлагались разные объяснения этому расхождению севера-юга, но до сих пор ни одна теория не победила. Однако недавнее открытие может пролить свет на этот непреходящий парадокс.

Археологи майя с трудом извлекают данные. Практически никакие письменные записи майя, которых некогда были тысячи, не пережили колониальные времена (по приказу католических священников испанцы сжигали книги майя кучами - из оставшихся известны всего четыре). Вместо этого, чтобы определить времена процветая древних майя, ученые полагаются на календарные записи на каменных памятниках, стилистический анализ керамики майя и радиоуглеродное датирование органических материалов.

Предыдущие исследования уже определили приблизительный возраст главных городских центров на севере цивилизации майя; оказалось, что север пережил засухи 9 века. Однако до недавнего времени эту выборку данных никогда не собирали в одном исследовании. И сделать это важно, поскольку можно взглянуть на северных майя в целом и уже исходя из этого определить общие тенденции взлетов и падений.

В исследовании, опубликованном в декабре, археологи из США и Великобритании впервые собрали вместе все вычисленные возраста городских центров северных земель майя. Были собраны 200 дат из мест по всему полуострову Юкатан, половину получили из записей каменных календарей и половину из радиоуглеродного датирования. Потом ученым удалось создать широкую картину времен, когда были активны северные города майя, а также времен, когда каждый из них мог кануть в небытие.

То, что нашли ученые, существенно меняет наше понимание того, когда и, возможно, почему цивилизации майя пришел конец. Вопреки предыдущему мнению, север пришел в упадок во время засухи - на самом деле, две из них он перенес.

Каменные летописи показали, что во второй половине 9 века случился 70-процентный спад активности городов майя. Этот показатель упадка эхом отразился в радиоуглеродном датировании по северному региону майя: строительство из дерева сократилось в тот же период. Что важно, в это же время засуха уничтожала цивилизацию майя на юге - и для севера это не прошло незамеченным.

Ученые полагают, что угасание творческой активности свидетельствует о политическом и общественном коллапсе, который происходил на севере. Север определенно чувствовал себя лучше юга в 9 веке, но последние данные свидетельствуют о том, что этот регион все равно испытал значительное угасание. Раньше его не могли обнаружить вследствие тонкой природы события: снижение производства, даже масштабное, трудно обнаружить без всеобъемлющего, общерегионального анализа, проведенного новым исследованием.

Упадок севера в 9 веке - интересная деталь истории майя, но ничего фундаментального в ней нет - в конце концов, мы уже знали, что северные майя пережили засухи 9 века (Чичен-Ица и другие центры процветали и в 10 веке).

И все же ученые выявили второй упадок, который изменил наше понимание истории майя. После короткого восстановления в течение 10 века (которое, что примечательно, совпадает с увеличением количества осадков), ученые заметили очередной резкий спад в производстве в многочисленных местах на северной территории майя: резьба по камню и другая строительная активность упала почти вдвое с 1000 по 1075 г. н. э. Более того, как и во время кризиса 200 лет назад, ученые обнаружили, что упадок майя 11 века проходил на фоне сильнейшей засухи.

И не просто засухи. Засухи 9 века, безусловно, были серьезными. Но 11 век принес региону сильнейшую засуху за 2000 лет - «мегазасуху».

После короткого восстановления был спад в производстве на севере - на фоне засухи. Климатические данные показывают, что количество осадков уменьшалось большую часть века, с 1020 по 1100 год, как раз в то же время, когда произошел коллапс северных майя. Одна корреляция сама по себе мало что значит. Но две заставили даже скептиков поверить в эту причинность.

Мегазасуха 11 века ранее уже приводилась как причина падения северных майя, но старые методы датирования не позволяли четко определить, пересекаются ли оба события. Подробный анализ, опубликованный в декабре, позволил нам с определенной уверенность заявить, что изменение климата послужило причиной не одного, а двух периодов упадка майя.

