Проблема защиты отечества. Проблемы невоенной защиты Отечества: политологический анализ Коряковская Татьяна Николаевна. год, кандидат юридических наук Гончарук, Евгения Викторовна

Цешко Сергей

Сочинение ученика 7 класса о святых защитниках Отечества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение Защита Отечества (о святых защитниках Отечества) Цешко Сергея Ученика 7 класса МБОУ « Удаченская ООШ МО « Ахтубинский район» 89896828725 Проверила учитель русского я зыка и литературы Сорокина Елена Владимировна 89275585137 Астраханская-Енотаевская епархия отдел религиозного образования и катехизации. МБОУ « Удаченская ООШ МО « Ахтубинский район»

Во все времена считалось, что защита отечества –это священный долг русского человека. Русский солдат всегда был прежде всего "Христолюбивый воин". Русский солдат, как и русский человек, отличался христианскими добродетелями. В глубь веков уходят корни традиции готовить молодое поколение к защите Отечества. В семьях мальчикам с детства прививалась любовь к своей Родине, к оружию и ратному труду. Из поколения в поколение передавался боевой опыт предков, поэтому русские люди всегда отличались смелостью, отвагой и боевым умением дать отпор врагу. Среди православных святых было много воинов, прославивших наше Отечество. Это Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный Дмитрий Донской, Святой Александр Невский. Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали «поганые полки половецкие» - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. Не одно столетие длилось татаро-монгольское иго – и поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с Дмитрием Донским. Он первый из московских князей возглавил вооружённую борьбу русского народа против татар. В 1380 году Дмитрий Донской разбил на Куликовом поле войска татарского хана Мамая. Перед сражением Дмитрий Московский объехал все построившиеся на поле полки и обратился к ним с призывом постоять за землю Русскую. В Куликовской битве он проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. Мамай бежал с Куликова поля, татарский лагерь достался русским. Орденом ДМИТРИЯ ДОНСКОГО награждают за мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. Чем тяжелее русскому народу предстоял подвиг, чем грознее была опасность, тем крепче, обыкновенно, брался он за спасительный стяг своей святой веры. Готовясь к бою, войско русское молилось, постилось, нередко приобщалось святых Таин Христовых. Не одни только орлы да знамена веяли над ратью русскою: ее осенял, обыкновенно, и животворящий крест Христов, ее сопровождали наиболее чтимые святые иконы. Вера являлась спасительницей при столкновениях с иноверцами. Когда вставал роковой вопрос - быть или не быть России - двигателем народной мысли и силы всегда было Православие. А великие потрясения и тяжкие бедствия от иноверцев, только еще больше привязывали сердца народа русского к церкви святой и только еще выше подняли на Руси авторитет веры Православной. Именно вера святая и являлась часто единственною в таких обстоятельствах утешительницею народа и спасительницею отечества.

Уже с самого рассвета исторической жизни своей Россия всегда прибегала под кров небесной защиты в столкновениях с иноверцами. Когда, например, в 1164 году благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар, то усердно молился пред крестом и чудотворною иконою Владимирской Божией Матери и потом, приписывая победу свою чудесному содействию Божественному, установил празднование Всемилостивому Спасу. Когда в 1240 году шведский король пошел войною на новгородского князя Александра, последний, по сказанию летописей, пал на колени пред алтарем в Софийском соборе с пламенною молитвою к Богу, "поставившему пределы языком и повелевшему жити, не преступая в чужая части: суди, Боже, обидящим мя и возбрани борющимся со мною! Прими оружие и щит, возстани в помощь мою!" Затем, обратясь к воинам своим, он произнес незабвенное изречение: "Руссы! неприятель многочислен, а нас мало; но не убойтесь: Бог не в силе, а в правде! " И Александр одержал победу, за которую наречен Невским. Во время монгольского ига русский народ не потерял свою национальность, самостоятельность и духовность только благодаря Православию. Русский народ не позволил монголам касаться своей святой веры. Попытки насилия в этом отношении со стороны монголов были так безуспешны, что при всем своем фанатизме последние вынуждены были оставить за побежденными свободу вероисповедания. Когда хан Шевкаль потребовал, чтобы побежденные им тверитяне приняли магометанство, то вся многочисленная свита хана была перебита. Когда Батый потребовал, чтобы Михаил Черниговский поклонился идолам, то благочестивый князь сказал своим мучителям: " рцыте царю: понеже тебе вручено от Бога царство, и нас, грех ради наших, десница Вышняго твоей власти покорила, должны есмы тебе, яко царю, кланятися; а еже Христа отрещися и богом твоим поклонитися, - да не будет! Не суть бо бози, но создание... Что бо есть безумнее паче сего, еже оставити Создателя и покланятися созданию!" И благоверный исповедник Христа воспринял мученическую кончину. Освобождение России от монгольского ига произошло при содействии Промысла Божия и участии духовенства и иночества.

