Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий ("городская среда", "деревенская среда", "производственная среда", "артистическая среда" и т. п.).
Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность - таков принципиальный путь формирования личности.
Понятие "личность " многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность" , "человек ".
Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, прямохождение. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта
:
1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги, материальная культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть детям их назначение;
2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно-выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Используют понятие "индивид " - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидами мы рождаемся) и понятие "личность " - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Природа, общество, культура - три сферы мира, в которых живет человек. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект решения проблем, выбора поведения в сложных ситуациях, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.
В нижеприведенной схеме организм и личность составляют единство; соответствующие компоненты - мотивация, темперамент, способности и характер - объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.
Примем следующие определения:
Направленность
- важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность - испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы - связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос "Ради чего она совершается?". Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Характер - совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
Эмоциональность - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
Побуждения - мотивационный компонент характера.
Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и людьми.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
Гносеологический (познавательный) потенциал
определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал
личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется
полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному), и мерой их в реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской деятельности.
Коммуникативный потенциал личности
определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности
определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в "потреблении" произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем,
1) что и как она знает;
2) что и как она ценит;
3) что и как она созидает;
4) с кем и как она общается;
5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Быть личностью - значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям.
"Человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать "нет" своим витальным биологическим влечениям" (М. Шелер).
"Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу" (Ф.М. Достоевский).
"Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности" (В. Франкл).
Некоторые люди склонны "списывать" свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на "объективные условия" - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли и т. д., уклоняясь от персональной ответственности за свои поступки и жизнь. Свобода личности проявляется в осознании необходимости и целесообразности именно выбранного варианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.
Человек всегда существует только в определенной среде. Под социальной средой, как уже упоминалось в разделе 1.3.4, понимается совокупность природных и социальных условий окружения человека, социальных групп, общества и человечества в целом. Для отдельного человека среда выступает в форме ближайшего жизненного пространства: квартиры, дома, улицы, района проживания, города, места работы или учебы и т.д. Хотя человек является важнейшим компонентом этой социально-пространственной среды и создателем ее образа, в таком самом общем определении, тем не менее явственно проступает Ньютонова картина мира, где человек оказывается «помещенным» в окружение, среду, где «бытие определяет сознание» и т.д. Активная роль социальных акторов как субъектов определения и конструирования мира, создания его геометрии не может пройти мимо теоретического рассмотрения. Способ соотнесения человека с миром, т.е. характер взаимоотношений человека с социальной средой, определяет важнейшие особенности как среды, так и всех жизненных ситуаций человека, преобладание нормальных ситуаций (естественно, нормативно или конвенционально определенных социумом) или «трудных жизненных ситуаций», которые также кодифицируются по-разному в разных обществах, а в современном обществе определены законом.
Человек как индивид всегда соотносит свое непосредственное бытие и окружение с чем-то иным, лежащим за его собственными пределами. «Оси соотношений (взаимоотношений)» весьма различны и исторически изменчивы: это и семья, род, племя или клан; дом, деревня, город, государство; Старый свет и Новый свет; страна, планета, космос и т.д. Такие взаимоотношения определяли границы «своего» и «чужого», «Я», «мы» и «они».
2.2.1. Среда - совокупность экосоциальных условий окружения человека или группы, а человек - «среда среды», поскольку он вычленяет, анализирует, конструирует, придает определенные смыслы своему социокультурноприродному окружению. Понятие «дом» предполагает среду, которая уже освоена человеком.
Но «дом» в качестве обозначения освоенной среды в современном городе отличается от деревенского дома или дома в небольшом городке, где родились родители или деды большинства сегодняшних россиян. Россия - страна, где урбанистическая революция произошла гораздо позже, чем в Европе, а ее социальные последствия и особенности анализировались недостаточно на фоне постоянных изменений в формах собственности и способе производства. Например, по свидетельству историков, корпоративная организация производства в городах Западной Европы имела для горожан чрезвычайно важные с точки зрения социального включения последствия. Любой ремесленник или член цеховой организации оказывался полностью связанным корпоративными установками, которые регламентировали не только производственную, но часто и семейную жизнь. Вместе с тем в рамках корпорации существовали взаимное уважение и выручка, подкреплявшиеся постоянством занятий.
В дореволюционной России подобные профессиональные корпорации просто не успели устойчиво сложиться, хотя они, безусловно, существовали в больших городах. Интересно, что подпитывались они миграционными процессами, где землячества играли роль социализирующих и профориентирующих структур. Многократные преобразования социальной структуры в России в течение XX в. не дали сложиться естественным механизмам социального включения, которые веками формировались в европейских городах. К тому же множество исторически сложившихся российских городов постепенно хирело, а страна с энтузиазмом строила новые города на краю Земли (т.е. за пределами «дома»), часть из которых сегодня также пришла или приходит в упадок. Поэтому в литературе отмечается, что социум приобрел черты «перекати-поля», а люди - психологию бездомных, живущих на государственной земле, в ничейном пространстве, а не в собственном обустроенном доме. Отчуждение начинается сразу за дверыо собственной квартиры или за дверью подъезда. Состояние дворов, улиц и других общих пространств свидетельствует о том, что люди чувствуют себя абсолютно непричастными к ним, полностью выключенными и безразличными. Вспоминается О. Шпенглер, писавший о новом кочевнике, современном варваре, обитателе больших городов (античные греки варварами называли всех тех, кто не был жителями их городов- полисов) .
Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности.
Все это привело к тому, что освоение многих искусственных сред становится все более трудным для человека. Это касается и среды государства вследствие неразвитости гражданско-правовых отношений в России; среды рынка в силу несформированности слоя мелких собственников и предпринимателей и других сред. Говоря о любых типах сред, мы должны учитывать доступность их для освоения человеком, способность самого человека контролировать изменение среды.
У населения России в историческом подсознании лежит устойчиво структурированное и функционально определенное природное пространство, в котором локализован дом с окружающей «внеприродной» средой. В условиях города локализована как раз природная среда, а основное окружение - непривычная, чуждая социокультурная среда, «джунгли большого города», в борьбе с которыми живет неукорененный российский горожанин. Этот переход из простой, предсказуемой и устойчивой среды в сложную и отчужденную среду современного города очень драматичен. (Примером того служит замерзающие из-за неисправных коммуникаций многоквартирные дома в небольших городках России. Сами жители летом не могут заменить, заварить пострадавшие трубы, коммуникации или хотя бы принять в этом участие, потому что они не хозяева этого.) Чтобы часть города была домом, т.е. освоенной средой, люди должны знать, что они могут (должны) в этой среде делать. Они должны ее по-настоящему освоить, сделать «своей». Недаром «граффити», которых предостаточно в чистых западных городах, некоторые исследователи считают закономерной формой освоения - одомашнивания городской среды молодежью. Значительная часть современной социальной работы по развитию сообществ заключается в работе социального менеджера, находящего точки приложения усилий местных жителей - расчистка грязного двора, озеленение лестницы, строительство спортивной площадки и т.д. Таким образом, формируется понятие своей среды, образ Дома, в строительстве которого принимал участие каждый житель квартала, микрорайона и т.д. Россиянам этот путь только еще предстоит пройти.
2.2.2. Среда всегда характеризуется определенными ресурсами , нужными человеку для удовлетворения его потребностей. Ресурсы могут быть материальными и нематериальными. Материальные ресурсы часто важны для доступа к нематериальным: информационным, юридическим, медицинским и т.п. Но помимо самих ресурсов не меньшее значение имеет еще и доступ клиента к этим ресурсам. Известно, что в современном обществе крайне неравномерно распределяются не только материальные блага, но и власть, престиж, уважение, доступ к различным услугам. У клиентов социального работника часто перекрыты именно каналы доступа к этим ресурсам и услугам. Часто ресурсы в среде имеются только потенциально. Например, в среде местного территориального сообщества (городского, районного, квартального, муниципального образования) всегда есть такой неиспользованный резерв, как активность самих жителей. Но, для того чтобы привести этот резерв в действие, требуется активизация социального участия этих жителей, пробуждение их инициатив, что может сделать профессионал - социальный работник. Свои неиспользованные резервы имеются в среде образовательных учреждений, семьи и других средах.
