Занятие по обучению творческого рассказывания в старшей группе: "Мы сказочники". Конспект НОД по обучению рассказыванию об игрушке Конспект занятия по обучению детей творческим рассказам

Ирина Добрынина

Конспект занятие по развитию речи в подготовительной группе «А»

«Волшебная сказка в лесу »

Воспитатель : Добрынина Ирина Александровна

Цель :

Учить детей творческому рассказыванию ; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст .

Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что) .

Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку , содержательно и эмоционально рассказывать её , используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания .

Учить изображать героев сказки графически , использовать символические изображения.

Продолжать учить оценивать рассказы друг друга .

Развивать речевое творчество дошкольников .

Воспитывать любовь к сказкам , доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Материал : экран – телевизор с изображением сказочных персонажей , бейджики для каждого ребенка с изображением героя, карты сказочного леса для авторов сказочников , материал для выполнения творческих заданий для героев : медвежонку – «Бочонок меда» , медведице –«Раскрась ягоды для варенья» , белочке – «заготовка припасов на зиму» , муравью – «Построй муравейник» - счетные палочки, дятлу – «Достань насекомое из дерева» (лабиринт, цветные карандаши, шаблоны для рисования сказочных героев .

Предварительная работа : чтение пьесы для детей «Шоколадная страна»

Ход занятия.

Орг. момент. «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг» . Дети давайте возьмёмся за руки и поздороваемся с соседом справа, называя его ласково. (Здравствуй, Любочка) . Улыбнёмся друг другу, гостям.

Воспитатель : Ребята, вы любите сказки ?

Дети : да.

Воспитатель : А в сказке побывать хотите ?

Дети : да.

Воспитатель : Но чтобы попасть в неё, мы должны произнести волшебные слова . Вы готовы?

Дети : да.

Воспитатель : (произносит слова) «Тень- тень, по тетень, открывайся сказки дверь !

В начале нашего пути необходимо узнать какая погода в лесу . Каждое утро наш язычок встает и выглядывает в окошко «окно» , «иголочка» . Он смотрит какая там погода. Смотрит вверх на солнышко (языком тянуться к носу, смотрит, нет ли под ногами луж (языком тянуться к подбородку) . Но на улице ярко светит солнышко, и язычок улыбнулся «улыбка» .

Речевая сказка с озвучиванием .

Воспитатель. Посмотрите мы попали в волшебный лес . Я буду рассказывать куда мы идем , а вы озвучивать звуки природы.

Идут ребята по лесу – шлеп-шлеп . День такой хороший, жаль никого не видно, поиграть не с кем! Вдруг налетел теплый ветерок –ф-ф-ф. Ветер ты где? Ау? Ау?. Побежали ребята за ветерком. Ну, разве догонишь ветер, даже если он такой маленький. Дети устали бежать, остановились, и стали слушать, как стрекочут кузнечики -чи-чи-чи, жжужат мухи – ж-ж-ж, звенят комары – з-з-з, поют птицы – чирик-чирик, ветер шепчет в траве –ш-ш-ш, зашумели деревья – ш-ш-ш и стал накрапывать дождик, то медленно – кап-кап, то быстрее – кап-кап-кап, то затих совсем. Вот мы и пришли! Посмотрите вокруг. В какую сказку мы с вами попали ? (не знаем)

Воспитатель. Посмотрите, в лесу стоит волшебный телевизор , может он нам подскажет в какую сказку мы попали (включает) . Изображение пропало наверно он сломан, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки . (чьи лапы – медвежьи, чей хвост – беличий, чьи уши – заячьи, чья голова – муравьиная, чей клюв - дятла).(После открытия всей картинки – дети угадывают сказку – Шоколадная страна .). О чем эта сказка ? Какие сказочные персонажи вам запомнились больше всего? Кто помогал медвежонку? (дети кратко пересказывают содержание начало сказки ) . Почему сказка называется «Шоколадная страна?»

