Конспект занятия «Дифференциация звуков -. Коррекция акустической дисграфии. Занятие логопеда по дифференциации звуков – Игра «Путешествие по предложениям»

О. Н. ЯВОРСКАЯ

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

Научный редактор

Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО

Санкт-петербург

УДК 376 ББК 74.3 Я22

Научный редактор

кандидат педагогических наук,

зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

Иллюстрации художника Л. А. Иванова

Яворская О. Н.

Я22 Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - 112с. + 24 с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

18ВМ 978-5-9925-0020-2

Дети есть дети, игровая деятельность для них - необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. - можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

УДК 376 ББК 74.3

15В,\ 978-5-9925-0020-2

© Яворская О. Н., 2007

© КАРО, 2007

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость младших школьников мо­жет быть вызвана рядом причин: недостаточ­ным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только уст­ной речи, но и письменной. Среди наруше­ний устной речи преобладают различные де­фекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений, и дисграфия на по­чве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

В основе дисграфии, обусловленной недо­развитием языкового анализа и синтеза, ле­жит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги - на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях струк­туры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового ана­лиза является фонематический анализ. По­этому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

У детей могут встречаться следующие ошибки:

Пропуск гласных (собака - «сбака»; до­ма- «дма»);

Пропуск согласных при их стечении (дик­тант- «дикат»; школа - «кола»);

Перестановки букв (тропа- «прота»; окно - «коно»);

Добавление букв (таскали- «тасакали»);

Пропуски, добавления, перестановки сло­гов (комната - «кота»; стакан - «ката»).

Нарушения деления предложений на сло­ва при этом виде дисграфии проявляются:

В слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь»; в доме - «вдоме»);

Раздельном написании слова (Белая бе­реза растет у окна - «белабе заратет ока»);

Раздельном написании приставки и кор­ня (наступила - «на ступила»).

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием уст­ной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост­роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зри­тельного анализатора, имеют предрасполо­женность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свой­ства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

Развитие оптико-пространственных представлений Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез
Уточнение и расширение объема зрительной памяти Проведение схематического анализа предложе­ний, уточнение количества слов
Формирование пространственного восприятия и представлений Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова
Развитие зрительного анализа и синтеза слова Уточнение звукобуквенного и слогового состава
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Составление предложений с использованием за­данных слов, схематическое отображение предло­жений
Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложе­ниях, в связных текстах) Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями рус­ской графики. И в печатном, и в рукопис­ном шрифтах для обозначения всех букв ал­фавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукопис­ном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

Многие из приведенных в списке букв от­личаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в про­странстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре ис­чезают без применения каких-либо коррек­ционных приемов.

У детей могут быть специфические нару­шения, не связанные с письменной речью:

Нарушения зрительного восприятия;

Неточность представлений о форме, ве­личине, цвете;

Недоразвитие зрительной и слуховой па­мяти, пространственного восприятия и пред­ставлений;

Трудности оптического и оптико-про­странственного анализа, позволяющего на­ходить сходство и различие в зрительных об­разах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

Неточность тонких движений руки.

Эти нарушения будут влиять на овладе­ние процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок ки­нетического характера останется прежним.

Неточность в изображении букв может вы­ражаться в следующем:

В не д списывании элементов букв;

В добавлении лишних элементов (у бук­вы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

В написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент бук­вы к);

а неправильном расположении элемен­тов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Неточности в изображении букв у неко­торых детей имеют очень устойчивый харак­тер и не исчезают сами по себе, поэтому не­обходимо проведение коррекции.

Чтобы помочь детям получить положи­тельный результат в коррекционном процес­се, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них - необ­ходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых име­ются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые свя­заны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состоя­ния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя началь­ной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) клас­сов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рам­ки для использования игр - 7-10 лет.

ОПИСАНИЕ ИГР

Игра «Цветные слова»

Цели:

развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геомет­рических фигур.

Использование:

1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает вни­мание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называ­ют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в по­следовательности, соответствующей схеме.

Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый тре­угольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, на­зывают буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

Игра «Филлворд»

Цели:

закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письмен­ные буквы;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос­приятие;

Обогащать словарь.

Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет место­нахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя сло­во, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

Цели:

развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

Обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

Использование:

дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

Игра «Ромб»

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);

Развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез).

Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содер­жится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражаю­щей структуру этого предложения.

Игра «Улитка»

Цели:

развивать умение анализировать предложения на слова (определять коли­чество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последова­тельность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

Закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: игровые карточки «Улитка».

Использование:

детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине ко­торой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

Игра «Змейка»

Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предло­жений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание пред­логам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написа­нию букв.

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

Развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

Совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

Использование:

логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри ту­ловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых со­единены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале пред­ложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предло­жения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).

Игра «Путешествие по предложениям»

Цели:

Совершенствовать навык чтения;

Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

* активизировать слуховую память.

Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.

Использование:

логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координа­ты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение.

В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов.

С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

Игра «Загадки времен года»

Цели:

совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

Формировать грамматически правильную речь.

Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

Использование:

логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что пер­вое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игра «Кирпичная стенка»

Цели:

закреплять знания о предложении, его правильном написании;

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

Совершенствовать оптико-пространственные представления;

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

Использование:

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.

Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

Игра «Паутинка»

Цели:

Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

Формировать умение анализировать предложение по словам;

Совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

Игра «Соты»

Цели:

формировать навыки слогового анализа и синтеза;

Развивать оптико-пространственные представления;

Закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

Игра «Сложные слова»

Цели:

закреплять знания о сложных словах;

Формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

Обогащать словарь.

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

Использование:

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Игра «Родственники»

Цели:

закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

Совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

Закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

Использование:

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Й класс

Дифференциация звуков (п), (т)

и букв п, т в словах

Задачи.

1. Развивать психические и мыслительные операции, зрительную память.

2. Закреплять знания о звуках [п], [т] и буквах п, т, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

3. Развивать оптико-пространственные представления; тактильные ощущения.

4. Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам.

5. Способствовать развитию мелкой моторики.

Материал:

мнемотаблица к слову «три»,

Карточка со стилизованными изображения букв д, т,

Игра «Узнай букву на ощупь» (Буквы вырезаются из бархатной бумаги, дети должны определять их на ощупь, закрыв глаза.)

Игра «Ромб»,

Рисунок по клеткам («Петух»),

Призовые жетоны.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие высших психических функций.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т], написания букв п, т.

2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами.

3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

4. Анализ предложений.

5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков про­странственной ориентации,

V. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент


Похожая информация.


План-конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме «Дифференциация п-т».

Тема занятия: Дифференциация согласных п-т.

Цели:

  1. Закрепить у учащихся умение различать согласные п-т в устной и письменной речи.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Развивать зрительную память, мышление, внимание, слухомоторные координации.

1. Мобилизирующий этап.

Задача : эмоциональный настрой.

Даются указания.

Ребята, пожелайте другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)

Учащиеся поочредно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- и удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышка-Топтыжка.

а) Сложите буквы из элементов (разрезная азбука). Какие буквы у вас получились?

Сегодня на занятии мы продолжаем учиться различать согласные п, т.

Характеристика звуков (звуковая опора т- зубы, п- губы)

Буквы (зрительная опора — п — две ножки 2 пара, т — три ножки 3 три)

б) найдите буквы п,т в рисунках и обведите по контуру букву п — зелёной пастой, т — синей.

в) работа с наждачной азбукой, определить буквы на ощупь.

3. Развитие слухоморных координаций.

Когда я постучу 2 раза, вы произнесёте слог «пу» 1 раз, а когда я постучу 3 раза — скажите слог «ти» 3 раза.

А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.

4. Дифференциация в слогах.

а) работа по слоговой таблице.

