История. Основание Московского университета Основание мгу при каком правителе

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову , легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 7 мая 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета : философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян.

Михаил Васильевич Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью.

Огромную материальную помощь Университету оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров: правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о Учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры.

Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.

Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX - начала XX века: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.

Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.

Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.

После революции 1917 года в судьбе высшей школы произошли значительные изменения. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочий факультет. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.

Вместе с тем часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, и на их базе созданы самостоятельные вузы.

В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен. Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.

Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.

Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20-30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном, для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.

С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой.

За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе совершенствование самолетостроения и управления морскими судами, обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям, обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ.

Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.

Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак, и зажжен Вечный огонь Славы.

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.

Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года - Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).

Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

В университете работали многие известные ученые: математики и механики М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов; физики В.К. Аркадьев, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович; химики Я.И. Герасимов, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, Н.Н. Семенов; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, В.Н. Сукачев; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов.

В 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года был принят Устав Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, по которому были значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ.

В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов , а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах Университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников.

Два с половиной века истории старейшего российского университета свидетельствуют об огромном вкладе его питомцев в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.

Главное здание МГУ — одна из « », одно из зданий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ).

Адрес: Ленинские горы, дом 1.

🚇 м. Ломоносовский проспект, м. Университет, м. Воробьевы горы.

Здание иногда сокращенно называют как ГЗ МГУ или просто ГЗ.

МГУ — главный российский университет. Основан по инициативе русского ученого (1711 - 1765) в 1755 году.

В Главном здании (ГЗ) университета помимо аудиторий находятся общежития для студентов, квартиры профессоров, библиотеки, магазины, столовые, кафе, кинотеатр, Дом культуры и т.д.

В главном здании МГУ 34 этажа и шпиль. Высота ГЗ МГУ без шпиля - 183 м., а со шпилем - 240 м.

Главное здание МГУ

Как добраться до МГУ

От станции метро Ломоносовский проспект пешком до входа в здание порядка 10 мин., а от станций "Университет", "Воробьевы горы" - 10 - 15 минут.

От м. Университет до остановки «ДК МГУ» можно проехать на автобусах или маршрутках № 1, 4, 57, 113, 119, или 661.

ДК МГУ - Дом культуры МГУ, название основного входа, используемого студентами, который расположен со стороны, противоположной главному входу в здание.

Как пройти в МГУ

Входы в здание охраняет милиция. Выпускникам МГУ разрешается вход в здание при наличии с собой паспорта и диплома. Остальным можно попасть в МГУ с экскурсией в .

Структура ГЗ МГУ

Главное здание МГУ поделено на корпуса (сектора, зоны), которым присвоена буква русского алфавита:

Сектор «А» (главная часть здания, на которой находится шпиль) - здесь размещены столовая (так называемая - профессорская) и кафе, геологический факультет (3-8 этажи), механико-математический факультет (12-16 этажи), географический факультет (17-22 этажи), ректорат (9-10 этажи) и администрация, научная библиотека, Музей землеведения (24-31 этажи), актовый зал на 1500 человек и Дворец культуры МГУ с большим залом на 640 мест (2 этаж), «ротонда» (31 и 32 этажи: зал заседаний на 31 этаже, смотровая площадка на 32 этаже), 33-ий этаж - галерея, 34-ый этаж - технический и шпиль.

Зоны"Б", "В" - общежития для студентов, столовые.

Зоны "Г", "Д","Е", "Ж" - общежития для аспирантов.

Корпуса "И","К","Л","М" - квартиры профессорско-преподавательского состава.

Главное здание МГУ украшено скульптурами и символикой советского периода.

Главный вход в ГЗ МГУ Каменная студентка у главного входа в ГЗ МГУ

Внутри здания красивые интерьеры.

Зал 2-го этажа

Рядом с ГЗ МГУ можно встретить памятную плитку, установленную в советское время.

