Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твой прошу…. Анализ " я не любви твоей прошу" Я не любви твоей прошу читать

Я не любви твоей прошу.

Она теперь в надежном месте.

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.

Дай ей хранить мои портреты,-

Ведь так любезны женихи!

А этим дурочкам нужней

Сознанье полное победы,

Чем дружбы светлые беседы

И память первых нежных дней…

Когда же счастия гроши

Ты проживешь с подругой милой

И для пресыщенной души

Все станет сразу так постыло –

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б тебе помочь?

От счастья я не исцеляю.

Стихотворение было написано в 1914 году. На фоне ряда других произведений А. Ахматовой – строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако область искренних чувств, а также тема поэтического творчества – оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы.

Читая первые строки, становится ясно, что перед нами – личная драма: героиня стихотворения оказалась покинута своим любимым человеком. При этом ее возлюбленный сам решил расстаться, приняв решение уйти к другой женщине. Чувствуется, что та, «другая» – недалекая и ограниченная личность. На это наводит эпитет, который употребила поэтесса: «дурочка».

Несмотря на трагизм ситуации, основное внимание в данном произведении уделено образу главной героини. Он – явно неоднозначен. С одной стороны, перед читателями предстает покинутая женщина, которой одиноко и грустно. Однако, не все так очевидно: по отдельным «штрихам», мастерски созданным Ахматовой, явно виден образ поэтессы, обладающей даром выражения глубоких чувств.

Постепенно усиливается впечатление того, что перед нами – мудрая женщина, не закрывающаяся от мира и окружающих людей завесой обид и претензий. Случившееся расставание лишь более ярко высвечивает силу внутренних чувств и целостность творческой натуры. мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию–принятия и смирения:

Я не любви твоей прошу.

Она теперь в надежном месте.

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.

Сохранять чувство собственного достоинства героине помогает ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Поэтический дар становится именно тем спасительным средством, которое помогает героине не только обрести глубокое понимание произошедшего события, но и придает новый смысл ее творчеству. Именно оно наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть.

Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако, отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, «такой, как все»:

Когда же счастия гроши

Ты проживешь с подругой милой

И для пресыщенной души

все станет сразу так постыло…

Некоторые читатели могут подумать: «А что будет, если бывший возлюбленный поймет свою ошибку и решит вернуться к главной героине стихотворения?» Поэтесса гениально предвосхитила подобный вопрос – из последующих строк становится ясен ответ. В самом деле, если любимый человек оказался неверен, решив покинуть женщину, которая сильно его любила, то зачем пытаться изменить то, что уже случилось ранее?

Из дальнейших строк стихотворения становится ясно, что произошедший разрыв – окончателен. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет «счастливо до конца» - лирическая героиня ничем ему не сможет помочь. Горько и иронично она заявляет:

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б тебе помочь?

От счастья я не исцеляю.

После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – «дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…» Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой «сознанье полное победы нужней», чем все остальное. То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в прошлое, забыто, предано. Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды.

Создать такое настроение, а также передать состояние своей героини Ахматовой помогают средства художественной выразительности. Это стихотворение, как и вся лирика поэта, просто и строго по форме, довольно бедно лексическими средствами выразительности. В данном стихотворении присутствуют довольно много метафор: «дружбы светлые беседы», «память первых нежных дней», «счастия гроши», «в мою торжественную ночь», «от счастья я не исцеляю». Есть здесь небольшое количество эпитетов («пресыщенной души»).

Из синтаксических средств выразительности в данном стихотворении присутствуют риторический вопрос («И чем могла б тебе помочь?»), риторической восклицание («Ведь так любезны женихи»), недоговоренность («А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней...»). Кроме того, здесь достаточно много инверсий («Тебя не знаю», «Сознанье полное победы», «счастия гроши ты проживешь» и так далее). Присутствует анафора («Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты»).

В лексическом плане Ахматова использует просторечные слова («все станет сразу так постыло») для более точной и сильной передачи настроения, состояния героя.

