Развитие космонавтики. История развития космонавтики в России. Основные этапы развития космонавтики в ссср и ее значение для изучения земли Космонавтика в наше время

12 апреля наша страна отметила 50 летие освоения космоса - День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

Конструкторы

Циолковский Константин Эдуардович -

русский ученый, который один из первых задумался о полете в космос.

Судьба и жизнь учёного необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

Фридрих Артурович Цандер (1887-1933)

Юрий Васильевич Кондратюк

Сергей Павлович Королёв

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

Мужской состав

В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам.Перед вами портреты космонавтов В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Женский состав

Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец - из-под Могилёва, мать - из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец - тракторист, мать - работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 годы Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года - освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».
В отряде космонавтов

После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Валентину Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.
Подготовка

В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа - параболической горки - внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

Савицкая Светлана Евгеньевна - космонавт России. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича САВИЦКОГО. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно садится за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 г.). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР. В 1971 году окончила Центральную летно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР, а в 1972 году - Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. После учебы работала летчиком-инструктором. С 1976 года, пройдя курс обучения в школе летчиков-испытателей, летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР. За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов, имеет квалификацию «Летчик-испытатель 2-го класса». С 1980 года в отряде космонавтов (1980 Группа женщин-космонавтов № 2). Прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа Союз Т и орбитальной станции Салют. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составила 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут. После второго космического полета работала в НПО «Энергия» (заместитель начальника отдела Главного конструктора). Имеет квалификацию инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса. В конце 80-х годов занималась общественной работой, являлась первым заместителем председателя Советского фонда мира. С 1989 года все активнее начинает заниматься политической деятельностью. В 1989 - 1991 годах являлась народным депутатом СССР. В 1990 - 1993 годах являлась народным депутатом РФ. В 1993 году покинула отряд космонавтов, а в 1994 году ушла из НПО «Энергия» и целиком сосредоточилась на политической деятельности. Депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов (с 1993 года; фракция КПРФ). Член Комитета по обороне. С 16 по 31 января 1996 года возглавляла Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования. Член Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие».

Елена Владимировна Кондакова (родилась 1957 В г. Мытищи) была третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой - в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции Атлантис STS-84 в мае 1997 года. В отряд космонавтов её включили в 1989 году.

С 1999 г. - депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия».

Говорить о таком понятии, как история космонавтики, стали с середины двадцатого века. Первые серьезные теоретические работы появились позднее, но именно в пятидесятые годы прошлого столетия произошли ключевые события, связанные с покорением космоса человеком.

Одним из первых отечественных теоретиков отрасли был К. Э. Циолковский, который в своем труде уточнил, что точному расчету всегда предшествует фантазия. Это наиболее точно отражение космонавтики, так как сначала она была описана лишь в произведениях художественной литературы и казалась несбыточной мечтой, а сегодня – это часть повседневной жизни и абсолютная реальность.

Основные этапы развития космонавтики в СССР

Для того чтобы осознать, насколько динамично развивалась космонавтика, достаточно обратиться к хронологии событий второй половины прошлого века. Известные люди, которым сегодня пятьдесят-шестьдесят лет, фактически являются ровесниками освоения космоса.

Краткая последовательность следующая:

  1. Четвертое октября 1957 года – запуск первого спутника – символизировал научно-технический прогресс страны и ее переход от аграрного государства.
  2. С ноября 1957 года стали регулярно запускаться ИСЗ, направленные на изучение астрофизики, природных ресурсов и метеорологии.
  3. Двенадцатое апреля 1962 года – первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин стал первым в истории, кто смог осуществить наблюдение за землей с орбиты планеты. Уже через месяц второй летчик сделал фото Земли.
  4. Создание пилотируемого космического корабля «Союз» для исследования природных ресурсов земли с орбиты.
  5. В 1971 году была запущена первая орбитальная станция, дающая возможность долгосрочного нахождения в космосе – «Салют».
  6. С 1977 года начал работать комплекс станций, что дало возможность совершать полет продолжительностью почти пять лет.

Орбитальная станция «Салют»

Параллельно с изучением Земли проводились исследования и космических тел, в том числе и ближайших планет: Венеры и . К ним, еще до девяностых годов, было выпущено свыше тридцати станций и спутников.

Основоположник и отец русской космонавтики

Звание отца русской космонавтики и ее основателя принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. Он создал теоретическое обоснование применения ракет для осуществления полетов в космос. А его идея использования ракетных поездов вылилась впоследствии в многоступенчатые установки.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики.

