Медведица купает медвежат. Бианки виталий - купание медвежат. Чтение рассказа. Чтение рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Это рассказ для младших школьников. Рассказ о медвежатах для чтения в начальной школе и для семейного чтения.

Купание медвежат. Автор: В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Ольга Бокова
НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель : учить детей пересказывать литературный текст .

Задачи : активизировать словарь. Развивать фонематический слух . Приобщать к художественной литературе : продолжать знакомить с творчеством писателя-анималиста В. Бианки .

Словарная работа : медведица , медвежонок , шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался, бурая.

Предварительная работа : рассматривание картины И . Шишкина "Утро в сосновом бору", беседа о медведях , чтение сказок, стихов о медведях .

Методические приёмы : словесный (чтение, беседа, просьба, анализ, поощрение, наглядный (рассматривание , игровой (сюрпризный момент, физ. минутка) .

Материалы и оборудование : магнитная доска, портрет В. Бианки , иллюстрации по произведению, конверт с письмом, д/и "Где живёт звук?"

Индивидуальная работа :Настя М., Серёжа Б. - помочь в пересказе , Вика Ф. - местоположение звука в слове.

Проведение.

Организационный момент. Воспитатель : "Ребята, в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? Отгадайте по словесному описанию, о ком идёт речь : живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластёнами их зовут, потому что они любят мёд".

Воспитатель :"Догадались, что за звери?"

Ответы детей : медведи .

Воспитатель : "Правильно, это медведи . А как вы ласково назовёте медведя ?"

Проводится словесная игра "Назови словечко" (медведюшка , медвежонок , мишенька, мишутка, миша, медведко ).

Воспитатель : "Сейчас, я вам прочитаю рассказ Виталия Бианки , который называется "Купание медвежат ".

Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка . Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался , но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием :день был знойным, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошенько освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой".

Беседа по произведению. Вопросы к детям.

Как называется произведение?

Почему испугался охотник?

Куда он взобрался от испуга?

Кто появился на берегу реки?

Что стала делать медведица ?

Почему один из медвежат убежал в лес ?

Почему медвежата остались довольны купанием ?

Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьёй ?

Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

А вы рассказали бы ?

Физ. минутка "Три медведя ".

Три медведя шли домой , (идут друг за другом)

Папа был большой-большой, (идут на носках)

Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сыночек просто крошка, (идут с приседом)

Очень маленький он был

С погремушками ходил.

Повторное чтение с установкой на пересказ .

Пересказ произведения детьми : друг за другом, опираясь на картинки. Одного ребёнка можно вызвать пересказать всё произведение индивидуально.

Д/И "Где живёт звук?". (Работа с раздаточными карточками, определяют место звука "Ж" в словах) .

Итог : "Ребят, сегодня вы хорошо занимались. Молодцы! Вам необходимо дома нарисовать сюжет к рассказу "Купание медвежат ", и рассказать его родителям ".

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Программное содержание 1. Познакомить детей с произведением В. Бианки «Купание медвежат» 2. Создавать условия для целенаправленного запоминания.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Программное содержание: Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб» Цель: Обучение пересказу. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей пересказывать полно, последовательно, выразительно. 2. Способствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа «Дятел» Г. Скребицкого Организационный момент. Ведущий: Руку другу тянет друг Получился полукруг Все увидели гостей … Поприветствуйте скорей Сегодня к нам пришли.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Подготовила: Ерёмина Т. В. Цель: Обучение.

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа «Кот Васька» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тема: Пересказ рассказа «Кот Васька» с использованием опорных картинок. Цель: закреплять умение.

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме

« Пересказ рассказа «Купание медвежат»

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить связывать в единое целое отдельные части рассказа.