Таким образом, стихотворение «Я не любви твоей прошу» - характерное для Ахматовой произведение, в котором тесным образом переплетается тема любви и творчества, настроение боли и отчаянья - с пониманием избранности и счастья от этого. Передать настроение стихотворения, эмоции главной героини помогают средства художественной выразительности, главными из которых являются метафоры и разнообразные синтаксические средства.

И вполне закономерно, что все эти средства художественной выразительности делают стихотворение «Я не любви твоей прошу…» запоминающимся надолго.

Произведение относится к многочисленной любовной лирике поэтессы с переплетением в ней темы поэтического творчества.

Повествование в стихотворении ведется от имени лирической героини в виде монолога, вокруг которого завязывается сюжетная линия, заключенная в личной драме девушки, покинутой возлюбленным ради другой женщины, отличающейся небольшим умом в отличие от героини.

Лирическая героиня представляется поэтессой в образе мудрой женщины, которая, несмотря на перенесенную боль, не таит обиду и злобу на любимого в прошлом мужчину и не чувствует себя покинутой, одинокой и грустной, наоборот, посредством собственных страданий и переживаний, женщина обретает состояние смирения и покоя.

В качестве средств художественной выразительности, позволяющих ярко проиллюстрировать душевное состояние лирической героини, поэтесса применяет многочисленные метафоры с вкраплением нечастых эпитетов, используемые в ясной неповторимой форме. Кроме того, в стихотворении присутствуют анафоры и инверсии в сочетании с синтаксическими выразительными методами и фигурами речи в форме риторических вопросов, восклицаний и недоговоренностей.

Благодаря чувственности и эмоциональности авторского замысла стихотворение демонстрирует целостность и духовную силу лирической героини, которая с помощью собственного поэтического дара обретает глубокое осознание сложившейся с ней ситуации, понимая, что разрыв с возлюбленным окончательный. При этом девушка не имеет к бывшему любимому человеку претензий и обид, поскольку является сильной чувственной натурой.

Отличительной особенностью стихотворения является его простота и непритязательность, выраженные в трагичности происходящего с героиней и в то же время в восторженном отношении к девушке, сумевшей преодолеть тоску и боль утраты. При этом автор использует в произведении иронические элементы, акцентирующие внимание на разумности и великодушии героини.

Поэтесса, для которой любовь является отражением собственных человеческих чувств, в стихотворении раскрывает перед читателем целую книгу, рассказывающую о многогранности женской души, не подвластной жизненным законам, заключенной лишь в своем эмоциональном мировосприятии.

Анализ 2

В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным. Но, сами чувства, а так же поэтическая линия – здесь они переплелись воедино.

Прочитывая первые строчки, становится понятно, что здесь раскрывается трагедия: героиню бросил ее любимый человек. Он сам надумал расставить все точки, и уйти к другой девушке, которая глупее ее и наивнее.

Но если не обращать внимания на трагичность ситуации, то главное внимание в этом стихотворении выделено образу самой героини. Здесь нет точного образа. Ведь если посмотреть, то с одной стороны, это брошенная девушка, которая грустит и тоскует, а с другой стороны, благодаря сильному дару поэтессы, здесь открываются более глубокие чувства.

Все становится понятнее, что перед нами – умная девушка, открытая для мира и тех, кто ее окружает. Данная размолвка – очень хорошо раскрывает ее силу духа.

Кто-то может задаться вопросом, а что будет, если все-таки молодой человек надумает вернуться, что тогда будет? Простит ли его героиня? И здесь автор четко обрисовала картину, написав следующие строки. Ведь если мужчина оказался неверным, надумав бросить девушку, которая не мыслила свою жизнь без него, то для чего менять то, что уже произошло?

Из следующих строчек произведения становится понятно, что возникшая размолвка – окончательна. Девушка не предъявляет каких-либо претензий. Сейчас у нее есть шанс посмотреть на произошедшее с другого ракурса. Именно сейчас можно показать те чувства, которые нельзя показать в другом состоянии, когда все хорошо и спокойно.

Все произведение проникнуто непередаваемой ясностью метафор, сравнений. Помимо этого, в строчках стихотворения попадается так же и риторический вопрос. Но иногда, написанные Ахматовой «просторечия» совсем не понижают ощущения яркого образа героев этого стихотворения.

