Культура новгородской земли. Новгородское княжество: форма правления, религия, культура Достижения культуры новгородской земли

Термин «Новгородская Русь», как правило, применим к историческому периоду, когда Новгород был политически независимым, и в нем существовала средневековая республика. Этот город и подчиненные ему земли оставались уникальным уголком среди других восточнославянских княжеств. Здесь появилось свое собственное устройство власти, культура, образование и даже язык.

Истоки независимости

Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский захватил Киев и сделал его своей столицей. С тех пор северный политический центр на некоторое время стал играть второстепенную роль. Но даже несмотря на это, именно здесь появлялись князья-наместники, которые потом захватывали центральную власть и тоже уходили править в Киев (Владимир Святославович и Ярослав Мудрый).

Обстановка кардинально поменялась, когда единое русское государство разделилось на несколько независимых княжеств. Все они управлялись членами Это приводило к возникновению и исчезновению союзов, объединению уделов, взаимным претензиям и кровопролитию. на фоне этих событий также не мог не задуматься о собственной независимости.

Историки сходятся во мнении, что период наместничества на берегах Волхова закончился в 1136 году. Тогда, согласно решению вече, был изгнан князь Всеволод Мстиславович, который бежал во время битвы у Жданой горы против войск Юрия Долгорукого. Малодушие киевского назначенца привело, во-первых, к тому, что он остался без удела, а во-вторых, к тому, что возникла самостоятельная Новгородская Русь.

Государственное устройство

Начиная с 1136 года, жители Новгорода сами выбирали себе князей, не обращая внимания на лествичное право и другие принципы наследования, принятые в большинстве русских княжеств. Значительный вес в принятии решений имели посадники и тысяцкие. Это были бояре из аристократических семей, добившиеся успеха на государственной службе. Их избирало вече.

Новгородская Русь не могла жить в нормальном режиме без тысяцкого. Человек на этой должности отвечал за всю торговлю в городе. Он ведал арбитражным судом, где разрешались купеческие споры, причем часто с иностранцами. Благосостояние города напрямую зависело от торговли с Европой. Именно он был воротами всего восточнославянского края, откуда на запад поступали редкие меха белок, куниц, соболей и другие дорогостоящие товары.

Также тысяцкий на вече представлял интересы мелкопоместного боярства и так называемых черных людей, которыми была полна Новгородская Русь. Это были бедняки и обычные городские жители, не обладавшие никакими привилегиями. Часто для того, чтобы стать посадником (по сути, мэром), необходимо было некоторое время проработать тысяцким. С значение должности еще более увеличилось благодаря тому, что именно она стала даровать боярский титул.

Культура

Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения.

Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров.

Летописи - это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Живопись

Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить.

Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии.

К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Архитектура

Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал.

В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год - храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике.

Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики.

Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора.

Образование

Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля.

Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.

Новгород в XII-XIII вв.

Богатая событиями история Новгородской Руси делится на несколько периодов. В XII веке эта республика часто становилась яблоком раздора между разными Рюриковичами. Связь между южной и северной Русью была еще крепка, поэтому на новгородской земле часто появлялись киевские, черниговские и даже половецкие армии.

В XIII веке произошло татаро-монгольское нашествие. Орды Батыя разрушили многие города восточной и южной Руси. Армия кочевников даже собиралась идти на Новгород, но вовремя одумалась и не пошла дальше Торжка, повернув в сторону Чернигова. Это спасло жителей от разорения и гибели. Однако Новгород не избежал участи платы дани ордынцам.

Главной фигурой истории республики того периода был Александр Невский. В то время, когда почти вся Русь стенала от нашествия степняков, Новгороду пришлось столкнуться с другой угрозой. Ею были немецкие католические военные ордена - Тевтонский и Ливонский. Они появились в Прибалтике и два столетия угрожали республике. Александр Невский разбил их во время в 1242 году. Кроме того, за пару лет до того он победил шведов в Невской битве.

Конец Новгородской Руси

С ростом Новгороду пришлось балансировать между Москвой и ее внешнеполитическими противниками. Аристократия не желала подчиняться потомкам Ивана Калиты. Поэтому новгородские бояре пытались установить союзнические отношения с Литвой и Польшей, несмотря на то что эти государства не имели ничего общего с русской культурой и нацией.

В середине XV века Василию II Темному удалось юридически закрепить вассальную зависимость республики от Москвы. Его сын Иван III хотел окончательно покорить Новгород. Когда вече решило пойти на сближение с польским королем, московский князь объявил ослушникам войну. В 1478 году он присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Новгород своим могуществом выделялся из городов северо- запада. «Господин великий Новгород» - называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом н Востоком.

Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным государственным органом. Это была боярская республика, но и голос народа на вече был слышен.

С древности новгородцы славились как строители деревянных храмов, крепостей, дворцов.

В 1045-1050 годах они воздвигли первый каменный собор - Софийский в центре Детинца (новгородского кремля), на берегу Волхова. Его основатель - князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Это пятинефный храм с пятью апсидами на востоке. Он проще и суровее киевской Софии, имеет пять глав (вместо тринадцати). От росписей в храме сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены. Рядом с ее головой - надпись «Олепа», что говорит о новгородском происхождении автора фрески.

В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику, князей изгоняют из Детинца. Они обосновываются на Городище, где строят монастыри-крепости с храмами, утверждая свой авторитет.

Самый крупный памятник этого времени - Георгиевский собор Юрьева монастыря. В нем сочетались монументальность, эпическая мощь и простота. Непроницаемые степы расчленены мощными лопатками. Собор имеет три асимметрично расположенных купола, к которым как бы устремлено все внутреннее пространство храма.

