Сборник вариантов егэ по обществознанию. Онлайн тесты ГИА по обществознанию (общество)

Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.

По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.

Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.

  • Часть 1: 20 заданий (№ 1–20) с кратким ответом (выбрать правильный ответ из предложенных, установить соответствие между элементами двух множеств, вставить пропущенное слово в тексте);
  • Часть 2: 9 заданий (№ 21-29) с развернутым ответом (ответы на вопросы, мини-сочинения).

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

Обществознание – предмет для ЕГЭ не обязательный, хотя и входит в список тех дисциплин, которые школьники сдают в финальном экзамене. Как показывает статистика министерства образования, ЕГЭ по обществознанию 2017 выбирает почти половина всех выпускников – из-за того, что изучать общественную науку достаточно несложно.

Однако последние несколько лет показывают и более печальную статистику: примерно каждый пятый ученик (около 20% от общего числа сдававших) не набирает необходимое количество баллов на экзамене. Столь удручающие цифры были опубликованы в отчете Рособрнадзора за 2016 год. Сами ученики, педагоги, эксперты сетуют на усложнение заданий, говоря, что экзамен стал значительно сложнее. Ведомство назвало ЕГЭ по обществознанию самым сложным экзаменом для учащихся, однако при этом «отличников» и «хорошистов», набравших высокий балл, было порядка 30% от общего числа сдававших.

ЕГЭ по обществознанию 2017: изменения и новшества

Еще несколько лет назад министерство образования объявило о грядущих изменения в структуре и форме ЕГЭ. Было озвучено решение убрать из всех экзаменов тестовую часть, то есть раздел, где нужно было выбирать один правильный ответ из четырех предложенных. По мнению и представителей министерства, и самих педагогов, тестовые варианты ответов дают слишком большой простор для угадывания.

В число предметов, уже подвергшихся реформации, вошло и обществознание. Первую, тестовую часть заменили на раздел с краткими ответами. При этом из предложенных вариантов ответов правильными могут быть сразу несколько.

Однако эти изменения – в отношении тестовой части – прошли в 2015 году. Каких нововведений ждать в году 2017?

Согласно действующему законодательству, все возможные нововведения должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц еще до начала учебного года. К первому сентября ФИПИ не опубликовало никаких серьезных новостей в отношении экзамена по обществознанию-2017. А потому по окончанию учебного года 2016-2017 никаких существенных изменений не будет, экзамен пройдет по привычной, опробованной в 2016 году схеме.

Структура ЕГЭ по обществознанию 2017

Экзамен по обществознанию в 2017 году будет разбит на две больших основных части.

Первая часть – на проверку общих знаний; включает в себя 20 заданий, на которые нужно дать краткий ответ. Выглядит это следующим образом:

  • номер задания;
  • текст задания;
  • варианты ответов, причем для одного вопроса можно будет выбрать сразу несколько вариантов ответа.

Вторая часть – на проверку углубленных знаний; состоит из 9 заданий, которые подразумевают развернутый, полный ответ. Выглядит часть так:

  • в начале второго раздела приводится тематический текст, освещающий одну из сторон общественной жизни;
  • номер задания;
  • текст задания – вопросы с 21 по 24 содержат задания по приведенному выше тексту;
  • задания 25-27 содержат вопросы, на которые требуется дать обширный ответ;
  • задания 28-29 содержат требования написать мини-сочинение или эссе.

Критерии оценки

Первая часть – с краткими ответами – может принести отвечающему по одному баллу за каждый правильный ответ. Оценки за вторую, развернутую, часть подчиняются более сложной системе:

  • Вопросы 21-22 оцениваются в 2 балла.
  • Вопросы 23-28 могут принести максимум 3 балла.
  • Вопрос 29 может добавить к общей оценке целых пять баллов – при условии верного ответа, разумеется.

Максимально возможное количество баллов – 62, пороговое значение – 19 баллов, то есть для того, чтобы получить отметку «сдано» по обществознанию, необходимо набрать хотя бы 19 баллов.

