Пелопоннесская война (кратко). Пелопонесская война Скачать презентация пелопонесская война и упадок афин

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Отличительные черты и значение периода золотого века Древней Греции. Характеристика Пелопонесской войны: анализ причин, сущность и роль экономического вопроса. Особенности периодов: Архидамовой войны и Никиева мира. Последние битвы и завершение войны.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Предыстория конфликта: Тильзитский мир, Эрфуртский конгресс. Характеристика первого и второго этапа Отечественной войны. Причины начала конфликта со стороны Франции и России. Основные сражения, силы сторон и потери. Анализ долгосрочных последствий войны.

    презентация , добавлен 29.09.2013

    Исследование войны Советского Союза с Финляндией, её влияния на общий ход Второй мировой войны в целом. Внешнеполитические отношения двух государств до возникновения военного конфликта. Причины советско-финляндской войны. Цели, которые преследовал СССР.

    научная работа , добавлен 09.02.2009

    Перикл - выдающийся политик и военный деятель Древней Греции. Его правление как эпоха высшей степени экономического и культурного развития Афин. События Пелопонесской войны и политика Перикла в ней. Влияние на нее Аспасии. Ошибки, которые стали роковыми.

    эссе , добавлен 20.12.2013

    Серьезные внешнеполитические предпосылки для Северной войны как военного конфликта. Отношение историков к началу войны. Битва под Полтавой - переломный момент в ходе Серверной войны. Ее третий этап: Прутский поход. Итоги переговоров со Швецией о мире.

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Вторжение в Польшу – первый период Второй мировой войны. Начало советско-финской войны. События европейского блицкрига. Присоединение Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Битва за Великобританию. Расстановка сил на мировой арене после войны.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Продвижение Ивана Грозного к Прибалтике. Основные предпосылки Ливонской войны как крупного военного конфликта XVI века, его участники. Одежда русских и ливонских стрельцов. Последовательность военных действий, причины поражения России, последствия войны.

    Пелопоннесская война вошла в историю Древней Греции как крупнейший конфликт между Афинами и Спартой. Втянутыми в войну оказались множество полисов, входивших в каждый из двух союзов. Противостояние длилось в течение 27 лет и оказалось губительным для всего греческого народа.

    Причины конфликта

    Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов.

    • В Афинах господствовала демократия. В V веке этот полис достиг своего расцвета: скульптура, архитектура, науки, литература Афин служили образцом для всей Греции.
    • Государственный строй Спарты, напротив, представлял собой рабовладельческую олигархическую республику, которую возглавляли два царя. Власть в Спарте была наследственной, а в совет старейшин входили представители наиболее знатных и могущественных семейств.

    Противоречия между двумя сторонами усугублялись и принадлежностью горожан к различным народностям: афиняне и почти все их союзники были ионийцами, в свою очередь, спартанцы и их единомышленники - дорийцами.

    Рис. 1. Афины.

    Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины - Делосский.

    Конфликт между двумя сторонами был неизбежен, и этому способствовал ряд причин:

    • Растущая экспансия демократии, которая вызывала серьезные опасения у Спарты.
    • Стремление Афин установить свою власть на территории всей Эллады.
    • Противостояние между Спартой и Афинами за превосходство в Греции и Средиземноморье.
    • Вмешательство Персии в отношения двух союзов с целью еще больше посеять вражду между ними.

    Напряженность между государствами все больше нарастала и в 431 году до н. э. вылилась в военный конфликт.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 2. Древняя спарта.

    Ход военных действий

    Традиционно Пелопоннесская война разделена на два крупных периода:

    • Архидамова война - получила свое название в честь Архидама II - спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Датой окончания этого периода стал 421 год до н. э., когда был подписан Никиев мир.
    • Ионийская война - завершающий этап Пелопонесской войны. Мирный договор был нарушен возобновлением военного конфликта в Пелопоннесе. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Поражение Афин привело к завершающему этапу войны. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.

    Таблица “События Пелопоннесской войны”

    Побежденные Афины перестали существовать как морская держава, отдав весь свой флот Спарте. В греческом мире лидерские позиции перешли Спарте, а в Афинах был установлен олигархический режим «тридцати тиранов».

