Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов.
Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.
Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, - а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка.
Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен.
Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а коротких: он принимал их за своих.
В. М. Максимов. Всё в прошлом.
История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.
Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.
Капризы барыни – для всех закон.
Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.
Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.
Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.
Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость.
Пейзаж – художественное описание природы.
Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?
Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836
Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим:
А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом
2. В городе он стал:
А)сапожником Б)дворником В)портным
Жил Герасим у барыни:
А)вместе с другими
Б)отдельно от всех
В)у него не было своего угла
Дворня относилась к нему с:
А)любовью Б)уважением В)ненавистью
На какую степенную птицу походил Герасим?
А)петух Б)индюк В)гусак
По характеру он был:
А)общительным Б)добродушным В)замкнутым
7. Что подарил он Татьяне в первый раз?
А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха
Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:
А)было одиноко жить в каморке
Б)полюбилась Татьяна
В)было трудно справляться с домашними делами
Появление Муму в жизни Герасима:
А)отдалило его от людей
Б) не изменило его жизнь
В) позволило отдать всю невостребованную любовь
В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются:
А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением
Слова «решимость» и «отвага» – это:
А)синонимы Б)омонимы В)антонимы
Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал:
А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение
Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А)соскучился по дому
Б)устал от городской жизни
В)эта жизнь ему стала невыносима
В основе произведения лежит:
А)художественный вымысел
Б)историческая реальность
В)фантастическое событие
Включить эффекты
1 из 23
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Добавить свою рецензию
Презентация на тему "Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" рассказывает о истории создания рассказа русского писателя Ивана Тургенева "Муму", прототипе главного героя. Также приведены такие, как эпитет, сравнение, гипербола, также приведена самостоятельная работа.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Цепелева С.Н.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
Для проведения урока учителем
Для проведения теста / проверочной работы
Слайд 1
Слайд 2
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 3
Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму».
Слайд 4
В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».
Слайд 5
Прототип (от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.
Слайд 6
Слайд 7
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.
Слайд 8
Слайд 9
Сюжет (от фран. предмет) –ряд событий, происходящих в художественном произведении.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Герасим – «значительный», т.е. большой по величине, размерам; важный по значению; имеющий вес, влияние.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Поработаем с учебником:
(литературовед – учёный, занимающихся изучением литературных произведений).
Слайд 20
Почему Герасим согласился с требованием барыни и утопил Муму, которую очень любил?
Слайд 21
«..самым замечательным лицом был дворник Герасим...»
ИВС - средства художественной выразительности (сравнения, гиперболы, эпитеты)
Слайд 22
Слайд 23
Посмотреть все слайды
СОШ № 3 г. Камышлова.
Сообщения учащихся.
1 сообщение.
2 сообщение.
Заключительное слово учителя.
Разработчик: Цепелева С.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ № 3 г. Камышлова.
Цель: формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера
Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из друзей Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером, узнаем о лицейской периоде жизни поэта и его творчестве.
Сообщения учащихся.
1 сообщение.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер - писатель и декабрист воспитывался в Царскосельском Лицее с Пушкиным, Дельвигом, Корфом и др., успел хорошо в науках и отличался необыкновенным добродушием, безмерным тщеславием, необузданным воображением, которое он называл поэзией, раздражительностью, которую можно было употреблять в дурную и хорошую стороны. Он был худощав, долговяз, неуклюж, говорил протяжно с немецким акцентом...
Однако, не смотря ни на что, Кюхельбекер зарекомендовал себя как отличный ученик. До нас дошло много воспоминаний о странностях Вильгельма, однако эрудиция, знание языков, оригинальность суждений завоевали ему уважение товарищей. Среди интересов лицеиста - история и философия, восточные языки и фольклор и, конечно, поэзия - немецкая, английская, французская - и драматургия, а стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию не могли не вызывать уважение товарищей. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат.
В дальнейшем Кюхельбекер служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым. 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.
2 сообщение.
Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Кюхельбекер был очень любим и уважаем. В его стихах было много мысли и чувства, но много и приторности.
Страшно обидчивый, взрывающийся, как порох, он к тому же был предметом постоянных насмешек товарищей. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд".
Пушкин любил Кюхельбекера, но жестоко над ним издевался. (видео)
Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты были заряжены клюквою, и дело кончилось ничем...
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму,
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы милой отчизны.
Заключительное слово учителя.
