Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР, (5 год обучения). Ктп по развитию речи Календарно тематическое планирование по технике речи

Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР (5 год обучения)

1 час в неделю, 33ч. в год

КТП по развитию устной речи для учащегося ОР класса(5 год обучения) (Ф.И.) составлено на основе:

1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Комплекс учебников: Е.Д. Худенко, Г.А.Фёдорова«Развитие речи. 3 класс» для СКОУ 8 вида М., «Аркти», 2003 год.

Дата.

Кол-во часов

Содержательные линии

Обязательный минимум

Речевая деятельность

Коррекционно-развивающие задачи

1 ЧЕТВЕРТЬ

6.09

Сезонные изменения. «Золотая осень».

признаки осени.

Составление описательного рассказа об осени по картинно- графическому плану с помощью педагог: -небо-солнце, -день; -деревья; -животные; -птицы; -люди

Коррекция устной речи

13.09

Овощи. «Вкусные овощи».

Знать названия овощей, уметь их дифференцировать

Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа

Обогащение словарного запаса; развитие навыков группировки

20.09

Игрушки.

Называние частей игрушек, их формы и цвета.

Словарь: машина, Мишка, зайка. Кукла, кубики, юла, матрёшка

Развитие навыков классификации

27.09

Фрукты. «Мои любимые фрукты».

Названия фруктов, уметь их дифференцировать

Словарь: яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан

Коррекция памяти, внимания, устной речи

4.10

Посуда «Чистые тарелочки».

Виды посуды

Словарь: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в: запоминании, узнавании

11.10

Одежда «Поможем Маше».

Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды.

Словарь: майка, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки.

Коррекция внимания на основе упражнений в: узнавании различении, подборе аналогий

18.10

Обувь

Разновидность обуви

Словарь: кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапочки, босоножки

Коррекция зрительной памяти

25.10

Деревья моего края.

Узнавание и называние деревьев на картинках. Знать части деревьев: корень, ствол, ветки, листья, иголки.

Словарь: дерево, корень, ствол, ветки, листья, иголки

Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений в: по расширению словарного запаса, по развитию связной речи

2 ЧЕТВЕРТЬ

15.11

Дом «Мой дом».

Подбор признаков к предметам.

Словарь: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор,

Коррекция слухового восприятия

10.

22.11

Мебель. Название мебели.

Классификация мебели, называние частей мебели.

Словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф.

Развивать речевую активность

29.11

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Называние частей предметов. Основные цвета. Способы применения.

Словарь: зубная щётка, мыло, мыльница, расчёска, гребешок, полотенце, мочалка, шампунь

Развивать слуховое внимание. слуховую память, зрительную память

12.

6.12

Человек. «Части тела и лица».

Называние частей тела по рисунку, показ частей тела на себе и товарище.

Словарь: человек, мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д

Выработка навыков устной речи

13.

13.12

Внешний вид, образ жизни, части тела зайца. Чем он питается.

Словарь: животное, заяц, зайчонок, шубка.

Развивать артикулярную и общую моторику

20.12

Дикие животные и их детёныши.

Части тела лисы. Чем она питается, образ жизни. Название детёнышей лисы.

Словарь: животное, лиса, лисичка, лисёнок.

Развивать эмоционально - волевые качества

15.

27.12

Части тела кошки, чем покрыто тело кошки? Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Части тела кошки. Называние детёнышей кошки.

Словарь: кот, кошка, котёнок, животное

Развитие зрительного восприятия и узнавания

3 ЧЕТВЕРТЬ

16.

10.01; 17.01; 24.01

Домашние животные и их детёныши.

Части тела. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Составление высказываний по образцу. Называние детёнышей собаки. Сравнение кошки и собаки.

Словарь: животное, собака, щенок, шерсть

Коррекция внимания

17.

31.01; 7.02

Домашние птицы.

Называние взрослых и детёнышей птиц. Части тела.

Словарь: утка, селезень, утёнок; гусыня, гусь, гусёнок; курица, петух, цыплёнок; индюк, индейка, индюшонок

Коррекция памяти

14.02; 21.02

Ягоды. Раскрашивание ягод в раскраске.

Названия ягод

Словарь: крыжовник, смородина, земляника, малина, клубника, брусника, черника, клюква, виноград.

Коррекция устной речи

19.

28.02; 7.03

Пищевые продукты.

Названия пищевых продуктов

Словарь: сыр, масло, сметана, молоко, какао, конфеты, шоколад.

