Проплывая со скоростью мимо большого коралла. Олимпиадные задания по физике. Всероссийской олимпиады школьников по физике

1.Рыбка в опасности . Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a = 2 м/с 2 . Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной под углом 90 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

Решение 1: Воспользуемся векторным уравнением

V кон = V + a*t . Учитывая, что Vкон = 2V и что

V кон V, его можно изобразить в виде векторного треугольника скоростей. Используя теорему Пифагора, находим ответ: V = at = 4,5 м/с.

Полное верное решение

Построен треугольник скоростей

При помощи теоремы Пифагора найден ответ

Если задача решалась аналитически, первые 5 баллов даются за записанную систему уравнений (зависимости проекций скорости от времени)

Получен верный ответ


2. Два одинаковых шарика, массой
каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков
. Чему равно натяжение каждой нити?

Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Нм 2 /Кл 2 .

Решение 2:

На рисунке представлены силы действующие на оба тела. Из него видно, что

Учитывая, что
находим

Кл.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сделан рисунок с действующими силами, записан 2 закон Ньютона для 1 и 2 тела.

Получен верный ответ

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 3.

В калориметре находится вода массой m в = 0,16 кг и температурой tв = 30 о C. Для того,

чтобы охладить воду, из холодильника в стакан переложили лед массой m л = 80 г. В

холодильнике поддерживается температура t л = –12 о C. Определите конечную температуру в

калориметре. Удельная теплоёмкость воды C в = 4200 Дж/(кг* о C), удельная теплоёмкость льда

Cл = 2100 Дж/(кг* о C), удельная теплота плавления льда λ = 334 кДж/кг.

Решение 3:

Так как неясно, каким будет конечное содержимое калориметра (растает ли весь лёд?)

будем решать задачу «в числах».

Количество теплоты, выделяемое при охлаждении воды: Q 1 = 4200*0,16*30 Дж = 20160

Количество теплоты, поглощаемое при нагревании льда: Q 2 = 2100*0,08*12 Дж = 2016

Количество теплоты, поглощаемое при таянии льда: Q 3 = 334000*0,08 Дж = 26720 Дж.

Видно, что количества теплоты Q 1 недостаточно для того, чтобы расплавить весь лёд

(Q 1 < Q 2 + Q 3). Это означает, что в конце процесса в сосуде будут находится и лёд, и вода, а

температура смеси будет равна t = 0 о C.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Записана формула для расчета количества теплоты для 1, 2 и 3 процесса(по 2 балла за каждую формулу)

Получен верный ответ

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 4

Экспериментатор собрал электрическую цепь, состоящую из разных батареек с

пренебрежимо малыми внутренними сопротивлениями и одинаковых плавких

предохранителей, и нарисовал ее схему (предохранители на схеме обозначены черными

прямоугольниками). При этом он забыл указать на рисунке часть ЭДС батареек. Однако

э
кспериментатор помнит, что в тот день при проведении опыта все предохранители остались

целыми. Восстановите неизвестные значения ЭДС.

Решение 4:

Если бы при обходе какого-либо замкнутого контура алгебраическая сумма ЭДС была

бы не равной нулю, то в этом контуре возник бы очень большой ток (из-за малости

внутренних сопротивлений батареек), и предохранители перегорели бы. Поскольку такого не

произошло, можно записать следующие равенства:

E1− E2 − E4 = 0, откуда E4 = 4 В,

E3 +E5 − E4 = 0, откуда E5 = 1 В,

E5 +E2 − E6 = 0, откуда E6 = 6 В.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сформулирована идея о равенстве нулю суммы ЭДС при обходе любого контура

Правильно найденные значения трех неизвестных ЭДС – по 2 балла за каждую

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Методическая разработка

олимпиады по физике

в 7 – 11 классах

Составитель:

Еремина М.А.

Санкт- Петербург

2013-2014 гг

Цели и задачи проведения школьной олимпиады .

Настоящий регламент школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) по физике составлен на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 и приказа Минобрнауки РФ от 07.02.2011 N 168 «О внесении изменений в Положение о всероссийской олимпиаде школьников».