    Рис. 3. Окончание Пелопоннесской войны.

    Война, длившаяся 27 лет, основательно изменила политическое положение в Греции. Несмотря на то, что формально в ней участвовало два крупнейших полиса, на деле в этот затяжной конфликт было втянуто много других городов Эллады.

    Прямым следствием Пелопонесской войны стало полное разорение хозяйств и всеобщая бедность на территории враждовавших государств, рост социальной напряженности и частые гражданские войны.

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Пелопоннесская война» по программе истории 5 класса мы узнали кратко о Пелопоннесской войне. Мы узнали, что послужило предпосылками для начала крупного военного конфликта, как он развивался, кто одержал победу. Познакомившись с содержанием доклада, мы выяснили, каковы были последствия Пелопоннесской войны не только для Афин и Спарты, но и для всей Греции.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 272.

    Пелопоннесская война – событие 431-404 года до нашей эры. Необходимо заметить, что пелопонесская война отличалась от иных военных действий происходящих в Греции по продолжительности (прежде всего, ее отличием является перерыв в 27 лет), по последствиям и ее историческому значению в целом, ожесточение сторон и размах военных действий также имели свои отличия.

    Воевала два больших государства Греции – морская держава Афин и Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой. К борьбе подключились полисы запада Греции, Юга Италии, и даже Сицилии, при этом в войну вступила и негреческая держава (Персидская держава Ахеменидов). Впоследствии всех вышеперечисленных аргументов война имела всеобщее значение.

    Прежде всего, война была спровоцирована рядом социальных и экономических причин. В пятом веке до нашей эры на здешней территории существовало очень малое количество государств, имеющих высокий уровень экономики. Полисы малоазийского побережья, в результате разгрома после наступления Дария Ионийского, не имели возможности восстановить свою экономику до предыдущего уровня. Иные города Греции, которые располагались в области Балканского полуострова, имели слишком слабое товарное производство. По причине этого основное значение в торговой деятельности придавалось двум государствам: Коринфу и Афинам. Оба города уже вышли на начальный уровень развития морской торговли и товарного изготовления, каждый из них имел свой интерес в расширении сферы деятельности своего влияния на экономику. Острое соперничество между двумя сильными в данном деле государствами стало неизбежно.

    Торговый город под названием Мегары также не обошла стороной борьба между Коринфон и Афинами, ведь данный город имеет довольно удобное расположение для ведения торговли, а именно на Истмийском перешейке, где идет дорога, соединяющая Саронический залив и Коринфский залив, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Как известно, Мегары экономически слабее и Коринфа, и Афин, поэтому в 460 году до нашей эры они порвали с Коринфом и начали союз с Афинами, через шесть лет, вернулись обратно. За период Перикла благодаря союзу Афин в Эгейском море, афиняне имели влияние на западную часть государства.

    Так, опасаясь потерять политический престиж среди всех членов Пелопоннесского союза, Спарта должна была поддержать Коринф, ведь он являлся самым большим и влиятельным участником. Также здесь немалую роль сыграла борьба, между Афинами и Спартой, за гегемонию над городами Греции. В 446 году до нашей эры был заключен «мирный договор» между Афинами и Спартой, не смотря на который афиняне вели свою политику, тем самым поддерживая города, враждующие со Спартой.

    Урок истории Древнего мира в 5 «Б» классе
    Тема: Пелопонесская война
    Цель:
    Предметные результаты:
    -овладение базовыми историческими знаниями, формирование представлений о причинах и начале Пелопоннесской войны.
    - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять информацию.
    Личностные результаты:
    -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории образования.
    -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
    -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
    Метапредметные результаты:
    -умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
    -умения самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    -умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
    Основные термины: Пелопоннесская война, Никиев мир.
    Оборудование: учебник «История Древнего мира» автор Ф.Михайловский, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.
    Тип урока: урок учебной деятельности (работа в группе).
    Пояснительная записка:
    До начала урока необходимо распределить учащихся по группам, раздать бейджики с подписанными ролями, разложить на парты (сдвинутые для групповой работы) критерии оценивания предметных и метапредметных результатов, правила работы в группе. напомнить учащимся, что для урока нам понадобиться учебник, ручки, карандаши, рабочая тетрадь и дневник.
    Ход урока:
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся

    1.Орг. момент
    -приветствует учащихся
    -отмечает явку учащихся
    Мы сегодня на уроке будем с вами весь урок работать в группе. (Слайд 1)
    -приветствуют учителя
    -настраиваются на работу

    2. целеполагание
    Посмотрите пожалуйста, какую тему мы сегодня будем изучать, в этом нам поможет учебник. Кто мне поможет?
    Открываем тетради и записываем тему урока «Пелопоннесская война». (слайд 2)
    Перед тем как вы поставите цель нашего урока, предлагаю вам познакомиться с вопросами к сегодняшнему уроку. (слайд 3)
    ??? С какими полисами Древней Греции мы уже познакомились? (Спарта, Афины)
    ??? Какие союзы возглавили эти два полиса? (Пелопоннесский союз – во главе Спарта, Афинский морской союз - во главе Афины).
    ??? В каком полисе придерживались демократического строя, в каком олигархического? (Афины – демократический, Спарта – олигархический (власть немногих).
    ??? Как относились друг к другу жители этих полисов? (Афиняне презирали и высмеивали спартанцев за образ жизни отличный от афинского: общие обеды, неумение красиво говорить, пренебрежение наукам, занятия физическими упражнениями).
    Прочитав вопросы, подумайте и сформулируйте цели нашего урока.
    - узнать, кто был противников в Пелопоннесской войне;
    - выяснить какой строй, демократический или олигархический существовал в этих полисах;
    -узнать, почему они воевали, причина;
    -узнать, чем закончилась война.

    Когда я готовилась к уроку, то тоже формулировала цели, посмотрите пожалуйста, и сравните свои цели и мои. Удалось ли нам поставить свои цели в соответствии с темой урока. (слайд 4)
    -знакомство с темой урока
    -записывают число и тему урока
    -обдумывают ответ поставленные вопросы

    В соответствии с вопросами формулируют цели урока

    Знакомятся с целями учителя, отвечают

    3.планирование
    Тему мы знаем, цели определили. К какому этапу мы с вами переходим дальше?
    Следующий этап – планирование:
    Что мы с вами будем делать?
    Примерный план (учащиеся диктуют, учитель пишет на доске)
    1.Актуализация опорных знаний.
    2.Послушаем учителя.
    3.Прочитаем параграф 32 учебника, найдем ответы в соответствии с поставленными целями.
    4.Подведем итоги нашей работы.
    -отвечают, планирование.

    4.реализация плана
    Для того, чтобы вспомнить ранее изученный материал. Предлагаю вам решить тест, на решение теста вам отводится 3 минуты.







    Перед тем как мы будем оценивать вашу работу, напоминаю вам критерии оценивания предметных и метапредметных результатов лежат у вас на столе. Освежите их в памяти. Сегодня я планировала оценивать работу группы №3. Приглашаю вашу группу к доске. На чистой стороне доски, запишите ваши ответы.
    Предлагаю вам сравнить свои ответы с эталоном. Оцените свою работу над тестом, на каком уровне вы справились? Переведите ваш уровень в отметку (выставляется всей группе).Ребята, вы согласны с самооценкой группы?

    А сейчас предлагаю вам оценить вашу работу в группе. Как вы справились с выполнением роли, которую сегодня выполняли?
    На каком уровне вам удалось справится с вашей ролью?
    Переведите ваш уровень в отметку (выставляется индивидуально, каждому участнику группы). Ребята, вы согласны с самооценкой группы?
    Итоговую оценку мы выставляет в журнал путем сложения отметок и деления ее суммы на два, за выполнение теста и выполнение своей роли в группе.
    Мы будем выставлять эту отметку в журнал?
    Если вы не согласны, не хотите ставить отметку в журнал, то готовьтесь на следующий урок я тебя снова спрошу.

