Научно - практическая работа на тему "проблема отношения к пленным в художественной литературе". Человеческий облик на войне план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему Причины неподписания женевской конвенции ссср

Сегодня, когда в мире столько насилия и жестокости, нетрудно забыть о простом человеческом сострадании перед лицом опасности. Но люди на этих фотографиях сказали «нет» ненависти и вместо этого выбрали любовь. Они должны послужить примером всем нам. Пора остановиться и вспомнить, что такое человечность.

(Всего 41 фото)

1. Рядовой Дик Л. Пауэлл делится своим обедом с бездомным щенком. Корейская война, 1951 год.

2. Жители города Фергюсон, штат Миссури, США, объединились, чтобы защитить магазины от мародеров. 2014 год.

3. Медик перевязывает раненого ребенка. Вторая мировая война, 1944 год.

4. Христиане-копты защищают молящихся мусульман во время Египетской революции. Каир, 2011 год.

5. Российский полицейский несет ребенка, спасенного из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004 год.

6. Пехотинец успокаивает товарища. Корейская война, 1950-1953 гг.

7. Боснийский солдат заботится о ребенке, спасенном во время эвакуации в Горажде. 1995 год.

8. Демонстранты успокаивают расстроившегося офицера Хоселито Севилья во время акции протеста в Маниле, Филиппины, 2013 год.

9. Немецкий солдат перевязывает раненую русскую девушку. Вторая мировая, 1941 год.

10. Афганский солдат уносит плачущего ребенка с места взрыва. Афганская война, 2001-2014 гг.

11. Немецкий солдат делится своим пайком с матерью и ее ребенком. Мясной Бор, Вторая мировая война, 1941 год.

12. Египтяне жмут руки военным, отказавшимся стрелять по гражданским. Египетская революция, 2011 год.

13. Журналист Реймонд Уокер бежит по мосту во Францию с ребенком, которого он спас от испанской гражданской войны. 1936 год.

14. Солдат ГДР игнорирует приказ никого не пускать и помогает мальчику, оказавшемуся по ту сторону Берлинской стены отделенным от своей семьи. 1961 год.

15. Американские солдаты толкают машину с двумя серьезно раненными немецкими солдатами. Вторая мировая война, 26 января 1945 года.

16. Джозеф Дуайер несет раненого мальчика в безопасное место подальше от пожара. Иракская война, 2003-2011 гг.

17. Офицер Райан Ли и его пес Вальдо спят на полу. Оба избежали казалось бы неминуемой смерти. Афганская война, 2011 год.

18. Женщина защищает раненого демонстранта от военного бульдозера. Египет, 2013 год.

19. Сержант Фрэнк Прейтор кормит котенка, мать которого погибла под обстрелом. Корейская война, 1953 год.

20. Военный санитар Ричард Барнетт держит ребенка, семья которого пропала во время перестрелки. Иракская война, 2003 год.

21. Французский солдат помогает семье бежать от испанской гражданской войны. Ок. 1938 года.

22. Украинский солдат целует свою девушку через ворота на базе, окруженной русскими военными. 2014 год.

23. Иорданский солдат греет ручки сирийского ребенка, спасенного из страны, охваченной войной. Сирийская гражданская война, ок. 2013 года.

24. Священник успокаивает раненого солдата посреди снайперского огня. Восстание в Венесуэле, 1962 год.

25. Тунисская девочка протягивает солдату розу после того, как военные отказались стрелять по демонстрантам и объявили, что будут «защищать революцию». Тунисская революция, 2011 год.

26. Футбольный матч между британскими и немецкими солдатами на западном фронте. Первая мировая война, 24 декабря 1914 года.

27. Мальчик ведет слепого старика по разрушенным войной улицам. Корейская война, 1951 год.

28. Американская женщина-солдат и афганская девочка. Афганская война, 2010 год.

29. Солдат делится водой и едой с тремя детьми на Сайпане. Июль, 1944 год.

30. Немецкие солдаты играют с бездомным котенком. Вторая мировая, 1943 год.

31. Немецкие солдаты помогают французу, застрявшему в болоте в Вердене. Первая мировая, 1916 год.

Республиканская конференция школьников

Изучаем международное гуманитарное право: развитие

правовой системы в России и мире»

Направление : Международное гуманитарное право

Секция : Отражение норм МГП в литературе и искусстве.

Тема:


ученицы 10 класса

МОУ «СОШ №3» с. Атажукино

Баксанского района КБР

Нагоевой Залины Артуровны

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шогенцукова Рима Юрьевна

Содержание

I . Введение

I I .Основная часть:

    Международный комитет Красного Креста и международное гуманитарное право.

    Положение советских военнопленных в плену у немцев на примере

рассказов М. Шолохова «Наука ненависти», «Судьба человека».

повести К. Воробьева « Это мы, господи!», «Язык» мой – враг мой».

3.1. Положение немецких военнопленных в советском плену на примере

рассказа Г.Цыпленковой «Конопатый».

3.2. Последние свидетели.

