Основные мотивы лирики бунина. Любовная лирика бунина. А то, что в этих красках светит

Нам известен не только как прозаик, но и как поэт, с прекрасными и запоминающимися стихами. Свое литературное творчество Бунин начинает с написания стихотворений, представая перед читателями личностью с особым взглядом на мир. Поэтическая деятельность Бунина развивалась под влиянием , Никитина и Кольцова, которые воспевали крестьянство и русскую природу. Все эти темы были близки и Бунину.

Темы и мотивы лирики Бунина

В целом лирический мир поэта не был богат на разнообразие тем. В основном писатель пишет о родной природе, где рисует ее красоту, а также напоминает нам о том, что природа и человек неотделимы. В творчестве Бунина, как поэта, среди мотивов и образов его лирики, просматривается тема детства. Автор пишет о начале жизни, о детях, об открытии мира. Часто раскрывая тему детства, Бунин изображает картины вечернего периода, когда дети готовятся отойти ко сну. Может быть поэтому его многие работы чем-то похожи на колыбельные.

Через строки своих стихотворений, через основные мотивы своей лирики, Бунин раскрывает читателю тему настоящего и прошлого, философски размышляя о краткости существования человека. Поэзия Бунина — это особый, гармоничный мир. Как сказал Горький, если выкинуть из литературы Бунина и его поэзию, то она тут же потускнеет, лишаясь своего радужного блеска.

В целом, основной темой и мотивами лирики Бунина всегда оставалась тема Родины, однако писатель затрагивал и другие тематики, хоть они и не столь разнообразны.

Любовная лирика Бунина

Человек, который пишет о красоте природы и человеке, не может пройти мимо любовной тематики, вот и Бунина волнует тайна этого чувства. Любовная лирика не была основной в его творчестве и поэзии, поэтому на любовную тему у Бунина стихотворений немного. Если познакомиться с любовной лирикой в творчестве Бунина, то мы поймем, что они хоть и насыщены жаждой любви, но всегда наполнены трагизмом, несбывшимися надеждами, воспоминаниями.

Вечное и преходящее в лирике Бунина

Своеобразная и неповторимая в художественном стиле лирика Бунина с ее темами и мотивами многопланова и богата. Она наполнена философскими вопросами о смысле жизни, о вечном и переходящем. В строках бунинских стихов читается растерянность, разочарование, но вместе с этим чувствуется вера в жизнь. И лирика поэта наполняется светом и величием. В своих стихотворениях поэт отражает тему памяти, затрагивает прошлое, размышляет на тему связи природы и человека, поднимает тематику смерти и жизни. Бунин не верит, что когда-то уйдет из жизни, ведь он ощущал вечность материи и верил в непрерывность бытия.

Одиночество и природа в бунинской лирике

Как мы уже говорили, Бунин очень часто писал о природе. Но, как писал поэт, не пейзаж его привлекал и не краски стремился он подметить, а то что в этих красках светит любовь и радость бытия. Описывая природу, поэт давал возможность понять душевное состояние лирического героя и его переживания. А между тем герой произведений Бунина постоянно грустит о своей молодости и пережитых моментах. Он пытается заглянуть в будущее и принять прошлое.
Говоря о состоянии героев бунинских стихотворений, то это извечное одиночество, и тема одиночества обыгрывается писателем разными способами. Так мы можем видеть, что одиночество подобно благодати для души, а может оказаться и мрачной темницей, заточением для души.

Исследователи творчества Бунина считают, что важнейшее этапное произведение прозы Бунина дооктябрьского периода масштабного содержания и важнейших проблем - "Деревня". Одной из особенностей этой повести является философский характер. Однако философско-романтические поиски высокой духовности в прозе начались еще в 1890-1900 годах.

Конец XIX и начало XX в. в России - период революционного подъема, роста демократических устремлений в реалистической литературе и одновременно идейных шатаний части интеллигенции. Предреволюционный характер эпохи наложил отпечаток на все искусство. Когда обозначился кризис буржуазности идеологии, произошло расщепление "старой" литературы на ряд враждующих направлений, отчетливо сказалось воздействие на многие значительные явления литературы идей декадентства и в то же время, когда велись поиски выхода из круга отмирающей идеологии, совершались художественные эксперименты и открытия. В цветении таланта находилась плеяда художников, ставших гордостью русской литературы и искусства - A.M. Горький, А. Блок, молодой В.Маяковский, А.Ахматова; живописцы И.Репин, В.Серов, Н.Рерих, М.Нестеров; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, А.Скрябин; оперные певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов и так далее - и одновременно само искусство пережило потрясения, едва ли не самые крупные за все время существования реализма.

