Звуковой анализ слова клей конспект занятия. Планы занятий для старшей группы. Обведение и штриховка буквы «Ы»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОПФР «Звуковой и слоговой анализ слова»

Учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы.

Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы - это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является... (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться...

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: обучение грамоте

Презентации к уроку




Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






Назад Вперёд

Цель:формирование у детей умения составлять звуковой анализ слова, сравнение слов по звуковому составу.

Задачи:

  • упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
  • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова "дом";
  • упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
  • закреплять представление о предложении;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Раздаточный и демонстрационный материал: слайды (картинка с изображением детей; картина-схема слова "дом"), карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Ход занятия

1. Дидактическая игра "Как их зовут?" Перед детьми представлена картина с изображением детей (Приложение 1). Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Педагог: Ребята, давайте сыграем в игру "Как их зовут?". Посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Дети: На ней изображены дети.

Педагог: Я предлагаю вам угадать имена детей изображенных на картине. Для этого вы должны внимательно посмотреть на предметные картинки, которые будут появляться на доске, и по первым звукам в словах составить имена (дети составляют имена с опорой на предметные картинки ).

Опорные картинки:

  • Шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
  • Мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
  • Рука, осы, мак, автобус - Рома.

Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

2. Педагог: На прошлом занятии вы учились находить звуки в слове "мак", учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Давайте вспомним, какие звуки есть в слове "мак". Сколько звуков в слове?

Дети: в слове "мак" три звука.

Педагог: какой звук первый?

Дети:первый звук "м"

Педагог: какой звук стоит вторым?

Дети:вторым стоит звук "а"

Педагог: какой звук третий?

Дети:третий звук "к"

Педагог: Молодцы! Посмотрите на доску, что изображено на ней? (Приложение 2)

Дети:на доске изображен "дом"

Педагог: Давайте определим, сколько звуков в слове "дом", опираясь на схему под картинкой?

Дети: в слове "дом" три звука.

Дети: первый звук в слове дом "Д"

Педагог: какой второй звук?

Дети: второй звук "О".

Педагог:При его произнесении нам ничего не мешает ни губы, ни язык, ни зубы, он тянется и поется. Мы его произносим громко. Какой третий звук?

Дети: третий звук в слове "дом" "М"

Педагог: Ребята, давайте произнесем слово "дом" в соответствии с движением указки. Молодцы!

А теперь определите, какие звуки в словах "мак" и "дом" одинаковые?

Дети: в словах "мак" и "дом", одинаковый звук "М"

Педагог: А где находиться этот звук в слове "мак"?

Дети: в начале слова

Педагог: В слове "дом"?

Дети: в слове "дом" в конце слова.

Педагог: Найдите в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся

Дети: это звуки "А" и "О"

Физкультминутка. Игра "Поздороваемся по-разному"

Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Поздороваемся по-разному"

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)

3. Педагог: Мы с вами немного отдохнули.

Ребята, придумайте предложение из двух слов со словом "Мак" и запишите его с помощью графических линий.

Дети: Красивый мак. Красный мак.

Педагог: А сейчас составьте предложение со словом "дом" из трех слов и тоже запишите его графически.

Дети: Большой, красивый дом. Стоит большой дом. Наш дом высокий.

Игровое упражнение "Маленький архитектор".

Педагог: Молодцы! Давайте поиграем в игру "Маленький архитектор" (выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру ). У вас на столах лежат бумажные заготовки геометрических фигур. Вам надо построить дом. (работа детей ).

4. Итог занятия

Педагог: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»

Конспект занятия

«Освоение действия звукового анализа

при помощи ТИКО грамматики»

в старшей группе

по обучению грамоте

Разработала воспитатель-

Халиуллина Ленария Рахимьяновна

г. Нефтеюганск

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

Определять протяженность слов и составлять их графическую запись,

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова,

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал:

Демонстрационный:доска, экран, указка, картинка-схема слова кит, детали конструктора ТИКО: зеленые, синие и красные, карандаши, руль (штурвал) бинокль.

Раздаточный:картинки-схемы слова кит, детали от конструктора ТИКО: синие, зеленые, красные, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А все ли ребята сегодня здесь?

Игра «Перекличка» (называть звуки, у кого имя начинается на этот звук, тот встает). А В М С П Р Т У

2.Хорошо, все присутствуют, а давайте выберем капитана, самого ответственного и внимательного, он сегодня будет моим помощником, мы дадим ему штурвал (выбор детей).

И так, поплыли (пройтись по кругу, имитируя плавание).

3.А сейчас садимся в свои шлюпки (на стульчик)

Скажите, ребята, а на чем можно плавать (ответы детей, в названиях посчитать слоги)


(катер, лодка, пароход, судно, плот)

Давайте поиграем в игру «Телеграф»

Игра"Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу",отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

Слово катер перенесем на листочки.

Сначала слово делим на слоги, для этого, мы прохлопаем, и наши слоги будем рисовать волнами на листочках.