Воспитатель. А тут, ребята, посмотрите – письмо нам оставлено. От кого оно, интересно? На конверте загадка. Отгадаем ее и узнаем, кто это нам письмо оставил.

В лесной избушке живет старушка

Любит ябедничать, шалить

И племянничков дразнить.

– Кто это? (старушка Лесовушка)

Воспитатель. Значит, это старушка Лесовушка нам пишет? Прочитаем : «Ах вы, нехорошие дети! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

– Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес и превращу в лесных зверей. И вы никогда из моего леса не выберетесь.

– Ребята! Посмотрите, а ведь старушка Лесовушка действительно вас

заколдовала.

Дети открывают бейджики приклеенные до занятия и определяют в кого они превратились. (бельчиха, бельчонок, зайчиха, зайчонок, медведица, медвежонок, дятел, муравей, - остальные дети авторы сказок ). Что же нам делать? Давайте позовем на помощь? Как можно в лесу позвать на помощь . (крикнуть «Ау» )

Проведение упражнение «Аукаемся» . Дети, прислонив ладони рупором ко рту, произносят по очереди «Ау» постепенно снижая звук, изображая эхо.

Воспитатель. - Нас никто не слышит. Придется нам самим выходить из сложившегося положения. Среди вас есть авторы, которые придумают новое окончание сказки , а герои найдут волшебные предметы или вещи , которые помогут вам вернуться домой. Давайте все вместе придумаем сказку и найдем выход из леса. Если изменить содержание в произведении, то и сказка тоже измениться . Для того чтобы оживить сказку , вы будете использовать силуэты понравившихся сказочных героев , которых вы выберете. Приклейте их на свою волшебную карту . А дети превращенные в зверей найдут волшебные предметы или вещи , которые помогут нам снять чары старушки Лесовушки.

Детям (зверятам) предлагаются задания, и они рассаживаются на места находя их по графическим символам. Дети авторы сказок приступают к рисованию (приклеивание силуэтов) своей сказки с помощью графических символов.

Воспитатель. - Молодцы вы хорошо потрудились, предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Здравствуй лес – необычный лес (широко разводим руки в стороны)

Полный сказок и чудес ! (повороты вправо влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (руки поднять вверх, покачивание влево-вправо)

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь?

Какая птица? (всматривание в даль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую, в левую сторону)

Все открой, не утаи (руки разводим в стороны)

Ты же видишь (прижимают обе ладони к груди)

Мы свои. (разводим руки в стороны)

Предложить персонажам сказки рассказать , чем они занимались, живя в лесу , авторам сказок рассказать свою сказку по графическим символам. Звери выбирают ту, которая больше им понравилась. Повторение понравившейся сказки .

Воспитатель. - Смотрите злые чары, разрушились, вы опять превратились в детей, пора возвращаться в детский сад! Вставайте в круг беритесь за руки, закрывайте глаза. Все вместе произнесем волшебные слова – Тень – тень , потетень! Закрывайся в сказке дверь !

Воспитатель. Ребята вам понравилось наше путешествие?. Молодцы ребята справились с коварной старушкой Лесовушкой. Вашу сказку мы обязательно запишем, чтобы прочитать ее другим ребятам, а вы нарисуете для нашей сказки иллюстрации .

