Популяционно видовой уровень 1 вариант. Популяционно-видовой уровень. Вопросы к зачету по медицинской биологии. А12. Берёзы в одном лесу образуют

Процесс «трансляции» на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) клеточном

2) организменном

3) биогеоценотическом

4) молекулярном

Пояснение.

События на клеточном уровне обеспечивают биоинформационное и вещественно-энергетическое сопровождение феномена жизни на всех уровнях ее организации. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. В клетке сохраняется и воплощается в процессы жизнедеятельности биологическая (генетическая, наследственная) информация - ДНК, матричный механизм репликации ДНК и синтеза белков .

Про­цесс транс­ля­ции - про­цесс син­те­за белка из ами­но­кис­лот на мат­ри­це иРНК (мРНК), осу­ществ­ля­е­мый ри­бо­со­мой. Участ­ву­ют не­сколь­ко ком­по­нен­тов клет­ки, по­это­му ответ - на кле­точ­ном уров­не ор­га­ни­за­ции.

Ответ: 1

Раздел: Основы цитологии

Гость 26.05.2014 18:14

Здравствуйте. Разве про­цесс трансляции на­след­ствен­ной информации про­ис­хо­дит на кле­точ­ном уровне? Мне ка­жет­ся на молекулярном. Не­сколь­ко выше был по­доб­ный вопрос и там ука­зан молекулярный уро­вень организации.

Наталья Евгеньевна Баштанник

На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности - кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.

На органоидно-клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ (в том числе и и биосинтез белка - ТРАНСЛЯЦИЯ) и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление.

Гость 23.03.2015 19:21

На молекулярном уровне происходят такие процессы как: передача генетической информации - репликация, транскрипция, трансляция.

На клеточном уровне происходит процессы такие как: клеточный метаболизм, жизненные циклы и деление, которые регулируются белками-ферментам.

(Информация на основе "Сборника разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ". Автор сборника - А.А.Кириленко)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Молекулярный уровень. Основу организации на этом уровне представляют 4 азотистых основания, 20 аминокислот, несколько сотен тысяч биохимических реакций, почти все из которых сопряжены с синтезом или разложением АТФ -- универсального энергетического компонента живого.

Клеточный уровень. Клетка является минимальной единицей жизни. Все живое состоит из клеток. Основные механизмы воспроизводства жизни работают именно на клеточном уровне.

На клеточном уровне происходит два основных процесса, необходимых для самовоспроизведения жизни - митоз - деление клетки с сохранением числа хромосом и генов, и мейоз - редукционное деление, необходимое для производства половых клеток - гамет.

А 1 Вид – это: 1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал 2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала 3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы 4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания X X






























В 1 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен. П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А А) органы чувств – одна 1) морфологический Пара щупалец 2) экологический Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная АБВГД Большой прудовик


В 2 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей. А) вид Б) отряд В) класс Г) род Д) царство Е) семейство Ж) тип АГЕБВЖД



С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы. С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

ыбрать один правильный ответ (1 балл)

А1. Какая наука изучает многообразие отношений между популяциями одного вида и популяциями разных видов в сообществе, а также связи сообщества с окружающей средой? А) морфология Б) генетика В) экология Г) эргономика

А2. Все компоненты среды обитания, влияющие на жизнедеятельность любого организма, популяции, вида, называют: А) движущими факторами эволюции Б) абиотическими факторами В) биотическими факторами Г) экологическими факторами

А3. Как называется форма существования вида, которая обеспечивает его приспособляемость к жизни в определенных условиях? А) стадо Б) особь В) популяция Г) колония

А4. Показателями колебания численности популяции является: А) соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции Б) действие естественного отбора В) взаимоотношения между родителями и их потомками Г) проявление наследственной изменчивости

А6. Ограничивающим фактором называется фактор: А) снижающий выживаемость вида Б) по значению несколько ниже оптимального В) с широким диапазоном значений Г) только антропогенный

А7. Структурной единицей вида является: А) особь Б) колония В) стая Г) популяция

А8 Абиотическими факторами для животных служат: А) другие животные, населяющие данное природное сообщество Б) температура и влажность их среды обитания В)растения, которыми они питаются Г) микроорганизмы, которые вызывают заболевания у животных


А9. Благодаря изоляции популяций в природе: А) обостряется межвидовая конкуренция Б) усиливается конкуренция внутри вида В) ослабляется действие естественного отбора Г) в них накапливаются наследственные изменения

А10. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно благодаря сходству их: А) хромосомного набора Б) процессов обмена веществ В) строения соматических клеток Г) процессов образования половых клеток

Часть В (2 балла)

абиотические

биотические

антропогенные

Часть С (3 балла)

С1.Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ИТОГО 15 баллов

«5»-13-15 баллов, «4»- 10-12б «3»-7-9 б.

Тест по теме «Популяции» в 9 классе (ответы)

ЧастьА

№ задания

Часть В

абиотические

биотические

антропогенные

Часть С

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

В популяции:

1) накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда

2) происходит миграция особей и обмен генами

3) происходит борьба за существование и естественный отбор

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности

Ответ неправильный

Максимальный балл

Тестовая контрольная работа по теме

«Популяционно-видовой и экосистемный уровни»

А1 .Сети питания –это

1.связи между родителями и потомством

2.генетические связи

3.обмен веществ клетке организма.

