Сокровища земли под охраной человечества рабочая тетрадь. Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества». Мавзолей в Геликарнасе

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















































Назад Вперёд

Цели :

  • Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с семью чудесами света и России;
  • Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
  • Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды;
  • Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.

С чем у вас ассоциируются эти слова?

Что можно назвать чудом? Сокровищем?

Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.

Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.

Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.

О каких чудесах мы с вами будем говорить?

III . Работа над темой урока.

Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ?

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до наших дней.

(Просмотр презентации 1)

Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот:

  • пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
  • висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
  • статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.);
  • храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);
  • Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
  • маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
  • колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).

Об этих чудесах нам расскажут ученики нашего класса. (Сообщения в Приложении 1 .)

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения рук человеческих.

- Посмотрите, ребята, эмблему «Всемирное наследие» (приложение 2 .) Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук.

(Карточка №1)

В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

Природа и люди создали новые уникальные чудеса.

Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26миллионов человек. 12июня 2008года,на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса.

IV . Работа в группах.

А кто стал победителем, я предлагаю вам узнать самим, расшифровав с помощью ключа шифровку, которая находится у вас на парте.

(Карточка №2)

Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием и абсолютно правильно назвали победителей.

V . Работа с Физической картой Российской Федерации.

На Физической карте Российской Федерации мы сейчас найдем местонахождение этих чудес.

(Дети работают с картой.)

Замечательно. Ребята, у вас на партах лежат карточки с пояснением некоторых географических терминов. Давайте с ними познакомимся.

(Карточка №3)

VI . Работа над темой урока.

(В ходе работы идет просмотр презентации 2.)

а) Озеро Байкал.

Сейчас пришло время познакомиться с одним удивительным озером России.

«Золотое озеро» - зовут его алтайцы.

«Лама – море» - зовут эвенки.

«Далан – Нор» (Великое озеро)- монголы.

«Бай – Куль» - богатое озеро – тюрки.

Догадались, о каком озере пойдет речь?

Озеро Байкал. (Просмотр слайдов презентации о Байкале.)

Это удивительное озеро, в него впадает 336 рек и речушек, а вытекает из озера только одна река Ангара. Об этом есть прекрасная легенда.

Прочитайте ее на карточках, которые лежат на партах.

(Карточка №4)

Понравилась вам, ребята, легенда об удивительной реке Ангаре и суровом Байкале? Давайте найдем на карте реки, которые упоминаются в легенде.

(Просмотр следующих слайдов об озере Байкал)

Озеро Байкал - самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров.

Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть нашей души».

В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них - эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.

б) Долина гейзеров на Камчатке.

Долина гейзеров одно из величайших открытий 20 века, жемчужина Камчатки, спрятанная в глубоком каньоне на территории Кроноцкого биосферного заповедника.

Среди гор Восточного вулканического пояса на высоте более пятисот метров, в бассейне одного из притоков реки Шумной находится эта Долина. Долиной гейзеров называют чашу древнего, исчезнувшего много веков назад озера, глубоко рассеченную по дну горной рекой. Гейзеры – струи кипящей воды, которые вырываются на поверхность из раскаленных недр – отрогов вулкана Кихпиныч.

Открыли Долину в 1941 году. Первооткрыватель Татьяна Ивановна Устинова, геолог заповедника, вместе с проводником Крупениным, пытаясь найти ответ на вопрос, почему вода в одной из рек теплее, чем в других, угодила под струю гейзера. Этот гейзер впоследствии был назван «Первенцем». Так было сделано одно из крупнейших географических открытий двадцатого века.

Что же представляет собой Долина гейзеров? Об этом прочитаем в тексте «Долина гейзеров на Камчатке». Который есть у вас на парте.

(Карточка №5)

Долина гейзеров – уникальный объект для экологического туризма. Среди знаменитых посетителей Долины были президенты, космонавты, премьер-министры, артисты и бизнесмены.

Долина гейзеров встречает струями клубящегося пара, легким запахом серы и сверкающим дождем разноцветных брызг.

Теперь в долину ходят регулярные туристические группы. В качестве составной части «Вулканов Камчатки» Долина гейзеров является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

в) Скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане.

В Центральном районе бывшего Сталинграда, а ныне Волгограда, возвышается одно из чудес нашей страны – Мамаев курган со стоящей на нем скульптурой Родины-матери, вечно зовущей своих сыновей и дочерей на защиту Родины. Здесь во время Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, во время Сталинградской битвы, особенно в сентябре 1942 года и январе 1943 года (продолжительностью 200 дней).

В 1959 году началось возведение мемориального комплекса, призванного увековечить подвиг защитников Сталинграда и вообще всех воинов, отдавших свои жизни в этой ужасной войне.

Мемориал начинается памятником «Память поколений» - горельефом из фигур, несущих цветы, венки и приспущенные знамена в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.

С Входной площади широкая гранитная лестница, ведет нас на Аллею пирамидальных тополей, она поднята над площадью на 10 метров. С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. Слева расположен мемориальный парк.

С Аллеи тополей мы попадаем на площадь «Стоящих насмерть!» В центре расположен круглый водный бассейн, в котором монументальная скульптура представляет глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры – 16,5 метров. У основания скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «За Волгой для нас Земли нет», «Не посрамим священной памяти». От площади «Стоявших насмерть» к площади Героев идет широкая гранитная лестница, которую с обеих сторон обрамляют две стены-руины. Они поставлены под углом друг к другу, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов.