Памятная плитка на аллее у здания МГУ

Возле комплекса МГУ расположен большой спортивный комплекс, несколько парков, библиотека МГУ (построена в 2005 году), Ботанический сад МГУ .

Со стороны главного входа расположена Аллея академиков - вдоль этой аллеи расположены бюсты знаменитых академиков, имеющих отношение к МГУ. Так, можно увидеть бюсты Ломоносова, Павлова, Мичурина, Лобачевского, Лебедева и т.д. Двигаясь от здания МГУ по аллее академиков можно прийти на смотровую площадку на Воробьевых горах.

Со стороны ДК (дом культуры) установлен памятник Ломоносову (1953 год, скульптор Н.В. Томский).

Статую окружают четыре «фонтана». Но на самом деле это не фонтаны, а воздухозаборники для вентиляции зданий.

Воздухозаборники в форме фонтанов

Истории, легенды об МГУ

ГЗ МГУ было построено в сталинский период. Естественно, что принятие решения о строительстве и само строительство было покрыто завесой тайны. Приведем некоторые истории и легенды.

1) Говорят, что когда план ГЗ принесли Сталину на утверждение, он, указал на аллеи вокруг здания. «А какие деревья Вы собираетесь посадить здесь?» – спросил вождь. Архитекторы не были готовы отвечать на вопрос, так как не они определяли сорта деревьев под посадку. Тогда Сталин сказал «А почему бы не посадить здесь яблони?». С тех пор и растут вокруг университета многочисленные яблони, а студенты не редко с удовольствием дополняют свой скудный рацион бесплатными яблоками.

2) Говорят, что на каком-то из подвальных этажей, лежит 5-метровая бронзовая статуя Сталина. Она должна была стоять перед главным входом в ГЗ. Но Сталин в 1953 году умер и эту статую так и оставили в подвале еще недостроенного ГЗ.

3) Многие считают что ГЗ строили зэки. Но на самом деле здание в основном строили немцы-военнопленные. Говорят, что однажды, один из зэков, улетел со шпиля на куске фанеры в Раменки. Его потом поймали сотрудники НКВД. Этот слух пошел со статьи, опубликованной в «Комсомолке» в 1989 году. За достоверность сведений поручиться нельзя.

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Ломоносова (Москва) - это отличное учебное заведение для молодых людей, которые хотят всецело посвятить свою жизнь науке или же получить качественное разностороннее образование, открывающее двери в ряд ведущих российских и зарубежных компаний.

Основание университета

МГУ был создан в 1755 году М. Ломоносовым и И. Шуваловым. Датой открытия должен был стать 1754 год, но этому было не суждено случиться из-за ремонтных работ. Указ об открытии учебного заведения подписала сама императрица Елизавета зимой того же года. В честь этого события каждый год в университет отмечается Татьянин день. Уже весной начали читаться первые лекции. Куратором вуза стал Иван Шувалов, а директором - Алексей Аргамаков. Самое интересное, что ни в одном официальном документе и ни в одной речи, посвящённой открытию, не был упомянут Михаил Ломоносов. Историки объясняют это тем, что Иван Шувалов присвоил себе идею создания МГУ и славу от неё, а также внедрил в его деятельность ряд положений, которые рьяно оспаривались самым Ломоносовым и другими прогрессивными учёными. Это только предположение, доказательств которому нет. Некоторые историки считают, что Ломоносов лишь исполнял поручения Шувалова.

Управление

Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.

XVIII век

Имени Ломоносова (МГУ) в XVIII веке мог предложить студентам три медицины и права. Михаил Херасков в 1779 году создает университетский благородный пансион, который становится гимназией в 1930 году. Основателем университетской прессы считается (1780 годы). Здесь издавалась газета «Московские ведомости», которая была наиболее популярной во всей Российской империи. Вскоре при вузе начинают формироваться первые научные сообщества.