Задачи:

  • Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
  • Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш и Ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.
  • Воспитывать усидчивость.
  1. Поинтересоваться, что дети знают о жизни медведей.
  2. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
  3. Что значат слова: пестун, знойный.
  4. Физминутка «Медвежата».
  5. Пересказ по частям.
  6. Дифференциация звуков.
  7. Скороговорка.
  8. Нарисуй медвежонка.
  9. Итог.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись .

Воспитатель : Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?

Воспитатель : Догадались, что это за звери?

Ответы детей : Медведь

Воспитатель : Правильно, это медведь (показ картины с изображением медведя )

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?

Ответы детей : За что этого зверя прозвали медведем?

Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти.

Назовите медвежью семью (медведь, медведица, медвежата.)

Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставляю медведица и медвежонка.)

Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).

А какие медвежата? А ты, Даниил, как думаешь? Вероника, ты согласна с тем, что сказал Даниил?(маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).

Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)- индивидуальные ответы детей.

Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).

2. Сообщение темы.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки (портрет). Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей)
3. Чтение рассказа. Чтение рассказа В. Бианки "Купание медвежат".
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

  1. Работа по содержанию рассказа.

Беседа по содержанию рассказа и составляют план по мнемотаблицам.

Ребята, вам понравился рассказ (подберите графический рисунок)

Кто шёл берегом лесной реки? - 1

Почему он влез на дерево? 2, 3

Чего он испугался?

Вспомните, как писатель описал появление медведицы? (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун). 4

Кто такой пестун? (Пестун - медвежонок старше года , оставшийся при матери, нянька)

Что пестун сделал с первым медвежонком? (Пестун одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).5

Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался..).

А пестун что делал? (пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.).

Ребята, как вы понимаете выражение: «выполоскала в воде»? (она окунала медвежонка в воде в разные стороны). Покажите как выполоскал.

А как поступил второй медвежонок? (пустился удирать в лес).6

Чего он испугался? (холодной ванны).

Как он бежал? (пустился удирать, т. е. очень быстро).

Как пестун наказал медвежонка? (догнал и надавал шлепков).

Как чувствовали себя медвежата после купания? (Оба медвежонка остались очень довольны купанием).

Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

  1. Словарная работа :

Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? (значить взять за воротник)

Давайте, кто-то из вас будет медведицей, а это ее медвежонок. (даю игрушечного медвежонка)

Покажи, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? (ребенок показывает)

Ребята, что сделала Света (взяла медвежонка за шиворот)

Покажи, как медведица «надавала шлепков» (ребенок показывает)

Как медведица окунала медвежонка? (ребенок показывает)

Давайте вместе покажем, как она окунала медвежат.

7. Вторичное чтение.

А сейчас, дети, я прочитаю вам рассказ ещё раз, после чего послушаю ваши пересказы этого замечательного рассказа В.Бианки «Купание медвежат». (чтение текста)

Пересказать такой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем или даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого малыша. А потом? Как купали второго медвежонка. И чем завершить пересказ? (выкупанные медвежата остались довольны).

Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. В своем пересказе используйте такие красивые слова и выражения как: «в густых лохматых шубках» , «знойный жаркий день», «большая бурая медведица», веселые медвежата, барахтался, визжал, чаща, вода освежила.

А теперь давайте послушаем ваши пересказы. Кто желает? Пожалуйста, Борис

(спросить 3-5 детей. После каждого пересказа дать анализ, с учетом требований).

Вам понравились пересказы ваших товарищей? (ответы детей)

А чей пересказ вам понравился больше всего? (ответы детей). А чем он вам понравился? (Если дети затрудняются ответить, то помогаю им.)

У Карины был выразительный, близкий к тексту пересказ. В своем пересказе она использовала красивые и нужные слова и выражения.

8 . Физминутка "Медвежата в чаще жили"

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так - головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так - дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

  1. 9. Дифференциация звуков

Я буду называть слова, а вы ловите жука, если услышите в слове его песенку (журавль, жук, жаба) (шмель,

  1. Игра « Доскажи словечко»

А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть взрослое животное, а вы - его детёнышей.