Тематическое содержание левой стены - клятва Сталинградских защитников «Ни шагу назад!». Правой стены – сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.

За стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля – площадь Героев. В центре площади прямоугольный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, вода символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти.

Слева – стена напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-Знамени, крупными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывает противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м. С правой стороны на площади Героев расположены шесть монументальных двуфигурных скульптурных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.

Зал Воинской Славы – это цилиндрическое здание. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грезы» Шумана. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных Знамени, символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На Знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В Зале выставляется почетный караул.

Из Зала Воинской Славы мы попадаем на площадь Скорби. В правом углу площади композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символом последних воинских почестей.

На пощади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командора 62-й Армии В.И.Чуйкова.

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина – мать зовет!» Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов – защитников Сталинграда, также 39 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» представляет собой 52 метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте. Общий его вес составляет 8,0 тысяч тонн.

Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещенная лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки метров.

г) Петергоф – еще одно чудо России.

Петергоф- город в России, расположенный на южном берегу Финского залива, в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, является памятником мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Петр I решил устроить место для отдыха, затмевающее своей роскошью лучшие дворцы Европы. Большой дворец, центральное строение комплекса, сооружен в стиле барокко.

Но славен «Северный Версаль» не дворцом, а своими фонтанами. С южной стороны расположен Верхний парк с пятью фонтанами, а в северной – Нижний парк с самым большим в мире комплексом фонтанов. Здесь находится 150 фонтанов и 4 каскада, среди которых Самсон, Чаши, Адам, Солнце, Пирамида, Львиный, Золотая гора, Фаворитный, Ева, Китовый и множество других.

Парк соединен с Финским заливом Морским каналом, отходящим от самого Большого дворца. После революции Петергоф превратился в музей. Во время войны он был оккупирован немецкими войсками, и, хотя много ценностей удалось вовремя эвакуировать и спасти, но дворец и фонтаны сильно пострадали от обстрелов.

После войны комплекс восстановили. Постепенно были пущены фонтаны, отстроен дворец, открыты музейные залы, и сегодня мы имеем возможность любоваться уникальной красотой этого дворцово-паркового ансамбля Петербурга.

д) Гора Эльбрус – высшая точка России и Европы.

Гора на Кавказе, которая расположена севернее Главного Кавказского хребта, является высочайшей вершиной и еще одним из чудес России. Она носит названия:

  • Минги-Тау- вечная гора (карачаево-балкарское);
  • Ошхамахо – гора счастья (адыгское);
  • Джин-падишах – царь горных духов (тюркское);
  • Альбар(Альборс) – высокий, высокая гора (тракское);
  • Ялбуз – грива снега (грузинское);
  • Кускамафь – гора, приносящая счастье.

Вы, ребята, догадались –это гора Эльбрус. Давайте прочитаем о нем на карточках, которые есть у вас.

(Карточка №6)

е) Храм Василия Блаженного

Подошло время познакомиться с еще одним чудом России. Это храм Василия Блаженного, но на самом деле он называется Собор Покрова Божией Матери на Рву. Этот храм был построен на Красной площади в 1555-1561 годах и по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

В XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий. Московский «Христа ради юродивый» Василий с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Вскоре после кончины Василия, началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

А построен собор в честь взятия Казани. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей построить одну большую, каменную – на века. Храм имеет десять куполов. Девять куполов над храмом и плюс один купол над колокольней.

Собор много раз реставрировался, например, причудливое оформление куполов, ставшее теперь визитной карточкой Красной площади, появилось только в XVIIвеке, до этого купола были золотыми. После революции в храме долго не проводилось богослужений, и только в 1991 году службы возобновились.

С 1990 года собор вновь собирает коллекцию колоколов, и сейчас в его музее 19 уникальных колоколов, самые старые из которых были отлиты в середине XVI века. В храме девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIXвеков. Храм Василия Блаженного функционирует и как музей, и как церковь – службы в нем проводят священнослужители храмов Зарядья и Китай-города.

Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ж) Столбы выветривания на горе Мань-Пупу-Нер.

И, наконец, последнее чудо России. Это - «Мансийские болваны», так их еще называют. Это культовое место народа манси, расположенное в Троицко-Печерском районе Республики Коми, на Северном Урале. Вершину хребта Мань-Пупу-нер_украшают оригинальные фигуры – останцы выветривания древних метаморфических сланцев. Никто их не ваял, не обтачивал, создавались они бесконечно долго – в течение 200 миллионов лет! Морозным выветриванием.

Этот памятник природы заслуженно стал финалистом и победителем всероссийского конкурса»7 чудес России». 200-300 миллионов лет назад, здесь были полноценные горы, но дождь и ветер вымыли мягкие известняковые породы. Оставив твердые в виде столбов. Высота столбов от 30 до 42 метров.

С этим местом связаны многочисленные легенды. Одну из легенд нам прочитает ученик.

(Карточка №7)

VII . Закрепление темы урока.

Конечно, сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я предлагаю вам, ребята, эту тему сделать нашим проектом, над которым мы будем работать весь год.

