Тема 23. Предмет и методы психологии
Вопрос № 1. Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира - это…
инстинкт
психика
активность
Вопрос № 2. К методам получения эмпирических данных в психологии относится…
метод психологической саморегуляции
метод математико-статистического анализа
эксперимент
Вопрос № 3. Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, практичные психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте, называются...
житейские
практические
рациональные
Вопрос № 4. Изучение психики посредством устного общения называется методом…
наблюдения
беседы
Вопрос № 5. Лабораторным, естественным, констатирующим, формирующим бывает метод...
наблюдения
интервью
экспериментальный
самонаблюдения
Вопрос № 6. Познавательные процессы выполняют функцию…
выработки оценочного отношения к миру
отражение свойств и качеств предметов, явлений и их взаимосвязей
регуляции деятельности
моделирование еще не существующих ситуаций
Вопрос № 7. Основной задачей психологии является…
изучение законов психической деятельности
коррекция социальных норм поведения
совершенствование методов исследования
разработка проблем истории психологии
Вопрос № 8. К способам обработки полученных фактов относятся…
графические методы
контент-анализ
рисуночные методы
статистические методы
Вопрос № 9. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются…
задачами
методами
процессами
Вопрос № 10. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения человека и его суждений называется…
тестированием
лабораторным экспериментом
наблюдением
естественным экспериментом
ДЕ № 6. Введение в общую психологию
Тема 24. История развития научной психологии
Вопрос № 1. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З. Фрейдом, - это…
гуманистическая психология
ассоциативная психология
глубинная психология (психоанализ)
когнитивная психология
Вопрос № 2. Созданием первой психологической системы, изложенной в тракте «О душе», является…
Аристотель
Вопрос № 3. Установите последовательность в смене представлений об психике в истории становления психологии:
Вопрос № 4. Ассоциация-это связь между психическими явлениями по признакам…
признак сходства
признак контраста
признак пространственно-временных отношений
признак причинно-следственных отношений
Вопрос № 5. Установите хронологическую последовательность в возникновении научных психологических школ
гуманистическая психология (А. Маслоу) - 4
неофрейдизм (К. Хорни) - 3
психоанализ (З. Фрейд) - 2
культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский) - 1
Вопрос № 6. Расставьте в хронологическом порядке российских ученых, внесших свой вклад в развитие отечественной психологии
Вопрос № 7. Крупный вклад в развитие бихевиоризма внесли...
К. Л. Халл
А. Х. Маслоу
Дж. Уотсон
К. Р. Роджерс
Вопрос № 8. Расставьте в хронологическом порядке с позиции основного предмета психологии этапы развития психологической науки как науки о…
Вопрос № 9. Определите последовательность развития психологического знания
Вопрос № 10. Установите соответствие между основными направлениями в психологии и их основными идеями и постулатами:
человек - совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы); социальными стимулами являются другие люди
| 1. гештальт-психология |
внутренняя системная организация целого какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей | 2. бихевиоризм
|
знания, представления, образы и характер протекания познавательных процессов определяют поведения индивида
| 3. гуманистическая психология
|
человек - уникальная, открытая, устремленная в будущее система; он стремится свободно реализовывать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту
| 4. когнитивизм
|
ДЕ № 6. Введение в общую психологию
Тема 25. Психика и организм.
Вопрос № 1. Понятие «сила нервной системы» означает свойство нервной системы…
характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения
определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость
характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения
определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим
Вопрос № 2. Высшие психические функции, по Л.С. Выготскому…
локальны
опосредованы
не имеют морфологической основы
неопосредованы
Вопрос № 3. Основанием классификации на зрительное и слуховое выступает…
предмет отражения
ведущий анализатор
характер связи с практикой
форма существования материи
Вопрос № 4. Существующее в различных формам свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность, обозначается как…
репродуктивность
индивидуальность
восприятие
Вопрос № 5. Решающую роль в появлении и развитии сознания сыграли…
филогенез головного мозга
прямохождение
появление речи
естественный отбор
Вопрос № 6. Морфологической и функциональной единицей нервной системы является…
нейромедиатор
нейрон
Вопрос № 7. Биологически активное химическое вещество, посредством которого осуществляется передача электрического импульса с нервной клетки через синаптическое пространство - это…
нейромедиатор
Вопрос № 8. Нервная система у высокоорганизованных животных и человека по морфологическим признакам подразделяется на:
головную и спинную
центральную и периферическую
симпатическую и парасимпатическую
висцеральную и гуморальную
Вопрос № 9. Для человека и высших животных характерна___________ нервная система:
узловая нервная система
смешанно-узловая
трубчатая
смешанная
Вопрос № 10. В стрессовых ситуациях активируется ____________нервная система:
парасимпатическая
симпатическая
вегетативная
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
профессор____ П.Б. Акмаров
«____»____________2010г.