4. Воспоминание ветерана ВОВ, бывшего в плену у немцев.

III .Заключение.

    Литература и источники.

I . Введение

Одной из самых жестоких форм силового соперничества является война. Часто ее удары обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно в боевых действиях, например, на мирных жителей, раненных, пленных.

Война... Вооруженный конфликт... Если противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. Так было всегда. Почти невозможно отыскать в стройном шествии веков столетие, никогда не говорившее на языке военной истории. Вооруженные конфликты остаются реальностью и нашего времени.

Вооруженный конфликт – это всегда человеческая драма: люди изо дня в день сталкиваются со смертью, произволом, ненавистью, лишениями. Военные действия уносят жизни и делают калеками миллионы людей, пополняют списки пропавших без вести, оставляют страшные разрушения.

В наше время регулирование поведения участников вооруженного конфликта осуществляется с помощью норм международного гуманитарного права. Это значит, что даже у войны есть свои пределы, и она должна вестись по правилам.

Произведения художественной литературы отличаются гуманистической направленностью. Вот почему важно рассмотрение художественных литературных произведений с точки зрения, принципов международного гуманитарного права. В произведениях о войне наиболее ярко проявляются отношения к пленным, поэтому предметом исследования являются произведения художественной литературы.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе происходили и, к сожалению, происходят вооруженные конфликты. Но не всегда руководствуются взрослые нормами международного гуманитарного права.

Целями данной работы являются:

1)Привлечение внимания сверстников к последствиям чрезмерного насилия во время вооруженных конфликтов;

2) Создание условий для понимания необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью правовых норм; 3) Содействие формированию таких качеств личности, как уважение к жизни и человеческому достоинству жертв войны, сострадание и милосердие к беззащитным.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с положениями четырех Женевских конвенций и Дополнительными протоколами к ним;

Рассмотреть произведения художественной литературы с точки зрения принципов международного гуманитарного права;

Выявить положение советских военнопленных в плену немцев на примерах произведений художественной литературы;

Выявить положение немецких военнопленных в советском плену;

Рассмотреть воспоминания ветерана великой Отечественной войны с точки зрения принципов Международного гуманитарного права.

Для решения поставленных задач были рассмотрены рассказы М.Шолохова «Наука ненависти», «Судьба человека» автобиографическая повесть К. Воробьева - “Это мы, господи!”, рассказ К.Воробьева «Язык» мой – враг мой».

Изучены Женевские конвенции от 12 августа и Дополнительные протоколы МККК 1977года. Архивные материалы сельского музея, воспоминания моего односельчанина, ветерана Великой Отечественной войны Хоконова А.Т., очевидца страшных дней в немецком плену, стали еще одним доказательством несоблюдения норм Международного гуманитарного права.

II . Основная часть.

    Международное гуманитарное право и Международный Комитет Красного Креста.

Правила ведения военных действий возникли еще в глубокой древности. Отдельные обычаи, когда военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, требовали гуманного обращения с ними, призывали щадить гражданское население, со временем оформились в нормы обычного права, которыми противоборствующие стороны руководствовались в период войн. Договорное же оформление этих правил началось только во второй половине X 1 X века.

В 1864 г. в Женеве была принята конвенция об улучшении участи раненных воинов в действующих армиях.

2. Положение советских военнопленных в плену у немцев.

В становлении международного гуманитарного права большую роль сыграла Россия. Для российских воинов было характерно и традиционно стремление к соблюдению обычаев войны, базирующихся на представлении о воинской чести и достоинстве. В кодексе чести обязывает его «предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью, проявлять человеколюбия и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению, не допускать неоправданных разрушений».

Произведения художественной литературы о войне позволяют проанализировать и прокомментировать факты и идеи с позиции международного права.

Война! Особенности этого тяжелого времени диктуют непримиримое отношение к врагу. Следовательно, во время войны военнопленные из рядов тех, кто вторгся на чужую территорию – это зверь, нелюдь, лишенный каких-либо человеческих качеств.

Войны захватнические или освободительные, это один из аспектов, который влияет на отношение к военнопленным.

К захватчикам более жесткое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю, рожденный и вскормленный этой землей, дерется за каждый ее сантиметр, за каждую травинку и былинку. Попав на чужую территорию, от рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие. И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими .

С теми же чувствами воюют прошедшие ужасы плена, и тому наглядный пример из рассказа М. Шолохова «Наука ненависти» 1942г. Лейтенант Герасимов, побывал в плену и испытал все тяготы плена: «Били в лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения… Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука». Последние слова, по-моему, имеют двойной смысл. После освобождения из лагеря возвращается на фронт, но не может видеть живых гитлеровцев, «именно живых, на мертвых смотрит ничего… даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо глаза закроет и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет». Очень показательны слова главного героя: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить».

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М.А Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.

Приведем примеры нарушения норм современного МГП из рассказа Шолохова «Судьба человека»

Как видим, в рассказе Шолохова «Судьба человека» действия немцев по отношению к военнопленным не соответствовали гуманистическому духу Женевских конвенции, где четко выдвинуто обращение с военнопленными.

