Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. "Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему Специфика социальной адаптации в обществе молодых

светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.


Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.


Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

«АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГАВРИЛОВА Н.В. Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ...»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ

ГАВРИЛОВА Н.В.

Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ играет адаптация их в новом со- ing of persons with ОВЗ adaptation of them

циуме. Данный процесс довольно сложный. plays in new society. This process difficult Автор предлагает использовать для оптими- enough. An author suggests to use for optiзации процесса адаптации лиц с ОВЗ объек- mization of process of adaptation of persons тивные и субъективные критерии адаптации. with the limited possibilities of health the obОсобую роль, по мнению автора, играет кор- jective and subjective tests of adaptation. The поративное волонтерство в колледже. special role, in opinion of author, the corporate volunteering plays in a college.

Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией и интеграцией личности в новый для нее социум. Это особенно проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по здоровью.

Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами . Другими словами, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды.



Общими задачами по адаптации лиц с ОВЗ в колледже являются:

Содействие обучающемуся с ОВЗ в решении актуальных задач по получению определенной профессии, социализации, проблем с выбором образовательной и дальнейшей профессиональной траектории, взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;

Личностное самоутверждение.

Мощнейшим фактором адаптационного процесса, по мнению И.Ю. Ветровой, является взаимоотношение инвалидов и здоровых. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении со своими сверстниками, преподавателями, администрацией .

Адаптацию лиц с ОВЗ в колледже мы рассматриваем как процесс и результат приспособления к новому интегрированному социуму, в котором обучающийся с ОВЗ проходит профессиональное обучение в наиболее комфортных для него физиолого-психологических условиях.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с преподавателями, сверстниками.

Адаптационный процесс предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих, информационно-психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, имеет смысл выделить те частные адаптивные стратегии, благодаря и посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном и во всех сферах человеческой активности: социальной деятельности, психологическом общении и т.д. .

Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции инвалида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Адаптация характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата работы, который может выступать критерием ее эффективности.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Субъективными критериями адаптации нами были выбраны уровень мотивации обучения, удовлетворенность учебной деятельностью, эмоциональное состояние лица с ОВЗ и отношения со сверстниками .

Объективным критериям адаптации мы выбрали состояние адаптирующей среды, организацию процесса адаптации и адаптационные возможности обучающегося с ОВЗ (рис 1).

–  –  –

Лица с ОВЗ 7-8 вида испытывают большие затруднения при общении с окружающими, в первую очередь, из-за недостаточно развитой инициативы в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях они испытывают смущение, страх, трудно идут на контакт. Психофизические особенности умственно отсталых обучающихся отрицательно сказываются на их общении, как между собой, так и с окружающими людьми. Фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков .

Во многих учебных заведениях сегодня вводят для работы с лицами с ОВЗ тьютеров, к сожалению, часто из неподготовленных людей, так как на сегодняшний день у нас в стране не разработана система подготовки специалистов в этом направлении. Тьютеры, как правило, взрослые люди, с которыми у лиц с ОВЗ не всегда выстраиваются доверительные отношения. В этой ситуации корпоративное волонтерство имеет ряд преимуществ, так как общение со сверстниками - волонтерами, готовыми поддержать их, может сыграть определенную роль в адаптации их к новому социуму.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение, реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в повседневной жизни, предполагает самостоятельное принятие решения о помощи ближним .

Волонтеры в колледже набираются на добровольной основе. Участниками корпоративного волонтерства может стать любой желающий, добровольно принимающий идеи волонтерского движеНАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ния и согласный их реализовывать.

Основными задачами Волонтеров являются: изучение международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения оказания помощи и поддержки инвалидам и сиротам; помощь в разработке мероприятий для инвалидов, акций и участие в них; сопровождение лиц с ОВЗ в подготовке к мероприятиям, оказание им моральной поддержки.