Несмотря на все преграды судьбы Кюхельбекера, сегодня мы вспоминаем его как замечательного лицеиста, поэта и писателя, чьими произведениями наполнена кладовая классической литературы. Сегодня мы познакомились только с одним из друзей А.С. Пушкина, на следующем уроке мы узнаем об остальных друзьях - лицеистах.
Скачать конспектИван Сергеевич Тургенев. «Муму»
Выполнила: Свирская Прасковья
Главный герой этого произведения - Герасим - мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, необычайной силы. Главный герой этого произведения - Герасим - мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, необычайной силы. Барыня взяла его из деревни, где он жил один в небольшой избушке. Несчастье его заключалось в том, что от рождения был глухонемым. Кроме того, Герасиму нравилась девушка по имени Татьяна, которая не отвечала взаимностью. Кроме того, Герасиму нравилась девушка по имени Татьяна, которая не отвечала взаимностью. Герасим стал счастлив, лишь когда спас тонущего в реке щенка. Он звал собаку характерным для немых мычанием а дворовые звали ее Муму. Герасим ухаживал за ней, любил её без памяти. Она приносила ему огромную радость. Муму привязалась к своему хозяину, постоянно сопровождала его. Собака была умна, попросту не лаяла, отлично сторожила. Шло время. Герасим очень был доволен своей судьбой, до тех пор пока не случились некоторые обстоятельства. Однажды барыня, увидев Муму, приказала привести её. При знакомстве, собака оскалила зубы, после чего барыня велела убрать со двора животное. Один из дворовых продал Муму на базаре за полтинник. Автор описывает неравнодушие Герасима к Муму после ее исчезновения: повсюду бегал, искал, кликал по-своему, имел истомленный вид, неверную походку, запыленную одежду, безжизненное и окаменелое лицо. И вновь, его отношение к Муму после возвращения: крик радости, стиснул в объятьях, обласкал ее. Герасим догадался, что собаку свели по приказанию барыни, поэтому он прятал ее в своей каморке. Но однажды на ночной прогулке Муму выдала себя громким лаем. Барыня ради своего спокойствия велит избавиться от животного. Герасим взял на себя ответственность уничтожить Муму. Он решил утопить любимое животное. В трактире он накормил собачку, долго смотрел на нее, две слезы выкатились из его глаз. Ему нелегко было выполнить данное обещание. В лодке на реке он приник головой к собаке. С болезненным и озлобленным лицом, закрытыми глазами Герасим утопил животное. Сразу после этого он покинул усадьбу. В родную деревню он шел безостановочно, с отвагой и радостной решимостью. Со слов сестры автора сюжет повести «Муму» - не вымысел, а основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Разница с повестью только в том, что Андрей остался служить барыне.
Слайд 2
Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.
Слайд 3
Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.
Слайд 4
До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.
Слайд 5
В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 6
В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».
Слайд 7
Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»
Слайд 8
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.
Слайд 9
Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя
Слайд 10
Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.
Слайд 11
Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Слайд 12
Прототип(от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.
Слайд 13
Викторина
Слайд 14
«Ася Тургенев» - Повесть «Ася» (1858). В.А.Недзвецкий. В.Г.Перов. Портрет И.С.Тургенева. 1872. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель. МОУ Томинская СОШ. 2009 – 2010 учебный год. Тургенев Иван Сергеевич Повесть «Ася». Подготовила Чуйдук Н.А., учитель русского языка и литературы I категории.
«Базаров» - Базаров о Павле Петровиче. Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение. Эпизод дуэли. Н.Н. Страхов. И Кукшина попала за границу. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. 1) Базарову 2) Аркадию 3) Николаю Петровичу 4) Павлу Петровичу. Сатира. Иван Сергеевич Тургенев.
«Тургенев Отцы и дети» - Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. 1 группа. Аркадий Кирсанов. 5 группа. П. Вайль, А. Генис. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Одинцова.
«Жизнь и творчество Тургенева» - Обзор творчества. Вопросы для обсуждения. Журнал «Русский вестник». Взрослая жизнь. Темы проектов. Детство. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Род Лутовиновых. Мать писателя. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Основные цели и задачи.
«Тургенев писатель» - Последние годы жизни. Что нового вы узнали из биографии писателя? Урок по литературе в 10 классе. Юные годы писателя. Творчество И.С.Тургенева. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Цели урока: Вопрос: П.Л.Лавров. Творчество писателя. И снова работа. Произведения писателя.
«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. Комнаты расписаны разными красками. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Перед фасадом были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами. Б р а т ь я. Иван тургенев в возрасте 12 лет.
Всего в теме 43 презентации