Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: Викторина "Что мы знаем о воде". Викторина что мы знаем о воде для воспитанниеов подготовительных групп Занимательные вопросы о воде


СВОЯ ИГРА « МИР ВОДЫ»
(Интегрированная интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников к Всемирному дню Воды, 22 марта)
Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Белоногова И.А.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан холодной чистой воды.
(В. Песков)
Цели: показать значение воды в природе и жизни человека; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду.
Правила игры
1. В игре принимают участие три команды по 5-6 человек, которые, пользуясь табло, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимет сигнальную карточку.
3. При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. В игре встречаются следующие секторы:
- «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.
- «Своя игра». Команда имеет право увеличить стоимость вопроса в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент она располагает.
- «Вопрос-аукцион». Соперники могут перекупить вопрос, поставив на кон большее количество баллов, но не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде.
Если команда идёт ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов на их счету больше. В случае игры ва-банк при неверном ответе, на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
5. Количество баллов выбранного вопроса стирается из таблицы.
Ведущий:
Живой может быть и мёртвой,
И жидкою, и очень твёрдой…
Таится может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться!
- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь в загадке? (О воде.)
- Не забыли какая сегодня дата?! (22 марта.)
22 марта отмечается очередной Всемирный день воды. Самой обыкновенной воды, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной - потому что без неё мы просто не смогли бы жить. Сегодня мы с вами будем говорить только о воде и о том, что с ней связано. Я объявляю интеллектуально-познавательную игру, посвящённую этому уникальному минералу, которая так и называется - «Мир воды».
Знакомит с условиями игры.
Первый раунд
Планета Вода 10 20 30 40 50
Загадки о воде 10 20 30 40 50
Вода в музыке и литературе 10 20 30 40 50
Вода и её свойства 10 20 30 40 50
Жизнь в воде 10 20 30 40 50
Тема: ПЛАНЕТА ВОДА
Вопросы:
10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти, 75 %.)
20 баллов. Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
30 баллов. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?(В Антарктиде.)
40 баллов. Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан? (Около 97 %.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Перечислите основные части гидросферы? (Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.)
Тема: ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что невкусна –
И горька, и солона.
(Море.)
20 баллов.
Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
(Снежинки.)
30 баллов.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
40 баллов. « Своя игра».
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
50 баллов.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман.)
Тема: ВОДА В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Вопросы:
10 баллов. Сколько лет рыбачил на море старик в известной сказке А. С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года.)
20 баллов. Как называется известный балет П.И.Чайковского, посвящённый прекраснейшим водоплавающим птицам? («Лебединое озеро».)
30 баллов. О чём писал Г.Р. Державин в следующих строках?
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребраКипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синих холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.
(О водопаде. Стихотворение «Водопад».)
40 баллов. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов. (Французский писатель - лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Продолжи стихотворение Л.Мартынова:
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой…
(Дистиллированной воде.)
Тема: ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА
Вопросы:
10 баллов. Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая? (Вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в воде веществ.)
20 баллов. Почему мокрое бельё на морозе почти высыхает? (На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лёд, но бельё всё-таки высыхает, т. к. твёрдая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар.)
30 баллов. «Кот в мешке».
Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы? (Расширение воды при замерзании, увеличение давления.)
40 баллов. Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов? (Способность воды растворять многие вещества. Растворённый в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам.)
50 баллов.
Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда? (Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений.)
Тема: ЖИЗНЬ В ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. (Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.)
20 баллов. Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжёлые животные? (В водной среде выталкивающая – архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.
30 баллов. Поверхностный слой морской воды густо заселён организмами. Как вы думаете, почему? (Это тёплый и хорошо аэрируемый слой воды.)
40 баллов. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление. (Цветение воды – это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает осирую нехватку кислорода в водоёме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород – газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зелёные при жизни выделяют ядовитые вещества.)
50 баллов. «Вопрос-аукцион».
Известно, что на глубинах свыше 1000 м водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения. (Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы.)
Тайм – аут.
Второй раунд
Элексир жизни 20 40 60 80 100
Растворы 20 40 60 80 100
Легенды и действительность 20 40 60 80 100
Краеведение 20 40 60 80 100
Экологический мониторинг 20 40 60 80 100
Тема: ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ
Вопросы:
20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней.)
40 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевлённая вода». А сколько воды в организме человека? (75 %).
60 баллов. «Своя игра».
Какую воду иногда называют «живой»? (Полученную после таяния льда.)
80 баллов. Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов. (Фиточай.)
100 баллов. Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Тема: РАСТВОРЫ
Вопросы:
20 баллов. Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана? (Йода и фтора.)
40 баллов. В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идёт речь, почему в нём не тонут? (Мёртвое море. Исключительная солёность этого моря - в 1 литре воды этого моря содержится более 35 граммов солей - не даёт тонуть.)
60 баллов.
В 1 литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в 2 раза меньше, чем в других морях и океанах. Какое море считается самым «пресным» ? (Каспийское море.)
80 баллов. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по
3 кг на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно).
100 баллов. «Кот в мешке».
Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Натур» опубликовал его состав: 84 % - вода; 3,6 % - углекислый газ; 12 5 – сахар; 0,2 % - жжёный сахар, который придаёт напитку цвет; 0,06 % - фосфорная кислота; 0,2 % - кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток? (Кока-кола.)
Тема: ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вопросы:
20 баллов. Как звали бога моря у древних греков? (Посейдон.)
40 баллов. По легенде, она родилась из морской пены. (Афродита.)
60 баллов. У древних народов вода считалась символом плодородия и … (Бессмертия.)
80 баллов. «Вопрос – аукцион».
В средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду именно в виде этой геометрической фигуры. Какой? (В виде перевёрнутого равностороннего треугольника.)
100 баллов. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм? (Богу воды.)
Тема: КРАЕВЕДЕНИЕ
Вопросы:
20 баллов. В долине какой реки расположен город Альметьевск? (В долине реки Зай.)
40 баллов. 7 августа 1939 года 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной в 52 м. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 м. Как оно называется? (Акташский провал).
60 баллов. «Кот в мешке».
Почему «Каму» можно считать главной рекой Татарстана? (Из всех больших рек на территории Татарстана «Кама» имеет наибольшую протяжённость 380 км.)
80 баллов. Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки (Ик и Иж).
100 баллов. « Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а всё таки до сего дня с любовью помню тихое тёмное озеро», - вспоминает Ф.И. Шаляпин. О каком озере Татарстана идёт речь? (Кабан).
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Вопросы:
20 баллов. Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. (Нефть и нефтепродукты.)
40 баллов. «Вопрос - аукцион».
Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. (Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)
60 баллов. Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек? (Да, произойдёт сокращение водоносности рек.)
80 баллов. Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоёмов? (Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоёма к самоочищению, сократится численность видов.)
100 баллов. Опишите, в чём преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений. (Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит её загрязнения.)
Тайм – аут.
Подведение итогов игры, награждение победителей.

