Добрый день, добрый час!
(Психологический настрой) (1 мин)
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Слайд1.(Музыка)
Звучит греческая музыка. Чтение стихотворения учителем. (Знакомство с новым материалом) (8-10 мин)
Закатная скатерть лежит на священной горе.
Свиваются звуки и краски в античном узоре.
Опять засучил рукава седовласый Борей
И звёзд жемчуга достаёт из Эгейского моря.
Глядят острова кораблей в потемневший залив,
А бабочка-солнце - внутри облаков паутины.
Парят Метеоры над зеленью старых олив,
И кофе душистым друзей угощают Афины.
Заботы опять растворив в ароматах любви,
Ликует Эллада, сплетая забытые гимны,
И древние боги, покинув чертоги свои,
На краткое время становятся рядом незримо.
Скажите, о какой стране идёт речь в этом стихотворении?
Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Правильно, Древняя Греция. (Древняя Эллада) (Щелчок 1 слайд)
Ребята, что вы знаете о Греции? (Страна первых Олимпийских игр. Всегда с нее начинается эстафета олимпийского огня и команда Греции всегда идет первой на открытии олимпиад.)
Учитель: Хорошо. Но более подробно об истории возникновения Олимпийских игр вы узнаете прочитав материал. (Слайд 2)
Раздаточный материал.
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, - преступником.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком, которые впервые привез в Олимпию сын Зевса Геракл.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
Олимпийские игры зародились в 776 г. до н.э.. Со временем они стали событием всегреческого масштаба. Раз в четыре года в Олимпии проводились Олимпийские игры. Сильнейшие греческие атлеты соревновались в беге, прыжках, борьбе, метании диска, позднее ввели соревнование на колесницах. Судьи награждали победителей венками из ветвей оливкового дерева.
А в 394г. н.э. Олимпийские игры были запрещены - как «пережиток язычества» - римским императором Феодосием I.
Учитель: - Когда и где зародились Олимпийские игры?
Почему они так называются?
В каких видах спорта соревновались древние греки?
- Подумайте, какую цель мы перед собой поставим?
Учитель: - Сегодня мы должны научиться изображать Олимпийские игры в Древней Элладе. Работать мы будем в группах. Задача каждой группы - создать коллективное панно «Олимпийские игры». (Слайд 3)
(Слайд 4)
И мы отправляемся с Вами в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Эллада - так называли ее жители, а себя - эллинами, по имени легендарного царя- родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.
(Слайд 5) Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни. Археологи раскопали много древнегреческих городов, построек и разнообразной утвари. На керамических сосудах сохранилась роспись. Эти изображения дали ученым представления о том, как выглядели греки, что носили, какие у них были дома, мебель, корабли.
(Слайд 6) Благодатна природа этого края! Синяя морская вода, в светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах - ирисы, нарциссы, гиацинты. Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек и воспели красоту его тела, воли и разума.
А ещё греки занимались строительством храмов. (Слайд 7)
1.- Ребята, как вы думаете, в честь кого строили греки храмы (в честь богов)? (Эвристическая беседа)
Греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов - бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных также радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их называли олимпийцами. (Слайд 8) - Посмотрите на слайд. Это древнегреческий храм - четырёхугольное здание на высоком постаменте, окружённое со всех сторон колоннами. Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества. Вот это дорический храм, а это ионический храм; самый прекрасный храм Древней Греции - Парфенон. Он был построен, когда победно закончилась суровая война с заморскими захватчиками. Парфенон по-гречески значит "Храм девы Афины".Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные нарядными венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины.
2. Великие игры
А вот самым великим праздником Древней Греции считались Олимпийские игры.
Олимпиада
Когда-то в древности придумали в Элладе
Соревноваться в силе и красе.
Венок лавровый в качестве награды
И факел яркий в поднятой руке.
Просмотр мультфильма. (3 мин)
Практическая работа. (25-27 мин)
Мы с вами выполним панно на тему «Олимпийские игры». На нём мы изобразим спортивные состязания и храм, возле которого они проходят. Мы с вами разделились на группы. Перед вами лежат листочки, символизирующие листья оливы. Те ребята, которым попались зелёные листочки - архитекторы, жёлтые листочки - символ живописи. Ребята, у которых красные листочки- координаторы.
Группа архитекторы выполняет - храм, который будет располагаться в центре композиции . (Колонны для храма подготовлены.)
А группа - живописцы прорисовывает детали образа, раскрашивают цветными карандашами. (Для вас приготовлены шаблоны спортсменов.)
