Логопедическое занятие в подготовительной группе слова действия. Конспект логопедического занятия для старшей группы.Тема: Слова-действия. Животные. Графическое изображение слов-действий

Мавлютова Элеонора Винорисовна,

учитель-логопед МАДОУ д/с №133 г.Тюмени

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, картинки с животными, сундучок.

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них

Улыбнитесь друг другу и скажите:

Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Психогимнастика.

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось, изобразить веселых попросят.

3. Логопедическая гимнастика.

Зарядка для губ. «УЛЫБОЧКА»

Губки наши улыбнулись,

Сильно-сильно растянулись.

«УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА»

Улыбочка и трубочка.

Растянулись в дудочку.

Зарядка для язычка.

4. Развитие фонематического слуха.

Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

(зайка, дайка, зуйка, ёзик, ёжик, юзик, котунок, котенок, кутенок..)

5. Работа по теме.

Корова что делает? -Мычит

Лошадь что делает? -Ржёт

Кошка что делает? -Мяукает

Собака что делает? -Лает

Гусь что делает? -Гогочет

Утка что делает а? -Крякает

Курица что делает? -Кудахчет

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед: Только что мы вспомнили, какие звуки могут издавать животные. А на картинках, которые находятся перед вами животные выполняют различные действия. Назовите эти действия. Дети, рассматривают каждый свою картинку и отвечают одним словом на вопрос «Что делает?»

(Спит, скачет, бежит, лает, прыгает..)

Рассматривание сюжетных картинок

Петух стоит. Слово действие-стоит.

Котенок лакает молоко. Слово действие-лакает.

Зайка грызет морковку. Слово действие-грызет.

Корова пасется на лугу. Слов действие-пасется.

6. Физкультминутка.

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

7.Закрепление пройденного материала.

Послушайте пары предложений. В каждом втором предложении пропущено слово - действие. Ваша задача догадаться, какое слово пропущено.

Кот ловит мышонка. Мышонок от кошки … . (убегает)

Собака лает на кота. Кот от собаки … . (спасается, удирает)

Лисичка отправилась на охоту. Лисичка добычу … . (поймала)

Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева … (упал, свалился)

Ребята, а сейчас новое задание: послушайте предложения и из каждого назовите только слово, обозначающее действие и «положите» слово в сундучок.

Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд. Волк поймал добычу. Собака сторожит дом.

Итог занятия.

Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)

Логопед оценивает работу детей и поощряет их.

Литература.

1. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи

у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.

Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005

2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР «Детство-Пресс»,2003

3.Формирование лексико-грамматических представлений / Ткаченко Т. А. - СПб.:Детство,1998

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .

дать понятие о словах действиях.

развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.

учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.

cовершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД №1444 СВАО г.МОСКВЫ

Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста
«Слова действия»

подготовила

воспитатель ГБОУ детский сад №1444

Разбакова Наталья Александровна

МОСКВА 2012

Конспект

индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Слова действия»

Цели:

Образовательные – дать понятие о словах действиях.

Учебные – развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.

Воспитательные – учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.

Коррекционные – совершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию.

Оборудование: картинки со словами действиями, карточки со словами предметами.

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие, знакомство с ребенком.

Тема: слова действия.

1.Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Рассмотри картинки и назови, кто что делает?

Картинки: девочка шьёт, бабушка вяжет, девочка вышивает, мама готовит обед, бабушка жарит рыбу, бабушка печёт пирожки.

Корова, коза, лошадь, курица, утка.

Карточки со словами – предметами (запись на карточках).

Ребенок отвечает согласно этим картинкам.

Логопед: правильно Дима.

2.Развитие слухового внимания. Дифференциация глаголов от других слов.

Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слова действия.

Слова: бежать, летать, дорога, плавать, солнце, спать.

Ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова действия.

Логопед: правильно Дима.

3.Развитие и уточнение словаря действий.

Картинки: корова, коза, лошадь, курица, утка, гусь.