Первая волна засух положила конец майя на юге, а вторая, судя по всему, приговорила их на севере.

После второй волны засух майя уже не оправились. Чичен-Ица и большинство важных центров на севере уже никогда не расцветали. Есть несколько отступлений - как северный город Майяпан, который процветал в 13-15 веках, - но они не сравнятся по размерам и сложности с городами классических майя. Во многом 11 век был последним вздохом майя.

Судя по всему, изменения климата сыграли важную роль в падении майя. Но почему?

Большая часть объяснений археологами коллапса включает сельское хозяйство. Майя, как и все крупные цивилизации, в значительно степени зависели от урожая в своем экономическом успехе - и, конечно, в поддержании своей огромной рабочей силы. Простейшим объяснением упадка майя будет ежегодное снижение урожая, вызванное засухами, что постепенно снизило политическое влияние майя и в конечном итоге привело к полнейшей социальной дезинтеграции.

Но даже сторонники гипотезы засухи признают, что картинка должна быть куда более подробной.

«Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух 9 века», - говорит Джули Хоггарт из Университета Бейлора в Вако, штат Техас, принимавшая участие в декабрьском анализе климата.

Междугородний конфликт - тоже хороший способ разрушить цивилизацию; возможно, майя просто поубивали друг друга. Возможно, все это протекало на фоне сильнейших засух. Поскольку запасы продовольствия уменьшались в ходе засушливых десятилетий, борьба за ресурсы становилась все более интенсивной и привела в конечном счете к переломной точке, когда цивилизация древних майя оказалась непоправимо раздробленной.

Есть также по крайней мере одно объяснение, не требующее никаких военных действий. Возможно, на погибель майя обрекли не воины, а таланты. Поскольку майя были прекрасными ремесленниками и экологическими скульпторами.

Чтобы выращивать достаточно пищи и прокормить свои миллионы, майя вырыли огромную систему каналов, иногда в сотни километров шириной, которые позволяли им осушать и поднимать заболоченные бесплодные земли, которых на территории майя было много, делая из них пахотные земли. Некоторые археологи называли их «плавучими садами». Майя также очистили огромные участки леса как для сельского хозяйства, так и для своих городов.

Некоторые ученые считают, что грамотное управление окружающей средой могло стать причиной дальнейшего коллапса майя, к примеру, за счет ухудшения природного климата. Некоторые ученые считают, что вырубка леса для расчистки земель и для сельского хозяйства могла привести к локальным эффектам засухи, которые усугубились во время обширной засухи.

Косвенным следствием их сельскохозяйственной беды может быть то, что они позволили своему населению стать слишком большим, а большое население уязвимо к продолжительному сокращению пищевых запасов.

Какой бы ни была причина - или причины - падения майя, мы кое-что знаем о судьбе людей, которые остались с последствиями всего этого. С 1050 года н. э. майя вышли на дорогу. Они покинули внутренние земли, на которых процветали их предки, и направились в сторону Карибского побережья или к другим источникам воды, к озерам и рекам.

Исход народа майя мог быть мотивирован голодом. Если зерновые культуры действительно погибли после засух 9 и 11 века, переход к местам, богатым водой, имел смысл, поскольку появлялся доступ к морской пище и плодородным землям у моря. Какой бы ни была причина, майя брели к влаге.

Но, опять же, так было всегда. Одной из обязанностей правителей майя было общение с богами, которые обеспечивали влажный год и хорошие урожаи. В местах по всему миру майя, археологи поднимали кости людей со дна озер и воронок - которые считались дверьми в загробный мир: это красноречиво доказывает, что людей приносили в жертву, чтобы смилостивить богов. Когда дожди были хорошими и цивилизация процветала, было понятно, что молитвы майя услышаны.

Многие географические открытия европейцев завершались колонизацией новых земель и жестоким подавлением или даже истреблением местных народов. Так было и с открытием полуострова Юкатан и культуры майя.