Выбор волонтеров и их закрепление начинается с анкетирования кандидатов в волонтеры и лиц с ОВЗ по разработанной анкете. Совпадение более 50% ответов по интересам, является основанием выбора подопечного, после чего волонтерам предлагают посмотреть анкету лица с ОВЗ, пообщаться с ним, чтобы принять окончательное решение (рис.2).

Анализ проведенной работы показал, что такое взаимодействие дает положительные результаты в адаптации лиц с ОВЗ к новым для них условиям обучения и социуму, сокращает адаптационный период, оказывает влияние на мотивационную основу обучающихся с определенными ограничениями по здоровью.

Библиографический список:

1. http://www.coolreferat.com/ Молодёжь_и_общество_проблемы_социальной_адаптации_в_современном_мире.

2. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации. http://www.yspu.yar.ru.

3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

4. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе /психология в экономике и управлении. – 2009. - №2. – С.95-98.

5. http://wap.fictionbook.ru/author/margarita_igorevna_shishkova/razvitie_rechi_na_urokah_li teraturnogo_c/read_online.html?page=1.

6. http://ru.wikipedia.org Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, объективные и субъективные критерии адаптации, корпоративное волонтерство.

Keywords: persons with the limited possibilities of health, objective and subjective criteria of adaptation, corporate volunteering.

Похожие работы:

«ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВИЧА ЛЕВАНИДОВА Vladimir Ya. Levanidov"s Biennial Memorial Meetings 2008 Вып. 4 БысТРАЯ РЕАКцИЯ МАКРОБЕНТОсА РЕК ОсТРОВА сАхАЛИН НА КРАТКОВРЕМЕННОЕ ТЕхНОГЕННОЕ ВОзДЕйсТВИЕ В.с. Лабай, М.Г. Роготнев Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) 693000, Россия, г. Южно-...»

«Майти Джамп (Mighty Jump) Ознакомьтесь с инструкцией до начала эксплуатации прибора. Прибор Майти Джамп предназначен для автомобилей, работающих на бензине, с 4,6 или 8 цилиндрам...»

«2 Оглавление 1. Общие положения 2. Условия перевода студента 2.1. Перевод в Университет студента, обучающегося в другом вузе. 7 2.2. Перевод студента на другую образовательную программу, форму обучения 2.3. Перевод студента, обучавшегося на договорной основе на бюджетные места 3. Отчисление студентов 4. Восстановление в число студентов Университета 4.1. Условия восстановления студентов 4.2. Условия восстановления...»

В современных условиях России становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально­профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Активное развитие рыночной экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной готовности будущих специалистов. Особенно сложно соответствовать этому уровню лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи.

Состояние здоровья многих из них препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения направлений деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО) и выделения наряду с имеющимися задачами, новой - реабилитационной, которая предполагает обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-профессиональной адаптации.

В настоящее время адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проблема адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности активно разрабатывается в педагогической науке, в том числе и отечественной.

Несмотря на накопленный опыт научных разработок в данной области, в педагогической теории и практике недостаточно изучены возможности комплексной социально-профессиональной адаптации (социально­профессиональная адаптация и социально-профессиональное сопровождение) студентов с разными видами ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном профессиональном образовании средней ступени в соответствии с требованиями современного социума и в условиях реализации ФГОС.

А нализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов с ОВЗ к профессиональной деятельности, состояние разработанности проблемы и результаты многолетних исследований в учреждении среднего профессионального образования позволили выделить противоречия между:

    необходимостью обеспечения эффективной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ в сложившейся системе среднего профессионального образования и недостаточной проработанностью в педагогической науке вопросов ее ориентации на состояние личности и возможности обучающегося с ОВЗ;

    требованиями ФГОС СПО нового поколения и недостаточностью имеющихся эффективных механизмов и форм координации деятельности ведомственных организаций, осуществляющих профессиональное образование и социально-профессиональную адаптацию обучающихся с ОВЗ в системе СПО.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это означает, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации и кооперационности, или социальной компетентности. В этом контексте на предстоящий долгосрочный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.

В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда лиц с ОВЗ также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.