4.пути передачи веществ и энергии в экосистеме

А2 . Все виды, образующие пищевую сеть, существуют за счет органического ве-ва созданного

1.только растениями

2.только растениями и животными

3.животными,бактериями грибами

4.растениями, циано -и хемосинтезирующими бактериями.

А3. основную часть биомассы суши составляют

1.растения

2.животные

3.бактерии

4.грибы

А4. Устойчивость наземных экосистем в основном определяется

1.большим разнообразием видов живых организмов

2. преобладанием числа видов животных

3.небольшим числа видов живых организмов

4.равенством числа видов животных и растений

А5. Стабильность экосистемы повышается,если в ней

2.уменьшается число видов редуцентов

3.увеличивается число видов всех живых организмов

4.исчезают все растения

А6. Наиболее устойчивая система – это

1.поле пшеницы

2. Фруктовый сад

3. Степь

4. Культурное пастбище

А7. Целенаправленно созданное человеком сообщество называют

1.биоценоз

2. Биогеоценоз

3. Агроценоз

4. Биосфера

А8. Основоположник учения о биосфере

  1. С.С. Четвериков
  2. 2. Н.И. Вавилов
  3. 3. В.И. Вернадский
  4. 4. Б.Л.Астауров

А9. Живое ве-во биосферы –это

1. Совокупность всех растений планеты

2.Совокупность всех животных планеты

3. Совокупность всех микробов планеты

4. Совокупность всех живых организмов планеты

А10. Биосфера –открытая система,т.к. она

1. получает и отдает энергию

2. только отдает энергию

3. только получает энергию

4. не получает и не отдает энергию

А11. главная особенность биосферы

  1. Наличие в ней живых организмов
  2. . Наличие в ней неживых компонентов переработанных живыми организмами
  3. . Круговорот в-в, управляемых живыми организмами
  4. . Связывание солнечной энергии

А12.Усилению парникового эффекта способствует

1.углекислый газ

2. Пропан

3. Двуокись азота

4. Озон

А13. наибольшее количество видов находится в экосистемах

  1. Вечнозеленых лесов умеренного пояса
  2. 2. Влажных тропиков
  3. 3. Листопадных лесов умеренного пояса
  4. 4. Тайги

А14.одна из главных причин сокращения разнообразия видов животных

1.все большее употребление в пищу

2. Чрезмерное размножение хищников

3. Разрушение мест обитания

4. Накопление ядохимикатов в окр. среде.

А15.основной эволюционирующей единицей в царстве животных является

  1. Семейство
  2. 2. Популяция
  3. 3. Класс
  4. 4. Особь

А16.Кому из членов пищевой цепи достанется меньше всего энергии на ед.массы тела

Растение - грызун-хищник- блоха

1.растению

2. Грызуну

3. Хищнику

4. Бактерии

А17.Пищевая цепь отражает:

  1. Потоки энергии и элементов питания от одних организмов к другим
  2. Зависимость организмов друг от друга
  3. Характер питания
  4. .растительноядность и плотоядность организмов

А18. Основным критерием вида является

  1. Мофологический
  2. . Физиологический
  3. . Генетический
  4. . Географический

А19.Органические в-ва при фотосинтезе образуются из

  1. Белков и углеводородов
  2. . Кислорода и углекислого газа
  3. . Углекислого газа и воды
  4. Кислорода и водорода.

А20. Отличием живого от неживого является:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
  2. Различия в химических элементах из которых состоят системы
  3. Способность к движению
  4. Способность к увеличению массы.

Обобщающий урок в 9 классе по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи».

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания о структуре вида, популяции, систематике в растительном и животном мире.

Личная значимость изучаемой темы : «Человек разумный - это вид, способный к самоуничтожению» (В.И.Вернадский). Проверка собственных знаний по теме и успешное выполнение индивидуального теста.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, творческий.

Формы организации: урок-обобщение, построенный в форме ЕГЭ.

Развитие умений учащихся : рассуждать и доказывать, анализировать, моделировать ситуацию, а также развивать умение работать с бланками ЕГЭ.

Основные понятия, отрабатываемые в ходе урока : определение вида, популяции, критерии вида, систематические категории в органическом мире, эволюция

План урока:

1.Орг. момент. Целеполагание.

2. Формулирование основополагающих знаний по теме в форме презентации учащихся - проверка домашнего задания.

3. Устный опрос: часть А и часть В.

4. Часть С с элементами моделирования.

5. Подведение итогов.

6. Тестовый контроль.

7. Взаимопроверка.

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание.

Планируемые результаты : в результате повторения и обобщения знаний по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи» учащиеся должны справиться с тестовой работой, содержащей вопросы разного уровня сложности (вариант А, В и С).