XIX век

С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета и ректора, который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров. Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования. Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой системе, стал Х. Чеботарёв. Совет занимался вопросами учебной программы, проверки знаний учащихся и назначением преподавателей в гимназии и училища. Каждый месяц в МГУ имени Ломоносова проходили заседания, посвященные новым научным открытиям и экспериментам. Исполнительным органов стало Правление, состоявшее из ректора и деканов. Общение между управленцами вуза и властью осуществлялось при помощи попечителя. В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические, словесные, физико-математические и медицинские).

XX век

В 1911 происходит громкий скандал - «дело Кассо». В результате него университет на 6 лет покидают около 30 профессоров и 130 преподавателей. Сильнее всего от этого пострадал физико-математический факультет, который после ухода П. Лебедева замер в развитии на 15 лет. В 1949 году начинается строительство нового корпуса на Воробьёвых горах, который в будущем становится главным зданием вуза. В 1992 году ректором университета избирается известный математик В. Садовничий.

Учебный процесс

Хотите знать, чему учат в МГУ имени Ломоносова? В 2011 году все российские вузы должны были перейти на двухуровневую систему обучения, которую предписывает Болонская конвенции. Несмотря на это, МГУ продолжает обучать студентов по интегрированной 6-летней программе. Ректор университета Виктор Садовничий заявил, что учебное заведение готовит будущих специалистов согласно собственным стандартам. Он сделал акцент на том, что они будут на уровень выше государственных. Для студентов возможны две формы обучения - специалитет и магистратура. Обучение на специалиста будет длиться 6 лет, а бакалавриат останется лишь на некоторых факультетах. Аналитики в области образования имеют разные точки зрения на такое решение вуза: кто-то его одобряет, кто-то же не спешит делать выводы.

Структура

На сегодняшний день университет состоит из более чем 600 зданий, общая площадь которых равна примерно 1 миллиону м². Лишь в столице России территория вуза занимает около 200 га. Известно, что правительство Москвы выделило местность площадью 120 га для новых застроек вуза, на которой с 2003 года ведутся активные работы. Территория была получена в безвозмездную аренду. Строительство происходит во многом благодаря содействию ЗАО «Интеко». Компания застроила часть выделенной территории двумя жилыми районами и зоной парковки. Университет имеет долю в размере 30 % от и 15 % от паркинга. Также территорию планируется застроить четырьмя зданиями, окружающими фундаментальную библиотеку. Всё это будет представлять из себя небольшой городок, на котором разместятся лабораторный и исследовательский корпуса и стадион.

В 2005 году была построена фундаментальная библиотека. Осенью 2007 года мэр города Ю. Лужков и ректор МГУ торжественно открыли два важных объекта: Первый учебный корпус МГУ, в котором расположились три факультета (государственного управления, исторический и философский) и система из 5 зданий для медицинского центра (поликлиника, стационар, диагностический и аналитический центры и учебный корпус). Зимой 2009 года прошло торжественное открытие 3-го гуманитарного корпуса, в котором планировалась разместить экономический факультет. Через год был открыт 4-й корпус, который занял юридический факультет. Под Ломоносовским проспектом был создан подземный пешеходный переход, который соединил новую и старую территории.

В 2011 году первый учебный корпус, расположенный на новой территории, стали именовать «Шуваловский», а ещё один строящийся получит название «Ломоносовский». Филиалы вуза есть даже за пределами страны, в самых отдаленных уголках: в Астане, Душанбе, Баку, Ереване, Ташкенте и Севастополе.

Научная жизнь

Имени Ломоносова (МГУ) славится талантливыми учёными, которые регулярно публикуют интересные работы и исследования. Весной 2017 года биологи МГУ опубликовали доклад, в котором доказали взаимосвязь между почечной недостаточностью и «неправильными» митохондриями. Результаты эксперименты были опубликованы в научном журнале Scientific Reports. Был создан новый способ, помогающий оценивать состояние окружающей среды. Вуз славится не только известными учеными, которые уже создали себе имя, но и молодыми талантами. Многие из них в 2017 году стали лауреатами премии правительства Москвы.

