Олимпийские игры в древней греции эскизы. Древние олимпийские игры. Олимпийские игры – картинки

Добрый день, добрый час! (Психологический настрой) (1 мин)
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Слайд1.(Музыка)

Звучит греческая музыка. Чтение стихотворения учителем. (Знакомство с новым материалом) (8-10 мин)

Закатная скатерть лежит на священной горе.
Свиваются звуки и краски в античном узоре.
Опять засучил рукава седовласый Борей
И звёзд жемчуга достаёт из Эгейского моря.

Глядят острова кораблей в потемневший залив,
А бабочка-солнце - внутри облаков паутины.
Парят Метеоры над зеленью старых олив,
И кофе душистым друзей угощают Афины.

Заботы опять растворив в ароматах любви,
Ликует Эллада, сплетая забытые гимны,
И древние боги, покинув чертоги свои,
На краткое время становятся рядом незримо.

Скажите, о какой стране идёт речь в этом стихотворении?

Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Правильно, Древняя Греция. (Древняя Эллада) (Щелчок 1 слайд)

Ребята, что вы знаете о Греции? (Страна первых Олимпийских игр. Всегда с нее начинается эстафета олимпийского огня и команда Греции всегда идет первой на открытии олимпиад.)

Учитель: Хорошо. Но более подробно об истории возникновения Олимпийских игр вы узнаете прочитав материал. (Слайд 2)

Раздаточный материал.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, - преступником.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком, которые впервые привез в Олимпию сын Зевса Геракл.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Олимпийские игры зародились в 776 г. до н.э.. Со временем они стали событием всегреческого масштаба. Раз в четыре года в Олимпии проводились Олимпийские игры. Сильнейшие греческие атлеты соревновались в беге, прыжках, борьбе, метании диска, позднее ввели соревнование на колесницах. Судьи награждали победителей венками из ветвей оливкового дерева.

А в 394г. н.э. Олимпийские игры были запрещены - как «пережиток язычества» - римским императором Феодосием I.

Учитель: - Когда и где зародились Олимпийские игры?

Почему они так называются?

В каких видах спорта соревновались древние греки?

- Подумайте, какую цель мы перед собой поставим?

Учитель: - Сегодня мы должны научиться изображать Олимпийские игры в Древней Элладе. Работать мы будем в группах. Задача каждой группы - создать коллективное панно «Олимпийские игры». (Слайд 3)

(Слайд 4)

И мы отправляемся с Вами в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Эллада - так называли ее жители, а себя - эллинами, по имени легендарного царя- родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

(Слайд 5) Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни. Археологи раскопали много древнегреческих городов, построек и разнообразной утвари. На керамических сосудах сохранилась роспись. Эти изображения дали ученым представления о том, как выглядели греки, что носили, какие у них были дома, мебель, корабли.

(Слайд 6) Благодатна природа этого края! Синяя морская вода, в светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах - ирисы, нарциссы, гиацинты. Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек и воспели красоту его тела, воли и разума.

А ещё греки занимались строительством храмов. (Слайд 7)

1.- Ребята, как вы думаете, в честь кого строили греки храмы (в честь богов)? (Эвристическая беседа)

Греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов - бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных также радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их называли олимпийцами. (Слайд 8) - Посмотрите на слайд. Это древнегреческий храм - четырёхугольное здание на высоком постаменте, окружённое со всех сторон колоннами. Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества. Вот это дорический храм, а это ионический храм; самый прекрасный храм Древней Греции - Парфенон. Он был построен, когда победно закончилась суровая война с заморскими захватчиками. Парфенон по-гречески значит "Храм девы Афины".Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные нарядными венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины.

2. Великие игры

А вот самым великим праздником Древней Греции считались Олимпийские игры.

Олимпиада

Когда-то в древности придумали в Элладе
Соревноваться в силе и красе.
Венок лавровый в качестве награды
И факел яркий в поднятой руке.