Источники информации :

А.А. Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В. Пасечник Учебник «Биология - 9 класс»

О.А. Пепеляева, и.в. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии»

А.В. Кулев «Поурочное планирование по общей биологии»

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» - сборник задач, упражнений и практических работ - 10-11 класс

Мин.Образования РФ «Оценка качества подготовки выпускников по биологии»

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ за 2008, 2007, 2006 год.

Ход урока.

Орг. Момент. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами должны повторить, обобщить и конкретизировать знания по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой природы».

Урок будет проходить в форме ЕГЭ, поэтому перед вами будут стоять задачи разного уровня сложности: -вариант А - задания с выбором ответа (тест) - наиболее простое

В варианте В необходимо выбрать несколько правильных ответов;

составить логическую цепочку; найти соответствие между

Вариант С - вопросы на которые необходимо дать развёрнутый,

аргументированный ответ.

Этот небольшой «экзамен» мы будем сдавать все вместе, но по окончании нашего урока каждый из вас получит индивидуальное задание, поэтому будьте внимательны. На уроке все получат оценку, а некоторые - не одну.

Проверка домашнего задания.

Заслушивается материал, подготовленный учащимися в форме презентации по теме

Цель: повторить основные понятия темы, развивать умение выделять главное, добавлять недостающее, анализировать и делать выводы.

Прежде чем мы перейдём к решению вопросов части -А-, 2 ученика получат индивидуальное задание.

Задание для моделирования.

На ватмане представьте модель вида - зайца-русака, состоящего из 4-5 популяций. Отметьте популяции цифрами. В ареале существования вида нанесите географические объекты: горы, реки, озёра, дороги, посёлки, города и др.

Составьте рассказ по плану:

1. Вид - это_______________________________________________________________

2. Элементами вида являются - __________________________________________________

3. Вид - это целостная система, так как____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вид, также как и популяция это открытая система, потому, что_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Докажите, что вид - это устойчивая система.____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вид - это развивающаяся система._____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

- Назовите возможные причины колебания численности в популяциях зайца-русака.

- Как можно регулировать численность популяции в экосистеме леса?

- Назовите демографические показатели популяции.

Все остальные учащиеся начинают работать с вопросами части -А-.

Напоминаю : при выполнении заданий этой части необходимо из предложенных ответов выбрать один правильный. Если вы назовёте правильный ответ, мы открываем следующий вопрос, если нет - необходимо исправить и объяснить допущенную ошибку.

(Работа с презентацией)

1. Вопросы части -А- .

Кто из натуралистов впервые определил критерии вида

1. Н.И.Вавилов

2. Т. Морган

4. К.Линней

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

На основании какого критерия можно более точно определить принадлежность особи к определённому виду

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

Особей в одну популяцию объединяет:

1. изоляция

2. свободное скрещивание

3. наличие мутаций

4. размножение особей

Причина колебания численности популяций:

1. наследственная изменчивость особей

2. естественный отбор

3. соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

4. взаимоотношения между родителями и потомством

Популяцию образуют:

1. берёзы в одном лесу

2. маргаритки на одном газоне

3. кусты жасмина на одном приусадебном участке

4. все виды берёз

Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных - это:

4. царство

Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

А) органы чувств - одна 1) морфологический

пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины 2) экологический

В) населяет пресные водоёмы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

3. Переходим к части -С- задания со свободным ответом.

Работать предлагаю в микрогрурппах (объединяются учащиеся 2-х парт)

В чём проявляется относительность морфологического критерия?

(демонстрация полового диморфизма, альбиносов, видов-двойников)

Классифицируя растения, К.Линней обращал внимание на количество тычинок и пестиков в цветке. Предложите другие, свои собственные подходы к разделению растений на систематические группы.

(Слайд - фото цветка с тычинками)

С 4. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

Подведём итоги, а помогут нам в этом учащиеся, которые работали над презентацией данной темы.

Закрепление:

  • Чтобы убедиться, что вы получили крепкие знания по теме, я подготовила для вас небольшую проверочную, который позволит не только мне, но и вам самим проверить свои знания.

Тест по биологии в 9 классе по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2. Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. семейство

3. царство

А3. К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А4. Экологический критерий вида - это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

А6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. морфологический критерий вида

2. генетический критерий вида

3. физиологический критерий вида

4. географический критерий вида

А7. Наиболее точный критерий вида:

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А8. Популяция - это:

1. основная структурная единица вида

2. основная структурная единица рода

3. основная структурная единица типа

4. основная структурная единица класса

А9. Территория, занимаемая видом называется:

1. биоценозом

2. биотопом

3. ареалом

4. экологической нише

А10. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания

2. увеличением пищевых ресурсов

4. уменьшением рождаемости

А11..Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12. Берёзы в одном лесу образуют:

1. популяцию

3. сообщество

А13. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14. Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных - это:

4. царство

Выбери три правильных ответа

В1. Что относится к демографическим показателям популяции

1. свободное скрещивание особей

2. рождаемость

3. миграции

4. возрастной состав популяции

5. смертность

6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом

В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А

А) зимой впадает в спячку 1) морфологический

Б) шерсть бурого цвета
В) распространён на территории 2) географический

Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью 3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.

Дайте полный ответ на вопрос:

С1. В чём относительность географического критерия вида

Ответы на тестовое задание