На основе его трудов на начальных этапах развивалось ракетостроение.

Свои исследования ученый-самоучка проводил еще в конце девятнадцатого века. Его выводы сводились к тому, что именно ракете, как конструкции, по силам совершить космический полет. В своей статье он даже представил проект подобного устройства.

Однако его достижения не нашли отклика ни у соотечественников, ни у зарубежных коллег. К его разработкам обратились только в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. К эпизодам его размышлений обращаются и по сей день, таким образом роль академика велика.

Фамилия российского ученого должна быть известна, так как для детей его исследовательские работы актуальны и в 21 веке. В наше время профессия физика-изобретателя не столь актуальна, хотя с освоением космоса открываются и новые перспективы.

Достижения современной космонавтики и перспективы ее развития

Современная космонавтика шагнула далеко вперед по сравнению с разработками советского периода. Сегодня жизнь в космосе уже не является чем-то фантастическим, это вполне реализуемая на практике реальность. В настоящее время уже есть направления туризма, а исследования тел и объектов происходят на высочайшем уровне.

Наряду с этим предсказать дальнейшее развитие технологий сложно, во многом это связано со стремительно развивающимися отраслями физики.

К основным направлениям и разработкам этой отрасли в России относятся:

  • создание солнечных электростанций;
  • перенос наиболее опасных производств в космос;
  • оказание влияния на климат земли.

Пока вышеуказанные направления находятся лишь на стадии разработки, но никто не исключает того, что уже через несколько лет они станут такой же реальностью, как регулярные полеты на орбиту.

Значение космонавтики для человечества

С середины прошлого века у человечества существенно расширились представления не только о нашей планете, но и о Вселенной в целом. Сами полеты, пусть пока и не столь отдаленные, открывают перспективы для людей в отношении исследования других планет и галактик.

С одной стороны, это кажется отдаленной перспективой, с другой, если сопоставить динамику развития технологий за последние десятилетия, то представляется возможным стать свидетелем и участником событий и современникам.

Благодаря освоению космоса появилась возможность взглянуть на некоторые привычные науки и дисциплины не просто более глубоко, но и абсолютно под другим углом, применять ранее неизвестные методы исследования.

Практическое космостроение способствовало быстрому освоению сложных техник, к которым бы не обратились при других обстоятельствах.

Сегодня космонавтика — часть жизни каждого человека, даже если люди об этом не задумываются. Например, общение по мобильному телефону или просмотр спутникового телевидения доступны именно благодаря разработкам второй половины двадцатого века.

К основным направлениям изучения последних двадцати лет относятся: околоземное пространство, Луна и отдаленные планеты. Говоря о том, сколько лет космонавтике, будем вести отсчет от запуска первого спутника, а значит, шестьдесят один год в 2018 году.

История развития космонавтики — это рассказ о людях с незаурядным умом, о стремлении понять законы Вселенной и о желании превзойти привычное и возможное. Освоение космического пространства, начавшееся в прошлом веке, подарило миру немало открытий. Они касаются как объектов далеких галактик, так и вполне земных процессов. Развитие космонавтики способствовало совершенствованию техники, привело к открытиям в самых разных областях знания, от физики до медицины. Однако процесс этот потребовал немало времени.

Утерянный труд

Развитие космонавтики в России и за рубежом началось задолго до появления Первые научные разработки в этом плане были лишь теоретическими и обосновывали саму возможность полетов в космос. В нашей стране одним из пионеров космонавтики на кончике пера был Константин Эдуардович Циолковский. «Один из» — потому что его опередил Николай Иванович Кибальчич, приговоренный к смертной казни за покушение на Александра II и за несколько дней до повешения разработавший проект аппарата, способного доставить человека в космос. Было это в 1881 году, однако проект Кибальчича не был опубликован до 1918.

Сельский учитель

Циолковский, чья статья с теоретическими основами полета в космос вышла в 1903 году, о работе Кибальчича не знал. В то время он преподавал в Калужском училище арифметику и геометрию. Его известная научная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» затрагивала возможности использования ракет в космосе. Развитие космонавтики в России, тогда еще царской, началось именно с Циолковского. Он разработал проект строения ракеты, способной унести человека к звездам, отстаивал идею разнообразия жизни во Вселенной, говорил о необходимости конструирования искусственных спутников и орбитальных станций.

Параллельно теоретическая космонавтика развивалась за рубежом. Однако связей между учеными ни в начале века, ни позже, в 30-е годы, практически не было. Роберт Годдард, Герман Оберт и Эсно-Пельтри, американец, немец и француз соответственно, трудившиеся над аналогичными проблемами, о работах Циолковского долгое время ничего не знали. Уже тогда разобщенность народов сказывалась на темпе развития новой отрасли.