Викторина «Вода»

Цели мероприятия:

активизация знаний учащихся по теме "Гидросфера",

развитие познавательного интереса к предмету.

Участники: команды 6-х классов, в жюри можно взять учащихся старших классов.

Оформление: карта полушарий; репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, на которых изображены реки, озёра, водопады и пр.

Ход мероприятия

Если на карту Земли посмотреть -

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться "Вода"? (Усачёв А. А.)

Вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она - сама жизнь. Именно наличие водной оболочки отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. Вода - одно из главных богатств на Земле, поэтому мы должны беречь её.

Цель нашей викторины: посмотреть, что вы знаете о гидросфере. Участвуют команды 6-х классов. В жюри - ученики старших классов (представить).

Наш первый конкурс - приветствие. Дома команды должны были придумать название, девиз и эмблему. Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.

Ведущий: второй конкурс "Разминка", команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то ход переходит к следующей команде.

Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.

Слой осадков тех велик, а зовут его::: (ледник).

Он зовётся::..(океан).

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

Он студёною водой прожурчал в траве густой.

Приняла его река - беглеца из родника. (Ручей)

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна - и горька, и солона. (Море)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий - в море. (Река)

Рядом, рядом острова, не один, да и не два,

А десятки, сотни сотен, жить в соседстве им охотней.

Все родные, как никак. Значит здесь::.. (архипелаг)

С высоты большой срываясь, громко он ревёт.

И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

Ведущий: третий конкурс называется "Узнай силуэт". Каждой команде выдаётся конверт с рисунками силуэтов рек и озёр нашей страны (5-6 силуэтов). Вы на листочках должны написать их названия, время выполнения - 3 минуты, за каждое правильно отгаданное название - 1 балл.

Ведущий: четвёртый конкурс - викторина "Самый-самый". Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.

Самый большой материк? (Евразия)

Самый большой океан? (Тихий)

Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самая полноводная река мира? (Амазонка)

Самая длинная река мира? (Нил)

Самый большой остров в мире? (Гренландия)

Самый большой полуостров? (Аравийский)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

Самый маленький материк? (Австралия)

Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

Самое солёное море Мирового океана? (Красное)

Самый широкий пролив? (Дрейка)

Самый высокий водопад? (Анхель)

Ведущий: пятый конкурс - разгадывание ребусов. Зашифрованы названия рек: Висла, Ока, Дунай, Нева; время - 2 минуты; за каждый отгаданный ребус ставится по 1 баллу.

Ведущий: наш шестой конкурс называется "Путешествие по карте". Команда должна провести груз морским путём из Санкт-Петербурга во Владивосток. Лучшей будет команда, которая выберет наиболее короткий и удобный путь и опишет его в своём судовом журнале. Время работы - 5-7 минут. Оценка - 5 баллов. Капитан команды должен уметь показать выбранный командой путь по карте у доски.

Ведущий: девятый конкурс называется "Геологика". Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный:.. (дождь). Балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:

Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый:.. (остров).

Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная::. (вода).

Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: (река).

Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: (волна).

Атмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое::. (течение).