В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения лицами с ОВЗ профессии/специальности. Отсюда следует, во-первых, необходимость ранней профориентационной работы и их подготовка к осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования. Во-вторых, требуется разработка стандартизованных подходов-рекомендаций по профессиональному обучению лиц с тем или иным ограничением в здоровье, которые могут стать основой взаимодействия с ними педагогических работников ОО СПО. В-третьих, важно формировать у преподавателей и мастеров производственного обучения готовность с помощью специалистов службы комплексного сопровождения модифицировать уже имеющиеся типологические подходы к обучению лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными или комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями применительно к конкретной ситуации обучения и индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии/специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения. Это с неизбежностью будет стимулировать инновационную деятельность ОО СПО, их стремление к внутриведомственным и межведомственным контактам, обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта, постоянному повышению квалификации педагогического корпуса в области обучения лиц с ОВЗ.

В настоящие время процесс профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Лица с ограниченными возможностями здоровья - это общий термин, определяющий лица, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. От 35 до 45% лица с ограниченными возможностями здоровья являются детьми-инвалидами. По отношению к ним правомерно использование термина «лица с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения. По содержанию термин «лица с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», т.к. включает ещё и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности. Для профессионального обучения и социально - профессиональной адаптации инвалидов и других лиц с ОВЗ выделили три основные группы с разными образовательными потребностями и возможностями трудовой реализации.

Первая группа - это инвалиды с сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения.

Вторая группа - это инвалиды с нарушениями слуха и речи. Стойкое поражение слуха, приводящее к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности человека, достаточно распространены. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности.

Третья группа - лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). Это наиболее значительная по количеству группа, имеющая большие трудности профессиональной подготовки и реализации. Следует отметить, что далеко не все учащиеся, отнесенные к данной группе, имеют не только формально зафиксированную инвалидность, но и подтвержденный медицинский диагноз. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации (малоквалифицированный или механический труд человека заменяется роботами, или техническим средствами с особыми требованиями к их эксплуатации, предполагающими наличие определенного интеллекта). В городе малоквалифицированную работу выполняют в основном мигранты. Но это и есть, то самое поле трудовой деятельности для данной группы лиц с ограниченными возможностями здоровья, с которого они ретировались и самоустранились. Для данной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приемлемы адаптированные упрощенные программы обучения, включающие наряду с освоением общеобразовательных и специальных предметов, продолжение обучения навыкам коммуникаций как в техникуме и на производстве, так и в быту.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере образования в целом и в специальном образовании, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии, педагогики. За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов:

    профессиональная ориентация, основанная на развитии профессиональныхпотребностей, способствующая осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;

    вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности;

    развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью (С.С. Лебедева) В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом. Завершая характеристику условий социально-профессиональной адаптации лиц с ОВЗ в современной системе СПО, необходимо подчеркнуть, что представленный перечень является далеко не полным. Он может дополняться, содержательно обогащаться и конкретизироваться специалистами в ходе анализа собственного опыта профессионального обучения и социализации данной разнообразной по своему составу группы обучающихся, обладающей большим потенциалом личностного, профессионального развития и совершенствования на протяжении всей жизни. Таким образом, проведя теоретический анализ литературы можно сделать вывод о том, что как в России, так и за рубежом по настоящее время происходит процесс поиска условий и методов профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии или специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения.