Но социальная среда не только предоставляет ресурсы, но и таит в себе определенный риск для людей. Скажем, человек может стать клиентом в результате неблагоприятных условий социальной среды (получить травму и стать инвалидом, лицом с девиантным поведением и т.д.). Причем жертвы неблагоприятных условий среды можно разделить на реальные и потенциальные . Реальные клиенты - это люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды; потенциальные клиенты - дети, родившиеся в семьях с низкими экономическими, моральными, культурными уровнями, мигрантов и т.п.
2.2.3. Существует достаточно много объективных факторов , превращающих человека в жертву неблагоприятных условий среды, т.е. клиента социальной работы. Это, во-первых, суровые природно-климатические условия региона, страны, местности, геопатогенные зоны, экологические загрязнения различного плана, которые могут оказывать негативное влияние на развитие человека, его поведение, повышая не только риск заболеваемости, но и уровень криминального, антисоциального поведения (стимулируя развитие наркомании, алкоголизма, самоубийств и т.п.). Во-вторых, нестабильность в обществе, что характерно для обществ переходного периода. Исследователи подчеркивают, что стремительная экономическая, политическая и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности у разных групп населения, особенно старших, и к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентаций, что в комплексе приводит к росту «жертв» среди старших, средних и молодых групп населения.
В результате возросло и число разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, бомжи, нищенские слои населения) . В-третьих, группа сверстников с антисоциальной направленностью (особенно в подростковом и юношеском возрастах). В-четвертых, семья, когда, например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.
В общем, к среде следует относиться как к источнику различных рисков, а не только ресурсов, она может быть как развивающей, так и разрушающей человека. Если возможности рисков в ней доминируют над возможностями получения ресурсов, если она не предоставляет возможностей для развития человека, стимулируя у него только появление асоциальных качеств, то такая среда - именно разрушающая. Развивающей среда будет, если:
в ней представлены в требуемом балансе как риски, так и способы адаптации к ним;
своих мотивов и способностей (что отвечает его самости), а не под внешним давлением;
характеристики среды не провоцируют превращение его в пассивного клиента или только потребителя услуг;
Средой формируется социальный заказ на личностные качества человека;
взаимодействия человека и среды строятся на основе взаимной открытости человека и среды, их взаимозаинтересованности;
Освоение среды для человека посильно, доступно, или при возникновении сложности для человека оно регулируется специальным посредником, так что человек видит от этого посредничества пользу для себя (он ощущает, что повышается его социальная компетентность);
сложились такие регуляторы взаимодействия человека и среды, как право, мораль, профессиональная деятельность социального работника и т.д. Компоненты социальной среды могут быть сильно или слабо связными. Сильная связность говорит о прочности среды, слабая - о ее непрочности.
Всякая среда имеет ряд общих характеристик, среди которых можно указать на:
Сказанное можно проиллюстрировать на примерах. Если среда в семье, образовательном учреждении, территориальном сообществе достаточно стабильна, устойчива, имеет необходимые ресурсы, при том, что эти ресурсы доступны человеку, если в этой среде развиты средства адаптации к различным рискам и она предоставляет необходимые возможности для конструктивного развития человека, характеризуется разнообразием стимулов и т.д., то можно считать такую среду благополучной. И, действительно, стабильность требований, предъявляемых к детям в семье, школе - очевидное условие успешности их воспитания. Нестабильность же, привносимая разводами родителей или противоречивыми требованиями со стороны родителей, тормозит успешность воспитания. Наличие разнообразных ресурсов - также очевидное условие успешности достижения семьей, школой своих воспитательских целей. При этом ресурсы должны быть доступными детям. Для школы на первый план часто выступают такие материальные ресурсы, как обеспеченность ее помещениями, компьютерами, учебниками и т.д. Для семьи наиболее приоритетным ресурсом выступает духовный ресурс: любовь к детям и забота о них.
Богатство, разнообразие ситуаций, развивающих сред в семье, школе делает их интересными, привлекательными для детей. Однообразие же среды в таких специфических учреждениях, как детский дом, приют (вообще любое закрытое учреждение), негативно сказывается на развитии детей, подростков.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что акцент в семье, школе на одних материальных ресурсах часто приводит к тому, что общение в этих средах обедняется. Семья при такой ориентации оказывается замкнутой только на проблемах собственного выживания, дети растут в атмосфере ущербного, порожденного нынешней трудной ситуацией общения (они слышат разговоры только о деньгах, материальных трудностях родителей, у которых не хватает времени на их духовное воспитание, приобщение к культуре). Духовный ресурс оказывается неиспользованным вовсе.