Предвоенные годы и Великая Отечественная война

Развитие космонавтики продолжалось в 20-40-х годах силами Газодинамической лаборатории и Групп изучения реактивного движения, а затем Реактивного научно-исследовательского института. В стенах научных учреждений трудились лучшие инженерные умы страны, в том числе Ф. А. Цандер, М. К. Тихонравов и С. П. Королев. В лабораториях работали над созданием первых реактивных аппаратов на жидком и твердом топливе, разрабатывалась теоретическая база космонавтики.

В довоенные годы и во время ВОВ проектировались и создавались реактивные двигатели и ракетопланы. В этот период по вполне понятным причинам много внимания уделялось разработке крылатых ракет и неуправляемых реактивных снарядов.

Королев и "Фау-2"

Первую в истории боевую ракету современного типа создали в Германии во время войны под началом Вернера фон Брауна. Тогда V-2, или "Фау-2", наделала немало бед. После поражения Германии фон Брауна переправили в Америку, где он начал трудиться над новыми проектами, в том числе и над разработкой ракет для полетов в космос.

В 1945 году после окончания войны в Германию для изучения "Фау-2" прибыла группа советских инженеров. Среди них был и Королев. Его назначили главным инженерно-техническим руководителем института «Нордхаузен», сформированного в Германии в этом же году. Помимо изучения немецких ракет, Королев с коллегами занимался разработкой новых проектов. В 50-х конструкторское бюро под его руководством создало Р-7. Эта двухступенчатая ракета смогла развить первую и обеспечить вывод на околоземную орбиту многотонных аппаратов.

Этапы развития космонавтики

Преимущество американцев в подготовке аппаратов для освоения космоса, связанное с работой фон Брауна, осталось в прошлом, когда 4 октября 1957 года СССР запустил первый спутник. С этого момента развитие космонавтики пошло быстрее. В 50-60-х годах проводилось несколько экспериментов с животными. В космосе побывали собаки и обезьяны.

В результате ученые собрали бесценную информацию, сделавшую возможным комфортное прибывание в космосе человека. В начале 1959 года удалось достигнуть второй космической скорости.

Передовое развитие отечественной космонавтики было принято во всем мире, когда в небо отравился Юрий Гагарин. Состоялось это, без преувеличения, великое событие 1961 года. С этого дня началось проникновение человека в безбрежные просторы, окружающие Землю.

  • 12 октября 1964 г. — на орбиту вывели аппарат с несколькими людьми на борту (СССР);
  • 18 марта 1965 г. — первый (СССР);
  • 3 февраля 1966 г. — первая посадка аппарата на Луне (СССР);
  • 24 декабря 1968 г. — первый вывод пилотируемого корабля на орбиту спутника Земли (США);
  • 20 июля 1969 г. — день (США);
  • 19 апреля 1971 г. — впервые запущена орбитальная станция (СССР);
  • 17 июля 1975 г. — впервые произошла стыковка двух кораблей (советского и американского);
  • 12 апреля 1981 г. — в космос отправился первый «Спейс Шаттл» (США).

Развитие современной космонавтики

Сегодня освоение космоса продолжается. Успехи прошлого принесли свои плоды — человек уже побывал на Луне и готовится к непосредственному знакомству с Марсом. Однако программы пилотируемых полетов сейчас развиваются меньше, чем проекты автоматических межпланетных станций. Современное состояние космонавтики таково, что создаваемые аппараты способны передавать на Землю информацию о далеком Сатурне, Юпитере и Плутоне, посещать Меркурий и даже исследовать метеориты.
Параллельно развивается космический туризм. Огромное значение сегодня имеют международные контакты. постепенно приходит к мысли, что великие прорывы и открытия происходят быстрее и чаще, если объединять усилия и возможности разных стран.

СОВРЕМЕННАЯ КОСМОНАВТИКА

Прошло более полувека с тех пор, как 4 октября 1957 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции С.П. Королева, стартовавшая с Байконура, вывела в космос первый искусственный спутник Земли ПС-1 массой 83,6 кг. Вскоре, спустя три с половиной года, люди с восторгом встретили известие о первом полете человека в космос. Кроме всеобщего ликования, одновитковый орбитальный полет гражданина СССР Ю.А. Гагарина вызвал немалый переполох в мире и положил начало космической гонке между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, которая завершилась 20 июля 1969 года высадкой Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на лунную поверхность.

