Предисловие. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение Понятие о виде


А. Популяцией
Б. Видом
В. Классом
Г. Верного ответа нет


А. Половую
Б. Возрастную
В. Генетическую
Г. Все ответы верны


А. Растущей
Б. Стабильной
В. Убывающей
Г. Верного ответа нет



В. Репродуктивная изоляция
Г. Верного ответа нет


А. Экологического
Б. Морфологического
В. Географического
Г. Физиологического


А. Миграции
Б. Мутационный процесс
В. Изоляция
Г. Верного ответа нет


А. Радиусом индивидуальной активности
Б. Миграцией
В. Изоляцией
Г. Верного ответа нет


А. Понижают
Б. Повышают
В. Оставляют стабильной
Г. Верного ответа нет


А. Экологический
Б. Географический
В. Морфологический
Г. Верного ответа нет

Вариант 2


А. Популяция
Б. Особь
В. Вид
Г. Класс


А. Пострепродуктивный
Б. Пререпродуктивный
В. Репродуктивный
Г. Все ответы верны


А. Популяций
Б. Особей
В. Организмов
Г. Верного ответа нет


А. Растущей
Б. Сокращающейся
В. Стабильной
Г. Верного ответа нет


А. Генетического
Б. Биохимического
В. Физиологического
Г. Морфологического


А. Пыльца
Б. Семена
Г. Все ответы верны


А. Морфологический
Б. Генетический
В. Физиологический
Г. Биохимический



Г. Все ответы верны


А. Географический критерий
Б. Экологический критерий
В. Морфологический критерий
Г. Физиологический критерий

Вариант 3


А. Вид
Б. Особь
В. Популяция
Г. Класс


А. Вид
Б. Особь
В. Популяция
Г. Верного ответа нет


А. Географические преграды
Б. Морфологические отличия
В. Разные сроки размножения
Г. Все ответы верны


А. Миграции
Б. Изоляции
В. Мутационный процесс
Г. Верного ответа нет


А. Морфологического критерия
Б. Экологического критерия
В. Географического критерия
Г. Биохимического критерия


А. Н.А. Северцов
Б. С.С. Четвериков
В. К.Ф. Рулье
Г. Д. Дидро



Г. Все ответы верны


А. Генофондами особей
Б. Генофондами популяций
Г. Все ответы верны


А. Экологический критерий
Б. Морфологический критерий
В. Географический критерий
Г. Физиологический критерий

Ответы на Вариант 1

1.Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называются…
А. Популяцией
*Б. Видом
В. Классом
Г. Верного ответа нет

2.Различают…структуру популяции
А. Половую
Б. Возрастную
В. Генетическую
*Г. Все ответы верны

3.Если в популяции преобладает пререпродуктивные особи, численность популяции будет…
*А. Растущей
Б. Стабильной
В. Убывающей
Г. Верного ответа нет

4.Основой существования вида как генетической единицы живой природы является его…
А. Пострепродуктивная изоляция
Б. Пререпродуктивная изоляция
*В. Репродуктивная изоляция
Г. Верного ответа нет

5.Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример … критерия
А. Экологического
Б. Морфологического
*В. Географического
Г. Физиологического

6.Постоянно действующий источник наследственной изменчивости - это…
А. Миграции
*Б. Мутационный процесс
В. Изоляция
Г. Верного ответа нет

7. Степень подвижности особей выражается расстоянием, на которое может перемещаться животное, - это расстояние называется…
*А. Радиусом индивидуальной активности
Б. Миграцией
В. Изоляцией
Г. Верного ответа нет

8.Новые сочетания генов … выживаемость особей внутри вида
А. Понижают
*Б. Повышают
В. Оставляют стабильной
Г. Верного ответа нет

9.Критений вида, включающий в себя совокупность факторов внешней среды, составляющих непосредственную среду обитания вида, - это … критерий
*А. Экологический
Б. Географический
В. Морфологический
Г. Верного ответа нет

Ответы на Вариант 2

1.Реально существующая, генетически неделимая единица органического мира, - это…
А. Популяция
Б. Особь
*В. Вид
Г. Класс

2.Различают … возрастной класс популяции
А. Пострепродуктивный
Б. Пререпродуктивный
В. Репродуктивный
*Г. Все ответы верны

3.Подавляющее большинство видов живых организмов состоит из отдельных…
*А. Популяций
Б. Особей
В. Организмов
Г. Верного ответа нет