Автобиографическая повесть - “Это мы, господи!” была написана К. Воробьевым в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал автор о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!”

3. Положение немецких военнопленных в Советском плену.

А каково же было положение немецких военнопленных в советском плену? Ярким примером соблюдение норм МГП по отношению к вражескому военнопленному может служить рассказ Г. Цыпленковой «Конопатый». Это история о военнопленном немце, который, как и сотни других пленных, строил новый мост через овраг в провинциальном городке. В этом рассказе видно как соблюдались нормы современного МГП по отношению к немецким пленным.

1. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны бывшего в плену у немцев.

Не менее интересно рассмотреть и воспоминания ветеранов, находившихся в плену в годы Великой Отечественной войны.

Вот что рассказал участник Великой Отечественной войны Хоконов Асламурза Титович: «До войны я работал фельдшером. С началом Великой Отечественной был призван в Красную Армию – в 115-ю Кавдивизию. В боях под Большой Мартыновкой попал в плен. Ночью же мне удалось бежать. Днем я прятался под скирдами соломы, а ночами шел. Однажды я встретился с колонной наших военнопленных. Хотя на мне была гражданская одежда, немцы погнали и меня с этими военнопленными на запад. Страшное было это время. Фашисты очень издевались над нами, а мы были голодные и измученные. Помню, как они высыпали зерно на землю, а тех, кто бросался туда, расстреливали на месте. Несколько дней мы шли через деревни, и, если мирные жители бросали нам хлеб и продукты, их расстреливали. Мой комсомольский билет был вшит в карман пиджака, иначе за это меня могли расстрелять, как и многих других военнопленных. После неудачной попытки к бегству, на меня, голого, пустили овчарок. Они меня чуть не растерзали, но я чудом выжил. Через месяц оказался в концлагере «Дахау». Здесь я помогал русскому врачу, как фельдшер. Со мной оказались три моих земляка: Жемухов Кашиф с нашего села, другие – с с.Кызбурун-2 и с.Куркужин. Их фамилии, к сожалению, я не помню. Однажды я украл для них буханку хлеба и этим спас земляков от голодной смерти. Даже после войны Кашиф мне говорил: «Миша, если бы не ты, мы бы не выжили». Помню еще, как один предатель донес на меня. После этого меня очень жестоко избили. Я бы не выжил, если бы не американцы, которые освободили нас из концлагеря. В конце 1943 года, из-за опасности гангрены, мне ампутировали обе ступни». К сожалению, Асламурза Титовича сегодня нет уже в живых.

Эту историю нам рассказал сын Хоконова А.Т. –наш бывший учитель истории МОУ «СОШ №3» с.п. Атажукино Хоконов Х.А.

5. Заключение

Прочитав произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема отношения к пленным, невольно задаешься вопросами: Совместимы ли понятия «пленный» и «личность»? «Пленный» и «достоинство»? Всякий ли пленный обладает честью и достоинством? На эти вопросы, как видно есть ответы.

В заключении своей работы, я пришла к такому выводу : Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие – либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.

Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.

Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех воюющих, где бы они не находились: на суше, на море, в воздухе.

Список использованной литературы.

    Архивные материалы о ветеранах.

    Воробьев К.Д. «Повести и рассказы»

    Воспоминание ветерана Великой Отечественной войны из с.Атажукино Хоконова А.Т.

    Женевские конвенции от 12 августа 1949 года. Дополнительные протоколы.М. МККК.1977 г.

    Шолохов М.А. «Рассказы». М.»Художественная литература. Классики и современники».Л.1983 г.

    Цыпленкова Г. «Конопатый». Ж. «Костер» 2003 г. №5,6.

Нальчик, 2013 г.

Проблема отношения к пленным. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 8 («Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева...»)

Как относились к пленным немцам русские солдаты? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского советского писателя В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему отношения русских солдат к пленным немцам, автор рассказывает о военных событиях на небольшом хуторе. Здесь лейтенант Борис Костяев закрывает собой пленных немцев, которых пытается расстрелять обезумевший от горя солдат, потерявший на войне близких. Военный врач оказывает первую медицинскую помощь всем раненым, не глядя, кто перед ним: русский или немец. Старший сержант с сочувствием относится к немцу с обмороженными руками, говоря ему с жалостью: «Как теперь работать будешь, голова?»
Все эти примеры, дополняя друг друга, ярко демонстрируют человечность и гуманизм русских солдат, которые понимают, что пленные безоружны и теперь не страшны, а вызывают жалость.
Авторская позиция заключается в следующем: русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь.

Позиция автора мне близка. Несомненно, во время войны русские солдаты показывали гуманное отношение к пленным, проявляли человечность и милосердие. Доброта русских солдат, широта души и способность к прощению и милосердию показана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в Отечественную войну 1812 года. Два замёрзших француза выходят из леса к костру, и сидящие у костра русские воины не жалеют для них каши, кормят несчастных вояк и разрешают им греться у костра.