Анализ стихотворения Я не любви твой прошу… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сосна так темна, хоть и месяц Фета

    Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит

  • Анализ стихотворения Багаж Маршака

    Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Я тебе ничего не скажу Фета

    Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

Первый вопрос, который встаёт перед читателем, известным с биографией Ахматовой, при прочтении стихотворения «Я не любви твоей прошу» - не Гумилёву ли посвящены строки? Наверное, напрямую нет, хотя тема явно навеяна остывающими чувствами между Анной и Николаем.

Огонь превратился в лёд

Строки пишутся в 1914 году, через четыре года посте венчания Ахматовой и Гумилёва. За этот срок многое изменилось в отношениях – на место влюблённости пришло безразличие, на месте огня оказался лёд, и никакая весна не в силах его растопить. Отношения в это время не испытывают временного охлаждения, а находятся в глубоком пике падения. Надеется ли Ахматова на возврат чувств? Вряд ли, особых надежд она не питает.

Стихотворение «Я не любви твоей прошу» - это взгляд Ахматовой в будущее, таков вариант развития событие кажется автору строк наиболее вероятным в своих отношениях с Николаем Гумилёвым.

Главная нить стихотворения – это обращение вчерашней возлюбленной к ушедшему кавалеру с несколькими советами. Героиня просит давать новой пассии читать её стихи – это будет очень любезно со стороны «жениха». Любви героиня уже не просит, вчерашние светлые чувства растоптаны и сегодня сердце спрятано в надёжном месте. В обмен за чтение стихов она обещает не писать ревнивых писем – обманутая героиня предлагает своеобразный бартер – свободу за стихи. Свобода уже дана, дело остаётся за разрешением на чтение стихов.

Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.

Кроме стихов, героиня даёт совет вчерашнему возлюбленному разрешить своей даме хранить её портреты. Это даст ей ощущение полной победы, пусть упивается её призраком.

Героиня уже приняла твёрдое решение никогда не возобновлять отношений с этим человеком. Это видно в конце стихотворения, где строки говорят, что возврата нет:

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.

Возврата нет

Она не готова ждать, когда он пересытится с другими и вернётся к ней в надежде на искренние отношения. Она не будет платочком для слёз, когда он пересытится – нет писем, нет возврата – остаются только стихи и портреты, как символ прошлого. Задета гордость женщины и на месте голубицы появляется зверь, не принимающий прощения и раскаяния.

От счастья я не исцеляю.

Героине не лечит от счастья, она не врачует мимолётные вспышки любви – она не отдаёт себя по частям и не позволит себя унижать, делая горький, но единственно правильный выбор – разрыв отношений раз и навсегда.

Красивое стихотворение, показывающее чувства отвергнутой женщины, где перемешана боль разлуки и невозможность прощения измены.

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте...
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.

А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...

Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло -

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

Стихотворение читает Ольга Остроумова (Минск, 2012 год).


Анна Андреевна Ахматова - поэтесса 20 века, стихи которой трогают до глубины души и заставляют задуматься о многих вещах. Одной из ключевых тем в её творчестве является тема любви. Любовь в её поэзии предстаёт во множестве оттенков чувств и настроений.

Стихотворение «Я не любви твоей прошу...» было написано в 1914 году. Уже с первых строк мы чувствуем всю ту боль и грусть, которые испытывает героиня. А.А. Ахматова ведёт повествование от лица женщины, в жизни которой разворачивается драма: её бросил любимый человек. Более того, он предпочёл ей другую девушку, которая стала уже его невестой. Описывая её, автор использует эпитет «дурочка», ироничное обращение «подруга милая». Эти художественно-изобразительные средства помогают понять, как относится Ахматова к новой девушке бывшего возлюбленного.

Читатель испытывает двойственные чувства к лирической героине.

С одной стороны нам безумно жаль её. Любимый мужчина разбил её сердце, читатель понимает, что расставание стало неожиданным и очень неприятным. Но с другой стороны мы испытываем уважение к героине, ведь перед нами предстаёт мудрая женщина, которая не собирается писать «ревнивых писем», а просто отпускает этого мужчину, и самое главное говорит о том, чтобы он никогда не возвращался. Ахматова чётко даёт понять, что обратной дороги уже нет и что это расставание окончательное. Даже если он вернётся к героине, она не примет его.