Таким образом, мы узнаем много нового, интересного и познакомим с этим других.

VIII . Работа в парах.

А сейчас, хотелось бы узнать, насколько внимательно вы слушали учителя и работали на уроке. Перед вами лежат карточки, где с левой стороны написаны чудеса России, а с правой – местонахождение этих чудес. Ваша задача соединить Чудо с его местонахождением стрелками.

Озеро Байкал

Долина гейзеров

Иркутская область, Бурятия.

Мамаев курган

Петергоф

Храм Василия Блаженного

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия.

Столбы выветривания

Санкт-Петербург.

Гора Эльбрус

- Проверка выполнения задания.

- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с этим заданием.

Сегодня на уроке мы потрудились на славу. Благодарю вас.

IX . Итог урока. Рефлексия.

Используемая литература:

  1. О.И. Дмитриева «Окружающий мир», Москва, издательство «Вако», 2007г.
  2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва, издательство «Русский язык»,1986г.
  3. «Советский энциклопедический словарь», под редакцией А.М.Прохорова, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985г.
  4. Энциклопедия «Большая Серия Знаний», «Страны. Народы: Европа и Россия»,Москва, издательство «Мир книги», 2001г.
  5. Е.Бондаренко «Семь чудес России»,Москва, 2009г.

Учитель приветствует учащихся, проверьте свои рабочие места.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать нашу Землю. Наша цель изучить историческое прошлое Земли и понять ценность этого прошлого.

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени.

Чем же уникальны эти пирамиды?

Кто был в Египте и видел эти пирамиды?

Как же человек смог разрушить бесценные сокровища?

Работа с учебником:

Прочитай в учебнике на стр.54.

9 – Ключевская Сопка – один из самых активных (извержение 1 раз в 5 лет).
-Как вы думаете, пополняется ли список Всемирного природного наследия?

Почему? (Рассуждения учащихся)

А может ли этот список уменьшиться?

1. Статуя Свободы - скульптурное сооружение, расположенное на острове Свободы в гавани Нью-Йорка. Всемирно известный памятник архитектуры и символ Америки.

Статуя в виде женщины с горящим факелом в поднятой правой руке символизирует свободу. В левой – табличка, на которой написано: «4 июля 1776». Это дата подписания Декларации Независимости. 1 нога стоит на разбитых оковах. 7 лучей на голове – 7 мировых океанов и континентов.

2. Венеция - город в Сев. Италии.Был заложен в середине V века

1 - Гондола возле маленького моста через канал.

2 - Большой канал

3 - Мост Реальто, перекинутый через Большой канал.

4 - Церковь Санта-Мария
3. Афинский Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города.
4. Великая Китайская стена имеет длину в 6000 км.

1. Москва
1 – Красная площадь

2 – Кремль

3 – Исторический музей

4, 5, 6 – Храм Василия Блаженного.

7 – Мавзолей

8 – Древние соборы Кремля

9 – Колокольня Ивана Великого и Царь-колокол

10 – Царь-колокол мост через Москву-реку

11 и 12 – Грановитая палата (конец 15 века)

13 – Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены

2. Санкт-Петербург

№ картинок:

1 и 2 – Дворцовая площадь Казанский собор

3 – Зимний дворец – Эрмитаж

5 – Кунсткамера

6 - Дворцовый мост

7 и 8 - Петропавловская крепость

9 - Медный всадник

6 – Исаакиевский собор

7 – Крейсер «Аврора»

К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений.
- С какой целью была создана Всемирная Красная книга?
- Какие Красные книги знаете ещё?
-Игра «Найди животных, занесённых в Красную книгу» и объясни, почему они там оказались

Большая панда – это гигантский енот. Живёт в бамбуковых горных лесах, потому что питается исключительно листьями и побегами бамбука, на высоте 3 км. Панда внешне так похожа на медведя, что её называют «бамбуковым медведем» Является редким животным. Панда – символ Всемирного фонда защиты диких животных.
Белый носорог – самый крупный из носорогов. Может достигать в длину 4 м, в высоту – 2 м, вес более 4 тонн (как 2 «Волги»). Особенность белого носорога в том, что они едят побеги на уровне земли, для этого у них специально приспособлена верхняя губа. Проживают на равнинах, у подножия горы, в Африке. Любит принимать грязевые ванны. Поэтому, несмотря на название , имеет тёмно-серый цвет, а не белый.
Гребнистый крокодил – самый крупный представитель крокодильего племени. Длина от 6 до 9 м, вес около 500 кг. Проживает вдоль побережья Индии, Индонезии и Австралии. Скрытен, редко выходит наружу, его нигде не бывает много.

Зелёная морская черепаха (суповая) обитает во всех океанах, кроме Северного Ледовитого океана. Весит от 200 до 450 кг. Длина панциря достигает 1 м. Жизнь её в опасности. Морские черепахи часто принимают пластиковые пакеты, плавающие в воде, за свою пищу – за медуз. А когда хватают этот мусор челюстями, то задыхаются.
Орангутаны Они обитают во влажных лесах, таких как в Юго-восточной Азии. Строят на деревьях гнезда, на землю спускаются редко. Однако лишь несколько тысяч орангутанов уцелели в Индонезии и Малайзии , потому что им негде жить – их леса вырубает человек.
Жук-геркулес в Южной Америке.

