Концепция внешней политики российской федерации года. Причины нереализации положений концепции государственной миграционной политики российской федерации. Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе,

Создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

Воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

Поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

Содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

Поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

Внешняя политика РФ

На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач. На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах.

Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления.

Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды. Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; участвует в разработке и заключении новых договоренностей в этих областях, отвечающих ее национальным интересам, на основе принципов равноправия и неделимости безопасности.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.

Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы: добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного международного диалога на основе Всеобщей декларации прав человека, использования других возможностей, в том числе на региональном уровне, в сфере прав человека, а также недопущения двойных стандартов, уважения национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей; защищать права и законные интересы российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры.

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и многоконфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы, гармоничной интеграции религиозных меньшинств, в том числе с учетом тенденций в сфере миграции.

Россия выступает за укрепление роли Совета Европы в качестве самостоятельной универсальной общеевропейской организации, определяющей уровень правовых стандартов во всех государствах - членах Совета Европы без дискриминации и привилегий для кого бы то ни было, важного инструмента устранения разделительных линий на континенте.

Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во всех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.

Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, - терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.

Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия последовательно выступает за достижение новых договоренностей с Соединенными Штатами в сфере разоружения и контроля над вооружениями в интересах сохранения преемственности этого процесса, укрепления мер доверия и транспарентности в области космической деятельности и противоракетной обороны, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, безопасного развития мирной ядерной энергетики, наращивания сотрудничества в сфере противодействия терроризму и другим вызовам и угрозам, урегулирования региональных конфликтов.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главной задачей в области двусторонних связей является приведение объема и качества экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений.

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.

Россия будет всемерно способствовать политико-дипломатическому урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана на основе признания права всех государств - членов Договора о нераспространении ядерного оружия на использование ядерной энергии в мирных целях и обеспечения неукоснительного соблюдения требований режима нераспространения ядерного оружия.

Углубляющийся кризис в Афганистане создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ. Россия во взаимодействии с другими заинтересованными странами, ООН, ОДКБ, ШОС и иными многосторонними институтами будет прилагать последовательные усилия в целях недопущения экспорта терроризма и наркотиков из Афганистана, достижения прочного и справедливого политического урегулирования проблем этой страны при уважении прав и интересов всех населяющих ее этнических групп, постконфликтного восстановления Афганистана в качестве суверенного миролюбивого государства.

В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами мусульманского мира Россия будет использовать возможности своего участия в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция и Лиге арабских государств, проводить активную линию в рамках реализации Инициативы партнерства "Группы восьми" с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира

Бурганова И.Н.

ORCID: 0000-0003-3634-1141, Кандидат политических наук, Оренбургский государственный педагогический университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ В РЕДАКЦИИ 2000 Г. И 2013 Г. В ОЦЕНКЕ ВЫЗОВОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация

В статье показано ретроспективное видение Концепции внешней политики Российской Федерации в редакции 2000 г. и 2013 г. соответственно. Проведен сравнительный анализ содержания классических и новых вызовов и угроз, дестабилизирующих состояние национальной и международной безопасности. Обращается внимание на основные способы решения ключевых проблем международной повестки дня. Приводится сравнительная характеристика индикаторов внешней политики Российской Федерации в соответствии с Концепциями 2000 г. и 2013 г.

Ключевые слова: Концепция внешней политики РФ, национальная и международная безопасность, вызовы и угрозы национальной и международной безопасности.

Burganova I.N.

ORCID: 0000-0003-3634-1141, PhD in Political Science, Orenburg state pedagogical University

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FOREIGN POLICY CONCEPT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ASSESSMENT OF CHALLENGES NATIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY

Abstract

The article shows a retrospective vision of the Russian Federation Foreign Policy Concept as amended in 2000 and 2013, respectively. A comparative analysis of the contents of classic and new challenges and threats, destabilizing the state of national and international security. Attention is drawn to the main solutions to the key issues of the international agenda. Comparative characteristics of the Russian Federation’s foreign policy indicators in accordance with the concepts of 2000 and 2013 .