4.Если в популяции преобладают репродуктивные особи, численность популяции будет…
А. Растущей
*Б. Сокращающейся
В. Стабильной
Г. Верного ответа нет

5.Часто скрещиваются между собой виды тополей и ив, - это пример не абсолютности … критерия
А. Генетического
Б. Биохимического
*В. Физиологического
Г. Морфологического

6.У растений радиус индивидуальной активности определяется расстоянием, на которое распространяется…
А. Пыльца
Б. Семена
В. Вегетативные части, способные дать начало новому растению
*Г. Все ответы верны

7.Основополагающим для вида критерием является…
А. Морфологический
*Б. Генетический
В. Физиологический
Г. Биохимический

8.Для разделения вида необходимо использовать
А. Морфологический и генетический критерии
Б. Биохимический и физиологический критерии
В. Географический и экологический критерий
*Г. Все ответы верны

9.Критерий вида, в основе которого лежит сходство внешнего и внутреннего строения особи одного вида, - это …
А. Географический критерий
Б. Экологический критерий
*В. Морфологический критерий
Г. Физиологический критерий

Ответы на Вариант 3

1.Совокупность географически и экологически близких популяций, способных скрещиваться между собой, обладающих общими морфо-физиологическими признаками, - это…
*А. Вид
Б. Особь
В. Популяция
Г. Класс

2.Элементарной эволюционной единицей является…
А. Вид
Б. Особь
*В. Популяция
Г. Верного ответа нет

3.В природных условиях популяции не смешиваются друг с другом. Этому препятствуют…
А. Географические преграды
Б. Морфологические отличия
В. Разные сроки размножения
*Г. Все ответы верны

4.Источник резерва наследственной изменчивости популяций, - это…
А. Миграции
Б. Изоляции
*В. Мутационный процесс
Г. Верного ответа нет

5.Болотная камышовка и тростниковая камышовка внешне не отличаются, но не скрещиваются и имеют совершенно разные брачные песни, - это пример не абсолютности …
*А. Морфологического критерия
Б. Экологического критерия
В. Географического критерия
Г. Биохимического критерия

6.Большой вклад в популяционную генетику внёс учёный…
А. Н.А. Северцов
*Б. С.С. Четвериков
В. К.Ф. Рулье
Г. Д. Дидро

7.Концепция вида в целом не абсолютна, существуют организмы, которые вид не образуют, потому что…
А. Не завершёно видообразование, когда статус вида ещё не определён
Б. В палеонтологии близкие виды разделить невозможно
В. Особи с бесполым размножением, размножающиеся партеногенезом, самооплодотворяются
*Г. Все ответы верны

8.Генофонд вида представлен …
А. Генофондами особей
*Б. Генофондами популяций
В. Генофондами отдельных организмов
Г. Все ответы верны

9.Критерий, характеризующий определённый ареал, занимаемый видом в природе, - это…
А. Экологический критерий
Б. Морфологический критерий
*В. Географический критерий
Г. Физиологический критерий

Правильные ответы обозначены звёздочкой "*"

Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид ИЛИ признаки, по которым можно различить особей разных видов.

Морфологический критерий § Основан на существовании морфологических признаков, характерных для одного вида, но отсутствующих у других видов. § Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях) (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).

Физиологический критерий § Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. § Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.

Географический критерий § В одном ареале могут жить особи разных видов. § Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). § Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) § Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). § Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

Экологический критерий Основан на том, что два вида не могут занимать одну экологическую нишу. Следовательно, каждый вид характеризуется своими собственными отношениями со средой обитания.

Экологический критерий Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. § Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Генетический критерий определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Генетическая критерий Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: разные сроки размножения; по разному устроены половые аппараты; сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку; если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным. если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка) хонорик

Генетический критерий Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2 -3 раза. § В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: ü некоторые виды синиц, канареек, зябликов; ü некоторые виды тополей, ив.

Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

краткое содержание других презентаций

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Процесс существования сложных систем. Закончите синквейн. Убедительна гипотеза. Способ существования белковых тел. Синквейн. Луи Пастер. Гипотеза. Проверим ваши знания. Ладзаро Спалланцани. Разгадайте кроссворд. Жизнь. Готфрид Лейбниц. Английский биолог. Гипотеза Опарина. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Ян Ван Гельмонт. Немецкий ученый. Чарльз Дарвин. Теория биохимической эволюции.