Конечной целью социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья является их интеграция в социум. Промежуточными целями выступают: а) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и укрепление их здоровья; б) формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания; в) общее образование; г) профессиональное образование; д) трудоустройство; е) формирование положительной самооценки. Ресурсное обеспечение управления социально - профессиональной адаптацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях СПО включает несколько «составляющих»: 1) научно-методическое обеспечение, 2) учебно-методическое обеспечение, 3) информационно-аналитическое обеспечение, 4) нормативно­правовое обеспечение, 5) финансовое обеспечение, 6) материально-техническое обеспечение, 7) психологическое обеспечение, 8) кадровое обеспечение. Социально-профессиональная адаптация - процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Она предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами. Социально­профессиональная адаптация приобретает особенно важное значение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Формы и степень включенности обучающегося с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. В некоторых случаях целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Специфика организации учебно-воспитательной и учебно-профессиональной работы обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива. Педагогическим работникам необходимо освоить основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации учебно­профессионального образовательного процесса для таких обучающихся. Важным моментом выступает организация конструктивного сотрудничества со средствами массовой информации, с негосударственными структурами, с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Современное образование ориентируется на разработку механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями, что является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с отклонениями в развитии, с признанием их прав на предоставление равных возможностей в обучении .

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих проблемы в развитии. Теория включенного образования признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Включение особых детей в коллектив сверстников дает им возможность в полном объеме участвовать в жизни образовательного учреждения .

В то же время широкое распространение отклонений в психическом развитии детей является для социума постоянным источником проблем, основными из которых можно считать наблюдающиеся у этих детей трудности социальной адаптации, приводящие к девиантному поведению, обуславливающему рост преступности и неполноценную интеграцию в социум. Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и превратилось в серьезную социальную, психологическую и педагогическую проблему. Отклоняющееся поведение человека представляет собой совокупность действий, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде агрессии, попыток суицида, алкоголизме и наркомании, нарушении пищевого поведения, аномалиях сексуального поведения, коммуникативных девиациях, патохарактерологических акцентуациях. Девиантное поведение обусловлено нарушением социальной адаптации.

Различные трудности, возникающие в процессе адаптации подрастающего поколения к современным жизненным условиям и социуму, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки с различными нарушениями развития . Трудности приспособления к новым социальным условиям обусловлены как причинами, вызвавшими ту или иную девиацию, неправильными условиями воспитания подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и следствием самого нарушенного развития. В связи с этим одной из актуальных задач специальной психологии является изучение факторов формирования девиантного поведения у детей и подростков с ОВЗ в целях их предупреждения и профилактики на основе учета типа дизонтогенеза.

Особенно интенсивно проблемы социальной адаптации проявляются у детей при изменении социальной ситуации развития, связанной с процессом вхождения в организованные группы сверстников с началом освоения ситуации школьного обучения. Этот период является критическим, т.к. проверяется на прочность сложившаяся к моменту обучения структура интеллектуального и личностного развития ребенка, отражающая особенности его предшествующей социальной адаптации и социализации. Подобные проблемы наблюдаются у 15 %-40 % учащихся младших классов . Кроме того, в массовых группах куда интегрированы дети-инвалиды с нарушением слуха, дети с ЗПР, УО и аутизмом - педагогам на практике приходится решать сложную проблему нахождения в группах детей с нарушением интеллекта и неадекватным поведением. В последнее время среди здоровых детей становится все больше детей не только с непредсказуемым поведением, но и с асоциальным (девиантным) поведением. Причем воспитывают таких мальчиков, как правило, одни матери, которые с ними явно не справляются.

Работа учителя при инклюзии становится крайне сложной: возрастает ответственность педагогов, в том числе юридическая (так как риск получения детьми травм в этой ситуации возрастает). Ведь число детей в классе не уменьшается при появлении в них детей с особыми потребностями. В результате инклюзии неизбежно снижается уровень знаний здоровых детей, так как педагог вынужден в ущерб им тратить больше времени на обучение и уход за ребенком с особыми потребностями.

В категорию дезадаптированных, прежде всего, попадают дети с нарушениями развития, а симптомы школьной дезадаптации выступают у них как вторичные признаки нарушений. Однако проблемы адаптации к школе не всегда являются следствием какого-либо дефекта. К примеру, первичные симптомы психического недоразвития могут быть настолько слабо выраженными, что сами по себе не способны стать причиной трудностей адаптации к обучению в школе, но становятся ими при неадекватных педагогических воздействиях, как со стороны школы, так и со стороны семьи.

Среди реальных причин, лежащих в основе нарушений школьной адаптации, фигурируют и недостаточная готовность ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций; трудности, испытываемые при формировании учебных действий; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства . Перечисленные нарушения следует рассматривать как факторы риска, способные при определенных условиях стать причинами школьной дезадаптации. Влияние данных факторов на развитие дезадаптации зависит также от возможности компенсации нарушенных функций и позитивных изменений средовой ситуации. Тем не менее, все названные факторы представляют угрозу для личностного благополучия ребенка.

Каково положение педагога: воспитателя, учителя в условиях инклюзии? Ведь педагог несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. (Если, не дай Бог, что случится, то педагог окажется в тюрьме). А часто особый воспитанник является источником опасности, причем он может причинить вред и окружающим, и даже самому себе.

Несостоятельность в учебной деятельности приводит к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими, что на фоне полной утраты интереса к школе нередко приводит к формированию асоциального поведения, а также может способствовать возникновению нервно-психических и психосоматических расстройств . Основой нарушения школьной дисциплины являются также отклонения в поведении, которые формируются в связи с синдромами гипервозбудимости или психомоторной заторможенности, причем психологические трудности дезадаптирующего характера чаще всего имеют вторичную обусловленность, возникая как следствие неверной интрепретации учителем индивидуально-психологических особенностей ребенка 8; 11].

Важную роль в успешной адаптации к школе играют личностные особенности детей. Несформированность у ребенка необходимых коммуникативных навыков или наличие отрицательных личностных черт часто приводят к его отвержению или пассивному игно- рированию одноклассниками.

К числу важнейших внешних факторов, способных привести к быстрой и достаточно тяжелой дезадаптации ребенка, следует отнести демонстративно негативное отношение к нему со стороны учителя, формирующее аналогичное отношение и со стороны сверстников, результатом которого является ситуация травмирующей изоляции такого ребенка. Исследования данной проблемы показали, что отрицательный стиль отношения учителя к ученикам, недисциплинированным или плохо справляющимся с учебой, приводит к тому, что уже в первом классе они попадают в категорию «отвергаемых», что препятствует нормальному развитию их интеллектуальных способностей, формирует у них нежелательные черты харак- тера и уже вторично усугубляет школьную неуспеваемость .

Устойчивые, вовремя не скомпенсированные формы школьной дезадаптации, усугубляя проявления отклонений в психическом развитии ребенка, нередко приводят к формированию устойчивых видов нарушения поведения, нередко достигаюших уровня клинической и криминальной выраженности . Развивается так называемое девиантное (отклоняющееся) поведение, понимаемое как нарушение правовых, нравственных и социальных норм поведения.

В зависимости от подходов к определению девиантного поведения выделяются причины его возникновения. С. А. Беличева считает основной причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации и социальной адаптации. Эти нарушения проявляются в форме детско-подростковой дезадаптации, которая может быть представлена в до вольно сложном сочетании и возникает в достаточно раннем возрасте, причем на разных этапах формирования девиантного поведения мера патогенности каждого фактора и его место в общей структуре изменяются, вследствие чего выявление такого рода негативных влияний затруднено .

В. Н. Мясищев, занимавшийся проблемами трудновоспитуемости как формой проявления девиантного поведения, указывал на то, что девиантное поведение - это результат сложного сплетения комплекса социальных и биологических факторов. При этом «…мы подчеркиваем важность изучения личности ребенка в целом, роль отношения его к действительности и характеристики с точки зрения динамики этих отношений аномального детства…» .

Е. В. Змановской выделено несколько групп факторов, приводящих к развитию девиантного поведения: индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности; дефицит ресурсов личности; дефицит социально-поддерживающих систем; социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие девиантное поведение; отношение личности к отклоняющемуся поведению. Сочетание нескольких факторов определяет психологическую склонность ребенка или подростка к определенному виду девиантного поведения .