О сновными целями и задачами Олимпиады являются:

  1. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  2. Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  3. Пропаганда научных знаний;
  4. Отбор детей – потенциальных участников районного тура олимпиады по физике.
  1. Цели и задачи проведения олимпиады……………………………………
  2. Ход работы………………………………………………………………….
  3. Условия задач……………………………………………………………….
  4. Ответы к задачам с решениями……………………………………………
  5. Критерии оценивания………………………………………………………

Школьный этап

8 класс

  1. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?
  2. Скорость гусеницы 5 миллиметров в секунду, а скорость червяка 25 сантиметров в минуту. Кто из них перемещается быстрее?
  3. Сплошные шары - алюминиевый и железный - уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи, когда шары имеют: а) одинаковую массу; б) одинаковый объём. Плотность алюминия 2700 кг/м 3 , плотность железа 7800 кг/м 3
  4. Определите толщину свинцовой пластинки, её длина равна 40 см, ширина 2,5 см. Если пластинку опустить в стакан, до краёв наполненный водой, выльется 80 г воды. Плотность воды 1 г/см 3
  5. Легковой автомобиль массой 1 т расходует 7 л бензина на 100 км пути. На какую высоту можно было бы поднять этот автомобиль, используя всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина? Удельная теплота бензина 46 МДж/кг, плотность бензина710 кг/м 3 , g = 10 Н/кг

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

9 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

10 класс

  1. Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Как изменился объем каждой молекулы ртути в термометре?
  2. На шкале барометра иногда делают надписи «Ясно» или «Облачно», характеризующие предсказываемую погоду. Какую погоду будет «предсказывать» барометр, поднятый на высокую гору?
  3. Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?
  4. Определить, с какой скоростью должна лететь капелька воды, чтобы при столкновении ее с такой же неподвижной каплей обе испарились. Начальная температура капель t 0 . Удельная теплоемкость воды С, удельная теплота парообразования воды L.
  5. Аэростат поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с 2 . Через 5 секунд после начала движения из аэростата выпал предмет. Через сколько времени этот предмет упадет на землю?

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

7 класс

  1. Гусеничный трактор идет со скоростью 4м/с. С какой скоростью движется для наблюдателя с земли точка А на верхней части гусеницы и точка В на нижней.
  1. С самолета, летящего горизонтально с постоянной скоростью, сбрасывают груз. Где будет находиться самолет, (дальше, ближе, или над грузом) когда груз коснется земли.
  2. Поезд проходит мост длиной 450м за 45с, а мимо будки стрелочника – за 15с. Какова длина поезда и его скорость.
  3. Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч?
  4. Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см 3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков.

Ответы и критерии оценивания школьной олимпиады по физике 2013 – 2014 учебный год

На олимпиаду отводится 90 минут

Разрешается пользоваться калькулятором, линейкой

№ (max балл)

Решение

баллы

8 класс (max 100 баллов)

(10Б)

В горячем чае молекулы двигаются быстрее

В горячем чае диффузия (растворение сахара) происходит быстрее

1 – 5

(10Б)

5 мм/с = 30 см/мин (или 25 см/мин ≈ 4,17 мм/с)

Гусеница двигается быстрее

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(20Б)

а) массы равны, плотность алюминия меньше плотности железа, значит его объём больше

Чем больше объём, тем больше выталкивающая сила

Значит, равновесие весов нарушится, алюминиевый шар поднимется выше

б) объёмы равны, значит, равновесие не нарушится

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(20Б)

V c = V в

V c = abc

V в = m/ρ в

abc = m/ρ в

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(40Б)

Q= qm б

m б = ρV

E p = mgh

Q = E p q ρV = mgh

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

9 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Облака имеют большой объём, следовательно, выталкивающая сила, действующая на них со стороны воздуха, больше силы тяжести

F т = mg

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(20Б)

Для близоруких используются рассеивающие линзы

Для дальнозорких используют собирающие линзы

Направить на линзу свет, например солнечный, если он сфокусируется, значит, линза собирающая, если нет - рассеивающая

Потрогать линзу пальцами: собирающая тонкая по краям и утолщённая в середине; рассеивающая утолщённая по краям и тонкая в середине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q в = c в m в (t – t в ) количество теплоты отданное водой

Q с = c с m с (t – t с ) количество теплоты полученное сталью

Q м = c м m м (t – t м ) количество теплоты отданное медью

в + Q с + Q м =0

Получена формула

Получен ответ t ≈ 19°C

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(25Б)

Решение системы уравнений

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(10Б)

Если лампа А перегорит, то сила тока в цепи уменьшится

Т.к. увеличивается сопротивление параллельного участка цепи

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

10 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Число молекул не увеличилось

Объём молекулы не увеличился

Увеличивается расстояние между молекулами

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(10Б)

Барометр будет всё время показывать «Облачно»

«Ясно» соответствует высокому давлению

«Облачно» соответствует низкому давлению

В горах давление всегда ниже, чем на равнине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(15Б)

V = V э + V п

S = Vt V =

S = V э t э V э =

S = V п t п V п =

Решение системы уравнений, получена формула

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(30Б)