Просмотр мультфильма. (3 мин)

Практическая работа. (25-27 мин)

Мы с вами выполним панно на тему «Олимпийские игры». На нём мы изобразим спортивные состязания и храм, возле которого они проходят. Мы с вами разделились на группы. Перед вами лежат листочки, символизирующие листья оливы. Те ребята, которым попались зелёные листочки - архитекторы, жёлтые листочки - символ живописи. Ребята, у которых красные листочки- координаторы.

Группа архитекторы выполняет - храм, который будет располагаться в центре композиции . (Колонны для храма подготовлены.)

А группа - живописцы прорисовывает детали образа, раскрашивают цветными карандашами. (Для вас приготовлены шаблоны спортсменов.)

Если одна группа справляется с заданием, то вы можете помогать друг другу.

Ребята-координаторы, следят за ходом работы, помогают учащимся, приклеивают фигуры, рассказывают о крупных играх, которые проходили в Древней Греции, собирают мозаику, которую необходимо поместить в центр храма.

Физминутка (Слайд 9)

По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.

Тихо встаньте, улыбнитесь
И в спортсменов превратитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

Учитель: - Приступим к работе. Нам понадобятся: ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши. Работать необходимо аккуратно, соблюдая технику безопасности.

Каждая группа готовит панно, а затем расскажет об этих играх. (Слайд 10)

Начинайте работать, за помощью можете обращаться к координаторам и ко мне.

Это: - Немейские игры

(ватман лежит на столе)

Пифийские игры

(ватман лежит на столе)

Олимпийские игры

(ватман лежит на столе)

Переверните ватман

Координаторы команд подойдите!

Координаторы команд берут части мозаики с изображением богов Древней Греции. Дети выбирают соответствующие шаблоны и приступают к работе над панно, учитель помогает, подсказывает. Работа над панно длится - 15-20 минут, включается греческая музыка.

Работа завершена. Команда …… прикрепите панно.

Прикрепляют к доске. Рассказывают о панно, об играх. (Слайды 11- 17)

Учитель: Итак, ребята перед вами три замечательных панно. Вы сумели показать спортивные состязания: Пифийские, Олимпийские, Немейские игры, которые были посвящены богам Древней Греции - Аполлону, Зевсу, Гераклу.

Учитель: Посмотрите на наши панно. Вспомните, какова цель нашего урока. Поднимите руки, кто считает, что цели достиг.

Перед вами листы самооценки. Приготовьте зелёные ручки- оцените себя. Приготовьте синюю ручку. Я прошу вас оценить работу группы - и поставить ребятам соответствующие отметки. Спасибо.

Учитель:

На высочайшей в Греции горе Олимп,

Что стала с этих пор священной,

Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя бессмертье,

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

Перед Вами Олимпийский факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём олимпийский огонь! Для этого вы должны ответить на вопросы. За правильные ответы мы будем прикреплять язычки пламени. Чем больше правильных ответов, тем ярче вспыхнет наш олимпийский огонь.

1.В какой стране зародились Олимпийские игры и кому были посвящены спортивные состязания? (Выдаётся язычок пламени)

2.Современные Олимпийские игры были возрождены в конце 19 века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Раз в четыре года на нашей планете проводят Зимние и Летние Олимпийские игры, в которых участвуют почти все страны Мира. В каком году и в каком городе наша страна проводила Олимпийские игры? (город Сочи)

3. Какие это были игры: летние или зимние? (Зимние игры )

4. Какую символику Олимпийских игр вы знаете? (эмблема- пять колец, флаг, Олимпийский огонь, талисман)

5. Откуда привозят Олимпийский огонь на современные игры? (огонь привозят с Греции).

Учитель: (Слайд 18)

Вот и у нас зажёгся Олимпийский огонь. А огонь, как известно согревает нас своим теплом.

Давайте не скупиться на тепло:
Нам всем важны минуты пониманья
Пусть другу станет на душе светло

От нашего участья и вниманья
- Каждый победитель награждался венком славы.

А сегодня вы все победители!

Поэтому, ребята, за хорошую работу я рада торжественно вручить вам символ олимпийских игр - венок славы.

Вручаю медали победителям!