Keywords: The concept of Russia’s foreign policy, national and international security challenges and threats to national and international security.

Введение. Концепция внешней политики РФ (далее Концепция)– долгосрочный документ, который отображает точку зрения высшего политического истеблишмента «на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации». Поскольку концепция служит отправной точкой в понимании самого содержания курса внешней политики России в системе современных международных отношений, то нам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Как менялось ретроспективное видение Концепции внешней политики РФ в 2000 г. и в 2013 г.
  2. Каковы вызовы, угрожающих национальной безопасности РФ и международному сообществу в указанный период времени.
  3. Как соотносятся вопросы международной и национальной безопасности в данном документе.
  4. Каковы основные способы решения Российской Федерации проблем международной и национальной безопасности в Концепции.

Результаты и их обсуждение.

Первоначальный вариант Концепции был выработан в 2000 г., когда Российская Федерация смогла отойти от экономического и политического коллапса 1991 г. Внешнеполитический курс пореформенной России соответствовал двум ключевым доктринам. С одной стороны, американизм А. Козырева, заточенный на равноправный союз Кремля с западными партнерами, в том числе и США, который не оправдался. С другой – ось «Москва-Пекин-Дели» Е. Примакова, которая также не смогла реализоваться из-за противоречий между Китаем и Индией.

С началом 2000-х гг. РФ продемонстрировало иной взгляд на собственную внешнюю политику и международные отношения в целом. С выходом страны из тяжелейшего экономического кризиса Москва приобрела мощные политические дивиденды. Россия повысила статусное значение в мировой табели о рангах . Поэтому принятие данного документа соответствовала двум целевым ориентирам. Во-первых, важно было понять общую конфигурацию системы международных отношений с учетом появления новых вызовов и угроз. Во-вторых, возникла необходимость «переосмысления общей ситуации вокруг РФ» и определения приоритетов ее внешнеполитической деятельности .

Анализ содержания Концепции позволяет говорить о смене акцентов в участии РФ во внешнеполитической сфере. Если после распада Советского Союза Россия была больше обеспокоена решением проблем во внутренней политики и поддержанием безопасности по периметру своих границ, то в 2000-е гг. . Кремль демонстрирует заинтересованность в вопросах поддержания безопасности в мире. Показательным является то, что в Концепции главнейшей угрозой было обозначено «создание однополярной структуры мира при доминировании США» , которая приводит к принятию решений в политических институтах обеспечения коллективной безопасности в соответствии с западными стандартами, а это сказывается на статусе Совета Безопасности ООН.

По Концепции 2000 г. можно увидеть, что РФ, обеспокоена двумя параллельными процессами, влияющие в целом на роль национального актора в системе международных отношений. С одной стороны, глобальные вызовы, способствуют нивелированию авторитета национального государства по сравнению с другими участниками международного сообщества. Усилия одного национального актора по решению глобальных проблем недостаточны и требуется необходимая субсидиарная воля на уровне международных правительственных организаций (МПО). С другой – «неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты» заставляет национальное государство формировать пояс «добрососедства по периметру российских границ» . Принятие новой редакции Концепции внешней политики РФ 2013 г. показывает, что взгляд Москвы на систему международных отношений трансформировался.

Во-первых, произошло сокращение возможностей «Запада доминировать в мировой политике и экономике» . Появление новых игроков, способных составить конкуренцию однополярному господству США, отображается, прежде всего, в шагах РФ по поиску партнеров в противодействии Вашингтону . Кремль диверсифицирует направления внешней политики в сторону таких форматов, как БРИКС и ШОС .

Во-вторых, «оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности» . События на Ближнем Востоке и Северной Африки для РФ стали очередным доказательством, что попытки западных стран навязывания ценностей демократии и либерализма исламским государствам ведут к «столкновению цивилизаций по линии разломов» .