А. Максимов, ИТПМ

Для современной молодежи эти события само собой разумеющиеся исторические факты, а для живых свидетелей и участников первые победы воспринимаются ностальгически, как время больших надежд, искреннего энтузиазма и величайших свершений в науке и технике. Ведь прошло всего десять с небольшим лет с момента завершения самой кровопролитной мировой войны, унесшей жизни более 50 миллионов человек, не успели еще сгладиться рубцы от потерь родных и близких, а человечество во главе с Советским Союзом уже вырвалось в космос и приступило к подготовке пилотируемых полетов на Луну и Марс.

В первые годы космической эры чуть ли не каждый день приносил успехи: запуск первого спутника, первого лунника, первую фотосъемку обратной стороны Луны, старты к Марсу и Венере, первый выход человека в открытое космическое пространство, создание первых спутников связи и метеорологических спутников, спутников-разведчиков и т.д. Причем большинство этих достижений принадлежало Советскому Союзу, его талантливым ученым и конструкторам. Казалось, такому ходу событий не будет конца, и недалек тот день, когда люди действительно отправятся в первое межзвездное путешествие на встречу с братьями по разуму...

Однако действительность оказалась гораздо прозаичней, чем представляли себе первые творцы космических достижений и большинство простых людей. Сразу же после успешных экспедиций американских «Аполлонов» на Луну перед учеными и руководителями космических держав -- СССР и США -- встала серьезная проблема: куда и как двигаться дальше? Охватить всё и вся, как пытались сделать ученые и конструкторы обеих стран в первые годы освоения космического пространства, практически стало уже невозможно.

В условиях «холодной войны» основные усилия военных с самого начала были направлены на использование космоса для глобальной связи, фото- и радиотехнической разведки, навигации и размещения на околоземной орбите отдельных видов вооружений. Правда, достижения космонавтики не обошли стороной и гражданскую сферу деятельности -- стали возможны дальнейшее расширение радио- и телевещания в масштабах всей планеты, глобальные метеонаблюдения и дистанционное зондирование поверхности Земли в интересах не только отдельных государств, но и всего населения мира.

На рубеже 70-х годов ХХ века руководители двух космических держав всё еще имели теоретическую возможность договориться об объединении своих усилий для подготовки совместного пилотируемого полета на Марс, однако этого не случилось по многим причинам. К тому времени США уже одержали победу в космической гонке, и им не было нужды и дальше напрягаться, как прежде, ради неизвестно для чего нужной марсианской экспедиции. К тому же, американцы уже по уши успели завязнуть в бесславной вьетнамской войне, а руководители Советского Союза всё еще пытались взять верх над «мировым империализмом» в гонке вооружений, не оставляя почти никаких средств на развитие гражданского сектора экономики, не говоря уже о каких-то мифических полетах человека на Марс. Нереализованная тогда идея полетов на Марс вновь возродилась лишь в начале нынешнего века.

Хотя к 70-м годам обе страны уже накопили столько ракетно-ядерного оружия, что теоретически хватило бы на многократное уничтожение всего живого на Земле, машина гонки вооружений крутилась всё сильнее и сильнее. К тому же, вместо своевременного перехода на соревнование на мирном поприще СССР вдобавок ввязался в соревнование по созданию прототипа крайне дорогостоящей системы многоразового использования «Спейс-Шаттл» США в виде «Энергии-Бурана» и этим резко «подсадил» научные исследования в космосе.

Бешеные темпы гонки вооружений на земле, на море и под водой, в воздухе и в космосе первой не выдержала более слабая экономика Советского Союза. Вместо вожделенной победы над «мировым империализмом» недальновидные правители страны добились, в конечном итоге, совершенно противоположного: вначале -- почти полного развала гражданского сектора экономики, в мирные дни доведя своих граждан чуть ли не до грани голода, когда большинство товаров и продуктов питания стали дефицитом и распределялись по талонам, а затем -- мгновенного развала второй державы мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Вместо единой и могучей в военном отношении страны, с мнением которой волей или неволей считались многие, на карте мира появилось более десятка слаборазвитых стран, подчас руководимых коррумпированными или клановыми правителями.