Ребенок:

Корова – мычит

Коза – блеет

Лошадь – ржет

Курица – кудахчет

Утка – крякает

Логопед: правильно, молодец.

4.Физкультминутка. Движения по тексту.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево поворот!

5.Работа по словообразованию.

Логопед ребенку раздаёт карточки со словами – предметами, и просит подобрать к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип – скрипеть.

Слова: журчание, жужжание, кваканье, ржание, треск.

Логопед: я, записываю эти слова на доске, ты в тетрадь.

Ребенок:

Журчание – журчать

Жужжание – жужжать

Кваканье – квакать

Ржание – ржать.

Треск – трещать

Логопед: правильно Дима.

Итог занятия: Дима! Что тебе понравилось на занятии? Что нового ты сегодня узнал?

Ты сегодня хорошо занимался. До свидания!

Список использованной литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.
  2. Волина В.В. Русский язык/ Серия «Учимся играя». – Екатеринбург: ТОО «Изд-во АРГО»,1996.
  3. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда. Ред.-сост. В.И.Селиверстов. – М.:Просвещение,1979.
  4. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. - М., 1981.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с., ил.
  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда, - М.: Просвещение, 1985, -207с., ил.
  2. Программа обучения и воспитания в детском саду (под ред. Васильева). – М., 1985
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста (Под ред. Сохина Ф.А.)

Конспект фронтального занятия логопеда

с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.)

Тема занятия : «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия:

Задачи:

  1. Развитие умения выделять слова, обозначающие действие предмета, опираясь на его лексическое и грамматическое значение.

    Развитие умения задавать вопрос к слову-действию.

    Графическое обозначение слова-действия.

    Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

    Обогащение глагольного словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов.

    Развитие моторики.

    Развитие зрительного, слухового внимания, избирательного торможения.

    Развитие речи.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.

    Развитие зрительного восприятия, внимания.

    Формирование умения принять учебную задачу.

    Формирование адекватной самооценки.

Оборудование:

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

    призы.

Ход занятия:

«Ква-ква-ква» да « r ва-ква-ква»?

Прыгун-трусишка,

Хвост – коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Шубка в два цвета –

На зиму и на лето.

Кто зубами щёлк, да щёлк?

У деревни бродит ….

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Небольшие ножки,

Очень боится кошки.

Кто позабыв тревоги,

Спит зимой в берлоге?

2). Назовите все слова-отгадки.

3). Что обозначают эти слова?

Какие предметы?

На какой вопрос отзываются эти слова?

4). Из какой сказки эти звери? Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайка-Побегайка, Волк-Зубами Щёлк и Медведь?

Дети здороваются.

ЛЯГУШКА

ЗАЯЦ

ВОЛК

МЫШКА

МЕДВЕДЬ

Дети вспоминают, называют слова-отгадки.

Предметы.

Живые.

Кто?

«Теремок»

II . Основная часть

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря.

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря. Образование глаголов от звукоподражаний.

Развитие зрительных функций. Развитие логического мышления.

Развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности.

Мы сегодня с вами сочиним новую сказку, в которой Медведь не поломает наш теремок. В нашей сказке Медведь-учитель. Он мудрый, умный. Будет давать задания зверюшкам, а мы будем помогать им выполнять их.

Задание 1.Кто как передвигается?

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь(что делает?) - ….

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь (что делает?)- ….

Что за слова мы называли? Что обозначают наши слова?

на какой вопрос отзывались слова?

О чём мы сегодня будем говорить, о каких словах?

Задание 3. Игра «Самый внимательный»

Очень важно детям быть послушными и слушаться старших. Иначе с ними случаются разные неприятности. Посмотрите на картинку, какое животное убежало со своего места? Верните его.

Задание 4. Графический диктант.

Вспомните, как обозначаются слова – предметы?

Вспомните, как обозначаются слова – действия?