Ведущий: последний десятый конкурс - викторина. Команды по очереди отвечают на вопросы, за которые получают по 1 баллу:

Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)

Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)

В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)

Мы часто говорим "безбрежное море". А есть ли действительно море без берегов? (Да, в Атлантическом океане Саргассово море)

Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)

Я сам - вода, по воде и плаваю. (Лёд)

Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)

Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)

В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (В Мёртвом море-озере)

Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)

Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)

Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)

Название какой реки, прославленной Цезарем, вошло в выражение, означающие принятие бесповоротного решения? (Рубикон)

На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)

Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)

Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)

Ведущий: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем весёлые стихи на внимание:

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река)

Шесть океанов на планете.

Согласны все же с этим дети?

(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)

Слышу подсказку я с места дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора)

Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро)

На пруду есть развлеченье:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, течение только там)

Подведение итогов, награждение.

Список использованной литературы:

Агеева ёлая география на уроках и праздниках. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Иванова и поурочное планирование по географии, 6 класс . - М.: "Экзамен", 20с.

Касаткина: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. - Волгоград: "Учитель", 20с.

Кондратюк материалы по географии. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Тарасов. Весёлый урок. - Смоленск.: "Русич", 19с.

Игра-викторина

"Мать водица - всему царица"

Цели.

1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:

2. Закрепление знаний об источниках питьевой воды.

3. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.

Задачи:

    привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

    показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

    расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Ведущий 1

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Ведущий 2

22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова сопровождает показом опыта).

Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды.

Заводь “Загадочная” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

    Что бежит без прогону? (Вода)

    Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

    Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)

    В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)

    Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)

    Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)

    В тихую погоду
    Нет нас нигде,
    Как ветер подует -
    Бежим по воде (волны)

    Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона (море)

    С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревёт
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встаёт . (водопад)

10.Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)

11.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

12.Бел, да не сахар,

Не колючий, светло-синий (Иней)

13.Ног нет, а идёт?

По кустам развешан …(Cнег)

14.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

15Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

16.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)

18.Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)

19.Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете вы меня.
(Ручеёк)

20.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

21.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

22.В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

23.Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)

24.Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)

25.Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

26.По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

Заводь “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны и моря – самые большие водоемы, хранилища воды на Земле. На нашей планете 4 океана и около 90 морей. Реки питаются водой ледников, болот и озер. Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера или из ключей и родников, бьющих из-под земли.

    Сколько на нашей планете океанов? (4)

    Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

    Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)

    Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

    Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)

    У какого водоема бывают рукава? (Река)

    Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

    В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

    По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

    Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

Знаете ли вы?»

    У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

    У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

    Кто одной ноздрей дышит? (Морж)

    Кто клыками дно пашет? (Морж)

    Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)

    Что такое морская капуста? (Водоросли)

    Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)

    Кто пьет водой? (Лягушка)

    Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)

    Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)

    Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)

    Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

Эстафета “Спаси рыбку”

Участвуют 2 команды. Цель: Кто быстрее и больше наполнит ведро с рыбкой. Эстафета длится 5 минут. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду можно набирать большой деревянной ложкой, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.

Заводь “Озерная”

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “ Вода дороже золота ”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и растрачивают её по пустякам.

Дегустационная” заводь

    Определить вкус воды.

    Рассказать, чем она полезна человеку. (медовая, чесночная, лимонная, минеральная)

Песенная” заводь

Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …

Экологические эксперименты.

Учитель проводит опыты с водой, наглядно демонстрируя необходимость охранять воду.

    В емкость с прозрачной водой, воспитатель пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет.

Вывод: Последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

    В емкость с прозрачной водой добавить растительное масло – оно будет плавать на поверхности, если встряхнуть емкость жидкости смешаются, но потом снова расслоятся. Если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Вывод: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой, наглядная демонстрация способов очистки воды от нефтяных разливов.

    Очистка воды от загрязнений и примесей с помощью фильтров разной степени пропускной способности. В результате загрязненная вода становится чистой.

Вывод: Воду можно и нужно очищать перед использованием в быту, и после использования на производстве. Воду нужно беречь! Это должен помнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).

Вода – источник жизни для всего живого. Воду надо беречь, не загрязнять водоемы!

Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)

Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,

Остановил потоки.

Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.

Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.

Давно ли с грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.

Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.

Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.

Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.

Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.

Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.

Вода и здоровье”

Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без... (Воды)

Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто-то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном.
Отразился карагач
И на нем сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком стал он.
И его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие-то дела!
Это что за зеркала? (лед)

День воды

Цель:

    привлечь внимание людей к загрязнению вод;

    пропаганда рационального использования воды;

    напомнить о значении воды для людей и природы;

    проявление благодарности к воде.

Оборудование и пособия: Фотовыставка; музыкальная аппаратура; мин-вода;

Плакаты: “Вода – основа жизни”, “Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!”, “Капля мала, а по капле собирается море.”, “...Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь....Антуан де Сент-Экзюпери.” , “Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода!”, “Давайте же все вместе Любить нашу природу, Беречь родные реки, Озёра и моря.”, “Мы познаём ценность воды, лишь когда колодец пересыхает.” ; шары (лучше голубые);

Костюмы: Нептуна, Водяного, цветка, орла, мальчика, Человека;

Призы: (лучше мин-вода 0,5л).