«Строение органоидов» - Антон ван Левенгук. Органоиды движения. Основные положения клеточной теории. Клеточный центр. Содержание. Открытие пропорциональности. Клеточные структуры. Лизосомы. ЭПС. Митохондрии. Цитоплазма. М. Шлейден. Р. Вирхов. Комплекс Гольджи. Р. Броун. Имена, сыгравшие роль в изучении клетки. Рибосомы. Клеточный уровень организации живой материи. Т. Шванн. Роберт Гук. Пластиды. Микроскоп.

«Минеральные удобрения для растений» - Результаты наблюдени. Объект исследования. Проросшие семена томатов. Полив осуществлялся водой. Ход исследования. Группы растений. Рост растений. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. Не будь растений на Земле, не было бы и разнообразия живых организмов. Горшок. Условия стабильности урожая. Актуальность. Цель исследования. Минеральные удобрения.

«Эндокринная система человека» - Разрастание тканей. Железы внешней секреции. Тимус. Эндемический зоб. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система. Ферменты. Поджелудочная железа. Половые железы. Железы. Надпочечники. Паращитовидная железа. Эндокринная регуляция функций организма человека. Строение и функции эндокринной системы. Взаимосвязь между нервной и эндокринной системой. Функции гормонов. Щитовидная железа. Железы смешанной секреции.

«Происхождение современного человека» - Особенности строения и физиологии человека. Наличие ногтей на пальцах. Древнейший человек. Неандерталец. Европа. Рудиментарные органы и явление атавизма. Кроманьонец. Рыба. Восточная Азия. Неоантропы. Млекопитающие. Место человека в системе животного царства. Эмбриональное развитие. Общественный образ жизни. Прямохождение. Эволюция человека. Форма и строение глаз, ушей. Череп. Дриопитек. Азия. Туберкулез.

«Ламарк» - Законы Ламарка. Французская флора. Научная деятельность Ламарка. Орган. Жан-Батист Ламарк. Изучение беспозвоночных животных. Последние годы жизни. Вклад Ламарка в другие науки. Книга «Философия зоология». Закон наследования приобретенных признаков. Биография.

Из этого урока вы узнаете о критериях биологического вида. Множество растений и животных окружает нас. С раннего детства мы можем отличить кошку от собаки, а репу от конопли. В шестом и седьмом классе мы узнаем, что существуют биологические виды. Что же такое биологический вид с позиции эволюции? Существует ли виды на самом деле, или это просто удобное в обыденной жизни понятие? Как виды появляются, живут и исчезают с лица Земли? Что ждет наш вид? Действительно ли Человек разумный достаточно разумен?

Список литературы

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.

2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.

3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. - 5-е изд., стереотип. - Дрофа, 2010. - 388 с.

4. Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - Дрофа, 2010. - 384 с.

Вид - это совокупность особей, сходных по критериям вида до такой степени, что они могут в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство.


Плодовитое потомство - то, которое само может размножаться. Пример неплодовитого потомства - мул (гибрид осла и лошади), он бесплоден.


Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

  • Морфологический - внутреннее и внешнее строение.
  • Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.
  • Поведенческий - поведение, особенно в момент размножения.
  • Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)
  • Географический - ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.
  • Генетико-репродуктивный - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Критерии вида относительны, т.е. по одному критерию нельзя судить о виде. Например, существуют виды-двойники (у малярийного комара, у крыс и т.д.). Они морфологически друг от друга не отличаются, но имеют разное количество хромосом и поэтому не дают потомства. (То есть морфологический критерий не работает [относителен], но работает генетико-репродуктивный).

1. Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится: 1) морфологический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) общественный образ жизни
Б) различие в размерах самцов и самок
В) развитие личинок в сотах
Г) наличие волосков на теле
Д) питание нектаром и пыльцой цветков
Е) глаза фасеточные

Ответ


2. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида: 1) морфологический, 2) экологический
А) тело имеет бурую окраску
Б) питается насекомыми
В) при низкой температуре неактивна
Г) органы дыхания - легкие
Д) размножается на суше
Е) кожа не имеет желез

Ответ


3. Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует: 1) морфологический, 2) экологический
А) зимнее оцепенение
Б) длина тела 25-28 см
В) тело веретеновидной формы
Г) различия в окраске самцов и самок
Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах
Е) питание насекомыми

Ответ


4. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, к которому этот признак относят: 1) морфологический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) тело покрыто короткой шерстью
Б) глаза очень маленькие
В) роет ход в почве
Г) передние лапы широкие – копательные
Д) питается насекомыми
Е) размножается в гнездовой камере

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой вида Дикая свинья (кабан) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.
А) Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и её возраста.
Б) Свиньи активны днем.
В) Животные ведут стадный образ жизни.
Г) Окраска особей - от светло-бурой или серой до чёрной, поросята полосатые.
Д) Способ добывания пищи - рытьё земли.
Е) Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.

