Мендельсон. «Рюи Блаз. Нет, низких замыслов в душе я не таил "рюи блаз" в книгах

«Рюи Блаз» (фр. Ruy Blas) - романтическая драма в пяти действиях, написанная александрийским стихом, французского писателя Виктора Гюго , написанная в 1838 году.

«Рюи Блаз» сокращено (краткое содержание)

Основной сюжет пьесы строится вокруг интриги, которую задумал министр полиции дон Саллюстий де Базан, чтобы отомстить королеве. Дон Саллюстий де Базан соблазнил фрейлина королевы и отказывается на ней жениться. Королева с презрением освобождает его и отправляет в изгнание. Дон Саллюстий предлагает своего кузена - дону Сезара де Базанов - благородном разбойнике, который скрывается от закона - покровительство и деньги в обмен на услугу: тот должен соблазнить королеву. Дон Сезар с негодованием отказывается: хотя он потерял состояние и стал разбойником, но он отказывается оскорбить королеву и женщину. В результате разговора двух кузенов дона Сезара де Басана арестовывают по приказу дона Саллюстия и отправляют на галеры. Один из слуг дона Саллюстия, Рюи Блаз - молодой человек, недавно закончил университет, как две капли воды похож на его кузена. Дон Саллюстий вводит Рюи Блаза под видом своего кузена дона Сезара де Базана в высший свет и приказывает слуге добиться расположения королевы. Рюи Блаз, давно и безнадежно влюблен в королеву, соглашается.

Донья Мария Нейбургська - молодая королева Испании - очень одинока в Мадриде, ей нелегко дается строгий испанский этикет, она чувствует себя во дворце погребенной заживо. Человек равнодушен к ней уже давно, однако, однажды на своей любимой скамейке в парке она видит букет своих любимых фиалок, что напомнили ей о родном Нейбург. Королева не догадывается, кто может знать в Мадриде о ее любимые цвета и кто принес сюда этот букет, она позволяет себе немного помечтать о молодом незнакомца. И когда королеве представляют дона Сезара де Базана, что недавно прибыл ко двору, королева влюбляется в молодого привлекательного дворянина, назначает его министром, осыпает почестями. В течение шести месяцев фаворит королевы успешно занимается политикой и проводит ряд политических реформ, вызывают одобрение народа и недовольство знати, что опасается за свои привилегии и богатства. О том, что всем, что происходит при дворе дону Саллюстию прилагает его наближений.Почекавшы необходимо время в изгнании, дон Саллюстий возвращается в Мадрид.

Королева получает письмо якобы от своего любимого с просьбой о помощи. Под покровом ночи Мария покидает дворец, направляясь в особняк де Базан, где ее уже ожидает дон Саллюстий и вынужден присутствовать Рюи Блаз. Дон Саллюстий раскрывает маскарад Рюи Блаза и унижает его. Королева сначала отказывается верить, но Рюи Блаз вынужден подтвердить, что это правда: он согласился присвоить чужое имя, чтобы иметь возможность приблизиться к ней. Дон Саллюстий жестоко смеется над королевы, ведь она любила слугу, лакея, и угрожает обнародовать ее связь, если она не подпишет документы об отречении. Рюи Блаз убивает дона Саллюстия за пренебрежение королевы, умоляет Марию простить его и верить в его любовь. Но оскорбленная королева больше не верит ему и собирается уйти. В отчаянии Рюи Блаз принимает яд, скрытую в него в перстне. В последний момент перед смертью Рюи Блаз видит, как королева склоняется над ним, прощает его и открыто признается в своей любви к нему, называя настоящим именем.

Главные герои «Рюи Блаз»

  • Рюи Блаз
  • Дон Саллюстий де Базан
  • Дон Сезар де Базан
  • Дон Гуритан
  • Граф де Кампореаль
  • Маркиз де Санта-Круз
  • Маркиз дель Баста
  • граф Альба
  • Маркиз де Приего
  • Дон Мануэль Ариас
  • Монтазго
  • Дон Антонио Убилья
  • Коваденга
  • Гудиель
  • лакей
  • алькальд
  • вратарь
  • альгвасила
  • Донья Мария Нейбургська, королева Испании
  • герцогиня Альбукерська
  • Касильда
  • Дуэнья
  • Дамы, сеньоры, члены совета, пажи, дуэньи, альгвасилы, охрана

