Он мятежный ищет бури как будто. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! Понравилось ли вам стихотворение? Чем

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта . Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет «в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

В чем смысл жизни? Над этим риторическим вопросом задумывался не один философ, не один писатель и поэт. Последний, а именно Михаил Юрьевич Лермонтов, как-то раз прогуливаясь по побережью Финского залива, сочинил удивительное стихотворение «Парус» – философское размышление о смысле жизни, творческой миссии каждого человека. Случилось это в 1832 году в северной столице России, когда великому русскому поэту исполнилось всего семнадцать лет. Он только покинул стены Московского университета и навсегда распрощался с мечтой стать филологом. Впереди, по требованию бабушки, поступление в юнкерскую школу и туманное будущее: «Что ищет он в стране далекой?» Читать стих «Парус» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

В исходной версии стихотворения «Парус» первая строчка звучала иначе. Вместо знакомого всем эпитета «одинокий», Лермонтов использовал слово «отдалённый». Однако, нередко черпая вдохновение у А.А. Бестужева-Марлинского, поэт и на этот раз он обратился к тексту поэмы «Андрей, князь Переяславский», и в окончательном варианте произведения использовал его образное выражение - «парус одинокий». Оно как нельзя точно передало суть самого поэта - его мятежность и вместе с тем бесконечное одиночество среди безбрежного океана жизни.

Композиционно произведение складывается из трех четверостиший. Первые две строки каждой строфы описывают сам парус и меняющейся морской пейзаж, а две последующие - внутренние переживания лирического героя, который наблюдает со стороны за всем происходящим и олицетворяет себя с белеющим вдали парусом. Не зря поэт неоднократно, точнее, шесть раз использует местоимение «он» вместо существительного «парус». В целом, автор создал очень емкие, яркие и запоминающиеся аллегорические образы моря и паруса. Под первым скрывается жизненный путь, порой туманный или бурный, полный перипетий, а порой тихий, мирный, безветренный. А парус - это сам человек, его скитающаяся душа, которая извечно ищет покой, но обретает себя, лишь пройдя через жестокий шторм. Но всегда ли буря очистительная? Автор утверждает, что нет. Счастье заключено внутри нас. Извне не ищут ни друга, ни врага. Ни тот, ни другой не в силах помочь обрести внутреннюю гармонию. Человеку суждено брести в одиночестве. Только оно позволяет заглянуть внутрь и найти долгожданный покой. Учить текст стихотворения Лермонтова «Парус» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Неизмеримо острее, однако, воспринимались страшные события, начавшиеся с приходом к власти фашистов. В октября 1936 года Бунин сам оказался жертвой их жестоких и бессмысленных порядков. В немецком городке Линдау он был задержан, раздет догола, грубо обыскан, бесстыдно допрошен. В результате писатель заболел и вынужден был, едва достигнув Женевы, вернуться в Париж.

Блок и Белый появились в переломный для русского символизма момент. «Так символически ныне расколот, - писал Белый, - в русской литературе между правдою личности, забронированной в форму, и правдой народной, забронированной в проповедь, - русский символизм, еще недавно единый.

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

«Парус » («Белеет парус одинокий…») - стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1841, том 18, № 10) через 9 лет после написания. Стихотворение, написанное в 1832 году, которое благодаря своей краткости, простоте и яркой образности вошло и прочно закрепилось в классике русской литературы.

«Парус » состоит из трёх четверостиший и одновременно - из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха - это поток раздумий поэта.

Оригинальный текст выглядит так:

Михаил Лермонтов
ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Примечательно, что в раннем варианте первая строка звучала как «Белеет парус отдаленный», а не «одинокой».

Лермонтов М — Парус (стих и песня С.Лемешев)

«Парус » - стихотворение пейзажно-символическое. Это означает, что пейзаж, как и обычно в творчестве Лермонтова, не является описательным: он отображает внутренний мир поэта. В начале Лермонтов рисует картину «белеющего в тумане» паруса, но во второй и третьей строфах он приближает картину и показывает подробности такими, какими их не мог бы видеть зритель из первой строфы.

Композиция стихотворения такова, что первые две строки каждой строфы рисуют собственно пейзаж, а последние две - рефлексию поэта, пытающегося познать мотивацию и судьбу привлёкшего его внимание паруса. Однако, Лермонтов при этом отказывается от характерной для него монологичности лирики.