20.

14.03; 21.03

Транспорт. Виды транспорта.

Классификация транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный. Согласование прилагательных с существительными. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Словарь: машина, автомобиль, самосвал, части машины.

4 четверть

4.04

Сезонные изменения. Экскурсия «Весна в школьном дворе».

Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки.

22.

11.04

Семья.

Понимание прямых родственных отношений. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр.

Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

23.

18.04

Птицы. «Весенние птицы: грач, скворец, жаворонок».

Узнавание птиц по внешнему виду. Различение некоторых зимующих и перелётных птиц. Называние частей тела птицы.

24.

25.04

Растения родного края.

названий растений, их частей и классификации. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление правил ухода за растениями на клумбах.

25.

2.05

Насекомые.

Название насекомых, части тела.

26.

16.09

Рыбы. Разновидности рыб.

Название морских рыб: лещ, окунь, карась, щука, плотва. Описание внешнего вида рыб. Защитная окраска, чешуя. Части тела рыбы.

23.09

Профессии.

Словарь: машина, колесо, автомобиль, водитель, пассажиры, сиденья, дверь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. БЕЛОГОРСКА

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №

Руководитель кафедры

______________/

«Согласовано»

Протокол №

от «_____» _____________2015 г.

Заместитель директора по УВР

______________/ Г.П. Головлева

«Утверждаю»

Директор МАОУ

«Школа №4 города Белогорск»

Приказ №

от «______» ___________ 2015г.

_______________/ Ю.С. Чарей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «МАЛЫШОК»

«Развитие речи»

32 часа (1 раз в неделю)

Учитель: Ищенко М.С.

Дата

календа/фактическая

Тема урока

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Произношение звуков. Выделение звуков на слух.

Чистоговорки

Классификация предметов по общему признаку. Знакомство с понятием «мебель».

Знать:

Что значит мебель?

Уметь: Правильно, отчетливо и ясно произносить слова; выделять звуки на слух

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.

Коммуникативные:

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

Знать: простейшие скороговорки

Уметь: подбирать слова, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук, сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры

Регулятивные:

Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.

Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

Фрукты, овощи. Составление предложений. Игра «Съедобное – несъедобное».

Знать: различие между овощами и фруктами

Уметь: составлять предложения на заданную тему.

Уметь:

ориентироваться в окружающем пространстве

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные
на уроке понятия; обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

Знать: детские потешки, названия.

Уметь: выразительное читать потешки, стихотворения. Передавать настроение в интонации при чтении

Регулятивные:

Познавательные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Составление предложений. Заучивание стихотворения В. Берестова «Лошадка».

Знать: выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Уметь: правильно произносить скороговорки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Разучивание и составление загадок

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним

Уметь: составлять простейшие загадки, выделять звук на слух.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Наш город. Составление рассказа по картине. Скороговорка.

Знать: название города, в котором живёшь

Уметь: составлять предложение по картине

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач

Составление простых загадок по описанию предмета. Произношение звуков на слух.

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним.

Уметь: задавать вопросы по картине

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи: .

Познавательные:

Коммуникативные: ставить вопросы по картинке

Транспорт. Виды городского транспорта.

Знать: виды транспорта

Уметь: различать городской, специальный транспорт

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием данного урока.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

10.

Режим дня. Время: сегодня. Ю. Тувим «Паровоз».

Знать: моменты режима дня.

Уметь: называть время суток

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций,

11.

Творчество А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лягушата». Скороговорка.

Знать: произведения А.Л. Барто

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

12.

В Звягина «Воробышки»; выразительное чтение стихотворения. Чистоговорки.

Знать: перелётных и зимующих птиц.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные анализ и разрешение житейских ситуаций

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы

13.

Почта. Пространственные представления. Выделение звуков на слух.

Знать: что такое почта

Регулятивные:

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные:

14.

Правила поведения на улицах и дорогах. Определение направления движения. Светофор.

Знать: правила поведения на дорогах

Уметь: определять направления движения на дороге.

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования объектов

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения

15.

Мир сказок. Н Калинина «Про снежный колобок».

Знать: простейшие сказки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации

Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности .

16.

Творчество С.Я. Маршака. «Кошкин дом» инсценировка.

Знать: и узнавать по фото писателя, стихи Маршака.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности:

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
и позицию

17.

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

Знать: средства выразительности, что такое сказка.