// а ы/// //а///
/// о ю// ///о//
//о а// //о///
//а е/// ///а//

  • чтение шёпотом
  • чтение цепочкой
  • выборочное чтение: 1 строчка, 2строчка

б) Игра «шифровка» (карточки «шифровки»)

Запиши слоги разными пастами: с буквой п — зелёной пастой, с буквой т — синей.

2а, 3о, 2о, 3а, 2у, 2ы, 3ы,2е, 3е

5. Дифференциация в словах.

а) прочитайте слова справа налево, заменяя цифры буквами (2-п, 3-т)

оле3, ак2ел, накара3, акйе2ок, ленме3о2, лива3со2, йын3амо3, а3енал2, 3амо3ва

Запишите слова правильно в тетрадь. Буквы подчеркните разными цветами.

Проверка.

б) Работа со словами-паронимами

  • тара — пара
  • торт — порт
  • тень — пень
  • стал — спал
  • почка — точка
  • толк — полк

Вставить подходящие по смыслу слова.

  • Мало (толка, полка) от лентяев.
  • Над столом висит (полка, толка).
  • Теплоход приходит в (порт, торт).
  • Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
  • Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей.
  • Старенький дедушка (спал, стал) на полатях.
  • Словарная работа «полати».

6. Физпауза. «Сова», «Слон».

в) «Перепутаница».

сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп

7. Дифференциация в словосочетаниях.

Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы п, т.

  • _ё_лый _латок
  • _ала_ка _уристов
  • _лохой _оступок
  • жи_ели ланеты
  • _ачка ва_ы
  • _равый бо_инок
  • у_иная охо_а

Проверка.

8. Игра «Фотоглаз».

«Лишнее слово»

9. Работа с деформированным текстом.

П…енец вс…орхнул и спря…ался за кус…ик. Над полями с…елился гус…ой …уман. Тёмная …уча …овисла над …олем. В …арке расту… с…арые то…ля.

а) чтение текста
б) вставить буквы п,т.

Итог занятия.

Климова Марина Валерьевна,
учитель-логопед
МБОУ г. Иркутска СОШ №67

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    Дифференциация б - п

    1. Выделите начальные звуки из слов банка, палка.

    2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т . Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

    3. Выделите начальные звуки в словах Боря - Поля, бык - пыль, баня - память.

    Дифференциация б - п в слогах

    1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги. (чтение по«вееру»-тоже что и описывала по с,з)

    2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. (ромбики)

    3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

    ба - па па - ба бя - пя пя - бя би - пи

    бо - по по - бо бе - пе пе - бе пя - бя

    бу - пу пу - бу бю - пю пю - бю бе - пе

    бы - пы пы - бы би - пи пи - би пю - бю

    4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

    па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля

    5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

    апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

    6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

    па - ба - па пу-бу-пу па-ба-па- ба

    ба- па - ба бу-пу-бу ба- па - ба - па

    пу - бу - бу - пу

    бу - пу - пу - бу

    7. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

    Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

    по - бо - по по - бо - бо - по бо - по - бо - по

    би - пи - би пи - би - би - пи па - ба - па - ба

    пя - бя - пя бу - пу - пу - бу бы - пы - бы - пы

    бе - пе - бе бе - пе - пе - бе би - пи - би - пи

    8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой б, во вторую - с буквой п .

    ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, one

    9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

    пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет

    Дифференциация б -п в словах

    1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п .

    Образец: а) в слове палка - звук п , он находится в начале слова;

    б) в слове забор - звук б , он находится в середине слова.

    а)пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка,плакать, пилотка, блуждать

    б)забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

    2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

    палка - балка, башня - пашня, бела - пела

    3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

    : платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

    4. Выделите из данных слов буквы б, п . Надпишите буквы б, п над схемой слов.

    бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги

    5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

    Образец: белить - побелить.

    белить-... , плакать-... , бороться-... , плыть-... , бродить-... , беседовать-... , бежать-... , петь - ... , бывать-... , благодарить-... , будить - ... , бегать-... , беспокоить - ...