Артисты: Нептун, Водяной, экологи, 2 ведущих, танцоры, мальчик, цветок, орёл, Человек.

Записи песен: Dj Smash – “Я волна!”, Эдуард Хиль “Вода, вода, кругом вода...”, Песенка Водяного, Ялла - Учкудук “Три колодца”,Песня “Дождь пойдёт по улице”.

Ход мероприятия

Громко звучит музыка: Эдуард Хиль Вода, вода, кругом вода...

Ведущие:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы воспеть гимн славы, самой необыкновенной и удивительной жидкости – воде. Вода в трёх агрегатных состояниях окружает нас со всех сторон, и мы очень этому рады!

22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД).

Случилось это событие в 1992 году, в солнечном и жарком городе всемирно известных фестивалей - Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта. Так давайте начнём!

Выступление танцевальной группы под песню:

Куплеты водовоза

(Удивительный вопрос, почему я водовоз
Потому что без воды и не туды и не сюды...
Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря
Потому что без воды и не туды и не сюды)

Ведущие:

Ну, никто не спорит с водовозом! Нет ни одного человека на земле, который бы не знал цену этим драгоценным каплям! А сколько сказочных героев с нами бы согласились!

А давай пригласим их к нам на праздник!

Давай! Сначала пригласим кувшинку.

Постой, она же не сказочный герой! -Да, но скандинавские легенды говорят, что у каждой кувшинки есть свой друг - эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и умирает, а это уж точно из сказок! -Давайте дружно позовём их: Кувшинка, Эльф!

Никто не появляется.

Ведущие: - Странно, не понятно, почему они не захотели к нам прийти, давайте водяного позовём: Водяной!

Никто не появляется.

Ведущие: - Слушайте, а может русалку?

Нет, что – то случилось в водном царстве, нужно сразу Нептуна звать, чтобы разобраться, что к чему.

Давайте дружно позовём: Нептун!

Раздается кашель, чихание и оханье. Выходит Нептун: весь в водорослях, с разноцветными волосами, с черными масляными пятнами на одежде и привязанными к трезубцу пластиковыми бутылками.

Ведущие: - Ужас, что с вами случилось, уважаемый Нептун?

Нептун: - А вы что думали, мелкие людишки, мне сейчас хорошо живётся? Ох, я на вас уж и цунами напускал, и наводнениями пугал – ничего не понимаете, продолжаете свои грязные делишки!

Ведущие: - Постойте, уважаемый, мы вообще-то на праздник в чёсть вашего водяного царства собрались, вон шары развесили, песни поём!

Нептун: - Замечательно, сначала загубили моё царство, а потом праздники устраиваете!

Ведущие: - В чём вы нас обвиняете?

Нептун: - Удивительный народ, а кто в Мексиканском заливе разлил около пяти миллионов баррелей нефти?

Ведущие: - Ой!

Нептун: - А кто сливает с заводов промышленный отходы в реки, у меня уже рыбы всех цветов радуги!

Ведущие: - Ой!

Нептун: - А кто выпускает СМС с ПАВ и фосфатами, которые увеличивают рост водорослей и планктона, нарушают поверхностное натяжение воды, нарушая газообмен воды и процессы самоочищения?

Ведущие: - Мы....

Нептун: - А кто пластиковые бутылки и пакеты кидает в воду? Вы, что думаете, мы ими питаемся? Вы даже космические корабли в океанах топите! Все водные жители терпят от вас беды, русалка вообще, стыдится на люди выйти, чешую всю свою растеряла! Одна нечисть в воде плодится!

Играет песня Водяного:

(Я водяной, я водяной, ни кто не водится со мной...)

Выходит Водяной.

Водяной: - Говорил я тебе Нептун, давно надо было расправится с этими людишками, а тебе их всё жалко...

Нептун: - Но ведь они НООсфера – разумная оболочка земли! Должны же они одуматься!

Ведущие: - Уважаемый Нептун, мы давно поняли свои ошибки, у нас даже наука есть, которая изучает влияние нашей деятельности на окружающую среду, Экология называется.

Нептун: - И что предлагает со всем этим безобразием сделать ваша Экология?

Ведущие: - Ребята, давайте вспомним, какие правила необходимы для сбережения водных ресурсов!

( Oтветы : Учёные утверждают, что при использовании современных технологий расходы воды в быту могут быть сокращены на треть, в сельском хозяйстве – вдвое, а в промышленности в 10 раз.

1. Своевременно качественно ремонтировать трубопроводы, чтобы сократить потери воды от утечек.

2. Использовать в сельском хозяйстве капельный метод орошения. Это способствует наиболее эффективному способу использования воды и сокращает её потери от испарения.

3. Повсеместно иметь сооружения для качественной очистки сточных вод.

4. Ввести, где возможно, оборотное водоснабжение, которое уже введено и хорошо себя зарекомендовало на ряде промышленных предприятий.)

Нептун: - Неплохо задумали, а вы ведёте подсчёт сколько тратите воды? Водяной зачитай им их расходы.