У ежа - кто? (ежата)

У ужа- кто? (ужата)

У медведя- кто? (медвежата) (педагог повторяет скороговорку в медленном темпе).

Повторим вместе: У ежа ежата, у ужа ужата, у медведя - медвежата.

  1. Игра с мячом "Скажи какой?"

Воспитатель: Скажите, медведица какая?

- Умная, как.... (мама)

- Мудрая, как.... (сова, бабушка)

- Сильная, как.... (папа, подъемный кран)

- Большая, как.... (слон, дом)

- Строгая, как.... (учитель, милиционер)

- Неуклюжая, как.... (тюлень)

- Толстая, как.... (морж)

- Высокая, как.... (жираф)

Игра с флажком "Похожие слова"

Воспитатель называет слово, дети подбирают родственные слова, передавая флажок. Медведица.... медведь, медвежонок, медвежата, медведушка, мед, медвежья, медвежатина...

13 . Нарисуй медвежонка (если останется время)
14. Подведение итогов .

Чему мы сегодня учились на занятии?

А что понравилось больше всего тебе, Егор?А что нового сегодня узнал Борис? Вероника?Сегодня вы учились пересказывать рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Вы очень хорошо отвечали, у многих получился интересный рассказ, все были внимательными. Молодцы.

  • Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.

Конспект образовательной деятельности

«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

для детей старшей группы

Ткаченко Лариса Анатольевна,

воспитатель МДКОУ «Детский сад «Солнышко»,

д. Амосовка, Медвенский район Курской обл.

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

  1. Формировать у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.
  2. Обучать детей способам планирования собственного рассказа.
  3. Активизировать и обогащать словарный запас.
  4. Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы: чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам- признакам; встраивание графической мнемодорожки к рассказу; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Рисование, лепка по содержанию рассказа.

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике – охотник, шлепок, шиворот, окунать, знойный.

Слова, сложные по слоговой структуре: медвежонок, медведица, выполоскала.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес. Встали на лужок, сделали кружок.

А попасть в лес нам поможет пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»

Нас позвали мишки в гости

(ладони на щеках, качаем головой),

И пошли мы по дорожке

(пальцы «шагают» по столу).

Топ-топ (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг(кулачки стучат по столу),

Чики-брики (ладони хлопают поочередно по полу),

Чики-брик(кулачки стучат поочередно по столу).

Видим дерево высокое

(наставляем кулачки друг над другом),

Видим озеро глубокое

(волнообразные движения кистями).

Прыг-прыг

Чики-брики

Чики-брик

Птицы песенки поют (ладони перекрестно - «птица»)

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот),

Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).

Топ-топ, Прыг-прыг Чики-брики

Чики-брик

В гости к мишкам мы пришли

(показать кистями рук треугольник – «крышу»),

Дверь в избушке мы нашли,

Постучали: раз-два-три

(постучать кулаком о ладонь),

Поскорей нам отвори!

(сжимаем и разжимаем кулаки).

  1. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов – признаков по теме «Дикие животные».

В лесу живут разные звери. Рассмотрите внимательно картинки. Узнайте, о ком я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), ловкая (белка), сильные (лоси).

А теперь, попробуйте вы назвать признаки животного, чтобы мы догадались, о ком вы говорите (лиса, еж).

А кого из зверей называют хозяином леса? (медведь). Как можно назвать медведя ласково? (медведюшко, мишенька, мишутка, медвежонок).

  1. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Чтение адаптированного рассказа:

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался , но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

— Где шел охотник? (Охотник шел по берегу лесной реки).

— Что услышал охотник? (Охотник услышал громкий треск).

— Куда влез охотник? (Охотник влез на дерево).

— Кто вышел из чащи? (Из чащи вышли большая бурая медведица и два веселых медвежонка).

— Как схватила медведица медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот и стала окунать в воду).