Орнитоптера Александры – одна из самых длиннокрылых и быстрых бабочек. Проживает в тропиках.
-Какие объекты относятся к природе?

- Какие объекты сделаны руками человека?
- Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Рассказать о причинах появления списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника и читать о животном из Международной Красной книги. Готовить сообщения об объектах Всемирного наследия.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. - формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Всемирное наследие и международная Красная книга. Научимся приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги.

Подумай, что могут означать слова «Всемир-ное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги

Изучение нового материала

Сокровища Земли ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ

В 60-е годы XX века в Египте на реке Нил была построена гигантская плотина. Образова-лось искусственное озеро, протянувшееся на сотни километров. Вода в нём всё прибывала, и под угрозой затопления оказался уникальный памятник древности — храм Абу-Симбёл. Весь мир был в тревоге: неужели удивительный храм исчезнет с лица земли?! Срочно был разрабо-тан проект его спасения. И людям удалось со-вершить чудо: в короткий срок огромный храм, высеченный в скале, перенесли в безопасное место! Для этого он был разрезан на тысячи блоков и воссоздан на более высоком участке, где вода не угрожала ему.

Из этого случая человечество извлекло очень серьёзный урок. Люди осознали, что из-за непродуманной хозяйственной деятельности весь мир может лишиться бесценных сокровищ. Возникла идея объявить самые выдающиеся достоприме чательности природы и культуры Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Так появился Список Всемирного наследия. Его ведёт авторитетная международная организация — ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по
вопросам образования, науки и культуры).

Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и трения человека (Всемирное культурное наследие). Это две неразрывные части одного целого. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат
в центре — творения человека.

Как и большинство стран мира, Россия под-держала идею создания Списка Всемирного наследия. Сейчас в него включён целый ряд объектов природы и культуры нашей страны. Ежегодно Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополняетс

Осмысление и понимание полученных знаний

Изучите карту.(1,2,3) . С её помощью узнайте, какие объекты внесены в Список Все-мирного наследия. Какие из них относятся к ГЛ) природному наследию, а какие — к культурному? Какие из объектов этого списка находятся в России? Выполните задание в рабочей тетради.

1

2


3

Определите по фотографиям объекты Все-мирного наследия. Проверьте себя на «Стра-ничках для самопроверки». Найдите эти объекты на карте.

Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения.

Озеро Байкал

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра! В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира оста-лись без питьевой воды, то в озере Байкал во-ды хватило бы для всего человечества на 7 ты-сяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/з из них встречают-ся только здесь и нигде больше!

К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей бай-кальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильт-ровывать, очищать воду. Рыба в Байкале ста-ла медленнее расти, уменьшилась её плодо-витость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы...

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точ-ки зрения эколога, используя знания, получен-ные на уроке?

Самостоятельное применение знаний

Что такое Всемирное наследие? 2. Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия. 3. Какие объекты Всемир-ного наследия находятся в России? 4. Что та-кое Красная книга МСОП? 5. Приведи примеры животных из международной Красной книги.

Вывод.

Всемирное наследие — это самые выдающие-ся достопримечательности природы и культу-ры всего мира, подлежащие обязательной охране. Международная Красная книга (Крас-ная книга МСОП) — это книга, в которую вносятся самые редкие виды растений и жи-вотных разных стран.

Задание для домашней работы

С помощью энциклопедии, другой дополнитель-ной литературы или Интернета подготовь сооб-щение об одном из объектов Всемирного насле-дия, об одном из животных международной Красной книги (по своему выбору).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

« Сокровища Земли под охраной человечества»

подготовила

учитель начальных классов

Хабибуллина Альбина Ильсияровна

Бугульма 2010

Текст заголовка

Хабибуллина Альбина Ильсияровна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ№1
города Бугульмы Республики Татарстан

Цели:

    Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, пока­зать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.

    Познакомить с Международной Красной книгой.

    Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование:

    мультимедийное оборудование;

    учебник Плешакова "Окружающий мир", 4 класс;

    Международная Красная книга и Красная книга СССР;

    карточки для самооценки;

    карточки для игры

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинаем заседание экологического совета четвертого класса. Тема заседания - «Сокровища Земли под охраной человечества».

Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых челове­ком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Междуна­родной Красной книге.

П. Проверка знаний и умений

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

Графический диктант.

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ∆ («да»), а если это не так - знак О («нет»):

Человек - властелин и покоритель природы.

Древние люди остро чувствовали свою зависимость от ка­призов окружающей среды.

Экология - это наука о взаимодействиях живых организ­мов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасы­вает человек в моря и океаны.

Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничто­жается.

Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

Ответ:

Организуется взаимопроверка работ.

Просмотр видеоролика организации Гринпис. (Приложение 1)

Подводятся итоги проверки знаний.

Итоги каждого задания вносятся в листы самооценки.

Лист самооценки.

Графический диктант.

III. Изучение новой темы

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разру­шены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды -сохранилось до нашего времени.

Демонстрируются видеоролики Семи чудес света: египетские пира­миды, «Висячие сады» Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, ЗевсОлимпийский, мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Ро­досский.

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. О Всемирном на­следии мы заслушаем сообщение нашего товарища.