    Приступаем к следующему пункту нашего плана и по прежнему мы с вами работаем в группе, сегодня я вам приготовила фрагмент фильма о одном из полководцев Пелопоннесской войны. Ваша задача, просмотрев фрагмент фильма проанализировать по плану (см. Слайд) жизнь и деятельность исторической личности.
    предлагаю вам вернуться к целям нашего урока, какую цель нам удалось реализовать?

    Следующий этап нашего урока, чтение параграфа 32 учебника и поиск ответов в соответствии с поставленными целями. Не забываем того, что мы работаем в группе, и по ходу вашей работы вы можете фиксировать информацию в учебнике (аккуратно, простым карандашом) или в тетради. На работу вам отводиться 7 минут.
    Та группа, которая справиться раньше, поднимает руки. Если вам нужна моя помощь, поднимаете руку.
    Время вышло, приглашаю группу, которая справилась раньше всех представить свои ответы, в соответствии с поставленными целями. (выслушивает ответы учащихся)

    Переходим к следующему пункту нашего плана, подведение итогов. Приглашаю к доске (Коломоец Анну). Выслушивает ответ.

    В группе решают тест

    Группа №3 выходит к доске для защиты своего ответа.

    Сравнивают решенный тест с эталоном, оценивают предметные результаты

    Учащиеся класса, высказывают согласие или несогласие с оценкой
    -проводят самооценку, как справились с работой в группе.

    Слушают рассказ учителя

    Анализируют выполнение работы по целям урока
    -работают с текстом параграфа в соответствии с целями поставленными на урок

    Подводят итоги своей работы на уроке, удалось ли реализовать все пункты плана, в соответствии с оставленными целями.

    5.рефлексия
    Для того, чтобы определить ваше (внутреннее состояние) сегодня на уроке, предлагаю вам закончить предложения:
    Мне понравилось то, что
    Я научился делать (выполнять)
    У меня получилось
    Я ничего не понял
    Новые знания мне пригодятся на
    -проводят рефлексию

    6.домашнее задание
    Повторить п.32, выполнить задания в печатной тетради.
    -записывают д/з

    тест:
    1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
    а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
    2)Меньше всего труд рабов применялся в:
    а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
    3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
    а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
    б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
    тест:
    1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
    а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
    2)Меньше всего труд рабов применялся в:
    а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
    3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
    а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
    б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
    тест:
    1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
    а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
    2)Меньше всего труд рабов применялся в:
    а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
    3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
    а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
    б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
    тест:
    1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
    а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
    2)Меньше всего труд рабов применялся в:
    а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
    3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
    а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
    б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
    тест:
    1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
    а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
    2)Меньше всего труд рабов применялся в:
    а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
    3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
    а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
    б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.

    По него говорили «Греция не вынесла бы второго Алкивиада»