Сам Бунин оценивал сложившуюся ситуацию критически, не понимая ажиотажа публики вокруг произведении декадентского направления.

«С начала нынешнего века началась беспримерная в русской жизни вакханалия гомерических успехов в области литературной, театральной, оперной…Близился большой ветер из пустыни... И все-таки - почему так захлебывались от восторга не только та вся новая толпа, что появилась на русской улице, но и вся так называемая передовая интеллигенция - перед Горьким, Андреевым и даже Скитальцем, сходила с ума от каждой премьеры Художественного театра, от каждой новой книги "Знания", от Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого, который вопил о "наставшем преображении мира", на эстрадах весь дергался, приседал, подбегал, озирался бессмысленно-блаженно, с ужимками очень опасного сумасшедшего, ярко и дико сверкал восторженными глазами? "Солнце восходит и заходит - почему эту осторожную песню пела чуть не вся Россия, так же, как и пошлую разгульную "Из-за острова на стрежень"? Скиталец, некое подобие певчего с толстой шеей, притворявшийся гусляром, ушкуйником, рычал на литературных вечерах на публику: "Вы - жабы в гнилом болоте!" и публика на руках сносила его с эстрады; Скиталец все позировал перед фотографами то с гуслями, то в обнимку с Горьким или Шаляпиным! Андреев все крепче и мрачнее стискивал зубы, бледнел от своих головокружительных успехов; щеголял поддевкой тонкого сукна, сапогами с лакированными голенищами, шелковой рубахой навыпуск; Горький, сутулясь, ходил в черной суконной блузе, в таких же штанах и каких-то коротких мягких сапожках».

И. А. Бунин пытался сохранить на фоне окружающего мира ту возможность быть людьми которую отражал абсолютно во всех своих произведениях. И видел Бунин начало такого не только в произведениях написанных им в периоды революционных лет в России и в эмиграции, но и в детском творчестве. Он активно пишет стихи для детей, пытается донести их до широкой массы путем публикаций, раз, за разом переходя дорогу властям, оценивавшим его творчество как непотребное. Даже к лирике Бунина в детском творчестве относились с пренебрежением и настороженностью. Не давая широкого распространения его стихам.

Однако это не останавливало поэта, и его стихи попадали к людям в обход механизма цензуры и критики со стороны властей. Стихи Бунина читали детям и взрослым. Людям в революционные годы не хватало той доброты, которая была в его стихах. Голодные дни, постоянные ссылки и эмиграции, смерть и разруха вот что видели как взрослые, так и дети. На фоне всего этого описательная лирика Бунина выглядела очень ярко. Взрослые старались отгородить детей от всех ужасов войны и стихи Бунина на тот период времени были одним из способов достижения этой цели. Именно после революционных времен, по окончании кровопролитных стычек и голода, смене правительства творчество Бунина было введено в школьную программу и впервые охарактеризовано как «реабилитирующее».

Одним из спорных является вопрос о так называемом "кризисе критического реализма" в литературе и искусстве того времени. Эта проблема точно сформулирована Л.И. Тимофеевым: "…критический реализм XIX в. и критический реализм XX в. - это не однозначные понятия по отношению к общественному прогрессу. Реализм Бунина, например, или Куприна по отношению к ходу истории своего времени стоит на ином уровне, чем реализм XIX в. …"3 Речь идет не об исчерпанности возможностей реализма в художественном отражении и изображении жизни, но из конкретно-исторического содержания его противоречивой эволюции в литературе начала XX в., об исторической позиции критического реализма в его отношении к общественному и историко-литературному прогрессу эпохи. Эти противоречия сказались и в творчестве И.А. Бунина.

Характеристика Бунина-художника невозможна вне установления его литературной генеалогии, места в ряду как предшественников великих писателей XIX в. так и современников - прозаиков и поэтов нашего столетия, а, кроме того, тех, кто и сам испытал воздействие Бунина. В сплаве эпохи, насыщенной революционными потрясениями, жизненного опыта писателя, социальных и эстетических традиций, своеобразия таланта выявляются основные тенденции бунинского творчества, заметно меняющиеся от 1890-х гг. к началу 1900-х и далее - в 1910 гг.