Е к = кинетическая энергия одной капли

Q 1 = c2m(t 100 – t 0 ) нагревание двух капель воды

Q 2 = L2m испарение двух капель воды

E k = Q 1 + Q 2

Решение уравнения

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(30Б)

V = at скорость аэростата и предмета через t секунд в момент, когда выпал предмет

h = высота, с которой начал падать предмет

Уравнение движения предмета, в проекции на ось У (ось У вверх) у = h + Vt 1 –

Т.к. предмет упал, его конечная координата = 0, тогда уравнение движения выглядит так:

Решение квадратного уравнения

Получено два корня: 3,45 и 1,45 Ответ: 3,45 с

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

11 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Может

Если плотность тела меньше плотности воды

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(5Б)

Масса одного кубометра берёзовых дров будет больше, чем одного кубометра сосновых дров

Следовательно, при сгорании берёзовых дров выделится больше тепла Q = λm

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(25Б)

Рисунок с указанными силами и выбранными осями

Ось Х: уравнение сил, действующих на первое тело:

Ось Х: уравнение сил, действующих на второе тело:

Решение уравнения: =

Ответ: F тр = 2Т = 4Н

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q 1 = - Lm п количество теплоты при конденсации пара

Q 2 = c в m п (t – t п ) количество теплоты на остывание воды, полученной из пара

Q 3 = c л m л (t 0 – t л ) = - c л m л t л количество теплоты на нагрев льда до 0°С

Q 4 = λm л количество теплоты для плавления льда

Q 5 = c в m л (t – t 0 ) = c в m л t количество теплоты на нагрев воды, полученной из льда

Уравнение теплового баланса Q 1 + Q 2 + Q 3 + Q 4 + Q 5 = 0

13,3°С

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(25Б)

Количество теплоты, выделяемое на первом проводнике

Количество теплоты, выделяемое на втором проводнике

Количество теплоты, выделяемое на третьем проводнике

Сопротивление третьего проводника R 3 = 0,33 Ом

Сопротивление второго проводника R 2 = 0,17 Ом

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

7 класс (max 100 б)

15 б

По инерции груз продолжает двигаться со скоростью самолета.

Груз упадет на землю в той же точке, что и самолет, если трением о воздух пренебречь.

Груз упадет ближе, если учитвать сопротивление воздуха.

20 б

T = tₐ- tᵤ = 45- 15 =30 c

V = l / t = 450 / 30 = 15 m/c

L = v × t = 15 × 15 = 225 m

25 б

Пусть Т – время всего пути = 14 часов

vᵤ - скорость лодки в стоячей воде 35 км.ч, vₐ - скорость течения реки 5 км,ч. L1 +L2 = 2L расстояние всего пути, весь путь

Т по течению = L / vᵤ-vₐ = L / vᵤ - vₐ

Составим уравнение:

L / vᵤ-vₐ + L / vᵤ - vₐ = 14

х / 40 + x / 30 = 14

﴾30 x +40 x﴿/ 120 =14

70 x = 120 ×14

X = 240 m

30 б

Пусть х- объем медного бруска, тогда объем алюминиевого х + 50

Масса медного бруска 8.9 × х ﴾


Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

школьников по физике в 2015 - 2016 учебном году

    класс

Время на проведение олимпиады по физике в 11 классе - 90 минут

1.Рыбка в опасности . Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a = 2 м/с 2 . Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной под углом 90 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

2 . Два одинаковых шарика, массой
каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков
. Чему равно натяжение каждой нити?

Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Нм 2 /Кл 2 .

Задача 3.

В калориметре находится вода массой m в = 0,16 кг и температурой tв = 30 о C. Для того,

чтобы охладить воду, из холодильника в стакан переложили лед массой m л = 80 г. В

холодильнике поддерживается температура t л = -12 о C. Определите конечную температуру в

калориметре. Удельная теплоёмкость воды C в = 4200 Дж/(кг* о C), удельная теплоёмкость льда

Cл = 2100 Дж/(кг* о C), удельная теплота плавления льда λ = 334 кДж/кг.

Задача 4

Экспериментатор собрал электрическую цепь, состоящую из разных батареек с

пренебрежимо малыми внутренними сопротивлениями и одинаковых плавких

предохранителей, и нарисовал ее схему (предохранители на схеме обозначены черными

прямоугольниками). При этом он забыл указать на рисунке часть ЭДС батареек. Однако

э
кспериментатор помнит, что в тот день при проведении опыта все предохранители остались

целыми. Восстановите неизвестные значения ЭДС.

Решения к задачам олимпиады по физике.

5 класс

Задача 1. Весёлые ребусы. А) Б)

Ответ : А) Вакуум, Б) Масса

Критерии оценивания.

Задача 2. Трюк теннисиста.