В живописи начала XII иска существовали два направления: грекофнльское, находящееся иод влиянием Византии (роспись Николо-Дворищенского собора и другие), и направление, испытавшее влияние Западной Европы (фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря).

Особое значение имели фрески церкви Спа- “ са па Нередице, когда-то единым ковром покрывавшие стены, своды, купол храма. Опп свидетельствуют о том, что в Новгороде сложилась своя школа фрескистов. В куполе - сцепа Вознесения Христа, в апсиде - Богоматерь О ранга с изображенном па груди Христа в круге, а под нею - два ряда святителей. На западной стене изображен Страшный суд, па степах - евангельский рассказ о страстях Христа. Искусство:ло суровое и даже грозное. В образах святых дышит подлинно народная, волевая п мужественная сила.

Высокого уровня достигла иконопись. В иконе «Ангел Златые »ласы» (конец XII в.) еще чувствуется влияние Византин, но «печаль в глазах, такая лучистая и глубокая» (Л. Любимов), отражает уже состояние русской души. Выразительно лпцо Христа в иконе «Спас нерукотворный». Икона «Успение» (первая половина XIII в.) поражает жизненной правдой в изображении горя святых, оплакивающих Марию.

К новгородской школе относится икона «Христос па тропе» (XIII в.), отличающаяся ярким, народным характером живописи, орнаменталыюстыо. В местной, новгородской манере написана п икона «Николай Чудотворец» (\29/\ г.), первое произведение станковой живописи, имеющее подпись художника - Алексей Петров. Лицо у святого округлое, русское, вид добродушный, ласковый.

Свидетельством высокого уровня культуры Новгорода являются берестяные грамоты, сохранившие черты разговорной речи новгородцев, их быта, образа жизни.

Подобным Новгороду торговым п ремесленным центром был Псков, где тоже управляло вече и жизнь отличалась большим демократизмом.

Псков - передний край обороны от ливонских рыцарей, от Литвы. Здесь воздвигаются мощные укрепления. Соборы напоминают крепости. Архитектурные сооружения этого периода: Псковско-Печерский монастырь, Спасо-Преображеискпй собор Мирожского монастыря. В искусстве Пскова сказалось народное начало. В иконописи преобладает не киноварь, как в

новгородских иконах, а зеленый цвет: «Собор Богоматери», «Сошествие во ад» и другие.

Монголо-татарское иго привело к разрушению многих памятников искусства Северо-Восточной Руси, погибли или были увезены в плен мастера. В первой половине XIV века начинается возрождение Руси, объединяются северо-восточные княжества. Центры культуры - Новгород, Псков, в конце XIV века - Москва.

В XIV веке Новгород испытывает подъем культуры. О напряженной философской мысли свидетельствуют еретические учения, явившиеся своеобразным протестом против официальной церкви. Новгородцы совершают путешествия, происходит сближение с южными славянами.

Новые черты появляются в зодчестве. Воздвигаются церкви Федора Стратнлата (1360-е годы) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год), для них характерно восьмнскатпое покрытие и одна апсида на востоке. Это одноглавые высокие храмы с нарядным декором. В XV веке особенно выдающиеся сооружения - каменные стены и башни новгородского кремля, епископский дворец, а также здание, получившее затем название Грановитой палаты.

Расцвет монументальной живописи XIV века связан с деятельностью Феофана Грека - художника, пришедшего иа Русь из Византии. В 1378 году он расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжеты фресок - традиционные: грозный Христос Пантократор, пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, которые наделены суровыми и сильными характерами. Один из самых ярких сюжетов - Троица, рядом с ней - фигуры святых. Здесь н столпники - первые святые отшельники, истязавшие плоть п жившие па столпах; и аскеты, удалившиеся в пустыню. Святые Феофапа - мудрые философы, каким был и сам художник.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, подчас образующие молниеподобные зигзаги, виртуозно брошенные белильные «движки» - «нервная, предельно динамичная живопись, передающая (...) людские страсти, сомнения, раздумья, порывы» (Л. Любимов).

Новгородские иконы XV века - это блестящая страница в истории мировой живописи. Они отмечены яркой самобытностью. Эго, в оспов- ном, изображение популярных в Новгороде святых - пророка Ильи, Параскевы с Анастасией, покровительниц торговли, святого Георгия, поражающего дракона. Св. Георгин раскрывается как борец за победу света над мраком.

Интересна икона «Битва суздальцев с новгородцами», самое раннее в русском искусстве живописное произведение па историческую тему. Композиция трехъярусная, где последовательно разворачивается рассказ о перенесении нкопы из церкви Спаса на Ильине в Детинец, о коварстве суздальцев и победе новгородцев. Красота иконы - в графической четкости, в ритме изображенного, в предельной выразительности ее колорита.

Одна из знаменитых новгородских нкои XV века - «Депсус и молящиеся новгородцы», выполненная по заказу бояр Кузьминых, они и представлены н нижнем ярусе иконы. Эпизоды евангельского сказания изображены в иконе «Рождество Христово» (в центре яркой киноварью написаны Богоматерь с младенцем). Необычна икона «Флор и Лавр», восходящая к славянскому языческому искусству. Драматичен сюжет иконы «Положение во гроб», отличающейся эмоциональным, экспрессивным характером. Припавшая к телу Христа Богоматерь являет образ безутешного страдания. Это традиционный русский плач над усопшим, это материнское горе, так знакомое русским женщинам.

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма - четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо - Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII - XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной - торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен - Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона - радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм - краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия - выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент - изображение фантастических существ.