Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР (5 год обучения)
1 час в неделю, 33ч. в год
КТП по развитию устной речи для учащегося ОР класса(5 год обучения) (Ф.И.) составлено на основе:
1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Комплекс учебников: Е.Д. Худенко, Г.А.Фёдорова«Развитие речи. 3 класс» для СКОУ 8 вида М., «Аркти», 2003 год.
Дата. | Кол-во часов | Содержательные линии | Обязательный минимум | Речевая деятельность | Коррекционно-развивающие задачи |
|
1 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
6.09 | Сезонные изменения. «Золотая осень». | признаки осени. | Составление описательного рассказа об осени по картинно- графическому плану с помощью педагог: -небо-солнце, -день; -деревья; -животные; -птицы; -люди | Коррекция устной речи |
||
13.09 | Овощи. «Вкусные овощи». | Знать названия овощей, уметь их дифференцировать | Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа | Обогащение словарного запаса; развитие навыков группировки |
||
20.09 | Игрушки. | Называние частей игрушек, их формы и цвета. | Словарь: машина, Мишка, зайка. Кукла, кубики, юла, матрёшка | Развитие навыков классификации |
||
27.09 | Фрукты. «Мои любимые фрукты». | Названия фруктов, уметь их дифференцировать | Словарь: яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан | Коррекция памяти, внимания, устной речи |
||
4.10 | Посуда «Чистые тарелочки». | Виды посуды | Словарь: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в: запоминании, узнавании |
||
11.10 | Одежда «Поможем Маше». | Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды. | Словарь: майка, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки. | Коррекция внимания на основе упражнений в: узнавании различении, подборе аналогий |
||
18.10 | Обувь | Разновидность обуви | Словарь: кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапочки, босоножки | Коррекция зрительной памяти |
||
25.10 | Деревья моего края. | Узнавание и называние деревьев на картинках. Знать части деревьев: корень, ствол, ветки, листья, иголки. | Словарь: дерево, корень, ствол, ветки, листья, иголки | Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений в: по расширению словарного запаса, по развитию связной речи |
||
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
15.11 | Дом «Мой дом». | Подбор признаков к предметам. | Словарь: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, | Коррекция слухового восприятия |
||
10. | 22.11 | Мебель. Название мебели. | Классификация мебели, называние частей мебели. | Словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф. | Развивать речевую активность |
|
29.11 | Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности». | Называние частей предметов. Основные цвета. Способы применения. | Словарь: зубная щётка, мыло, мыльница, расчёска, гребешок, полотенце, мочалка, шампунь | Развивать слуховое внимание. слуховую память, зрительную память |
||
12. | 6.12 | Человек. «Части тела и лица». | Называние частей тела по рисунку, показ частей тела на себе и товарище. | Словарь: человек, мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д | Выработка навыков устной речи |
|
13. | 13.12 | Внешний вид, образ жизни, части тела зайца. Чем он питается. | Словарь: животное, заяц, зайчонок, шубка. | Развивать артикулярную и общую моторику |
||
20.12 | Дикие животные и их детёныши. | Части тела лисы. Чем она питается, образ жизни. Название детёнышей лисы. | Словарь: животное, лиса, лисичка, лисёнок. | Развивать эмоционально - волевые качества |
||
15. | 27.12 | Части тела кошки, чем покрыто тело кошки? Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Части тела кошки. Называние детёнышей кошки. | Словарь: кот, кошка, котёнок, животное | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
||
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
16. | 10.01; 17.01; 24.01 | Домашние животные и их детёныши. | Части тела. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Составление высказываний по образцу. Называние детёнышей собаки. Сравнение кошки и собаки. | Словарь: животное, собака, щенок, шерсть | Коррекция внимания |
|
17. | 31.01; 7.02 | Домашние птицы. | Называние взрослых и детёнышей птиц. Части тела. | Словарь: утка, селезень, утёнок; гусыня, гусь, гусёнок; курица, петух, цыплёнок; индюк, индейка, индюшонок | Коррекция памяти |
|
14.02; 21.02 | Ягоды. Раскрашивание ягод в раскраске. | Названия ягод | Словарь: крыжовник, смородина, земляника, малина, клубника, брусника, черника, клюква, виноград. | Коррекция устной речи |
||
19. | 28.02; 7.03 | Пищевые продукты. | Названия пищевых продуктов | Словарь: сыр, масло, сметана, молоко, какао, конфеты, шоколад. | ||
20. | 14.03; 21.03 | Транспорт. Виды транспорта. | Классификация транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный. Согласование прилагательных с существительными. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Словарь: машина, автомобиль, самосвал, части машины. | ||
4 четверть | ||||||
4.04 | Сезонные изменения. Экскурсия «Весна в школьном дворе». | Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки. | ||||
22. | 11.04 | Семья. | Понимание прямых родственных отношений. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр. | Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. | ||
23. | 18.04 | Птицы. «Весенние птицы: грач, скворец, жаворонок». | Узнавание птиц по внешнему виду. Различение некоторых зимующих и перелётных птиц. Называние частей тела птицы. | |||
24. | 25.04 | Растения родного края. | названий растений, их частей и классификации. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление правил ухода за растениями на клумбах. | |||
25. | 2.05 | Насекомые. | Название насекомых, части тела. | |||
26. | 16.09 | Рыбы. Разновидности рыб. | Название морских рыб: лещ, окунь, карась, щука, плотва. Описание внешнего вида рыб. Защитная окраска, чешуя. Части тела рыбы. | |||
23.09 | Профессии. | Словарь: машина, колесо, автомобиль, водитель, пассажиры, сиденья, дверь. | ||||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Г. БЕЛОГОРСКА
Рассмотрено на заседании кафедрыПротокол №
Руководитель кафедры
______________/
«Согласовано»
Протокол №
от «_____» _____________2015 г.
