Две линии революции: восходящая и нисходящая

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая русская революция 1905-1907 гг.

1. Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? 2. Каковы последствия Русско-японской войны? 3. Как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Повторение. Русско-японская война

Революция 1905-1907 гг.. – БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Задачи: Ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения Демократизация политического строя страны

Участники Самодержавие Либералы Революционеры Император правительство Интеллигенция буржуазия Эсеры РСДРП Рабочие и крестьяне

1. 9 января 1905 г. - “Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции. 2 . Октябрь - декабрь 1905 г. - активные действия, высший подъем революции. 3. Январь 1906 г. - 3 июня 1907 г. - спад. Этапы революции

Георгий Аполлонович Гапон - священник, лидер рабочего движения

Движущая сила революции Рабочие Крестьяне Мелкая буржуазия Интеллигенция Отдельные части армии

Меры против нищеты народной: Передача земли народу и отмена выкупных платежей; Отмена косвенных налогов, замена подоходным; Прекращение войны по воле народа. Меры против бесправия русского народа: Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения; Предоставление прав и свобод личности; Всеобщее обязательное народное образование; Равенство перед законом. Меры против гнёта капитала над трудом: Отмена института фабричных инспекторов; Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих; Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата. Петиция рабочих

Позиция власти

Июнь 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин»

1. «… Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2… привлечь… к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав… 3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой...» Из манифеста 17 октября

Итоги революции Ограничение власти императора Создание российского парламента – Государственной думы Отмена выкупных платежей Право создавать профсоюзы, рабочий день – 9 часов Осталось самодержавие, помещичье землевладение, не решен крестьянский и национальные вопросы

Домашнее задание Краткое эссе Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.