Запишите графически слова:

белка, прыгает, ищет, воет, волк, барсук, роет, плывёт, крот.

Проверим ещё раз; сколько слов-действий у вас получилось?

Задание 5. Игра «Прятки».


Медведю прислали друзья из Африки фотографию.

    Найдите на картинке, раскрасьте и назовите животных, спрятались в джунглях.

прыгает, плавает, скачет

бегает

прыгает, бегает, скачет

бегает, рыщет, ходит

ходит, шатается , бегает

квакает

пищит

воет, рычит

рычит

Действия.

Что делает?

О словах-действиях.

Дети рассматривают картинку, находят закономерность; соединяют «непослушное» (белка)

животное линией с пустой клеткой. Объясняют ответ.

Одной линией.

Двумя линиями.

Чертят схемы.

Дети называют животных и птиц: слон, носорог, тигр, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, кобра, попугай.

III . Физкультминутка

Развитие зрительного и слухового внимания, избирательного торможения.

Игра «Делай то, что я показываю».

Игра «Делай то, что я говорю».

или

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Как лягушки скачут,

Никогда не плачут.
Как лисы хвостиком виляют,

Серых мышек догоняют.

Разогнулись, потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись

И друг другу улыбнулись.

Выполняют различные движения.

Выполняют движения по тексту стихотворения.

II . Основная часть (продолжение)

Активизация словаря, развитие умения задавать вопрос к слову-действию, формирование семантических полей.

Расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподража-

тельных слов.

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Развитие слухового внимания, памяти.

Задание 6. Что делают предметы?

1). Назовите действия, которые зашифрованы.

2). Что может делать каждый предмет? Соедините предмет с символом действия цветной линией, задавая к слову вопрос.

Задание 7. Сочиняем стихотворение.


Все задания Медведя мы выполнили. Медведь довольный. Пошёл в чащу в свою берлогу, а нам оставил мешочек с подарками.

Стоит, идёт, сидит, бежит, прыгает, едет (катится), плывёт, лежит (спит).

Например:

мячик (что делает?) – прыгает, катится, плывёт, летит, лежит.

Образуют глаголы,

По картинному плану вспоминают и рассказывают стихотворение.

IV . Итог, рефлексия, самооценка.

Развитие логического мышления, формирование самооценки памяти

Давайте вспомним, о каких словах мы с вами говорили? На какой вопрос они отзывались?

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось на занятии?

Как вы сегодня занимались? (Что получилось? не получилось? Почему? Могли ли работать лучше? Что для этого нужно?)

Выберите солнышко, раскрасьте.

Спасибо всем большое. До свидания.

ПРИЗЫ

О словах –действиях.

Что делает?

Перечисление видов работ.

Рефлексируют.

Выбирают «солнышко», раскрашивают.

До свидания.

Самоанализ фронтального занятия

учителя-логопеда Чернецкой Наталии Владимировны

Занятие проводилось с группой обучающихся 1в класса, в количестве 4 человек, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи Ш уровня.

Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия: Работа над словом. Формирование понятия о словах, обозначающих действие предмета.

Наблюдается комплексность при постановке задач:

    образовательные (1-3, 5);

    коррекционные (4, 6-12);

    воспитательные (13-15).

Структура занятия соответствует логопедическим сведениям требованиям (организационный момент, работа над пройденным материалом, основная часть, физкультминутка, подведение итогов, рефлексия, самооценка.Части урока логично связаны между собой.

Задания и речевой материал соответствовали теме, цели урока, возрасту детей и логопедическому заключению.

На занятии использовалось оборудование :

    дидактическое пособие «Сюжет для урока («Теремок»)»;

    магнитные картинки «Звери» (мышь, лягушка, волк, заяц, медведь);

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

На занятии были предложены следующие дидактические игры:

    «Отгадай загадки» (развитие слухового внимания, активизация словаря, развитие логического мышления);

    «Самый внимательный» (развитие зрительных функций, развитие логического мышления);

    «Прятки» (развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности).