Гюго противопоставляет преступному хищничеству правящих кругов «народ, у которого есть будущее и нет настоящего… бедный, умный и сильный». Конфликт драмы по замыслу Гюго строится на столкновении народа и правящих верхов. Драматургическое действие пьесы развивается на показе борьбы центрального героя Рюи Блаза (по мысли автора олицетворяющего народ) с придворным миром. Это сразу же определило исключительную социальную значимость пьесы и обусловило ее бытование на сцене вплоть до наших дней. Идеалистическое понимание общественных явлений и на этот раз мешает Гюго дать социально типическое решение конфликта. Столкновение Рюи Блаза с разоблачаемым Гюго придворным миром мотивировано исключительно личными любовными отношениями. Романтическая история любви лакея Рюи Блаза к испанской королеве не только демонстрировала излюбленные Гюго контрасты, но и определяла весь внутренний мир героя. Все чувства и поступки Рюи Блаза, обусловленные его любовью к абстрактному идеалу добродетели, воплощенному в образе королевы, носят романтически отвлеченный характер. Но вместе с тем в уста этого героя-плебея Гюго вкладывает гневный пафос своей демократической протестующей мысли.

Пронизывая всю пьесу страстным обличением, Гюго достигает кульминации в знаменитом монологе третьего акта, где Рюи Блаз клеймит гневными, бичующими словами преступную свору грандов, которые раздирают на куски живое тело Испании, думая только о том, «как бы набить карман и убежать потом». В этом же монологе звучит тема народного горя, встает образ народа, отдавшего «кровь и пот трудов своих» для удовлетворения алчных притязаний знати. Рюи Блаз - программный положительный герой Гюго. Этот выходец из низов наделяется высоким благородством, чистотой, бескорыстием, горячей любовью к родине. Когда Рюи Блаз волею обстоятельств становится министром, в нем раскрывается яркая талантливость, глубокий ум, способность к свершению великих государственных дел. В решении образа Рюи Блаза отчетливо проявились все специфические особенности романтического метода Гюго. Наделяя Рюи Блаза отдельными моральными чертами, характерными для подлинного представителя народа, Гюго рисует его как человека необычайного, исключительного. Романтической герой, носитель идеи протеста, Рюи Блаз лишен исторически конкретных признаков эпохи.

Значительно более жизненно конкретны в драме персонажи отрицательного лагеря. Хотя основной антагонист Рюи Блаза - вельможа дон Салюстий - несет в себе, как и другие главные отрицательные персонажи драматургии Гюго, идею абстрактного зла, вся масса представителей придворного мира наделяется правдивыми жизненными штрихами. Гюго идет здесь по пути обличения буржуазно-аристократической олигархии, заимствуя для обрисовки второстепенных персонажей черты, подсказанные самой французской действительностью 1830-х годов.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Рюи Блаз служит лакеем у верховного судьи маркиза Саллюстия, что его унижает и мучает. Он с упоением вспоминает о днях далеких и счастливых: «Нам были радостью и голод и нужда, когда я мерз зимой, имел лишь хлеб и воду, а крова не имел - зато имел свободу! В те времена еще я человеком был». Страдания героя усугубляются его любовью к королеве. На глаза ей Рюи Блаз конечно, не показывается, играя роль незримого доброго ангела: узнав, что королева скучает по фиалкам, он каждый день ходит за две мили, чтобы нарвать для нее цветов.

В этой драме очень большую роль играет сам сюжет, та интрига, в которую попадает герой и по ходу которой раскрывается его характер. Дон Саллюстий сумел разгадать тайну своего лакея и ловко использует ее в своих интересах. Убедившись в том, что еще никто при дворе не видел Р. Б., дон Саллюстий представляет его как своего кузена, дона Цезара де Ба-сан, предварительно избавившись от кузена настоящего. Маркиз решил воспользоваться привлекательностью и галантностью Р. Б. для того, чтобы унизить королеву, отомстив за собственную ссылку.

Рюи Блаз которого теперь все называют доном Цезаром, получает должность курьера короля, а потом его делают министром, даруя герцогский титул. Королева легко угадывает в нем своего тайного воздыхателя и весьма благосклонно относится к этому красивому молодому человеку. За полгода, проведенные при дворе, Р. Б. становится статс-секретарем королевы, и придворные поговаривают о том, что именно он диктует ей все решения, что между ними существует тайная связь. Но даже явные недоброжелатели признают, что герой честен. Р. Б. наконец может доказать свою любовь к Испании, он мечтает возродить ее былую мощь, обнаруживая себя способным государственным деятелем.

