Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Презентация на тему "буквы о - а в корне – раст- - -рос-" Однокоренные ли это слова

Буквы О – А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-

Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ» Локтионовой Н.А.


Цель

Знать:

  • В каких случаях происходит чередование гласных О – А в этих корнях
  • Слова-исключения правописания корней

-раст-, -ращ-, -рост-.

Уметь:

  • Распознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
  • Обосновывать выбор гласных в этих корнях

Синтаксическая пятиминутка

  • Разберите предложение по членам
  • Объясните правописание пропущенной буквы.
  • Разберите по составу слово распол…гался.

Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.


Пробное действие

Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан

Предпол..жить ответ выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос, научиться применять правило написания вариативного корня.

Тема урока: Буквы а – о в корнях

- раст- , -ращ- , -рос .


Понаблюдаем вместе!

произ ра ст ает вы ро с ла

вы ра щ ивать за ро с ли

ра ст ение водо ро с ли

  • Объясните условие выбора гласных О – А в корне.

Слова-исключения

Р о стов

Р о сток

Р о стислав

Р о стовщик

Отр а сль


Буквы о а в корнях рос- раст- ращ-

Р О С

О напишем в корне рос- :

Вырос, перерос, подрос .

Р А СТ -, Р А Щ -

Но не путай никогда:

В раст- и ращ- напишем а .

Выр о с , р а ст ение, р а щ у.

Исключения:

Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль.


Алгоритм действий

  • Выделить корень
  • Определить конечную согласную в корне
  • Помнить исключения
  • Сделать вывод

Вставьте пропущенные буквы

выр..стет тюльпан

выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

А.Шопенгауэр


Первичное закрепление во внешней речи

  • Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.


Выр..стили

Подр..сли

Отр..сль

Взр..щённый

Р..стки

Разр..статься

Пор..сль

Вр..сли


Выр..стили

Подр..сли

Взр..щённый

Разр..статься


Скороговорка

Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.




Тестовое задание

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  • Зар…сли, прил…гать
  • Предпол…жение, водор…сли
  • Подр…стать, изл…жение
  • Отр…щивать, ул…жить

Дополнительное задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.


Рефлексия

  • Какую цель мы поставили на уроке?
  • Достигли ее? Докажите
  • В чем вы испытали затруднения?
  • Что вам помогло их преодолеть?

Домашнее задание

1)параграф 85, (выучить правило),

  • упр. 454, 455(по выбору)
  • упр. 456 (устно)
  • А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-


Обучающие: Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар. Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями. Уметь конструировать предложения по аналогии. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление. Развивать исследовательские навыки. Учиться анализировать, высказывать свои предположения. Воспитывающие: Воспитывать интерес к богатству русского языка. Цели урока:










Лингвистическая сказка. -За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски». Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда. С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку. Этап изучения нового материала.




Запись предложений и объяснение условий выбора орфограммы. 1. Лица лыжников были покрыты весенним загаром. 2. Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл (Ч.) 3. Сегодня все звезды так пышно огнем голубым разгорались. (А. Фет.) 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица) Этап первичной проверки знаний.


Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке». Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый. Придумайте с одним из слов словосочетание «прилагательное+существительное « и запишите в тетрадь. Например: загорелый мальчик. Этап закрепления знаний.


Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно. Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д. заг…рать на солнце г…релые спички к…снуться рукой к…сание мяча разг…релся спор ог…рок свечи разг…релся костер паровозная изг…рь к...сается дна сг…ревшая листва Этап самопроверки.



Кошка, гладить, кровать.

Расти, красивый, написать.

Телевизор, кот, медведь.

Зеленый, бегать, прекрасный.

Весна, Челябинск, Настя.


Зима заканчивает…ся в л…су ст…ит полная т…шина.

Зима заканчивае тся, в л е су

ст о ит полная т и шина.



Весело – весел –

Услышали – л –

Полюбоваться – по –

Смотреть – е –

Прилетели – и –

Повеселели


Растаял в поле снег, леса повеселели,

Даль заливных лугов лазурна и ясна,

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и сильней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней.

И.Бунин



Буквы О и А в корне лаг - и - лож -


Посмотрим, что изменится. Попробуем сформулировать орфографическое правило.

Изл а г а ть

Изл … гать

Изл о жение

Изл … жение


Уважаемый ученик! Твое предл…жение интересно. Пол…гая, что правила грамматики усугубляют твое незавидное пол…жение в школе, ты предл…гаешь их отменить. Сл…гаемые твоей жизни - это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предпол…жения, но ты своей искренностью распол…гаешь нас к себе. Нужно прил…жить усилия, чтобы одолеть трудности языка.