В заключение подчеркну, что русские люди щедры и добры, умеют прощать, проявляют милосердие к поверженному врагу.

Текст В. П. Астафьева

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

— (28)Тихо, друг, тихо!

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

(По В. П. Астафьеву)

24.05.2008 06:45

Перманентной фальсификации подвергаются многие события и итоги Второй мировой войны. Не успели утихнуть споры о том, кто внес решающий вклад в разгром фашизма, как появилась новая тема для политических спекуляций - о жестоком обращении советских солдат и офицеров, а также властей с военнопленными. А что говорят об этом архивные документы и свидетели?

Общеизвестно, что перманентной фальсификации подвергаются многие события и итоги Второй мировой войны. Этим неблаговидным делом занимаются не только западные политики и ученые, но, к сожалению, и отдельные отечественные русофобы. Не успели утихнуть споры о том, кто внес решающий вклад в разгром фашизма, как появилась новая тема для политических спекуляций - о жестоком обращении советских солдат и офицеров, а также властей с военнопленными противника.

А что говорят об этом архивные документы и свидетели?

После окончания войны Военным трибуналом войск МВД в Воронеже были осуждены пять немецких генералов и большая группа старших офицеров, плененных в результате разгрома немецких войск и их сателлитов на здешнем участке фронта.

Среди них был, к примеру, Хохбаум Фредрих Вильгельм, генерал-лейтенант от инфантерии, командир пехотной дивизии, подчиненные части которого и жандармерия зверствовали в Орловской и Воронежской областях.

Другой высокий чин - Шватло-Гестердинг, начальник штаба 7-го армейского корпуса. По его указанию было расстреляно 20 человек на территории совхоза имени Сталина, 12 человек в селе Девица, в том числе несколько подростков в возрасте 13-14 лет за то, что они якобы украли у немецкого солдата пачку сигарет.

По самые локти были в крови руки у Хильшера Рудольфа, бывшего до Шватло-Гестердинга начальником штаба 7-го армейского корпуса. Им был дан приказ жандармерии 14 июля 1942 года «очистить» помещения психлечебницы Орловка от душевнобольных советских граждан. В исполнении этого приказа жандармерией был расстрелян 721 человек, в том числе 700 душевнобольных, 13 раненых военнослужащих Советской армии, 6 мирных жителей и врачи психбольницы Груздь и Резникова с грудным ребенком. Кроме того, в июле-сентябре 1942 года под его руководством на территории совхоза имени Сталина расстреляно 28 человек из мирных жителей, в Песчаном Логу - 450 человек, в селе Девица – 50 человек, в Подклетном – 66 человек, в селе Медвежье – 50 человек. Хиншер был автором инструкции по разрушению Воронежа.

Прочитав и содрогнувшись от этих зверств, читатель, наверняка, решил, что палачи заслужили самого сурового наказания – смертной казни. Ничего подобного! Ввсем им сохранили жизни и дали по 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Думаю, что многих удивит такой условно мягкий приговор: окажись они на Нюрнбергском процессе или в любой другой стране антигитлеровской коалиции – их непременно бы повесили.

Повторюсь: пленные были отправлены не в концлагерь, а в исправительно-трудовой лагерь. А вот американские власти на второй день после нападения на Перл-Харбор интернировали более 100 тысяч японцев в концлагерь в штат Невада, где они содержались до конца войны.

Конечно, по-разному можно относиться к условиям содержания в лагерях военнопленных офицеров, но из архивных материалов и общения с очевидцами мне достоверно известно, что старшие офицеры, как правило, на физических работах не использовались. Начиная с полковников и выше по званию имели право держать ординарцев-денщиков.

И чем же занимались пленные генералы и полковники? Один рисовал, второй занимался выжиганием и резьбой по дереву, третий увлекался швейным делом (сшил костюмы даже для сотрудников Управления НКВД).

В лагерях для японских военнопленных первое время офицерам, начиная с майора, даже разрешали носить палаши – самурайские мечи, однако после нескольких случаев совершения над собой харакири наиболее фанатичными офицерами, эта привилегия была отменена.

Но самым поразительным фактом было то, что пленных офицеров кормили по нормам, куда входили, кроме хлеба и крупы, рыба и, два раза в неделю, мясо. При каждом лагере была медицинская часть. Комендант лагеря японских военнопленных, что был под Кустанаем, рассказывал автору этих заметок, что поначалу от нашей пищи многие японцы стали страдать желудочно-кишечными заболеваниями. Недолго думая, начальство лагеря отбивает телеграмму на имя И.В.Сталина (тогда так было принято). Через месяц в лагерь поступают вагон с рисом и вагон с морской рыбой. Не знаю, как другие люди моего поколения питались в те годы, но я в Сибири весной собирал колоски и мёрзлую картошку на колхозных полях.