Вот и завершилось наше путешествие по Древней Греции. Спасибо всем участникам коллективной работы «Спортивные игры Древней Греции»! -Спасибо за внимание, уважаемые гости! (Слайд 19)

Все знают, что Олимпийские игры «родом» из древней Греции — Эллады, где они и были впервые проведены. Но если о современных играх мы знаем достаточно много, то об античных – намного меньше. Чтобы восполнить этот пробел, приведем несколько любопытных фактов об античных Олимпийских играх:

  1. первый раз они состоялись в 776 году до нашей эры (впрочем, некоторые историки отодвигают эту дату еще глубже в века)
  2. название Олимпийские происходит от названия селения Олимпия, где они и проводились, а не от названия горы Олимп, где обитали древнегреческие боги
  3. посвящены были соревнования все-таки Зевсу — главному олимпийскому богу и в первый день спортсмены приносили жертвоприношения своим богам-покровителям
  4. изначально «олимпиадой» назывались не сами игры, а четырехлетний промежуток между ними
  5. соревноваться обнаженными древние греки стали не сразу, а лишь тогда, когда первым финишировал атлет, с которого упала набедренная повязка. Этот случай сочли божественным сигналом. И в веках осталось современное слово гимнастика, своим происхождением обязанная древнегреческому слову «gymos» — «голый», «обнаженный»
  6. на первой Олимпиаде в Древней Элладе состязались лишь в одном виде – беге на один стадий(192, 27 метра). Этот вид спорта оставался единственным тринадцать Олимпиад. Позже добавились соревнования по бегу на другие дистанции, по метанию, прыжкам, гонкам на колесницах, борьбе и другим видам спорта
  7. в соревнованиях могли участвовать только мужчины, женщины не допускались на стадион даже зрительницами. Исключение составляла только жрица богини Деметры, для нее на стадионе сооружался мраморный трон на самом почетном месте

  8. победителей античных Олимпийских игр называли «олимпиониками» и награждали оливковой ветвью, срезанной в священной роще, оливковым венком и оливковым маслом в амфоре. Также победителю Олимпиады устанавливался прижизненный памятник, он мог быть освобожден от налогов, награжден пожизненной пенсией и иметь еще ряд привилегий.
  9. позже для женщин в древней Элладе были учреждены свои специальные женские соревнования — Гераи, посвященные богине Гере — супруге Зевса. Там победительниц также награждали оливковыми венками и съестными припасами (частью коровы, принесенной в жертву Гере)
  10. самым многократным чемпионом античных Олимпийских игр был борец Милон Кротонский, ему довелось побывать олимпиоником целых шесть раз
  11. первым победителем первой Олимпиады в Древней Греции в забеге на один стадий стал Корэб, молодой пекарь
  12. когда в программе античных Олимпийских игр появились гонки на колесницах, это стало единственной возможностью для женщин стать олимпиониками, так как победителем состязаний признавался не возница, а хозяин коней и колесницы
  13. древнегреческий атлет Аррихион свою последнюю победу в панкратионе (панкратион — это древняя борьба без правил, в которой запрещено было только кусаться и выцарапывать глаза противнику) одержал уже мертвым. Соперник его применил удущающий захват, Аррихион в ответ вывернул ему палец на ноге, вынудив сдаться от боли. Однако сам в этот момент задохнулся. Судьи объявили победителем Аррихиона
  14. участниками и победителями античных Олимпийских игр в Древней Элладе — олимпиониками — были и философы – известный всем древнегреческий философ Платон и царственные особы – армянский царевич Вараздат
  15. хотя практически все древние греки хорошо плавали, в программу античных Олимпийских игр этот вид спорта никогда не входил. Также и марафон стал олимпийским видом лишь в современных Олимпийских играх
  16. каждый атлет выступал за свой полис (город-государство, из которых и состояла древняя Эллада). Если же он предавал свой город и выступал за другой полис, то его дом разрушали или превращали в тюрьму
  17. за нарушение правил соревнований участника наказывали битьем палками, а за мошенничество и подкуп вообще могли до смерти побить камнями, так как неуважение правил воспринималось как неуважение к Зевсу — покровителю античных Олимпийских игр
  18. с 394 года нашей эры проведение Олимпиад было запрещено римским императором Феодосием первым, как языческий пережиток. И возобновилось они уже в наши дни в 1896 году