В Отечественной войне 1812 г. непобедимому гению полководца, покорившего всю Европу, одинокая Россия противопоставила главным образом духовную силу. Вера в Бога, спасающего православную Русь в ее роковые минуты, не посрамила и тут сильных святою ревностью и христианским одушевлением. Обуреваемая великою опасностью святыня веры Православной воспламенила то всенародное мщение, о которое сокрушались несметные полчища непобедимого дотоле целою Европою гордого вождя. Пред лицом всего света достопамятный 1812 год показал, что воистину "с нами - Бог!", как это торжественно и исповедал тогда русский Император. Во всем ходе великой борьбы столь ясно видна была рука Промысла Божия, благодетельствующая православной России, что и царь, и народ весь успех свой в этой войне, не только спасший, но и безмерно возвеличивший Россию, всецело приписывали милосердному Богу. "Содеянное храбрым воинством нашим", - возвещал государь в манифесте о прекращении военных действий, - "превыше сил человеческих! Спасение России от врагов есть явно излиянная на нас благодать Божия! Да познаем в великом деле сем Промысел Божий, повергнемся пред святым Его престолом и видим ясно руку Его!" Потому-то, Благословенный Государь и поспешил прежде всего выразить свою благоговейную благодарность Господу Богу: тотчас по взятии Парижа, что было венцом русских успехов в эту войну, из далекой Франции, он шлет драгоценные сосуды священные в первопрестольный на Руси кафедральный храм (Успенский в Москве). Потому-то далее и всенародным вековечным памятником отечественной войны явились у нас на местах, наиболее ознаменованных этой войною, не какие-нибудь мавзолеи или аллегорические монументы, а Спасский монастырь на поле Бородинском и величественнейший Храм Христа Спасителя в Москве. Пока вера Православная будет дорога русским людям, до тех пор не страшна будет России никакая туча. Словом, весь жизненный путь России запечатлен верою Православною; во всех кризисах жизни народной, несомненно, защита веры была первой и главной задачей России. Зато, с другой стороны, вся историческая судьба ее свидетельствует, что "рука Всевышнего отечество спасала. Народ русский не знает ничего великого и выдающегося в своей жизни, что бы не было ознаменовано чудодейственным участием Божественного Промысла. И русские люди, как бы часто ни уклонялись от прямого своего исторического призвания, как бы нередко ни злоупотребляли они безграничным милосердием к себе божественным, во всяком случае они знают силу свою - в вере своей! Недаром всегда, как только туча международной вражды начинает подступать к той или иной окраине нашего отечества, на всех концах его раздается общий клич: "За веру Православную! За царя православного! За Русь святую!" Так было всегда прежде; но мы твердо веруем, что и в будущем, пока клич этот искренно будет раздаваться в русских устах, доколе русским людям действительно дорога будет вера Православная, до тех пор не страшна будет России никакая воинственная, политическая туча.

Разделы: Общепедагогические технологии

  1. Создание условий для формирования знаний об обязанности гражданина РФ - “Защищать Отечество”; подвести учащихся к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
  2. Развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблем.
  3. Воспитание активной творческой личности, умеющей работать в нестандартных ситуациях на уроке.
  1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
  2. Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
  3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
  4. Проводить представление результатов работы в группе.

Оборудование урока:

Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Вид урока: проблемно-практический урок версионного характерас использованием технологии “мозговой штурм”

Проблемно-практический урок версионного характера предполагает:

  • решение проблемных ситуаций содержащих противоречия;
  • решение проблем в ходе групповой дискуссии с помощью логических аргументов;
  • поисковая деятельность учащихся по самостоятельному изучению источников с целью решения учебной проблемы;

Инновационный подход: предполагает организацию и управление деятельностью учащихся с опорой на активные методы обучения – технология “мозговой штурм”

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, практический;
  • проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
  • аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.

Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отражения агрессии.

