Первый корабль балтийского флота штандарт. Императорская яхта «Штандарт» (ДеАгостини). Старинные паруса в современном море

Современный фрегат «Штандарт» – реплика знаменитого , построенного в 1703 году и ставшего первым линейным кораблем российского Балтийского флота.

Так получилось, что даже в архивах не было найдено никаких чертежей петровского «Штандарта» . Историк Виктор Крайнюков воссоздавал их практически заново по разрозненным даным из разных источников. В 1988 году по заказу «Эрмитажа» Григорий Атавин , используя данные, собранные Крайнюковым, построил модель фрегата «Штандарт» для музея «Дворец А.Д. Меньшикова» . А в 1994 году , собрав команду единомышленников, приступил к строительству полноценного парусника. Перед Мартусем и его командой стояла задача совместить историческую достоверность нового корабля с современными требованиями к безопасности судна и комфорту для команды и пассажиров, ведь «Штандарт» изначально подразумевался как судно, которому предстоит отправиться не в одно дальнее плавание.

В первые годы в строительстве «Штандарта» принимали участие только энтузиасты. В основном это были молодые ребята и девушки, которых привлекала сама идея постройки настоящего парусного корабля. Все работы велись в ручную: пилили бревна, изготавливали из них шпангоуты, устанавливали шпангоуты на киль. Финансировался проект за счет средств от продажи Мартусем шхуны «Св. Петр».

В 1996 году началась обшивка корабля. По мере того, как продвигалось строительство, на верфи появились такелажная и парусная мастерские, мастерская резьбы по дереву, построили свою кузницу, где ковали специальные корабельные гвозди и прочите металлические детали. Проект расширялся и получал все большую популярность. В 1996 году появился у «Штандарта» первый спонсор – Родрик Кей, создатель компании Долфин Эксибишнз. Заинтересовались строительством старинного парусника правительства Великобритании и Голландии. Консульства этих стран приняли активное участие в привлечении спонсоров для проекта «Штандарт» .

Новый фрегат совмещает в себе историческую и современную части. Все, что находится выше пушечной палубы, делалось в соответствии с реалиями XVIII века: штурвал, трапы, мачты, шпили, пушки, декоративное оформление.

Фрегат «Штандарт» был спущен на воду 4 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге на верфи «Петровское Адмиралтейство» , а в июне 2000 года отправился в свое первое плавание по маршруту Великого Посольства Петра I. Первым экипажем «Штандарта» стали его строители, те, кто на протяжении нескольких лет вкладывали в будущий корабль свое время, умения и душу. Капитаном корабля стал сам Владимир Мартусь.

Из-за различных юридических проволочек, фрегату «Штандарт» с 2009 года запрещено находиться в российских водах, так как судно не соответствует стандартам ГИМС МЧС России. Поэтому парусник осуществляет плавания только за границей. Фрегат «Штандарт» имеет сертификаты соответствия немецкой морской администрации BG Verkehr и Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland.

Каждый год «Штандарт» совершает плавания по Европе, участвует в парусных фестивалях, морских регатах. «Штандарт» не раз принимал участие в съемках исторических фильмов: «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Новая Земля», «Слуга государев» и др.

Фрегат «Штандарт» – один из тех парусников, на котором может оказаться любой желающий. Во время стоянок в портах на «Штандарте» проводят экскурсии, а те, кто хочет в полной мере окунуться в атмосферу морских путешествий, может отправиться в плавание вместе с экипажем.

И подростки, и взрослые люди, которым не чужда романтика морских просторов, могут подняться на борт фрегата «Штандарт» - современного корабля, построенного по образу и подобию старинного парусника царя-корабела Петра I.

Рождение корабля

Предтеча современного фрегата был спроектирован как гибрид английских и голландских судов. Судно создавалось как первенец в серии линейных кораблей для формирующегося балтийского флота, а проектировщиком был самодержец Петр Великий. Предварительно царь посетил Великобританию и Голландию, изучил особенности кораблестроения обеих держав, взял лучшие разработки и техники и добавил к ним свои наметки.

Созданный Петром I линкор «Штандарт» восемь лет защищал балтийское побережье от шведской армады, сражался за Санкт-Петербург, патрулировал акваторию. После капитального ремонта фрегат вошел в состав эскадры.

В 1725 году обветшавший «Штандарт» навсегда осел на суше. Еще тогда у современников была идея превратить его в памятник, но ничего не вышло, и корабль разобрали. Но согласно царскому указу, в память о Петре Великом следовало построить подобное судно. Формально царский указ был «выполнен» только в конце 20 века.

Швартующиеся в современных портах, всегда притягивают восхищенные взгляды людей, особенно если это копии знаменитых кораблей. В середине девяностых годов прошлого века яхтенный капитан Владимир Мартусь решил воплотить свою детскую мечту о настоящем деревянном паруснике.

Собрав группу энтузиастов, он начал строить современную копию первенца балтийского флота. Работа по созданию макета, а потом и полноценной копии судна осложнялась полным отсутствием чертежей и документации. Только в Эрмитаже хранился макет фрегата, созданный в восьмидесятых годах после проведения кропотливой работы по сбору информации о внешнем виде судна.