«Рюи Блаз» (фр. Ruy Blas ) - романтическая драма в пяти действиях, написанная александрийским стихом, французского писателя Виктора Гюго, написанная в 1838.

«Рюи Блаз» краткое содержание

Основной сюжет пьесы строится вокруг интриги, которую задумал министр полиции дон Саллюстий де Базан, чтобы отомстить королеве. Дон Саллюстий де Базан соблазнил фрейлину королевы и отказывается на ней жениться. Королева с презрением увольняет его и отправляет в изгнание. Дон Саллюстий предлагает своему кузену - дону Сезару де Базану - благородному разбойнику, скрывающемуся от закона - покровительство и деньги в обмен на услугу: тот должен соблазнить королеву. Дон Сезар с возмущением отказывается: хотя он промотал состояние и стал разбойником, но он отказывается оскорбить королеву и женщину. В результате разговора двух кузенов дона Сезара де Басана арестовывают по приказу дона Саллюстия и отправляют на галеры. Один из слуг дона Саллюстия, Рюи Блаз - молодой человек, недавно закончивший университет, как две капли воды похож на его кузена. Дон Саллюстий вводит Рюи Блаза под видом своего кузена дона Сезара де Базана в высшее общество и приказывает слуге добиться расположения королевы. Рюи Блаз, давно и безнадёжно влюблённый в королеву, соглашается.

Донья Мария Нейбургская - молодая королева Испании - очень одинока в Мадриде, ей нелегко даётся суровый испанский этикет, она чувствует себя во дворце погребённой заживо. Муж равнодушен к ней уже давно, тем не менее, однажды на своей любимой скамейке в парке она видит букет своих любимых фиалок, напомнивших ей о родном Нейбурге. Королева теряется в догадках, кто может знать в Мадриде о её любимых цветах и кто принёс сюда этот букет, она позволяет себе немного помечтать о молодом незнакомце. И когда королеве представляют дона Сезара де Базана, недавно прибывшего ко двору, королева влюбляется в молодого привлекательного дворянина, назначает его министром, осыпает почестями. На протяжении шести месяцев фаворит королевы успешно занимается политикой и проводит ряд политических реформ, вызывающих одобрение народа и недовольство знати, опасающейся за свои привилегии и богатства. Обо всём происходящем при дворе дону Саллюстию докладывает его приближённый. Выждав необходимое время в изгнании, дон Саллюстий возвращается в Мадрид.

Королева получает письмо якобы от своего возлюбленного с просьбой о помощи. Под покровом ночи Мария покидает дворец, направляясь в особняк де Базана, где её уже поджидает дон Саллюстий и вынужденный присутствовать Рюи Блаз. Дон Саллюстий раскрывает маскарад Рюи Блаза и унижает его. Королева сначала отказывается верить, но Рюи Блаз вынужден подтвердить, что это правда: он согласился присвоить чужое имя, чтобы иметь возможность приблизиться к ней. Дон Саллюстий жестоко насмехается над королевой, ведь она любила слугу, лакея, и угрожает обнародовать её связь, если она не подпишет документы об отречении. Рюи Блаз убивает дона Саллюстия за оскорбление королевы, умоляет Марию простить его и верить в его любовь. Но оскорблённая королева больше не верит ему и собирается уйти. В отчаянии Рюи Блаз принимает яд, спрятанный у него в перстне. В последний момент перед смертью Рюи Блаз видит, как королева склоняется над ним, прощает его и открыто признаётся в своей любви к нему, называя настоящим именем.

Главные герои

  • Рюи Блаз
  • Дон Саллюстий де Базан
  • Дон Сезар де Базан
  • Дон Гуритан
  • Граф де Кампореаль
  • Маркиз де Санта-Круз
  • Маркиз дель Басто
  • Граф Альба
  • Маркиз де Приэго
  • Дон Мануэль Ариас
  • Монтазго
  • Дон Антонио Убилья
  • Коваденга
  • Гудиэль
  • Лакей
  • Алькальд
  • Придверник
  • Альгвасил
  • Донья Мария Нейбургская, королева Испании
  • Герцогиня Альбукерская
  • Касильда
  • Дуэнья
  • Дамы, сеньоры, члены совета, пажи, дуэньи, альгвасилы, стража