В месте с Горьким, Куприным, Шмелевым, А.Толстым Бунин находился на генеральном направлении предреволюционной литературы и противостоял своими произведениями волне декадентства. Всех их объединяет при различии социального взгляда глубоко национальное начало, характерное для реализма. Однако Бунин оставался крупнейшей и совершенно особой фигурой в литературе.

Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, а его поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.

В начале 900-х гг. Бунин для Горького был продолжателем традиций Тютчева, Фета, Майкова, наследником лучших традиций "усадебной культуры (в этот период Горький ценит у Бунина выше всего его поэзию и в частности поэзию для детей).

Естественно и органично влились в поэтику и стиль Бунина глубокий психологизм, ослабленная традиционная сюжетика, повышенная экспрессивность детали и образа - все эти и другие особенности искусства рубежа XIX-XX вв. Однако Бунин не был "традиционным" писателем. Ощущению катастрофичности бытия, суетной и нелепой обыденности бунинских рассказов 1900-х гг. можно противопоставить жизнелюбие, тягу к сильным натурам, душевность, мечтательность, пылкое воображение, наполняющие рассказы Куприна. Бунин познакомился с Куприным в конце 90-х г. XIX в. В их жизни и судьбе было много общего, они были ровесниками, поделили в 1909 г. академическую Пушкинскую премию. Художественный мир Куприна, имеющий реалистическую основу, отличается от бунинского доверием к жизни, страстностью художественного темперамента, светлыми, оптимистическими тонами. Бунин и Куприн словно два полюса восприятии окружающей действительности. Если же рассматривается вопрос о преемственности бунинской прозы, то чаще всего всплывает имя А.П. Чехова. Критика рубежа века ставила прозу этих авторов в один ряд, А Измайлов пишет: "О Бунине нельзя говорить, не беспокоя прекрасной тени Чехова, Бунин больше, чем "его школы". Он плоть от плоти, кровь от крови чеховского чеховского настроения, чеховских симпатий". Основанием служило, прежде всего, то: что Бунин, как и Чехов, - прежде всего рассказчик (сходство типов художественного мышления). Именно описательная сюжетная линия так часто пропитывает творчество Бунина и именно она играет ведущую роль в детской лирику этого автора. Описательностью он старался заставить людей думать и фантазировать, особенно по части детских стихов. И. А. Бунину было важно, чтобы дети видели не только драматизм жизни, но и имели нестандартное и яркое мышление. Бунин, как и все писатели, был в определенной степени максималистом, и как следствие старался изменить жизнь изнутри. Он видел изменение жизни с детских лет и поэтому старался вложить как можно больше чистоты, красоты и доброты именно в детские стихи.