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности и т.д. Нами выделены следующие основные факторы, обусловливающие девиантное поведение лиц с ОВЗ:

1. Биологические факторы, к которым относят наличие у ребенка психофизиологических или анатомических нарушений, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет не о специальных генах, фатально влияющих на развитие девиантного поведения, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся генетические факторы. Это могут быть наследственно обусловленные нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, опорно- двигательного аппарата, повреждения нервной системы, а также влияния наследственных заболеваний, особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Кроме того, данные нарушения возникают в результате влияния эндо- или экзогенных патологических факто- ров в период внутриутробного развития, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, венерические заболевания).

Негативные воздействия на плод в дальнейшем способны привести к патологии регуляции аффективной, когнитивной и поведенческой сферы ребенка, что впоследствии может повлечь раннее начало потребления психоактивных веществ.

Следующая группа - психофизиологические факторы, связанные с влиянием на организм человека физических нагрузок, стрессов, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

Физиологические факторы, включающие в себя нарушения речи, внешнюю непривлекательность, нарушения опорно-двигательного аппарата человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе. К физиологическим факторам риска развития девиантного поведения относят наличие заболеваний с органической неполноценностью мозга (например, последствия черепно-мозговой травмы, эпилепсия). Эти проблемы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, как в интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной. В результате, лица с подобными проблемами будут искать средство, помогающее им справиться с нагрузками. И этими средствами зачастую становятся психоактивные вещества.

2. К психологическим факторам следует отнести индивидуально-психологические особенности ребенка, усиливающие вероятность употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими и развития зависимости. Это повышенная импульсивность, стремление к поискам новизны, синдром детской гиперактивности, нарушения поведения в детстве . Психологическими факторами риска развития девиаций является также наличие у ребенка психопатии или акцентуации характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка возможно два варианта развития адаптации: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, диспропорциональностью развития психики.

Одной из основных психологических причин многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Расхождения между притязаниями подростка и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности, особенно со взрослыми. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Эти факторы риска являются прежде всего инициальными побудителями к приему психоактивных веществ. Привычка к регулярному их употреблению развивается затем под действием подкрепляющих условий, которые заключаются как в социальном признании подростка референтной группой, так и в самом «положительном» действии употребляемого вещества. Активность подкрепляющих условий приводит к тому, что многообразные, особенно стрессовые, ситуации чаще вызывают потребность в аддикции.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

3. К социально-педагогическим факторам можно отнести особенности семейного или общественного воспитания, социальный статус родителей, успешность освоения ребенком социальных ролей, положение в различных системах межличностных отношений, реакции окружающих на его поведение, на отклонения в развитии и т.д. .

Педагогическая запущенность в условиях семейного или общественного воспитания приводит к нарушениям ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Такие проявления социальной дезадаптации, как проблемное поведение, неуспеваемость в школе, сниженная ориентация на достижение успехов в школе, положительное отношение к потреблению наркотиков, осознание своей неполноценности, способствуют развитию фрустрации - состоянию психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости.

Часто молодые люди, употребляющие психоактивные вещества, не могут объяснить причину своей зависимости. Они сводят все к непосредственным субъективным ощущениям, возникающим после приема психоактивных веществ: изменению сознания, эйфории, релаксации. Были установлены три типа личностных мотиваций употребления психоактивных веществ: 1) позитивная («для получения удовольствия»); 2) негативная («защита от тоски»); 3) нейтральная («для приспособления к окружающим», «по привычке»). Тем не менее, основным мотивом приема психоактивных веществ у подростков является именно утрированная конформность со стремлением любой ценой быть «своим» в референтной микрогруппе, т. е. «нейтральная» мотивация приобретает первостепенное значение .

Важным фактором возникновения отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Ближайшее окружение оказывает наиболее сильное влияние на приобщение детей и подростков к алкоголю и наркотикам. Половина детей до 10 лет и 90 % до 15 лет впервые по- пробовали алкоголь под воздействием ближайших родственников, друзей, знакомых .