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ

" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские иг­ры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных со­стязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь сто­летий, в ту эпоху, когда на Балканском полу­острове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладель­ческие города-государства Древней Греции. Да­той рождения Олимпийских игр принято счи­тать 776 год до н. э., с которого стали записы­вать имена атлетов, одержавших победу на со­стязаниях. Игры продолжались двенадцать сто­летий - на протяжении всей истории антич­ного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.


Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобраз­ным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть сво­их стад - триста прекрасных белых быков. Ге­ракл за один день очистил «Авгиевы конюш­ни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награ­ды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в крова­вой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, называл­ся Олимп Элидский (по городу Элида, располо­женному в 56 километрах от места победы Ге­ракла над Авгием). Поэтому игры получили на­звание Олимпийских.

На время Олимпийских игр во всем эллин­ском мире объявлялось «священное переми­рие», которое соблюдалось в течение трех ме­сяцев. Под страхом проклятия и немилости бо­гов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нару­шении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на со­стязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпий­ских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и много­численными зрителями, прибывшими в Олим­пию. К участию в играх допускали только сво­бодных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллин­ским богам или за деньги объявлял себя граж­данином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появ­ляться замужним женщинам.

В центральной части Олимпии находился свя­щенный округ - Альтис (что по-гречески озна­чает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окру­женные стеной из белого камня, располага­лись величественный храм Зевса Олимпийско­го, построенный архитектором Либоном в V ве­ке до н. э. храм богини Геры и небольшие зда­ния-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприноше­ний и многочисленные мраморные и бронзо­вые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоно­вой кости и причисленная к семи чудесам света.

Если на заре Олимпийских игр их участни­ками были только атлеты из близлежащих го­родов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и ат­леты из городов-колоний, основанных древне­греческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно ме­нялась не только география игр, но и их спор­тивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь од­ним видом атлетики - бегом на короткую ди­станцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную ди­станции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревно­вание, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на ло­шадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.

К V веку до н. э. окончательно сложился ка­лендарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полно­луние после летнего солнцестояния (что соот­ветствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и кон­ные состязания.

Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого сво­бодного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловоору­женных воинов-гоплитов превышал 30 кило­граммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достига­лись постоянными атлетическими упражнения­ми, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древ­них Афинах человека с нетренированным те­лом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошед­ший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:

«Все на­ше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к са­мым разнообразным видам деятельности, об­ладая изящным и ловким телом».


Так в сознании эллинов сложился идеал раз­носторонне развитой личности, в которой кра­сота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прек­расным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этиче­ские качества гражданина. Средство достиже­ния этого идеала греки видели в гимнастиче­ском воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знамени­тые среди них - Олимпийские игры.

Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными бо­гам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от нало­гов, порой до конца жизни их кормили за об­щественный счет. Самые прославленные скульп­торы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - созда­вали мраморные и бронзовые статуи победите­лей, которые стояли как на площади их род­ного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, укра­шавших краснофигурными росписями велико­лепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.


Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в
конце VI века до н. э., запечатлел на своем кра­тере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно про­водили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник пере­дал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчи­ка-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожо­гов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно скла­дывает плащ - гиматий.

Атлеты Древней Греции и во время упражне­ний, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одеж­ды. Этот обычай появился еще на заре Олим­пиад, когда один из бегунов потерял набедрен­ную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выхо­дили на поле стадиона обнаженными, а элли­ны восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у гре­ков считался показателем здоровья, и совер­шенной пластикой движений.

На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим ат­летов после завершения ежедневной трениров­ки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из ам­фор.

Рисунки на вазах последней трети VI - пер­вой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые вхо­дили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегре­ческий писатель Филострат говорил:

«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награ­ду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».