С учетом того, что в данном случае создавался не просто макет, а полноценная копия фрегата пришлось создавать симбиоз, сочетающий и историческую достоверность старинного парусника с технической начинкой, позволяющей кораблю безопасно выходить в открытое море.

И выход был найден, Владимир Мартусь решил разделить судно на две части. Все, что находится выше палубы и составляет экстерьер корабля, – выглядит точно как корабль-предтеча. Единственное - из соображений практичности и все тросы и канаты созданы из современных материалов, но их внешний вид приближен к сделанным по старинным технологиям. И пушек (представлены литые копии, способные имитировать стрельбу) всего 5, а не 28 как было на оригинальном «Штандарте».

Все, что ниже палубы и спрятано от глаз посетителей и вездесущих камер, – сделано по современным стандартам. Фрегат имеет электрическую проводку, два двигателя, современный камбуз, кубрики, кают-компанию. Все это сделано вместо трюмов, в которых хранили боеприпасы.

Работать пришлось в условиях, приближенных к имевшимся во время строительства оригинала. К самой трудной работе по заготовке и первичной обработке древесины привлекались волонтеры.

Символично, что для создания корабельной обшивки использовали древесину лиственниц выросших в Линдуловской роще, посаженной по приказу Петра I. Мачты сделаны из корабельных сосен, высотой в 22 метра каждая. Весь резной декор фрегата, воссозданный по образцам 17 века, сделан из липы.

Корма корабля украшена композицией, перекликающейся с названием корабля и символизирующей первые успехи в мореплавании. Также на корме расположен герб Санкт-Петербурга. На форштевне красуется величественная фигура льва.

На создание осовремененной копии фрегата «Штандарт» ушло шесть лет. Корабль был спущен на воду 4 сентября 1999 года. Судно было доставлено к Неве на тягачах, потом огромный кран подхватил парусник, перенес через набережную и плавно опустил на воду.

Старинные паруса в современном море

Фрегат «Штандарт» ведет активную жизнь в современном мире. Экипаж принимает участие в международных , проводит учебно-тренировочные рейсы, посещает и праздники, осуществляет круизы с туристами на борту. Кроме того, фрегат активно снимают в кино и роликах, он принимает участие в исторических реконструкциях. На его борту регулярно проходят костюмированные вечеринки.

Первое свое плавание судно совершило летом 2000 года, отправившись по пути, проделанному несколько столетий назад Петром Великим, именуемым путем Великого Посольства.

Несколько лет подряд парусник принимал участие в выпускном празднике санкт-петербургских школьников «Алые паруса». Появление на Неве фрегата с алыми парусами на такелаже, в сопровождении масштабного салюта, было самым впечатляющим моментом праздника.

В 2012 году экипаж парусника принимал участие в «Ром-регате» (Rum regatta), проходившей в немецком Флейсбурге. Судно состязалось с другими историческими парусниками, в самом красивом и романтическом классе .

Август 2016 года ознаменовался для экипажа «Штандарта» победой в международной регате больших парусников (The North Sea Tall Ships Regatta). Команда заняла первое место, плюс заняла вторую ступень пьедестала в общем зачете и стала обладательницей престижного приза Friendship trophy.

К сожалению, из-за проблем с регистрацией фрегат не имеет возможности заходить в акваторию Российской Федерации и вынужден пребывать в европейских водах или совершать плавания по всему миру.

Императорская яхта «Штандарт»

На страницах журналов этой серии приводится информация о яхтах российских императоров и королевских парусниках, известных моряках и конструкторах-проектировщиках, интересные факты из истории мореплавания, описание старинных методов навигации и масса другой увлекательной информации. Кроме этого, к каждому журналу серии прилагаются высококачественные детали для сборки модели императорской яхты «Штандарт» в масштабе 1:130.

История

Яхта «Штандарт» была создана на верфи в Дании по заказу Николая II, отличалась особым комфортом и прекрасными мореходными качествами. Она была любимой яхтой императора и признавалась лучшей во всем мире среди аналогичных судов. Свое название она получила в честь флага главы государства, который принято было вывешивать над посещаемым им местом. Такой обычай появился в средневековой Европе и подчеркивал могущество монархов. Когда на яхте пребывал Николай II, над ней возвышался штандарт из золотистого шелка, на котором изображались морские карты и черный двуглавый орел.

«Штандарт» блестяще исполнял роль представительского судна для официальных приемов и визитов, участвовал в торжественных мероприятиях, использовался для летних морских круизов. Хотя яхта была восхитительным «плавучим дворцом», члены императорской семьи особенно ценили ее не за удивительную комфортабельность и роскошность, а за возможность на время скрыться от посторонних глаз, государственных обязанностей и придворного этикета. На борту своей любимицы Романовы могли побыть просто родителями и детьми, отдыхающими в узком семейном кругу. «Штандарт» стал для них своеобразным «оазисом» человеческих отношений, где они могли освободиться от официоза, играть, веселиться и радоваться жизни.