  • Россия в начале хх века.
  • 1900 - 1903 гг.- экономический кризис
  • 1904 - 1905 гг.- русско-японская война
  • Нерешённость крестьянского вопроса
  • Эксплуатация рабочих
  • Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию
  • Николай II
  • (1894-1917 гг.)
  • Крестьянские волнения
  • Российские поставщики хлеба на европейский рынок столкнулись с конкуренцией других поставщиков.
  • Пострадали хозяйства и помещиков и крестьян.
  • Были организованы комитеты для выяснения нужд деревни.
  • В Малороссии начались
  • крестьянские волнения.
Рабочее движение
  • Выдвигали экономические требования (увеличение оплаты труда, мед. страхование, охрана труда и др.)
  • Добавлялись политические требования («Долой самодержавие!»…)
  • «Зубатовский социализм» - попытка царского правительства отвлечь рабочих от революционной борьбы путем создания легальных рабочих организаций под опекой департамента полиции (1901–1903) по инициативе начальника московского охранного отделения С. В. Зубатова
  • Зубатов С.В.
Георгий Апполонович Гапон (1870-1906 гг.),
  • из зажиточных крестьян
  • священник, агент охранки
  • инициатор создания проправительственной рабочей организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга в 1903-04
  • по его инициативе была выработана петиция и организовано шествие рабочих к царю 9 января 1905 г., которое закончилось расстрелом рабочих
  • эмиграция
  • возвращение в Россию осенью 1905
  • 28 марта 1906, после разоблачения, в Озерках (под Петербургом) судим группой рабочих и повешен
Петиция рабочих:
  • Меры против нищеты народной:
  • Передача земли народу и отмена выкупных платежей;
  • Отмена косвенных налогов, замена подоходным;
  • Прекращение войны по воле народа.
  • Меры против бесправия русского народа:
  • Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;
  • Предоставление прав и свобод личности;
  • Всеобщее обязательное народное образование;
  • Равенство перед законом.
  • Меры против гнёта капитала над трудом:
  • Отмена института фабричных инспекторов;
  • Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;
  • Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье» Периодизация революции I этап (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции по восходящей линии
  • 9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья
  • весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе
  • лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции
  • октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями охвачено 1/3 уездов России. Николай II издает указ о прекращении взимания выкупных платежей за землю.
  • 17 октября 1905 г. - император подписал Манифест
  • 10-19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве (6 тыс. человек)
Манифест 17 октября 1905 г.
  • Введение всеобщего избирательного права
  • Предоставление народу демократических свобод – слова, собраний, печати, совести
  • Создание Государственной Думы, наделенной Законодательными полномочиями
Политические партии начала ХХ века
  • социалистические
  • либеральные
  • монархические
  • Особенности российской многопартийности
  • Значительное число партий
  • Способ формирования (не «снизу», а инициатива интеллигенции)
  • Первыми оформились социалистические партии
Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом.
  • I Госдума 28 апреля-8 июля 1906 г.
  • Состав: либеральные партии 43%;
  • трудовики и социал-демократы 23%;
  • националисты 14%;
  • большевики бойкотировали,
  • черносотенцы не прошли.
  • Основные вопросы- аграрный, программа демократизации России. Распущена, как «сеющая смуту».
  • II Госдума 20 февраля – 3 июня 1907 г.
  • Состав: «Либеральный блок»(эсеры, трудовики и социал-демократы)-43%;
  • Кадеты – 19%;
  • Черносотенцы- 10%
  • Националисты и октябристы – 15%
  • Основные вопросы: аграрный, налогообложение, политические свободы. Распущена, под предлогом подготовки государственного переворота
III этап (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – период нисходящей революции
  • Июль 1906 г. – председатель Совета Министров А. П. Столыпин
  • 20 февраля – 3 июня 1907 г. – вторая Государственная Дума
  • Снижение выступлений рабочих и крестьян
  • Третьеиюньская монархия
  • В 1906 - 1907 гг. наблюдались лишь отдельные лишь отдельные вспышки рабочих, крестьянских и солдатских выступлений, но они очень быстро подавлялись.
  • Первая русская революция 1905-1907 гг. потерпела поражение.
Третьеиюньская монархия
  • Николай II распустил Госдуму и в одностороннем порядке изменил избирательный закон,
  • что явилось нарушением манифеста 17 октября 1905 года.
  • Содержание:
  • В Думе сформировалось два большинства: самодержавное и либеральное.
  • Союз самодержавия и буржуазии был не равноправный.
  • Царь вёл политику лавирования между интересами сословий
  • Ограничение прав Думы: нарушение законодательной инициативы, запрет разработки законопроектов.
  • Изменения в избирательном законе:
  • 1 голос помещика = 4 голосам крупной буржуазии = 65 голосам мелкой буржуазии = 260 голосам крестьян = 543 голосам рабочих
  • Резко ограничены права нерусских народов.
  • Результаты первой русской революции
  • 1905-1907 гг.
  • Главный итог революции- это революционные изменения в сознании народа. Революция нанесла удар по самодержавию, в стране появились элементы демократии – Государственная Дума, многопартийность, признание прав личности, но без гарантий их соблюдения.
  • В деревне были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.
  • Рабочие получили право создавать профсоюзы, разрешались забастовки. Рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата.
  • Русификаторская политика самодержавия была значительно ограничена: в школах вводилось преподавание на национальных языках. Национальные окраины получили представительство в Думе.
  • Но основные противоречия русской действительности решены не были: оставалось самодержавие, помещичье землевладение, национальные противоречия, не было введено современное рабочее законодательство.
краткое содержание других презентаций

«Модернизация России в начале 20 века» - Программа модернизации страны. Эдмон Тери. Доля иностранного капитала. Алексис де Токвиль. Россия продолжала оставаться самодержавной монархией. «Замораживание» денежных счетов. Экономическая программа развития. Сравните модернизацию в России и странах Запада. Модернизация России. Индустриализация. Продукты земледелия. Конституция появилась в Японии. Время вступления на путь капиталист. развития. Н.Х. Бунге.

«Русская революция 1905-1907 гг.» - Революция. Законодательный представительный орган. Первая русская революция. Характер революции. Декабрьское вооружённое восстание в Москве. Съезд РСДРП. Причины революции. Линии революции. Экономический кризис. Генеральная репетиция 1917 года. Кровавое воскресенье. Основные события. Первые уступки самодержавия. Крестьянский союз. Манифест о создании законосовещательной думы. Восстание на броненосце «Потёмкине».

«Россия вступает в 20 век» - Дата Бородинской битвы. Россия вступает в XX век. Большевики. Дата Куликовской битвы. Революция. Когда закончили печатать. Участь царской семьи. Первая мировая война. Война шла с переменным успехом. Гражданская война. В каком году Россия стала империей. Самая страшная из войн – гражданская. Санкт – Петербург. В каком году Ломоносова отправили на учёбу в Питер. Дополнительные вопросы. Отеть на вопросы.