Один известный теннисист ударил ракеткой теннисный мяч так, что он, пролетев несколько десятков метров, остановился без чьей либо помощи или столкновения с посторонними предметами и по той же траектории осуществил своё движение в обратном направлении прямо в руки подавшего теннисиста. Как он это сделал?

Ответ : Теннисист направил мяч вертикально вверх.

Критерии оценивания.

Задача 3. Полёт банки.

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола, через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ : Кусок льда, который растаял

Критерии оценивания.

Задача 4. 33 коровы

Полный бидон с молоком весит 33 кг. Бидон, заполненный наполовину, весит 17 кг. Какова масса пустого бидона?

Возможное решение.

1) 33 - 17 = 16 кг (масса половины молока)

2) 16 · 2 = 32 кг (масса всего молока)

3) 33 - 32 = 1 кг (масса пустого бидона)

Ответ: 1 кг

Критерии оценивания.

6 класс

Задача 1. Весёлые ребусы. А) Б)

Ответ : А) Опыт, Б) Сила

Критерии оценивания.

Задача 2. Таинственный учёный.

Прочитайте слова знаменитого физика, сказанные им,

когда он проанализировал результаты своего опыта по

бомбардировке золотой фольги α(альфа)-частицами.
Назовите фамилию ученого, когда он сделал

свой вывод из этого опыта.

Ответ : «Теперь я знаю, как выглядит атом» Эрнест Резерфорд

Критерии оценивания.

Задача 3. Кто быстрее?

Улитка Даша, длиной 10 мм, и удав Саша, длиной 2,5 м,

устроили соревнование по скоростному ползанию. Кто из участников финиширует раньше, если финиш регистрируется по кончику хвоста? Скорость Даши 1 см/c, скорость Саши 0,4 м/c. Расстояние от старта до финиша 1 м.

Возможное решение.

10 мм = 0,01 м

1 см/с = 0,01 м/с

Улитка Даша

Удав Саша

Голова Даши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 0,01) м = 1,01 м

Голова Саши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 2,5) м = 3,25 м

Голова Даши затратит время с

Голова Саши затратит время с

Удав Саша победит за явным преимуществом

Ответ: Удав Саша

Критерии оценивания.

Задача 4. Полезный алмаз.

Алмазные плёнки являются перспективным материалом для микроэлектроники. Толщина плёнки, формируемой на поверхности кремниевой пластины методом газофазного осаждения, увеличивается со скоростью 0,25 нм/с. За 1 час на пластине вырастает алмазная плёнка толщиной…

А) 70 нм Б) 90 нм В) 0,9 мкм Г) 7 мкм Д) 9 мкм

Выбор ответа обосновать.

Возможное решение.

0, 25 нм/с = 0,25 · 10 -9 м/с

1 час = 3600 с

Толщина плёнки 0,25 · 10 -9 м/с · 3600 с = 900 · 10 -9 м =0,9 · 10 -6 м = 0,9 мкм.

Ответ: В

Критерии оценивания.

7 класс

Задача 1. Полезные загадки.

1) Какой бы массы не было бы тело,
Что падает на землю с высоты,
Всегда, величину измерив эту,
Значение одно получишь ты.

(Ускорение свободного падения)

2) Об этой линии воображаемой
Послужит вам напоминанием:
След самолёта в небе,
Узор коньков на льду,
Всё, что напишешь ручкой (также мелом) ,
И санок след на выпавшем снегу.

(Траектория)

3) Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой -
Так придумал…

(Архимед)

4) С Пизанской башни он бросал свинцовые шары
Всем местным жителям на удивленье
И обнаружил, что от массы не зависит
Приобретаемое телом ускоренье.

(Галилео Галилей)

5) Так мала, что нет длины.
Нету даже ширины.
Ну а масса – хоть сто тонн!
Так сказал Исаак Ньютон.

(Материальная точка)

Критерии оценивания.

Каждое задание оценивается в 2 балла

Задача 2. Древние измерения.

У древних шумеров (народ, заселявший более четырёх тысяч лет тому назад междуречье Тигра и Евфрата) максимальной единицей массы был «талант». В одном таланте содержится 60 мин. Масса одной мины равна 60 сиклям. Масса одного сикля равна г. Сколько килограмм содержит один талант? Ответ обоснуйте.

Возможное решение.

Масса одной мины = 60 сиклей · г/сикль = 500 г

Масса одного таланта = 60 мин · 500 г/мин = 30000 г = 30 кг

Ответ: В одном таланте 30 кг.

Критерии оценивания.

Задача 3. Гепард против антилопы.