Разумеется, семья, школа должны быть заинтересованы в ребенке, готовы его принять, окружить заботой, вниманием, адаптироваться к нему, его особенностям (чего так часто не хватает). Есть, как говорилось, даже семьи с «ненужными», «лишними» детьми. Вообще самые разнообразные среды часто не готовы к включению в них человека, не способны адаптироваться к появлению человека, характеризуются определенным эгоизмом, стремятся «подмять» иод себя человека. И среды можно дифференцировать по степени готовности/нсготовности к такому включению в них человека. Уже поэтому включающийся в них человек часто нуждается в посреднике - социальном работнике, помогающем ему в таком освоении среды, вхождении в нее.
В принципе социальная среда должна максимально способствовать процессу реализации потенциала человека, адаптации его к требованиям общества. Здесь возникают, конечно, нелегкие вопросы: что такое наиболее благоприятная развивающая среда для ребенка или пожилого человека, в чем вообще ее особенности для каждого этапа жизненного пути, как ее наполнить конкретным содержанием применительно к этапу младенчества, подросткового, юношеского и тем более старческого или взрослого возраста.
С точки зрения теории важно подчеркнуть, что надо ставить вопрос о конструировании благоприятных развивающих сред, специфичных для каждого возрастного периода. Именно вопрос об этих средах составляет сердцевину разработок по проблеме создания «достойных человека условий жизни» (плохо проясненной в концептуальном плане). В практическом плане эта задача пересекается с задачей разработки социальных стандартов и нормативов деятельности социальных служб.
Часто социальная среда, как уже говорилось, заполнена стимулами, создающими угрозы развитию, способными превратить человека в кли- ента-жертву. Информация о наркотиках, реклама алкоголя, сигарет, соответствующие искусы для подростка стали уже неотъемлемыми чертами современной городской среды. В ней же для подростка представлена и возможность вступления в тоталитарные секты, приобщения к различным преступным группам. Все эти риски как бы программируют подростка на роль возможной жертвы, клиента социального работника. Разумеется, эти компоненты среды действуют на человека лишь при условии неразвитости его сознания, инфантилизме. Ориентация на «престижные» предметы потребления характерна для многих подростков. Перед социальным работником первоочередной становится задача оздоровления среды, снижения ее рискогенности через изменение организации среды, насыщение ее развивающими, а не разрушающими стимулами, профилактику наркомании, молодежной и подростковой преступности.
При опросах подростки часто говорят о том, что они предпочитают проводить свое свободное время не в собственном, а в других районах; ощущают недостаток спортивных секций и кружков, подростковых клубов, в общем, называют много причин, формирующих у них негативное отношение к своему району проживания. Такая ситуация - сигнал для переосмысления местной социальной политики по отношению к молодежи, побуждение к формированию позитивных программ по созданию на территории района более привлекательной среды для подростков. Одновременно это и оценка деятельности местной власти со стороны этой группы населения.
2.2.5. Иные проблемы с оптимизацией среды возникают в отношении человека пожилого. Пока пожилые люди живут в условиях среды, созданной преимущественно для взрослых здоровых людей. Пожилому человеку часто трудно воспользоваться транспортом - в него трудно войти, ступеньки слишком высоки и г.д. Порой не хватает скамеек у парадных дома, чтобы просто посидеть, пообщаться. Не в российских традициях и не в материальных возможностях пожилых людей регулярное посещение ими кафе, ресторанов. Современная городская среда отводит все меньше и меньше места человеку вообще и пожилому человеку в особенности (сокращается число удобных мест отдыха, уменьшается количество зеленых насаждений, скверов и т.д.). В общем, встает масштабная задача проектирования силами местной власти жизненной среды под потребности и интересы людей, а не автомобилей. На этом пути придется преодолеть еще определенные стереотипы, а именно - мнение, что такого рода деятельность - это нечто второстепенное; власть может функционировать, не учитывая потребностей разных групп населения.