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

ПОЭЗИЯ БУНИНА

И.А.Бунин не примыкал ни к одной из литературных групп. В поэзии «серебряного века» его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощренность символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией. Известно его высказывание о том, что в творчестве поэтов конца ХIХ – начала ХХ века «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, благородство, прямота». В полной мере пять этих основных составляющих подлинной поэзии относятся и к творчеству самого Бунина. К этому необходимо еще прибавить лаконизм и самобытность его поэзии. Бунина мало коснулись модернистские течения, он остался в стороне от модных декадентских журналов, всегда был чужд изысканной нарядности, вычурности и крайностей. Он – верный хранитель пушкинской традиции. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА
    Пейзажная лирика .
Характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей на всем творчестве И.Бунина.Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глуши ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности. Описывать природу И.Бунин предпочитает в «пограничное» время суток – вечер, туманное утро. Более всего отличие Бунина от поэзии символистов ощутимо в пейзажной лирике. Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощренность бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется зрительностью и обилием цветовых эффектов, а так же потрясающей наполненностью звуковыми эффектами. Чаше всего автор использует образы неба, степи, звезды. Звезды в лирике И.Бунина – это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы. Не менее часто поэт обращается к образам животных.
    Тема России.
Ярко выражена на протяжении всего творчества. Ностальгия и философия Бунина отразилась в этой теме. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, придания, притчи – народная мудрость становятся стихами. «Родине» - стихотворение, представляющее одну из ведущих тем в поэзии Бунина – тему России. Оно, несмотря на то, что написал его сравнительно молодой поэт (21 год), чрезвычайно характерно для всего последующего творчества лирика. Три эпитета о Родине – «усталой, робкой и печальной» - это характеристика России во многих его стихотворениях. Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все ее проблемы и акцентирует внимание на них в своих лирический произведениях. И в отдельных стихотворениях он резко говорит о родной стране – нищей, голодной, но любимой. Раскрытие метафоры «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов.Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос – истинно русская природа на взгляд автора.
    Философская лирика .
Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. В своих стихотворениях Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося на просторах Вселенной. Вечное (это природа и красота) в изображении Бунина не враждебно временному, оно сплетено из нитей временного. Бунин поет не небо, а вечное стремление земли к небу. Вечность, единая гармония, красота, Бог – неизменные ценности для Бунина. Чувство меры помогло ему слить в гармоническое целое мечту о вечном и интерес к временному, стремление к небу и любовь к земле. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает свое одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени. Одним из направлений философской лирики И.Бунина стали стихотворения, посвященные Богу. Бог явлен как Любовь – тепло, свежесть, свет. Атмосфера тишины – возможность слышать Бога. Среди всеобщей темноты единственный носитель света – божественное. Поэзия характеризуется использованием библейских мотивов. Используются мотивы: смерти, скорби, одиночества, тишины, тяжести пути к истине, библейские мотивы и др.; нередко использование пафоса инвективы.
    Линия поэта и поэзии .
Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить предназначение себя, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Автор не противопоставляет поэта толпе, призывает не потерять дара слова, причем этот дар по Бунину – алмаз, данный человеку Богом. Муза Бунина – природа. Потому он больше пишет именно о ней, и тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.
    Любовная лирика .
Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:Я к ней вошел в полночный час. Она спала, - луна сияла В ее окно, - и одеяла Светился спущенный атлас… Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. И вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтике Бунина. Концепция любви Бунина воплощается и в его стихотворениях. Лирический герой расстается со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви в поэзии Бунина не получила достаточно широкого воплощения, и автор продолжил ее в прозе.
СПЕЦИФИКА ПОЭТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А.И.БУНИНА
Поэтика зрелого Бунина-стихотворца – это последовательная и упорная борьба с символизмом. Почерк Бунина-поэта – чеканный, четкий, рисунок – сжатый и сосредоточенный, манера – сдержанная, почти холодная. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В стихах Бунин поет красоту и покой, отсюда ориентация на классическую поэтику.В поэзии Бунина четко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Ранняя лирика носила подражательный характер. Бунин, как и Пушкин, видит в жизни разные тенденции, вступающие между собой в противоборство, и пытается вскрыть эти противоречия. Как и Пушкин, он эмоционально сближается с природой, считает, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и темных сил. У Фета же Бунин перенял направленность на изображение неуловимых, загадочных и не вполне ясных ощущений, навеваемых природой, созерцанием прекрасного. Одна из основных стилистических тенденций творчества Бунина: нанизывание слов, подбор синонимов, синонимических оборотов для почти физиологического заострения впечатлений читателя (решение в пользу задач натурализма). Его стихотворения – это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Характеристика поэтической детали И.Бунина: четкая зрительность, видимость, отчетливая картинка. Поэзия Бунина в целом строга и эмоционально сдержана. В ней крайне редко встречается лирический герой, лирическое «я». Непосредственное чувство передоверяется персонажу.В общем, поэтика Бунина-стихотворца характеризуется:
    сохранением традиций поэзии мастеров 19 векачеткость и «меткость» подбора эпитетовпростота и естественность поэтического языкаприемы:
    звукописьживопись (цветная)оксюморон«три эпитета» - прием подбора трех последовательных эпитетов, достаточно характеризующих образолицетворениеметафоравысокая лексика библейских цитат (для философской лирики)
    экзистенциальные мотивы
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.А.БУНИНА «ПЕТУХ НА ЦЕРКОВНОМ КРЕСТЕ»
Петух на церковном кресте. Плывет, течет, бежит ладьей,И как высоко над землей!Назад идет очень мелкий небосвод,А он вперед – и все поет.Поет о том, что мы живем,Что мы умрем, что день за днемИдут года, текут века –Вот как река, как облака.Поет о том, что все обман,Что лишь на миг судьбою данИ отчий дом, и милый друг,И круг детей, и внуков круг,Что вечен только мертвых сон,Да божий храм, да крест, да он. Центральный образ стихотворения – петух – существует одновременно в разных смысловых реалиях: конкретной, религиозной, символической, литературной. Петух – архитектурная деталь католической церкви. Конкретный мир ярко обозначен в названии стихотворении. Песня петуха превращает зарисовку в философское раздумье, близкое по своей спокойно-печальной интонации к элегии. Актуализируются отвлеченные значения центрального образа. В христианской традиции петух – символ света и возрождения, символ борьбы с духовным невежеством. Семантика образа сближает петуха с такими символами христианства, как крест и храм. Стихотворение И.А.Бунина проникнуто печалью и даже безнадежностью. Для лирического героя не только тело бренно, но и душа не знает воскресения: Что вечен только мертвых сон…
Строка, где утверждается вечность смерти, ее победа над человеком, - смысловая противоположность последней строки, где можно усмотреть христианскую символику возрождения жизни. Центральному образу наименование дано только в заглавии: петух. Далее это слово опускается или заменяется местоимением он . Строфы начинаются с неполных предложений, что придает некоторую расплывчатость и даже таинственность.Для И.А.Бунина петух в стихотворении – символ времени. Тема власти времени – основная в произведении. Ей подчинена вся композиция, которая распадается на 2 блока: описание петуха и песня петуха. Песня состоит из трех миничастей.
    "время" (строки 5-8)"мгновенное" (строки 9-12)"вечное" (строки 13-14).
Композиционная антитеза "мгновенное - вечное" подкрепляется антонимами назад – вперед, живем – умрем, века – миг. Соотношение между частями: 1 – общее, а 2 и 3 – частное; темы второй и третьей частей соотносятся как противоположные (человек смертен – время вечно).В первой половине (первые пять строк) время – непрерывно меняющееся. Движение – сущность времени. Это явление создается преимущественным использованием глаголов (10 из общего числа – 11). Вторая половина песни петуха – статична; здесь сосредоточена большая часть всех существительных. На первый план выступает тема незыблемости и величия времени. Вечность – это одновременно начало и конец всего. Данная идея выражается в архитектонике произведения: оно построено на основе кольцевой композиции"Петух на церковном кресте" – "Да божий храм, да крест, да он" Стихотворение написано в форме так называемого "шекспировского" сонета: три катрена и итоговые два стиха. Четырехстопный ямб и парные мужские рифмы создают предельно простой ритм и музыкальность стихотворения. Внутренние рифмы (плывет – течет – идет – небосвод – вперед - поет ) тоже являются частью этой музыки. Наиболее выразительны повторы гласных: 26 ударных [о] и 8 [а]. Гармония формы как бы сглаживает противоречия содержания. Широкое использование однородных членов предложения – важная особенность стихотворения. Неполные предложения также структурируют композицию, придают поэтической речи живость, естественность и непринужденность.
Библиография:
    «Воскресная школа» №45 дек. 1999г. ст. «Религиозные аспекты символизма в поэзии И.А.Бунина» А.Смоленцев; стр.10-11,«Русская речь» №5, 1999г. ст. «Традиции русских классиков в поэзии И.А.Бунина» Т.А.Иванова; стр.18-28«Литература в школе» №2 1996г., В.А.Аксенова«Русская словесность» №4, №6 2002г.«Литература», №44, 1999г.; стр.4«Литература», янв. 2003г.; стр.12«И.А.Бунин. Жизнь и творчество» Л.А.Смирнова; изд. М., Просвещение «Русский язык» №4, июль – август 2002 г. Шиленко О.В.; стр. 62-67 www. neuch .ru
«Листопад», «Догорел апрельский светлый вечер…», «В степи», «Октябрьский рассвет» «Не видно птиц. Позорно чахнет…», «Могилы, ветряки, дороги и курганы…» «Плеяды», «Ночь», «Сириус» «Кондор», «Змея» «Одиночество», подобрать стих-я «Канун Купалы», «Христос воскрес! Опять с зарею…», «За все тебя, Господь, благодарю!» «Долина Иосафата», «Иерусалим», «На пути под Хевроном», «Гробница Рахили» «Поэту» "Перед закатом набежало…", "Мы встретились случайно, на углу… " Свой творческий путь, будущий лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин, начал еще в раннем детстве. Когда юноше едва исполнилось 17 лет, известный в те времена журнал «Родина» опубликовал стих молодого поэта – «Деревенский нищий». В этом творении поэт описал жизнь обычных русских деревень, жители которых часто страдали от нужды и нищеты.