В переводе на привычную пятибалльную систему оценки выглядят следующим образом:

  • От 0 до 18 баллов – двойка
  • От 19 до 30 баллов – тройка
  • От 31 до 42 баллов – четверка
  • От 43 до 62 баллов – пятерка.

Расписание ЕГЭ по обществознанию

  • Досрочный этап – 24 марта (резервный день 5 апреля)
  • Основной этап – 5 июня (резервный день 20 июня и 30 июня резерв для всех предметов)

И для тех, кто по объективным причинам не сможет сдать экзамен в выделенное время, в сентябре ведомство выделяет еще один дополнительный день; точное число появится в окончательном варианте расписания ЕГЭ.

Кстати, о расписании: как показывает практика, предварительный проект практически ничем не отличается от финального варианта расписания. А потому сориентироваться, в какой день сдавать обществознание, можно уже сейчас. Ну и начинать подготовку, имея представление о дате сдачи, намного легче.

Сотни тысячи выпускников будут сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017 года . Как видим на подготовку остается не так уж много времени, и хотя этот предмет считается относительно легким, желательно начать прорабатывать задания уже сейчас. Отметим, что обществознание является наиболее популярным факультативным предметом, который чрезвычайно любят ученики. Кроме того, многие гуманитарные ВУЗы требуют наличие оценки за данную дисциплину в аттестате выпускника.

Чтобы ученики не расслаблялись в недрах Министерстве образования и науки, а также в Государственной Думе уже сейчас начали разрабатывать ряд нововведений, которые могут порядком изменить систему тестирования по обществознанию.

Изменения

Ниже перечисленные новшества пока можно расценивать как слухи и домыслы, но ведь так может случиться и уже в 2017 году они все будут задействованы в процедуре прохождения ЕГЭ по обществознанию.

  1. Обществознание — обязательный предмет. Данное предложение уже давно на устах у специалистов, приближенным к системе образования в России. Кроме этого предмета, обязательными могут стать история, физика и иностранный язык. Конечно, больше шансов у истории, ведь чиновники уже сейчас чрезвычайно обеспокоены тем, что не все ученики свободно владеют историей развития и становления их государства.
  2. Введение обширной устной части. Данное новшество пока лишь на стадии обсуждения. Парламентарии намерены сократить тестовую часть, а на ее место поставить устные блоки, которые ученик должен будет сдавать лично экзаменатору. Скажем больше, некоторые специалисты предлагают сделать этот экзамен устным.
  3. Предмет снимут с ЕГЭ. Да, такое предложение уже поступало на рассмотрение в Госдуму. Это спровоцировано тем, что с каждым годом становится меньше технических работников. Для того чтобы больше выпускников поступали в профильные ВУЗы на некоторое время, обществознание, возможно, исчезнет из списка предметов, вынесенных на ЕГЭ. Будем надеяться, что данное нововведение останется лишь на стадии разговоров.

Критерии оценивания

В 2017 году система оценки знаний выпускников не претерпит никаких изменений. За каждое выполненное задание, ученик получает определенное количество баллов, которые объединяются в единую сумму. Благодаря специально разработанной шкале, первичные , полученные учеником, трансформируются в тестовые. Именно по последним комиссия и решает, сдал выпускник экзамен или нет.

Структура ЕГЭ по обществознанию

Всего в экзамене по данному предмету предусмотрено 29 заданий, разделенных на два блока.

Задания 1-20 (блок 1) — вопросы или задачи, на которые необходимо дать короткие ответы одним словом или одной цифрой.

Задания 21-29 (блок 2) — каждый вопрос предполагает развернутый обоснованный ответ. Приветствуются примеры, аргументы и другие доказательства, способные сделать ответ широким и правильным.

Как правило, этот государственный экзамен проверяет знания по таким разделам:

  1. Человек и общество
  2. Право
  3. Экономика
  4. Политики
  5. Социальные отношения

Литература для подготовки

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на “отлично” необходимо много времени проводить за книгами. Учитывая тот факт, что на экзамен выносится не один предмет, следует подбирать правильную литературу, дабы не тратить время на неподходящие пособия. Ниже представлен перечень учебников, которые непременно пригодятся во время подготовки к ЕГЭ.

