Социально-психологическая рефлексия- это способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы.Соц.-психолог. перцепция способность воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой. Следует различать интрагрупповую(оценка взаимоотношения своих товарищей по группе, членом которой он сам является) к и интергрупповую(воспринимает и оценивает группу,членом которой он не является(учитель оценивает своих учеников)) соц.-психол. перцепцию.Между этими понятиями есть глубокая связь Пример: познание субъектом взаимоотношений в группе происходит в неразрывной связи с оценкой собственной позиции и сквозь призму этой самооценки. Для изучения соц.-психол. рефлексии и перцепции были разработаны специальные и экспериментальные методы. Различные экспериментальные приёмы выявляют разные аспекты соц.-психол. рефлексии: уровень притязаний- метод «Выбор в действии» и атосоциоматрица, самооценка- атосоциограмма.для изучения соц.- психол. перцепции более продуктивный метод-аутосоциоматрицы, где результаты охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы к друг к другу, положение членов группы и социометрические установки.
37.Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения.
В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:-обратной связи; -наличия коммуникативных барьеров; -существования различных уровней передачи информации. Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию). Цель предоставления обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций. Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин - наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.
38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции. Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Основные функции психологии социальной перцепции: 1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.
Статья
Ионова Наталья Викторовна
МОУ СОШ № 28
Учитель начальных классов
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно.., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
Квадрат – «хорошо»;
Круг – «плохо»;
Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
– способ познания самого себя, применяющийся в таких научных сферах как психология, философия и педагогика. Этот метод позволяет человеку обратить внимание на свои мысли, чувства, на знания и умения, на отношения с другими людьми.
В медитации можно отлично познать себя
Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад». Это состояние, во время которого человек обращает внимание на собственное сознание, глубоко анализирует и переосмысляет себя самого.
– это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя.
Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата.
Понятие рефлексии были сформировано в философии, но сейчас оно широко распространено в педагогической практике, науковедении, разных областях психологии, физике и военном деле.
В зависимости от времени, взятого за основу во время рефлексирования, оно может проявляться в 3 основных формах:
Ретроспективный анализ прошлого в жизни человека
Наиболее распространённой считается ретроспективная рефлексия. Она применяется в педагогике, при закреплении материала учениками, и в психологии, при анализе событий прошлого для решения психологических проблем.
Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:
Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере
Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.
Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.
Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.
Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся
Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.
Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.
В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.
Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов
Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:
Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.
Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.
Это могут быть вопросы:
Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными
Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.
Многие люди считают, что склонность рефлексировать на постоянной основе вредна, что она негативно влияет на человека, но это естественный компонент жизни любого человека.
Обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Однако важно, чтобы рефлексирующий человек эту деятельность совершал: осмысление без действий не принесёт плодов.
Не стоит путать рефлексию с обычным самокопанием: в отличие от последнего, рефлексирование – созидающее, а не деструктивное занятие.
Если саморазвитие доходит до абсурда и вы чувствуете, что далеки от реальности – нужно от него избавиться:
Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.
Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.
Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.
Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими
– способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.
Полноценное развитие личности требует постоянного получения новой информации, а также способность осознавать, "перерабатывать" полученные знания.
Рефлексия в психологии - это способность человека понимать степень своей уникальности, знать свое предназначение, правильно формулировать мысли и взаимодействовать с окружающим миром.
Говоря простыми словами, рефлексия - это умение заглянуть в свой внутренний мир, совершенные действия, полученные знания и будущие начинания.
Рефлексировать - значит фокусироваться на собственном сознании. Человек начинает размышлять о своем внутреннем мире, пытается сравнить себя с другими и пытается посмотреть на себя со стороны.
Рефлексия, она ведь не есть буквально мышление, ошибка отождествлять эти понятия.
Рефлексия относится к мышлению примерно так же, как бодибилдинг - к занятиям штангой, то есть как свободный досуг - к спорту.
Максим Кантор. Учебник рисования
Определение рефлексии - это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.
Самонаблюдение может быть различным:
Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.
Рефлексия - это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.
Существует несколько основных видов рефлексии:
То, чего не хватает нашему времени, - это не рефлексия, но страсть.
Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание - это один из самых удивительных прыжков.
Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет
Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.
Рефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.
Рефлексия - это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека. С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:
Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.
Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.
Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:
Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.
Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.
Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы :
Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.
После этого все это следует записать в специальный блокнот , поделив вопросы по следующим категориям:
Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.
Основным положительным качеством рефлексии является то, что с ее помощью человек перестает жить на автопилоте. Если в прошлом все проблемы были связаны с определенными обстоятельствами, то развивая в себе рефлексию, человек заранее анализирует свои действия и не совершает неверных шагов. Появляется привычка обдумывать все свои действия и анализировать их возможные последствия. Человек начинает относиться к жизни серьезнее, ведь неверный шаг может стать причиной плачевных последствий.
Развить в себе рефлексию просто - достаточно просто быть честным и откровенным с собой. Обдуманные поступки и взвешенные решения принесут плодотворные результаты. Периодически занимаясь самоанализом, но не углубляясь в бесконечные размышления, человек может сделать свою жизнь проще и счастливее.
А что вы думаете о способности анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками? Трудно ли вам признавать свою вину даже самому себе или вы всегда отдаете отчет своим действиям?
Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.
Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.
Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.
Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.
Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.
Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:
Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:
Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.
Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.
Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.
Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.
Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.
Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.
Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:
Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.
С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.
Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье: