Логопедический проект мы играя изучаем говорим. Педагогический проект "Будем говорить красиво" методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему. План реализации проекта

Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Вид, тип проекта : Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный.

Срок реализации : В течение 3 месяцев.

Количество участников проекта : (взрослые и дети) дети и родители логопедической группы, воспитатели, логопед.

Возраст детей : 5-6 лет

Форма проведения : подгрупповая, групповая, индивидуальная.

Цель проекта: Активизация речевого развития детей посредством использования стихотворений, насыщенных изучаемыми звуками.

Задачи проекта.

Речевое развитие:

  • Способствовать познавательно-речевой активности детей, развитию психических процессов, пальцевой и артикуляционной моторики, координации движений с речью.
  • Привлечь интерес и внимание ребенка к звучащему слову
  • Развивать фонематический слух и восприятие детей.
  • Развивать умение подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
  • Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя стихотворения насыщенные закрепляемым звуком.
  • Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность).

Гипотеза: Мы будем играть, а также слушать и сочинять стишки, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Работа с детьми

  • Игры-драматизации, а также сюжетно-ролевые и дидактические игры.
  • Прослушивание стихотворений и беседа по ним.
  • Рассматривание иллюстраций и рассуждения по ходу стихотворения.
  • Рисование самостоятельных рисунков и аппликаций к прослушанным стихотворениям.
  • Загадывание загадок о персонажах стихотворений.
  • Просмотр спектаклей, мультфильмов и беседа по содержанию.
  • Разучивание игр и упражнений на материале стихотворений. (на координацию речи с движением, развитие эмоций, интонационную выразительность, закрепление произносительных умений и навыков).
  • Использование словесных импровизаций (разыгрывание эпизодов стихотворений и внесение новых элементов).
  • Моделирование сюжета стихотворения.
  • Драматизация детьми больших стихотворений.
  • Составление собственных, коротких стихотворных строк.
  • Формирование альбома рифмушек и иллюстраций к ним.

Работа с семьей

  • Консультация – практикум для родителей “Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей”
  • Анкетирование родителей по теме “Фонематические процессы у детей” с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
  • Памятка для родителей “Волшебный мир звуков” (игры на развитие фонематических представлений)
  • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки “Рифмушки”

Работа с педагогами.

  • Консультация-практикум для педагогов “Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей”
  • Консультация для педагогов “Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями”
  • Консультация-практикум для музыкальных руководителей “Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками”
  • Составление совместно с детьми альбома “Логопедические рифмушки”.
  • Использование сюжетно-ролевых игр и игр – драматизаций в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, развитие познавательно – речевой активности на основе русского народного творчества. Знакомство с играми – драматизациями, стишками, потешками и использование их детьми в свободной деятельности для развития связной, выразительной речи. Овладение детьми правильной, интонационно – выразительной речью, развитие эмоций, закрепление произносительных умений и навыков и обеспечение контроля со стороны родителей и воспитателей за связной, выразительной речью.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация альбома “Логопедические рифмушки”, практическое использование альбома при выполнении домашних заданий и в группе.
  • Показ элементов драматизации стихотворения К.Чуковского: “Краденное солнце”
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий и развернутый ответ. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии, испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольника – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность.

Что мы знаем о русском народном творчестве?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Стихи и потешки стоит у истоков русской народной культуры, в них отражена вся мудрость народа, любовь к семье, природе, Родине. Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками. Логопед выбирает свою форму работы со стихами: анализ, сочинение стихов, драматизацию, лексико-грамматические упражнения, закрепление произносительных умений и навыков на материале стихотворений.

Для детей с ОНР наряду с речевыми особенностями характерны недостаточная сформированность процессов: внимания, памяти, мышления, снижена мотивация, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика. Применение в логопедической работе стихотворчества способствует нормализации вышеуказанных нарушений. Стихи можно использовать как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети любят слушать стишки. Однако им пока трудно сочинять свои стихи. В этом нам могут помочь воспитатели, родители, логопед. В первую очередь необходимо научиться “слушать, запоминать и проигрывать” стишки. Здесь можно использовать различные игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и упражнения, которые необходимо подобрать. Кроме того необходимо научиться подбирать слова близкие по звучанию: “сильнее – умнее, ловко – веревка, трамвай – не забывай” и т.д..

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться сочинять свои стишки, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда и воспитателей, и в этом могут помочь родители и друзья.

Чтобы научиться красиво рассказывать стихи, придумывать свои, нужно научиться подирать слова близкие по звучанию. Научиться рассказывать и “обыгрывать” существующие стишки, подобрать для своих стихотворений интересные факты и события. Научиться закачивать начатое стихотворение, связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли, создать библиотечку стишков, потешек.

Этапы работы над проектом.

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно В ходе беседы определились с названием “Логопедические рифмушки”, с перечнем игр для развития речевого общения, и умения подбирать разные рифмы к предложенным словам.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно рассказывать стихотворения и сочинять свои короткие стихи.

Задачи: Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора. Развивать фонематический слух и восприятие детей на логопедических занятиях. Тренировать детей в умении находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

Оформить обложку собственной книжки-малышки “Рифмушки”, придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций.

  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что- то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

  • Учителю – логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”;
  • Совместно с детьми начать вести альбом: “Логопедические рифмушки”
  • Помочь в подборе слов – паронимов и рифмы.
  • Использовать альбом в процессе свободной деятельности, закрепления умение правильно формулировать и излагать свои мысли. Дома с родителями при “обыгрывании” сюжета стихотворения и составлении концовок к стихам по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании и рассказывании стихов, разучивании сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении этих игр, подборе стихотворений и придумывании новой концовки к начатым стихам.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя – логопеда для воспитателей: “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”
  • Составление совместно с детьми альбома: “Логопедические рифмушки”.
  • Использование альбома в процессе закрепления правильного формулирования и изложения своих мыслей по разученным стихотворений.

3. Практический

  • В ходе практической части проекта дети учатся грамматически правильно строить предложения, пересказывать тексты, рассказывать о прошедших событиях, связно и правильно излагать свои мысли.
  • Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов на формирование фонематического восприятия “Какой звук потерялся?”, “Слово рассыпалось – собери его” и др.
  • Использовать при подборе рифмы различные таблицы и планы, помогающие при составлении рифмованных стихов.
  • Тренировать умение детей рассказывать, дополнять, изменять концовку, придумывать свои стишки, постепенное (по мере изучения) оформление альбома “Логопедические рифмушки”
  • В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями подобрать и изготовить игры по развитию фонематического восприятия, пополнению и активизации словарного запаса, творческого рассказывания: “Расскажи и назови”, “Разложи по порядку и расскажи”, “Закончи по-новому”.
  • Принять участие в постановке стихотворной сказки: “Краденное солнце”

Деятельность педагога:

  • Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

  • Работать над пополнением и активизацией словарного запаса, над развитием фонематического восприятия, творческого рассказывания. Формировать познавательно-речевое развитие детей посредством использования стихотворений.

4. Презентационный

  • На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
  • Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

  • Дети принимали активное участие: активно играли в сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации, слушали, запоминали и воспроизводили прослушанные стихотворения, дополняли стишки пропущенными словами, придумывали концовку коротким стишкам.

Трудности:, затруднялись в придумывании других концовок стихам и в подборе рифмы к словам.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

  • Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивая красивую выразительную речь под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении.

Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.

Логопедический проект «Веселый ветерок»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте

Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох - необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» - при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» - при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов – в контакте с семьей.

Участники проекта
1. Дети средней группы «Сказка», занимающиеся в логопедическом пункте.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.

Место реализации – МДОБУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи :

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

Ожидаемый результат : дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки
1 этап Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь
2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь
2 этап Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь
2. Выработка глубокого вдоха ноябрь
3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май
Работа с родителями:
1. Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь
2. Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь
3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года
4. Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль
Работа с педагогами группы
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь
2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь
3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль
3 этап Итоговый
1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках март, май
2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель

План реализации проекта:

Месяц
сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

октябрь «Подуй на листочки»

«Ветерок»

ноябрь «Подуй на вертушку»

«Подуй на облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь «Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль «Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

март «Подуй на чай»
апрель «Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май «Забей мяч в ворота»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
  2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
  3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
(Средняя группа)

«Сдуй бабочку».
Сдуть бабочку с цветка.

«Подуй на бабочку ».
Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

«Сдуй жука».
Сдуть жука c цветка.

«Подуем на листочки».
Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги) со стола, с ладони.

«Вертушка».
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

«Горячий чай».
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.

«Подуем на облака».
Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.

«Плыви, кораблик!»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.

«Мыльные пузыри».
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

«Подуем на снежинку».
Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

«Шарик».
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

«Новогодняя гирлянда».
Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«Снег идёт! »
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

«Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.

«Забей мяч в ворота».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Прокатаем брёвнышки».
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.

Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»

Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.

Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.

Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного. Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…

Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.


ПРОЕКТ «ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».- Иван Сергеевич Тургенев

Актуальность проекта . «Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Проект составлена на основе нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Образовательной программы ДОУ.
  • Нормативно-правовая база и положение о речевой группе ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях речевой группы с ОНР в ДОУ.

    В речевую группу для детей с ОНР зачисляются дети среднего и старшего дошкольного возраста по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.

    Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.

    Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую группу ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

    Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

  • Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы)
  • Индивидуальная на базе ДОУ в логопедическом кабинете.
  • В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит специфика логопедической работы;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого результата на занятиях в свободной деятельности.
  • Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Цель проекта : Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

    Задачи проекта :

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Учимся разговаривать».
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  • Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет по 20минут одно занятие ежедневно, рассчитана на годичный срок обучения.

    Риск проекта : (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

    Ценность проекта :

  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в речевой группе для детей с ОНР.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МДОАУ в городе.
  • Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

    I этап – подготовительный : август 2014 года.

    Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к занятиям, анкетирование родителей (см. на сайте). Анкетирование родителей позволяет выяснить понимание ими имеющегося речевого нарушения у ребенка, кто посоветовал обратиться к психиатру за консультацией, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные о ходе раннего развития ребенка

    II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2014 г.

    Для реализации этого этапа начинаем работу с обследования всех компонентов языковой системы (логопедическое обследование) и заполнение речевых карт на каждого ребенка, где заполняю дату поступления в группу, какие жалобы родителей, исследую сенсомоторный уровень, отмечаю состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучаю состояние связной речи (см. на сайте). Применяю методику обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР от 4-7 лет» в переработке. На основе полученных данных составляю:

  • - План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (см. на сайте);
  • - Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму рабочей недели учителя-логопеда на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы (см. на сайте)
  • - Планирую работу с родителями на учебный год (см. на сайте).
  • Таким образом, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка в целом, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с каждым родителем и найти подход к ребенку. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и потребности.

    Информационные акции:

  • Организация родительских собраний в течение учебного года по темам.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Вовлечение родителей при проведении праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
  • Проведение логопедических КНОД (ежедневно, в дни открытых дверей):

  • Утвержденные списки групп (деление на подгруппы).
  • Утверждение расписания КНОД на неделю.
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ с целью анализа удовлетворенности качеством образовательных услуг родителями.
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью отслеживания положительной динамики, внесения корректировок.
  • Подведение промежуточных результатов, составление перспектив на будущее.
  • IV этап – аналитический : май 2014 года.

    Анализ результатов выполнения проекта:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда за учебный год и осведомленность родителей по вопросам речевого развития.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми. Опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг.
  • Изучение спроса на получение коррекционной деятельности.
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.
  • Эффективность данных результатов:

  • Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
  • Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
  • Ожидаемый результат :

  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Их участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, отмечают достижения своих детей в учебной деятельности и дома.
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве образовательных услуг.
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Структура управления проектом (руководитель проекта):

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • создает условия осуществления образовательного процесса
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
  • Методические источники : 

  • Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.; 
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.; 
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.; 
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.; 
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.; 
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.; 
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.; 
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.; 
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.; 
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999. 
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.; 
  • Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.; 
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.; 
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.; 
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.; 
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;

  • Рожкова Ольга Викторовна

    Попова Ирина Владимировна,
    учитель-логопед МАДОУ «Золушка»
    г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия

    Логопедические тропинки

    Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

    Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
    дай попробовать – и я пойму.
    (Восточная мудрость)

    Актуальность проекта.
    В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
    Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
    По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

    Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

    Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

    Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
    Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
    Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
    В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
    Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
    Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
    В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.

    Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.

    Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

    Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

    Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
    Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

    Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

    «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

    Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

    Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

    Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
    Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

    Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

    В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

    Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
    Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

    Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

    Проект предназначен для детей 5 – 7 лет

    Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

    Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

    Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

    Задачи проекта
    1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
    2. Развивать речевые и творческие способности детей.
    3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
    4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
    5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
    6. Побуждать детей к совместной деятельности.
    7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
    8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

    Ожидаемый результат:
    1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
    2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
    3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

    Эффективность данных результатов
    Для детей:
    - положительная динамика речевого развития;
    - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
    - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

    Для родителей:
    - положительная оценка деятельности ДОУ;
    - готовность и желание помогать;
    - активизация педагогического потенциала родителей,
    - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
    - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
    - чувство удовлетворенности от совместного творчества.