Водяной достает лист и громко зачитывает:

Водяной: - А знаете ли Вы, что...
- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды!
- наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете лишь 200 литров воды!
- разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров воды!
- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды!
- средний расход обычного водопроводного крана 15 литров в минуту!
- оставленный открытым кран выливает за час около 1000 литров воды!

По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек выпивает около 50т воды – целую цистерну!

Ведущие хором: - Мы будем экономить!

Нептун: - Экономьте, а то знаете, что с вами будет?

Звучит песня Ялла – Учкудук “Три колодца” , постановка танца

(Муз. Ф.Закирова-Слова Ю.Энтина)

Учкудук-три колодца!
Защити,защити нас от солнца!
Ты в пустыне спасательный круг -
Учкудук!....

Ведущие: - Мы поняли, что нерациональное использование воды и её возрастающее загрязнение становится день ото дня всё более и более серьёзными проблемами, которые способны довести до катастрофы.

Так как мы все используем воду, то и ответственность за её охрану лежит на нас!

Вода – источник жизни,
Она нужна нам всем.
И путнику в пустыне.
И деревцу в долине,
И рыбам в океане,
И кораблю в тумане.
А тёплый дождь весенний
Умоет город сонный,
Поднимет настроенье,
И нас развеселит
Цветущими садами,
Журчащими ручьями
И ветками сирени,
Растущей во дворе.
Давайте же все вместе
Любить нашу природу,
Беречь родные реки,
Озёра и моря.

Ведущие: - Уважаемые гости пройдите к нашим экологам, они помогут вам вернуть былую красоту!

Нептун и Водяной уходят.

Ведущие: - Да, нехорошо вышло с водяным владыкой, стыдно-то как!

А сколько мудрых поговорок оставили нам предки о воде, зря мы их забыли!

А, давайте их сейчас вспомним, за каждую мудрость вы будите получать бутылку самой чистой воды!

( Oтветы : Народная мудрость о воде

    Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!

    Капля мала, а по капле собирается море.

    Река – к океану ступенька!

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Вода с гор потекла – весну принесла.

    Будь здорова, как вода, плодовита, как земля.

    Огонь чистит, вода моет.

    Под лежачий камень вода не течёт.

    Когда пьёшь воду, помни об источнике.

    Вода и землю точит и камень долбит.

    Вода и мельницу ломает.

    Вода путь найдёт.

    Вода студёна – тело ядрёно.)

Ведущие:

Молодцы, вы ребята! А знаете, что в состав человека тоже входит вода? Мы сейчас подсчитаем, сколько в вас содержится воды. Готовы? И так, вспоминаем свой вес, делим его на 3, умножаем на 2, сколько получилось? Ого, какие цифры получились!

Появляются Нептун и Водяной, красивые.

Нептун: - Замечательные цифры, вот кончится вода, будете друг друга выжимать!

Ведущие: - Не сердись, владыка, мы все мудрые слова про воду вспомнили, будем её беречь.

Нептун: - Ну, раз вы мудрыми стали, будем загадки отгадывать!

Загадки.

    Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река)

    Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло. (Лёд)

    Текло, Текло, и легло под стекло. (Река и лёд)

    Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

    На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)

    Шёл долговяз – в землю увяз. (Дождь)

    Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град)

    Без поводка бежит. (Ручей)

    Белые мухи на поле сели. (Снег)

Водяной: - Нептун, что-то ты лёгкие загадки загадываешь, так они у нас всю воду выиграют.

Нептун: - И правда, люди разумная оболочка земли, всё угадали! Интересно, а дети у них тоже такие разумные?

Сценка:

На сцену выходит маленький мальчик. Подошел к Цветку и спросил: “Цветок-цветочек, скажи а что такое вода? Цветок ответил: “Вода?!! Это маленькая прозрачная капелька, которая появляется каждое утро перед восходом солнца на моих листиках”.

З адумался мальчик и пошел дальше. Встретился ему Орёл. “Скажи мне орёл, что такое вода?” – “Это облака, под которыми я летаю, они такие прекрасные!!”. “Хм...”,- подумал мальчик и пошел дальше.

Увидел у речки Человека . “Скажите,что такое вода?”. – “Это речка, в которой я сейчас купаюсь, а зимой это будет лёд, чтобы кататься на коньках”.

Повернулся мальчик к Нептуну. “ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОДА?? Цветок сказал, что это капля на его листике...Орел говорил про облака...А Человек про речку и лёд!!” Всё правильно”,- улыбнулся Нептун... “а ещё вода это два атома водорода и один кислорода Н20”.

Песня “Дождь пойдёт по улице”, постановка танца.

(В небе туча хмурится, хмурится, хмурится, Скоро грянет гром, скоро грянет гром. Дождь пойдет по улице, улице, улице жестяным ведром, с жестяным ведром. ..)

Нептун: - Какая замечательная песня! Кстати, мы за кулисами познакомились с экологами, очень умные ребята, они про моё царство много чего любопытного знают, давайте их позовём.

Выходят экологи:

Человек состоит на 70% из воды. Кровь- 83%. Кости - 22%. Глаз – 99 %. Эмали зуб – 0,2 % .

Самые большие запасы воды на Земле у Бразилии, Канады и России.