Вот что мне рассказывал бывший японский разведчик, осужденный после войны к 25 годам исправительно-трудовых лагерей и отбывавший наказание в Ивановской области (он был освобождён через 12 лет). «Нас в лагере кормили так, как ваши не питались и на воле. За 12 лет меня никто и пальцем не тронул. Домой вернулся совершенно здоровым. Я и детям своим, и внукам наказал, чтобы они ничего худого против России не делали».

В том, что русскому человеку генетически свойственно милосердие, наверное, убеждать никого не надо. Именно этим можно объяснить столь гуманное и либеральное отношение к пленным врагам. Что касается немцев, то они должны были за время пребывания в плену на собственном опыте ощутить, что русские никакие не варвары, в чём их убеждали десятилетия, а гуманная, цивилизованная нация, весьма чувствительная к чужому горю. Полагаю, что наши власти здесь преследовали и далеко идущие цели – нам предстояло жить на территории, позднее ставшей ГДР и работать с гражданами этой страны. И точно: отсидев по 8-10-12 лет, многие военнопленные вернулись в Германию и осели в советском секторе оккупации.

Больше того, значительный процент руководящего состава МГБ ГДР был укомплектован бывшими военнопленными офицерами, прошедшими здесь курсы антифашистских школ. Время их пребывания в СССР, общение с советскими людьми, их доброжелательное отношение к вчерашним врагам не прошли бесследно. Они знали, что для спасения раненых и больных немецких офицеров наши врачи переливали им кровь воронежских крестьянок, мужа, сына или брата которых они, возможно, убили.

Близкий мне человек поэт В.Панкратов, к сожалению, ныне покойный, рассказывал, как многие воронежские женщины загодя становились на обочине дороги, по которой пленных водили на работу, в основном на стройки, чтобы подать кому-то картофелину или кусок хлеба.

Работая несколько лет в ГДР, я постоянно общался с бывшими военнопленными в служебной и в неслужебной обстановке, но не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из них даже после употребления солидной дозы горячительного (а немцы любили халяву) жаловался на тяжёлые условия пребывания в плену. Наоборот, они благодарили советских людей за гуманность, милосердие и альтруизм.

Я далёк от мысли в розовом свете представлять жизнь военнопленных и излагаю только факты, которые стали мне известны из архивных документов и рассказов очевидцев.

На международной конференции, состоявшейся 14-15 апреля в аграрном университете, в руководимой мной секции выступала итальянка профессор М.Джусти, которая нарисовала ужасающую картину содержания итальянских военнопленных в лагерях Тамбовской области (у нас их не было).

Она рассказала, что от голода и болезней умерли 17 тысяч военнопленных. Когда профессор заявила, что её земляков плохо кормили, я не удержался и спросил: а представляет ли она, как кормился наш народ-победитель в 1946-1947 годах? У меня её информация вызвала сомнение потому, что руководство страны знало: итальянские оккупанты зверствовали меньше немцев и мадьяр, а в ряде случаев проявляли даже лояльность к местному населению, а поэтому было как бы нелогичным подобное жестокое обращение с их военнопленными.

Хочу и по этому вопросу докопаться до сути: обратился к руководству нашего Управления ФСБ с просьбой запросить из Тамбова официальную справку по этой проблеме.

Как восполнить дефицит правды о войне? Прежде всего, не надо переписывать свою историю, а воспринимать её такой, какой она была.

Не следует препарировать архивные материалы с позиций нынешней политической целесообразности. Это ещё делается и в масштабе страны, и на местах. .

Не надо также оставлять без внимания и реагирования фальсификации западных политиков и учёных, продолжающих принижать наш народ.

Право безоружного,

или III Женевская конвенция о защите прав военнопленных

в ситуации вооружённого конфликта.

(По рассказам Г. Цыплёнковой «Конопатый» и

К. Воробьёва «Немец в валенках»)

  • расширить свои представления о художественных произведениях, изображающих отношение к представителям враждующей стороны;
  • провести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным;
  • повторить основные положения III Женевской конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта;
  • учиться размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку поступкам и поведению героев.

I. Вступительное слово

На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Особенности этого тяжёлого времени диктуют непримиримое отношение к врагу.

К захватчикам более жестокое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю , дерётся за каждый её сантиметр, за каждую травинку и былинку. От рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие.

И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими.

Но в борьбе с лютым врагом советский человек не хотел забывать в себе человека. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну.

Сегодня нас не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое, доброту, любовь, сострадание .

Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.

II. Проверка д/з, работа с текстами и основными положениями конвенции

– На прошедших уроках мы познакомились с рассказами Галины Цыпленковой «Конопатый» и Константина Воробьёва «Немец в валенках». Вспомним их содержание.

– О каком времени идет речь в рассказах? («Немец в валенках» – военное время, «Конопатый» – послевоенное)

– Назовите героев рассказов «Конопатый» и «Немец в валенках»

– В какой ситуации оказываются главные герои – Александр и немец Конопатый? (оба находятся в плену)

К. Воробьёв «Немец в валенках». В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 году. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьёву охранник, и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде.