Заместитель директора по УВР
______________/ Г.П. Головлева
«Утверждаю»
Директор МАОУ
«Школа №4 города Белогорск»
Приказ №
от «______» ___________ 2015г.
_______________/ Ю.С. Чарей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «МАЛЫШОК»
«Развитие речи»
32 часа (1 раз в неделю)
Учитель: Ищенко М.С.
Датакаленда/фактическая
Тема урока
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
Произношение звуков. Выделение звуков на слух.
Чистоговорки
Классификация предметов по общему признаку. Знакомство с понятием «мебель».
Знать:
Что значит мебель?
Уметь: Правильно, отчетливо и ясно произносить слова; выделять звуки на слух
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.
Коммуникативные:
Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки
Знать: простейшие скороговорки
Уметь: подбирать слова, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук, сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры
Регулятивные:
Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.
Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству
Фрукты, овощи. Составление предложений. Игра «Съедобное – несъедобное».
Знать: различие между овощами и фруктами
Уметь: составлять предложения на заданную тему.
Уметь:
ориентироваться в окружающем пространстве
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Коммуникативные:
составлять вопросы, используя изученные
на уроке понятия; обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения
Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи
Знать: детские потешки, названия.
Уметь: выразительное читать потешки, стихотворения. Передавать настроение в интонации при чтении
Регулятивные:
Познавательные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
Составление предложений. Заучивание стихотворения В. Берестова «Лошадка».
Знать: выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках
Уметь: правильно произносить скороговорки
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
Разучивание и составление загадок
Знать: простейшие загадки, отгадки к ним
Уметь: составлять простейшие загадки, выделять звук на слух.
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Наш город. Составление рассказа по картине. Скороговорка.
Знать: название города, в котором живёшь
Уметь: составлять предложение по картине
Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную
Познавательные: ставить и формулировать проблемы
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач
Составление простых загадок по описанию предмета. Произношение звуков на слух.
Знать: простейшие загадки, отгадки к ним.
Уметь: задавать вопросы по картине
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи: .
Познавательные:
Коммуникативные: ставить вопросы по картинке
Транспорт. Виды городского транспорта.
Знать: виды транспорта
Уметь: различать городской, специальный транспорт
Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием данного урока.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию
10.
Режим дня. Время: сегодня. Ю. Тувим «Паровоз».
Знать: моменты режима дня.
Уметь: называть время суток
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций,
11.
Творчество А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лягушата». Скороговорка.
Знать: произведения А.Л. Барто
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу
Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
12.
В Звягина «Воробышки»; выразительное чтение стихотворения. Чистоговорки.
Знать: перелётных и зимующих птиц.
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу
Познавательные анализ и разрешение житейских ситуаций
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы
13.
Почта. Пространственные представления. Выделение звуков на слух.
Знать: что такое почта
Регулятивные:
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета
Коммуникативные:
14.
Правила поведения на улицах и дорогах. Определение направления движения. Светофор.
Знать: правила поведения на дорогах
Уметь: определять направления движения на дороге.
Регулятивные: формировать умение работать в группе
Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования объектов
Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения
15.
Мир сказок. Н Калинина «Про снежный колобок».
Знать: простейшие сказки
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Коммуникативные:
оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации
Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности .
16.
Творчество С.Я. Маршака. «Кошкин дом» инсценировка.
Знать: и узнавать по фото писателя, стихи Маршака.