Уметь: пересказать сказку с опорой на иллюстрацию

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения:

Познавательные: использовать знаково-символические средства,
Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

18.

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

Знать: что такое театр, правила поведения в театре, кинотеатре.

Уметь: Передавать характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

19.

Составление рассказа « Играем во дворе» . Деление предложений на слова. Пословицы.

Знать: игры во дворе, как играть со сверстниками, правила игры.

Уметь: делить предложения на слова.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при делении предложения на слова

Познавательные: :

Коммуникативные: взаимодействие

20.

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

Знать: как составить рассказ на заданную тему.

Уметь: делить предложения на слова, знать, сколько в предложении слов.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

21.

Игры и их виды. Знакомство со словами «сам», «сама». Как мы играли в парикмахерскую. Ролевая игра.

Знать: что такое ролевая игра, что такое правила игры.

Уметь: играть в команде, слушать товарища

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

22.

Вода в природе. Моря и океаны. Игра «Ищем клад!» (клеточный диктант).

Знать: зачем нужна вода в природе.

Уметь: играть в команде, работать в тетради

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации:

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач:

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

23.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Загадки.

Знать: творчество Л.Н.Толстого,

Уметь: отгадывать загадки, слушать собеседника

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно

24.

Уроки Айболита. Словесное описание. Инсценировка по сюжету. Ролевая игра.

Знать: как словесно описать героя сказки, сказки Чуковского.

Уметь: инсценировать сказку по сюжету.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные . самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель:

Коммуникативные:

25.

Праздник бабушек и мам. Составление по картинке рассказа о маме.

Знать: как поздравить бабушек и мам с праздником.

Уметь: составлять по картине небольшой рассказ

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: использовать общие приёмы решения

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Гласные и согласные звуки

26.

К. Чуковский «Федорино горе». Нахождение гласных звуков в предложениях.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков

Уметь: находить и различать гласные звуки от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуки)

Познавательные: использовать знаково-символические средства; обрабатывать информацию.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

27.

Цветы. Классификация по группам. Согласные звуки в предложении.

Знать: чем отличаются комнатные цветы от уличных.

Уметь: находить и различать согласные от гласных звуков.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

28.

Счёт времени. Часы. Понятие о времени. Согласные звуки в предложении.

Знать: что такое время, зачем оно нужно.

Уметь: различать время на часах, находить согласные звуки в предлоржении.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться во временном понятии

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

29.

Изобретения и приборы. Велосипед и микроскоп. Гласные звуки в словах.

Знать: что такое микроскоп, его применение в жизни.

Уметь: пользоваться микроскопом

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, .

Познавательные: создавать модели и схемы для решения задач

Коммуникативные:

30.

Космос. Игра на логическое мышление «Полёт на Луну». Гласные звуки в словах.

Знать: первого космонавта, что такое космос.

Уметь: находить гласные звуки в словах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: обрабатывать информацию

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

31.

Домашние животные. Рассказ детей в произвольной форме, по вопросам. Гласные звуки в словах.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков.

Уметь: задавать вопросы, слушать и вести диалог.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач,

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

32.

Скоро в школу. Игра «Собери портфель». Гласные и согласные звуки.

Знать: гласные и согласные звуки.

Уметь: различать гласные от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: рефлексировать способы и условия действий.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника.

на учебный год

Составлено учителем

Тема урока.

Кол-во часов.

Наглядность.

Характеристика деятельности или видов деятельности учащихся.

Методы и приёмы обучения.

Примечание.

Школа. Школьное задание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб.

Знать и находить в школе классы, коридоры, зал, столовая, гардероб по заданию учителя.

Составлять рассказ по картинке и вопросам учителя.

Беседа, наблюдение.

Обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Знать и называть части комнаты.

Знать обязанности дежурного, выполнять их с помощью учителя.

Беседа, убеждение, объяснение.

Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Сезонные изменения в природе (экскурсия). Погода (ясно, пасмурно, осадки). Погода сегодня, вчера. Изменения в жизни растений и животных.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Формирование элементарных представлений и понятий. Расширение представлений об окружающем мире.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Учебные вещи, игра «Четвёртый лишний».

Знать и называть учебные вещи.

Знать их назначение.

Уметь ими пользоваться.

Беседа, познавательная игра.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машина и другие.

Группировать предметы по заданию учителя.

Беседа, рассказ.

Обогащение и уточнение словаря.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Индивидуальный раздаточный материал.

Выбирать и группировать предметы по назначению.

Играть в лото.