На краснофигурной вазе, вышедшей из гон­чарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники класси­ческого пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от не­высокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увели­чивало дальность прыжка.

Художники часто показывают на вазах ме­тание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной извест­ностью пользуется статуя Мирона, изобража­ющая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой брон­зовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженно­го борца, найденная вместе с парной ей фигу­рой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние ат­леты боролись не на ковре, а стоя, и для побе­ды нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил бор­ца с атлетически тренированной фигурой, силь­ными руками и цепкими пальцами, словно под­стерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожида­ние и стремительную энергию юного атлета.

В изображениях кулачных бойцов художни­ки подчеркивали массу тела, состоящего, ка­жется, из одних мускулов. В древнем кулач­ном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо за­метны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и пе­ревивали пальцы вместо современной боксер­ской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмени­ваются ударами. У них характерная для древ­них кулачных бойцов поза: левая рука устрем­лена к противнику на уровне его лица, а пра­вая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вооб­ще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не при­знал своего поражения.

К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изо­бразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники это­го вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стреми­лись любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренас­тые использовали ловкие захваты и мгновен­ные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с по­мощью болевого приема. Художник, запечат­левший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.

Проверкой выносливости и мужества буду­щих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобра­зил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.

Рисунки на вазах переносят нас и на иппод­ром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породис­тых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состя­зании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).

Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли поворо­ты, где многое зависело от искусства возни­чего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались не­сколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.

Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпий­ских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день ат­лет получал из рук главного элланодика олив­ковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпий­ского.

Знакомясь со статуями олимпийских победи­телей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохно­венные слова Пиндара:

«Нет более славной по­беды, чем победа на Олимпийских играх».

Б. РИВКИН

Начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э.
(император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).

1

Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.

Древняя традиция... Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира...

Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар:
"Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".

Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия.

Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.

2. Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.

Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад...".

В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: " Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам,
а своим участием - прославлять свою страну и спорт".

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом!

Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

3

У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто
кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!

4

Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований.

5. В Греции, в Олимпии, состоялась церемония зажжения...


Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.

На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.

Отрывки из книги "Рекорды и мифы Древних Олимпиад" Войцеха Замаровского -
замечательного словацкого популяризатора древности.

Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?

К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях - этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные - на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался - ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье.
...
Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам - первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: "На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти". Это повторяет и Павсаний в десятой книге "Описание Эллады".

Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора "Перечня Олимпийских победителей", написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в "простом" и "двойном" беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он "…мог прыгнуть в длину на 50 стоп". При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид - на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.

Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.

Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.
...
Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой - это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).

Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его
хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду - по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу
100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.

Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в "длинном" беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.

Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид - со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.
...
Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.
...
Бег - главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы - легкие и
сердце. В нем видели средство нравственного воспитания: бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт.
...
Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м).
...
Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.

2. Борцы в древней Греции

Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне "Илиады".

3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.


Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.
Первый победитель пятиборья - фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.
Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин - бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых - борьбы и метания диска.

4. Метание диска

По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.

5. Броск копья


Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних.
(Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое - 220-230 см, то тогдашние копья были короче - 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы.
Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.
...
Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом,
соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.
...
Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.

Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.
...
Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.
...
Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет, живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову.
...
Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны
(плавание, гребля).

В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие - размеры набивного мяча для медицинбола.

Без преувеличения воскрешение Олимпии - одно из прекраснейших деяний человеческих. "

Многие критики осуждают современные Олимпийские игры, называя их слишком коррумпированными и коммерческими, и обвиняют организаторов в том, что там много профессиональных спортсменов. Они утверждают, что современные состязания опорочили идеалы древних греков, которые соревновались в оригинальных играх в период с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.

Идея о том, что древняя Олимпиада собирала спортсменов-аматоров, которые состязались исключительно во имя мира и хорошего спорта, – это еще одна часть греческой мифологии. Предлагаем вам ознакомиться с мифами о древних Олимпийских играх. Вы обнаружите удивительное сходство с современным спортивным праздником.

