Данный урок поможет вам глубже понять основную идею сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Анализируя рассказ «Бирюк», вы научитесь давать характеристику литературному герою; работая с текстом, подбирать цитатный материал, обращать внимание на детали. Также вы определите кульминацию рассказа и сформулируете основной конфликт произведения.
Тема: Из литературы XIX века
Урок: Рассказ И. С. Тургенева «Бирюк»
И. С. Тургенев (рис. 1) создает свои рассказы в 40-50 годы ХІХ в. Сборник «Записки охотника» был издан в 1852 году. Большую часть рассказов писатель создал за границей, в Германии. Одна из причин, заставивших Тургенева уехать из России, названа им самим: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться...»
Рис. 1. Портрет. Тургенев И. С. (1818-1883) ()
Из этого утверждения можно сделать вывод, что основная идея сборника - обличение крепостничества. Заслуга Тургенева в том, что в своих рассказах автор не просто описывает серую массу обездоленных и несчастных крепостных крестьян. В каждом рассказе писатель подмечает какую-то черту крестьянской жизни, поэтому все произведения дают нам яркую, многогранную картину крестьянского мира.
Сборник «Записки охотника» вместил в себя 25 рассказов и очерков. Помимо темы и идеи, их композиционно объединяет главный герой - рассказчик Петр Петрович . Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты (рис. 2).
Рис. 2. Худ. Курнаков Л.И. «И.С. Тургенев на охоте» ()
Зная биографию Тургенева, мы невольно проводим параллель между автором и героем его сборника. Действительно, создавая «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упомянутые в рассказах, были знакомы автору. Не исключением стал рассказ «Бирюк». В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Рассказ «Бирюк» Тургенев ведет от первого лица (от лица рассказчика Петра Петровича). Однажды охотника застал в лесу страшный ливень, он вынужден был просить убежища в хижине местного лесника, прозванного в народе Бирюком. Зайдя в дом, герой увидел, что лесник живет в невероятной бедности вместе с двумя маленькими детьми. После короткого разговора, охотник и Бирюк услышали в лесу стук топора, что означало незаконную вырубку деревьев. Нарушитель был пойман. Им оказался бедный крестьянин. В доме лесника пойманный мужик начал оправдываться, что на кражу его толкнули голод и нищета. Озлобленное отчаяние несчастного заставило Бирюка отпустить виновного.
План характеристики героя литературного произведения:
Характеристика главного героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Социальная принадлежность.
Крепостной крестьянин, служит лесником в помещичьем лесу. В его обязанности входит охранять лес от пожаров, незаконной вырубки леса и браконьерства. Никто, кроме помещика, не имел права охотиться в лесу или вырубать деревья. А такие попытки были частыми, особенно со стороны крестьян.
Описание внешности.
«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною».
Интерьер. Описание избы, в которой живет Бирюк с детьми.
«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу ».
В избе бросается в глаза не только бедность, но и запустение, отсутствие женской руки. И действительно, хозяйки здесь нет: жена сбежала от лесничего с проезжим мещанином, бросив двух маленьких детей. Так и живет он один, в лесу, вдали от людей, бирюком .
* Бирюком называется в Орловской губернии человек, одинокий и угрюмый. (Прим. И.С.Тургенева.)
Отношение окружающих.
Настоящее имя героя - Фома Кузьмич. Но он сам называет себя Бирюком, как бы соглашаясь с мнением людей. А отношение окружающих к нему отнюдь не доброжелательное: его не любят и боятся. И не удивительно, ведь как лесничий он никому спуску не дает. «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».
Бирюк - гроза для окрестных мужиков. Может быть, поэтому рассказ начинается с описания грозы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»
Поступки героя. Отношение к окружающим.
Наблюдая за героем и его поступками, читатель все больше проникается уважением к этому человеку, который живет по твердым моральным принципам. Он чувствует ответственность за порученное дело: «- Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится».
Живя в бедности, доходящей до нищеты, Бирюк никогда не пойдет на мошенничество, никогда не позволит воровать ни себе, ни другим. Это ярко видно в эпизоде с мужиком, которого Бирюк поймал на воровстве древесины. Мужик так объясняет свой поступок: «Ей-Богу, с голодухи... детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Для Бирюка это не оправдание. Ведь ему живется не слаще: в дому кроме хлеба нет никакой еды. Но для себя Бирюк твердо знает одно: «Воровать никому не след».