Особенности журнальной серии «Императорская яхта «Штандарт» от Де Агостини

Вы увлекаетесь судомоделированием и историей России? Тогда вам непременно стоит купить коллекцию журналов «Императорская яхта «Штандарт» от издательского дома De Agostini. Журналы этой серии имеют еженедельный график выхода и дополняются деталями для сборки модели судна. Вы сможете собрать модель императорской яхты «Штандарт» в масштабе 1:130, размерами 104х40х17,5 см, с точным воспроизведением каждого элемента и тщательной проработкой наименьших деталей.

На страницах журналов приводится подробное описание процесса сборки, с пошаговыми инструкциями и фото. Они помогут без проблем справиться с процессом сборки даже новичкам. Собранная модель императорской яхты станет гордостью своего владельца и уникальным украшением интерьера, а коллекция журналов этой серии актуально дополнит домашнюю библиотеку, поможет разнообразить досуг и расширить знания в области мореплавания, истории и кораблестроения.

Тип парусного вооружения Фрегат Организация Балтийский флот Изготовитель Олонецкая верфь Автор корабельного чертежа Выбе Геренс Строительство начато 24 апреля 1703 года Спущен на воду 22 августа 1703 года Введен в эксплуатацию 8 сентября 1703 года Основные характеристики Водоизмещение 220 тонн Длина по гондеку 27,5 метра Ширина по мидельшпангоуту 7,3 метров Осадка 2,7 метра Двигатели Паруса Экипаж 120 чел. Вооружение Общее число орудий 28 орудий (8-,6-, и 3-ф)

Фрега́т «Штанда́рт» - первый корабль Балтийского флота , был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи , проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом .

Характеристика корабля

«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка , высокий такелаж английского образца.

Имя «Штандарт» давалось кораблям русского флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта .

Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран.

Командиры

Командирами фрегата служили :

  1. 1704 - П. Грей
  2. 1705 - Я. Деланг
  3. 1706-1707 - Ф. Вилимовский
  4. 1708-1709 - С. Шхон
  5. 1712 - Г. Вессель
  6. 1713 - Б. Эдвард

Воссоздание фрегата

Реплика «Штандарта».

Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания.

«Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках. С 2004 года «Штандарт» участвовал в съёмках фильмов «Слуга государев », «Записки экспедитора Тайной канцелярии », «Новая Земля» и др.

Юридические коллизии

В июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра в доке. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий установленным требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland . 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам .

По состоянию на 7 апреля 2012 года рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фрегат «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург - Морской клуб. Ежемесячный историко-культурный морской альманах. Сентябрь "99 № 7 (27) Музей под парусами.
  • Постановление 13-го Арбитражного Аппеляционного суда об отмене незаконно вынесенного решения ГИМС МЧС РФ о снятии судна "Штандарт" с учета

«В нашу гавань заходили корабли». На набережной Вобана в Сен-Мало пришвартовался очередной именитый гость! Знакомьтесь: фрегат «Штандарт». Точная копия боевого корабля, построенного под личным руководством Петра Первого в 1703 г. для обороны Санкт-Петербурга.

Этот действующий учебный парусник воссоздан в 1999 г. группой энтузиастов и любителей парусного спорта, знатоков морской истории и старых технологий судостроения. Это не просто корабль-музей; большую часть года фрегат проводит в навигации, регулярно участвует в морских фестивалях, регатах и ​​парусных гонках в Балтийском море и по всей Европе. Только во Франции он был уже замечен в таких мероприятиях, как и Armada de Rouen-2013. В 2017 г. мы любовались «Штандартом» на фестивале Les Grandes Voiles du Havre и во время его стоянки в Онфлёре.

Сегодня каждый желающий может не только подняться на его палубу, но и получить уникальный опыт в плавании на исторически “правильном” деревянном фрегате, став членом его добровольной команды.

Очередной длительный поход «Штандарта» составил 600 морских миль! 22 апреля судно вышло из Виго (Испания) и, сверившись с прогнозом погоды, проложило свой курс на север к берегам нашей полуостровной Бретани. Бискайский залив – Маяки – Мыс Финистер – Штормовой тренинг – Приливная зона – Аббатство Мон Сен-Мишель – вот коротко о событиях этого весеннего перехода. Ключевой момент завершившегося плавания: фрегат обогнул «Край земли» (мыс Фининстер по-нашему), финишировав в порту “Города корсаров” Сен-Мало. Особый интерес в походе по Ла-Маншу, со слов организаторов, представляет приливно-отливная зона, где амплитуда хождения воды по высоте достигает 12 метров…

Приезжайте к нам в Бретань подивиться на самые большие в Европе приливы-отливы. Подняться на палубу корабля – легко! Выход под парусом тоже возможен (опционально и сугубо добровольно))).

PS: И в завершение пару слов о «свежей» погоде от легендарного «Штандарта»: «Самый лучший шторм – это тот, которого удалось избежать» . Чего и вам желаем!