Агрессия- незаконное применение силы одним государством против другого.

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ (ст.57-59)
  2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе”от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
  3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
  4. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.

Ход урока

1. Организационный этап.

  1. Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
  2. Мотивация учащихся:

Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.

4. Мотивация учащихся.

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Учитель. К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.

Презентация по теме, подготовленная учащимися класса (4 мин) . Слайды № 3-13

5. Работа со словарем урока.

Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные сил ы РФ.

6. Работа в группах.

Учитель. Инструктаж.

В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ.Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.

Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

Учитель. Наша задача сегодня назвать причины этого явления и предложить возможные варианты решения.

Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.

8. “Мозговой штурм”.

Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.

Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)

Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.

9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Предлагается учащимся предложить варианты изменения темы урока (можно переставить слова темы)

Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
Желтый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Наш урок хотелось бы закончить этими строками:

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Домашнее задание.

Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.

Беларусь даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса убедительно доказала способность противодействовать разносторонним вызовам современности. Об этом заявил глава государства Александр Лукашенко, выступая сегодня на приеме по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси, передает БЕЛТА.

Президент подчеркнул, что в Беларуси поставлен надежный заслон любым проявлениям экстремизма и антиконституционных действий.

Беларусь на протяжении многих лет олицетворяет собой пример политической и социальной стабильности, в чем немалая заслуга силовых структур. По словам главы государства, "обеспечено поддержание необходимого уровня боевой готовности войск, высокого морального духа военнослужащих". Взвешенный и конструктивный процесс военного строительства проверяется и регулируется в ходе крупномасштабных учений, которые красноречиво говорят о готовности белорусской армии эффективно выполнять поставленные перед ней задачи.

Александр Лукашенко отметил, что День защитников Отечества давно вышел за рамки профессионального праздника и стал поистине всеобщим. "Это не просто дань традиции, - добавил он. - Мы помним свою историю, свято чтим тех, кто с оружием в руках защищал от агрессоров нашу Родину. С глубоким уважением относимся к наследникам воинской доблести - людям в погонах".

"Как показывают социологические исследования, армия в нашем обществе пользуется высоким авторитетом и доверием у людей. Это значит, что молодое суверенное белорусское государство делает все, чтобы его Вооруженные Силы были надежной гарантией безопасности и спокойствия в нашей стране", - сказал Лукашенко.

На долю Беларуси в XX веке выпало немало суровых испытаний, но страна неизменно с достоинством выходила из трудных ситуаций потому, что народ и армия в едином строю вставали на ее защиту, проявляя доблесть и героизм. "Мы выстрадали Победу и осознали, что защита Родины - дело всенародное. Поэтому и сегодня вполне закономерно высокое чувство ответственности наших людей за сохранение мира и стабильности на белорусской земле. Первое десятилетие нового века показало, что проблема защиты своего Отечества не становится для нас менее актуальной", - отметил Президент.

По его словам, глобальный кризис, затронувший все страны, обостряет и геополитические проблемы человечества, существенно влияет на военную обстановку в самых разных регионах планеты. "Чаще для достижения корыстных целей пользуется неприкрытое давление. Растущую тревогу вызывает обострение конкурентной, не всегда добросовестной борьбы, активизация информационных атак, поощрение деструктивных сил из-за рубежа. Этим и другим угрозам надо умело и системно противостоять", - заявил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что Беларусь в таких непростых условиях успешно развивается и доказала свою способность противостоять вызовам современности.

Технологическая карта урока обществознание «Защита Отечества»

Тема: Защита Отечества

Класс: 7

Цель: обучающийся осознает свою гражданскую ответственность перед отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите.

Задачи:

    Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.

    Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.

    Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.

    Проводить представление результатов работы в группе.

Оборудование урока:

Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Вид урока: урок - рассуждение

Методы обучения:

    словесный, наглядный, практический;

    проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;

    аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Словарь:

Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.

Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отр

Нормативные документы:

    Конституция РФ (ст.57-59)

    Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе”от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

    Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.

    Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.

Ход занятия

1. Организационный момент-построение, доклад, приветствие

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивационно-целевой

Задача:

вызвать интерес к теме урока, обеспечить психологический настрой учащихся, организовать рабочее место

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.

А что такое гражданин?

Выброс на доску:

Какое главное качество которое определяет понятие Гражданин?

(отдать жизнь за родину)

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын,-…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…

Н.А. Некрасов

Беседа: Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?