Напоследок героиня даёт советы бывшему возлюбленному: она говорит этому мужчине отдать её фотографии и стихи невесте. Возможно, она предполагает, что с этой девушкой мужчина может поступит также как с ней, а возможно просто хочет напоминать о себе.

«Все станет сразу так постыло -

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.»

В этих строках поэтесса высказывает предположение о том, что огонь любви между ними потухнет также быстро, как и у героини с этим мужчиной, и ещё раз подчёркивает, что их расставание - это окончательная точка, законченный период в жизни, к которому она больше никогда не вернётся.

Ахматовой удалось очень детально и полно изобразить образ сильной женщины, которая не унижается перед бывшим возлюбленным и не умоляет мужчину остаться, а вычёркивает его из своей жизни и сердца, так же как и сделал это он.

В произведение не так уж и много художественно-изобразительных средств, но при этом чувства, испытываемые героиней, все равно переданы очень точно и ярко. В стихотворении присутствуют метафоры («счастия гроши», « от счастья я не исцеляю», «память первых нежных дней»), эпитеты («пресыщенной души», «торжественную ночь»). Также Ахматова использует риторические вопросы, восклицательные предложения, просторечные слова. В произведение несколько инверсий, присутствует анафора. Стихотворение написано двусложным размером стиха, четырёхстопным ямбом с чередованием кольцевой и перекрёстной рифмовок. Все эти литературные приёмы помогают поэтессе передать весь спектр эмоций и чувств, испытываемых героиней.

Доподлинно неизвестно, кому посвятила это стихотворение поэтесса. Возможно его написание ознаменовано драмой в личной жизни Ахматовой, а возможно это просто её творческое воображение. Если обратиться к биографии, то можно узнать, что в это время она была уже замужем за Николаем Гумилёвым, который в 1914 году был на фронте. Я думаю, что всё-таки это произведение не посвящено кому-либо, но тем не менее оно очень проникновенно и выразительно.

В этом стихотворении сплетаются воедино темы любви расставания. По настроению это произведение очень грустное и печальное. Хоть героиня и смогла перебороть себя и показать чувство собственного достоинства, попрощавшись с мужчиной, бросившим её, мы понимаем, что удалось ей это сделать не сразу. Этим стихотворением Ахматова доносит до читателей мысль о том, что как бы не было больно и тяжело расставаться с прошлым, его нужно оставить и идти дальше.

Обновлено: 2019-08-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Стихотворная работа А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу … » увидела мир в 1914 году. В данном творении сочетаются настоящие, искренние чувства поэтессы, которые гармонично переплетаются с поэтическим творчеством.

Уже с первых строк читатель чувствует ту печаль, ту грусть, которую испытывает героиня стихотворения. Она рассталась с любимым человеком по его инициативе. Он нашел себе другую женщину. По словам героини понятно, что та другая совершенно недалекая и непонятная особа. Ахматова называет ее дурочкой.

В своей стихотворной работе Ахматова уделяет внимание именно образу главной героини. У читателя складывается двоякое впечатление о ней. С одной стороны, это несчастная, покинутая женщина, которую переполняет печаль. С другой стороны, Ахматова описывает героиню, как мудрую, сильную женщину, которая не стала прятаться за занавесом обид и разочарований.

Поэтический дар, которым была награждена героиня, помогает ей переосмыслить, справиться со случившейся бедой. И теперь она решила, что разрыв отношений окончателен. Даже если ее любимый опомниться и вернется, она уже не примет его. Ведь когда-то ранее родной человек отказался от ее настоящей любви, зачем же теперь все возвращать! После прекращения отношений, героиня смогла посмотреть на них с другой стороны, переоценить и переосмыслить.

При написании данного стихотворения, Анна Ахматова использует необычайное разнообразие метафор и эпитетов. Они усиливают эмоциональную нагрузку рифмованных строк. Так же, читатель обращает внимание и на присутствие риторических вопросов, на которые поэтесса ищет ответы.

Данное стихотворение настолько выразительно, что оставляет долгую память о себе в сердцах читателей и любителей творчества Ахматовой.