Иван Алексеевич много времени проводил за чтением литературы зарубежных и отечественных писателей, творчество которых вдохновляло юного поэта, ищущего собственный стиль в этом ремесле. Ему безумно нравились поэтические произведения Некрасова, Кольцова и Никитина. В творчестве этих авторов открыто поэтизировалось крестьянство, что было очень близко по духу Бунину.

Уже в первых творческих работах великого писателя и поэта просматривалась оригинальная манера, неповторимый стиль написания и интригующие темы, привлекающие читателя. Его лирика была умной и спокойной, сравнимой с душевным разговором близких людей. Стихи Ивана Алексеевича отражали богатый и тонкий внутренний мир молодого писателя.

Критики восхищались артистизмом и высокой техникой, наблюдаемой в лирических произведениях Бунина. Поэт чувствовал каждое слово и красиво передавал свою мысль, мастерски оттачивая каждый фрагмент поэтического произведения.

Основные лирические мотивы Ивана Алексеевича Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича не может похвастаться особым разнообразием. Но этого поэту было и не нужно. Большинство его стихотворений имеют тематику, связанную с природой. Некоторые творения посвящаются крестьянской жизни и гражданским мотивам. Большое место было отведено теме любви и взаимоотношений.

На ведущем месте четко просматривается пейзажная лирика, написанная в мягких и нежных тонах. Поэт очень любил Орловский край, он был восхищен живописными видами натуральной природы, поэтому во многих стихотворениях Бунина присутствует лестное описание этих чудесных мест.

Бунин отчетливо соблюдал традицию русской классики, что можно заметить в ярком и насыщенном стихотворении «Осенний пейзаж»:

Снова настала осень,
И только ей я внемлю,
Падают тихо листья,
Гладя сырую землю.

Снова настала осень -
Бледных закатов проседь,
А голубой цветочек
Солнца скупого просит…

Ветер глухою флейтой
В ветках звучит понуро,
Дождь притаился где-то,
Спрятав, как сито дуло.

Люди костры сжигают,
Листья, сгребая в кучи,
А ветер нагоняет
В небе густые тучи…

Солнце на миг пробилось,
Вновь согревая душу,
Будто навек простилось -
Грустно природу слушать…

А в стихотворении «Высоко полный месяц стоит» поэт гармонично передал наблюдательность и верность полюбившейся темы:


В небесах над туманной землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.

В белой мгле, на широких лугах,
На пустынных речных берегах
Только черный засохший камыш
Да верхушки ракит различишь.
И река в берегах чуть видна...
Где-то мельница глухо шумит...
Спит село... Ночь тиха и бледна,

Читая это великолепное стихотворение, прослушивается особенный мотив, а само произведение звучит как спокойная и приятная мелодия. Такие шедевры, будто сливают сознание читателя с реальной природой, и чувствуется благородное воссоединение и безумная радость бытия…

В стихотворении «Оттепель» имеется особая насыщенность внутреннего содержания, передающая непоколебимую гармонию великого поэта с прекрасной природой окружающего мира.

Ивана Алексеевича всегда привлекала пейзажная застылость и состояние перехода из одной статичности в иную. Он умел улавливать отдельные мгновения этих изменений и отчетливо передавал увиденное в своей лирической поэзии.

Любовь к природе тесно переплеталась с нежным чувством и глубоким уважением к своей родине. Бунин написал несколько стихотворений на патриотические темы, окрашенные лирическим воспеванием русской природы.

Последние годы жизни, великий русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин провел во Франции. Тоска по родимому краю отчетливо просматривалась в его стихотворениях, написанных вдали от родины.

Поэт писал и на другие темы, правда, таких произведений немного, но и они привлекают читателя своей необычностью сюжетной линии. Очень интересна поэзия, основанная на религиозных преданиях, мифах и древних легендах.


Шесть золотистых мраморных колонн,
Безбрежная зеленая долина,
Ливан в снегу и неба синий склон.

Я видел Нил и Сфинкса-исполина,
Я видел пирамиды: ты сильней,
Прекрасней, допотопная руина!

Там глыбы желто-пепельных камней,
Забытые могилы в океане
Нагих песков. Здесь радость юных дней.

Патриархально-царственные ткани -
Снегов и скал продольные ряды -
Лежат, как пестрый талес на Ливане.

Под ним луга, зеленые сады
И сладостный, как горная прохлада,
Шум быстрой малахитовой воды.