Воспитатель: Ребята посмотрите на эту картину. Кто на ней изображён?
(показывает картину «Кошка с котятами»)
дети: кошка и котята.
воспитатель: правильно, посмотрите какая мама-кошка красивая, окрас у неё как у тигра. Скажите сколько у неё котят?
дети: трое.
воспитатель: Да, правильно! их трое и они все такие разные, но все маленькие и игривые. Они пушистые и неуклюже. Один из них играет с мячом, пока мама-кошка пытается его помыть, другой лижит с блюдце молочко, а третий играет с хвостом мамы.
воспитатель: Посмотрите, получается ли у мамы-кошки помыть одного из котят? какого он цвета?
дети: нет, потому что он играется. Он рыже-белого цвета.
воспитатель: Да, верно, он не хочет отпускать мячик, ему хочется играть. Как вы думаете, почему черный котенок облизывает блюдца?
дети: потому что он голодный.
воспитатель: верно, он проголодался, а как вы знаете все котята очень любят молоко, поэтому он с таким удовольствием облизывает это блюдце. А что делает третий?
дети: он ловит хвост мамы.
воспитатель: правильно, он ловит и играется с хвостом мама-кошки.
воспитатель: у взрослой, красивой кошки 3 котёнка. Они очень маленькие и пушистые. Котята озорные и игривые. Котенок, играющий с красно-синим мячиком, не обращает внимания на маму, которая хочет его помыть. Ему очень нравится мячик. Другой с огромным удовольствием и аппетитом пьет молоко, а тот, который играет с маминым хвостом, вообще не обращает никакого внимания.
Воспитатель: про эту картину можно придумать много рассказов. Мы оставим её в группе, и вы, если захотите, можете вечером придумать и рассказать нам свои рассказы про кошку и ее котят.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

Кафедра дошкольного и начального образования

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика развития речи детей»

Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию»

Выполнила: студентка 5 курса

Гареева Анастасия Фёдоровна

Преподаватель:Иванова С.А

Тобольск.2015г.

Введение

1. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

2. Требования к рассказам детей. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

4. Составить конспект занятия по обучению творческому рассказыванию

Заключение

Список литературы

Введение

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности обучения детей творческому рассказыванию.

1. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок,стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки,).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на развитие речи и воображения детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

2. Требования к рассказам детей

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Какие же требования предъявляются в программе к качеству любого рассказа детей старшей группы?

Во-первых, рассказ должен быть связанным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.

Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии излишней детализации - ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержана вниманием и памятью ребенка, в нем более выделяется структура. Между тем многие воспитатели не обращают внимание на это качество, подчеркнутое в программе («короткий», «небольшой»), и добиваются от детей описания многопредметной картины, подробного описания праздника в детском саду и т.д.

С этим могут справиться не все дети, поэтому описание у некоторых оказывается поверхностным. А ведь программа рассчитана на прохождение ее каждым ребенком.

В-третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя.

Такой рассказ должны уметь составлять дети к концу пребывания в старшей группе.

Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа (говорить на тему, не отвлекаясь от содержания). Нужно приучать детей рассказывать про определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание.

Очень важное качество любого рассказа - последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи.

По объему рассказ ребенка 6 лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства места, времени и др.); желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения.

В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Мы должны поощрять самостоятельность ребенка в составлении фактических рассказов, выдумку - в придуманных - и способствовать этому. Но инициатива не должна уводить ребенка от выполнения поставленной задачи.

Воспитателю следует активно обращать внимание на выразительность рассказа (по исполнению), заботиться о культуре поведения ребенка вовремя рассказа.

Е.И. Тихеева большое внимание обращала на формирование культуры речи: «Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста».

Детей приучают внимательно слушать рассказы товарищей, если надо, дополнять их.

3. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазий.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описание природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетания с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжение авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию, развязку), умение точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими навыками ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание предложения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером. С обстановкой, в которой происходит действие. Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. творческий художественный рассказ детский

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, больше их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умения озаглавливать свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказов по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и форму.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказывать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? Какая трава весной? Какая может быть яблонька весной?»,

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской беседе бытуют считалки - короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов - не только считалок, но и дразнилок - часто увлекает детей, становится потребностью. У них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные. На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы, дети с удовольствием по многу раз слушают свои рассказы.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

4. Составить конспект занятий по обучению творческому рассказыванию

Конспект занятия

(подготовительная группа)

Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».

Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.

Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.

Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.

Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.

Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

Я нарисовала

Яблоневый сад.

Там такие спелые

Яблоки висят.

Там трава желтеет,

Ива у ручья,

У забора будка,

Знаешь, это чья?

В ней живет огромный

Пес сторожевой.

Он хоть нарисованный,

Но совсем живой.

Если злой мальчишка

В мой полезет сад,

Сразу пса увидит,

Струсит -- и назад.