— Что делал медвежонок, которого купала медведица? (Медвежонок визжал и барахтался).

— Что сделал другой медвежонок? (Медвежонок испугался и пустился удирать в лес).

— Что сделала мать? (Мать догнала его, надавала шлепков и в воду стала окунать).

— Какие были медвежата после купания? (Медвежата были довольные после купания. Был знойный и им было жарко в густых лохматых шубах).

— Куда скрылись медведи после купания? (медведи после купания скрылись в чаще).

— Как вы думаете, охотнику интересно было наблюдать за медвежьей семьей? Расскажет он своим друзьям, что видел? А вы бы рассказали?

  1. Физкультминутка «Водопой».

Жарким днем, лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

  1. Коллективное составление предложений по опорному слову.

По составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

Шел… Услышал… Испугался… Вышли… Схватила… Другой…Догнала…

Остались… День… Жарко… Скрылись…Слез…

  1. Повторное чтение рассказа.

Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его хорошо запомнить. Схемы вам в этом помогут.

  1. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети по цепочке пересказывают рассказ. В завершении один ребенок повторяет рассказ целиком.
  2. Рефлексия.

— Чем занимались?

— Чему научились?

— Что запомнили?

Закрепление изученного материала вне НОД:

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
  • Повторить упражнение «Подбери к предмету признак».
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Литература:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.С. Развитие речи детей дошкольного возраста Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
  2. Новиковская О.А. Конспекты занятий по пересказу с детьми 5-6 лет СПб-«Паритет» 2007
  3. Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие М- Центр педагогического образования. 2008.

"Купание медвежат" В.В. Бианки

Рассказ для детей
читает А.Грибов

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Бианки Виталий Валентинович (1894- 1959), писатель.
Бианки - фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии. Сам Виталий Валентинович родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны Ежегодно издавались и книги писателя. В 1924-1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» - сезонный календарь природы. Он состоял из маленьких рассказов самого Бианки и сообщений «лескоров» - ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз.

Грибов Алексей Николаевич
(18) 31 января 1902, Сокольники, Москва - 26 ноября 1977, Москва.

Родился в Сокольниках, в рабочей семье. В детстве помогал отцу, водителю автомобиля. В 1916 году, когда того призвали на фронт, Алексей как старший, вынужден был пойти работать конторщиком в управление шелкоткацкой фабрики, затем, уже после революции, на комбинате «Красная Роза». Занимался в школе рабочей молодежи, увлекся театром.

В 1924 году окончил школу при 3-й студии Московском художественном академическом театре. Вступил в труппу театра, на сцене которого играл более 40 лет. В искусстве Грибова предельная простота соединялась с яркой сценической выразительностью, выдающимся мастерством. Алексей Николаевич создал глубоко народные образы, воплощающие лучшие черты русского человека - мудрость, душевность, честность, юмор. Член ВКП(б) с 1944 года.

Одной из главных театральных удач Алексея Грибова, с 1930-х годов, был незабвенный Фома Опискин в спектакле по сатире Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". В 1973 году вышел одноимённый МХАТовский телеспектакль. Грибов превзошёл себя, достовернейше воскресив гениальный образ не просто хитрого приспособленца, но энергетического вампира и закулисного махинатора, социального манипулятора и психологического чародея.

МХАТ был самым выездным театром - Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Вроде не самая главная роль в «Вишневом саде» - Фирс, а в каком восторге были французы! Его называли «русским Жаном Габеном». В Лондоне сыграли «Мертвые души». Нелюдимый, угрюмый Собакевич произвел на англичан сильное впечатление.

С 1970 года преподавал актёрское мастерство в школе-студии МХАТ.
После инсульта, перенесенного во время одного из спектаклей на гастролях в Ленинграде, его разбил паралич. Почти три год актер был прикован к постели. Со временем восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа. Но на сцену больше не вышел.

Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1943).
Народный артист СССР (1948).

Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.