Под ним стоянка первого номада.
И пусть она забвенна и пуста:
Бессмертным солнцем светит колоннада.
В блаженный мир ведут ее врата.

Философская лирика великого русского поэта

Основная творческая особенность Ивана Алексеевича Бунина – разносторонность, ведь он отлично проявил себя не только как талантливый поэт и писатель. Он был искусным прозаиком и великолепным переводчиком. Его труды гениальны и грандиозны, именно поэтому прославленный реалист обрел масштабную популярность во всем мире!

Как русский писатель смог так маневренно овладеть формой классического стиха? Многие специалисты считают, что данные достижения были обретены, благодаря профессионализму в работе переводчиком. Исключительное мастерство великого писателя основывается на удивительном поиске единственно возможного слова, образующего классическую рифму с глубоким смыслом. Его стихотворения льются как прекрасная песня, наполненная жизнью и честными эмоциями.

В его прозаических произведениях отчетливо прослушивается пессимистическая традиция. Бунин был сильно увлечен философским творчеством Федора Ивановича Тютчева , основанном на вечном источнике прекрасного и гармоничного. Это вдохновение отразилось и на лирическом творчестве Ивана Алексеевича, отличающегося предельной точностью слов и резкими прозаичными деталями.

Философская лирика Бунина основывается на русской природе, на теме любви, переплетенной в неповторимом контрасте. Позже, поэт часто путешествовал в своих воспоминаниях, и эти мысли вдохновили его на создание новых творений, связанных с мифологией.

Эти произведения передают искреннее признание земного бытия, как часть вечной истории. Писатель смело обострял фатальный итог человеческой жизни, чувство одиночества и обреченности. Некоторые поэтические произведения Ивана Алексеевича заставляют задуматься о том, что всегда было рядом, но было не замечено.

Замечательный автор всегда выделялся своей индивидуальностью, неповторимым философским взглядом на обыденные явления, искренностью и честным признанием собственных идей и мыслей, выраженных в столь красивой и звучащей форме.

«Собака»
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь… Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Художественное своеобразие лирики Бунина

Отличительной чертой лирической поэзии Бунина стало художественное своеобразие, искусное восприятие окружающей природы, человека и всего мира. Он мастерски оттачивал пейзаж, чудотворно переносил его в свои лирические произведения.

Творческая деятельность Ивана Алексеевича пришлась на эпоху модернизма. Большинство авторов XIX-XX столетия старались выразить свои мысли и чувства в необычных формах, предаваясь модному словотворчеству. Бунин не стремился к этому направлению, он всегда был предан русской классике, и свою поэзию воссоздавал в самых традиционных формах, схожих с лирическими произведениями предшествующих поэтов, таких как Тютчев, Полонский, Пушкин, Фет.

Иван Бунин постепенно преобразовывал пейзажную лирику в философию, а в его стихотворениях всегда присутствует главная мысль. В поэзии великого поэта часто уделяется особое внимание самой главной теме – жизни и смерти.

Философское направление и художественное своеобразие не затмились революционными процессами, происходящими в стране. Поэт продолжил свое творчество в избранном направлении, а все проблемы человечества смело отнес к вечным тонкостям, среди добра, зла, рождения и смерти…

Бунин всегда хотел отыскать истину, он часто обращался к мировой истории разных поколений. Поэт признавал жизнь на Земле как что-то временное, переходной промежуток между вечным бытием во Вселенной. Ему всегда хотелось заглянуть за грань реальности, отыскать разгадку человеческой жизни и обреченности смерти в конце пути. Во многих его стихотворениях особо чувствуется мрачность, жалостливое дыхание, страх одиночества и непоколебимый испуг перед трагичным исходом, которого нельзя избежать ни одному живущему на этой Земле…

Лирика Бунина многолика и безупречна. Его поэзия вдохновляет и радует, устремляет мысли читателя в неосознанное, но довольно реальное и интересное. Если изучать произведения великого русского писателя и поэта с внимательностью, можно открыть для своего восприятия очень важную истину, которую не хотелось замечать еще вчера.

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина знакомятся все дети нашей страны, так как оно входит в обязательную программу изучения на уроке литературы. Воспринять его тонкие мысли и чувства можно не сразу, только углубленное осознание каждого слова, позволит понять и раскрыть основной смысл лирического произведения. Именно поэтому, кроме обязательных рассказов, учителю разрешается выбрать несколько произведений на своё усмотрение.