Рассказ Г. Цыпленковой опубликован в 2003 году в журнале «Костёр». Главный герой Филька испытывает злость при виде пленных немцев, которых привели на строительство моста в маленький провинциальный городок. И однажды он швыряет в лицо немца земляной камень, рассекая ему лоб.

– Ребята, а надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Какие чувства он испытывает? Что переживает?

Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.

Главным вопросом нашего урока предлагаю следующий : Давайте задумаемся: может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?

– На уроках русского языка мы работали с примером текста официально-делового стиля «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительные протоколы к ним», а именно с разделом III «Защита военнопленных». Конвенция – это международный договор, основа международного гуманитарного права.

– Вы выполняли задание по вариантам: по мере прочтения художественных произведений необходимо было заполнить таблицу с выдержками из статей Женевской конвенции цитатами. Предлагаю проверить, как события в рассказах соотносятся с гуманитарным правом защиты военнопленных.

На слайдах появляются положения конвенции. А ученики иллюстрируют цитатами.

I вариант: рассказ Цыплёнковой

Цитаты из рассказа

«Немец в валенках»

Выдержки из Женевской конвенции

Цитаты из рассказа

«Конопатый»

«У нас там с Вороновым никогда не рассеивались сумерки, – окно лепилось над третьим ярусом».

«В бараке было тихо и холодно».

Военнопленные могут быть размещены только в помещениях , находящихся на суше и представляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья.

«Немцы остановились рядом, в овраге, в наспех сколоченных бараках…»

«Он что-то буркнул – выругался, наверно, – и отстранился, воззрившись на мои босые ноги с отмороженными пальцами».

Одежда , бельё и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой.

«Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию».

«– Вы не получаете воды?

– Нет».

«Таких бутербродов я мог съесть тогда дюжин пять».

«Тут все обстояло значительно короче - просто я знал, что после разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов. Только и всего. Я это знал и нес хлеб – по разовому укусу – первым двоим доходягам».

Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных.

«…и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушенкой так, что у ребят начинало урчать в животах и кружилась голова».

«Пленному полагалось двигаться впереди конвоира шагах в шести. Такая дистанция очень опасна, если ты задумал бежать, – не в бараке, понятно, а за лагерем, когда уже известно, куда вы оба направляетесь. Тот, кто это пробовал, всегда падал убитым в десяти шагах от конвоира, если несся по прямой, в пятнадцати, когда бежал влево, и примерно в двадцати, если кидался в правую сторону».

Военнопленным может быть под честное слово или обязательство предоставлена ограниченная или полная свобода .

«Пленные ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки… Конопатый распилил Ольге Ивановне дрова, починил крышу и забор – за молоко и хлеб».

« – Вши, – объяснил Вилли и посмотрел на меня беспомощно и жалобно.

– Ничего страшного, – сказал я. – У меня тоже есть».

«Я поглядел на пальцы своих ног и сказал, что у меня их тоже отрежут, если будет кому».

Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить врачебную помощь , которую потребует состояние здоровья военнопленных.

«Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва всё-таки пришлось наложить».

«…мы знали, что охранники и конвоиры особенно усердно били доходят, больных и тех, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал».

«Бенк шагнул мимо меня и наотмашь ударил Тюрина ладонью по рту. Тюрин упал на нижний ярус нар и по инерции проехал вглубь, к стене».

«…а на мой затылок Бенк обрушил что-то тяжкое и кругло-тупое, как бревно».

Военнопленные должны всегда пользоваться защитой , в особенности от всяких актов насилия.

«В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали». «Но Филька уже поднял камень с земли и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассечённого лба заливала лицо немца».

– Все знают об условиях жизни людей в немецких концлагерях – они были нечеловеческими, не по-людски жестокими, беспрецедентными. Условия жизни германских военнопленных в советских лагерях тоже были достаточно суровыми, и не все прошли это тяжкое испытание…

– Скажите, что сближает эти рассказы, написанные в разное время? (Рассказы о военнопленных, в них есть герои, проявившие сострадание к пленному врагу).

– Как Вилли Броде обращается к пленному во 2-ой приход? Важно ли для человека, как к нему обращаются?

– Что позволило охраннику увидеть в общей массе пленных конкретного человека? (ноги, общая боль).

– Какие чувства испытывает тетя Агаша по отношению к пленным немцам? О ком они ей напомнили? (« – Господи, прости их душу грешную. Какие они убивцы? Совсем как наши мужики, только одежка другая, - вздыхая крестилась она. - А во-о-о-он тот, конопатый, вылитый мой Степан».)

– Что заставило Ольгу Ивановну и Вилли Броде помогать пленным?

– Значит, не все на войне имеют "нечеловеческий облик"?

– Согласны ли вы с реакцией унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна на помощь попавшим в плен?

Вернёмся к вопросу заданному в начале урока: ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?

– КТО ИЗ ЕРОЕВ РАССКАЗОВ ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСВИИ С ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ?

– Прочтите высказывания и скажите, какое из них вам кажется наиболее подходящим к теме нашего урока и почему? (Высказывания на слайде )

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Менандр

Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.