Россия, провозгласившая себя наследницей СССР, в смутные времена 90-х годов очень быстро утратила передовые позиции в космонавтике и вскоре превратилась в «космического извозчика». Если в период 70--80-х годов Советский Союз ежегодно производил около ста и более космических запусков, то уже к 1996 году их количество постепенно упало до 27 и с тех пор держится примерно на том же уровне, причем около трети из них -- чисто коммерческие пуски в интересах зарубежных заказчиков. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, восстановить прежние группировки космических аппаратов различных назначений так и не удается. Печальным примером тому служит ситуация с системой навигации «Глонасс», для полноценной работы которой требуется не менее 24 исправных спутников на орбите. Пока «Глонасс» буксует. Американская система аналогичного назначения GPS (Глобальная система позиционирования) успела завоевать практически весь мир. Теперь даже производители сотовых телефонов начали «вшивать» приемники GPS в свои изделия, практически не оставляя шансов на широкое использование «Глонасса» хотя бы в пределах территории России. Это очередной типичный пример упущенных возможностей...

Российская космонавтика всё еще мучается в попытках восстановления до необходимого уровня, а пилотируемая ее часть занята, в основном, лишь обслуживанием Международной космической станции (МКС). Несмотря на многочисленные начинания последнего десятилетия, Роскосмосу так и не удалось даже приступить к созданию нового пилотируемого корабля для давно уже назревшей замены заслуженного, но весьма тесного и не совсем комфортного «Союза», созданного более 40 лет назад.

Последние достаточно успешные полеты межпланетных аппаратов СССР «Вега-1» и «Вега-2» к комете Галлея с попутной доставкой спускаемых аппаратов на Венеру состоялись еще в 1984--1987 годах, т. е. четверть века назад. Предпринятые в июле 1988 года запуски двух «Фобосов» завершились потерей одного из них еще по пути к Марсу, а второго -- 27 марта 1989 года уже вблизи конечной цели полета, накануне сброса посадочных аппаратов на Фобос. Последний советский, ставший первым российским, межпланетный аппарат «Марс-96», в создании которого принимали участие более 20 стран, завершил свою весьма грустную историю на дне Тихого океана у берегов Чили спустя всего несколько часов после своего старта с космодрома Байконур 16 ноября 1996 года. С тех пор России так и не удалось создать и отправить в полет ни один межпланетный зонд отечественного производства, в то время как другие страны, включая Китай и Индию, добились на этом поприще впечатляющих успехов.

Запуск долгожданного российского межпланетного КА «Фобос-Грунт», создаваемого по программе доставки грунта со спутника Марса на Землю, ожидается в октябре-ноябре этого года. По договоренности с Китаем он должен доставить к Марсу в качестве попутного груза спутник «Инхо-1» («Светлячок») массой около 110 кг. Поскольку аппарат еще не готов, вновь впереди маячит угроза повторения ситуации с «Марсом-96», когда запуск отодвигался всё дальше и дальше...

За последние два-три десятилетия огромных успехов в исследовании планет Солнечной системы и Вселенной добились, прежде всего, конструкторы и ученые США, успешно осуществившие множество уникальных полетов к Марсу, Юпитеру, Сатурну и к нескольким астероидам и кометам. При этом особенно впечатляют длительность функционирования созданных ими аппаратов и достигнутая в полетах точность навигации, обеспечивающая им маневрирование на удалениях сотен миллионов и даже нескольких миллиардов километров от Земли с отклонениями всего в десятки и сотни метров.

Запущенные в августе и сентябре 1977 года аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» массой по 825 кг после пролета Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна последовали к границе Солнечной системы. Как ни удивительно, аппараты до сих пор продолжают работать и передавать научную информацию о характеристиках межзвездного пространства, хотя из-за истощения бортовых ядерных источников энергии давно уже отключено большинство их научных инструментов. Через несколько лет эти зонды окончательно пересекут условную границу Солнечной системы и станут первыми межзвездными аппаратами землян. 40000 лет спустя «Вояджер-1» достигнет окрестностей одной из звезд в созвездии Жирафа, а «Вояджер-2», двигаясь на 48 градусов ниже плоскости эклиптики, через 296000 лет пролетит мимо яркой звезды Сириус.

Более современный и лучше оснащенный КА «Галилей» массой 2702 кг, стартовавший 18 октября 1989 года с борта корабля многоразового применения «Атлантис», 7 декабря 1995 года вышел на сильно вытянутую эллиптическую орбиту вокруг Юпитера. За 8 лет этот космический аппарат совершил множество облетов Ганимеда, Каллисто, Европы и Ио, открыл более 20 неизвестных ранее спутников планеты и передал на Землю около 15 тысяч снимков. «Галилей» отработал в условиях сильнейшей радиации вплоть до полного израсходования своих запасов топлива и 21 сентября 2003 года совершил прощальный управляемый вход в атмосферу газового гиганта Солнечной системы.