Рассказ ученика:

Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показ эмблемы, нарисованной на плакате). Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творе­ния человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.

Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внима­ние на условные обозначения. Какие объекты природного на­следия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. {Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Юж­ной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьер­ный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Бай­кал, Алтай - Золотые горы в Евразии) (Приложение 2)

Показ видеосюжетов: «Большой каньон», «Водопад Игуасу», «Водопад Виктория», «Большой Барьерный риф», «Озеро Байкал».

IV. Физкультминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля -

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис - древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи - деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена.)

Учитель показывает презентацию, сопровождая крат­ким рассказом. (Приложение 3)

Среди названных объектов находятся достопримечательности Всемирного наследия России. О некоторых из них мы погово­рим более подробно. О Московском кремле и Красной площа­ди нам расскажет следующий докладчик.

Рассказ ученика (сопровождается показом открыток): Перед вами Московский Кремль с его величественными зубча­тыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Башен девятнадцать, всем знакома Спасская башня с курантами. Внутри Кремля расположены соборы - это целые архитектурные ансамбли. Красная площадь у стен Кремля имеет свою историю, на ней тоже находятся выдаю­щиеся памятники архитектуры.

Московский Кремль и Красную площадь, несомненно, можно назвать бесценными сокровищами России. О Всемирном при­родном наследии нашей страны - об озере Байкал - мы прочитаем из учебника на стр.58-59.

Выполнение теста.

Тест.

1. Что не входит во Всемирное наследие?

а) Всемирное природное наследие;

б) Всемирное культурное наследие;

В) Всемирное производственное наследие.

2. Что в эмблеме Всемирного наследия символизирует круг?

а) природу;б) творение человека;в) солнце;

3. Какая фигура на эмблеме Всемирного наследия символизирует творения человека?

а) треугольник;б) квадрат;в) круг.

4. Какой объект не относится к природному наследию?

а) озеро Байкал;б) Московский Кремль; в)горы Алтай.

5. Какой объект не относится к культурному наследию?

а) Тадж-Махал;б) Афинский Акрополь;в) водопад

Виктория.

6., Какой из памятников Всемирного природного наследия находится в России?

а) вулканы Камчатки; б) Большой каньон;в) водопад Игуасу.

7. Какая постройка сделана из дерева?

а) Афинский Акрополь;б) церковь Кижи; в) Великая Китайская

8. На каком материке находится Великая Китайская стена?

а) в Северной Америке;б) в Австралии;в) в Европе.

V. Продолжение экологической темы.

Переходим к обсуждению следующего вопроса. На предыду­щем заседании нам было предложено обсудить вопрос «Меж­дународная Красная книга».

Записать тему на доске.

К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги воз­никла в конце пятидесятых годов XX века. Более подробно о Международной Красной книге расскажет наш одноклассник.

Рассказ ученика:

Ученые посчитали крайне важным привлечь внимание междуна­родного сообщества и руководителей отдельных государств к бедст­венному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги - выявление, учет тех видов организмов, которые могут ис­чезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

В вашем учебнике на стр. 60, 61 помещены рисунки несколь­ких видов животных из Международной Красной книги. По­пробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу ис­чезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради кра­сивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана и т.д.)

- О большой панде предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

Почему большая панда была внесена в Красную книгу? (По­тому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая. Этих животных стало очень мало.)

«Что небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

И земля без зверей - не земля!»

VI. Закрепление

На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. При­шло время подвести итоги и сделать записи. Что такое Все­мирное наследие? (Это Всемирное природное наследие и Все­мирное культурное наследие.)

- Запишем схему:

Всемирное наследие

природноекультурное

озеро БайкалМосковский Кремль

Большой каньонСтатуя Свободы

водопад ИгуасуВенеция Виктория

Назовите объекты Всемирного природного наследия. (Боль­шой каньон, водопад Игуасу, озеро Байкал и т.д.)

Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия. (Московский Кремль, Статуя Свободы, Венеция, Серенгети и т.д.)

Игра «Узнай животных»

Работа ведется в парах. На столы раздаются конверты с карточ­ками-названиями животных. Дети должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу.

Карточки:

СЛОН, БОЛЬШАЯ ПАНДА. ВОЛК, ГРЕБНИСТЫЙ КРОКОДИЛ, ЗЕБРА, БЕЛЫЙ НОСОРОГ. УТКА МАНДАРИНКА. КОЛОРАД­СКИЙ ЖУК, ОРНИТОПТЕРА АЛЕКСАНДРЫ. САРАНЧА, ЗЕЛЕ­НАЯ МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА, ЖУК-ГЕРКУЛЕС. АМУРСКИЙ ТИГР

(подчеркнуты животные, занесенные в Красную книгу). Подведение итогов игры.

VII. Выставление оценок по листам самоконтроля.

VII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?

Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?

Домашнее задание

Ответить на вопросы «Проверь себя».

I вариант - выполнить задание 1; II вариант - задание 2 (стр. 62).

Список использованной литературы

1.Плешаков А.А. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2007.

2. Дмитриева О.И. Методическое пособие. – М.: «ВАКО», 2004.

3. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. – 1999


Использованные материалы

1. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 2007год.

Примечание. За использованными видеороликами можно обратиться к автору.