О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)

Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)

Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).

(-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.

Это желтые подсолнухи и красные георгины.

Букет пышный, яркий, праздничный.

Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)

Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?

(-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.

Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.

В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.

Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)

Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?

(Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)

Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.

3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).

Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.

В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки -- золотой,

Вот последний лист с осинки

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно опускают руки.

А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.

Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.

Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.

4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.

Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)

Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.

Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.

Девочки покрывают стол скатертью.

Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)

Один из детей ставит вазу в центр стола.

Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)

Дети раскладывают фрукты на столе.

Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)

Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.

Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.

Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)

Один из детей рисует вазу.

Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)

Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

5. Музыкальная пауза. Релаксация.

Педагог вновь приглашает детей на ковер и включает запись спокойной инструментальной музыки.

Сейчас вы немного отдохнете. Ложитесь на ковер так, чтобы не мешать друг другу. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Ваши ноги становятся легкими, как облако. Ваше тело становится легким, как облако. Ваши руки становятся легкими, как облако. Ваша голова становится легкой и невесомой. Представьте, что вы превратились в облако и летите по небу.

Звучит музыка. Дети лежат на ковре расслабившись.

Медленно откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Уроните руки. Выдохните. Проходите к стульчикам.

6. Составление плана рассказа по картине. Развитие диалогической речи, мышления.

Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором вновь стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем составлять рассказ по картине, и составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как дети готовились к рисованию. Воспитатель Анна Сергеевнасказала им перед выходными, что в понедельник они будут рисовать натюрморт «Цветы и фрукты», и попросила тех, кто поедет на дачу, привезти цветы и фрукты. Что и в каком порядке вы будете описывать дальше?

(-- Мы расскажем о том, какая у детей изостудия, как они готовились к рисованию.

Потом мы расскажем о каждом из детей, о том, как они одеты, что они делают, какие у них лица.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете рассказывать.

7. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

8. Творческий рассказ по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению творческого рассказа. Развитие связной речи.

Педагог вызывает четверых детей и напоминает им план рассказа.

Маша начнет рассказ, напомнит нам о том, что сказала детям Анна Сергеевна, что привезли дети с дачи. Сережа расскажет, как дети готовились к рисованию, какая у них изостудия. Антоша расскажет о мальчиках, изображенных на картине, а Марина рас-скажет о девочках и закончит рассказ. Не забудь, Марина, рассказать о том, в каких тонах написана картина, что помогает передать настроение детей.

(-- Перед выходными воспитатель Анна Сергеевна сказала ребятам: «В понедельник мы будем рисовать натюрморт „Цветы и фрукты". Я прошу тех ребят, кто поедет на дачу, привезти георгины, яблоки, груши». В понедельник ребята пришли в детский сад с цветами и фруктами. Маша принесла подсолнухи, а Арина -- красные георгины. Сережа привез с дачи красивые красные яблоки и румяные груши.

Анна Сергеевна поблагодарила ребят и пригласила их в изостудию. Изостудия была большой и светлой. На стенах висели рисунки. За окном был виден парк. Ребята поставили посреди студии круглый столик, покрыли его белой скатертью. Девочки поставили на стол вазу с цветами, а мальчики разложили фрукты. Дети сели к мольбертам и стали рисовать.

Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что еще можно добавить в рисунок. Анна Сергеевна предложила ему сделать желтый фон. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.

В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты. Детям нравится рисовать. Они рисуют с удовольствием. Не зря все они улыбаются. У них счастливые лица. Картина написана в теплых тонах. Это помогает передать хорошее настроение детей.)

Отлично! Вы сегодня порадовали меня. И натюрморт, и рассказ получились замечательными! После тихого часа мы с вами вернемся к рассматриванию этой картины, и я попрошу одного из вас повторить рассказ целиком.

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог убирает картину с мольберта, предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Обязательно оценивается работа каждого ребенка. Это может сделать педагог. Можно предложить детям оценить работу друг друга При этом педагог должен показать детям, что следует быть объективными и справедливыми.