Сравнение, беседа.

Овладевать лексическим запасом родного языка.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Фотографии, рисунки.

Знать и называть членов семьи (своей семьи).

Составлять рассказ по картинке.

Беседа, фронтальный опрос.

Сезонные изменения в природе (экскурсия). Жизнь растений и животных. Погода (похолодание, листопад). Отлёт птиц.

Календарь природы, иллюстрация.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Наблюдение, беседа, иллюстрация.

Активизация речевой деятельности.

Одежда. Школьная форма девочек (платье), форма мальчиков (пиджак, брюки , рубашка).

Бумажная одежда, игра «Четвёртый лишний».

Знать и называть одежду и обувь мальчиков и девочек.

группировать виды одежды.

Знать назначение одежды и обуви.

уметь за ней ухаживать.

Беседа, познавательная игра.

Учить классифицировать предметы по образу и показу.

Одежда. Школьная форма мальчиков и девочек. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение).

Беседа, объяснение, демонстрация.

Развитие познавательного интереса на уроке. Активизация внимания.

Обувь. Туфли. Ботинки тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щёткой, протирка).

Картинки, пазлы.

Объяснение, демонстрация.

Учить правильно строить предложения; связанному высказыванию.

Экскурсия в природу: начало зимы. Погода (холод, мороз, снег, лёд, снежинки).

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Наблюдение, поощрение.

Расширение и обогащение представления о непосредст-венно окружающем мире.

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Муляжи, картинки.

Выделять овощи из группы предметов.

Сравнивать овощи по признакам.

Беседа, познавательная игра.

Классифицировать предметы со словесной инструкцией.

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Муляжи, индивидуальный раздаточный материал.

Выделять фрукты из группы предметов.

Сравнивать фрукты по признакам.

Знать правила употребления в пищу.

Беседа, познавательная игра.

Развитие вопросно-ответной, диалогической речи.

Комнатные растения. Узнавание и называние. Уход (полив).

Комнатные растения, календарь природы, картинки.

Знать части растения и правила ухода за ними.

Беседа, наблюдение, демонстрация.

Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Сезонные изменения в природе: разгар зимы. Погода. Птицы зимой, подкормка птиц. Экскурсия.

Календарь природы, таблица

«Зимующие птицы».

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире. Развитие связанного высказывания.

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание и называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение.

Картинки, рисунки, фотографии.

Знать и называть домашних животных.

Сравнивать их.

Беседа, индивидуальный опрос, поощрение.

Обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. Сравнение.

Диафильм, книги о жизни диких животных.

Узнавать диких животных.

Определять по внешнему виду.

Составлять рассказ по картинке.

Беседа, демонстрация, наблюдение.

Учить анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсия в природу: начало весны. Весенние месяцы. Погода (потепление, сосульки). Изменение в жизни растений и животных.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Наблюдение, беседа, фронтальный опрос.

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Воспитание любви к природе.

Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Индивидуальный раздаточный материал, картинки.

Знать название птиц.

Узнавать их.

Знать где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям.

Выполнять задания учителя.

Беседа, наблюдение, поощрение.

Расширение представления об окружающем мире; развитие внимания.

Птицы. Синица. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Демонстрация, беседа, наблюдение.

Учить участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, тулови-ще, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая.

Таблица, дневник наблюдения, рисунки.

Знать и называть части тела человека.

показывать на себе.

Принимать участие в игре.

Беседа, познавательная игра.

Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связанного высказывания.

Уход за руками (мытьё рук).

Знать правила ухода за руками

пользовать ими.

Практическая работа.

Учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.

Экскурсия в природу: весеннее потепление. Таяние снега, прилёт птиц, распускание почек.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Наблюдение, беседа, индивидуальный опрос.

Развитие познавательных процессов. Обогащение знаний и представлений о предметах ближайшего окружения.

Повторение пройденного. Семья, одежда и обувь, овощи и фрукты.

Индивидуальный раздаточный материал,

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Выполнять задания учителя.

Составлять рассказ по картинке.

Рисовать понравившийся предмет.

Беседа, самостоятельная работа.

Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Повторение пройденного. Сезонные изменения в природе. Комнатные растения.

Календарь природы, картинки.

Беседа, наблюдение, самостоятельная работа.

Коррекция мышления.

Повторение пройденного. Домашние и дикие животные. Птицы.

Диафильм «Домашние и дикие животные».

Беседа, демонстрация.

Обогащение словаря. Расширение представлений об окружающем мире.

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 8-9 классов разработана в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области №1312 от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с учебным планом МОУ Пыщугская СОШ.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи» связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.

Цели курса

  1. Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
  2. Научить учащихся владеть правильной и уместной речью.

Задачи курса

  1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
  2. Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
  3. Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
  4. Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
  5. Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
  6. Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
  7. Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения и сдаче ГИА.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.

Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

Место предмета в учебном плане

« Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них в 8 классе -34 часа (по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа (по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.

Требования к уровню подготовки выпускников

1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи и приобрести следующие базовые знания :

о языковых нормах:

орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических

О коммуникативных качествах речи;

О видах речевой деятельности и значении слушания;

о тексте и некоторых методах разработки темы;

об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.

2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями :

  • видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
  • умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
  • применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
  • разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
  • использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
  • группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.

3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки :

  • грамотного письма;
  • написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
  • написание сжатого изложения
  • публичного выступления и межличностного общения;
  • анализа текста;
  • активного слушания;
  • установления контакта с аудиторией.
  • Обучение культуре речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
  • Обучение сочинению-рассуждению по тексту на лингвистическую и морально-нравственную тему.
  • Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
  • обучение лексике и фразеологии;
  • изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.
  • Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
  • текст как образец для языкового анализа;
  • текст как образец для изложения;
  • текст творческой работы для редактирования.

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
  2. Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
  6. Словарь иностранных слов. М. 1987.
  7. Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. Принтер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экран на треноге.
  5. Электронная папка с презентациями по русскому языку.
  6. Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
  7. Электронные тесты.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык и культура речи»

8 класс.

Тема урока

Ключевые компетенции

Виды учебной деятельности учащихся

дата

Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма.

Знать историю развития русского языка.

Уметь применять данные знания на практике.

Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами,

составление опорных конспектов,

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

Знать историю развития русского языка

Составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

Язык и речь. Функции языка

Знать различие между языком и речью;

знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Работа с мультимедийной презентацией,

работа с таблицей,

Выполнение упражнений,

Работа со словарями анализ текста

ответы на вопросы

Язык и культура. Культура и этика общения

Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
развивать коммуникативные навыки, способность понимать,

Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура.

Развивать адекватное понимание

литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся

Запись лекционного материала.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

Урок-лекция.

Виды и классификация речевых и грамматических ошибок.

Знать виды ошибок.

Практическая работа с текстами

Практическая работа по редактированию текста с ошибками.

Знать виды ошибок.

Уметь отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их на практике.

Запись предложений, устранение речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок. Указание разновидности недочёта.

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем.

Изобразительно-выразительные средства речи.

Знать виды тропов

Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте

Анализ текста. Практическая работа

Стилистические фигуры речи.

Знать функции речи;

Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте

Анализ текста,

ответы на вопросы

решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3

Р.Р. Стили речи. Урок-практикум.

Уметь анализировать тексты разных стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Анализ текста

ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю

Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии

Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.)

Уметь видеть данные орфограммы в тексте

Орфограмма– буква

Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.)

Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах

Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой

Орфограмма - дефис

Знать правила дефисного написания слов

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Анализ предложений

Орфограмма - пробел

Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций

Словарно-орфографическая работа

Творческий диктант

Контрольная работа по теме: «Нормы правописания»

Уметь применять на практике орфографические правила

Выполнение контрольных заданий

Анализ контрольной работы.

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

Понятие о тексте.

Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст.

Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов, анализ

Тема. Основная мысль. Проблема

Знать понятие темы, основной мысли.

Уметь определять тему, основную мысль, проблему

Чтение текстов, определение их темы, основной мысли.

Типы речи.

Повторить основные типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов.

Работа с текстом, комплексный анализ текста.

Р/р Рассуждение. Структура рассуждения.

Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение

Запись материала. Отработка понятия на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/р Выдвигаем тезис

Знакомство с понятием тезис. Обсуждение

Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов

Р/р Приводим доказательства. Аргументация

Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту.

Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов

Р/р Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему.

Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему.

Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему

Рассуждение на лингвистическую тему.

Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания

Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания

Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение.

Уметь сопоставлять применять способы сжатия текста, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением способов сжатия текста.

Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву.

Знать основные способы сжатия текста

Виды компрессии, использование их для сжатого изложения. Написание изложения.

Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными знаками препинания

Комплексный анализ текста

Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.»

Знать разделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

Контрольная работа