Именно в этот момент происходит кульминация всего повествования: мужик просит о пощаде. Что же перевесит: принцип или сострадание? Отчаяние мужика потрясло рассказчика, он уже готов заступиться за него, но вдруг Бирюк отпускает мужика. Этот поступок вызвал у Петра Петровича уважение к герою: «- Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый». Однако герой не хочет даже обсуждать свое решение : «- Э, полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу…» Причиной досады, недовольства собой со стороны героя послужила несправедливость ситуации, в которой оказался Бирюк. Он поймал вора и должен его наказать, однако Бирюк понимает, что мужика толкнули на преступление нищета, отчаяние, страх за семью, детей, умирающих от голода.
Таким образом, главный конфликта рассказа носит социальный характер : крепостничество лишает человека права на свободную, счастливую и честную жизнь.
Рассказ «Бирюк», наряду с другими рассказами «Записок охотника», сыграл определенную историческую роль . Сильное впечатление сборник произвел на наследника престола, будущего императора Александра ІІ, освободителя крестьян от многовекового рабства.
Примечателен также эпизод, произошедший с ехавшим однажды из своего имения Тургеневым. По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции подошли к писателю двое людей (по костюму и манерам мещане или мастеровые). Спросив, у писателя, правда ли именно он автор «Записок охотника», они сняли шапки и поклонились в пояс со словами: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа».
Теория литературы
Литературный портрет - изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). Служит в основном для характеристики персонажа, так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная (не всегда прямая) связь. Нередко портрет обнаруживает авторскую оценку персонажа (положительную или отрицательную).
Кульминация (от латинского culmen - вершина ) - в литературе момент наивысшего напряжения в развитии сюжетного действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.
Толкование устаревших слов (историзмов):
Дрожки - лёгкий четырехколесный открытый рессорный экипаж на 1-2 человек.
Пола́ти - лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.
Лучи́на - тонкая длинная щепка сухого дерева. Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века.
Замашная рубаха - крестьянская рубаха из замашки (ткани из бесплодной конопли); шилась из грубого неотбеленного полотна.
Список литературы
Домашнее задание
Иван Сергеевич Тургенев
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
А ты кто сам?
Я здешний лесник.
Я назвал себя.
А, знаю! Вы домой едете?
Домой. Да видишь, какая гроза…
Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.
Не скоро пройдет, - продолжал лесник.
Что делать!
Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.
Сделай одолжение.
Извольте сидеть.
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.
Одна, - произнесла она едва внятно.
Ты лесникова дочь?
Лесникова, - прошептала она.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.
Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Я поблагодарил его и спросил его имя.
Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.
А, ты Бирюк?
Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.
Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.
Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.
Нет, - отвечая он и сильно махнул топором.
Умерла, знать?
Нет… да… умерла, - прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
Вы, чай, барин, - начал он, - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
Я не голоден.
Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.
Как тебя зовут? - спросил я.
Улитой, - проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.
Иван Сергеевич Тургенев
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
А ты кто сам?
Я здешний лесник.
Я назвал себя.
А, знаю! Вы домой едете?
Домой. Да видишь, какая гроза…
Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.
Не скоро пройдет, - продолжал лесник.
Что делать!
Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.
Сделай одолжение.
Извольте сидеть.
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.
Одна, - произнесла она едва внятно.
Ты лесникова дочь?
Лесникова, - прошептала она.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.
Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Я поблагодарил его и спросил его имя.
Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.
А, ты Бирюк?
Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.
Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.
Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.
Нет, - отвечая он и сильно махнул топором.
Умерла, знать?
Нет… да… умерла, - прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
Вы, чай, барин, - начал он, - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
Я не голоден.
Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.
Как тебя зовут? - спросил я.
Улитой, - проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.
Лесник вошел и сел на лавку.
Гроза проходит, - заметил он после небольшого молчанья, - коли прикажете, я вас из лесу провожу.
Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.
Иван Сергеевич Тургенев
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
А ты кто сам?
Я здешний лесник.
Я назвал себя.
А, знаю! Вы домой едете?
Домой. Да видишь, какая гроза…
Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.
Не скоро пройдет, - продолжал лесник.
Что делать!
Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.
Сделай одолжение.
Извольте сидеть.
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.
Одна, - произнесла она едва внятно.
Ты лесникова дочь?
Лесникова, - прошептала она.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.
Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Я поблагодарил его и спросил его имя.
Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.
А, ты Бирюк?
Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».