Тургенев бирюк. Иван сергеевич тургенев бирюк Бирюк полное содержание читать

Данный урок поможет вам глубже понять основную идею сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Анализируя рассказ «Бирюк», вы научитесь давать характеристику литературному герою; работая с текстом, подбирать цитатный материал, обращать внимание на детали. Также вы определите кульминацию рассказа и сформулируете основной конфликт произведения.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Рассказ И. С. Тургенева «Бирюк»

И. С. Тургенев (рис. 1) создает свои рассказы в 40-50 годы ХІХ в. Сборник «Записки охотника» был издан в 1852 году. Большую часть рассказов писатель создал за границей, в Германии. Одна из причин, заставивших Тургенева уехать из России, названа им самим: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться...»

Рис. 1. Портрет. Тургенев И. С. (1818-1883) ()

Из этого утверждения можно сделать вывод, что основная идея сборника - обличение крепостничества. Заслуга Тургенева в том, что в своих рассказах автор не просто описывает серую массу обездоленных и несчастных крепостных крестьян. В каждом рассказе писатель подмечает какую-то черту крестьянской жизни, поэтому все произведения дают нам яркую, многогранную картину крестьянского мира.

Сборник «Записки охотника» вместил в себя 25 рассказов и очерков. Помимо темы и идеи, их композиционно объединяет главный герой - рассказчик Петр Петрович . Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты (рис. 2).

Рис. 2. Худ. Курнаков Л.И. «И.С. Тургенев на охоте» ()

Зная биографию Тургенева, мы невольно проводим параллель между автором и героем его сборника. Действительно, создавая «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упомянутые в рассказах, были знакомы автору. Не исключением стал рассказ «Бирюк». В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Рассказ «Бирюк» Тургенев ведет от первого лица (от лица рассказчика Петра Петровича). Однажды охотника застал в лесу страшный ливень, он вынужден был просить убежища в хижине местного лесника, прозванного в народе Бирюком. Зайдя в дом, герой увидел, что лесник живет в невероятной бедности вместе с двумя маленькими детьми. После короткого разговора, охотник и Бирюк услышали в лесу стук топора, что означало незаконную вырубку деревьев. Нарушитель был пойман. Им оказался бедный крестьянин. В доме лесника пойманный мужик начал оправдываться, что на кражу его толкнули голод и нищета. Озлобленное отчаяние несчастного заставило Бирюка отпустить виновного.

План характеристики героя литературного произведения:

  1. Социальная принадлежность
  2. Авторская характеристика
  3. Внешность (портрет)
  4. Интерьер (жилище)
  5. Отношение окружающих
  6. Отношение к окружающим (поступки)

Характеристика главного героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

Социальная принадлежность.

Крепостной крестьянин, служит лесником в помещичьем лесу. В его обязанности входит охранять лес от пожаров, незаконной вырубки леса и браконьерства. Никто, кроме помещика, не имел права охотиться в лесу или вырубать деревья. А такие попытки были частыми, особенно со стороны крестьян.

Описание внешности.

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною».

Интерьер. Описание избы, в которой живет Бирюк с детьми.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу ».

В избе бросается в глаза не только бедность, но и запустение, отсутствие женской руки. И действительно, хозяйки здесь нет: жена сбежала от лесничего с проезжим мещанином, бросив двух маленьких детей. Так и живет он один, в лесу, вдали от людей, бирюком .

* Бирюком называется в Орловской губернии человек, одинокий и угрюмый. (Прим. И.С.Тургенева.)

Отношение окружающих.

Настоящее имя героя - Фома Кузьмич. Но он сам называет себя Бирюком, как бы соглашаясь с мнением людей. А отношение окружающих к нему отнюдь не доброжелательное: его не любят и боятся. И не удивительно, ведь как лесничий он никому спуску не дает. «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

Бирюк - гроза для окрестных мужиков. Может быть, поэтому рассказ начинается с описания грозы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»

Поступки героя. Отношение к окружающим.

Наблюдая за героем и его поступками, читатель все больше проникается уважением к этому человеку, который живет по твердым моральным принципам. Он чувствует ответственность за порученное дело: «- Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится».

Живя в бедности, доходящей до нищеты, Бирюк никогда не пойдет на мошенничество, никогда не позволит воровать ни себе, ни другим. Это ярко видно в эпизоде с мужиком, которого Бирюк поймал на воровстве древесины. Мужик так объясняет свой поступок: «Ей-Богу, с голодухи... детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Для Бирюка это не оправдание. Ведь ему живется не слаще: в дому кроме хлеба нет никакой еды. Но для себя Бирюк твердо знает одно: «Воровать никому не след».