Не менее знаменитый аппарат «Кассини» стартовой массой 5634 кг, разработанный по совместной программе Национального управления по исследованию космического пространства США (NASA), Европейского и Итальянского космических агентств, был запущен к Сатурну 15 октября 1997 года с помощью РН «Титан-4-Центавр». Из-за своей большой массы он вынужден был лететь по очень сложной траектории с двумя гравитационными маневрами у Венеры, а затем -- у Земли и Юпитера. «Кассини» вышел на орбиту спутника Сатурна 1 июля 2004 года и с тех пор успешно занимается исследованиями второй по массе планеты Солнечной системы, ее знаменитых колец и множества спутников. 14 января 2005 года успешно совершил посадку на поверхность Титана отделившийся от «Кассини» зонд «Гюйгенс» массой 318 кг. КА принимал от него научную информацию более 7 часов, а затем передал на Землю. По прикидкам инженеров, «Кассини» может проработать около Сатурна до 2017 года.

19 января 2006 года для изучения самой дальней планеты Плутона и его спутника Харона, а также нескольких тел из пояса Койпера, отправился в длительный полет межпланетный зонд «Новые горизонты» массой 478 кг. Начальная скорость отлета в 16207 м/с обеспечила его прилет к Юпитеру уже 28 февраля 2007 года. Совершив гравитационный маневр у планеты-гиганта, КА увеличил свою скорость до 23,3 км/с. Он окажется у Плутона в июле 2015 года.

С 3 августа 2004 года продолжает свой полет КА «Мессенжер», направившийся в противоположную сторону -- к самой ближней к Солнцу планете Меркурию. Совершив за 18 оборотов вокруг Солнца множество гравитационных маневров у Земли, Венеры и самого Меркурия, он выйдет на орбиту его спутника в марте 2011 года. Таким образом, с помощью космических аппаратов будут тщательно обследованы все планеты Солнечной системы и их спутники, а также несколько комет и астероидов.

Из всех небесных тел вплоть до последнего времени наибольшее внимание уделялось Марсу, на котором ученые надеялись обнаружить хоть какие-нибудь признаки жизни. Только с 25 сентября 1992 года по 4 августа 2007 года американцы запустили к Марсу 10 КА. Первый из них, «Mars Observer», был потерян 21 августа 1993 года из-за взрыва на борту за три дня до выхода на орбиту спутника Марса. Следующий аппарат «Mars Global Surveyor», запущенный 7 ноября 1996 года, проработал на марсианской орбите с 9 сентября 1997 года по 5 ноября 2006 года, а «Mars Pathfinder» 4 июля 1997 года доставил на поверхность рыжей планеты вездеходик массой 11,5 кг. Затем последовали две крупные неудачи, вызванные попытками NASA сэкономить свои средства. 23 сентября 1999 года из-за ошибки, неувязки метрических мер измерений, при торможении в атмосфере Марса сгорел «Mars Climate Orbiter», а спустя всего два с лишним месяца при посадке разбился «Mars Polar Lander». После этих аварий специалисты NASA вынуждены были полностью пересмотреть свои принципы проектирования и осуществления полетов последующих космических аппаратов.

Запущенные 7 апреля 2001 года, 10 июня и 8 июля 2003 года, 12 августа 2005 года КА «Mars Odyssey», КА «Mars Exploration Rover» и «Mars Reconnaissance Orbiter» всё еще продолжают свои исследования Марса с орбиты и на самой поверхности планеты. Марсоходы MER массой по 179 кг, получившие названия «Спирит» и «Оппортунити», с января 2004 года заняты поисками следов существования воды и каких либо форм жизни на Марсе хотя бы в прошлом. Аппарат «Phoenix», созданный для выполнения задач потерянного КА «Mars Polar Lander» и получивший по этой причине название «Феникс», стартовал 4 августа 2007 года и завершил свою работу в приполярном районе Марса 2 ноября прошлого года из-за резкого сокращения выработки электроэнергии после внезапно нагрянувших пылевых бурь.

Всё еще активно продолжает свои исследования и европейский «Mars Express», запущенный 2 июня 2003 года с помощью российской РН «Союз-Фрегат» и ставший спутником Марса 25 декабря того же года. Более солидный американский марсоход «Mars Science Laboratory» массой 925 кг и общей стоимостью более 2 миллиардов долларов должен отправиться в полет в 2011 году. Правда, теперь уже ученые надеются обнаружить жизнь в океане под толщей льда у спутника Юпитера -- Европы или в извержениях гейзеров спутника Сатурна -- Энцелада и планируют к ним новые полеты.