Вообще-то судьбами цивилизаций интересуются прежде всего историки. При этом очень немногие из них обращают внимание на естественные, природные причины, приведшие к деградации и гибели ту или иную цивилизацию. Обычно считается, что главные виновники - соседние государства или воинственные племена-завоеватели, а также пришельцы из Европы.

Однако объяснить такими причинами крах культуры майя оказалось не так-то просто. Выяснилось, что в данном случае приходится учитывать географические факторы и проводить палеогеографические исследования. Они, в свою очередь, пролили свет на сложный комплекс причин, которые воздействуют на любое общество, ибо оно находится в нерасторжимом единстве с окружающей природной средой.

Но для начала надо вернуться в XVI век. После неудачной экспедиции Франсиско Кордовы был организован новый поход под начальством Хуана Грихальвы - на четырех кораблях с 240 солдатами. Старшим кормчим был Аламинос, а одним из участников - Берналь Диас. На этот раз они высадились сначала на прибрежный остров, а затем на материк - на северо-восточную окраину Юкатана, западнее Кордовы.

После вооруженных столкновений с индейцами Грихальва сумел наладить с ними товарообмен, получая пищу и небольшое количество изделий из низкопробного золота. Местные жители указывали на запад, давая понять, что там золота много, и повторяя при этом слово "Мехико". Но и без того золота было немало, потому что император Мексики, вождь ацтеков Монтесума, приказал не препятствовать продвижению пришельцев и обменивать желтый металл, который они так любят, на их товары.

И на этот раз испанцам довелось видеть алтари, залитые человеческой кровью, ужасных идолов. Видели они тела жертв с отрубленными руками и ногами, вскрытой грудью. Один из кровавых обрядов видел Диас: "В тот день они принесли в жертву двух мальчиков, рассекли им грудь и положили их окровавленные сердца в дар пакостному своему богу. Хотели они нас окурить, но мы не дались. Очень уж потряс нас вид так жестоко зарезанных мальчиков".

На этот раз экспедиция обследовала побережье Юкатана на протяжении около 1000 км, окончательно убедившись, что это полуостров. Привезенный груз золота разжег страсти конкистадоров, узнавших о существовании богатой страны на континенте. Это стало началом открытия, завоевания и разрушения империи ацтеков, майя. (Впрочем, процветавшие поначалу на захваченном золоте Испания и Португалия в конце концов низвели свою экономику на второразрядный уровень в Европе.)

Возникает вопрос, актуальный и для нашей эпохи: почему сравнительно быстро рухнули великие цивилизации Нового Света? Если бы государства инков и ацтеков находились в расцвете могущества и культуры, небольшие отряды конкистадоров не смогли бы их покорить. Это подтверждают события, сопутствовавшие открытию европейцами Юкатана. А ведь в этом случае конкистадорам противостояли порядком одичавшие потомки великих майя, некогда создавших самый точный в древнем мире календарь.

Это был удивительный народ. Остается загадкой, как они смогли верно определить продолжительность года без оптических приборов и многовековых астрономических наблюдений. Иероглифическая письменность майя настолько сложна, что до сих пор вызывает споры у специалистов и не во всем поддается расшифровке. В математике этот народ первым ввел понятие нуля. Им принадлежат оригинальные памятники культуры, колоритная живопись, великолепные архитектурные сооружения.

О происхождении майя высказывались самые фантастические версии. Бартоломео Лас Касас предполагал, что это потомки одного из пропавших колен Израиля, упомянутых в Библии, которые после поражения от ассирийского царя Саргона II переселились в Новый Свет. Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес был уверен, что на Юкатан переселились уцелевшие жители затонувшей Атлантиды. Однако подтвердилось мнение Диего де Ланды: культура майя сложилась и расцвела на местной почве.