Разумеется, в практике формирования городской среды помимо негативов есть уже и позитивы. Их пример - создание пешеходных зон в центрах городов. Пешеходная зона открывает возможность возврата к первоначальному смыслу передвижения по зоне. Пешеходная зона позволяет любому человеку расслабиться, сконцентрировать свое внимание на архитектуре зданий, посидеть, отдохнуть. Сидение не есть только пустое времяпрепровождение или отдых. Это одновременно способ созерцания, единения со средой и демонстрация автономной (независимой) позиции, «способ передвижения» для престарелых людей. Значительная часть пожилых, как правило, избегают многолюдных городских улиц и площадей. Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его малая архитектура, деревья, текущая вода. Подобного рода компоненты создают впечатление «одомашненности среды», укрепляют чувство безопасности людей. Создание соответствующих локализованных пространств, уютных уголков может рассматриваться как перспективное направление деятельности в муниципальной социальной работе. На эти аспекты указывается в «Лекциях по технологии социальной работы» под ред. Е. И. Холо- стовой (Ч. III. М., 1998. С. 57). О том, какой потенциал для оздоровления, омоложения пожилого человека способна нести в себе окружающая среда, показывает яркий эксперимент Э. Ленджер и ее коллег по Гарварду . Они решили изменить среду, окружающую людей в возрасте 75 лет, переструк- турировав ее на среду, которая была на 20 лет раньше, погрузили их в обстановку 20-летней давности. Эксперимент длился всего неделю, но результат погружения пожилых в такую более «молодую» среду удивителен: удалось повлиять на сам процесс старения людей (обострить зрение и слух, увеличить мускульную силу, улучшить память, даже повысить уровень интеллекта). Подобного рода результаты внушают оптимизм. Вывод, впрочем, и без того ясен: изменяя среду, превращая ее в более комфортную, отвечающую глубинным интересам человека, можно добиться многого.
Сложилось так, что на основе преобладающего типа социальной среды, как говорилось, выделяются и отдельные направления в социальной работе. Такой подход, однако, не учитывает целостного характера структуры «человек - среда - регуляторы их взаимодействия», базируется только на одном, хотя и важном, ее компоненте - среде.
Но человек может и заканчивать жизнь в условиях такой неблагоприятной, разрушающей его среды. Так, исследования показывают, что пожилые одинокие люди в условиях социальных домов для одиноких пожилых часто нс всегда оказываются в благоприятной среде. Вопреки первоначальным ожиданиям, среда в условиях социальных домов для одиноких пожилых может изолировать человека от общества, замыкать в своем переживании старости. Если же социальный дом вписан в жизнь городского квартала, то он увеличивает разнообразную содержательную жизнь, не ограничивает числа социальных ролей старых людей.
Возможна и обратная ситуация, когда среда выступает жертвой людей. Например, те же разрисованные, обшарпанные лифты, лестницы, подъезды, превращенные в подобие помойки, залитые водой подвалы и т.д. Примеров такого отношения к городской среде со стороны человека можно привести множество.
Социальная работа ориентирована прежде всего на изменение того, что складывается при неадекватных типах взаимоотношений человека и среды. Нужны, разумеется, в первую очередь технологии защиты человека от воздействия разрушающих его сред. Адаптация человека к ним невозможна в принципе. Поэтому важны средства соответствующей социальной диагностики, чтобы сначала выявить такие среды.
Разумеется, социальный работник чаще имеет дело со случаями полного несоответствия или частичного соответствия человека и среды. В случае полного несоответствия (наиболее часто встречаемого в практике социальной работы) для предотвращения превращения человека в клиента-жертву требуются технологии радикального преобразования ситуации, выведения человека из-под влияния этой среды, подбора ему другой среды, отвечающей возрастным, личностным, социальным характеристикам.
Наиболее продуктивное взаимодействие человека со средой, как говорилось, возможно только если между ними сложились отношения взаимного обмена: среда удовлетворяет основные потребности человека, а человек, в свою очередь, своей деятельностью поддерживает существование среды. В этом смысле говорилось об их взаимной предполагаемое™, взаимной полезности. Разумеется, это отношение взаимной полезности наиболее представлено на этапе взрослости человека, нахождения его на этапе продуктивной деятельности. Нельзя требовать «полезности» от пенсионеров, инвалидов, детей.
Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда - духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:
- образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах событий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных областях знания, создают условия для самообразования и др.;
- воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам, политике, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность общечеловеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;
- обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профессиональными навыками и умениями и др.;
- развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.
Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.
Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность - в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили людей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педагогической безграмотности, с которой обращаются нередко с ними в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невинные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.
Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде - это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доминирующим влиянием одной из них.
Определенное педагогическое воздействие оказывает и природная среда. В педагогической литературе справедливо отмечается", что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на людей.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.
Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
Социализация человека в современном мире , имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах . В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется и различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:
Первая- мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношении в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.
Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов.
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность .
В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.
Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.
В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. Например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.
Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» - «вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким образом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).
В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.
Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. В этих случаях человек должен осуществлять ролевые замены или перестройку ценностных ориентации, стремиться к изменению самоожидания и уметь оставлять предшествующие роли.
В русле субъект-субъектного подхода характеристиками личности, обеспечивающими успешную социализацию являются: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.
Таким образом, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).
С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Социализированность человека проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.
В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.
На бытовом уровне воспитанность понимается довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный» (В. И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя» (там же).
Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок понятия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.
Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.
Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
А.В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами-категориями людей.
Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другогоэтноса.
Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из миллиона родившихся. А действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйнштейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к латентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.
Названные типы реальных жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускников детских домов (в большинстве своем - социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников). Среди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
1 Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. - №2.
Начинают обуславливаться и появляться тогда, когда возникает взаимодействие личности, группы и социальной среды. Что такое социальная все то, что окружает любого из нас в его обычной социальной жизни. Социальная среда - объект которое само по себе является опосредствованным или неопосредствованным результатом труда.
Социальная личность на протяжении всей своей жизни испытывает влияние всевозможных факторов, которые обусловлены спецификой ее окружения. Развитие происходит под влиянием именно их.
Социальная среда - это не что иное, как определенное образование конкретных находящихся на определенном этапе собственного развития. В одной и той же среде независимо и зависимо друг от друга существует множество индивидов, социальных групп. Они постоянно пересекаются, взаимодействуя друг с другом. Формируется непосредственное социальное окружение, а также микросреда.
В психологическом аспекте социальная среда выступает чем-то вроде совокупности отношений групп и личности. Стоит отметить момент субъективности в совокупности отношений, возникающей между личностью и группой.
При всем этом личность обладает определенной степенью автономности. Речь в первую очередь идет о том, что она может свободно (или относительно свободно) перемещаться из группы в группу. Подобные действия необходимы для того, чтобы найти свою собственную социальную среду, которая отвечала бы всем необходимым социальным параметрам.
Сразу отметим, что личности вовсе не является абсолютной. Ее ограничения связаны с объективными рамками, которые имеют Также здесь многое зависит от классовой структуры общества. Несмотря на все это, активность личности является одним из определяющих факторов.
По отношению к личности социальная среда имеет характер сравнительно случайный. В психологическом плане данная случайность является очень значимой. Так как взаимоотношения личности с ее окружением во многом зависит от ее индивидуальных особенностей.
Достаточно распространенное мнение относительно того, что общественно-экономическая формация - это не что иное, как высшая абстракция, принадлежащая системе общественных отношений, является верным. Отметим, что все в ней основано на фиксации только глобальных черт.
Социальная среда подростка, взрослого, да и любого другого человека - это то, где человек не просто пребывает, а получает определенные установки, с которыми в дальнейшем будет жить. Никто не усомнится в том факте, что наше мнение во многом обусловлено определенными внутренними установками, которые сами же были выработаны под воздействием той социальной среды, в которой мы длительное время находились. Наиболее сильное развитие и интенсивное закрепление данных установок происходит, конечно же, в детстве.
Человек формирует себя не полностью, так как значительную часть его формируют те социальные группы, в которых он состоит. Общественное влияние всегда велико.
англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея- тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду - социально-экон. систему в целом и микросреду - непосредственное соц. окружение. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. д.
Отличное определение
Неполное определение ↓
совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на чтолибо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят. Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяются не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к С. с., понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности. С. с. обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему социальных институтов или социальных групп н т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления С. с. определяют как «макросреду» и «микросреду». Под макросредой понимают общую С. с. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д. Наряду с перечисленными условиями в структуре С. с. по признаку «непосредственность контакта» выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.