Именно в этот момент происходит кульминация всего повествования: мужик просит о пощаде. Что же перевесит: принцип или сострадание? Отчаяние мужика потрясло рассказчика, он уже готов заступиться за него, но вдруг Бирюк отпускает мужика. Этот поступок вызвал у Петра Петровича уважение к герою: «- Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый». Однако герой не хочет даже обсуждать свое решение : «- Э, полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу…» Причиной досады, недовольства собой со стороны героя послужила несправедливость ситуации, в которой оказался Бирюк. Он поймал вора и должен его наказать, однако Бирюк понимает, что мужика толкнули на преступление нищета, отчаяние, страх за семью, детей, умирающих от голода.

Таким образом, главный конфликта рассказа носит социальный характер : крепостничество лишает человека права на свободную, счастливую и честную жизнь.

Рассказ «Бирюк», наряду с другими рассказами «Записок охотника», сыграл определенную историческую роль . Сильное впечатление сборник произвел на наследника престола, будущего императора Александра ІІ, освободителя крестьян от многовекового рабства.

Примечателен также эпизод, произошедший с ехавшим однажды из своего имения Тургеневым. По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции подошли к писателю двое людей (по костюму и манерам мещане или мастеровые). Спросив, у писателя, правда ли именно он автор «Записок охотника», они сняли шапки и поклонились в пояс со словами: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа».

Теория литературы

Литературный портрет - изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). Служит в основном для характеристики персонажа, так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная (не всегда прямая) связь. Нередко портрет обнаруживает авторскую оценку персонажа (положительную или отрицательную).

Кульминация (от латинского culmen - вершина ) - в литературе момент наивысшего напряжения в развитии сюжетного действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.

Толкование устаревших слов (историзмов):

Дрожки - лёгкий четырехколесный открытый рессорный экипаж на 1-2 человек.

Пола́ти - лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Лучи́на - тонкая длинная щепка сухого дерева. Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века.

Замашная рубаха - крестьянская рубаха из замашки (ткани из бесплодной конопли); шилась из грубого неотбеленного полотна.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Классика) существует с 31 мая 2004 г. Признан победителем конкурса «РОТОР-2007» в номинации «Электронная библиотека года». Тургенев И. С. «Записки охотника» ().
  2. Тургенев И.С. Бирюк ().
  3. Биография И.С. Тургенева ().
  4. Аудиокнига. Тургенев И.С. «Записки охотника» ().
  5. История русской литературы в 4-х томах. Том 3, гл. 3 ().
  6. Лотман. И.С. Тургенев ().
  7. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  8. Словари. Литературные термины и понятия ().

Домашнее задание

  1. Составьте план рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».
  2. Подготовьте пересказ кульминационного момента рассказа.
  3. В чем заключается основная идея рассказа?
  4. Подготовьте устное сочинение на тему: «Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»».

Иван Сергеевич Тургенев

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

А ты кто сам?

Я здешний лесник.

Я назвал себя.

А, знаю! Вы домой едете?

Домой. Да видишь, какая гроза…

Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

Не скоро пройдет, - продолжал лесник.

Что делать!

Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.

Сделай одолжение.

Извольте сидеть.

Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.

Одна, - произнесла она едва внятно.

Ты лесникова дочь?

Лесникова, - прошептала она.

Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.

Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.

А, ты Бирюк?

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.

Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.

Нет, - отвечая он и сильно махнул топором.

Умерла, знать?

Нет… да… умерла, - прибавил он и отвернулся.

Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.

С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.

Вы, чай, барин, - начал он, - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…

Я не голоден.

Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.

Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

Как тебя зовут? - спросил я.

Улитой, - проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.

Иван Сергеевич Тургенев

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

А ты кто сам?

Я здешний лесник.

Я назвал себя.

А, знаю! Вы домой едете?

Домой. Да видишь, какая гроза…

Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

Не скоро пройдет, - продолжал лесник.

Что делать!

Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.

Сделай одолжение.

Извольте сидеть.

Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.

Одна, - произнесла она едва внятно.

Ты лесникова дочь?

Лесникова, - прошептала она.

Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.

Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.

А, ты Бирюк?

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.

Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.

Нет, - отвечая он и сильно махнул топором.

Умерла, знать?

Нет… да… умерла, - прибавил он и отвернулся.

Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.

С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.

Вы, чай, барин, - начал он, - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…

Я не голоден.

Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.

Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

Как тебя зовут? - спросил я.

Улитой, - проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.

Лесник вошел и сел на лавку.

Гроза проходит, - заметил он после небольшого молчанья, - коли прикажете, я вас из лесу провожу.

Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.


Иван Сергеевич Тургенев

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

А ты кто сам?

Я здешний лесник.

Я назвал себя.

А, знаю! Вы домой едете?

Домой. Да видишь, какая гроза…

Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

Не скоро пройдет, - продолжал лесник.

Что делать!

Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.

Сделай одолжение.

Извольте сидеть.

Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.

Одна, - произнесла она едва внятно.

Ты лесникова дочь?

Лесникова, - прошептала она.

Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.

Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.

А, ты Бирюк?

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».