    «Сочиняем стихотворение» (расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов, развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы, развитие слухового внимания, памяти).

Использовались развивающие упражнения :

    «Кто как передвигается?» (развитие словообразовательных процессов, активизация, уточнение и обогащение словаря);

    «Графический диктант» (развитие слухового восприятия, развитие логического мышления, дифференциация слов-предметов и слов-действий).

    «Что делают предметы?» (лексическая сочетаемость слов, формирование умения задавать вопрос к слову-действию).

В ходе занятия осуществлялся дифференцированный подход, фронтальная работа сочеталась с индивидуальной.

Постоянно активизировалась умственная деятельность детей. Отрабатывались все формы речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение.

Использовались следующие способы поддержания интереса и внимания:

    все упражнения носили игровой характер;

    часто менялись виды деятельности;

    использовалась наглядность;

    устная работа сочеталась с письменной.

Занятие проводилось в нужном темпе, соответствующем возможностям данной группы детей.

В ходе урока была проведена физминутка. Упражнения были направлены на развитие общей моторики, снятие усталости, а также на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, избирательного торможения.

Занятие построено с учётом принципа развития: задания усложнялись, требовали преодоления трудностей. Проводилась работа по восполнению пробелов в развитии речи, работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи.

Также были реализованы следующие принципы:

    доступности: задания, упражнения соответствовали уровню достигнутых знаний и умений;

    сознательности: дети осознанно выполняли задания;

    принцип опоры на сохранные звенья: привлекались сохранные анализаторы для закрепления образов.

На занятии использовалась музыкотерапия (музыкальное сопровождение педагогического процесса), тем самым создавался положительный эмоциональный фон на занятии, осуществлялась мягкая стимуляция мозга.

На занятии использовались следующие технологии:

    коррекционно-развивающие

    развивающие

    здоровьесберегающие

    игровые

Занятие проводилось в доброжелательном тоне. В течение занятия логопед следил за собственной речью и речью ребёнка, исправлял ошибки, заставлял правильно повторять слова, в которых были допущены ошибки, добивался полного ответа на вопрос.

Учитель-логопед к занятию подготовлен, имеет план-конспект, заранее подготовил наглядность.

учитель-логопед доброжелательно относится к детям, «чувствует» класс, умеет заинтересовать детей и поддерживать дисциплину в течение занятия.

В конце занятия был подведён итог: дети вспомнили чем занимались на уроке, что узнали, запомнили, оценили свою работу на занятии.

В ходе занятия были решены все поставленные задачи, цель была достигнута.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР

ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них.

Улыбнитесь друг другу и скажите:

Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Логопедическая гимнастика.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

а потом их разведем и к себе скорей прижмем.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.

Щечки мы надули, щечки мы втянули.

Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,

На места тихонько сели.

Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).

Массаж личика (называем части лица).

Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)

Зарядка для язычка.

3. Развитие фонематического слуха.

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова - названия игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много... (слов).

Выставляются полоски - символы слов.

Посмотрите на полоски, это - домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.

Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.

Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)

Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую - вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук - поднимите кружок.

Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.

4. Работа по теме.

Логопед дает задание детям:

Настя, рисуй!

Дети, скажите одним словом, что делает Настя?

Дети: - Рисует.

Логопед: - Артем, попрыгай на одной ножке!

Дети, скажите одним словом, что делает Артем?

Дети: - Прыгает.

Логопед: - Вика, брось мне мячик!

Что делает Вика?

Дети: - Бросает.

Логопед: - Рома, похлопай в ладоши!

Что делает Рома?

Дети: - Хлопает.

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»

Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.

5. Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

7. Закрепление материала.

Игра «Кто что делает?»

Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»

Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.

Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?

Дети: - Что делает?

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?

Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.

8. Итог занятия.

Логопед: - О чем сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось?

А теперь мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: Спасибо за хорошую работу.