Бунин – великолепный писатель и поэт XIX-XX века, оставивший памятный след будущему поколению, запечатленный в удивительно прекрасной лирике…

А. Блок о Бунине: «так знать и любить природу мало кто умеет…»
«Бунин претендует на одно из главных мест в русской литературе...»

«Апрель»
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

«Березка»
На перевале дальнем, на краю
Пустых небес, есть белая березка:
Ствол, искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучьи. Я стою,
Любуясь ею, в желтом голом поле.
Оно мертво. Где тень, пластами соли
Лежит мороз. Уж солнца низкий свет
Не греет их. Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро красноватых,
Ствол резко-бел в зеленой пустоте...

Но осень - мир. Мир в грусти и мечте,
Мир в думах о прошедшем, об утратах.
На перевале дальнем, на черте
Пустых полей, березка одинока.
Но ей легко. Ее весна - далеко.

«Клад»
Все, что хранит следы давно забытых,
Давно умерших, - будет жить века.
В могильных кладах, древними зарытых,
Поет полночная тоска.

Степные звезды помнят, как светили
Тем, что теперь в сырой земле лежат…
Не Смерть страшна, а то, что на могиле
Смерть стережет певучий клад.

Тема природы – одна из главных тем в раннем творчестве И.А. Бунина. В пейзажной лирике поэт запечатлел особенности природы горячо любимого Орловского края. Многие стихотворения, посвященные природе, навевают воспоминания о красочных картинах И.Левитана («Бушует полая вода…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество великолепных картин неяркой русской природы, наполненных любовью и восхищением. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются удивительной конкретностью и точностью описаний:

В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы....

Для пейзажной лирики И.А. Бунина характерно одухотворение природных явлений: А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая,

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля .

Олицетворение явлений природы дополняется написанием с заглавной буквы: И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И неподвижно Ночь сидит Над тихим морем: на колено Облокотилася, – глядит

На валуны, где тает пена .

Почти все стихотворения молодого поэта – это неустанный гимн красоте и гармонии природной жизни. Одним из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина является мотив единения лирического героя с миром природы. Стихотворения, написанные в начале творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоею! .

Единство поэта с миром природы звучит и в его стихотворении "Оттепель": И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, – всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

Красота природы для Бунина – вечная ценность, поэтому мотив красоты также является лейтмотивным в пейзажной лирике:

А мир везде исполнен красоты.

Мне все теперь в нем дорого и близко: И блеск весны за синими морями,

И северные скудные поля... .

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия .

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой...

Иного нет счастья на свете .

Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» .

«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» , , поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:

Дивен мир твой! Расцветает Он, тобой согрет,

В небесах твоих сияет Солнца вечный свет,

Гимн природы животворный

Льется к небесам...

В ней твой храм нерукотворный, Твой великий храм! .

Чувство тоски по счастью, гармонии и единству с природой – характерный мотив пейзажной лирики Бунина, развивающийся и в лирике 1900-х годов. Так, лирический герой стихотворения «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем. Стихотворение в мельчайших деталях передает красоту природы. Она вся пронизана мощью и величием. Лирический герой Бунина трепетно относиться к каждому проявления природы. Он все замечает, все запоминает, все сохраняет в сердце. Каждый, даже мимолетный ее образ полон для него непреходящего смысл. Стихотворение пронизано мотивами тепла, света, радости, ощущения родства с прекрасной природой. Солнечный свет словно смешался со смоляным ароматом и приобрел его запах:

…И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света .

Но пейзаж, который показывает нам Бунин – это еще и картина его души. Тесное общение с природой, понимание ее жизни делает человека молодым и счастливым.

В пейзажной лирике Бунин стремился запечатлеть красочное природное бытие во всем его полноте и многообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, олицетворений, метафор, максимальная насыщенность образной детали.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.

2. Ковалева Т.Н. Моделирующая функция начала романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (опыт семиотического исследования художественного времени-пространства) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2002. №1. – С.54-55.

3. Ковалева Т.Н. «Все Тобой сотворено…»: пантеистическая лирика И.А. Бунина // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – с. 35- 39.

4. Ковалева Т.Н. Типы художественного времени и их роль в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2016. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» //Пер спект ивы р аз ви ти я со в р ем енных г ум ан итар ны х н а ук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-18.