4. Давайте с вами поиграем. Ребятки, смотрите, мимо нас что-то огромное проплывает, хвостом плещет. Кто же это?

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный,

В море ест и в море спит,

Так живет на свете……(КИТ)

Видеоролик на экране.

(ответы детей, на доску вывешивается картинка кита)

    Анализ слова КИТ (ТИКО грамматика) Какой первый звук Найти звукИ в слове, охарактеризовать его; Какой последний звук Сколько звуков в этом слове Делить слово по слогам Игра «Слушай внимательно» звук К-хлопнуть, звук И-тянуть,

звук Т-топнуть.

Молодцы, вы справились с заданием.

5. Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка « Волны»

Кроме огромных рыб, таких как кит и акула, в море так же водятся другие рыбы, поплывем посмотрим.

6. Ребята посмотрите, вон там островок. Давайте с вами для отдыха построим там дом

Игра "Построим дом"

Ребята, назовите пожалуйста, материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь.

А я, если вы правильно будете отвечать и еще при помощи конструктора ТИКО грамматикавыделите правильно звук и покажите, буду рисовать.

(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.)

А что может быть внутри дома? называют предметы мебели, кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.)

что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом рисую карандашом на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.

Мы с тобой построим дом

Дружно в нем мы заживем

Какой замечательный дом у нас получился!

А теперь возвращаемся из морского путешествия обратно в детский сад. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Ребята, сегодня вам понравилось путешествовать?

Что больше всего понравилось?

С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Все молодцы. В память о нашем путешествии, кит вам дарит свою фотографию.(Раскраску)


Людмила Иванова
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель звуковой анализ слова . Учить делить слова на слоги , определять количество .

Задачи :

Обучающая задача : В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова , различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки . Закреплять умение делить слова на слоги , определять количество слогов и место ударения в слове . Упражнять в чтении слогов , слов .

Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух , обогащать словарь , развивать внимание , мышление, память.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование : мяч, звуковые карточки , домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука.

Ход занятия

Воспитатель :

Игра : "Буква моего имени" (с мячом) .

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук , на согласный звук . (Дети называют свои имена и садятся) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появился домик. Интересно, кто там живет?

Воспитатель : Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)

Хотите в домик вы попасть?

Должны вы имя мое отгадать.

Воспитатель : Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)

Дидактическая игра «Угадай, имя?»

На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)

картинки : зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.

Воспитатель : Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)

Назовите звуки , которые жувут в моем имени и разберите их.

Воспитатель : Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка . (Выполняется звуковой анализ слова . 1 ребёнок делает у доски, остальные - на своих местах)

Воспитатель : (смотрит в конверт и достает еще одну записку)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог .

Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги . (дети высказывают свое мнение) .

Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна . Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове .

Давайте прохлопаем слово Знайка . Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук . (прохлопывается слово ) . Сколько раз мы хлопнули? (два раза) . Посмотрите, сколько гласных букв в слове ? (две) . Назовите их. (А и А) . Сделайте вывод. Сколько в слове слогов ? слове два слога ) . Осталось только определить ударный слог . Вы спросите : «Что это такое?»

Ударение – это выделение голосом гласного звука . На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный . Давайте определим ударный звук . Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове . Послушайте, как буду делать я : ЗнАй-ка, Знай-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный ).

Появляется кукла-мальчик Знайка.

Воспитатель : А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.

С е н т я б р ь

д е р е в О

П е р ч а т к и

п А л ь т о

1. Мокрое место

2. Никто его не пугает, а он дрожит

3. Осенний месяц

4. Осенние тёмные и дождливые облака

5. Чем холоднее становится, тем больше оно раздевается

6. Одежда для пальцев

7. Верхняя одежда

8. Небо плачет

Воспитатель : Кто сможет прочитать слово , которое получилось? (читающие дети читают слово листопад ) .Давайте прохлопаем слово . Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове ? (в этом слове три гласные ) . Значит сколько слогов в этом слове ? (в этом слове три слога ) . Давайте произнесем слово с ударением . Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (лИстопад, листОпад, листопАд) . (Дети делают вывод)

Разминка.

«Слушай внимательно»

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны прыгать по комнате.

Воспитатель : Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание) .

Воспитатель : А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.

Речевая разминка.

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись :

Где-то собаки рычали : р-р-р.

В стойле коровы мычали : м-м-м.

В комнате мухи жужжали : ж-;-;/

Мимо машины бежали : тр-р-р.

Листья под ветром шумели : ш-ш-ш.

А комары все пели : з-з-з.

Воспитатель : Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.

Чтение слов .

Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова : Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Воспитатель :

Как определить количество слогов в слове ? По количеству гласных в слове )

Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука )

Как определить ударный слог ? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный )

Какие вы знаете звуки речи ? (гласные и согласные)

Чем отличается гласные и согласные звуки ? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту) .

Давайте повторим, как поются звуки .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.

Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение» Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Деление слов на слоги. Ударение. Цель урока: научить учащихся делить слова на слоги; формировать.

Конспект НОД «В поисках вежливых слов» (подготовительная группа) Цель: познакомить детей с понятием «квест», закрепить правила вежливого поведения. Задачи: закрепить знание гласных и согласных букв, умение.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова» Конспект ООД по обучению грамоте с детьми задержкой психического здоровья в старшей подгруппе Тема: Звуковой анализ слова. Составление.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, посвящённого Дню семьи «Путешествие в мир слов и предложений» Задачи: Продолжать формировать понятия: «слово» и «предложение». Совершенствовать умение определять количество слов в предложении, изменять.

Жоғары топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в с таршей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 15.10.18г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Фарафонова Н.Н.

Білім беру саласы/Образовательная область: коммуникация

Пән/Предмет: основы грамоты

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Из чего получается хлеб»

Тақырыбы/Тема : «Звуковой анализ слова «Дым ». Буква «ы».

Мақсаттары/Цели:

1. Тәрбиелік- воспитательная: воспитание желания активно работать; доброжелательного отношения друг к другу.

2.Дамытушылық развивающая: развитие интереса к звучащему слову; развитие мелкой моторики руки в обведение буквы «Ы».

3.Оқыту- обучющая: обучение умению проводить звуковой анализ слова «дым», анализировать особенности произношения и звучания слова. Ознакомление сгласной буквой «ы», ее целостным образом. Упражнение в соотнесении буквы с соответствующим звуком; в умении определять место звука в словах.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированная, ИКТ.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: презентация «Звук и буква Ы», пеналы с фишками, схемы слова «Дым», картинки с заданиями, карандаш красного и синего цвета, мяч, прописи буква Ы, ручка.

Көптілдік. Полиязычие: түтін - дым - smoke

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Слайд 1

Воспитатель показывает детям мышонка и сообщает, что сегодня к нам на занятие пришёл мышонок Мыша. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

Сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Сообщает, что мышонок принес новую букву и новый звук, с которой мы познакомимся.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Загадки: (слайд №2)

    Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

    Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

    Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

    Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (ответы детей).

Артикуляционная разминка.

Слушайте меня внимательно,

Повторяйте все старательно :

Ды-ды-ды- очень плохо без воды.

Ты-ты-ты- маме подарю цветы.

Ны-ны-ны – спят медведи до весны.

Вы-вы-вы- испугались мы совы.

Зы-зы-зы-убежали от грозы.

Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.

Как можно отличить звук Ы от других гласных (на слух, по артикуляции).

Звук Ы- сердитый звук.

Губки улыбаются, а шея напрягается.

Спинку горкой выгибает, как сердитый котик.

Работа с картинкой. (слайд 3)

Воспитатель дает задание детям.

    Рассмотрите картинку. Как ревёт мишка, которого покусали пчёлы? (Ы-ы-ы.)

По­вторите: Ы-ы-ы. Какой это звук? (Гласный, обозначаем его красным цветом.)

2. Раскрась «одежду» звука Ы карандашом нужного цвета.

Слайд 4

3. «Живой слог». Послушай слоги: ЫК, МЫ. Выполни их звуковой анализ и раскрась одежду звуков.

д/упр. «Домик» (слайд 5)

Рассмотрите и назовите картинки. Определите место звука Ы в этих словах. Поселите картинки в домик: проведите линию к первому окошку, если звук Ы находится в начале слова, ко второму - если в середине, к третьему - если в конце слова.

К какому окошку ты не провел ни одной линии? Почему? (К первому. Потому что слов на звук Ы нет.)

Физминутка «Не спешить, Не отставать!»

Ноги врозь, на пояс руки.

Надо спинки нам размять.

Наклоняться будем, ну-ка,

Не спешить, не отставать! (Наклоны в стороны и вперед.)

Крутим мельницу вперед:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом наоборот

Будем мельницу вращать. (Вращение прямыми руками вперед и назад.)

Подтянуть к груди колено

И немного постоять.

Научитесь непременно

Равновесие держать. (Поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Хорошо мы отдохнули

И к работе вновь вернулись.

Звуковой анализ слова «Дым»

(Дети разбирают слово, обозначают звуки фишками)

Сколько слогов в слове?

Сколько звуков?

Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Назовите второй звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Назовите третий звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (слайд №6)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд №7)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №8).

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Слайд 9 Воспитатель просит детей взять из кассы букву Ы и найти место (на карточке-схеме) в слове «Дым». Дети кладут букву на красную фишку. Проверяют.

д/и «Один – много» (с мячом).

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Слова рассыпались» Слайды № 9 - 17

Дети собираю слова из букв и слогов, в которых есть Ы.

Обведение и штриховка буквы «Ы».

3. Қорытынды/итоговая часть

С каким звуком познакомились?

Как называется буква?

Как вы думаете, мы хорошо потрудились?

Попрощаемся с Мышонком. Слайд № 18