Если одна группа справляется с заданием, то вы можете помогать друг другу.
Ребята-координаторы, следят за ходом работы, помогают учащимся, приклеивают фигуры, рассказывают о крупных играх, которые проходили в Древней Греции, собирают мозаику, которую необходимо поместить в центр храма.
Физминутка (Слайд 9)
По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.
Тихо встаньте, улыбнитесь
И в спортсменов превратитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Пусть помогает в час опасный
Вам друга верного рука,
Пусть никогда для вас не гаснет
Свет олимпийского огня.
Учитель: - Приступим к работе. Нам понадобятся: ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши. Работать необходимо аккуратно, соблюдая технику безопасности.
Каждая группа готовит панно, а затем расскажет об этих играх. (Слайд 10)
Начинайте работать, за помощью можете обращаться к координаторам и ко мне.
Это: - Немейские игры
(ватман лежит на столе)
Пифийские игры
(ватман лежит на столе)
Олимпийские игры
(ватман лежит на столе)
Переверните ватман
Координаторы команд подойдите!
Координаторы команд берут части мозаики с изображением богов Древней Греции. Дети выбирают соответствующие шаблоны и приступают к работе над панно, учитель помогает, подсказывает. Работа над панно длится - 15-20 минут, включается греческая музыка.
Работа завершена. Команда …… прикрепите панно.
Прикрепляют к доске. Рассказывают о панно, об играх. (Слайды 11- 17)
Учитель: Итак, ребята перед вами три замечательных панно. Вы сумели показать спортивные состязания: Пифийские, Олимпийские, Немейские игры, которые были посвящены богам Древней Греции - Аполлону, Зевсу, Гераклу.
Учитель: Посмотрите на наши панно. Вспомните, какова цель нашего урока. Поднимите руки, кто считает, что цели достиг.
Перед вами листы самооценки. Приготовьте зелёные ручки- оцените себя. Приготовьте синюю ручку. Я прошу вас оценить работу группы - и поставить ребятам соответствующие отметки. Спасибо.
Учитель:
На высочайшей в Греции горе Олимп,
Что стала с этих пор священной,
Огонь от солнечных лучей возник,
Став символом игр необыкновенных.
И лучшие Эллады той сыны,
В спортивных подвигах найдя бессмертье,
Тот факел олимпийский пронесли
К нам через страны и тысячелетия!
Перед Вами Олимпийский факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём олимпийский огонь! Для этого вы должны ответить на вопросы. За правильные ответы мы будем прикреплять язычки пламени. Чем больше правильных ответов, тем ярче вспыхнет наш олимпийский огонь.
1.В какой стране зародились Олимпийские игры и кому были посвящены спортивные состязания? (Выдаётся язычок пламени)
2.Современные Олимпийские игры были возрождены в конце 19 века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Раз в четыре года на нашей планете проводят Зимние и Летние Олимпийские игры, в которых участвуют почти все страны Мира. В каком году и в каком городе наша страна проводила Олимпийские игры? (город Сочи)
3. Какие это были игры: летние или зимние? (Зимние игры )
4. Какую символику Олимпийских игр вы знаете? (эмблема- пять колец, флаг, Олимпийский огонь, талисман)
5. Откуда привозят Олимпийский огонь на современные игры? (огонь привозят с Греции).
Учитель: (Слайд 18)
Вот и у нас зажёгся Олимпийский огонь. А огонь, как известно согревает нас своим теплом.
Давайте не скупиться на тепло:
Нам всем важны минуты пониманья
Пусть другу станет на душе светло
От нашего участья и вниманья
- Каждый победитель награждался венком славы.
А сегодня вы все победители!
Поэтому, ребята, за хорошую работу я рада торжественно вручить вам символ олимпийских игр - венок славы.
Вручаю медали победителям!
Вот и завершилось наше путешествие по Древней Греции. Спасибо всем участникам коллективной работы «Спортивные игры Древней Греции»! -Спасибо за внимание, уважаемые гости! (Слайд 19)
Все знают, что Олимпийские игры «родом» из древней Греции — Эллады, где они и были впервые проведены. Но если о современных играх мы знаем достаточно много, то об античных – намного меньше. Чтобы восполнить этот пробел, приведем несколько любопытных фактов об античных Олимпийских играх:
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных состязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь столетий, в ту эпоху, когда на Балканском полуострове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладельческие города-государства Древней Греции. Датой рождения Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э., с которого стали записывать имена атлетов, одержавших победу на состязаниях. Игры продолжались двенадцать столетий - на протяжении всей истории античного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.
Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобразным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть своих стад - триста прекрасных белых быков. Геракл за один день очистил «Авгиевы конюшни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в кровавой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза
ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, назывался Олимп Элидский (по городу Элида, расположенному в 56 километрах от места победы Геракла над Авгием). Поэтому игры получили название Олимпийских.
На время Олимпийских игр во всем эллинском мире объявлялось «священное перемирие», которое соблюдалось в течение трех месяцев. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нарушении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на состязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпийских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и многочисленными зрителями, прибывшими в Олимпию. К участию в играх допускали только свободных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллинским богам или за деньги объявлял себя гражданином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появляться замужним женщинам.
В центральной части Олимпии находился священный округ - Альтис (что по-гречески означает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окруженные стеной из белого камня, располагались величественный храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. храм богини Геры и небольшие здания-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприношений и многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоновой кости и причисленная к семи чудесам света.
Если на заре Олимпийских игр их участниками были только атлеты из близлежащих городов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и атлеты из городов-колоний, основанных древнегреческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно менялась не только география игр, но и их спортивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь одним видом атлетики - бегом на короткую дистанцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную дистанции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревнование, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на лошадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого свободного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловооруженных воинов-гоплитов превышал 30 килограммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достигались постоянными атлетическими упражнениями, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древних Афинах человека с нетренированным телом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошедший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:
«Все наше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
Так в сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знаменитые среди них - Олимпийские игры.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от налогов, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, украшавших краснофигурными росписями великолепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился еще на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнаженными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим атлетов после завершения ежедневной тренировки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из амфор.
Рисунки на вазах последней трети VI - первой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые входили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегреческий писатель Филострат говорил:
«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».
На краснофигурной вазе, вышедшей из гончарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
Художники часто показывают на вазах метание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной известностью пользуется статуя Мирона, изображающая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой бронзовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженного борца, найденная вместе с парной ей фигурой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а стоя, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил борца с атлетически тренированной фигурой, сильными руками и цепкими пальцами, словно подстерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожидание и стремительную энергию юного атлета.
В изображениях кулачных бойцов художники подчеркивали массу тела, состоящего, кажется, из одних мускулов. В древнем кулачном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо заметны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и перевивали пальцы вместо современной боксерской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмениваются ударами. У них характерная для древних кулачных бойцов поза: левая рука устремлена к противнику на уровне его лица, а правая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вообще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не признал своего поражения.
К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изобразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники этого вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стремились любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренастые использовали ловкие захваты и мгновенные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с помощью болевого приема. Художник, запечатлевший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобразил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.
Рисунки на вазах переносят нас и на ипподром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состязании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).
Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпийских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Знакомясь со статуями олимпийских победителей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохновенные слова Пиндара:
«Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх».
Б. РИВКИН
Начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э.
(император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).
1
Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.
Древняя традиция... Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира...
Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар:
"Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".
Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия.
Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.
2. Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.
Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад...".
В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: " Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам,
а своим участием - прославлять свою страну и спорт".
Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.
Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом!
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
3
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто
кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!
4
Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований.
5. В Греции, в Олимпии, состоялась церемония зажжения...
Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.
На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.
Отрывки из книги "Рекорды и мифы Древних Олимпиад" Войцеха Замаровского -
замечательного словацкого популяризатора древности.
Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?
К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях - этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные - на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался - ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье.
...
Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам - первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: "На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти". Это повторяет и Павсаний в десятой книге "Описание Эллады".
Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора "Перечня Олимпийских победителей", написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в "простом" и "двойном" беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он "…мог прыгнуть в длину на 50 стоп". При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид - на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.
Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.
Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.
...
Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой - это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).
Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его
хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду - по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу
100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.
Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в "длинном" беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.
Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид - со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.
...
Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.
...
Бег - главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы - легкие и
сердце. В нем видели средство нравственного воспитания: бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт.
...
Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м).
...
Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.
2. Борцы в древней Греции
Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне "Илиады".
3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.
Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.
Первый победитель пятиборья - фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.
Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин - бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых - борьбы и метания диска.
4. Метание диска
По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.
5. Броск копья
Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних.
(Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое - 220-230 см, то тогдашние копья были короче - 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы.
Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.
...
Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом,
соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.
...
Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.
Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.
...
Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.
...
Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет, живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову.
...
Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны
(плавание, гребля).
В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие - размеры набивного мяча для медицинбола.