Весьма успешными оказались и запуски в 1998--2005 годах менее дорогостоящих аппаратов «NEAR», «Deep Space 1», «Stardust» и «Deep Impact» (США), предназначенных для исследований астероидов, комет и доставки на Землю образцов кометного вещества (stardust). В настоящее время на пути к своим целям находятся «Rosetta» Европейского космического агентства и «Dawn» США, стартовавшие 2 марта 2004 года и 27 сентября 2007 года для исследований кометы Чюрюмова-Герасименко (в 2014 г.) и малых планет Веста и Церера (в 2011 и 2015 гг.) соответственно.

Совсем недавно успели подключиться к межпланетным исследованиям Китай и Индия. В октябре 2007 и 2008 годов они запустили свои первые спутники Луны «Чаньэ-1» и «Чандраян-1». Несколько раньше этих аппаратов спутником Луны стала японская «Кагуя».

Последние десятилетия ознаменовались крупными успехами, связанными с работой космических телескопов «Хаббл», «Комптон», «Чандра», «Ньютон» и «Ферми». Эти крупные и дорогостоящие телескопы позволили охватить почти весь спектр электромагнитных волн, от инфракрасного диапазона до жесткого гамма излучения. Например, благодаря «Хабблу» удалось окончательно убедиться, что во Вселенной галактик столь же много, как и звезд на ночном небе. Было показано, что столкновения галактик довольно частое явление, а в центре многих галактик, в том числе и нашего Млечного Пути, находятся предсказанные теоретиками сверхмассивные «черные дыры». По-видимому, накапливаемые новые данные в скором будущем заставят ученых пересмотреть некоторые фундаментальные основы астрофизики и многие прежние теории и гипотезы о развитии планет, звезд и всей Вселенной.

Благодаря использованию космических, а в последнее время и оснащенных адаптивной оптикой более крупных наземных телескопов, к настоящему времени удалось открыть более 340 внесолнечных планет, вращающихся вокруг ближайших к Солнцу звезд. Более месяца назад, 7 марта, для поиска планет земного типа американцами был запущен телескоп «Кеплер», способный одновременно следить за изменением яркости тысяч звезд. До этого разработанные методы поиска планет по изменению светимости звезд или возмущений их орбит из-за недостаточной чувствительности аппаратуры позволяли обнаруживать только массивные планеты типа Юпитера, вращающиеся вблизи своих звезд. Ученым же более интересны планеты земного типа, на которых возможно существование живой материи.. история космонавтика российский ракета

За истекшие 10--15 лет были созданы и введены в эксплуатацию мощные ракеты-носители нового поколения «Ariane-5» (ЕКА, первый пуск 4.06.1996), «Atlas-5» и «Delta-4» (США, 21.08.2002 и 20.11.2002), H-2A (Япония, 29.08.2001) и «GSLV» (Индия, 18.04.2001). В настоящее время в США ведутся разработки РН «Ares-1» грузоподъемностью 25 тонн и «Ares-5» грузоподъемностью более 100 тонн, предназначенных для замены снимаемой с эксплуатации системы «Спейс Шаттл» и обеспечения пилотируемых полетов на Международную космическую станцию (МКС), а затем на Луну (к 2020 г.) и на Марс (после 2030 г.).

На этом фоне весьма серьезную озабоченность вызывает сильная задержка с созданием новых отечественных РН семейства «Ангара». По первоначальным планам первый испытательный запуск «Ангары» легкого класса должен был состояться еще в 2000 году, а воз, как говорится, и ныне там. Уже сняты с эксплуатации широко известные носители «Космос-3М» и «Циклон-3М», а заменить их пока нечем. За последние годы Россия довольствовалась лишь модернизацией тяжелого «Протона» конструкции В. Н. Челомея и «Союза» конструкции С. П. Королева. Усовершенствованный «Протон-М» Центра им. В. М. Хруничева впервые стартовал 7 апреля 2001 года, а самарский «Союз-2» -- 8 ноября 2004 года.

В 90-е годы как в России, так и в США по программам конверсии было создано множество РН легкого и сверхлегкого классов, но по ряду причин они практически остались без дела и в настоящее время используются крайне редко. Тем не менее, такого типа ракеты интенсивно создаются развивающимися странами. 2 февраля этого года с помощью собственной РН «Сафир-2» запустил небольшой спутник Иран. В апреле к членам космического клуба могла присоединиться и Северная Корея. Ведут разработки собственных РН также Бразилия и Южная Корея.

Не так давно на нашем ресурсе , посвященная величайшим деятелям в сфере освоения космоса. В список попали и Николай Коперник с Исааком Ньютоном, чьи заслуги не вызывают никаких сомнений, и «звезда» современного освоения космоса , который обещает сделать ракеты такими же привычными для землян, как самолеты. Как и наши внимательные читатели, мы посчитали, что будет несправедливым оставлять без внимания советских и российских деятелей космоса, но было бы лучше дать им больше пространства для памяти.