Антилопа проскакала половину дистанции со скоростью v 1 = 10 м/c, другую половину – со скоростью v 2 = 15 м/c. Гепард половину времени, затраченного на преодоление той же дистанции, бежал со скоростью v 3 = 15 м/c, а вторую половину времени – со скоростью v 4 = 10 м/c. Кто финишировал раньше?

Возможное решение.

Для определения победителя сравним средние скорости на дистанции S:

Антилопа

Гепард

v ср = 12 м/с

v ср = 12,5 м/с

Гепард прибежит быстрее

Ответ: Гепард

Критерии оценивания.

Верно составлены записи времени, затраченные антилопой на преодоление всей дистанции

Верно составлены записи расстояний, пройденные гепардом за весь промежуток времени

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы времени для антилопы

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы расстояний для гепарда.

Верно получен числовой ответ для антилопы

Верно получен числовой ответ для гепарда

Верно записан ответ

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

Задача 4. «Хитрый» сплав.

Сплав состоит из 100 г золота и 100 см 3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см 3 , плотность меди – 8,9 г/см 3

Возможное решение.

Золото

Медь

Найдём объём золота

Найдём массу меди

Найдём массу сплава

Найдём объём сплава

Найдём плотность сплава

Ответ: 9,41 кг/м 3

Критерии оценивания.

8 класс

Задача 1. Дедушкина находка.

Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...

Н. А. Некрасов

При каком минимальном объёме бревна зайцы смогли бы на нём плыть? Считайте, что бревно погружено в воду наполовину.

Масса одного зайца 3 кг, плотность древесины 0,4 г/см 3 , плотность воды 1,0 г/см 3 .

Возможное решение.

Пусть М – общая масса всех зайцев, тогда М = 30 кг, V – объём бревна, m – масса бревна, ρ – плотность дерева, ρ в –плотность воды.

Ответ: V = 0,3 м 3

Критерии оценивания.

Задача 2. «Сухая» вода

Сухое горючее (гексаметилентетрамин) обладает теплотой сгорания 30 кДж/кг. Сколько граммов сухого горючего потребуется для того, чтобы вскипятить 200 г воды? Эффективность подогревателя 40%, удельная теплоёмкость воды 4,2 Дж/г, температура в комнате 20°С

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим массу горючего

m = 5,6 кг = 5600 г

Ответ: m = 5600 г

Критерии оценивания.

Задача 3. Рассеянная шляпа.

Человек рассеянный с улицы Бассейной плывёт на моторной лодке вверх по течению реки и роняет под мостом в воду свою шляпу. Пропажу он обнаруживает через час и, повернув лодку назад, догоняет шляпу на расстоянии 6 км от моста. Какова скорость течения реки, если скорость лодки относительно воды была постоянной?

Возможное решение.

Пусть v – скорость лодки, u – скорость течения реки. Расстояние S км лодка проплыла против течения реки за время t 1 : S = (v - u)·t 1

За это время шляпа проплыла u·t 1

Повернув назад лодка проплыла по течению реки расстояние (S + 6) км за время t 2 :

S + 6 = (v + u)·t 2

За это время шляпа проплыла расстояние u·t 2

Получаем: u·t 1 + u·t 2 + (v - u)·t 1 = (v + u)·t 2

Отсюда: v·t 1 = v·t 2 , t 1 = t 2

Значит, шляпа проплыла расстояние 6 км за 2 часа.

Скорость течения реки 3 км/ч

Ответ: u = 3 км/ч

Критерии оценивания.

Задача 4. «Волга» против «Жигулей»

Из пункта А в пункт В выехал автомобиль «Волга» со скоростью 90 км/ч. В то же время навстречу ему из пункта В выехал автомобиль «Жигули». В 12 часов дня машины проехали мимо друг друга. В 12:49 «Волга» прибыла в пункт В, а ещё через 51 минуту «Жигули прибыли в А. Вычислите скорость «Жигулей».

Возможное решение.

«Волга» проехала путь от пункта А до места встречи с «Жигулями» за время t, а «Жигули» этот же участок проехали за 100 минут (49+51=100мин).

«Жигули» проехали путь от пункта В до места встречи с «Волгой» за то же время t, а «Волга» этот же участок проехала за 49 минут.

Запишем эти факты в виде уравнений: v в · t = v ж · 100

v ж · t = v в · 49

Поделив почленно одно уравнение на другое, получим: =0,7

Отсюда v ж = 0,7 · v в = 63 км/ч

Ответ: v ж = 63 км/ч

Критерии оценивания.

9 класс

Задача 1. Вокзальные приключения.