Факультеты

МГУ имени Ломоносова предлагает студентам на выбор большое количество направлений образования. Всего насчитывается около 30 факультетов. На основе вуза функционирует Московская школа экономики, Высшая школа бизнеса, факультет военного обучения, Высшая школа перевода и т. д. Также есть Университетская гимназия, которая принимает детей-сирот. Что интересного мы можем узнать о МГУ имени Ломоносова? Физический факультет считается одним из самых прогрессивных, и не зря. Его считают лучшим местом для обучения физике во всей России, ведь здесь проводятся исследования, которые получают мировую огласку. Ведущие преподаватели - это ученые, которые известны своими открытиями и идеями даже за рубежом. Данный факультет был создан в 1933 году, и тогда он назывался кафедрой экспериментальной и теоретической физики. Здесь преподавали такие ученые, как С. Вавилов, Н. Боголюбов, А. Тихонов. Из 10 российских лауреатов Нобелевской премии 7 обучались и работали на этом факультете: А. Прохоров, П. Капица, И. Франк, Л. Ландау, А. Абрикосов и И. Тамм.

Подводя итоги этой обзорной статьи, хочется сказать, что МГУ им. Ломоносова - это один из лучших вузов Российской Федерации, если не самый лучший. Делать выбор каждому абитуриенту следует самостоятельно, ведь обучение здесь открывает массу возможностей. Популярность этого учебного заведения вряд ли когда-то упадёт, ведь даже в филиалах практически никогда не бывает недоборов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Московский университет - один из старейших российских университетов. Он был основан в 1755 году. Учреждение университета связано с именем выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Михаил Васильевич активно выступал за создание системы высшего образования в России. Большинство учебных заведений, созданных еще в эпоху Петра I, к середине XVIII века устарели. К тому времени возникла острая необходимость в подготовки специалистов высокого класса, повышении уровня учебных заведений, в том числе и высшей школы.

Ломоносов не раз ставил вопрос об открытии университета в Москве. Свои предложения он направил И. И. Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, который как известно покровительствовал развитию русской науки и культуры. Таким образом, предложения М. В. Ломоносова легли в основу проекта Московского университета с согласия Шувалова. Роль Шувалова в открытии университета не всегда оценивалась объективно, но бесспорно то, что без его содействия учреждение университета в условиях того времени было бы затруднительным мероприятием.

Иван Иванович Шувалов - одна из ярких личностей того времени, человек с высоким уровнем образования, представитель русского Просвещения. Он как никто другой понимал важность развития просвещения, науки и культуры в Российской империи. Именно по его инициативе в 1757 году была создана Академия художеств, президентом которой он стал. Шувалову удалось скупить и переправить в Академию лучшие образцы произведений искусства. Коллекция Академии была представлена картинами лучших европейских художников и насчитывала около 104 полотен (Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк и др.).

И. И. Шувалов представил проект нового учебного заведения императрице Елизавете Петровне, которая после ознакомления с ним 24 января (4 февраля) 1755 года подписала указ о создании университета. В память о дне подписания указа в Московском университете ежегодно празднуется Татьянин день. Торжественное открытие занятий в университете состоялось в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля 1755 года. Тогда же в университете были прочитаны первые лекции. Шувалов стал первым куратором университета, а его первым директором был назначен Алексей Михайлович Аргамаков (1711-1757). Любопытно отметить тот факт, во время торжественного открытия университета, имя Ломоносова даже не было упомянуто. По мнению историка М. Т. Белявского, «Шувалов не только присвоил себе авторство проекта и славу создателя университета», но и «значительно испортил ломоносовский проект, внеся в него ряд положений, против которых с такой страстью боролся Ломоносов и другие передовые русские ученые в Академии наук» .

Университет непосредственно был подотчетен Правительствующему Сенату. Профессорско-преподавательский состав подлежал только университетскому суду с санкции куратора и директора. Главой университета являлся куратор, который назначал преподавателей, утверждал курсы лекций. Непосредственное управление осуществлял директор. Он был уполномочен управлять доходами университета, заботится о его благосостоянии. Решения директора утверждались куратором. Совещательным органом при директоре была Конференция профессоров - аналог современного ученого совета. Она состояла из трех профессоров и трех ассесоров университета.