Подробное решение часть 1 Сокровища Земли под охраной человечества по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

Изучите карту на с.50-51. С ее помощью узнайте, какие объекты внесены в Список Всемирного наследия. Какие из них относят к природному наследию, а какие к культурному? Какие из объектов этого списка назодятся в России?

К природному наследию относятся: Большой Барьерный риф, Национальный парк Гранд-Каньон, водопад Виктория, Национальный парк Серенгети, водопады Игуасу.

К культурному наследию относятся: статуя Свободы, Абу-Симбел, афинский Акрополь, Великая Китайская стена, мавзолей Тадж-Махал, Венеция.

В России объектами природного наследия являются вулканы Камчатки, остров Врангеля, озеро Байкал, Золотые горы Алтая. К Всемирному культурному наследию России относятся: Погост Кижи, исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь.

2. Определите по фотографиям объекты Всемирного наследия. Проверьте себя на страничках для самопроверки. Найдите эти объекты на карте.

Ответ.1. Национальный парк Гранд-Каньон. 2. Погост Кижи. 3. Венеция. 4. Великая Китайская стена. 5. Водопад Виктория. 6. Большой Барьерный риф.

С.54 Рассмотрите на рисунках животных из международной Красной книги. Знаете ли вы что-нибудь об этих животных? Попробуйте объяснить, почему они оказались под угрозой исчезновения. Как вы думаете, что нужно сделать для спасения каждого их этих видов.

Ответ. Гребнистый крокодил - самое крупное современное пресмыкающееся, относящееся к семейству настоящих крокодилов, а также самый крупный в мире наземный или прибрежный хищник, находящийся на вершине пищевой цепи на территории всего своего обширного ареала. Самцы этого вида могут достигать 7 м длины, при весе до 2000 кг и являются единственными современными крокодилами, регулярно вырастающими более 5.2 метров. Как и предполагают некоторые его названия, этот крокодил может жить в соленой воде, но, как правило, обитает в мангровых болотах, дельтах, лагунах и в нижнем течении рек.

Зеленая морская черепаха – суповая черепаха - вид морских черепах, единственный представитель рода зелёные черепахи.

Живет зелёная морская черепаха в водах Атлантического и Тихого океанов. Зелёная черепаха - крупная, длина панциря от 80 до 150 см, масса - от 70 до 200 кг, очень редко достигает длины 200 см и массы 400-500 кг.

Несмотря на название, окраска зелёной черепахи сверху не только оливково-зелёная, но и часто тёмно-коричневая, с желтоватыми и белыми пятнами и полосами.

Первые годы жизни зелёная черепаха проводит в открытом океане, питаясь в это время медузами и другими морскими животными. Со временем она меняет место обитания, перемещаясь ближе к берегу и постепенно переходя на растительную пищу.

Жук – геркулес обитает в тропических лесах и питается преимущественно перезревшими мягкими и сочными фруктами, в том числе и такими, сок которых уже забродил. Пищу жук находит на земле, однако может залезать и на деревья. Ноги жука длинные, на лапках имеются мощные коготки, поэтому жук может быстро взбираться на деревья. В поисках новых источников пищи жук может перелетать с места на место.

Иногда жуки несколько дней питаются одним фруктом, пока полностью не высосут его. При поиске пищи и обхаживании самки самцы не терпят соперничества и в схватках с конкурентами используют свои рога. Приподняв голову, самец может прижать рог, расположенный на лбу, к рогу, находящемуся на переднеспинке. Оба рога образуют мощные клещи, при помощи которых жук может продавить жесткие надкрылья противника.

Орнитоптера Александры – считается крупнейшей по размаху крыльев дневной бабочкой в мире. Первым европейцем, обнаружившим этот вид бабочек в 1906 году, был коллектор Алберт Стьюарт Мик, собиравший насекомых для банкира и коллекционера бабочек лорда Уолтера Ротшильда. Последний в 1907 году дал название виду в честь королевы Александры, супруги короля Великобритании Эдварда VII .

Бабочка встречается на ограниченном ареале - во влажных тропических лесах Папуа - Новой Гвинеи в районе гор Попондетта. Извержение вулкана Ламингтон в 1951 году уничтожило около 250 км² естественной среды обитания этого вида бабочек, что является основной причиной их редкого распространения. Также из-за резкого снижения численности бабочек этого вида был отнесён к списку запрещенных к отлову и продаже животных.

Крупные дневные бабочки с выраженным половым диморфизмом. Самки крупнее самцов, размах их закруглённых крыльев может достигать у отдельных особей до 27 см. В Лондонском музее естественной истории хранится экземпляр самки с размахом крыльев 273 мм, что делает данный вид крупнейшим. Длина брюшка составляет до 8 см, вес - до 12 граммов. Окраска крыльев и брюшка тёмно-бурая с белым, кремовым и жёлтым оттенком.

Самцы меньшие самок, размах крыльев до 20 см. Крылья самцов более узкие, окрашены в синие и зелёные цвета

Орангутан – род древесных человекообразных обезьян, один из наиболее близких к человеку. Орангутан считается самым умным животным, после человека. Рост взрослых самцов может достигать 1,5 м, масса тела - 50-90 и даже 100 кг. Самки значительно меньше: около 1 м ростом при весе в 30-50 кг. Телосложение орангутанов массивное, сильно развита мускулатура. Задние конечности короткие, передние, напротив, очень длинные, доходят до лодыжек. Волосяной покров редкий, красновато-коричневый, с длинными волосами на плечах. Большие пальцы ног могут поворачиваться и противопоставляться остальным пальцам, что считается адаптацией к лазанию по деревьям.