Мировой океан – занимает 96% , ледники – 2%, подземные воды – 2%, реки, озёра, болота – 0,02% .

Льда на нашей планете очень много. Если его равномерно распределить по поверхности Земного шара, то толщина ледяного панциря составит 50 метров!

Самый знаменитый гейзер находится в Йеллоустонском национальном парке в Америке. Его извержение происходит каждый час по три минуты. Можно подумать, что где-то под землей спрятан кипящий котёл, а каждый час кто-то открывает специальный вентиль, чтобы выпустить пар.

Самое большое содержание золота в морской воде зафиксировано в Балтийском море: в 3 раза больше чем в водах Северного моря и в 5 раз – Черного моря.

Если бы разделить воду поровну, то на каждого жителя планеты пришлось бы по 280 миллиардов литров.

Самая прозрачная вода в Черном море. Она соответствует 28 метрам. Прозрачность воды в Балтийском море – 13, а в Белом – 8 метров.

На Земле три четвёртых части территории занимает вода и лишь одну четвёртую – суша.

Самое крупное озеро в мире – Каспийское, а самое глубокое – Байкал

Самые длинные реки в мире – это Нил, в Африке и Амазонка в Южной Америке.

Ведущие:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!

Ведущие: - Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

Экологи: - В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье. Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Заключение.

Ведущие: - С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.

Все участники: - Давайте беречь даже каплю воды-

Она ведь начало НОВОЙ ВОЛНЫ!

Звучит музыка Dj Smash - “Я волна!”, постановка танца

Отпускаются шары в небо.

Дополнение.

    можно заранее провести:

    конкурс научных работ “Значение воды в нашей жизни”,

    конкурс выставку фоторабот “Мы за чистую воду”,

    конкурс сочинений “Что я могу сделать для воды?” ,

    в заключительной части вручить призы победителям. Выставка фоторабот украсит праздник

2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»

Положение

О викторине для школьников «Вода для жизни!»

Викторина проводится детской библиотекой «РаДуГа» МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова при поддержке Управления культуры и Управления образования Администрации города Пскова.

Цели и задачи:

• воспитание основ экологической культуры и бережного отношения к природе родного края;
• формирование навыков информационного поиска;
• развитие познавательной активности и умения самостоятельно работать с информационными ресурсами;

Участники викторины:

В викторине могут принимать участие школьники 4-8-х классов.

Организация викторины:

С 26 января по 20 марта 2009 года библиотека «РаДуГа» приглашает познакомиться с положением, вопросами викторины и информационными источниками. Одновременно информация будет размещена на сайте ЦБС г.Пскова (www.cbs.pskov.ru)

Ответы на вопросы викторины принимаются до 20 марта 2009 года в библиотеке «РаДуГа», или
по e - mail: raduga [email protected] в рукописном, печатном виде, или в электронном варианте.

На титульном листе указывается: фамилия, имя автора полностью, место учебы (школа, класс), домашний адрес, контактный телефон, e - mail .

Подведение итогов осуществляет жюри, в состав которого входят специалисты библиотеки, школ и экологических учреждений Пскова и Псковской области.

• правильность и полнота ответа
• творческий подход в оформлении ответов викторины

Лучшие работы будут отмечены грамотами и памятными призами.

Результаты викторины будут размещены на сайте ЦБС г.Пскова.

Вопросы и ответы викторины

1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Ответ: Вода


2. Вода и огонь – близкие родственники – в чем их родство?

Ответ: Вода и огонь - два основных элемента природы или, иными словами, две стихии, которые не могут существовать без кислорода.

Жизнь человека невозможна без Огня и Воды, но в тоже время они могут принести ему несчастье (пожар, наводнение).


3. Вода в природе имеет 3 состояния – жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры загадок на каждое состояние воды.

Например:

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
(дождь)

Зимнее стекло
Весною потекло!
(лёд)

Пушистая вата
Плывёт куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе!
(облако)

4. В славянской мифологии старик, хозяин воды. Назовите его и в каких сказках встречали это имя?

Ответ: Это - Водяной. Он встречается в таких сказках как:”Ванюша и водяные хозяева”, ”Маленький водяной”, ”Русалочьи сказки”, ”Водяной”, ”Бедняк и водной”, ”Повесть о бесноватой жене Соломонии”, ”Морской царь и Василиса Премудрая”.


5. Раньше люди собирали дождевую воду и использовали для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так?

Ответ: Не собирают потому, что развиваются технологии и необходимости в этом нет, кроме того дождевая вода может содержать вредные вещества. Под дождь стараются не попадать из- за того, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, и из-за этого идут кислотные дожди.


6. Объясните значения выражений «Мутить воду», «Как в воду глядел», «Как с гуся вода», «Где вода - там беда».

1. ”Мутить воду” – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.

2. ”Как в воду глядел” – знать заранее, предвидеть что-нибудь.

3. ”Как с гуся вода” – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.

4. ”Где вода – там беда” – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).

7. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот фонтан?

Ответ: Ацтехский бог воды – Атль.


8. Назовите народные обряды, связанные с водой.

Ответ: Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п..