Составитель Жученко О.А. ИжевскФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
Содержание
Тема 1. | Психология как наука……………………………………………………….. | 3 |
Тема 2. | Психология личности……………………………………………………….. | 4 |
Тема 3. | Психологические свойства, процессы и состояния……………………….. | 5 |
Тема 4. | Особенности психических познавательных процессов…………………... | 7 |
Тема 5. | Психология общения………………………………………………………... | 9 |
Тема 6. | Психология малых групп…………………………………………………… | 10 |
Тема 7. | Педагогика как наука………………………………………………………... | 10 |
Тема 8. | Обучение и воспитание: принципы и методы…………………………….. | 11 |
Тема 9. | Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности………………………………………………………....................... | 13 |
2. Основным способом получения новых знаний в научной психологии является: эксперимент;
29.А.Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики определил: чувствительность;
30. Политическая психология изучает: психологические компоненты политической жизни общества; политическое сознание и поведение субъектов политических процессов.
26. Специальная отрасль педагогики, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется: сурдопедагогика;
27.Компоненты педагогического процесса: цель, содержание, деятельность, результат.
9. Ошибочная основа воспитания детей в семье: удовлетворение всех желаний ребенка;
Справочные материалы для подготовки
к тестированию по психологии и педагогике
Подписано в печать____
Формат 60 х 84 1 / 16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. _____ Уч. – изд. л. ____. Тираж ____ экз. Заказ № ____
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.
Методика и методология
Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки - в единственном числе - можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки - не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно так же то понимание предмета психологии, которое было здесь дано, предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.
Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития.
Марксистская диалектика как теория познания и научная методология ставит перед научным исследованием задачу понять и отобразить объективную действительность - реальный предмет в его собственном реальном развитии и реальных, опосредующих его отношениях: "… сама вещь в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассматриваема", - формулирует В.И.Ленин первое требование диалектики. Детализируя далее "элементы диалектики", сущность которой он определяет как учение о единстве противоположностей, Ленин в своем комментарии к "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля в первую очередь выделяет следующее: "объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе), 2) вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим, 3) развитие этой вещи (respective явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь" (В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 202).
Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий МоисеевичЧасть 2. Теория и методология психоанализ
Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп ОлеговичМетодика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.
Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам ХарольдЧАСТЬ IV. Методология гуманитарных наук
Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич30. Интегративная методология А.В. Юревича Андрей Владиславович Юревич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, в 1979 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой
Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна57. Коммуникативная методология психологии В. А. Мазилова Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета. Родился в Ярославле в 1954
Из книги Самоучитель по философии и психологии автора2.2. Методология консультирования Помимо общефилософской позиции, формирующей профессиональный взгляд на природу человека и логику человеческих проблем, консультирование опирается на определенную методологию, то есть систему методологических принципов, в
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей ВладимировичМетодика и методология Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.
Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли1. Зачем нужна новая методология? Современная наука развивается по принципу дивергенции, с каждым днем растет количество новых отраслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и практической деятельности. Разумеется,
Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей4. Почему это новая методология? Психософия и развиваемая ею новая методология, на наш взгляд, закономерный этап эволюции научного знания (в данной работе этот вопрос рассматривается достаточно подробно). Сейчас, кажется, уже все говорят о том, что назрела потребность в
Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда БорисовнаГлава 6. Методология консультирования семейных пар В психотерапевтической работе с семейными парами есть две исключительно важные и полезные установки, а именно: рациональное раскрытие проблемы и объективная эмпатия.Рациональное раскрытие проблемы – это установка на
Из книги Социальная психология автораСтановление, философия и методология трансоанализа Трансоанализ как новое направление в глубинной психологии изучает специфические возможности человека. Однако для того, чтобы обосновать трансоаналитическую концепцию и уравнять ее в правах, например, с
Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной
Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич1.2. Методология и методы социальной психологии Данный вопрос, вероятно, является одним из наиболее сложных для понимания. Тем не менее постараемся в нем разобраться.Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и
Из книги автора Из книги автораЧасть I. Методология арт-терапии Красота в искусстве стоит «посредине между чувственным как таковым и чистой идеей». Фридрих
классификация |
возможности |
ограничения |
примечания |
|||
основные |
Наблюдение |
Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности |
1) объективное А)Простое , когда события регистрируются со стороны Б) Соучаствующее, когда исследователь включается в социальную ситуацию. 2)самонаблюдение |
Возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Не ограничивается просто регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. |
Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в разных условиях. При изучении явлений, в которых отношения между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами. | |
Эксперимент |
Состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся испытуемые. |
Естественный лабораторный |
Исследователь сам вызывает изучаемые им явления; может варьировать условия эксперимента и их количественное соотношение. С помощью эксперимента устанавливаются закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. |
Целесообразно только в случае, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы. Искусственность эксперимента. Аналитичность и абстрактность. Осложняющая роль воздействия экспериментатора. |
Методическое Средство для выявления закономерностей Многообрзные и широкое применение. |
|
вспомогательные |
Вид опросных методов применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. |
По числу опрашиваемых групповая индивидуальная по процедуре 1)анонимная 2)персонифицированная |
Возможность охвата больших групп. Применимость к самым различным сторонам жизни. Хорошаяформализуемость результатов. Минимум влияния исследователя на опрашиваемого. |
Опосредованный характер между исследователем и исследуемым. Невозможность контролировать процесс заполнения анкеты. Проблема сбора анкет. |
Используется в психологии. |
|
психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. |
Структурированная (интервью) Полуструктурировання свободная |
Позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. |
Нужно знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. | |||
стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. |
Психологические (имеют множество классификаций) Тесты достижений |
возможностью провести испытание в очень краткое время и охватить им огромное число испытуемых |
Метод тестов не может дать характеристики способностей во всем их качественном своеобразии, которым они отличаются у каждого отдельного человека. Тест должен быть: валидным, надежным, однородным, достоверным и прогностическим. |
Понятие тест Джеймс Кеттел в конце 19 века, но широкое распространение получил лишь в первой половине |
||
Анализ продуктов деятельности |
Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. |
Продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.Данные помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности. Предоставляет важный материал для клинических психологов |
Необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, продукты деятельности которых собираются и анализируются, особенности их возраста, социального положения, профессии |
4. Психологическое знание существует столько же сколько существует человечество.