Голова крупная, с широким лицом, высоким лбом и заметно выступающей мордой. У взрослых самцов на щеках характерные наросты из жира и соединительной ткани, имеются усы и борода.

Большая панда или как ее еще называют бамбуковый медведь - млекопитающее, принадлежащее к семейству медвежьих, хотя имеет некоторые признаки енотов. Шерсть у панды имеет характерную черно-белую расцветку.

Большие панды водятся только в горных районах центрального Китая, в Тибете и провинции Сычуань. Из середины ХХ века большая панда является национальной эмблемой Китая. С китайского языка название можно перевести как «медведь-кошка». А название этого животного на Западе происходит от названия малой панды. Ранее это животное называли пятнистым медведем. Масса колеблется от 17 до 160 килограмм. Самцы больше самок и по размеру и по весу. В отличие от других медведей панды имеют хвост длиной 10 – 15 сантиметров. Животное имеет массивное тело, которое покрыто густым белым мехом, черного цвета шерсть на лапах, ушах и черные пятна вокруг глаз, которые очень похожи на «очки». На коротких толстых задних лапах расположены острые когти. На подошвах и возле основы каждого пальца лап расположены голые участки, которые позволяют удобнее удерживать тонкие и скользкие стебли бамбука, который является основной пищей.

Белый носорог - Белый носорог - второе по величине сухопутное животное на планете после слона. Это огромное млекопитающее - масса старых самцов достигает 4-4,5 тонн, порой даже до 5 (обычно 2-2,5 тонны), а длина тела - 4,2 метра. Высота в плечах - 1,6-2 м. Собственно, белого в нём ничего нет, и название это, по-видимому, произошло при искажении бурского слова wijde (широкий, широкомордый), которое англичане по звучанию переделали в «белый». От англичан название перешло в другие языки. В действительности окраска этого носорога тёмная, шиферно-серая, лишь чуть более светлая, чем у чёрного. Как и у чёрного носорога, у белого два рога, передний из которых всегда длиннее (рекорд 1,58 м). Задний рог часто почти не развит. Предполагается, что основная функция переднего рога - раздвигать кустарник при ходьбе и кормёжке. Во всяком случае, он всегда бывает идеально отшлифован, а передняя поверхность его слегка уплощена. Главное отличие белого носорога от чёрного - широкая плоская верхняя губа (у чёрного губа заострена в виде хоботка). Такое строение вполне отвечает её назначению: основную пищу белого носорога составляет не кустарник, а травянистая растительность. При пастьбе животное скусывает траву у самой земли, причём острый ороговевший край нижней губы возмещает отсутствующие резцы.

Для спасения этих видов животных необходимо:

Прекратить охоту на данных животных;

Создать условия для обитания животных в естественной среде обитания;

Принять меры по восстановлению численности этих животных.

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения эколога, используя знания, полученные на уроке.

Ответ. Мир очень хрупкий. Человек с его неразумной хозяйственной деятельностью и охотой пришел к тому, что с лица Земли исчезли многие виды растений и животных. Исчезновение одного вида приводит к исчезновению еще нескольких. В настоящее время происходит осознание содеянного. Образуются международные организации, создаются российские, принимаются различные документы для охраны и восстановления природы на нашей планете.

С. 56. Проверь себя

1. Что такое всемирное наследие?

Ответ. Всемирное наследие - достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.

2. Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Ответ. Объекты Всемирного природного наследия - Большой каньон, Большой Барьерный риф, водопады Игуасу. Объекты Всемирного культурного наследия – Афинский Акрополь, Великая Китайская стена.

3. Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?

Ответ. В России находятся Погост Кижи, исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, Золотые горы Алтая, озеро Байкал, вулканы Камчатки.

4. Что такое Красная Книга МСОП?

Ответ. Международная Красна книга - книга, в которую внесены редкие и исчезающие виды растений и животных нашей планеты.

5. Приведи примеры животных из международной Красной книги?

Ответ. Животные Красной Книги МСОП - Гребнистый крокодил, большая панда, белый носорог, жук-геркулес.

C. 56. Задания

С помощью энциклопедии, другой дополнительной литературы или интернета подготовь сообщение об одном из объектов Всемирного наследия, об одном из животных международной Красной книги (по своему выбору).

Ответ. 1. Кижи (карельск. Kizi) – остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположении всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX веков, окруженный единой оградой – реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.

На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Вулканы Камчатки – вулканы на востоке России на полуострове Камчатки на территории Камчатского края. Составляют часть Тихоокеанского огненного кольца.

В настоящее время среди вулканов Камчатки насчитывается около 30 действующих. Понятие действующего вулкана достаточно относительное. Действующим принято считать вулкан, извергающийся в исторический период времени. Есть вулканы, которые последний раз извергались около 1000 или даже 4000 лет назад, и эти вулканы по разным классификациям имеют разный статус. Таким образом, активный вулкан не обязательно должен непрерывно находиться в стадии извержения. Большинство активных вулканов в «свободное от работы время» выпускают в атмосферу водяной пар и другие газы, то есть идёт так называемая фумарольная активность.