К сожалению, дорога к звездам усыпана драгоценными заслугами людей, о которых помнят лишь единицы. С уважением относясь к нашему общему космическому прошлому, мы постарались напомнить вам о людях, благодаря которым слова «Россия» и «космос» в некотором смысле синонимичны. Отметим, что не только Циолковский и Королев вершили космическую судьбу будущего, но, увы, лишь единицы людей могут назвать еще несколько имен.

В этом списке вы не встретите космонавтов - , как и мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.


Мало кто знает о судьбе этого гениального революционера конца 19 века, которому принадлежит идея первого ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Этот оригинальный проект летательного устройства был разработан Кибальчичем 23 марта 1881 года, как говорят источники, незадолго до смертной казни через повешение, но (!) уже после того, как его арестовали и приговорили 17 марта 1881 года. Вместе с другими первомартовцами (группа из восьми народовольцев, участвовавших в подготовке и убийстве императора Александра II в марте 1881 года), Кибальчич был казнен 15 апреля 1881 года по новому стилю.

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Сергей Королев (1906 – 1966)


Имя Королева стало нарицательным для основоположника практической космонавтики. Советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР был одной из крупнейших фигур 20 века в сфере освоения космоса, в частности, ракетостроения и кораблестроения. Он принимал непосредственное участие в пионерской разработке баллистических ракет, создании первого искусственного спутника Земли, подготовке к отправке первого человека в космос, запуске аппаратов на Луну, разработке лунных проектов и орбитальной станции. Его вклад в развитие советской - и общемировой - космонавтики сложно переоценить, поскольку под его руководством, можно сказать, не только стала первой и передовой космической державой, но и надолго вышла вперед на фоне ракетостроения. Деятельность Сергея Королева, ко всему прочему, обеспечила стратегический паритет. От запуска первого искусственного спутника Земли до первого космонавта — нигде не обошлось без Королева.

Валентин Глушко (1908 – 1989)


Мало кто знает, что Валентин Глушко, крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники, был одним из пионеров в этой области, а его деятельность положила начало отечественному жидкостному ракетному двигателестроению. Подробнее о твердотопливных и жидкотопливных ракетных двигателях можно . C 1977 года Глушко был генеральным конструктором легендарного НПО «Энергия».

На счету изобретений и конструкций, в создании которых Глушко принимал непосредственное участие, - первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928–1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель ОРМ (1930–1931), семейство ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933) и мощные жидкостные ракетные двигатели, которые ставили практически на все отечественные ракеты, летавшие в космос до настоящего момента. Эти двигатели выводили на орбиту первый и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавты, а также участвовали в полетах к Луне и планетам Солнечной системы. Базовый блок орбитальной станции «Мир» также был разработан Глушко. Этот человек внес и колоссальный личный вклад в мировую науку, благодаря многолетним работам по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ и другим.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)


Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)


В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)


Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» у многих любителей ракетной техники лежит на особой полке. Этот труд стал настолько значимым в классической ракетотехнике, что надолго определил научной методы этой сферы. Расчеты Кондратюка использовались NASA в лунной программе «Аполлон».

Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт. Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое. Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам - выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».

Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение - когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.

Константин Циолковский (1857 – 1935)


Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса. Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал , поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».

Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика - дополняющие друг друга вещи.

Михаил Тихонравов (1900 – 1974)


Первая советская ракета на жидком топливе, которая взлетела в воздух в 1933 году, была построена по конструкции Михаила Тихонравова. Его «перу» принадлежат также первые ракеты с высотой полета до 40 километров и многоступенчатые пороховые ракеты для полета в стратосферу. Вот кто воистину сделал «маленький шаг» от Земли, но гигантский скачок для всего человечества - и России, в частности.

Проекты Тихонравова имеют прямое отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к полету Юрия Гагарина на орбиту, к первому в истории выходу человека в открытый космос; они лежат в основе многих космических кораблей, которые «вышли» из конструкторского бюро Сергея Королева.

Сам Тихонравов долгое время изучал возможность построить надежный летательный аппарат, машущий крыльями, - махолет. С этой целью он каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествия, ловил птиц, тщательно их измерял и вел интересную статистику. Работы Тихонравова, «винтика» в точнейшем механизме советского ракетостроения, дали толчок первым экскурсиям людей за пределы земной орбиты.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)


По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками - силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.