Символическое значение стихотворения связано с романтической тематикой свободы и одиночества. Это своеобразное переосмысление тем, свойственных для ранней лирики Лермонтова, который писал «Парус» в тяжёлый переходный период своей жизни, вызванный разрывом уз, связывающих его с прошлым, рассматривая своё прежнее «Я» не как преодолённое, но как потерянное. Поэтому в ранних редакциях выражалась бесцельность странствий («Увы! он ничего не ищет»), заменённая впоследствии утверждением о бесцельности лишь поиска счастья и подчёркнутым финальным вызовом миру.

История создания стихотворения «Парус»

Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Это было время, когда молодого поэта за «свободолюбивые взгляды» отчислили из Московского университета. Лермонтов приехал в Петербург в надежде продолжить образование в столичном университете. Однако ему не захотели зачислить двух московских лет учебы, а предложили поступать заново – на первый курс. Обиженный несправедливостью, Лермонтов подает документы в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная казарменная жизнь была не по душе привыкшему к свободе поэту. Лермонтов не знал, что ждет его впереди. Ясно было одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Но хотел ли он сам жизненного покоя?

Этот период в жизни Лермонтова наполнен размышлениями о смысле человеческого существования. Поэт чувствовал глубокое одиночество. В детстве воспитанный бабушкой в отрыве от своих сверстников, Лермонтов и в самостоятельной жизни испытывал сложности в отношениях с окружающими. Возможно, это происходило потому, что Лермонтов «перерос» свою эпоху. Большинство его сверстников были напуганы подавлением восстания декабристов, а поэтому выбирали для себя примиренческую жизненную позицию. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина. Мятежный и пылкий характер Лермонтова не позволял ему смириться с действительностью. Он чувствовал разлад со своим поколением. Да и не только с ним. Покоя и гармонии поэт не находил и в собственной душе. Бродя по Петербургу, он часто останавливается у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано стихотворение «Парус».

Расстроенный и подавленный, поэт в одиночестве бродит по городу, размышляя о будущем. В письме, адресованном Марии Александровне Лопухиной, сестре Варвары Бахметевой, он признаётся, что не видит «впереди ничего особенно утешительного».

В том же письме (2 сентября 1832) Лермонтов отправляет Лопухиной текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря»:

Voilà plusieures semaines déjà que nous sommes séparés, peut-être pour bien longtemps, car je ne vois rien de trop consolant dans l’avenir, et pourtant je suis toujours le même, malgré les malignes suppositions de quelques personnes que je ne nommerai pas.
Voici encore des vers, que j’ai faits au bord de la mer:
Вот уже несколько недель, как мы расстались и, может быть, надолго, потому что впереди я не вижу ничего особенно утешительного; однако я всё тот же, вопреки лукавым предположениям некоторых лиц, которых не стану называть.
Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря:

По мнению лингвиста Николая Шанского, три четверостишия «Паруса» гораздо лучше, нежели письма, объясняют то состояние душевного смятения, в котором пребывал поэт летом и осенью 1832 года.

Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений (1840).

«Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Знаменитое стихотворение «Парус » написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус » — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

Лермонтов отразил в стихотворении настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX в. – ее революционные порывы и духовную разобщенность в обстановке последекабрьской реакции.

Образ одинокого паруса запечатлен Лермонтовым и в живописном произведении того же периода – в акварельном морском пейзаже. Впоследствии Лермонтов вернулся к этому образу в романе «Герой нашего времени» (завершающие строки повести «Княжна Мери»).


Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» (1)

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта . Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву , которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (2)

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ "Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

История создания – стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. "Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – "парус бежит”, "волны играют”, "ветер свищет”.

Эпитеты – "мятежный”, "луч золотой”, "тумане голубом”, "парус одинокий”.

Оксюморон – "как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского "Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения "белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения "Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт "картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается "рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства "неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком "о”, второе четверостишие насыщено звуком "э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком "у”. Это придаёт лермонтовскому "Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры" "парус бежит”, "волны играют”, "ветер свищет”" придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты" "мятежный”, "луч золотой”, "тумане голубом”, "парус одинокий” "делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого:" "как будто в бурях есть покой” "придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект "элегичности”, песенности, своеобразного пафоса:" "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”."

Антитеза:""страна далёкая – край родной”, "струя светлей лазури, луч солнца – буря”. "Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул ""край родной”" – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает" "Как будто в бурях есть покой!”" ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.