Ответ


2. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический
А) Хищники, питаются разными видами рыб.
Б) Самцы на 6-10 см крупнее самок.
В) Животные освоили водную среду обитания.
Г) Величина тела 160-260 сантиметров.
Д) Беременность самок продолжается 10-11 месяцев.
Е) Животные ведут стадный образ жизни.

Ответ


3. Установите соответствие между характеристикой вида Дикобраз азиатский и критерием вида, к которому её относят: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Лапы снабжены длинными когтями.
Б) Животные питаются растительной пищей.
В) Беременность самок длится 110-115 дней.
Г) Самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице животных.
Д) У самки выделяется молоко после рождения детёнышей.
Е) Животные ведут ночной образ жизни.

Ответ


4. Установите соответствие между признаками свиного цепня и критериями вида: 1) морфологический, 2) экологический, 3) физиологический. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) размер тела до 3 м
Б) на голове кроме присосок имеются крючья
В) взрослый червь обитает в тонком кишечнике человека
Г) размножается партеногенетически
Д) личинки развиваются в теле домашних и диких свиней
Е) свиные цепни высоко плодовиты

Ответ


5. Установите соответствие между характеристиками вида Кит синий и критериями вида: 1) морфологический, 2) физиологический, 3) экологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Самки плодятся через каждые два года.
Б) У самки вырабатывается молоко в течение семи месяцев.
В) На коже у китов поселяются китовые вши и усоногие рачки.
Г) Пластины китового уса имеют смолянисто-чёрный цвет.
Д) Длина некоторых особей достигает 33 метров.
Е) Половая зрелость особей наступает в четыре-пять лет.

Ответ


6. Установите соответствие между характеристикой прыткой ящерицы и критерием вида, к которому её относят: 1) морфологический, 2) экологический, 3) физиологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности наземного типа
Б) наличие роговых чешуй на коже
В) развитие зародыша в яйце
Г) откладывание яиц на суше
Д) непостоянная температура тела
Е) питание насекомыми

Ответ


1. Установите соответствие между примерами и типами адаптации: 1) морфологическая, 2) этологическая, 3) физиологическая. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) глухая крапива напоминает жгучую крапиву
Б) бурундук запасает корма на зиму
В) летучая мышь впадает в состояние зимнего покоя
Г) при опасности опоссум замирает
Д) акула имеет торпедообразную форму тела
Е) яркая окраска лягушки-древолаза

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями организмов и видами адаптаций: 1) поведенческая, 2) морфологическая, 3) физиологическая. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сучковатая форма палочника
Б) замирание при опасности у опоссума
В) кристаллы щавелевокислого калия на волосках листьев и побегов крапивы жгучей
Г) вынашивание икры во рту тилапией
Д) яркая окраска лягушек-древолазов
Е) удаление избытка воды через почки в виде слабо концентрированной мочи речными раками

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какую характеристику вида Росянка круглолистная следует отнести к физиологическому критерию?
1) цветки правильные, белые, собраны в соцветие кисть
2) использует в пищу белки насекомых
3) распространен по торфяным болотам
4) листья образуют прикорневую розетку

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Найдите название критерия вида в указанном перечне
1) цитологический
2) гибридологический
3) генетический
4) популяционный