Историки безуспешно пытались разгадать тайну гибели культуры майя. К ним подключились почвоведы, экологи и палеогеографы. Они и выяснили некоторые интересные факты. Оказывается, на Юкатане верхние почвенные горизонты ослаблены, обеднены питательными веществами. Установили причину этого: долгое господство подсечно-огневого земледелия На периодически - через 10–12 лет - выжигаемых участках почвы не успевали восстановить плодородие и постоянно истощались, деградировали. Начинались неурожаи, голод, вымирание населения.

Побывавший в этих краях замечательный биогеограф Н.И. Вавилов писал: "Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями… Многие сорта кукурузы, фасоли, папайи, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства".

В дальнейшем выяснилось, что майя практиковали не только подсечно-огневое земледелие. Они устраивали земледельческие террасы, ирригационные сооружения. Как пишет историк В.И. Гуляев: "За два месяца работ земледелец-майя классического периода производил такое количество пищи, которое покрывало все потребности его семьи за год, а также налоги и дани, уплачиваемые общиной правящей касте. Оставшееся время он тратил на всякого рода домашние занятия и ремесла, охоту и отбывал трудовую повинность на строительстве храмов, дворцов и других общественных зданий".

Именно в ту пору были воздвигнуты величественные пирамиды майя. Как все циклопические сооружения, они свидетельствуют о расцвете цивилизации, осознании народом и правителями своего могущества.

Жречество являлось интеллектуальной элитой общества, хранителем сокровенных знаний. По свидетельству Диего де Ланда, верховный жрец майя "назначал жрецов в селениях, когда в этом была нужда, испытывая их в науках и церемониях, и поручал им дела по должности, обязывая их быть хорошим примером для народа, снабжая их книгами и отправляя их на места. И эти жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать их иероглифы и рисунки".

Как знатоки календаря жрецы указывали сроки земледельческих работ. В тропиках, где почти неразличимы времена года, такие сведения были жизненно необходимы для рационального ведения сельского хозяйства.

Жрецы и правители практически брали на себя ответственность за все происходящее в стране. Постоянные ссылки на высшие силы, божественные установки при природных катастрофах - сильных засухах, землетрясениях или тропических циклонах - оборачивались социальными конфликтами: получалось, что боги недовольны происходящим на земле, гневаются на земных владык. Вспыхивали бунты. Утрачивалась вера в жрецов. Возможно, приобретя власть над обществом, само жречество вырождалось, тупо справляя ритуалы, утрачивая смысл знаний, не заботясь об их проверке или уточнениях.

Вдобавок ко всему эта каста "хранителей знаний и таинств" скрывала от остального народа свои познания и секреты. И когда во время социальных катастроф, восстаний жрецов уничтожали или изгоняли, это со временем оборачивалось экономическим упадком: некому было вести календарь, определять сроки посевов и других сельскохозяйственных работ. Терялась информация - ценнейшее общественное достояние. Это наносило удар по всей хозяйственной системе.

Возможно, что и без того жречество, замыкаясь как привилегированная каста, теряло саму суть навыков и обрядов, бездумно повторяя одно и то же, соблюдая формальные предписания автоматически. А как известно, бездумное повторение информации - обесценивает ее.

Великая цивилизация майя не смогла удержаться на достигнутом высоком уровне культуры. А если общественный организм не развивается, если он превращается в подобие инертного механизма, если в нем замирает интеллектуальная деятельность, то он сравнительно быстро начинает деградировать. Тем более что в империи майя росло обособление отдельных каст и регионов, городов-государств, терялось единство общества, снижались интеллектуальный потенциал и жизненная энергия. И все это происходило на фоне уменьшения плодородия почв, роста опустынивания.

Цивилизация майя - одна из немногих, которая прошла полный естественный цикл развития: становление, рост, расцвет, стабильность, упадок и гибель. Последнюю фазу завершили конкистадоры. На этом поучительном примере можно изучать особенности взаимодействия экологических, социальных, экономических и интеллектуальных факторов в общественной жизни. Сейчас, когда техническая цивилизация стала глобальной, пример майя особенно ценен. Ведь наша глобальная цивилизация становится все более однообразной - по американскому образцу.