    6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

    а) по или бо

    Ты..жар...нес са...ги

    Ка..лото...гас ра...та

    Ле..лет...лел за...та

    Вар..шел...бер за...ры

    б) па или ба

    ры... ..кет...гаж...бочка

    ла... ..нан...гор ло...та

    ар... ..ран...мять ры...ки

    ли... ..ром...рень...зары

    лам... ..лет...мятник...рады

    в) пу или бу

    Сы..чок...кашка ар...зы

    Ля..тон...зырек по...гай

    Ря..мага...ренка ре...сы

    Кет..лемет. ..зина гло...сы

    Динг..ран...говица ис…гать

    Дильник..мажка...ровая раз...дить

    г) пе или бе

    Ро..карь...да по...да

    Лый..чет...пел за...гал

    Per ..жит...сок за...вал

    Нал..рет...ред по...жать

    д) пи или би

    Лот …та...точки со...рать

    Тон …лить...рюза за...рать

    Нокль …сать...оны от...рать

    Ла …дон...онер от...вать

    7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

    а) ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки,...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои

    б) ...а...очка, ...о...лавок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...утный,...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

    8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчеркните последний слог.

    Образец: гриб - грибы.

    (Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

    зуб-... гриб - ... хлеб - ... краб-...

    карп-... столб-... тулуп-... куб-...

    клуб-... дуб-... голубь-... степь-...

    ястреб-... суп-... боб-... зябь-...

    9. Измените слова по образцу: карпы - карп, зубы - зуб.

    столбы-... клубы-... голуби-...

    тулупы-... супы-... проруби-...

    хлеба - ... грибы... бобы-...

    крабы-... кубы-... лбы-...

    10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

    кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

    Слова для объяснения : потоп, зоб, раб.

    11. Поднимите карточку с буквой б или п , когда услышите эти звуки в слове.

    Запишите эти слова.

    плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет

    12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б , 10 слов с буквой п . Подчеркните буквы б , п разными карандашами.

    13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п . Сделайте подписи к картинкам.

    14. Запишите слова в три колонки: в первую - слова с буквой б , во вторую - с буквой п , в третью - с буквами б, п . Выделенные слова разделите на слоги.

    побеспокоится , беседа, просьба, просить, благодарить, поблагодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка , будильник

    15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

    Вопросы: Кого ловят рыболовы?

    Какое дерево имеет белую кору?

    У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

    У какого зверька на ушках кисточки?

    Кто поедает вредителей в саду?

    Где растут клюква и брусника?

    Где растут рожь и пшеница?

    Какой день наступает после четверга, после пятницы?

    Как называется первый день недели?

    16. В названиях каких профессий есть звуки б или п ?

    Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщица, певец, плотник, рыбак, сапожник.

    17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

    Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

    18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся

    звуки б, п. Запишите эти слова.

    На кустах белеют чашки, В поле лестница лежит.

    А в них нитки и рубашки. Дом по лестнице бежит.

    Деревянная река, Как взялась кума за дело,

    Деревянный катерок, Запилила и запела.

    А над катером струится Ела, ела дуб, дуб.

    Деревянный дымок. Поломала зуб, зуб.

    Два братца Узловат Кузьма,

    В воду глядятся, Развязать нельзя.

    Никак не сойдутся.

    Уличный мальчишка Зверька узнаем мы с тобой

    В сером армячишке По двум таким приметам.

    По дворам шныряет, Он в шубке серенькой зимой,

    Крошки собирает. А в рыжей шубке летом.

    Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, белка, цепь.

    19. Диктанты.

    Слуховые диктанты

    1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графическую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

    брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

    2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики записывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

    болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

    3. Методическое указание. Логопед показывает картинки, не называя их.

    Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

    Приблизительный перечень картинок : грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

    4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п - в другую.

    липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

    Дифференциация б - п в предложениях

    1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

    Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

    2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

    Показался желтый бок, Покати - не тронусь с места.

    Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

    Не из мягкого я теста, Назови меня. Я... .

