Конспект НОД по подготовке к обучению работе «Буква Т и звуки и. Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Т и звуки, » (старшая группа) Ты-ты-ты – любят рыбу все коты

Цель: познакомить с буквой «Т».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Упражнять в различении и правильном произношении звуков «Т - Т’» в речи. Дифференцировать понятия «звук», «буква».

Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.
- Упражнять в составлении и чтении слогов и слов с буквой «Т».
- Закреплять умение составлять предложения из букв разрезной азбуки.
- Упражнять в обводке букв по контору и штриховки.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, графические навыки.
3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость, самостоятельность, инициативу, умение выслушивать ответы других детей.

Оборудование: карта города «Буквограда», карточки на пройденные буквы, заглавная и маленькая буква «Т», текст рассказа Г. Юдина «Телезритель Тимка», карточки букв и слогов к играм «Живые буквы», «Составь слово», картинка с изображением деда Буквоеда, кассы букв и слогов, тетради, карандаши, образцы штриховок на каждого ребенка.


Ход занятия

1. Орг. момент:

Сегодня я хочу пригласить вас в необычный, волшебный город.

А называется город…(«Буквоград»).

Как вы думаете, кто живет в «Буквограде»? (буквы).

У каждой буквы есть свой дом. Возьмите букву, назовите ее, найдите ей дом. (дети расставляют буквы и садятся за парты).

2. Постановка цели:

Дети, посмотрите, один домик пустой, без буквы, одна буква потерялась. Нам сегодня предстоит найти эту букву.

3. Стук в дверь: входят девочка и мальчик.

Мальчик говорит: «Меня зовут Звукознайка. Я очень люблю слушать, как звучат разные звуки, запоминать их и играть с ними.

Но больше всего на свете я люблю произносить звуки, а помогает мне мой веселый язычок».

Девочка говорит: «Меня зовут Буковка. Я люблю читать и писать буквы. Правда у меня не очень хорошо получается, потому что я недавно научилась читать и писать. Мы принесли вам телеграмму, помогите нам ее прочитать».

Дети читают: «Здравствуйте, дети. Приглашаю вас на день рождения. Буква… (ТОК, ТИНА, ТАНК, ТИШИНА)».

Дети, вы догадались, какая буква прислала телеграмму? (Буква «Т»).

Потому что в этих словах есть звуки «Т», «Т" »

4. Звуки «Т - Т"».

Скажите, чем отличаются звук от буквы. Послушайте рассказ и найдите слова со звуками «Т-Т"» (чтение рассказа Г.Юдина «Телезритель Тимка»).

5. Знакомство с буквой «Т».

Звуки «Т-Т’» обозначаем буквой «Т».

Нас сегодня пригласила на день рождения буква «Т» (показ заглавной и маленькой буквы.)

6. Поехать в гости к букве «Т» можно на любом транспорте. Букву «Т» мы часто видим, гуляя по городу. Ею обозначены остановки тех видов транспорта, название которых начинаются со звука «Т» (вывешивается знак).

Дети читают стихи и показывают транспорт:

Встал под буквой «Т» трамвай

Хочешь ехать, не зевай.

«Т» зовет тебя в такси

Ты шофера попроси-

В миг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А под этой буквой «Т»

Подожди троллейбус ты.

А для трактора стоянка

Не обозначается,

Хотя трактор с буквы «Т»

Тоже начинается.

7. Игра «Почини буквы».

Буква «Т» пригласила к себе на день рождения другие буквы.

Но в Буквограде живет дед Буквоед. Стоит букве зазеваться, он тут, как тут. То кусочек буквы откусит, а то всю целиком съест.

Посмотрите, что осталось от наших знакомых букв. Догадайтесь, какие это буквы и «почините» их.

8. Игра «Живые буквы»

А теперь с этими буквами составьте слоги (ат, от, ут, ит, ыт, та, то, ту, ты)

Что вы прочитали? (слоги) Что такое слог? (часть слова)

Физкультминутка.

Букв немало мы узнали,

Добрались буквы «Т».

Есть слова, где «Т» в начале,
В середине и в конце.

«Т» в антенну превратилась

И на крыше очутилась

Отвечайте, кто знаток

Молоток стучит: «Тук-тук»

Букве «Т» я старый друг.

9. Игра «Составь слово»

На день рождения согласные и гласные буквы подарили разноцветные шары. Нужно соединить шары и прочитать, что у вас получиться.

10. Работа с кассой буквы слогов.

На день рождения для буквы «Т» мы принесли торт (показ картинки).

Составьте предложение: Мы купили торт.

11. Работа в тетрадях. Обводка и штриховка буквы «Т».

Дети, давайте подарим букве «Т» ее портрет (дети обводят букву

«Т» в тетрадях). Буква «Т» нарядилась в яркий наряд (показ картинки). Зато так невзрачно смотрится ее простенькое белое платье в ваших тетрадях. Дети, заштрихуйте букву (дети заштриховывают букву «Т» различными видами штриховки).

Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме помогут малышу запомнить эту букву.

Стихи на букву Т для детей

ЛюбиТ буква Т Трезвон –
Танцы, ТракТор, Телефон…
А поТом, чуТь сТанеТ Тише,
Тортом угостит деТишек.