…Открытие европейцами Юкатана и затем Мексики обернулось трагедией для местного населения. Пришельцы жаждали только материальных ценностей, не обращая внимания на ценности духовные. Было уничтожено множество памятников духовной культуры ацтеков, майя, инков. Фактически только в XX веке начались активные исследования этих исчезнувших цивилизаций и выяснились прежде всего экологические факторы их деградации. Это уже было открытие в области исторической географии и экологии общества. Такое научное открытие пока еще, пожалуй, не оценено по достоинству и остается незавершенным. Это обширное поле для новых исследований, результаты которых могут оказаться чрезвычайно плодотворными и актуальными.

Геологи выяснили, почему погибла цивилизация майя

МЕХИКО, 31 декабря. Согласно новому исследованию внезапному исчезновению древней цивилизации Мезоамерики способствовали две сильнейшие засухи на полуострове Юкатан. Для доказательства своей версии ученые взяли образцы минералов в Великой голубой дыре и близлежащих лагунах в Белизе, а также пробы грунта из нескольких других мест в сердце цивилизации майя.

Соавтор исследования Андре Дрокслер из Университета Райса сообщил, что ученым впервые удалось убедительно доказать климатическую версию упадка майя. И хотя засуха не является единственной причиной гибели высокоразвитой культуры древнего народа, она однозначно сыграла роковую роль в его судьбе, передает "Моя планета" .

Цивилизация майя процветала на полуострове Юкатан в 300-700-х годах н. э. В этот период были построены пирамиды и дороги сакбе, люди освоили астрономию, создали собственные системы письменности, счета, исчисления времени и легендарный календарь. Однако уже в IX веке в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения.

Ученые обнаружили, что в годы краха цивилизации майя (800-1000-е годы) количество тропических циклонов сократилось втрое: с пяти-шести до одного-двух в 20 лет. После этого майя переместились к северу. В 1000-1100-х годах снова установилась сильнейшая засуха: именно в этот период жители покидают разрушенную Чичен-Ицу и другие северные города. С середины X века люди больше не воздвигали каменные сооружения.

До сих пор исчезновение цивилизации майя являлось предметом спора ученых. В пользу гипотезы климатической версии упадка майя говорят не только исследования под руководством Дрокслера, но и более ранние анализы осадочных пород, собранные в Белизе — доказательства засухи геологи собирают в этом регионе с 1995 года.

Основной причиной засухи ученые считают сдвиги в межтропической зоне конвергентности (intertropical convergence zone, ITCZ) — системе, которая в норме направляет осадки на тропические регионы планеты, высушивая субтропики. В летний период ITCZ поливает дождями Юкатан, однако в период заката майя, как полагают ученые, связанные с ней муссоны могли вообще не попадать на полуостров.

Скудость осадков привела к упадку сельского хозяйства, поддерживавшего жизнедеятельность городов, а затем, скорее всего, пришел голод и междоусобные конфликты. «Когда устанавливается столь масштабная засуха, неизбежно начинаются голод и беспорядки», — объясняет Дрокслер

Присоединяйтесь к "Стилю жизни"

5 029

После повторного открытия городов майя в тропических лесах исследователи и археологи начали обсуждать причину их Упадка. Не удивительно, что при нынешнем состоянии этих некогда великих городов многие европейцы и американцы поначалу решительно отвергали саму идею цивилизации, процветающей в дебрях тропического дождевого леса. Они пришли к выводу, что упадок городов майя был неизбежен в столь неблагоприятных природных условиях и что цивилизация никогда не могла бы возникнуть там сама по себе. С их точки зрения, майя были колонистами из других мест – от Мексики до Египта или Китая. В наши дни археологи не склонны воспринимать дождевой лес как среду, враждебную для обитания человека, и совсем не возражают против местного происхождения индейцев майя.