Какой вы вкладываете смысл в это понятие?

Каждому ли необходимо служить в армии?

Вопрос: Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?

Отчего зависит мощь нашего государства)

Играет ли роль участие одного человека в могуществе вооруженных сил? (во время войны освобождали от службы в армии ученых

Что нам поможет понять, что нам нужно узнать чтобы определиться: каждый ли гражданин должен служить в армии?

А как вы думаете с вашего класса все должны служить в армии?

Что нам нужно с вами понимать чтобы иметь убедительный ответ на этот вопрос?

Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?

Можно ли защитить родину не служив в армии?

Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?

К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.

Гражданин-человек, который имеет права и обязанности.

Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

правовой смысл

    соблюдает законы;

    имеет права и обязанности;

    пользуется защитой государства;

    участник общественной жизни;

    управление государством.

нравственный смысл

    любит и гордится Родиной;

    готов защищать Родину;

    ответственный перед государством;

    гражданский выбор.

Предполагаемые ответы

Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны

Да-нет.

(ответы: содержащие противоречивый характер с аргументами)

Понять должны: что такое гражданин, какова роль в армии, способна ли армия своими силами защитить государство в любой ситуации, что такое право, что такое долг, что такое вооруженные силы и какова их роль?

Чувством долга защищать отчество обладают люди волевые, мужественные.

2. Информационно-аналитический

Работа со словарем урока.

Брейнсторминг

Ребята в группах на листочках записывают как они понимают

Что такое такое долг?

Что такое право?

Что можете добавить из словаря. А что для вас самое важное?

Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:

Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.

Работа в группах.

Учитель. Инструктаж.

В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ.Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.

( Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)

Подведение итогов работы по первой части урока.

Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.

Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.

Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему

(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).

Совместный выбор варианта ().

Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.

Мозговой штурм”.

Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.

Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. ( )

Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.

9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.

    долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)

    право ” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)

    Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)

3. Рефлексивный

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

    Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

    Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Наш урок хотелось бы закончить этими строками:

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Тот кто не служит в армии он является защитником? (да, почему?)

Домашнее задание.

Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.

Учащиеся выбирают и прикрепляют на доску.

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 1.1История становления законодательства России о защите отечества 7 1.2 Общие положения о воинской обязанности гражданина 15 Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА РФ 22 Глава 3 АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ 30 3.1 Права, обязанности и ограничения военнослужащих 30 3.2 Ответственность военнослужащих 31 3.3 Воинский учёт. Организация воинского учёта и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Призыв на военную службу 38 3.4 Обязательная подготовка к военной службе 47 3.5 Нахождение граждан в запасе (резерве) вооружённых сил РФ, других войск и федеральных органов 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59 Приложение 64

Введение

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Долг - это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живёшь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанности перед семьёй и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданский долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие «воинский долг» имеет глубинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, любуется её красотой. Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идёт, прежде всего, о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг. В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь правовых основ сознательного служения Отечеству. Изложенные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность настоящей выпускной квалификационной работы, определяют её теоретическое и практическое значение. Цель ВКР состоит в раскрытии правовых основ защиты Отечества, как долга и обязанности граждан. Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач: - изучить правовую основу воинской обязанности и военной службы в российской федерации; -проанализировать проблемы организации правового обеспечения человеческого фактора защиты отечества, формирование личности защитника - рассмотреть рекомендации по повышению роли политической власти в формировании статуса граждан РФ в защите отечества Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты отечества. Предметом исследования является нормативные акты, что содержатся в Конституции РФ по защите Отечества в Российской Федерации. Научна разработанность проблемы. Степень научной разработанности темы исследования. К конституционным основам защиты Отечества в Российской Федерации в той или иной степени проявляли интерес многие правоведы. Многоаспектность данной темы объясняется тем, что отдельным её вопросам уделялось внимание как в юриспруденции (прежде всего в науке конституционного и военного права), так и в философии, психологии, социологии. Комплексный характер исследуемой темы предполагает многоплановость поставленных в работе, проблем и необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты Общетеоретическую основу исследования составили работы в области теории государства и права, а также теории прав человека и гражданина. Среди них труды М.В. Баглая, А.В. Кудашкина, Д.Н. Бахраха, Г.В.Атаманчука, Н.Т. Шерипова, В. Борисенка и других. Источниковая база исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, метод единства исторического и логического, системно-структурный в сочетании с другими частно-научными методами: сравнительного правоведения, формально-юридического. Нормативная и эмпирическая база исследования основывается на положениях Конституции РФ и конституций ряда зарубежных государств, международно-правовых актах, федеральном законодательстве, подзаконных правовых актах, практике Конституционного Суда РФ, связанных с вопросами защиты Отечества. В работе использованы конституции и иные нормативно-правовые акты советского периода, законодательные акты некоторых субъектов РФ, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие вопросы понятия, содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Особую роль в разработке темы дипломного исследования сыграли стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания 1993 г. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии научного понимания правового аспекта защиты Отечества в Российской Федерации как гражданской обязанности. Результаты исследования, сформулированные на основе всестороннего анализа и обобщения научных данных и материалов практики, призваны способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в сфере защиты Отечества. Структура работы содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть курсовой работы содержит три главы. Список использованных источников содержит в себе периодику, справочные издания и научную литературу.