9. Чем отличается «живая» вода от «мёртвой»?

Ответ: ”Живая ” вода – это вода сохранившая все свои лечебные свойства и не обработанная, не очищеная человеком, ” мёртвая ” вода – это обработанная, хлорированная или очищеная человеком.


10. Приведите примеры ухудшения качества воды в результате деятельности человека.

Например: Спуск сточных вод, чрезмерное использование удобрений, грязный тающий снег уходит в реку и прочие водоёмы, кислотные дожди.

11. «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?

Ответ: Из сказки “ Иван – царевич и серый волк ”.


12. Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?

Ответ:


13. В названии какой сказки встречается выражение «живая вода»?

Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»


14. В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки.

Например: ”Конёк - горбунок”, ”Иван – царевич и серый волк”, ”Золотые водопады”, ”Гуси - лебеди”, ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”


15. Я видел Индийское море, лазурь,
В нем волн голубые извивы,
И Красное море, где ласков залив,
И Белое, призрак красивый.
И всюду я думал, что всюду, всегда
Различно – прекрасна вода.

Этот отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Вода» характеризует цвета воды. На территории Псковской области тоже встречаются «цветные» названия водоемов. Назовите их и почему они так названы?

Ответ: Река Синяя, так названа потому, что в своих истоках в Латвии река называется ”Зилупе”, что переводится как ”Синяя река”. Река Желча, так названа потому, что слово ”Желчь” через более раннюю форму ”зълчь” возникло от несохранившегося прилагательного ”зълкъ” – зелёный, испытав на себе влияния слова ”жёлтый”. Озеро Чёрное, так названо потому, что вода в этом озере цвета схожего с цветом грунта.

Самые распространенные названия - Черное, Белое. В области насчитывается более трех десятков Черных озер, около двух десятков Белых. Неплохо представлена и более яркая цветовая гамма: Красное, Зеленое, Ясное, Рыжее, Синее, Светлое, Серебряное, Чистое, Зеркальное. Правда последние три названия больше говорят о чистоте водоёма.

Литература

1. Былины. – М.,1993.-280с.

2. Вершинский Н.В. Загадки океана / Н.В. Вершинский.- М.:Педагогика,1989.-144с.

3. Владимиров О.А., Николин Е.Н. Познакомьтесь океан /О.А. Владимиров, Е.Н. Николин.-Л.:Дет.лит.,1976.-191с.

4. География Псковской области: Природа, население, хозяйство: Учеб. Пособие для 8-9кл.-2-е изд., испр. и доп.-Псков,2000.-200с.

5. Кургузов О. Про каплю Акву / О.Кургузов.-М.: Семейный круг,1996.-32с.

6. Лосев К.С. Вода / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат,1989.-271с.

7. Мифы древнего мира. С-П.: Светлячок, 2001.-506с.

8. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков.- М.: Молодая Гвардия,1983.-207с.

9. Псковская энциклопедия.- Псковская энциклопедия,2003.-912с.

10. Русские народные сказки.- М.: Астрель,2004.-320с.

Итоги викторины

Поздравляем победителей!

Номинация «Текст и иллюстрация»

Курыжов Александр 11 школа, 8 б класс

Егоров Денис 8 школа, 6 класс

Владимирова Дарья 20 школа, 5 б класс

Молчанов Виталий 8 школа, 4а класс

Номинация «Электронная презентация»

Ермолаев Илья 22 школа, 5а класс

Петракова Валерия 22 школа, 5а класс

Иванова Ольга, 22 школа, 5а класс

Герасимова Елена 22 школа, 5а класс

Поташёв Максим, 22 школа, 5а класс

Спецпризы

Групповая работа учеников 6б класса 1-ой школы

Фёдоров Юрий, школа-сад №38, 4 класс

Ермолаев Сергей, школа-сад №38, 4 класс

Библиотека "РаДуГа" благодарит депутата Псковской городской Думы Лесникова Валерия Семеновича за призы для победителей в номинации "Электронная презентация".

Форма проведения: игра-викторина.

Цель. Формирование понятия о необходимости защиты водных ресурсов страны.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни человека, формировать понятие о необходимости защиты водных ресурсов планеты;
  • развивать речь, мыслительные процессы учащихся;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению экологических проблем, воспитывать бережное отношение к воде и водоёмам нашей планеты.

Оборудование: презентация , рисунки детей, карточки слов, жетоны.

Ход занятия

I. Орг. начала занятия.

Здравствуйте, сегодня мы проведём экологическую игру-викторину. В ходе игры вы будете получать жетоны, по которым в конце мы подведём итог.

А чему будет посвящена наша игра, вы узнаете из загадки.

Загадка:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...

– Чему будет посвящена наша игра?

– Как вы догадались, что это вода?

(Вода – это жизнь.)

Если мы откроем экологический календарь, то мы увидим, что в нашей стране воде посвящены следующие праздники: (дети читают)

Слайд 1

Экологический календарь

– К концу нашего занятия мы должны ответить:

– А сейчас мы дадим нашим командам название.

