Разделы: Работа с дошкольниками
Цель урока: автоматизация произношения звука [C]
Задачи урока:
Оборудование:
Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.
Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.
Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.
Скажем “здравствуйте” руками,
Скажем “здравствуйте” глазами,
Скажем “здравствуйте” мы ртом.
Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.
Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.
Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.
Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот
2. Слушай внимательно логопеда
Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬУ Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.
Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.
Звукознайка ел варенье
Да как выпучит глаза
к нему в гости прилетела
полосатая …..!!
Кто же в гостях у Звукознайки?
Л.: Правильно это полосатая оса.
Какой звук мы слышим в середине слова оса.
Правильно [С].
1. Психогимнастика
Мимические упражнения
Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:
Л.: – Звукознайка ел варенье
Изобразим удовольствие
– Да как выпучил глаза
Теперь изобразим удивление
– К нему в гости прилетела полосатая оса.
Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.
Л.: Молодец у тебя отлично получилось.
2. Артикуляционная гимнастика
Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.
Улыбнуться.
Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.
“Поможем пчелки взлететь”.
Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.
4. Работа со слогами.
Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.
Игра “Мячик”.
Л.: Мяч бросай и слог повторяй.
Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.
са – со – су – сы | ас – ос – ус – ыс |
ста – сто – сту – сты | аст – ост – уст – ыст |
сто – сту – сты – ста | ост – уст – ыст – аст |
сту – сты – ста – сто | уст – ыст – аст – ост |
сты – ста – сто – сту | ыст – аст – ост – уст |
5. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.
Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.
6. Работа с разрезными картинками.
Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.
Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.
7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.
Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.
Са-са-са, са-са-са -
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са -
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са -
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са -
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са -
У Оксаны колбаса.
8. Фонематическое восприятие.
Игра “ Поймай звук”.
Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.
Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.
Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?
Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?
Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование:
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.
А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.
Пальчиковая гимнастика «Робот»
Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.
Артикуляционная гимнастика
«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».
2. Изолированное произнесение звука «Р».
«Звуковые дорожки».
На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
4. Автоматизация звука в слогах.
Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.
«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
5. Развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.
6. Автоматизация звука «Р» в словах.
«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки
7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.
«Увиденное в дороге».
Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.
Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.
В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.
Описание игры.
Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один - призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.
Игра «Горная тропа».
Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.
Старт
Ра-ра-ра- начинается игра (на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко (картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры -ры ры - добрались до осы (картинка оса, воробей).
Финиш
РА-ра-ра интересная игра (на финише).
9. Определение место звука в слове.
В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.
Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).
10. Развитие слухового внимания и памяти.
Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).
Он высокий словно шкаф,
А зовут его... (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).
11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»
Нет руля и нету шин,
Но я - родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.
12. Подведение итогов.
Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [с]
Тема: Звук [с]. (Этап автоматизации.)
Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
Возраст: 4 года
Цели:
Образовательные:
Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;
Коррекционно-развивающие:
Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];
Автоматизация навыка произнесения звука [с] в словах;
Развитие навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.
Оборудование:
Игрушка "Собака Сайка", игрушка "Бабочка на цветке", поощрительная наклейка
Ход занятия
п/п
Этап занятия
Орг. момент
Здравствуй! Я рада тебя видеть.
Ну что, начнем наше занятие?
Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? Это собачка. А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Нашу собачку зовут Сайка. Представься Сайке, ей интересно, с кем она сегодня будет играть.
Артикуляционная гимнастика
Давай, сделаем зарядку для язычка. Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься?
Для чего нужно делать зарядку язычку?(чтобы он был послушным и правильно произносил звуки )
1. «Улыбка»
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
2. «Трубочка»
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. «Заборчик»
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы-осторожно-
Закрываются надежно.
4. «Хоботок»
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
5. «Качели»
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает.
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает.
6. «Лопаточка»
Язычок чуть-чуть устал.
Он спокойно полежал.
7. «Горка»
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик.
Пальчиковая гимнастика
Киска в норку пробралась,
На замочек заперлась,
В дырочку она глядит
За забором пёс сидит.