    Барабан.

    Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

    Бабушка, мы пошли на парад!

    3. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

    Слова.

    Борис и Клава вышли во двор.

    Клава, давай подбирать слова на б.

    Клава сказала: «Боты».

    Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка» Маленькая Маша сказала: «Лавка».

    Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты

    придумала на звук л.

    Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

    Озеро Сенеж.

    Московские пионеры любят бывать летом на озере Сенеж. Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукошко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое болото. Перейти через него можно при помощи самодельной переправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

    Чудесные места в нашем Подмосковье.

    4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

    палка - балка Старушка опирается на... .

    Крыша опирается на... .

    бочка - почка Капусту вытащили из... .

    Листья появились из... .

    забор - запор Вокруг дома сделали новый....

    У калитки хороший....

    забыть- запить Ссору надо... .

    Лекарство надо... .

    блещут - плещут В синем небе звезды... .

    В синем море волны....

    5.Выпишите из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п

    Образец: пустая бутылка.

    На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки.

    Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

    6. Составьте и запишите предложения. Вместо картинки напишите слово. (Картинки подбирает логопед.)

    Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

    У Полины (барабан), (палочка).

    Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

    Паша лепил (белочка), (грибы).

    Папа покупает (пальто), (брюки).

    7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишите их.

    Пустой пузырек. Пологие берега. Полевой букет. Зубная паста. Пробный забег.

    Пестрая блузка. Сбор пионеров. Плохая, побелка. Спелые яблоки. Пополнить запасы.

    Полный пакет. Бобовый суп. Полосатые брюки. Бумажный пакет. Забавная песенка.

    8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

    Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал помидоры.

    Вопросы: Что делал Боря? Что делала Полина?

    9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

    Методические указания. Для данного задания используются иллюстрации к

    сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

    Вопросы: Куда сел колобок? Что сказала лиса колобку?

    10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

    Олезно...егать...осиком. ...етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...оймал...ольшую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

    11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте согласные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

    Мама сварила вкусный су... . У...ори...олит зу... . Он не сможет есть горячий су… . …уря...овалила телеграфный стол... . У дома намело...ольшой сугро... . Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду... . В ...улочную...ривезли свежий хле... . На крыше воркует...елый голу...ь.

    12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложения по этим картинкам.

    Методические указания. Логопед добивается от учащихся распространения предложения с помощью наводящих вопросов.

    Образцы предложений: Бабушка печет баранки. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

    13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

    Бабочка, полянка, над, порхать, белая. Полина, белая, блузка, и, голубой, покупать, платочек. Из, бумага, Боря, змей, делать. Тропинка, шагал, путник, быстро, по. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

    14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составлены? Исправьте их. За-пишите правильно.

    Паутина плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

    Дифференциация б - п в связных текстах

    1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

    Осенью.

    Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер. ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо-...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые листья, ...урые листья

    то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ере-летные...тицы.

    2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

    Вопросы: Где были пионеры? Что делал Петя? Какую рыбу поймал Боря? Какую бабочку поймала Поля? Что делал Павлик?

    3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

    Бабушкины баранки.

    Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагодарили.

    Приблудный.

    Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

    4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. Придумайте названия рассказов.

    Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

    Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, накопал, сбежал, пристроился, рыбачить.

    5. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

    Белый снег, А вот белка

    Белый мел, Не бела,

    Белый заяц Белой даже

    Тоже бел. Не была

    Отрывок из стихотворения «Дни недели».

    В понедельник я построил

    Мост и крепость из песка.

    И шагали ровным строем

    Мимо крепости войска.

    6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

    Помощники.

    Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Пионеры шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать все сено.

    Наш дом.

    Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома пионеры посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

    Школьный сад.

    Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

    Тема занятия: «Дифференциация Б-П»

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: тренировать в различении на слух звуков п,п´-б,б´ (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте) с опорой на их артикуляционные признаки.