Ответ


1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Комнатная муха – двукрылое насекомое служит пищей для насекомоядных птиц. (2) Её ротовой аппарат лижущего типа. (3) Взрослые особи мух и их личинки питаются полужидкой пищей. (4) Самки мух откладывают яйца на гниющие органические остатки. (5) Личинки белого цвета, не имеют ног, быстро растут и превращаются в красно-бурых куколок. (6) Из куколки развивается взрослая муха.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. В ответе запишите цифры под которыми они указаны. (1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоемам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветет с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в желтый цвет, сидят по 5-10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная – насекомоядное растение.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида мышь домовая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. (2) Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. (3) Селится преимущественно вблизи обитания человека. (4) Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. (5) В помёте обычно рождается от 5 до 7 детенышей. (6) В естественных условиях питается семенами.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида дрозда-рябинника. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Дрозд-рябинник – крупная птица. (2) Дрозды обитают в средней полосе России. (3) Дрозды рябинники селятся по лесным опушкам, в городских скверах и парках. (4) Кормятся на земле, разыскивая под сухой листвой и во мху дождевых червей, слизней и насекомых. (5) Зимой питаются плодами рябины, боярышника и другими ягодами, созревающими на кустах. (6) Дрозды рябинники гнездятся небольшими колониями, которые насчитывают от 2-3 до нескольких десятков гнезд.

Ответ


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида страуса африканского. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Африканский страус – крупная плица массой до 90 кг и ростом до 3 м. (2) Обитает в открытых саваннах и полупустынях, севернее и южнее зоны экваториальных лесов. (3) Клюв прямой, плоский, с роговым «когтем» на надклювье, глаза большие – самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. (4) Ноги мощные, двупалые, оперение рыхлое, бородки перьев не сцепляются друг с другом и не образуют перьевых пластинок. (5) Обычной пищей являются растения – побеги, цветы, семена, плоды, но при случае он поедает и мелких животных – насекомых (саранчу), рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников. (6) Африканский страус может длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьет и любит купаться.

Ответ


6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2) На передней паре крыльев расположены темные пятна. (3) Весной и летом бабочка откладывает яйца на листьях капусты или других растений семейства крестоцветных. (4) Из яиц выходят желтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5) По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зеленую окраску. (6) Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.

Ответ


7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Василёк синий (посевной). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Василёк синий – сорное растение семейства Сложноцветные, встречающееся на полях в посевах зерновых культур. (2) Часто растение обитает вдоль дорог, вблизи лесополос. (3) Прямостоячий стебель василька достигает до 100 см высоты. (4) Цветки имеют ярко-синюю окраску. (5) Василёк синий – светолюбивое растение. (6) В цветках содержатся эфирные масла, дубильные и другие вещества.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Применить к описанию вида животного экологический критерий – это значит охарактеризовать
1) изменчивость признаков в пределах нормы реакции
2) совокупность внешних признаков
3) размер его ареала
4) набор предполагаемых кормов

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида жука-носорога. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Жук-носорог обитает в европейской части России. (2) Его тело коричневое. (3) Хорошо выражен половой диморфизм. (4) Личинки жука-носорога развиваются в компостных кучах. (5) У самцов на голове имеется рог. (6) Жуки могут прилетать на свет.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида вишни кустарниковой. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Вишня кустарниковая – это низкий кустарник ли небольшое дерево высотой 3-6 м. (2) Кора бурая, листья в форме эллипса, заостренные. (3) Вишня кустарниковая является одной из родоначальниц сортов вишни обыкновенной. (4) Растет в России в европейской части страны и на юге Западной Сибири. (5) Цветки белые, собраны по 2-3 в соцветие зонтик. (6) Цветет вишня в апреле-мае, а плоды созревают в начале лета.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида вероники дубравной. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Вероника дубравная растет на лесных полянах, лугах, склонах холмов. (2) Растение имеет ползучее корневище и стебель 10-40 см высотой. (3) Листья с зубчатыми краями. (4) Цветет вероника дубравная с конца мая по август. (5) Опыляется вероника дубравная пчелами и мухами. (6) Цветки небольшие, синего цвета, собраны в соцветие кисть.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Воробей полевой. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Воробей полевой распространён по Евразии, исключая Крайний Север, северо-восток и юго-запад Азии. (2) Воробей полевой несколько меньше Воробья домового, но имеет более стройное тело, коричневое темя и чёрные пятна на белых щеках. (3) Особи вида весят приблизительно 20–25 г. (4) Воробьи гнездятся по опушкам рощ, в редколесье, парках. (5) Кладка состоит чаще из пяти-шести яиц. (6) Яйца имеют белую или сероватую окраску с многочисленными мелкими тёмными крапинками.