Крокодил Гена и Чебурашка подошли к последнему вагону, когда поезд тронулся и начал двигаться с постоянным ускорением. Гена схватил в охапку Чебурашку и побежал к своему вагону, расположенному в середине состава, с постоянной скоростью. В это время Чебурашка принялся вычислять с какой скоростью должен бежать Гена, чтобы догнать свой вагон. К какому выводу он пришёл, если длина поезда и платформы одинаковы?

Возможное решение.

L – длина платформы

Положение середины поезда относительно начального положения последнего вагона и расстояние, которое должен пробежать Гена, равны длине платформы:

Следовательно, скорость Гены должна быть не меньше величины:

Ответ:

Критерии оценивания.

Задача 2. Приключения кота Леопольда.

Кот Леопольд, мышонок и крысёнок отправились на пикник на необитаемый остров на озере Лебединое. Надувную лодку крысёнок, конечно, забыл дома. Однако, на берегу озера нашлись бруски дерева диаметром 5 см и длиной 50 см. Сколько брусков необходимо приготовить, чтобы смастерить плот для продолжения пикника? Масса кота Леопольда 6 кг, масса крысёнка 0,5 кг, масса мышонка 0,2 кг. Плотность материала бруска 600 кг/м 3 .

Возможное решение.

D = 5 см = 0,05 м

L = 50 см = 0,5 м

Пусть М – общая масса всех животных, тогда М = 6,7 кг, V – объём дерева, m – масса дерева, ρ – плотность дерева, π=3,14, R = D/2, N – количество брусков.

Ответ: 18 брусков

Критерии оценивания.

Задача 3. Мухобойка.

Круглое ядро радиуса R , движущееся со скоростью v , пролетает через рой мух, движущихся со скоростью u перпендикулярно направлению движения ядра. Толщина слоя мух d , в единице объёма в среднем находится n мух. Сколько мух убьёт ядро. Считайте, что коснувшаяся ядра муха погибает.

Возможное решение.

N – количество убитых мух

В системе отсчёта, связанной с мухами ядро подлетает к рою под углом α, причём , поэтому ядро будет проходить путь .

Ядро убьёт мух в объёме цилиндра с площадью основания, равной площади сечения ядра, и высотой, равной пройденному пути =

Ответ: N =

Критерии оценивания.

Задача 4. Разумная экономия.

Междугородный автобус прошёл 80 км за 1 час. Двигатель развивал мощность 70 кВт при КПД 25%. Сколько дизельного топлива (плотность 800 кг/м 3 , удельная теплота сгорания 42 МДж/кг) сэкономил водитель, если норма расхода горючего 40 л на 100 км пути?

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим объём: , V = 30 л

Составим пропорцию:

40 л 100 км

Х л 80 км

Х = 32 л (расход горючего на 80 км)

ΔV = 2 л (экономия)

Ответ: ΔV = 2 л

Критерии оценивания.

Задача 5. Правильный резистор.

В цепи Определите

сопротивление резистора , если показания

вольтметра U = 0 В

Возможное решение.

Так как U = 0 В , то ток по этой ветке не течёт, следовательно, ток в и R 2 одинаков (I 1 ) и в резисторах R 3 и R 4 так же (I 2 ). Сумма напряжений в замкнутом контуре равна 0, поэтому

U 1 = U 3 , I 1 R 1 = I 2 R 3

U 4 = U 2 , I 2 R 4 = I 1 R 2

Следовательно,

Ответ: R 4 = 60 Ом

Критерии оценивания.

И R 2

Верно определена величина силы тока в и R 4

Верно записано равенство напряжений в и R 3

Верно записано равенство напряжений R 2 и R 4

Верно получено числовое значение R 4

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

10 класс

Задача 1. Незнайкин труд.

Незнайка поливает газон из шланга, наклонённого под углом α к горизонту. Вода бьёт со скоростью v . Мастер Самоделкин вместе со Знайкой считают, сколько воды находится в воздухе. Площадь сечения шланга S , шланг находится на высоте h , плотность воды ρ .

Возможное решение.

Масса воды, находящейся в воздухе , где t – время движения воды до падения на землю.

Окончательно имеем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 2. Бегущий человек.

Пассажир метро, спускающийся по эскалатору со скоростью v относительно движущейся дорожки, насчитал 50 ступенек. Во второй раз он спускался со скоростью в три раза большей и насчитал 75 ступенек. Чему равна скорость эскалатора?

Возможное решение.

Пусть l – длина ступеньки, L – длина эскалатора относительно земли, N 1 – количество ступенек в первый раз, N 2 – количество ступенек во второй раз, u – скорость эскалатора.

Время, которое затратил пассажир в первый раз: и во второй раз: .