Заключение

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Можно использовать игровые методы обучения рассказыванию по картине. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников- М. Просвещение, 1997.

2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста - М. Просвещение, 1979.

3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М., Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина - М: Академия, 1999.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста-М: Владос,2004.

6.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М., 2006.

7 .Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. - М.: Академия, 2004. - 304с.

8.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Вопросы формирования детского словесного творчества. Требования к методике обучения творческому рассказыванию. Обогащение и активизация словаря. Приемы обучения творческому рассказыванию дошкольников.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Занятие по обучению творческому рассказыванию тема "Я - волшебник". Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ. Занятие по обучению детей творческому рассказыванию. Придумывание продолжения и завершения рассказа.

    учебное пособие , добавлен 06.05.2007

    Обучение детей рассказыванию по памяти из их личного опыта. Ведущие приемы научения рассказыванию для развития речи. Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп. Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2010

    Виды, характеристика и методика обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Практические аспекты особенностей обучения детей рассказыванию из личного опыта. Обогащение речевой деятельности на основе рассказов о прогулках и экскурсиях.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Закономерности, особенности и педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи. Cовершенствования качества работы педагогов.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Развитие речи у дошкольников, умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Методические приемы обучения рассказыванию по картине, структура занятия, проблемы обучения, подбор сюжетных картин.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Метод мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Диагностика уровня речевых умений у детей-дошкольников, исследование формирования умения рассказывать с использованием моделирования.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2015

    Основные требования к монологической речи. Классификация устной речи. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок, использование сказкотерапии. Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2012

    Теоретические и психолингвистические основы формирования связной речи детей дошкольного возраста. Особенности восприятия дошкольниками художественных образов. Построение описательных и повествовательных монологов. Обучение рассказыванию по картине.

Казенова Ирина Владимировна.

Конспект занятия по речевому развитию.

Творческое рассказывание в старшей группе

«Мы-сказочники»

Цель:

Создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала.

Задачи:

1. Формировать умение связывать в одну сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст. 2. Развивать интерес детей к творческому рассказыванию. 3. Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, бумажный лист зеленого цвета, «волшебная палочка» мягкий мяч для игры, опорная схема для составления сказки, кружочки для каждого ребенка (красные, желтые, зеленые).

Ход:

1. Организационный момент.

У детей на руке приклеен кружочек с указанием цвета места.

Воспитатель предлагает организовать круг, читает небольшое стихотворение:

Добрый день!- тебе сказали

Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся!

Дети стоят в кругу, берутся за руки. После последних слов поворачиваются друг к другу и улыбаются.

2. Мотивационный этап.

Воспитатель: - Кто готов интересно провести время, узнать много нового? Вы все эльфы. Все присели на цветочки. Теперь мы будем меняться местами (игра «Поменяйся местами» ) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

Кислый лимон,

Фруктовое варенье,

Соленый огурец,

Шоколадное печенье,

Воспитатель: Вот какие мы все разные! У каждого из нас свой вкус и свой характер, но я думаю, нас может объединить то, что все мы, взрослые и дети, любим сказки.

3. Основная часть.

Воспитатель: - Как вы думаете, что такое сказка? (ответы детей)

Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Предлагаю поиграть в игру «Угадай и назови»? Насколько хорошо вы знаете сказки, мы сейчас узнаем.

Игра: «Угадай и назови»

Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.

Воспитатель:

1) Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

(«Кот, лиса и петух»)

2) Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела.

(«Три медведя»)

3) Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка и волк»)

4) Мама деточек учила,

Дверь чужим не открывать,

Не послушались детишки

И попали к волку в пасть.

(«Волк и семеро козлят»)

5) Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом –домок

В чистом поле одинок.

(«Теремок») .

6) Дед да баба жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной.

Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать:

Грибы – ягоды сбирать…

(«Маша и медведь»).

7) Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила,

И снесла та птица-то яйцо…

(«Курочка Ряба»).

Воспитатель: Молодцы какие! Сказки вы знаете.