Дыхательная гимнастика
Игра "Бабочка"
Сайка к нам пришла
Бабочку свою привела
С бабочкой ты поиграй
И дыханье развивай
Посмотри, наша бабочка сидит на цветке. Сдуй бабочку с цветка. Выдыхай плавно, не надувай щеки.
Физ.минутка
Мы подуем высоко: С-С-С
(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх )
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает )
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется,наклоняется вперед, вытянув руки )
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту )
Как здорово, ты умеешь дуть!
Артикуляционный образ звука
Какое положение занимают губы? Они растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Автоматизация звука
Подуй, как ветерок. С-С-С
Подуй, как чайник. С-С-С
Подуй, как насос. С-С-С
Давай споем нашу песенку:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
СЫ-СЫ-СЫ
Какая красивая песенка у нас получилась!
Помнишь, мы с тобой учились говорить шепотом? Давай еще раз попробуем.
[А] шепотом [О] шепотом [И] шепотом [С] шепотом
[А] громко [О] громко [И] громко [З] громко
Развитие фонематического слуха
Я назову слово, а ты определи, есть ли в нем звук [с]
Светофор, стул, пенал, пылесос, лиса, кресло, рамка, краски, кастрюля, глобус, велосипед, сок, ручка, стол, слон.
Автоматизация в чистоговорках
Ты представляешь, нашу Сайку укусила оса.
Теперь она с осой не дружит.
А мы с тобой должны их помирить.
Слоги все мы повторим,
Ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
Образование формы существительных в единственном и множественном числе
«Один-много»
У Сони-стул; у Сани-... (стулья)
У Сони-стол; у Сани-...(столы)
У Сони-сапог; у Сани-...(сапоги)
У Сони-сумка; у Сани-...(сумки)
У Сани-супы; у Сони-...(суп)
У Сани-слоны; у Сони-...(слон)
У Сани-собаки; у Сони-...(собака)
У Сани-сыры; у Сони-...(сыр)
Итог занятия
Что тебе больше всего понравилось?
С кем ты сегодня играл?
Как зовут Собачку?
Оценивание
Ты сегодня хорошо занимался! И заслужил наклейку!
Домашнее задание
Домашнее задание, будет тебя ждать в твоей тетради.
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
А теперь приготовимся к разминке.
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.
Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.
Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.
Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:
1. Обучающие задачи:
2. Развивающие задачи:
3. Воспитательные задачи:
4. Коррекционные задачи:
Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.
Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.
Используемые технологии в коррекционной работе:
Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.
Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.
При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:
Цель :
Задачи:
Оборудование:
Этапы занятия |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1.Орг. момент | Мне сегодня передали письмо и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.
Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше. |
Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик… |
2.Сообщение темы занятия | Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта. | |
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. | Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».
Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку» |
Выполнение упражнений. |
3.Анализ артикуляции звука | Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,
Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с? |
- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке
Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка Воздушная струя направлена посередине языка |
4.Характеристика звука(СЛАЙД) | Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?
Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем? Звук С – глухой или звонкий? (почему?) |
Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.
Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают. |
5.Закрепление звука в изолированном виде. | Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться.
Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. Остальные картинки представлены на слайде. Картинки (Логопед, проговаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) |
Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает |
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) | Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА
Звук С обозначаем буквой С. Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево? |
Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону. |
7.Развитие фонематического слуха. | Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? | Звук С |
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. | Чтобы каждый узелок развязать, нужно произнести волшебные слова:са
— са –са
сы -сы-сы са — са –са сы-сы -сы са — са -са сы-сы-сы сэ -сэ-сэ сэ-сэ -сэ сэ-сэ-сэ |
Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге. |
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) | - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.
Давай обозначим фишками и буквами эти звуки. Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?) Аналогично проводится работа с последующим звуком слога. |
-Два звука.- Первый звук С, второй-А.
Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С |
10. Домашнее задание | Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са ве - сы коле - со ко - сача - сы |
Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог. |
11.Итог занятия. | Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания?Узнать не сложно.
Вот вопрос: У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?.. Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? |