Ответ


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ


6ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Сосна обыкновенная - светолюбивое растение. (2) Когда её семя прорастает, появляется пять-девять фотосинтезирующих семядолей. (3) Сосна способна развиваться на любой почве. (4) Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5) Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6) Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые описывают генетический критерий вида. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Существует ряд критериев, по которым один вид отличается от другого. (2) Каждый вид имеет свой видовой кариотип. (3) Важным признаком вида является ареал его обитания. (4) У особей одного вида хромосомы имеют сходное строение. (5) Соматические клетки человека имеют 46 хромосом. (6) Для большинства млекопитающих характерен половой диморфизм.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида животного Черная крыса. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида: крысы с 38 и с 42 хромосомами. (2) Черная крыса обитает в Европе, в большинстве стран Азии, Африке, Америке, Австралии; распространение её не сплошное, а связано преимущественно с жилищами человека в портовых городах. (3) Ареалы таких видов могут пересекаться географически, и на одной территории внешне неразличимые особи черных крыс могут жить бок о бок, не размножаясь. (4) Различия в кариотипе разных видов обеспечивают изоляцию при межвидовом скрещивании, потому что вызывают гибель гамет, зигот, эмбрионов или приводят к рождению бесплодного потомства. (5) В Европе примерно одинаково распространены две расы черной крысы, из которых одна имеет типичный черно-коричневый цвет меха, более темный, чем у серой крысы, а другая - практически русая, с белым брюшком, похожая по окраске на сусликов. (6) Исследования количества, формы, размера и строения хромосом позволяет надежно различать виды-двойники.

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Что из перечисленного ниже не относится к критериям вида?
1) Генетический
2) Биоценотический
3) Клеточный
4) Географический
5) Морфологический

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида суслика желтого. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Желтый суслик живет на пустынных необрабатываемых землях. (2) Суслик питается сочными частями степных трав, луковицами растений и семенами. (3) Поедает также насекомых: саранчу, кузнечиков, жуков и гусениц. (4) Самка рождает в среднем семь детенышей. (5) Во время летнего зноя и зимой впадает в спячку. (6) Во время спячки температура тела зверька падает до 1-2 °С, сердце бьется с частотой 5 ударов в минуту.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Ужасный древолаз. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Одни из самых ядовитых позвоночных на Земле, эти мелкие древесные лягушки встречаются на небольшом участке юго-запада Колумбии в основном в нижних ярусах дождевых тропических лесов. (2) Обладают яркой, контрастной окраской, самцы и самки одинакового размера. (3) Кожные железы ужасного древолаза выделяют слизь, содержащую сильный яд - батрахотоксин. (4) Яд защищает животное как от грибков и бактерий, так и от естественных врагов, которые могут получить смертельное отравление при попадании яда древолаза на кожу или слизистые оболочки. (5) Древолазы ведут дневной образ жизни, в природе питаются в основном муравьями, другими мелкими насекомыми и клещами. (6) Животные весьма активны, и голодовка в течение 3-4 дней способна не только ослабить здоровую упитанную особь, но и вызвать её гибель.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия термофильной бактерии Thiobacillus thermophilica. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Экологически обособленную группу в природе представляют термофильные микроорганизмы, обитающие в природе при температурах от 40 до 93 градусов. (2) Горячие источники Северного Кавказа, богатые сероводородом, изобилуют термофильными видами тионовых бактерий, таких как тиобактерия Thiobacillus thermophilica. (3) Эта термофильная бактерия способна к делению и развитию при температурном режиме от 40 до 70-83 градусов. (4) Мембраны термофильных бактерий отличаются высокой механической прочностью. (5) Термофильные бактерии имеют ферменты, которые могут функционировать при высоких температурах, обеспечивая необходимую скорость химических реакций в клетке. (6) Споры термофильных бактерий обладают значительно большей термоустойчивостью, чем споры мезофильных форм, а максимальная скорость роста колонии происходит при оптимальном температурном режиме в 55-60 градусов.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Тополь серебристый. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Растут тополя очень быстро и уже в возрасте сорока лет приобретают окончательную высоту. (2) Высота тополиных деревьев колеблется от 30 до 60 метров. (3) Живет растение недолго, в основном до восьмидесяти лет. (4) Корни тополя толстые, сильные, у многих видов расположены поверхностно. (5) Клетки почек образуют клейкое смолистое вещество. (6) Древесина дерева мягкая и очень легкая, ствол прямой, крона может иметь разнообразную форму.