    Когда Алкивиад был мальчиком, он боролся на песке с одним товарищем. Товарищ побеждал. Алкивиад укусил его за руку. «Ты кусаешься, как баба», сказал товарищ. Алкивиад ответил: «Нет, как лев».
    Он рос в доме Перикла. Однажды он зачемто пришел к Периклу, тот сказал: «Не мешай, я думаю, как мне отчитываться перед народом». Алкивиад ответил: «Не лучше ли подумать, как совсем ни перед кем не отчитываться?»
    Он учился у Сократа, и Сократ говорил ему: «Если бы ты владел Европой и боги запретили бы тебе идти в Азию ты бросил бы все и пошел бы в Азию». Алкивиад преданно любил Сократа, однажды в бою он спас ему жизнь; однако глубже в душу ему запали слова тех софистов, которые говорили: дом, родина, боги все это условно, все «по уговору»; «по природе» есть только право сильного и право хитрого.
    Таким он и вырос красивым, умным, беззаботным, привыкшим во всем давать себе волю и готовым на что угодно, лишь бы быть первым, в хорошем или в дурном все равно. У него был красавец пес, он отрубил этому псу хвост; все возмущались, а он говорил: «Пусть лучше возмущаются этим, а не чемнибудь другим». Однажды он на пари ни за что дал пощечину самому богатому человеку в Афинах, старому безобидному толстяку, а на следующее утро пришел к нему, скинул плащ и подал плеть. Тот расчувствовался, простил его и даже выдал за него свою дочь.
    Этот Алкивиад и возобновил ту войну, которая погубила Афины.
    Ему хотелось отличиться на войне. Со Спартой был мир. Тогда он предложил народному собранию объявить войну Сиракузам тем сицилийским Сиракузам, откуда Спарта и ее союзники получали хлеб. План был великолепен. В Афинах снарядили флот в полтораста кораблей, отборное войско готово было к посадке, начальником был назначен Алкивиад и с ним два старших полководца осторожный Никий и пылкий Ламах. Всюду только и говорили что о сицилийском походе; имя Алкивиада было на устах у каждого.
    Чем громче слава, тем сильнее зависть. Враги Алкивиада решили его погубить. В Афинах на перекрестках стояли каменные столбы с головой Гермеса, покровителя дорог. В ночь за месяц до похода эти столбы вдруг оказались перебиты и изуродованы неведомо кем. Сразу поползли слухи, что это сделал Алкивиад, известный безбожник. Алкивиад явился в народное собрание и потребовал открытого разбирательства. Ему сказали: «Время дорого; отложим до конца похода». И флот двинулся в путь под гнетом недоброго предзнаменования.
    Афиняне уже вступили в Сицилию, уже заняли первые города, как вдруг из Афин пришел приказ Алкивиаду вернуться и предстать перед судом. Он понял, что там уже все готово для его гибели. Он решил бежать. Его спросили: «Ты не веришь родине, Алкивиад?» Он ответил: «Где речь о жизни и смерти там я не поверю и родной матери». Ему сообщили, что его заочно приговорили к смерти. Он вскричал: «Я покажу им, что я жив!»
    Он явился прямо к вчерашнему врагу в Спарту и сказал: «До сих пор я делал вам зла больше всех, теперь я принесу вам пользы больше всех». Он посоветовал сделать три вещи: послать подмогу сицилийцам; послать войско в Аттику не набегом, а так, чтобы занять там крепость и все время грозить Афинам; послать флот в Ионию и отбить у афинян их союзников. С флотом поплыл он сам.
    Сицилийский поход афинян без Алкивиада кончился катастрофой. Целый год тщетно осаждали они Сиракузы, а потом были отбиты, окружены и сложили оружие. Полководцев казнили, семь тысяч пленных послали на сиракузскую каторгу в каменоломни, а потом тех, кто выжил, продали в рабство. Даже бывалым сицилийским рабовладельцам совестно было владеть рабами из тех Афин, которые слыли «школой всей Греции». Некоторых отпускали на волю за то, что они учили сицилийцев новым песням из последних трагедий Еврипида.
    Алкивиад помнил: изменнику нигде нет веры. Он был настороже и был прав. В спартанский флот пришел приказ его убить. Он узнал об этом и бежал к третьему хозяину в Персию. Знавшие его дивились, как умел он менять и вид, и образ жизни: в Афинах беседовал с Сократом, в Спарте спал на дерюге и ел черную похлебку, в Сардах был изнежен и роскошен так, что удивлялись даже персы. В Сардах правил персидский сатрап, зорким взглядом следя, как истребляют друг друга его враги афиняне и спартанцы. И те и другие были истощены войной, и те и другие без стыда просили помочь им деньгами из бездонных персидских сокровищниц, а он отвечал подачками и посулами, и советником при нем был Алкивиад.