Без преувеличения воскрешение Олимпии - одно из прекраснейших деяний человеческих. "
Многие критики осуждают современные Олимпийские игры, называя их слишком коррумпированными и коммерческими, и обвиняют организаторов в том, что там много профессиональных спортсменов. Они утверждают, что современные состязания опорочили идеалы древних греков, которые соревновались в оригинальных играх в период с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.
Идея о том, что древняя Олимпиада собирала спортсменов-аматоров, которые состязались исключительно во имя мира и хорошего спорта, – это еще одна часть греческой мифологии. Предлагаем вам ознакомиться с мифами о древних Олимпийских играх. Вы обнаружите удивительное сходство с современным спортивным праздником.
Идея о том, что только любители должны участвовать в Олимпийских играх, является полностью современной. Она была разработана во время возрождения Олимпиады в 1896 году. В древних Олимпийских играх принимали участие настоящие профессионалы. Более того, греки даже не придумали термина, который бы обозначал любителя, ведь слово «спортсмен» у них означало «тот, кто борется за приз».
Участникам Олимпийских игр не предлагались денежные призы, однако они были в других греческих спортивных соревнованиях. Как это происходит и сегодня, древних олимпийских чемпионов ждала слава и удача после их возвращения домой. Государства вручали денежные призы своим чемпионам. Афины, к примеру, награждали своих победителей огромными суммами денег и другими наградами, освобождением от уплаты налогов, местами в театре в первом ряду или пожизненным бесплатным питанием.
Независимо от тысячелетия, соблазн победы может быть слишком заманчивым для некоторых спортсменов. Хотя древние олимпийцы стояли перед грозной статуей Зевса и клялись играть честно, некоторые из них были готовы вызвать гнев богов только ради острых ощущений во время победы.
Спортсмены, нарушившие правила, могли быть дисквалифицированы. Их даже могли публично выпороть. Спортсмены и судьи, которых уличили во взяточничестве, должны были уплатить огромные штрафы. Часто эти деньги использовались для финансирования строительства бронзовых статуй Зевса, возведенных у входа на стадион. «Победа должна быть достигнута скоростью ног и силой тела, а не деньгами», — гласили надписи на статуях. Очевидно, не все к ним прислушивались: за годы проведения игр было возведено 16 статуй.
Первый зарегистрированный скандал с мошенничеством на играх датируется 388 г. до н. э., когда боксер Еуполус подкупил трех противников, чтобы они проиграли ему свои бои.
Но когда в игры начала вмешиваться политика, она возвела коррупцию на новый, практически фарсовый уровень. Когда римский император Нерон решил соревноваться в 67 г. н. э., он предложил астрономические взятки судьям, который после согласились добавить соревнования по музыке и чтению поэзии в общую программу. Римский император также принял участие в гонках на колесницах. И хотя он выпал из колесницы и не смог закончить гонку, судьи присвоили ему главный приз. Нерон привез с Олимпийских игр и других греческих соревнований 1808 призовых мест.
Вопреки распространенному мнению, политика постоянно вторгалась в древний спортивный праздник. Во время Пелопоннесской войны в 424 г. до н. э. спартанцам было запрещено принимать участие в играх и даже посещать их. И хотя священное перемирие традиционно останавливало все военные действия во время Олимпийских игр, в 364 г. до н. э. война пришла прямиком к Олимпии. Лучники обороняли ее, стреляя с крыш храмов. Меры безопасности 2012 г. на Лондонских играх повторили эти события, так как на крышах домов были солдаты, вооруженные ракетами типа «земля-воздух».
Миллиарды долларов, которые получает Международный олимпийский комитет от корпоративных спонсоров и телевизионных компаний, подняли уровень меркантильности до невиданных прежде высот. Однако торговля на Олимпийских играх не является современным изобретением. В древних играх только лицензированные торговцы могли продавать продукты питания, напитки и сувениры. Художники, скульпторы и поэты распродавали свои произведения. Олимпийские организаторы могли оштрафовать торговцев, которые повышали цены на свой товар. Изображения чемпионов появлялись на специально отчеканенных монетах и статуях, которые делались по государственному заказу.
Как и многие сегодняшние олимпийцы, спортсмены в древних играх имели хорошую поддержку. Им помогали в подготовке и обучении. Как и в современных странах, греческие государства инвестировали деньги в спортивные объекты и нанимали инструкторов, которые помогали спортсменам с медициной, питанием и восстановлением. Тренеры олимпийских чемпионов становились известными и писали популярные учебные пособия, которые содержали советы по упражнениям и диете.