    ЗАДАЧИ:
    Обучающая: закрепить соотнесение глухих звуков п, п´- с буквой Пэ, а звонких б, б´, с буквой Бэ; упражнять в звукобуквенном анализе; закреплять понятие звонкий, глухой согласный. Развивающая : развивать фонематическое восприятие: расширять словарный запас по темам «Животные», «Птицы». Воспитывающая: воспитывать у детей чувство доброты, ответственности за братьев наших меньших, беречь природу и ее обитателей.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

      Организационный момент

    1)
    Добрый день, ребята! Сегодня на занятии у нас гости, давайте мы поздороваемся, а сами настроимся на работу, потрем ушки, это активизирует все силы организма, поможет нам лучше запоминать, повышает внимание на работоспособность.

    2)
    А теперь сделаем упражнение «Пальчики здороваются», это облегчит нам процесс письма.
    Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе

    3)
    А как мы с вами будем работать (показывают 2 ладошки – на «5», одну – на «4», ничего не показывают - на «3»)

    2. Развитие фонематических процессов.

    Рассказать легенду
    Я хочу рассказать вам сказочную историю.
    Однажды, давным-давно, лил сильный дождь. Лил он несколько дней и ночей и затопил всю землю. Зверям и птицам негде стало жить. Звери устали, у птиц намокали перья, добраться смогли они только до листьев кувшинки. Им было очень страшно. Но один человек-лесник нашёл лодку и решил помочь животным. Но посадить кого-нибудь в лодку он сможет только тогда, когда мы, ребята, выполним задания.
    Ребята, а кто такой лесник? Это человек, который любит лес, животных, следит за порядком.
    Игры «Шифровальщики. ». Спасение одного животного.

    Ребята, почему три вида фишек? (гласные, согласные:твердые, мягкие)
    -А что такое звук? Звук- это что мы слышим и произносим.

    Учитель-логопед называет звук, дети выкладывают на партах фишку, обозначающую этот звук.
    Совместная работа учителя и детей, (с.о.б.а.к.а).

    Самостоятельная работа, проверка по образцу учителя, (п.а.в.л`и,н)
    За доской выкладывает ученик

    Ребята, вы молодцы. Мы спасли одного. Сажаем его к леснику в лодку.

    3. Введение в тему занятия. Спасение 2 животного

    1. Отгадать загадки.
    Заворчал живой замок,
    Лег у двери поперек.
    Две медали на груди.
    Лучше в дом не заходи (собака)

    Хвост раскрылся сам собой,
    Словно веер расписной.
    У хвоста есть властелин,
    А зовут его… (павлин)

    2. Звукобуквенный анализ

    К какой из схем подходит слово собака?
    -К какой из схем подходит слово павлин?

    3. Характеристика изучаемых звуков

    А)
    -зовите третий звук в слове собака
    - произнесите звук (б)

    -Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков
    - Назовите ему парный мягкий звук(б)
    0 Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков)

    Назовите парный звук в слове павлин
    - Произнесите звук(п)

    -Назовите ему парный мягкий звук(п`)
    - Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков)

    Ребята, звуки (б),(б`)- (п)-(п`) могут быть в начале,середине, в конце слова.

    Вывод о теме занятия:
    Ребята, как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем различать?
    Сегодня мы будем различать звуки (б)(б`) – (п)(п`) и буквы П-Б

    Молодцы! Спасли еще одного!

    4. Работа над новым материалом. Спасение 3 животного


    1. Дифференциация изолированных звуков (б),(б`)- (п)-(п`)
    Я назову звук, а вы поднимете соответствующий кружок (п,б,п`,п,б`,б)
    2. Дифференциация (б)-(б`)- (п)-(п`) в слогах

    а) Воспроизведения слоговых рядов
    -Я буду называть слоги, ваша задача слушать, запоминать и правильно повторять (наугад кидать мяч любому из детей)
    Па-ба-ба; пя-бя; пло-бло-пло;
    Пы-бы-пы; бе-бе-пе; бил-пил-бил;