    Наконец час настал: в Афинах разгорелась междоусобная борьба. Одна из партий призвала на помощь Алкивиада, он возглавил флот и поплыл вдоль малоазиатского берега, отвоевывая для афинян те города, которые недавно отвоевывал для спартанцев. Одержав шесть побед, он явился в Афины под красными парусами, с кораблями, нагруженными добычей. Народ ликовал, старики со слезами на глазах показывали на него детям. Ему было дано небывалое звание «полководецсамодержец»; он стал как бы тираном волею народа. Мечты его исполнились, но он не обольщался: он знал, что народная любовь переменчива.
    Так и случилось. Когдато в юности Алкивиад говорил речь к народу, а за пазухой у него был только что купленный дрозд; дрозд улетел, один моряк из толпы его поймал и вернул Алкивиаду. Алкивиад был широкой души человек: став полководцемсамодержецем, он отыскал того моряка и взял его с собою на флот своим помощником. Отлучившись однажды за сбором дани, он приказал ему только одно: ни в каком случае не принимать боя. Тот немедленно принял бой и, конечно, потерпел поражение. Алкивиад, вернувшись, тотчас вызвал врагов на новый бой, но те уклонились. Что последует дальше, Алкивиад знал заранее. Не дожидаясь, пока его объявят врагом народа, он бросил войско и флот, укрылся в укрепленной усадьбе близ Геллеспонта и жил там среди фракийцев, пьянствуя, развлекаясь верховой ездой и издали следя за последними битвами войны.
    Предпоследняя битва была у Лесбоса. В коротком промежутке меж двух бурь сошлись два флота. Афиняне бросили в бой все: на веслах сидели рядом знатные всадники, привыкшие гнушаться морским трудом, и рабы, которым за этот бой была обещана свобода. Афиняне победили, но буря разметала корабли победителей, много народу погибло. Это было сочтено за гнев богов. Победоносных военачальников вместо награды привлекли к суду. Все были казнены; против казни голосовал один только Сократ.
    Последняя битва была на Геллеспонте, у Эгоспотам Козьей реки, невдалеке от усадьбы Алкивиада. Он увидел, что афиняне выбрали для стоянки неудобное место: ни воды, ни жилья, воины должны далеко расходиться по берегу. Алкивиад на коне подъехал к лагерю и предупредил начальников об опасности. Ему ответили: «Ты враг народа поберегись сам». Поворотив коня, он сказал: «Если бы не эта обида через десять дней вы у меня были бы победителями». Прошло десять дней, и афиняне были разгромлены: спартанцы ударили врасплох и захватили все корабли почти без боя. Это был конец. Афины сдались, срыли городские укрепления, распустили народное собрание, городом стали править «тридцать тиранов» во главе с жестоким Критием, начались расправы. Говорили, что за год правления «тридцати» погибло больше народу, чем за десять лет войны.
    Алкивиад помнил, что от спартанцев ему еще труднее ждать добра, чем от афинян. Он бросил свой фракийский дом и вновь укрылся в Персии. Он знал, что народ в Афинах опять горько жалеет о его изгнании и видит в нем свою последнюю надежду. Но знали это и спартанцы. Персидскому сатрапу была отправлена убедительная просьба: избавить победителей от опасного человека. Дом, где жил Алкивиад, окружили и подожгли. Алкивиад швырнул в огонь ковры и платья и по ним с мечом в руках вырвался из дома. Убийцы не посмели подойти к нему его расстреляли издали из луков. Так погиб тот, о ком говорили: «Греция не вынесла бы второго Алкивиада».

    Заголовок 1Заголовок 215



    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Тема урока: Пелопоннесская война05.02.2015 С какими полисами Древней Греции мы уже познакомились? Какие союзы возглавили эти два полиса?В каком полисе придерживались демократического строя, в каком олигархического? Как относились друг к другу жители этих полисов? Цели урока:- узнать, кто был противников в Пелопоннесской войне;- выяснить какой строй, демократический или олигархический существовал в этих полисах;-узнать, почему они воевали, причина;-узнать, чем закончилась война. Сравним ответы1) – б,в,г,2) – г 3) - а «Греция не вынесла бы второго Алкивиада…»Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля1. Вспомните или установите (по учебнику,): когда и в какой стране жил и действовал; его цели, планы; какими средствами он добивался цели.2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах кого он действовал.5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?
    Продолжите предложения..Мне понравилось то, что…Я научился делать (выполнять)…У меня получилось…Я ничего не понял…Новые знания мне пригодятся на … Домашнее задание:Повторить п.32, выполнить задания в печатной тетради.


    Приложенные файлы