А.Суворов

Некоторые неписаные законы твёрже писаных.

Сенека

Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою

Еврипид

Убить человека – значит убить человека в себе.

И.Шевелёв

Заключение и домашнее задание.

– Только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время так же важно проявлять человечность по отношению друг к другу?

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье и горе других людей создают основу человеческого счастья.

“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.

В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности , как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.

И вы – кадеты, будущие защитники родины. Вы стоите на пороге нового тысячелетия. Каким оно будет? Во многом это зависит от вас, от вашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния. Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира, согласия, но необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания и горести.

Куда чаще человечность требуются в нормальной, повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.

О том, как проявляется гуманность в мирное время, мы поговорим на следующем уроке литературы. А для этого дома вы прочитаете рассказ Лескова «Старый гений».

этот рассказ заставил меня содрогнуться…

– когда Вилли снял шерстяной носок и показал “белёсую копошащуюся россыпь” – вшей…

– Я содрогнулся от слов Тюрина: “Тот, кто примет от него вражескую приманку, должен будет сурово ответить!” Они ещё не знают, выживут или нет, а он уже грозит…

– этот рассказ заставил меня плакать…

– Плакать не плакать, но обидно было, что Вилли попался… что его разоблачили и Кляйн ударил его, как бы поставил его в один ряд с пленными… Неужели его расстреляют?

– этот рассказ меня растрогал…

– Меня растрогал тот момент, когда Вилли посмотрел на Александра беспомощно и жалобно, я поверил, что он тоже страдает.

– этот рассказ дал мне помечтать…

– как закончится война, все они вернутся домой, Александру сделают операцию, Иван Воронов будет благодарить Александра за то, что он не побоялся принять от немца хлеб. Будут есть хлеб досыта и вспоминать его “скрыто-живую, телесную теплоту”.

– этот рассказ меня утешил…

– Среди немцев тоже были хорошие люди, только жалко, что о судьбе Вилли автор не захотел написать.

КОНОПАТЫЙ

– Фрицев ведут, Фрицев ведут, – орал на всю улицу долговязый Филька.

Его крик, как волшебный ключик открывал окна, распахивал калитки, высыпая на улицу стариков и детвору.

Война, нагулявшись по белу свету, большим уставшим отрядом шагала по маленькому провинциальному городку. Пленные шли молча за высоким сутулым капитаном. Скатка, плотно облегавшая грудь, казалось намертво прилипла к гимнастерке. Ни орденов, ни оружия у него не было. Ордена капитан надеть еще не успел, а вот оружие ему было ни к чему. Бежать никто никуда не хотел. Да и зачем? За четыре года войны набегались вволю и победители, и побежденные. Позади отряда бойко шагал молодой боец с красным флажком.

– Навоевались, мать их за ногу, – ворчал на завалинке одноногий дед Тимофей, муслявя и скручивая из газеты «козью ножку».

Гражданская война отняла у него одну ногу, а взамен научила подшивать всей округе валенки. Выкатилась из своего двора круглая, как мячик, добрая тетя Агаша.

– Господи, прости их душу грешную. Какие они убивцы? Совсем как наши мужики, только одежка другая, – вздыхая крестилась она. – А во-о-о-он тот, конопатый, вылитый мой Степан.

– На твово Степку две похоронки наперегонки пришли. Можа этот конопатый и убил Степку-то, а ты – «прости их, господи», «прости их, господи», – не унимался дед Тимофей.

Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию. Пропищала и тут же замолчала губная гармошка.

– Юрка, айда за ними, – крикнул Филька и, не дожидаясь ответа, смешался с мальчишками соседней улицы. Юрка не побежал. Филька все равно ему обо всем расскажет. Вечером Юрка узнал от него, что немцы остановились рядом, в овраге, у железной дороги в наспех сколоченных бараках, что они будут строить мост через овраг. Каждое утро Юрка, Филька и Филькина соседка Галка ходили смотреть на пленных. Они садились на край оврага, как кура на насест и подолгу слушали чужую речь и пиликанье губных гармошек. Немцы делали зарядку, обливались холодной водой и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушенкой так, что у ребят начинало урчать в животах и кружиться голова.

– Жрите, гады, жрите фашисты. Тра-та-та, – строчил из палки-пулемета Филька.

– Гады они, или фашисты, а есть тоже хотят, – заступилась вдруг за немцев Галка.

– Смотри какая идейная нашлась, – ехидно захихикал Филька.

– Хватит, Филька, стрелять. Никто тебя не боится, – сказал Юрка. – Пошли лучше домой. Что-то есть охота.