Идея о том, что только любители должны участвовать в Олимпийских играх, является полностью современной. Она была разработана во время возрождения Олимпиады в 1896 году. В древних Олимпийских играх принимали участие настоящие профессионалы. Более того, греки даже не придумали термина, который бы обозначал любителя, ведь слово «спортсмен» у них означало «тот, кто борется за приз».

Участникам Олимпийских игр не предлагались денежные призы, однако они были в других греческих спортивных соревнованиях. Как это происходит и сегодня, древних олимпийских чемпионов ждала слава и удача после их возвращения домой. Государства вручали денежные призы своим чемпионам. Афины, к примеру, награждали своих победителей огромными суммами денег и другими наградами, освобождением от уплаты налогов, местами в театре в первом ряду или пожизненным бесплатным питанием.

Древние Олимпийские игры не страдали от обмана и коррупции

Независимо от тысячелетия, соблазн победы может быть слишком заманчивым для некоторых спортсменов. Хотя древние олимпийцы стояли перед грозной статуей Зевса и клялись играть честно, некоторые из них были готовы вызвать гнев богов только ради острых ощущений во время победы.

Спортсмены, нарушившие правила, могли быть дисквалифицированы. Их даже могли публично выпороть. Спортсмены и судьи, которых уличили во взяточничестве, должны были уплатить огромные штрафы. Часто эти деньги использовались для финансирования строительства бронзовых статуй Зевса, возведенных у входа на стадион. «Победа должна быть достигнута скоростью ног и силой тела, а не деньгами», — гласили надписи на статуях. Очевидно, не все к ним прислушивались: за годы проведения игр было возведено 16 статуй.

Первый зарегистрированный скандал с мошенничеством на играх датируется 388 г. до н. э., когда боксер Еуполус подкупил трех противников, чтобы они проиграли ему свои бои.

Но когда в игры начала вмешиваться политика, она возвела коррупцию на новый, практически фарсовый уровень. Когда римский император Нерон решил соревноваться в 67 г. н. э., он предложил астрономические взятки судьям, который после согласились добавить соревнования по музыке и чтению поэзии в общую программу. Римский император также принял участие в гонках на колесницах. И хотя он выпал из колесницы и не смог закончить гонку, судьи присвоили ему главный приз. Нерон привез с Олимпийских игр и других греческих соревнований 1808 призовых мест.

Политика и войны отсутствовали в древних Олимпийских играх

Вопреки распространенному мнению, политика постоянно вторгалась в древний спортивный праздник. Во время Пелопоннесской войны в 424 г. до н. э. спартанцам было запрещено принимать участие в играх и даже посещать их. И хотя священное перемирие традиционно останавливало все военные действия во время Олимпийских игр, в 364 г. до н. э. война пришла прямиком к Олимпии. Лучники обороняли ее, стреляя с крыш храмов. Меры безопасности 2012 г. на Лондонских играх повторили эти события, так как на крышах домов были солдаты, вооруженные ракетами типа «земля-воздух».

Древние Олимпийские игры были лишены меркантильности

Миллиарды долларов, которые получает Международный олимпийский комитет от корпоративных спонсоров и телевизионных компаний, подняли уровень меркантильности до невиданных прежде высот. Однако торговля на Олимпийских играх не является современным изобретением. В древних играх только лицензированные торговцы могли продавать продукты питания, напитки и сувениры. Художники, скульпторы и поэты распродавали свои произведения. Олимпийские организаторы могли оштрафовать торговцев, которые повышали цены на свой товар. Изображения чемпионов появлялись на специально отчеканенных монетах и статуях, которые делались по государственному заказу.

Древние олимпийцы тренировались самостоятельно

Как и многие сегодняшние олимпийцы, спортсмены в древних играх имели хорошую поддержку. Им помогали в подготовке и обучении. Как и в современных странах, греческие государства инвестировали деньги в спортивные объекты и нанимали инструкторов, которые помогали спортсменам с медициной, питанием и восстановлением. Тренеры олимпийских чемпионов становились известными и писали популярные учебные пособия, которые содержали советы по упражнениям и диете.