    Для педагогов
    - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
    - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
    - удовлетворенность собственной деятельностью;
    - повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
    разнообразные формы и методы работы;

    Для ДОУ
    - благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

    Практическая значимость проекта
    Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

    Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

    Срок реализации проекта – 1 год

    Этапы и стратегия реализации проекта

    I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
    Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

    Задачи:
    1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
    2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
    3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

    II. Основной этап реализации проекта (практический):

    1. Логопедический проект «Послушный ветерок»
    Задачи:
    Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
    Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
    Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
    Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

    Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
    Срок реализации: Сентябрь- октябрь

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
    детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
    упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
    Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
    Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
    Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
    Работа с семьей
    Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
    Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
    Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
    Работа с педагогами
    Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
    Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

    Оформление выставки «Послушный ветерок»

    2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
    Задачи:
    Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
    Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
    Повышение компетенции воспитателей в данной области.

    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
    Срок реализации: Октябрь

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
    Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
    Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
    Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
    Работа с семьей
    Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
    Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
    Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
    Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
    Работа с педагогами
    Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
    Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
    Практический результат проекта
    Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
    Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

    3. Логопедический проект «Рифмушки»
    Задачи:
    Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову
    Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
    Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
    Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

    Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
    Срок реализации: Ноябрь

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
    Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
    Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
    Работа с семьей
    Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»
    Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
    Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)
    Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки»
    Работа с педагогами
    Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
    Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»
    Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
    Практический результат проекта
    Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей,
    Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок

    4. Логопедический проект «Трудные звуки»
    Задачи:
    Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
    Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
    Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
    Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
    Повышение компетенции воспитателей в данной области

    Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
    Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
    Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
    Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»
    Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
    Работа с семьей
    Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
    Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
    Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
    Работа с педагогами
    Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
    Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
    Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
    Практический результат проекта
    Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
    Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

    5. Логопедический проект «Все по порядку»
    Задачи:
    Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
    Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
    Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
    Углубление знаний детей об окружающей среде;
    Улучшение коммуникативных навыков детей
    Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
    Повышение компетенции воспитателей в данной области


    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
    Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
    Работа с семьей
    Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
    Работа с педагогами
    Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
    Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»
    Его практическое использование;
    Практический результат проекта
    Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях,
    Практическое использование
    Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок

    6. Логопедический проект «Очень важные словечки»
    Задачи:
    Развитие грамматического строя речи
    Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
    Развитие у детей интереса к родному языку
    Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
    Повышение компетенции воспитателей в данной области

    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
    Срок реализации: В течение учебного года

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
    Использование моделей предлогов
    Составление предложений с заданным предлогом
    Наблюдение за предлогами в русском языке
    Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
    Работа с семьей
    Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
    Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
    Работа с педагогами
    Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
    Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
    Практическое использование этого пособия.
    Практический результат проекта
    Создание копилки «Очень важные словечки»
    Практическое использование

    7. Логопедический проект «Такие разные слова»
    Задачи:
    Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
    Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
    Развитие языкового чутья.
    Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
    Формирование у детей интереса к родному языку.

    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный
    Срок реализации: В течение учебного года

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
    Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.
    Работа с семьей
    Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
    Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»
    Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)
    Работа с педагогами
    Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
    Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении
    Практический результат проекта
    Создание коллективной копилки словарей:
    - «Упрямые слова» (неизменяемые)
    - «Слова-друзья» (синонимы)
    - «Слова наоборот» (антонимы)
    - «Слова-близнецы» (паронимы)
    Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
    Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации

    8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов»
    Задачи:
    Формирование слоговой структуры слов
    Развитие фонематических процессов

    Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
    Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
    Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
    Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
    Работа с семьей
    Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
    Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
    Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
    Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
    Работа с педагогами
    Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
    Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
    Практический результат проекта
    Оформление книжки-копилки «трудных» слов.
    Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
    Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии

    9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»
    Задачи:
    Усвоение образа буквы;
    Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
    Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
    Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
    Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

    Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
    Срок реализации: В течение учебного года

    Содержание работы:
    Работа с детьми
    Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
    Анализ существующих Азбук.
    Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
    Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
    Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка»
    Работа с семьей
    Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…),
    Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
    Работа с педагогами
    Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
    Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
    Помощь детям в поиске источников информации,
    Поддержка и поощрение активности детей
    Практический результат проекта
    Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука»
    Речевой праздник «АБВГДЕЙка»

    III. Заключительный этап реализации проекта:

    Задачи:
    1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
    2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
    3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.

    Конечным продуктом проекта будет являться:
    Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
    Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
    Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями

    Прогноз возможных негативных последствий.
    Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
    1. Слабая мотивация участников проекта.
    Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
    2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
    Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
    3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
    Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

    В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

    В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
    Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

    Список использованной литературы:

    1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
    2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
    3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
    4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
    5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
    6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012