    б) Игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов (с мячом)
    - Послушайте, произнесите, заменяя звонкие согласные звуки (б) на глухие (п) (п) и наоборот. Будьте внимательны!
    слух/ Ба-па Бо-Бу-Бы-Бя-Бе-Бё-Пой-Пот

    Третье животное посадили в лодку


    5. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) в словах. Спасение 4 и 5 животных

    А)
    Эй, ребята, побыстрей,
    Собирайте в цирк зверей!
    Кто же будет выступать?
    Всех попробуем назвать…

    /Голуби, собака, белка, баран, поросенок, петух, попугай, цапля/
    На доске в разнобой
    -Назовите картинки

    -Как назовем одним словом? Это животные
    -А как можно распределить данные слова? Звери и птицы, или слова с б, слова с п
    -Какая буква в словах первого столбика?
    -Назовите слова со звуками (п)-(п`) одновременно картинки перемещаются в столбик
    Исключение лишнего.

    Назвать лишнюю картинку в первом столбике и объяснить свое решение.
    1 столбик: голуби- птицы, собака, белка, баран – звери
    2 столбик: поросенок не птица, петух,попугай, цапля- птицы
    Составить словосочетания

    -Ребята, посмотрите на нашу волшебную доску (плакат с карманами в одном прилагательном, в другом вставляем картинки с животными).Здесь написаны имена прилагательные -Ответьте, что и какого цвета? Отвечаем полным ответом

    Зеленый…, рыжая…, белая…, чёрный…, разноцветный…, серая…, розовая…, коричневый…


    В) Индивидуальная работа по карточкам -Ребята, вставьте пропущенные буквы б или п в словах (паук, баран, барсук, цыплёнок, обезьяна, бегемот, черепаха, собака) Проверяем после написания Молодцы, спасли ещё двоих.
    6.Физкультминутка. А) Все выходят по порядку (ходьба на месте) Дружно делают зарядку Влево-вправо, влево-вправо (наклоны) Назад-вперёд, назад-вперёд. Можно и наоборот. Встали ровно! Подтянулись! На места свои вернулись!
    Б) Дыхательное упражнение Глубокий вдох, руки поднять вверх. Выдох руки опустить. Молодцы, садитесь на свои места.
    В) Закрыли глазки, сделаем, не открывая глаза, круговые движения вправо 5 раз и влево 5 раз
    7. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) в предложениях. Спасение 6 животного .

    Карточки с предложениями,предложения поделены на слова, и в разобранном виде, надо составить и прочитать и можно разложить по конвертам, раздать на выбор, каждый делает свое предложение, потом зачитывает.
    -Маленькая девчонка кормила голубей.
    -В джунглях живут волнистые попугаи
    -Мы увидели в деревне розового поросенка
    -На ферме живут желтые цыплята
    -Пауку в сеть попала муха

    Спасли еще одно животное

    8. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) на письме (работа в тетради)
    Спасение 7 животного

    -Ребята, что мы с вами прочитали? Текст.
    -А почему вы решили, что это текст? Несколько предложений, связанных между собой.
    -Есть ли в тексте незнакомые слова? Выбелился - это окрасился в белую краску
    -Произнесите слова, в которых в которых встречается буквы Б и П, четко произнося эти буквы
    Списать, подставить правильную букву
    Голуби и попугай _ о_ угай услыхал о том, что голубей хорошо кормят. Вы_елился в _елый цвет и влетел в голу_ ятню Голу _и приняли его как своего, но он не удержался и закричал, как _ о_ угай. Когда голу_ и увидели, что это _ о_ угай, то выгнали его. Он вернулся к _о_угаям, но и те не _ризнали его и то же не _ риняли.

    9. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся
    Ребята, вы сегодня спали очень много зверей и птиц, мы помогли доброму леснику доставить их на землю мы научились различать звуки (б),(б`)- (п)-(п`) и буквы Б и П

    А теперь подведем итоги нашего занятия: Я предлагаю закончить предложения на выбор:

    -На занятии мне понравилось… - Я хочу сказать спасибо… - На занятии я запомнил…