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности:
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
и позицию
17.
Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации
Знать: средства выразительности, что такое сказка.
Уметь: пересказать сказку с опорой на иллюстрацию
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения:
Познавательные:
использовать знаково-символические средства,
Коммуникативные:
оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь
18.
Театр. Разыгрывание сказок по ролям.
Знать: что такое театр, правила поведения в театре, кинотеатре.
Уметь: Передавать характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
19.
Составление рассказа « Играем во дворе» . Деление предложений на слова. Пословицы.
Знать: игры во дворе, как играть со сверстниками, правила игры.
Уметь: делить предложения на слова.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при делении предложения на слова
Познавательные: :
Коммуникативные: взаимодействие
20.
Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему
Знать: как составить рассказ на заданную тему.
Уметь: делить предложения на слова, знать, сколько в предложении слов.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
21.
Игры и их виды. Знакомство со словами «сам», «сама». Как мы играли в парикмахерскую. Ролевая игра.
Знать: что такое ролевая игра, что такое правила игры.
Уметь: играть в команде, слушать товарища
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
22.
Вода в природе. Моря и океаны. Игра «Ищем клад!» (клеточный диктант).
Знать: зачем нужна вода в природе.
Уметь: играть в команде, работать в тетради
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации:
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач:
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль
23.
Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Загадки.
Знать: творчество Л.Н.Толстого,
Уметь: отгадывать загадки, слушать собеседника
Регулятивные:
составлять план
и последовательность действий
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно
24.
Уроки Айболита. Словесное описание. Инсценировка по сюжету. Ролевая игра.
Знать: как словесно описать героя сказки, сказки Чуковского.
Уметь: инсценировать сказку по сюжету.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения
Познавательные . самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель:
Коммуникативные:
25.
Праздник бабушек и мам. Составление по картинке рассказа о маме.
Знать: как поздравить бабушек и мам с праздником.
Уметь: составлять по картине небольшой рассказ
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:
Познавательные: использовать общие приёмы решения
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Гласные и согласные звуки
26.
К. Чуковский «Федорино горе». Нахождение гласных звуков в предложениях.
Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков
Уметь: находить и различать гласные звуки от согласных.
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуки)
Познавательные: использовать знаково-символические средства; обрабатывать информацию.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
27.
Цветы. Классификация по группам. Согласные звуки в предложении.
Знать: чем отличаются комнатные цветы от уличных.
Уметь: находить и различать согласные от гласных звуков.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Коммуникативные:
строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание
28.
Счёт времени. Часы. Понятие о времени. Согласные звуки в предложении.
Знать: что такое время, зачем оно нужно.
Уметь: различать время на часах, находить согласные звуки в предлоржении.
Регулятивные:
составлять план
и последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться во временном понятии
Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия
29.
Изобретения и приборы. Велосипед и микроскоп. Гласные звуки в словах.
Знать: что такое микроскоп, его применение в жизни.
Уметь: пользоваться микроскопом
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, .
Познавательные: создавать модели и схемы для решения задач
Коммуникативные:
30.
Космос. Игра на логическое мышление «Полёт на Луну». Гласные звуки в словах.
Знать: первого космонавта, что такое космос.
Уметь: находить гласные звуки в словах
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные: обрабатывать информацию
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
31.
Домашние животные. Рассказ детей в произвольной форме, по вопросам. Гласные звуки в словах.
Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков.
Уметь: задавать вопросы, слушать и вести диалог.
Регулятивные:
составлять план
и последовательность действий
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач,
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
32.
Скоро в школу. Игра «Собери портфель». Гласные и согласные звуки.
Знать: гласные и согласные звуки.
Уметь: различать гласные от согласных.
Регулятивные:
формулировать
и удерживать учебную задачу
Познавательные: рефлексировать способы и условия действий.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника.