По Концепции 2000 г. можно заметить, что существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности. То есть содержание документа демонстрирует четкое понимание, что современные вызовы угрожают безопасности и государства, и всему мировому сообщества. Таковыми угрозами были обозначены: проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; международный терроризм; транснациональная организованная преступность; оборот наркотиков и оружия. В Концепции подчеркивается, что наличие таких серьезных угроз «предопределяет ответственность России за поддержание безопасности» в мировом масштабе, т.к. РФ является крупнейшей евразийской державой .

Однако компаративистский анализ Концепции 2013 г. показывает, что содержание угроз изменилось. К стандартным вызовам, обозначенным в Концепции 2000 г. добавились следующие: радикализация отношений в социуме; миграция нелегалов; морское пиратство; проблемы коррупции; дефицит жизненно важных ресурсов; проблема бедности в глобальном масштабе; экологические вызовы; изменения климатических условий; угрозы информационной и продовольственной безопасности.

Также в Концепции 2013 г. большое внимание уделяется проблемам реидеологизации международных отношений. То есть основной фокус переносится с вопросов национальной безопасности на уровень международной безопасности. Возможное объяснение такой ситуации можно найти в росте взаимозависимости государств, когда решение ключевых проблем международной повестки дня невозможно усилиями одного национального актора. К тому же глобальные процессы характеризуются «неуправляемостью в международных делах» . РФ сегодня видит «опасность для международного мира и стабильности» в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН . Поскольку это ведет «к расширению конфликтного пространства и приводит к межгосударственным противоречиям .

Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества участвовать «в многосторонних структурах» для решения общих целей . Такая обратная корреляция позволяет говорить о том, что чем больше открытость и прозрачность территориальных границ национальных акторов (государств), тем больше проявляются зоны нестабильности от которых страдает национальная безопасность страны, тем сильнее точки соприкосновения уровней национальной и международной безопасности, что ведет к повышению стабильности всей международных отношений.

Поскольку Концепция – это программный документ, то раскрытие способов решения проблем международной и национальной безопасности предполагает рассмотрение теоретических и практических шагов в указанном направлении. В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила». Такой способ предполагает опору «на возможности гражданского общества» и другие инструменты классической дипломатии . Однако в документе 2013 г. делается акцент на то, что использование «мягкой силы» не является целесообразным «в условиях оказания политического давления на суверенные государства …» . Ригидность внешнеполитического курса РФ в соответствии с нормами международного права проводится отчасти с опорой на силовые приемы и инструменты. Это можно увидеть на примере военной операции Вооруженными силами РФ против ИГИЛ после трагедии на Синайском п-ове . Россия однозначно продемонстрировало полную готовность по нейтрализации угроз как национальной, так и международной безопасности, вплоть до применения летального оружия, бомбежек с воздуха и пр.

Выводы .

  1. Принятие Концепции внешней политики в старой и новой редакции было связано с общим пониманием сложившейся конфигурации международных отношений в целом и места в них РФ.
  2. Ретроспективный анализ содержания Концепции показывает, что произошла смена акцентов в рассмотрении ключевых вопросов международной повестки дня российским политическим истеблишментом. Если в 2000-е гг. главнейшей угрозой было обозначено создание однополярной структуры во главе с США», то в новой редакции Концепции 2013 г. указывается, что произошло сокращение возможностей западных стран в доминировании как в мировой политике, так и в экономике на фоне повышения значения фактора цивилизационной идентичности, и, как следствие, проблемы «столкновения цивилизаций по линии разломов» .
  3. По Концепции 2000 г. существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности, т.е. вызовы угрожают не только безопасности государства, но и всему мировому сообщества. Данные угрозы скорее связаны с применением оружия массового уничтожения, явлений международного терроризма и оборотом наркотиков. Однако в Концепции 2013 г. к стандартным вызовам, добавились радикализация отношений в обществе, миграция нелегалов, изменения климатических условий, угрозы информационной и продовольственной безопасности и пр. Такая постановка показывает, что транспарентность национальных границ ведет к большей взаимозависимости государств и появлению невоенных угроз, угрожающих безопасности всего международного сообщества.
  4. Глобальные процессы характеризуются «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных делах». РФ сегодня видит опасность для коллективной безопасности в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН. Поскольку это ведет к гонке вооружений и возрастанию межгосударственных противоречий .
  5. Любое национальное государство (в том числе и РФ) принимает непосредственное участие в процессах глобализации и региональных сообществах. Поэтому оно не застраховано от экономических рисков, связанных с мировым финансовым кризисом и пр. Вообще расширение списка угроз как национальной, так и международной безопасности можно рассматривать, как: возрастание взаимозависимости государств (национальных акторов) международного сообщества; увеличение транснационального состава участников, ведущего к фрагментации вызовов; смену приоритетов во внешнеполитической деятельности государства на международной арене с реалисткой парадигмы на либеральный и транснациональный подходы, т.е. в условиях «игры с ненулевой суммы» сотрудничество является способом решения важнейших вопросов международной повестки дня, чем война.
  1. В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила» .
  2. Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества находить коллективные ответы на непростые вопросы международной повестки дня.