Заключение

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству. Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного государства, полноправного субъекта международного права. Защита Отечества на протяжении всей истории России имела большую актуальность. В основе этого лежит ряд факторов: особое географическое положение, значительная территориальная протяжённость, многонациональный состав населения, частые посягательства иностранных государств и дестабилизирующих групп на суверенитет и целостность страны, а также разнонаправленные векторы становления российской государственности. Реформирование российского общества сегодня выдвигает ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного и цивилизованного государства, решение которых требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего исторического, культурно-нравственного и духовного наследия, оценки происходящего, формирования конструктивной жизненной позиции. Это предполагает необходимость развития у граждан высоких патриотических чувств - любви к Родине, готовности к выполнению долга и обязанности по защите Отечества. Уяснение природы, нормативного содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества имеет важное теоретическое и практическое значение. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что угроза безопасности России, которая имела место в прошлом, в настоящее время не исчезла, а приобрела иной характер. В рамках обязанностей и функций государства можно справиться с любым видом «вируса агрессии», но дело здесь не только в государственных инструментах, но и в каждом гражданине. Активность самого индивида - самостоятельный и существенный элемент реализации долга и обязанности по защите Отечества. Поэтому представляется необходимым, в первую Проблемы совершенствования правового обеспечения деятельности государства и граждан по защите Отечества приобретают особую актуальность с учётом незавершённости процесса реформирования военной организации страны, и несовершенства нормативной правовой базы в указанной сфере С этого следует, что воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней убеждённости воинов Армии, Флота, Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность добровольно выполнить воинский долг - дело чести и совести. Таким образом, приходим к выводу, что субъектами обязанности по защите Отечества выступают каждый гражданин Российской Федерации, весь многонациональный народ России, Российское государство, все органы государственной власти и их должностные лица, органы местного самоуправления. Обосновывается целесообразность раздельного рассмотрения взаимосвязанных категорий «конституционный долг по защите Отечества» и «конституционная обязанность по защите Отечества», рассматривается их взаимосвязь. Даётся аргументированное опровержение научной точки зрения, согласно которой долг по защите Отечества представляет собой непременное требование государства, которое может обеспечиваться принуждением со стороны последнего. Определим, что конституционный долг по защите Отечества как отражённое и закреплённое в Конституции РФ моральное требование, предъявляемое к поведению человека, социально-политическая сущность которого выражается в защите России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины. Отечество - это не абстракция, а объективная действительность, реально существующее общественное явление, которое находится в постоянной и неразрывной связи с личностью, представляя собой ценностно-насыщенный организм, выступает определённой всеобъемлющей средой, связанной со всеми сферами жизни общества, где деятельность людей находит своё отражение в её историческом развитии. Защита Отечества - долг не только граждан Российской Федерации, но и любого иного лица, чей субъективный выбор определил Россию Отечеством. Такому лицу нельзя отказать в осуществлении его защиты. В случае, когда лицо целенаправленно «увеличивает» границы своей Родины (получает второе гражданство), у него возникает прямая обязанность по ее защите от проявлений внешней агрессии со стороны другого государства группы государств), о чем должно быть обязательно указано в соответствующих международных актах. Защиту Отечества, помимо внешнего, характеризует и внутренний аспект, т. е. она предполагает не только участие граждан в обороне государства, когда имеют место проявления внешней агрессии, но и их участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения, а также в предотвращении узурпации государственной власти.