Псих. Знание первоначально формируется как знание о внутреннем мире человека и истории его познания.
Принято выделять 3 больших этапа.
Психология как наука о душе (6 век до н.э.-16 век н.э)
2) психология как наука о сознание (17 век-19 век)
Псих. Как наука о поведение, деятельности, личности и др.(20-21 век)
АНТИЧНОСТЬ
Основная проблема изучения души
*поиск первоосновы
*соотношение души и тела
Душа и тело существуют независимо друг от друга
Душа и тело -неразрывны
*проблема познания
Достижения античности:
1)язык психологии
2)принципы научного познания (принцип детерминизма, причинность, ничего не возникает ниоткуда)
(принцип развития, качественного изменения)
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Религия-оппозиция-наука
Ренессанс (16 век)
Красота, гармония души и тела
Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть - постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души»1.
В отличие от этого, уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой
Учение о душе
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их
к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Так, Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное
вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень
подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими
и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения
от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами
воздуха или атомами, непосредственно "истекающими" от предметов. Материализм
Демокрита носил наивный механистический характер.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 - 322 гг.
до н. э.). Его трактат "О душе" - первое специально психологическое
сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по
психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как,
впрочем, и целого ряда других наук.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не
считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это
делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал
"...Душа, - писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного
тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть
энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела" . Один
привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого
определения. "Если бы глаз был живых существом, - пишет Аристотель, - то
душой его было бы зрение" . Итак, душа есть сущность живого тела,
"осуществление" его бытия, так же как зрение - сущность и "осуществление"
глаза как органа зрения.
Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению
психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как "подлинного
отца будущей материалистической психологии" . Главная функция
души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.
Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием
"психика": с точки зрения материалистического естествознания психика явилась
одним из факторов эволюции животного мира (см. Лекцию 11). Что же касается
понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно
идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека.
Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде
всего Платоном (427 - 347 гг. до н. э.). Познакомимся с его взглядами
несколько более подробно.
Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого
знаменитого античного философа - Сократа (470 - 399 гг. до н. э.). Почему
эти два имени появляются вместе?
Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной
строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в
форме бесед.
Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды
обоих этих великих философов.
В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную
субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа -
начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое,
низменное, преходящее, тленное.
Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему
божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь
человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо
различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено
недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей
тела. Оно мешает также чистому познанию.
Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется
идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).
Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей
существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой
совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира.
Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще.
То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение,
тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир
идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от
влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям
органов чувств.
При смерти душа расстается
с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу
ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная
телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры - феодализма.
В аристотелевской психологии, которая определяла развитие учений о душе вплоть до XVII в., объектом исследования были все жизненные проявления организма. В силу этого психологическую систему Аристотеля часто называют психобиологией. В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Великие открытия и изобретения в различных областях науки и техники прокладывали новые пути научного познания. Опыт, эксперимент, индукция, математика выступают теперь средствами получения и объяснения фактов.
Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов и методик.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.
Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитии ем личности.
К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).
Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Логитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:
1. Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.
2. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.
3. Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключение об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод. Называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.
Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними. включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий). психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы). анализ продуктов деятельности. биографический метод.
Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.
Объективное наблюдение должно исходить из единого внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методой в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные усилия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.
В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
а) Определение задачи и цели.
б) Выбор объекта, предмета и ситуации.
в) Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.
г) Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи).
д) Обработка и интерпретация полученной информации.
Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объектного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.
Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента . Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.
И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психологические процессы.
Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.
В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.
Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как привило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы . Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактов со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:
3. опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану.
4. заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение человека к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок.
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.
Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод . Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и тд.
К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.
Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. включают аутотренинг, групповой тренинг.
Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:
4) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела.
5) использование активной роли представлений, чувственных образов.
6) Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.
Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.
Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга , то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.
В настоящее время практика группового тренинга представляют собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.
Методы обработки данных – это анализ материала. включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.