Литература

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/ (дата обращения: 25.03. 2016 г.).
  2. Концепция внешней политики Российской федерации 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/brpnsf/(дата обращения: 26.03. 2016 г.).
  3. Бурганова, И.Н. Компаративисткий анализ внешней политики Советского Союза после II Мировой войны на Ближнем Востоке / И.Н. Бурганова // В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 691-700.
  4. Бурганова, И.Н. Релевантность российской внешней политики в постсоветском пространстве в условиях многовекторности / И.Н. Бурганова // Управление мегаполисом. 2014. № 5 (41). С. 140-145.
  5. Бурганова, И.Н. Теория и практика региональной интеграции на постсоветском пространстве в современных условиях: соотношение экономики и политики / И.Н. Бурганова И.Н. В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 700-707.
  6. Калюжный, В.Г. Контуры мирового устройства в XXI веке (теоретический анализ) / В.Г. Калюжный // Власть. 2009. № 11. С. 75-78. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.03. 2016 г.).
  7. Штурба, Е.В. Изменение концептуальных основ внешней политики российской Федерации в условиях глобализации / Е.В. Штурба // Историческая и социально-образовательная мысль. № 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2016)

References

  1. Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2000 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
  2. Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2013 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
  3. Burganova, I.N. Comparative analysis of the foreign policy of the Soviet Union after World War II in the Middle East / I. Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 691-700.
  4. Burganova, I.N. Relevance of Russian foreign policy in the post-Soviet space in terms of multi-vector / I.N. Burganova // Management metropolis. 2014. N. 5 (41). P.140-145.
  5. Burganova, I. Theory and practice of regional integration in the post-Soviet space in modern conditions: the ratio of the economy and politics / I.N . Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 700-707.
  6. Kalyuzhny, V.G. The contours of world order in the XXI century (theoretical analysis) / V.G. Kalyuzhny // Power. 2009. № 11. C. 75-78. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ (data obrashhenija 03.2016).
  7. Shturba, EV Changing the conceptual foundations of Russian foreign policy in the context of globalization / E.V. Shturba // Historical and socio-educational thought. 2009. № 2. ] – Rezhim dostupa:: http://cyberleninka.ru (data obrashhenija 21.03.2016).
  8. Huntington S.P. The Clash of Civilizations. New York: Simon & Schuster.

Николайчук И.А. (РИСИ),
Войтов Н.В. (МГИМО)

В свете выхода новой Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом России В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) представляется интересным провести сравнительный анализ текста нового варианта с предыдущими редакциями.

В первую очередь бросается в глаза тот факт, что из текста нового варианта исчезло положение о «защите интересов личности» (2008 год), о «высшем приоритете национальной безопасности – обеспечении защищенности личности» (2013). Вместе с тем такая задача, как «всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан», которая присутствовала и в вариантах Концепции 2008 и 2013 г. сохранилась, а ее текстуальное оформление не изменилось.