2. Амурский тигр. Амурские тигры широко известны многим россиянам, заинтересованным в сохранении окружающей среды. Это красивое амурский тигр животное занесено одновременно в Международную Красную книгу и в Красную книгу Российской Федерации. Собственно, амурский тигр – один из самых малочисленных подвидов тигра, и его максимальная численность на сегодняшний день оценивается в 530 особей. Меньше только суматранский тигр (не более 500 особей) и южно-китайский (почти вымерший, около 30 особей). Вымирание амурских тигров настолько беспокоит экологов, что они неоднократно подавали в правительство обращение об усилении охраны.

Тигр вообще – это один из четырёх видов рода Пантера, к которому принадлежат крупнейшие кошки на Земле и одновременно – одни из самых крупных наземных хищников. Тигры по массе уступают только белому и бурому медведям.

Основная масса тигров проживает в достаточно тёплых краях – Индия, Индонезия, Китай. Тигр Шерхан стал одним из «литературных символов» Индии. В отличие от тамошних тигров, их собратья из российского Дальнего Востока обитают в гораздо более суровых условиях. Низкие температуры, сильные ветры, заснеженная тайга определили характерные внешние признаки, отличающие амурского тигра от всех остальных подвидов. В первую очередь это шерсть, которая у амурских тигров значительно гуще, чем у остальных. Её окраска более светлая, чем у индийских и китайских тигров. В зимнее время шерсть оранжевая, а живот белый.

Другая отличительная особенность амурского тигра – толстый (около 5 см) слой жира на животе, защищающий от ледяного ветра.

Всё вместе – шерсть и жировой слой – создают отличную «броню», благодаря которой амурские тигры могут существовать в столь экстремальных условиях.

Уши амурских тигров меньше, чем у остальных. Это тоже объясняется холодным климатом. Однако ростом, длиной тела и массой амурские тигры превосходят остальные подвиды. Масса амурского тигра может достигать 200 – 250 кг, рост более метра, а длина тела – три метра и более, не учитывая хвоста. Самки, как правило, несколько меньше самцов. По сравнению с амурским китайский и суматранский тигры кажутся просто карликами – вес взрослых самцов редко превышает 130 кг.

Камышовый кот имеет сходство с обычным домашним котом, но он намного крупнее и агрессивнее. Тело упругое и сильное с хорошо развитыми мышцами, в длину может быть 1м. Масса около 16 кг. Лапы высокие с очень острыми когтями, хвост небольшой, его длина не более 30 см. На голове большие, треугольные уши, на их концах расположены кисточки, как у рыси. Благодаря этому животное получило свое второе название «болотная рысь». Верхняя часть тела окрашена в серо-бурый цвет с рыжим оттенком, нижняя – светлая. Хвост темнее туловища с несколькими бурыми кольцами и черный на конце. Морда рыжеватая, только подбородок белый. Котята полосатые, а на теле взрослых особей рисунок проступает плохо.

Летом мех короткий, зимой густой и пышный.

Встретить животное можно на Кавказе и в Средней Азии. Кот старается избегать открытого пространства, поэтому селится в основном в густых зарослях тростника, в лесах возле больших озер и морей. Морозы хищник переносит плохо, поэтому высоко в горах его не увидишь. Весной его можно встретить в горной местности. Иногда селиться рядом с людьми.

Хищник больше любит ночное время суток. На охоту выходит с наступлением сумерек, хотя зимой отправляется на поиски добычи и днем. Он прекрасный охотник. Обычно нападает из засады, но может подкараулить добычу и возле норы. Хорошо умеет плавать. Изредка может вылезть на дерево.

Их рацион достаточно разнообразный. В основном коты питаются грызунами и птицей. Могут есть рыбу, ящериц, змей, черепах. В некоторых случаях охотится на кролей, зайцев и других мелких животных. Могут питаться домашними курами, утками, гусями.

Это осторожный и скрытный зверь, который предпочитает днем прятаться в зарослях тростника. Животное обладает превосходным слухом, поэтому услышав, что неподалеку появилась добыча, тихо подкрадывается и ловит. Он может поймать птицу на лету благодаря своей способности высоко прыгать.

Хищник предпочитает жить один. Один самец может жить на большой территории, которую яростно охраняет от других самцов. В среднем владения камышового кота занимают от 50 до 200 км. На этой площади могут жить несколько самок.

Хоть камышовый кот и одиночка, но во время размножения животные образовывают семьи, в которые входят самец, самка и их детки.

Брачный период котов припадает на февраль-март. Самцы жестоко борются за внимание самок, издавая при этом громкие крики. Беременность длится около двух месяцев. Незадолго до родов самка обустраивает уютное гнездо, которое выстилает сухими листьями, мхом и шерстью, иногда использует пустые барсучьи и лисьи норы.

За один раз кошка может привести от трех до шести котят. Новорожденные весят до 150 грамм. Котята рождаются слепыми. Глаза открывают через две недели после рождения. Самка защищает и опекает котят. Дети растут очень быстро и уже через полгода становятся взрослыми и могут производить потомство.