В семье же дети могут подвергаться жестокому обращению. Эти действия включают физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подвергались такому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушений поведения: повышение агрессивности, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушения общения со сверстниками, снижение самооценки. У детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), возникают также различные нарушения сексуального поведения, проявляющиеся в трудностях становления полоролевой идентификации, страхах перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

4.Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию; а также низкий морально-нравственный уровень современного общества.

В прошлом считалось, что важнейший социальный фактор, способствующий распространению девиантных форм поведения, - уровень жизни, контраст распределения доходов в обществе. Действительно, наиболее широко химическая зависимость распространена среди малообеспеченных слоев. Но оказалось, что и повышение благосостояния жизни общества также способствует алкоголизации и наркотизации: урбанизация привела к большей доступности алкоголя и наркотиков. В 1990-2000-е гг. социальный статус аддиктов сместился от антисоциальных и маргинальных элементов к группе формально благополучных и материально обеспеченных людей . В число зависимых начали вовлекаться широкие социальные группы. Следствием этого стало и изменение отношения общества к проблеме наркомании. Она стала восприниматься уже не как нечто экстраординарное, трагическое и пугающее. «Стиль жизни», мода на употребление алкоголя и наркотиков оказывают влияние, как на уровень потребления, так и на предпочтение определенного психоактивного вещества.

Подобная девиантная «субкультура» является следствием низкого морально-нравственного уровня современного общества и нейтрального отношения к проявлениям отклоняющегося поведения, что в свою очередь приводит к количественному росту подростковых девиаций, достигающих уровня криминальной выраженности.

Наличие у подростков отклонений в развитии усугубляет риск развития девиаций, поскольку отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации .

Одной из закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья является своеобразие в становлении личности и самосознания, проявляющееся по-разному при разных вариантах дизонтогенеза. К ним относятся неадекватная самооценка, повышенная внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, трудности регуляции эмоций в виде импульсивности и аффективной возбудимости со склонностью к агрессии, недостаточно сформированные коммуникативные навыки, приводящие к страхам контактов. Эти особенности приводят к формированию различных девиаций в поведении. Неадекватная самооценка приводит к проблемам в межличностном общении, попыткам суицида, развитию аддикций; повышенная внушаемость, распространяющаяся и на асоциальные формы поведения, способствует вовлечению в преступную деятельность; импульсивность может привести к агрессии; нарушения в коммуникативной сфере - к возникновению различных фобий. К примеру, дети с нарушением интеллекта в силу повышенной внушаемости особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, а синдром расторможенности влечений способствует формированию сексуальных девиаций. Подростки с нарушением слуха, вследствие изолированности их референтных групп и общения с помощью жестового языка, непонятного для большинства окружающих, могут быть вовлечены в криминальную деятельность. Для детей и подростков с психопатиями характерно проявление агрессии и аутоагрессии как способа добиться желаемого результата.

Таким образом, девиантное поведение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья часто является реакцией на неблагоприятные условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, тогда как социально приемлемые способы поведения исчерпали себя или несформированы.

Подводя итог описанию признаков и факторов девиантного поведения, следует подчеркнуть следующие основные моменты, важные для верного понимания сущности этого феномена в контексте рассмотрения причин их возникновения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в «чистом», изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархическую структуру нарушений поведения.

Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а проявляется опосредованно, причем на разных этапах формирования девиантного поведения мера патогенности каждого фактора и его место в общей структуре не являются постоянными.

В-третьих, становление девиантного поведения у подростков с ОВЗ происходит не просто на фоне, а в неразрывной связи с симптомами психического дизонтогенеза, что не дает оснований для их отождествления, но обуславливает необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае, поскольку именно такой анализ необходим для разработки системы профилактических мероприятий.

Башаев С.В. 1 , Горелик В.В. 2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова : инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V. 1 , Gorelik V.V. 2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation .

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «О бщая численность инвалидов по группам инвалидности»

Таблица № 2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации - привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе-тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.