Буква «Тэ» сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик.
На сТоле сТоиТ сТАкан,
А в сТакане Том — ТЮЛЬПАН

Т без умолку,без Толку,
ТараТориТ втихомолку.
Песенка её проста:
«Тра-Та-Тушки,Тра-Та-Та!»

Буква Т – Тигренок Тошка
Собирал цветы в лукошко.
Василек и семь ромашек,
И четырнадцать букашек.

Т – это Торт, а крем с торта
Слизала я чуть-чуть.
Хотела угостить кота,
Но он успел уснуть.

Стишки про букву Т, четверостишья


Молоток стучит: “Тук-тук!
Букве Т я старый друг”.

***
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

***
Тараторит Толик Тане,
Что нашёл он буковку в стакане,
Познакомлю с буквой Т друзей,
Для меня буква т всех милей.

***
Три тритона азбуку учили,
Тридцать три буквы они получили,
Тыква, туфелька, тетрадь,
Букву Т всем надо знать.

***
Таракан живёт за печкой,
то-то тёплое местечко.

Стихотворения о букве Т для 1 класса

Топот лап заполнил лес:
Таракан на Тыкву влез,
Тигр Тыкву в зубы взял,
По Тропинке пошагал,
А за ними оленята
И пятнистые Телята
Птиц везут на голове,
Трактор едет по Траве.
И Трещит из Тучи гром:
- Вон гнездо, и буква в нем!

Т — антенна -
Выше крыши -
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
(В. Степанов)

Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».
Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать — не зевай!
Т — зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси -
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район.

Буква Т
Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.

На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.
Тритоны азбуку учили,
Тридцать три буквы получили
Тоска, тужурка, том, тетрадь -
Букву Т нужно всем знать.

Загадки на букву Т

Автор этой загадки Н.Пунько, ее нужно продолжить по рифме, подставив нужную букву

Тигр — это та же кошка, Только дикая немножко. Тигр запомнил каратэ, Так он учит букву …
В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова.

Эта буква солнце застит -
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится - рычит.

Ответ: буква Т (туча, туфелька, тигр)

Скороговорки с буквой Т


Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Триста тридцать три трамплина трём спортсменам по нутру:
С трёх трамплинов три спортсмена начинают поутру.

У нас гость унёс трость.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т - Ть Выполнила учитель-логопед Милейшева Надежда Геннадьевна Санкт-Петербург

Игра «Угадай-ка»: Логопед: Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём. (загадка): (Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок) -кот Том и котёнок Тим

Логопед: с какими звуками мы называли слова? - Т и ТЬ. - Сегодня мы сравним эти звуки. Сравнение и характеристика двух звуков: согласные. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»). Физкультминутка. Есть в слове звук – руки вверх, Нет звука – приседание. Тигр, ручка, суббота, кот, среда, стекло, пятница, тарелка, дверь, книга, тетрадь, дом. Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», « доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа …, Ви…, Нас…, конфе …, моне …, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро …, котле…, Ники…, сви … .

ИТ ОТ АТ УТ (кит, кот, шут, халат)

Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение »: Котёнок играет клубками. Котёнок лежит на траве. Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его. - Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки Т и ТЬ, детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома). - Составление схемы слова из букв ТИМ,ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка). - Итог занятия: что вам понравилось, что было особенно интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

  • Как стучит барабан?
  • ТА - какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква Тапочки Тучи Тигр

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т].

  1. Гласный или согласный звук [т]?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?

Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] - глухой согласный.

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п])
Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки.
Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Т для дошкольников

Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.) Сложи из ладоней букву Т. Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (тишина).

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать,
В школе нам нужна… (тетрадь).

Be в начале слова, точка.
Прочитаем… (веточка).
Если се, то… (сеточка).
Как из слова веточка
Получилась сеточка?

Сказка про букву Т

Телезритель Тимка
Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

Тимка! - кричат ему утром тигрята.
- Пойдем играть.
- Отстаньте,- бурчит Тимка,- тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно - тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало темным-темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?
- Выкинуть,- мрачно сказал вошедший папа Тигр,- а тебя - выпороть.

Загадки для детей на букву Т

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)

Поверчу волшебный круг -
И меня услышит друг.
(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.
(Тесто)

То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит.
(Трактор)

Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор)

Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится -
Ничего не останется.
(Туча)

Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча)

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.
(Туча)

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)

Пословицы и поговорки на букву Т

Трус и таракана посчитает за великана.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал.
Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
Где растяпа да тетеря - там не прибыль, а потеря.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Веселые стихи про букву Т для детей

Хорошая книжка привыкла к почтению.
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
(Я. Козловский)

Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
- Я люблю,- сказал он строго,
Чтоб полосок было много!
(Г. Виеру)

Что такое Телескоп?
Тигр спросил,
Наморщив лоб.
- Телевизор?
Что за слово? -
Не слыхал тукан такого.
(Г. Сатир)

Темноты боится Петя:
Трусоват он, видно, дети!
(Б. Тимофеев)

Тигр - свирепый зверь.
Но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
(В. Лунин)

Тигренок
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска.
(В. Маяковский)

Тучи встретились друг с другом,
Собрались в один кружок
И заплакали над лугом.
То ли с радости?
С испуга?
Отчего?
Узнать не мог.
(Ф. Бобылев)

Слон
Весит слон триста тонн:
Тонна - ушко.
Тонна - ножка,
Вот так крошка!
(Г. Цыферов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.