Расстояние, которое прошёл пассажир в первый и второй раз соответственно:

решим систему относительно u и получим u = v

Ответ: u = v

Критерии оценивания

Задача 3. Хоккейная субмарина.

Плоская шайба высотой H из материала плотностью ρ плавает на границе раздела двух жидкостей. Плотность верхней жидкости ρ 1 , нижней ρ 2 (ρ 2 > ρ > ρ 1 ). Верхняя жидкость полностью покрывает шайбу. На какую глубину погружена шайба в нижнюю жидкость?

Возможное решение.

Пусть S – площадь шайбы, h 1 – глубина погружения шайбы в верхнюю жидкость, h 2 – глубина погружения шайбы в нижнюю жидкость.

По условию плавания тел: вес тела равен весу вытесненной этим телом жидкости и

Где

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 4. Плюк против Глюка.

Радиус планеты Плюк в 2 раза больше радиуса планеты Глюк, а средние плотности Плюка и Глюка равны. Чему равно отношение периода обращения спутника, движущегося вокруг Плюка по низкой круговой орбите, к периоду обращения аналогичного спутника Глюка? Объём шара пропорционален кубу радиуса.

Возможное решение.

Используем равенство закона Всемирного тяготения и силы тяжести для спутника: , где М – масса планеты, m – масса спутника, R – радиус планеты, G – гравитационная постоянная, v – скорость обращения спутника вокруг планеты.

Формула периода обращения спутника:

Формула массы планеты:

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 5. Побег электронов.

В вакуумном диоде, анод и катод которого параллельные пластины, ток от напряжения зависит по закону , где С – некоторая константа. Во сколько раз изменится сила давления на анод, возникающая за счёт ударов электронов о его поверхность, если напряжение на электродах увеличить в 2 раза?

Возможное решение.

За интервал времени к аноду подлетают электронов, где e – заряд электрона, и сообщают аноду импульс равный .

Скорость электрона у анода определяется соотношением:

Тогда , учтём, что , получаем:

Таким образом,

Ответ:

Критерии оценивания

11 класс

Задача 1. Берегись автомобиля!

Автомобиль трогается с места и с постоянным тангенциальным ускорением разгоняется по горизонтальному участку дороги. Этот участок представляет собой дугу окружности радиуса R = 100 м и угловой мерой . С какой максимальной скоростью автомобиль может выехать на прямолинейный участок дороги?. Все колёса автомобиля ведущие. Между шинами и дорогой существует трение (коэффициент трения 0,2)

Возможное решение.

Максимальное нормальное ускорение автомобиля .

Время разгона автомобиля .

Тангенциальное ускорение .

Полное ускорение

Находим максимальную скорость

Ответ: v max =10 м/с

Критерии оценивания

Задача 2. Солнечный свет.

Свет от Солнца до Земли доходит за время t = 500 с. Найдите массу Солнца. Гравитационная постоянная 6,67·10 -11 (Н·м 2 )/кг 2 , скорость света в вакууме 3·10 8 м/с.

Возможное решение.

Земля движется по окружности радиуса R со скоростью u под действием силы гравитации , где М – масса Солнца, а m – масса Земли.

Центростремительное ускорение Земли

Получаем массу Солнца

Подставим

Получаем

Ответ: М = 2·10 30 кг

Критерии оценивания

Задача 3. Бенгальские огни.

Палочка «Бенгальского огня» представляет собой тонкий плохо проводящий тепло стержень радиуса r = 1 мм, покрытый слоем горючего вещества толщиной h = 1 мм. При его горении стержень разогревается до температуры t 1 = 900°C. Какой может быть максимальная толщина слоя горючего вещества, чтобы стрежень не начал плавиться, если температура плавления материала стержня t 2 =1580°C? Считайте, что доля потерь теплоты в обоих случаях одинаковая.

Возможное решение.

При тонком слое горючего вещества уравнение теплового баланса запишется в виде , где m 1 – масса горючего вещества, q – его удельная теплота сгорания, с – удельная теплоёмкость материала стержня, m 2 – масса той части стержня, которая соприкасается с горючим веществом и нагревается при его горении, η – доля выделившейся теплоты, пошедшей на нагревание стержня, t 0 – его начальная (комнатная) температура.

Уравнение теплового баланса при толстом слое горючего вещества будет иметь вид , где m х – масса горючего вещества во втором случае.

Разделим почленно второе уравнение на первое и учтём, что t 1 >>t 0 , t 2 >>t 0 .

Получим , , где ρ – плотность горючего вещества, l – длина его слоя, h х – искомая величина, а масса

Получаем h х =1,5 мм.

Ответ: h х =1,5 мм.