Данная литература разработана специально для тех, кто хочет заранее подготовиться к экзамену. Некоторые пособия направлены на формирование правильные теоретических знаний. В них есть все разделы, которые выносятся на ЕГЭ. Примечательно, что вся информация представлена в кратком виде, акцентируя внимание на главные тезисы.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию

Если вы хотите на время почувствовать, как это сдавать ЕГЭ по обществознанию, специалистами ФИПИ ежегодно обновляется демоверсия экзамена. Каждый одиннадцатиклассник может наглядно оценить сложность испытания, а также ознакомиться с приблизительными заданиями. Кроме того, ученики смогут получить баллы за прохождения демоверсии.

Такой подход позволяет подготовить выпускников к будущему и настроить его на положительный результат проверки знаний.

Стоит отметить, что демоверсия всего лишь приблизительная картина того, чего ожидать на реальном экзамене по обществознанию. Демонстрационная версия, как правило, включает в себя следующие пункты:

  • Инструкция с правилами заполнения бланков
  • Информация о блоках, которые входят в экзамен по обществознанию
  • Критерии оценивания знаний
  • Количество времени, отведенное для ученика на решение всех задач
  • Список литературы, которой можно пользоваться во время подготовки к испытанию
  • Правила поведения учеников во время сдачи ЕГЭ
  • Общее количество задач, во всех блоках ЕГЭ по обществознанию.

Выводы

Чтобы каждый ученик общеобразовательной школы смог чувствовать себя уверенно на экзамене по данному предмету необходимо начинать готовиться к нему уже сейчас. Способ подготовки зависит от возможностей и желания одиннадцатиклассника.

Кто-то обращается за помощью к репетиторам, кто-то решает прочесть профильную литературу и подготовиться к испытанию самостоятельно, кто-то, объединившись в группы, шаг за шагом повторяют и закрепляют пройденный материал. Не важно, какой из способов выберете вы, главное, чтобы он принес желаемый результат.

Видео новость

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем

Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.

Ежегодно ЕГЭ по обществознанию выбирает едва ли не половина всех выпускников России - это самый популярный экзамен после русского языка и математики. Причины ясны - результаты этого испытания необходимы для поступления на многие гуманитарные специальности.

Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ - выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.

На выполнение работы дается 235 минут.

Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен - 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.

Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» - 42-54 балла, «хорошо» - 55-66 балла, «отлично» - от 67 баллов.


Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет:
«Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».

Читайте также: ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем



При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов - Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику - деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд . Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.

Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности - набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.


В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек - биосоциален, вспоминаем - какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому - светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая - это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 - верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.


Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение , мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да - рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм - от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение - верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.


Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция - отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию - отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа - затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ - нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ - неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию - в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.




Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ - равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение так же раскрывает принцип федерализма РФ - государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.



Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву - Гражданскому праву РФ. Пятое суждение является неверным -деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.





18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений - работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А - обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б - права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) - это обязанности работодателя. Ответы В, Г - обязанности. Ответ Д - является правом работодателя - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании - Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5 являются верными.





Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б) , административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция - элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля - связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).

Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е) , занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».





Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.

Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».

Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.

Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).

Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов. Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи. По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей . Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.



Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты - семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов - обеспечивают социализацию индивидов.

1. Приводит к монополизации производства , так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем: безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции , что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.


Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием - речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии - признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества - признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений - признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью - признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

1. Форма правления - республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим - тоталитарный;

Государственно-территориальное устройство - унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).

Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении - социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2. Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли - муж, отец, дед)
3. Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4. Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5. Процессы десоциализации и ресоциализации.
6. Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.



При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.

В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики - как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема - невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.

Пишем эссе:

В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему - ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал - объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства - затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.

Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра - огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 - фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.

Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос- готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.

Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник» . В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.