Другим объяснением, популярным в ранних трудах о крушении цивилизации майя, была внезапная природная катастрофа. Безмолвные города, поглощенные тропическим лесом, действительно создавали впечатление, будто их покинули в спешке: люди бежали от катастрофы и не вернулись назад. Несколько городов майя, включая Куиригуа, действительно подвергались землетрясениям, а в Ксунантунихе один из дворцов, потерпевший значительный ущерб от землетрясения, так и не был восстановлен. Однако в большинстве крупных центров майя (расположенных довольно далеко от линий разломов земной коры) нет признаков ущерба от землетрясений.

Эпидемические болезни, такие, как бубонная чума в средневековой Европе, приводили к массовой гибели населения и сильным общественным волнениям. В качестве одной из причин ухода майя из городов на низменных равнинах предполагалась желтая лихорадка, хотя эта болезнь, по всей видимости, была не слишком распространена в Новом Свете до 1492 года. Такое объяснение в принципе возможно, но у нас нет вещественных доказательств, поддерживающих теорию эпидемического заболевания: ни многочисленных скелетов погибших людей, ни массовых захоронений жертв эпидемии.

Карибские ураганы часто проносились над низменностями майя, опустошая значительные области сельскохозяйственных земель. Темы ураганов и болезней переплетаются в гипотезе, согласно которой разрушительный вирус, поражающий кукурузу, достиг прибрежных низменностей, принесенный с востока Карибского моря ураганными ветрами, и уничтожил посевы маиса, от которых зависело благополучие майя. Как указывает ведущий специалист по истории майя, профессор Роберт Шерер из Пенсильванского университета:

«Идею о том, что преходящие и сравнительно локализованные последствия ураганов могут послужить причиной упадка целой цивилизации, довольно трудно переварить. Уничтожение лесов на пути урагана могло даже оказать благотворное воздействие, так как при этом расчищались новые земли для сельскохозяйственной эксплуатации».

Другая версия катастрофы содержится в гипотезе о вторжении более воинственного народа из Мексики, который стал причиной падения майя. Профессора Джереми Саблофф и Гордон Уилли из Гарвардского университета выдвинули предположение, что захватчики, лучше вооруженные и организованные, пришли с побережья Мексиканского залива и как саранча пронеслись по землям майя. В городах Сейбаль и Алтар-де-Сакрифисио обнаружены резкие изменения в формах бытовой керамики, архитектуры и скульптуры; это позволило исследователям утверждать, что города были захвачены чужеземцами, установившими там свои обычаи и порядки. На чужеземное присутствие в Сейбале четко указывает появление богов мексиканского пантеона и изображение явного иностранца со стрижкой под пажа и обрезанными усами, с надписью «Ах Болон Тун» на скульптуре, датируемой 849 годом.

Однако большинство археологов сходятся на том, что главными кандидатами на роль захватчиков являются путунские майя – раса воинов и торговцев, испытавшая сильное мексиканское влияние и контролировавшая прибрежные торговые маршруты. Какую выгоду хотели получить величайшие торговцы древней Центральной Америки от уничтожения своих главных клиентов? Возможно, захватчики были скорее симптомом, а не причиной проблемы; путунские майя просто отходили в глубь континента для защиты своих торговых маршрутов по мере того, как цивилизация майя на южных равнинах рушилась вокруг них.

По мнению некоторых исследователей, причиной падения цивилизации майя был конфликт более мирного характера. Они утверждают, что жители низменностей зависели от торговых отношений с Мексикой для поддержки амбициозных строительных программ, осуществляемых городскими правителями. Все было прекрасно, пока торговые маршруты проходили через Тикаль, но в IX в. н. э. был открыт более короткий морской маршрут вокруг полуострова Юкатан. Лишившись главного источника благосостояния, правители майя обнищали, а их города вскоре пришли в упадок.