Для тех, кто занимается пропагандой и анализом медиапространства, наверняка будет интересно узнать, что установка на «содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой» была изъята из концепции еще в 2013 году, но в 2016 ее заменили на «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы», что является реакцией на дискриминационные меры со стороны ряда иностранных государств по отношению к некоторым российским СМИ.

«Изменения»-«сдвиги»-«перемены» – их переживают международные отношения в каждой концепции. В 2013 и 2016 годах также повторено положение о том, что Запад дряхлеет, а военно-политические союзы своей функции не выполняют. Зато в 2016 году мир впервые концептуально был поделен на АТР, Евроатлантический и Евразийский регионы, безопасность которых – залог стабильности международных отношений.

Либерально-демократические идеи о необходимости инвестиций в человека, заботе о его интеллектуальном развитии, тревоги по поводу демографических проблем не перекочевали в сегодняшнюю редакцию Концепции. Зато появились положения о «мягкой силе»: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам», и «энергетическом факторе».

В варианте 2013 года уже произошло снижение внимания к гуманитарным проблемам международных отношений по сравнению с 2008 годом, однако соответствующий абзац оставался достаточно развернутым: «уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека». Теперь этот текст вынесен из Концепции как таковой. Речь ведется только о государстве и столкновении цивилизаций (цивилизационные моменты вообще упоминаются весьма часто). Введено новое наблюдение о «наметившейся смене технологического уклада».

В сравнении 14 пункта Концепций 2013 и 2016 годов содержится не намек, но прямое обвинение в адрес апологетов и лидеров глобализации в создании экстремистских очагов на Ближнем Востоке и Северной Африке («стремление вернуться к цивилизационным корням» – «распространение экстремистской идеологии»). Текст документа сообщает, что к этому привело «навязывание другим собственной шкалы ценностей» (2013) и «навязывание из вне идеологических ценностей» (2016). Если исходить из законов логики, это и есть суть глобализации.

Исчезли слова о «децентрализации международной системы» 2013 года, речь о влиянии глобализации на экономику (как на основу культурной самобытности) не ведется с 2008 года Вместо них появились положения об организованной транснациональной преступности и ИГ (запрещенной в России). Отказ от гонки вооружений канул в лету еще в 2008 году.

В тексте новой Концепции словосочетание «новое мироустройство» заменено на «справедливое и устойчивое». Далее по тексту нет особых перемен, кроме исключения словосочетания «зачастую не совпадающие интересы». Предложение теперь звучит так: «Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их интересов». И «ведение» процесса по оформлению границы РФ заменено на «активизацию».

При описании позиции России по ООН введен новый императив – стремление к «справедливому управлению» Интернетом.

Концепция экономического роста претерпела значительные изменения. Из «устойчиво высоких темпов экономического роста» (2008) они превратились в «высокие темпы роста» (2013), а затем в «решение задачи обеспечения устойчивого экономического роста». В трех вариантах Концепции дословно повторяется намерение диверсифицировать экономику РФ, расширить номенклатуру экспорта, технологически обновить экономику, внедряя инновации. Но «государственное содействие» по этому направлению заменено на «принятии усилий», приоритет самого направления снижен. Экономико-географическое положение впервые рассматривается как «уникальное», которое необходимо использовать «для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». Интеграционные процессы, которым будет содействовать Россия, теперь позиционируются не в СНГ (2013), а в Евразии.

В разделе о гуманитарном сотрудничестве появилось новое положение – о противодействии правозащитным концепциям, которые направлены на вмешательства во внутренние дела других государств и на дестабилизацию режима. Исчезло положение о стремлении к созданию положительного имиджа России за рубежом. РФ отныне будет настаивать на доступе к объективной информации о событиях в мире, а также будет расширять присутствие российских экспертов во время обсуждений вопросов мировой политики.