В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. Показательно, что Московский университет был единственным в Европе, не имевшим в своем составе богословского факультета . Все потому что, Ломоносов решительно выступал против посягательств церкви на свободу научного творчества. Ломономов стремился к освобождению науки в России от опеки церкви. Эта идея нашла отражение в 4 параграфе его проекта: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду» .

Профессора на первых порах были большей частью приглашены из-за границы и только двое: Н. Н. Поповский - по словесности и философии и А. А. Барсов - по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф. Я. Яремский были определены из воспитанников Петербургского Академического университета .

Ломоносов активно выступал за то, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Правда, старания Ломоносова увенчались успехом только через три года после его смерти: согласно указу Екатерины II «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными Россиянами на Российском языке» .

Московский университет с самого начала отличался демократическим составом студентов и профессоров. Почти все они принадлежали к непривилегированным сословиям. Уже в преамбуле указа об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев» . В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов приводил в пример западноевропейские университеты, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» .

Шувалов как первый куратор университета приглашал для преподавания лучших европейских профессоров и преподавателей, лично занимался покупкой книг и пособий. 3 июля 1756 года была открыта университетская библиотека, одна из старейших в нашей стране. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки. московский университет ломоносов студент

Учреждение Московского университета и Академии художеств было лишь началом. Шувалов предполагал подвести под систему высших учебных заведений мощный фундамент - провинциальные гимназии и школы . Московский университет с первых лет своей деятельности вел большую работу по становлению и развитию в стране среднего образования, просвещения. Его просветительская деятельность способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия, Академия художеств в Петербурге, Малый театр .

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры . Таким образом, с появлением университета в Российской империи значительно возрос уровень образования в обществе, распространилось просвещение среди населения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История медицинского университета им. Асфендиярова как одного из старейших казахских ВУЗов, его деятельность во время Великой Отечественной войны. Обзор факультетов и подразделений КНМУ. Биография и заслуги Асфендиярова. Ректоры университета, его символы.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Томский университет в дореволюционный период. Борьба за университет в Сибири, его открытие в Томске и за открытие новых факультетов. Процесс перестройки учебной работы. Продолжительность занятий. Составление переходных учебных планов и программ.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Путь становления личности М.В. Ломоносова. Обучение в славяно-греко-латинской академии. Открытие Московского университета. Теория "трех штилей" Ломоносова и борьба за русский язык. Развитие искусства мозаики. Болезнь и смерть великого ученого.

    презентация , добавлен 16.11.2011

    Состояние советского образования на пороге перемен как "исходная точка" для ее последующего реформирования. Теоретические аспекты анализа тенденций развития университетов России в 1990-х годах. Статистический сборник как источник по истории университетов.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2017

    Детство великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Путь в Москву. Учеба в "Спасских школах", Славяно-греко-латинской Академии. Изучение истории, физики, механики в Германии. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Деятельность университета, состояние до войны и во время боевых действий. Учебный процесс института в 30-е гг. Профессорско-преподавательский состав Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры в довоенный период.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2010

    История создания и развитие университетов в Средние века. Монастырские, соборные и приходские школы в раннем Средневековье. Необходимость появления новых форм образования. Появление первых университетов. Учебный процесс в средневековом университете.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    История усадьбы Петровско-Разумовской. Знаменитые выпускники Московского государственного агроинженерного университета. Государственные станции по исследованию и испытанию машин. Факультетская форма организации высшего агроинженерного образования.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    История развития металлургии в России. Поездка за границу для обучения химии, горному делу и металлургии воспитанника академического университета М.В. Ломоносова. Обучение Ломоносова у крупного специалиста горнорудного дела и металлургии И. Генкеля.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.