на учебный год
Составлено учителем
Тема урока. | Кол-во часов. | Наглядность. | Характеристика деятельности или видов деятельности учащихся. | Методы и приёмы обучения. | Примечание. |
||
Школа. Школьное задание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. | Знать и находить в школе классы, коридоры, зал, столовая, гардероб по заданию учителя. Составлять рассказ по картинке и вопросам учителя. | Беседа, наблюдение. | Обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения. |
||||
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. | Знать и называть части комнаты. Знать обязанности дежурного, выполнять их с помощью учителя. | Беседа, убеждение, объяснение. | Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы. |
||||
Сезонные изменения в природе (экскурсия). Погода (ясно, пасмурно, осадки). Погода сегодня, вчера. Изменения в жизни растений и животных. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. | Формирование элементарных представлений и понятий. Расширение представлений об окружающем мире. |
||||
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. | Учебные вещи, игра «Четвёртый лишний». | Знать и называть учебные вещи. Знать их назначение. Уметь ими пользоваться. | Беседа, познавательная игра. | ||||
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машина и другие. | Группировать предметы по заданию учителя. | Беседа, рассказ. | Обогащение и уточнение словаря. |
||||
Учебные вещи и игрушки. Сравнение. | Индивидуальный раздаточный материал. | Выбирать и группировать предметы по назначению. Играть в лото. | Сравнение, беседа. | Овладевать лексическим запасом родного языка. |
|||
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. | Фотографии, рисунки. | Знать и называть членов семьи (своей семьи). Составлять рассказ по картинке. | Беседа, фронтальный опрос. | ||||
Сезонные изменения в природе (экскурсия). Жизнь растений и животных. Погода (похолодание, листопад). Отлёт птиц. | Календарь природы, иллюстрация. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. | Наблюдение, беседа, иллюстрация. | Активизация речевой деятельности. |
|||
Одежда. Школьная форма девочек (платье), форма мальчиков (пиджак, брюки , рубашка). | Бумажная одежда, игра «Четвёртый лишний». | Знать и называть одежду и обувь мальчиков и девочек. группировать виды одежды. Знать назначение одежды и обуви. уметь за ней ухаживать. | Беседа, познавательная игра. | Учить классифицировать предметы по образу и показу. |
|||
Одежда. Школьная форма мальчиков и девочек. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). | Беседа, объяснение, демонстрация. | Развитие познавательного интереса на уроке. Активизация внимания. |
|||||
Обувь. Туфли. Ботинки тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щёткой, протирка). | Картинки, пазлы. | Объяснение, демонстрация. | Учить правильно строить предложения; связанному высказыванию. |
||||
Экскурсия в природу: начало зимы. Погода (холод, мороз, снег, лёд, снежинки). | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. | Наблюдение, поощрение. | Расширение и обогащение представления о непосредст-венно окружающем мире. |
|||
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. | Муляжи, картинки. | Выделять овощи из группы предметов. Сравнивать овощи по признакам. | Беседа, познавательная игра. | Классифицировать предметы со словесной инструкцией. |
|||
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. | Муляжи, индивидуальный раздаточный материал. | Выделять фрукты из группы предметов. Сравнивать фрукты по признакам. Знать правила употребления в пищу. | Беседа, познавательная игра. | Развитие вопросно-ответной, диалогической речи. |
|||
Комнатные растения. Узнавание и называние. Уход (полив). | Комнатные растения, календарь природы, картинки. |
Знать части растения и правила ухода за ними. | Беседа, наблюдение, демонстрация. | Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. |
|||
Сезонные изменения в природе: разгар зимы. Погода. Птицы зимой, подкормка птиц. Экскурсия. | Календарь природы, таблица «Зимующие птицы». | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире. Развитие связанного высказывания. |
||||
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание и называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. | Картинки, рисунки, фотографии. | Знать и называть домашних животных. Сравнивать их. | Беседа, индивидуальный опрос, поощрение. | Обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы. |
|||
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. Сравнение. | Диафильм, книги о жизни диких животных. | Узнавать диких животных. Определять по внешнему виду. Составлять рассказ по картинке. | Беседа, демонстрация, наблюдение. | Учить анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. |
|||
Экскурсия в природу: начало весны. Весенние месяцы. Погода (потепление, сосульки). Изменение в жизни растений и животных. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Наблюдение, беседа, фронтальный опрос. | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Воспитание любви к природе. |
|||
Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | Индивидуальный раздаточный материал, картинки. | Знать название птиц. Узнавать их. Знать где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям. Выполнять задания учителя. | Беседа, наблюдение, поощрение. | Расширение представления об окружающем мире; развитие внимания. |
|||
Птицы. Синица. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | Демонстрация, беседа, наблюдение. | Учить участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса. |
|||||
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, тулови-ще, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. | Таблица, дневник наблюдения, рисунки. | Знать и называть части тела человека. показывать на себе. Принимать участие в игре. | Беседа, познавательная игра. | Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связанного высказывания. |
|||
Уход за руками (мытьё рук). | Знать правила ухода за руками пользовать ими. | Практическая работа. | Учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. |
||||
Экскурсия в природу: весеннее потепление. Таяние снега, прилёт птиц, распускание почек. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Наблюдение, беседа, индивидуальный опрос. | Развитие познавательных процессов. Обогащение знаний и представлений о предметах ближайшего окружения. |
|||
Повторение пройденного. Семья, одежда и обувь, овощи и фрукты. | Индивидуальный раздаточный материал, | Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. Выполнять задания учителя. Составлять рассказ по картинке. Рисовать понравившийся предмет. | Беседа, самостоятельная работа. | Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов. |
|||
Повторение пройденного. Сезонные изменения в природе. Комнатные растения. | Календарь природы, картинки. | Беседа, наблюдение, самостоятельная работа. | Коррекция мышления. |
||||
Повторение пройденного. Домашние и дикие животные. Птицы. | Диафильм «Домашние и дикие животные». | Беседа, демонстрация. | Обогащение словаря. Расширение представлений об окружающем мире. |
Актуальность программы «Русский язык и культура речи» связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.
Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.
Цели курса
Задачи курса
Общая характеристика учебного предмета
Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.
Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.
Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.
Место предмета в учебном плане
« Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них в 8 классе -34 часа (по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа (по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.
Требования к уровню подготовки выпускников
1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи и приобрести следующие базовые знания :
о языковых нормах:
орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических
О коммуникативных качествах речи;
О видах речевой деятельности и значении слушания;
о тексте и некоторых методах разработки темы;
об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.
2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями :
3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки :
Словари
Оборудование
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык и культура речи»
8 класс.
Тема урока | Ключевые компетенции | Виды учебной деятельности учащихся | дата |
|
Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма. | Знать историю развития русского языка. Уметь применять данные знания на практике. | Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами, составление опорных конспектов, | ||
Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. | Знать историю развития русского языка | Составление опорных конспектов, работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы | ||
Язык и речь. Функции языка | Знать различие между языком и речью; знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте | Работа с мультимедийной презентацией, работа с таблицей, Выполнение упражнений, Работа со словарями анализ текста ответы на вопросы | ||
Язык и культура. Культура и этика общения | Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм; | Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений | ||
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка. Нравственность человека и речевая культура. | Развивать адекватное понимание литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся | Запись лекционного материала. Индивидуальная выборочная проверка работ. Урок-лекция. | ||
Виды и классификация речевых и грамматических ошибок. | Знать виды ошибок. | Практическая работа с текстами | ||
Практическая работа по редактированию текста с ошибками. | Знать виды ошибок. Уметь отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их на практике. | Запись предложений, устранение речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок. Указание разновидности недочёта. | ||
Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке. | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. | Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем. | ||
Изобразительно-выразительные средства речи. | Знать виды тропов Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте | Анализ текста. Практическая работа | ||
Стилистические фигуры речи. | Знать функции речи; Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте | Анализ текста, ответы на вопросы решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3 | ||
Р.Р. Стили речи. Урок-практикум. | Уметь анализировать тексты разных стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте | Анализ текста ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю | ||
Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии | Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.) Уметь видеть данные орфограммы в тексте | |||
Орфограмма– буква | Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.) Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах | Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой | ||
Орфограмма - дефис | Знать правила дефисного написания слов | Словарно-орфографическая работа Выполнение письменных упражнений Анализ предложений | ||
Орфограмма - пробел | Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций | Словарно-орфографическая работа Творческий диктант | ||
Контрольная работа по теме: «Нормы правописания» | Уметь применять на практике орфографические правила | Выполнение контрольных заданий | ||
Анализ контрольной работы. | Уметь данные правила применять на практике | Словарно-орфографическая работа | ||
Понятие о тексте. | Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст. | Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов, анализ | ||
Тема. Основная мысль. Проблема | Знать понятие темы, основной мысли. Уметь определять тему, основную мысль, проблему | Чтение текстов, определение их темы, основной мысли. | ||
Типы речи. | Повторить основные типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов. | Работа с текстом, комплексный анализ текста. | ||
Р/р Рассуждение. Структура рассуждения. | Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение | Запись материала. Отработка понятия на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА. | ||
Р/р Выдвигаем тезис | Знакомство с понятием тезис. Обсуждение | Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов | ||
Р/р Приводим доказательства. Аргументация | Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту. | Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов | ||
Р/р Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему. | Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение Уметь применять знания композиции на практике | Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов. Подготовка к части С 2 ГИА. | ||
Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему. | Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему | Рассуждение на лингвистическую тему. | ||
Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания | Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания | |||
Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение. | Уметь сопоставлять применять способы сжатия текста, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному | Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением способов сжатия текста. | ||
Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву. | Знать основные способы сжатия текста | Виды компрессии, использование их для сжатого изложения. Написание изложения. | ||
Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания | Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными знаками препинания | Комплексный анализ текста | ||
Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.» | Знать разделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях | Выполнение тренировочных и тестовых упражнений | ||
Контрольная работа |