Ответ


Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками и критериями вида: 1) физиологический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) травоядность
Б) беременность в течение одного месяца
В) ночной образ жизни
Г) рождение нескольких детенышей
Д) высокая частота сердечных сокращений

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида гаттерии. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Единственный современный представитель отряда Клювоголовых пресмыкающихся. (2) Внешне похожа на ящерицу, длина до 75 см, вдоль спины и хвоста гребень из треугольных чешуй. (3) До прихода европейцев населялa Северные и Южные острова Новой Зеландии. (4) В конце ХIХ века была истреблена и сохранилась только на близлежащих островах в специальном заповеднике. (5) Занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). (6) Уcпешно разводится в Сиднейском зоопарке.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Сосна сибирская кедровая. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Сосна сибирская кедровая, или Сибирский кедр - один из видов рода Сосна; вечнозеленое дерево, достигающее 35-44 м в высоту и 2 м в диаметре ствола. (2) Кедр очень распространен в Западной Сибири по всей лесной полосе от 48 до 66 градусов с.ш., а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3) В Сибири предпочитает супесчанные и суглинистые почвы, но может расти и на каменистых субстратах и сфагновых болотах. (4) В Центральном Алтае верхняя граница распространения кедра лежит на высоте 1900-2000 м над уровнем моря. (5) Сибирский кедр растет также на территории Монголии и Северного Китая. (6) Сибирская кедровая сосна морозостойка, теневынослива, требовательна к теплу, влажности воздуха и почвы, избегает почв с близким залеганием вечной мерзлоты.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида животного Европейский хариус. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Европейский хариус - пресноводная рыба подсемейства хариусовых семейства лососевых, массой до семи килограммов. (2) Жизнь этих рыб связана с определенной температурой воды, поэтому хариус не встречается в травянистых местах, глубоких береговых заливах и фиордах. (3) Этот вид рыб обитает в бассейнах Белого и Балтийского морей, в бассейне Северного Ледовитого океана, от Финляндии до Тюменской области. (4) В реках обитают хариусы меньшего размера, их вес едва достигает веса более 1 кг. (5) Рыбы, совершая сезонные миграции в поисках корма, доходят до верховьев рек Днестра, Волги и Урала. (6) Хариус водится и в больших северных озерах Европейской части России - Онежском, Ладожском и некоторых других водоемах, в которых выбирает каменистые, реже - песчаные отмели.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида животного Певчий дрозд. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Певчий дрозд - небольшая певчая птица из семейства дроздовых, обитающая в Европе, Малой Азии и Сибири. (2) Певчий дрозд заселяет различные типы лесов и одинаково многочислен и в лиственных лесах, и в тайге. (3) Взрослые птицы питаются беспозвоночными, своих птенцов певчие дрозды выкармливают различными насекомыми и мелкими червями, а осенью едят различные ягоды и фрукты. (4) Ареал певчего дрозда характеризует его как северную, холодоустойчивую птицу, выбирающую для мест гнездований леса с молодыми еловыми порослями или с можжевельником. (5) Активно заселяет северные области Скандинавского полуострова и многочислен в Восточноевропейской лесотундре, проникая даже в тундру, активно расселяется на восток. (6) Отсутствует в Южной Европе, на островах Средиземного моря, хотя там присутствуют подходящие для певчих дроздов биотопы.

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. (2) Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растений. (3) Каждый волосок представляет собой крупную клетку. (4) В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. (5) Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. (6) Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.

Ответ


1. Установите соответствие между характерными признаками вида Паслён сладко-горький и критериями вида, к которым их относят: 1) морфологический, 2) экологический, 3) биохимический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) В растении образуются и накапливаются ядовитые вещества.
Б) Созревшие ягоды содержат много сахара.
В) Ягоды имеют ярко-красную окраску.
Г) Цветки лиловые, имеют правильную форму.
Д) Растения распространены на огородах и берегах рек.
Е) Высота растения - 30-80 сантиметров.

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и критериями вида Крапива двудомная: 1) экологический, 2) морфологический, 3) биохимический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) многолетнее растение с мощным корнем и длинным корневищем
Б) растет на лесных вырубках, на сорных местах, вдоль заборов
В) в листьях образуется аскорбиновая кислота, каротин, витамины В и К
Г) цветение крапивы продолжается с начала лета и до начала осени
Д) цветки мелкие, однополые, с зеленоватым околоцветником
Е) в клетках листа накапливается щавелекислый калий

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019