Важнейшее направление внешней политики России, как и прежде, – СНГ. Но в 2008 и 2013 годах не говорилось о ЕАЭС, который теперь – ядро интересов в СНГ. Приоритетные партнеры же в ЕС теперь ФРГ, Франция, Италия и Испания (а не Нидерланды). Высказанное в 2013 году пожелание РФ наладить отношения с Великобританией исчезло. В части «региональные приоритеты» описание отношений РФ-ЕС-США в концепциях прошло следующую эволюцию: «Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США» (2008 год); в 2013 году этому предложению предшествует «Приоритетный характер отношений», а в 2016 начало абзаца получилось весьма «мрачное» – «Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евроатлантическом регионе». Корпус положений по отдельности совпадает во всех вариантах Концепции. Например, формирование единого экономического, гуманитарного пространства, совместная борьба с терроризмом. Есть незначительные добавления: в 2016 году впервые упоминается энергетический аспект отношений. Но самая значительная перемена – вынесение России из Европейской цивилизации. «Россия как неотъемлемая, органическая часть европейской цивилизации», – этих слов уже нет в тексте 2016 года, тогда как есть тяжелые обвинения в адрес геополитической экспансии ЕС и НАТО. В самом новом документе добавлен пункт, который по факту выражает поддержку всем странам Европы, не примкнувшим к НАТО, более того, «эти государства вносят реальный вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Европе. Россия готова к конструктивному многоплановому взаимодействию с ними». Положения становятся все более конкретными и активными.

Как это не удивительно, российско-американские отношения в 2013 и 2016 годах преподнесены практически в одинаковой форме, с небольшим ужесточением: в Концепции четко прописано, что Россия не потерпит никакого давления со стороны США и будет отвечать на любые недружественные акции. По нашему мнению, данное положение слишком агрессивно для программного документа. В отношения с Канадой также привнесена конкретность: от слов об абстрактном техническом и инвестиционном сотрудничестве (2008/13) отказались, заменив их конкретным положением о совместных делах в Арктике.

Формат «Россия-Индия-Китай» вновь удерживает первую строчку в параде азиатских интересов России. Далее по списку глобальных интересов России идут АСЕАН, Ближний Восток и Африка. Текст, посвященный этим регионам, практически идентичен для всех трех документов. Новы только конкретизация иранской проблемы (Россия будет педалировать ядерную сделку), конкретная позиция по Сирии и по Афганистану. В 2016 году предан забвению БРИКС. Хотя даже в 2013 году документ все-таки содержал одно скромное предложение с надеждой на углубление сотрудничества.

И самый большой сюрприз составители документа приберегли только для самых терпеливых и внимательных: заключительный абзац, который присутствовал во всех концепциях, в самой новой редакции был изъят. Абзац звучал так: «Последовательное осуществление государственной внешней политики призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики». Обычно вывод в документах совпадает с темой, заданной в начале. Концепция в силу своего языка и задачи – документ официальный, но не педантично-чванливый. Следовательно, обладает весьма свободной формой, тяготеющей к передвижению от точки А в точку Б через раскрытие каждой части. Поэтому вывод в документах такого рода не есть формальный конец, не титры и даже не эпилог. Поэтому Концепция 2016 года по-настоящему не завершена.

Поскольку Концепция отражает страну, в которой написана, то можно смело утверждать, что если с 2008 до 2013 года страна менялась неторопливо и направления развития не менялись, то в 2016 году Россия поменялась до неузнаваемости. Нет никакой Европейской цивилизации от Альбиона до Урала, есть «загадочная» Евразия и «коварная» Трансатлантика. Столкновение цивилизаций идет полным ходом, терроризм – порождение не желающего уйти в историю Запада. Россия – это в первую очередь государство и только потом страна. Концепция ранних редакций походила на манифест, будучи абстрактной и торжественной. Сегодня она – инструкция к действию, изобилует конкретикой, положения об «углублении сотрудничества» сведены к необходимому минимуму, больше слов о том, что Россия будет делать и чего делать не будет.

Если же попытаться найти общий знаменатель всему вышесказанному, то он следующий: новый вариант Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года максимально приближен к задаче реально ответить на вызовы времени.

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе,

Создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

Воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

Поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

Содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

Поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

Внешняя политика РФ

На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач. На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах.

Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления.

Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды. Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; участвует в разработке и заключении новых договоренностей в этих областях, отвечающих ее национальным интересам, на основе принципов равноправия и неделимости безопасности.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.

Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы: добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного международного диалога на основе Всеобщей декларации прав человека, использования других возможностей, в том числе на региональном уровне, в сфере прав человека, а также недопущения двойных стандартов, уважения национальных и исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей; защищать права и законные интересы российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры.

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и многоконфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы, гармоничной интеграции религиозных меньшинств, в том числе с учетом тенденций в сфере миграции.

Россия выступает за укрепление роли Совета Европы в качестве самостоятельной универсальной общеевропейской организации, определяющей уровень правовых стандартов во всех государствах - членах Совета Европы без дискриминации и привилегий для кого бы то ни было, важного инструмента устранения разделительных линий на континенте.

Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во всех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.

Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, - терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.

Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия последовательно выступает за достижение новых договоренностей с Соединенными Штатами в сфере разоружения и контроля над вооружениями в интересах сохранения преемственности этого процесса, укрепления мер доверия и транспарентности в области космической деятельности и противоракетной обороны, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, безопасного развития мирной ядерной энергетики, наращивания сотрудничества в сфере противодействия терроризму и другим вызовам и угрозам, урегулирования региональных конфликтов.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главной задачей в области двусторонних связей является приведение объема и качества экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений.

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.

Россия будет всемерно способствовать политико-дипломатическому урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана на основе признания права всех государств - членов Договора о нераспространении ядерного оружия на использование ядерной энергии в мирных целях и обеспечения неукоснительного соблюдения требований режима нераспространения ядерного оружия.

Углубляющийся кризис в Афганистане создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ. Россия во взаимодействии с другими заинтересованными странами, ООН, ОДКБ, ШОС и иными многосторонними институтами будет прилагать последовательные усилия в целях недопущения экспорта терроризма и наркотиков из Афганистана, достижения прочного и справедливого политического урегулирования проблем этой страны при уважении прав и интересов всех населяющих ее этнических групп, постконфликтного восстановления Афганистана в качестве суверенного миролюбивого государства.

В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами мусульманского мира Россия будет использовать возможности своего участия в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция и Лиге арабских государств, проводить активную линию в рамках реализации Инициативы партнерства "Группы восьми" с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира

Новая Концепция внешней политики Российской Федерации была утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Этот документ представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Стремительное ускорение глобальных процессов в XXI в., усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы. В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности, в качестве которого принято обеспечение защищенности личности, общества и государства, главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей :

  • 1) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
  • 2) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
  • 3) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы;
  • 4) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  • 5) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов;
  • 6) укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;
  • 7) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;
  • 8) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;
  • 9) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.

Главной, знаковой чертой современного этапа международного развития являются глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис. Международные отношения переживают переходный период, существо которого заключается в формировании полицентпричной международной системы. На современном этапе традиционные военно-политические союзы не могут обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия , опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач.

Возрастает конкуренция вокруг распределения стратегических ресурсов, которая лихорадит сырьевые биржи и рынки. Глобальная конкуренция впервые в новейшей

истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. Все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира.

Оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивилизационных разломов, наращивания усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.

На первый план в современной международной политике выходят новые вызовы и угрозы, имеющие трансграничную природу . Стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются характер и география. Прежде всего это опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальная бедность, экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности. Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных центров силы, аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установ

ления связей с террористическими и экстремистскими организациями.

Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится мягкая сила – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем усиление глобальной конкуренции и накопление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и противоправного использования мягкой силы и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой нрав человека, за рубежом.

Фундаментальный характер и стремительный темп перемен создают для Российской Федерации, наряду с серьезными рисками, одновременно и новые возможности. Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и опирающийся на безусловное уважение международного права. Внешняя политика России является открытой, предсказуемой и прагматичной. Она характеризуется последовательностью, преемственностью и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны как уравновешивающего фактора в международных делах и в развитии мировой цивилизации.

  • См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).