И они расходились по домам, но любопытство снова собирало их у оврага. Через несколько дней полуторки стали подвозить к нему щебенку, кирпичи и доски. Строительство обнесли высоким забором. Днем бараки пустели, а смотреть на стройку в заборную щель было неинтересно, поэтому ребята все реже и реже приходили к оврагу, а потом о нем как бы и забыли. Пленные сами напомнили о себе. Они ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки: свистки, прыгающие на резинке шарики и вырезанных из фанеры физкультурников на палочках. Юрка обменял у пожилого немца три луковицы на свисток. На тихую и зеленую Филькину улицу первым из пленных пришел конопатый. Галкина мать, Ольга Ивановна, вынесла ему целый чугунок еще теплой, сваренной в мундире картошки.

– Спа-си-бо, – по слогам еле выговорил конопатый и подарил Галке прыгающий на резинке шарик.

– Не обижайся, дед Тимофей, что нет у меня зла на немцев, – оправдывалась перед ним Ольга Ивановна. – Не видели мы войны и зла нет. – Да разве они виноваты, что их не убили? А картошку я подала, как милостыню за мужа.

– Ну-ну, тебе видней. Дите у тебя растет без отца. Пропал без вести. Кажись ее от мужа ты так и не дождешься, – рассудил по своему дед Тимофей.

Доброта ли Ольги Ивановны покорила конопатого, или тоска по родному дому, но за молоко и хлеб он распилил ей дрова, починил крышу и забор. Тетя Агаша приносила ему что-нибудь повкуснее: то сахарку вареного, то яичек, а уходила со слезами. Где ее Степушка? Оттаяло немного сердце и у деда Тимофея. Трудолюбие и аккуратность конопатого нравились ему. Только Филька ходил везде со своей злобой на немца.

– Чего это конопатый к вам ходит? – допытывался он у Галки.

– А тебе какое дело?

– А такое, что вы фашистов привечаете, – выпалил Филька.

– Не фашист он, а очень хороший немецкий человек, – не сдавалась Галка.

– Хороший? – от злости покраснел Филька.

– Гут, гут. Галья – гут. Вилка – гут.

– В споре ни Галка, ни Филька не заметили, как к ним подошел конопатый.

– Я сейчас тебе покажу гут, – погрозил кулаком Филька.

– Филька, не надо, Филька, – закричала Галка.

Но Филька уже поднял с земли камень и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассеченного лба заливала лицо немца. Филька замер. Ни испуга, ни радости победы в его глазах не было. А на Галкин крик, выбежала Ольга Ивановна.

– Кто это сделал? За что? – испуганно спрашивала она конопатого.

– Вилка гут. Вилка гут, – виновато твердил немец.

– Это его Филька камнем ударил, – размазывая по лицу слезы и грязь, всхлипывала Галка.

Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва все-таки пришлось наложить. Больше конопатый на филькиной улице не появлялся. В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали. Вскоре опустел и овраг. Когда ушел отряд – никто не видел. Юрка с Галкой долго с Филькой не разговаривали.

– М-да... история, – качал головой каждый раз дед Тимофей, вспоминая конопатого.

Беззаботно кувыркались самодельные физкультурники на палочках, свистели свистки, прыгали на резинках разноцветные шарики, оставляя в таком же разноцветном детстве разноцветный след.

Г. Цыпленкова.

Родилась в 1940 году, в Сызрани. После окончания в 1959 году Сызранского медицинского училища, семь лет проработала медсестрой в детской объединенной больнице. С 1968 года - фельдшер МСЧ ЗТМ. Первые детские стихи появляются в 1963 году. В 1964 году Г.М. Цыпленкова становится членом сызранского литературного объединения, а в 1965 году - Куйбышевского отделения Союза писателей. Первая книжка “Непослушный ручеек”, выходит в 1967 году. В этом же году Г.М. Цыпленкова участница областного семинара молодых писателей. Ее стихи, загадки, скороговорки, перевертыши многократно печатались в журнале “Светлячок”, выходившем в Куйбышевском книжном издательстве; включались в коллективные сборники: “День поэзии”, “Веселая ярмарка”, “Поиграем-ка, ребята”. Публикуются в газетах: “Волжская коммуна”, “Красный Октябрь” (“Волжские вести”), “Красное Приволжье”. С 1991 г. пробует свои творческие силы во взрослой поэзии.

Член Союза литераторов России с 1997 года.

К.Д. Воробьёв родился в 1919 году в Курской области, в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу – семилетку, потом курсы механиков. В 1935 году работал в газете, с 14 лет публиковал свои стихи и очерки. С 1937 года стал жить в Москве, там закончил вечернюю школу. С 1938 по 1940 годы служил в армии. В1941 году во время войны защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 году бежал из лагеря и организовал партизанскую группу. В своих произведениях описал страшные события, которые ему пришлось пережить в застенках: пытки, голод, унижения, расстрелы товарищей и др. им написано много интересных произведений о войне.

Умер Воробьёв в Вильнюсе 2 марта 1975 года. Посмертно был удостоен премии А.Солженицина (2000).

Валентина Гусева

Отмороженные пальцы ноют по весне...

Библиотечный урок по рассказу Константина Воробьёва “Немец в валенках – подтверждение литературного вымысла правдой жизни

http://www.lib.syzran.ru/ukazatel/ukazatel_cyplen.htm