– Скажите почему нашу планету космонавты назвали голубой? (3/4 части поверхности земного шара занимает вода)

Команда 1 «ВОДА»

– Как называют водную оболочку нашей планеты? (Гидросфера. Гидро – это вода, сфера – это шар.)

Команда 2 «ГИДРОСФЕРА»

Слайд 2

Водную оболочку Земли называют – гидросфера.

II. Основная часть.

1 – конкурс «Загадкино»

Отгадать загадки на тему «водоёмы».

    Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом, в самый зной,
    Ледяной поит водой. (Родник.)

    Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.
    Из него вода не пьётся,
    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона. (Море.)

    К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я её сын родной,
    А родился – весной. (Ручей.)

    Не вода, не суша –
    На лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь. (Болото.)

    Посреди поля лежит зеркало:
    Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд или озеро.)

    Чуть дрожит на ветке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море. (Река.)

    С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает. (Водопад)

2 конкурс «Рекорды».

  1. Самая длинная река в мире? (Нил)
  2. Самая полноводная река планеты? (Амазонка)
  3. Самый большой океан? (Тихий)
  4. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  5. Самое глубокое озеро мира, где содержится 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 80% всей пресной воды нашей страны? (Байкал)
  6. Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида)

Слайд 3

Главное хранилище пресной воды – ледники Антарктиды.

Слайд 4

Озеро Байкал.

– Послушайте стихотворение и скажите, почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

– Так почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете?

(ответы детей)

Обобщение по слайдам.

Слайд 5

Вода – наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Слайд 6

Вода поит.

Слайд 7

Вода кормит.

Слайд 8

Вода моет.

Слайд 9

Вода – среда обитания организмов.

Слайд 10

Вода – транспортная система.

Слайд 11

Вода используется для получения электроэнергии.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Вода – не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (водопад) –встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (дельфин) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (часы) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

3 конкурс – «Знаете ли вы?

  1. Сколько процентов площади занимает вода на поверхности нашей планеты? (71%, 30%, 50%)
  2. На сколько процентов человек состоит из воды? (70%, 39%, 55%)
  3. Сколько необходимо воды человеку в день? (2 литра)
  4. Сколько может выпить верблюд за один раз? (250 литров)
  5. Самая крупная река нашего края? (Томь)
  6. Река которая поит наш город? (Чумыш)

4 конкурс – «Вода и здоровье»

Назовите как человек использует воду в лечебных целях:

  • минеральная вода
  • настои трав
  • закаливание
  • морская вода
  • радоновые и солевые ванны
  • утренняя роса

5 конкурс – «Экологический»

Назовите экологические проблемы водных ресурсов России:

  1. загрязнение бытовыми сточными водами
  2. загрязнение промышленными стоками
  3. бытовой мусор
  4. загрязнение от водного транспорта
  5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
  6. браконьерство
  7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок – обмеление)
  8. сплав древесины отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)

– Почему же появились такие праздники, почему стало необходимо охранять воду?

Слайд 12

Экологический календарь

Обобщение ответов.

– Бурное развитие промышленности привело к значительному загрязнению водоёмов.

Слайд 13

Загрязнение рек мусором.

Слайд 14

Загрязнение рек промышленными стоками.

Слайд 15

Нефтяное загрязнение.

Такое обращение с водой приводит к экологическим катастрофам.

Слайд 16

Гибель животных.

Слайд 17

Пересыхание рек

Слайд 18

Ухудшение качества питьевой воды. 5 тысяч человек ежегодно умирают от употребления некачественной воды.

Воды на земле и много, и мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а так же в сельском хозяйстве и для многих технических производств.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера «Течет река».и скажите о чём напоминает нам автор?

Ученики читают стихотворение

Первый ученик:

Течет река издалека...
Течет река...
Течет река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

Второй ученик:

Течет река... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:

Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.

Четвертый ученик:

Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван,
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

Обсуждение

– Почему в реке исчезла вдруг вода?

– Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

– Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!

Слайд 19

Берегите воду!

Капает из крана: В сутки теряется до 24 литров воды.

Течёт из крана тонкой струйкой: Суточные потери – до 150 литров.

Подтекает в туалете: за сутки в канализацию уходит до 2 000 литров.

В городе теряется: в сутки более 80 мил.литров, в месяц – более 2 млрд.литров.

5 конкурс – «Народной мудрости»

Давно люди заметили, что вода – это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц. Продолжите… Как понимаете эти пословицы?

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать, образуется пустыня. (узбекская пословица)

Какие ещё пословицы вы знаете о воде?

Слайд 20

Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты – самое большое богатство на свете».

– Что можете сделать вы чтоб наши реки не мелели?

Свои пожелания людям нашей планеты вы выразили через свои рисунки, которые вы нарисовали дома, готовясь к нашей игре. Расскажите, что вы хотели сказать.

(Рассказы детей)

III. Итог.

– Чему мы посвятили нашу игру?

– Какой вывод вы для себя сделали?

Рефлексия

– Встаньте те, кому понравилась игра, прикрепите капельки воды на доску? Вот сколько много воды мы сможем сберечь вместе, если каждый из вас сбережёт хоть одну каплю.

– Подведем итог (подсчёт жетонов). Награждение.