«Первая революция в России» - Первая российская революция. Революция 1905-1907 годов в России. Итоги революции. Требования политических свобод. Портреты царя. Последствия Русско-японской войны. Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции. Манифест 17 октября. Альтернативные пути развития России. Кровавое воскресение. Форма правления. Колонны рабочих. Рабочие. Ход революции.

«События русско-японской войны» - Переоценка возможностей. Падение Порт-Артура. Раскол мира. Россия признала Корею сферой японских интересов. Раскол Европы. Основные направления внешней политики. Убит комендант крепости. Основные направления внешней политики России в начале 20 века. Королевский дворец в Гааге. Внешняя политика. Основные направления. Дальневосточная политика. А.М.Безобразов. Гибель «Варяга». Сближение России и Англии.

«Развитие России в 1894-1904 гг» - Зубатовский социализм. П.Д.Святополк-Мирский. Создание РСДРП. Создание ПСР. Идеи марксизма. Марксизм. Создание РСДРП. П.Д.Святополк-Мирский и его проекты. Большевики. Издатель журнала «Освобождение». Полицейский социализм. Либеральное движение. Тактика борьбы. Трагизм личности Николая. Личные качества. Борьба либералов и консерваторов. Ю.О.Мартов. Национальная политика. Зубатовщина. Консерваторы и либералы.


  • Что послужило причинами и поводом к началу революции?
  • Назовите задачи стоящие перед революцией?
  • Расскажите о событиях первого этапа революции?



  • Манифест 17 октября 1905 года
  • Окончание революции
  • Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом

Задание на урок

Проблемный вопрос:


К октябрю 1905 года бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г . царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (С.43 УЧ-КА).

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

… Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

ВОПРОС: Какие права получило российское население?

Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

  • Какими полномочиями он наделялся? Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

Т.О., Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

ВОПРОС: Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?


Конец 1905 – первая половина 1906 г.

Восстание на крейсере «Очаков» -

В начале была объявлена всеобщая забастовка. Был блокирован железнодорожный узел. Москвичей поддержали рабочие Петербурга. К 10 декабря стачка переросла в вооруженное восстание. Его центром стала Пресня. На подавление восстания из Петербурга правительство прислало Семеновский полк. Восстание было локализовано в в р-не Пресни и 19 декабря Моссовет принял решение о его прекращении. По городу прокатилась волна арестов и массовых расстрелов.

Героическая


Конец 1905 – первая половина 1906 г.

  • Выступления рабочих
  • Усиление крестьянских волнений
  • Карательные действия власти:
  • Декабрь 1905 г. – запрет стачек;
  • Февраль 1906 г. - ограничение

свободы слова и печати

  • В апреле царь утвердил «Основные законы Российской империи».
  • 27 апреля – 8 июля 1906 г. – первая Гос. Дума

Окончание революции.

  • Июль 1906 г. – глава Совета Министров А. П. Столыпин
  • 20 февраля – 3 июня 1907 г. – вторая Гос. Дума
  • Снижение выступлений рабочих и крестьян

В 1905 г. бастовало 3 млн. чел.,

в 1906-1 млн.

в 1907-740 тыс .

  • Третьеиюньская монархия


Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом.

Состав: либеральные партии 43%; трудовики и социал-демократы 23%; националисты 14%; большевики бойкотировали, черносотенцы не прошли. Основные вопросы- аграрный, программа демократизации России. Распущена , как «сеющая смуту».

Состав: «Либеральный блок»(эсеры, трудовики и социал-демократы)-43%;

Кадеты – 19%;

Черносотенцы- 10%

Националисты и октябристы – 15%

Основные вопросы : аграрный, налогообложение, политические свободы. Распущена, под предлогом подготовки государственного переворота


Политические партии в начале ХХ века.

  • В начале ХХ века в России была разрешена многопартийность, это подтверждает Манифест от 17 октября 1905 года.

Все партии можно разделить на три направления: монархические, либеральные и революционно- демократические. Основным вопросом для всех был аграрный.



Задание на урок

Сделайте вывод по теме урока.

Вывод : Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

Проблемный вопрос :

Почему эта революция не привела к падению существующего строя?


  • Домашнее задание: Пар.8, вопрос 2-3,
  • Пар.9. вопрос 1 (письменно)