А вот и еще одна загадка. Отгадайте на что это похоже? (Показывает зеленый лист бумаги). (ответы детей)

А теперь? (Воспитатель сворачивает в трубочку лист) (ответы детей)

Игра «Волшебная труба» с мячом.

А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный: Баба-яга злая- добрая, Аленушка грустная- веселая, медвежата: жадные- щедрые и т. д. Кому я брошу мяч, тот называет противоположное слово.

Воспитатель: В сказках есть не только сказочные герои, но и волшебные предметы.

Игра «Назови волшебные предметы».

Дети передают «волшебную палочку» друг другу и называют волшебные предметы.

Физминутка «Покажи животное».

1. Эй, ребята, что вы спите? Нам животных покажите!

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

(Показывают походку лисы).

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся.

(Поскоки на двух ногах, поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3. Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги.

На носочках он пошёл, и на пяточках потом.

(Через стороны поднимают руки вверх, ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Воспитатель: Давайте сядем и придумаем свою добрую сказку.

Напомните, из каких частей состоит сказка? Давайте посмотрим схему, которую мы вместе составляли.

Дети: Начало, середина, концовка.

1) Начало (воспитатель показывает схематичное изображение первой части)

Воспитатель: Ребята у нашей сказки должно быть сказочное начало.

Ребята, как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?

(Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…

Это случилось давно)

2. Середина (воспитатель показывает схематичное изображение второй части)

Воспитатель: Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (ответы) Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями. А какие герои появляются в сказке?

(дети: добрые и злые).

Воспитатель: Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?

Дети: Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.

3. Концовка (воспитатель показывает схематичное изображение третьей части)

Воспитатель: Что же такое концовка? (ответы) В ней рассказывается о том, чем всё закончилось. А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: « Вправо-влево повернись и в сказочников превратись! » Ну вот, теперь вы настоящие сказочники. Ой, ребята, кто-то к нам спешит. Вы его узнали? Как его зовут? (Любослухосказ).Ребята, Любослухосказ пришел к нам за помощью. Какой-то злой герой хотел отнять у него его любимую книжку. Он так разволновался, спрятал ее и забыл куда спрятал. Надо его успокоить и помочь найти любимую книгу. Как вы думаете, чем можно успокоить Любослухосказа??? (Дети: Рассказать ему сказку).Правильно, ребята, только сказку не простую, волшебную. И чтоб сказка эта была не похожа на знакомые сказки. Вернее, в знакомой сказке должны появиться новые герои. Готовы вы помочь Любослухосказу? Готовы сочинить для него и для всех нас новую сказку? (Дети: готовы).А сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах. И чтобы найти свою команду, посмотрите, пожалуйста, на свои кружочки. Команда с красными кружочками придумает начало сказки. Команда с желтыми кружочками придумает середину сказки, а команда с зелеными кружочками придумает концовку сказки.

Дети составляют сказку, затем рассказывают ее «Любослухосказу».

«Любослухосказ»: Спасибо вам ребята за интересную сказку. Нас с вами объединяет любовь к сказкам. А я вспомнил, куда спрятал свою книгу. Подойдите все ко мне, теперь идите прямо, потом налево и нужно посмотреть на полку. Там должна лежать моя «Золотая книга сказок». Нашли? Теперь она ваша. Читайте и любите сказки!

Воспитатель:

-Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Вот пора уже и превратиться обратно в ребят: «Вправо-влево повернись и в ребят обратно превратись!».

Вот и закончилось наше сказочное приключение.

Постнова Наталия Викторовна
Конспект НОД по обучению рассказыванию об игрушке.

Вид занятия : Развитие речи

Тема: «Щенок»

Цель: Формирование умений детей составлять рассказ по игрушке.

Группа: младшая

Задачи: Образовательные.

Учить описывать игрушку, опираясь на вопросы воспитателя.

Закреплять знания о качествах материала: гладкий.

Развивающие:

Развивать речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения.

Закреплять навыки культуры поведения: умение здороваться, не перебивать друг друга, взрослого.