Список литературы

Нормативно – правовые акты 1. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года (ред. от 15.02.2016), // СЗ РФ от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475. 2. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. от 01.02.2012) – ст.1– Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 3. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 № 424-ФЗ) – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 4. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (с изменениями от 04.12.2006) - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об альтернативной гражданской службе" 6. Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 года, // СЗ РФ от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750. 7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская Газета от31 июля 1995 г. 8. Федеральный закон от 03.04.95 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ a. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30. 12.2008.Де7-ФКЗ) 9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) –Глава 33 - Режим доступа: //www.consultant.ru 10. Конституция СССР принята на внеочередной седьмой Сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года II Ведомости ВС СССР. 1977N 41, ст. 617. 11. Военное законодательство Российской Империи (Кодекс русского военного права) //Русский военный сборник. Вып. 10, 1996, с.364. 12. Указ Президента РФ от 02.03.95 № 232 (ред. от 05.08.2002) «Об утверждении положения о федеральной пограничной службе Российской Федерации» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 13. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года //Собрание законодательства РФ. 1999. № 2 14. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) (с изменениями от 23 октября 2008 г., 14 января, 29 июля 2011 г.) 15. Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ: (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495) (с изменениями от 29 июля 2011 г.) - Ст. 5749 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ Научная и учебная литература 16. Авчинников А. Г. Письма Р. И. Кондратенко.- «Братская помощь», № 7. Спб., 2011. 17. Административное право Украины: учебник для юридических вузов и фак. / Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др. ; под ред. Ю.П. Битяка.- X., 2000.- 520с. 18. Административное право Украины: учебное пособие / под ред. Ю.П. Битяк, В.В. Зуй.-Х., 1999.- 224с. 19. Актуальные вопросы формирования у воинов Вооружённых Сил Российской Федерации патриотизма и высоких моральных качеств / Отв.ред. B.C. Пусько. М.: Военный ун-т, 2013. 20. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012. 21. Бахрах Д. Н. «Административное право России. Учебник для вузов». М.: НОРМА, 2012 22. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998. 23. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997. 24. Борисенко В. Повысить ответственность за преступления против военной службы //Российская юстиция. 2002. № 6. С.52-53 25. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодёжи. Сов.гос. и право, 2013, 26. Вестник военной информации. 1998. № 1-12. 27. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. - М., 1997. 28. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. 29. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5. 30. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998. 31. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного права). М.: Военный университет, 1996. 32. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986 33. Волкова И.В. Военное строительство Петра I н перемены в системе социальных отношений в России І! Вопросы истории. №3.2016. 34. Воспитание и образование войск.- «Военный сборник», № 4. Спб., 2011. 35. Государственное право Российской Федерации: Учебник для высших учебных заведений / Е. И. Козова, О. Е. Кутафин, Н. А. Михалева, Ю. И. Скуратов. - М., 1996. 36. Епишев A.A. Воспитание воина-гражданина. В сб.; Проблема революции в военном деле. М.- Боениздат, 2011 37. Жуйков В. И. Права человека и власть закона. - М., 1996. 38. Кедрин С. Образование солдата и офицера и их взаимное сближение.- «Братская помощь», № 9. Спб., 2009. 39. Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. 40. Козова Е. И. Конституционное право России. - 2-е изд. - М., 1998. 41. Кондратьев. Тактическое образование офицеров. Военные беседы, исполненные в штабе войск гвардии и петербургского военного округа в 1896-1897 гг. Спб., 2010. 42. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. 43. Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2014. Вып. 5. С. 6. 44. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и её месте в системе государственной службы // Право в Вооружённых Силах. 2003. № 8. 45. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997. 46. Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 21. 47. Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке. М., 2005. С. 26. 48. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. 49. Мятлев Н. Тысячники и московское дворянство XVI столетия. Орел, 2012. 50. Новое положение о порядке обучения молодых солдат.- «Военный сборник», № 2. Спб., 2011. 51. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 1996. 52. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,:Азбуковник, 1999, с.672. 53. Пузыревский. Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого. Спб. 2009. 54. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., 1994. 55. Семакин А.С. Российский институт вооружённой защиты Отечества И Основы безопасности жизнедеятельности. №11.2010. 56. Сравнительное конституционное право. М., 1996. 57. Хлыновский М. Новые методы обучения в военной школе.- «Военный сборник», № 6. Спб., 2015. 58. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996. 59. Шерипов Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы //Журнал российского права. 2010. № 7. С. 37