Словарная работа: Активизировать словарь словами: гладкий, с завитком, ресницы.

Предварительная работа:

Чтение стихов: Е. Кирьянова «Мой щенок», С. Михалков «Мой щенок».

Чтение сказки: Н. Абрамцева «Сказка про щенка и старую тапочку»

Рассматривание иллюстраций и картин.

Средства: Мягкая игрушка щенок, кукла

Способы:

Вопросы к детям

Физкультминутка «Пёс Барбос»

Рассказ воспитателя

Рассказ детей

Форма организации: подгруппа

Ход НОД

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята.

Кукла: - Здравствуйте, дети.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята сегодня в гости к нашей кукле Маше пришёл щенок. Но щенят в нашей группе много и Маша должна узнать нашего щенка по описанию. Чтобы кукла узнала его, мы про него расскажем.

Воспитатель: - Ребята, скажите, кто это?

Дети: - Это щенок.

Воспитатель: - Хорошо, посмотрите ребята, наш щенок большой или маленький? Дети: - Маленький.

Воспитатель: - Ребята, что мы можем сказать про щенка, какой он?

Дети: - гладкий.

Воспитатель: - А почему вы так решили (дети трогают щенка и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха)

Воспитатель: - Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки

Дети: - голубые.

Воспитатель: - Какого он цвета?

Дети: - черного.

Воспитатель: - Какой у щенка хвостик и лапки?

Дети: - Лапки мягкие, а хвостик маленький.

Воспитатель: - А ещё у нашего щенка короткий хвост с завитком, ушки небольшие, аккуратные,а ресницы чёрные и длинные.

Воспитатель: - Ребята, а что у щенка на лапке?

Дети: - белое пятно.

Воспитатель: - Молодцы! А как мы назовём нашего щенка?

Дети: - Тошка.

Физкультминутка «Пёс Барбос»

Жил на свете славный пёс

Звали пёсика Барбос.

Не умел он топать,

Не умел он хлопать.

Песен пёс Барбос не знал,

А ребятам подпевал гав-гав-гав!

Воспитатель: - А теперь ребята послушайте, как – бы я рассказала о нашем щенке.

Это моя любимая игрушка щенок. Его зовут Тошка. У него гладкая, чёрная шерсть, а на передней лапке белое пятно. Ушки у Тошки небольшие, аккуратные, хвост короткий с завитком. Глаза у него голубые, а ресницы чёрные и длинные. Я люблю с ним играть.

Воспитатель: - А теперь, попробуйте Полина, Миша, Лиза, рассказать про щенка.

Рассказ детей.

Воспитатель: - Молодцы ребята все справились. Наша кукла Маша узнала своего щенка Тошку.

Воспитатель: - Ребята что, вы, сегодня рассказывали про щенка.

(ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас кукла Маша и щенок Тошка приглашают вас попить чаю с печеньем.

Публикации по теме:

«Маленькие сочинители». НОД по обучению творческому рассказыванию детей подготовительной группы Тема: «Маленькие сочинители» Цель: Обучение творческому рассказыванию. Задачи: 1. Закрепить умение отвечать на вопросы по сказке. 2. Познакомить.

Конспект занятия по рассказыванию русской народной сказки «Колобок» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе детского сада. «Рассказывание русской народной сказки.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа об игрушке» Направление: познавательное, речевое. Основная познавательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: коммуникация,.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: речевое. Тема: «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Форма проведения занятия: фронтальное.

Конспект ОД по обучению детей младшего дошкольного возраста творческому рассказыванию «Сказка для зайчика» Задачи: 1. Развивать монологическую речь детей (высказываться так, чтобы было понятно окружающим); 2. Обучать детей композиционному построению.

Конспект открытого занятия по обучению детей творческому рассказыванию «Новогодние приключения Деда Мороза» Программное содержание: Учить детей применять новые способы преобразования впечатлений – наделение образов и предметов свойствами фантастического.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческих рассказов об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов об игрушке» Вид занятия: Коммуникативное.