Критерии оценивания

Верно записано уравнение теплового баланса для тонкого слоя

Верно записано уравнение теплового баланса для толстого слоя

Верно учтено, что t 1 >>t 0 , t 2 >>t 0

Верно записано выражение для массы вещества во втором случае

Верно записано выражение для массы вещества в первом случае

Верно получен числовой ответ для искомой величины

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 4. Чёрный ящик.

К источнику постоянного электрического напряжения U 0 = 15 В, подключены последовательно соединённые резистор сопротивлением R 1 = 0,44 кОм и чёрный ящик. Определите напряжения на этих элементах цепи, если зависимость силы тока в чёрном ящике от напряжения на нём известна – она представлена в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

U 2 , В

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

I 2, мА

0,0

0,6

2,4

5,4

9,6

15,0

21,6

U 1 , В

15

13

11

9

7

5

3

1

I 1 , мА

34,1

29,6

25

20,5

15,9

11,4

6,8

2,27

Верно получены числовые значения для напряжения на резисторе

Верно получены числовые значения для силы тока на резисторе

Верно учтено, что резистор и чёрный ящик соединены последовательно

Верно получены числовые значения напряжения и силы тока для чёрного ящика

1 балл

3 балла

3 балла

1 балл

2 балла

Задача 5. Не стой под стрелой!

От груза, висящего на пружине жёсткостью k, отрывается часть массой m. На какую максимальную высоту сместится оставшийся груз?

Возможное решение.

После отрыва части груза новое положение равновесия окажется выше на . Это смещение равно амплитуде колебаний оставшейся части груза.

Тогда максимальная высота смещения

Ответ:

Критерии оценивания

Верно получено выражение для смещения груза в новое положения равновесия

Верно указано, что происходят колебания с амплитудой

Верно записано буквенное выражение для максимального смещения

5 баллов

3 балла

2 балла


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИКЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ

В 2014/2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

Липецк,2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Школьный этап проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013года № 1252.

Данные требования определяют принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов заданий, включают описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады, критерии и методики оценивания олимпиадных заданий, процедуры регистрации участников олимпиады, показа олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников олимпиады.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ

Школьный этап проводится в один аудиторный тур.

К участию в этапе допускаются все желающие, проходящие обучение в 5-11-х классах. Любое ограничение списка участников по каким-либо критериям (успеваемость по различным предметам, результаты выступления на олимпиадах прошлого года и т.д.) является нарушением Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников.

Школьный этап проводится в пяти возрастных группах: 5-7, 8, 9, 10, классы. В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады участник вправе выполнять задания за более старший класс. В этом случае он должен быть предупрежден, что в случае включения в список участников последующих этапов всероссийской олимпиады он будет выступать там в той же (старшей) группе.

На решение заданий школьного этапа олимпиады по физике отводится 90 минут для 5-7 классов, 120 минут для 8 класса, 150 минут для 9- классов.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по физике составлены на основе списка вопросов, рекомендуемых методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по физике. Для каждой из возрастных групп предлагается свой комплект заданий, при этом некоторые задания могут входить в комплекты нескольких возрастных групп (как в идентичной, так и в отличающейся формулировке).

Школьный этап не предусматривает постановку каких-либо практических задач по физике.

Для проведения школьного этапа оргкомитет должен предоставить аудитории в достаточном количестве – каждый участник олимпиады должен выполнять задания за отдельным столом (партой). Каждому участнику олимпиады оргкомитет должен предоставить тетради (листы) со штампом общеобразовательного учреждения, где проводится олимпиада, а также листы со справочной информацией, разрешенной к использованию на олимпиаде. В каждой аудитории должны быть также запасные канцелярские принадлежности и калькулятор.

Перед началом олимпиады каждый участник должен пройти процедуру регистрации у члена оргкомитета.

Во время работы над заданиями участник олимпиады имеет право:

- пользоваться канцелярскими принадлежностями;

- пользоваться собственным непрограммируемым калькулятором;

- принимать продукты питания;

- временно покидать аудиторию, оставляя у организатора в аудитории свою работу.

Во время работы над заданиями участнику запрещается:

Пользоваться мобильным телефоном (в любой его функции), программируемым калькулятором, переносным компьютером или другими средствами связи;

- пользоваться какими-либо другими источниками информации;

- производить записи на собственную бумагу, не выданную оргкомитетом.

По окончании работы членами жюри проводится разбор заданий и их решений. Каждый участник олимпиады имеет право на ознакомление с оценкой олимпиадной работы и подачу апелляции о несогласии с выставленными баллами. Показ работы и подача апелляции производится в день ознакомления с результатами олимпиады.

Решение заданий проверяется жюри, формируемым организатором олимпиады. При оценивании выполнения заданий жюри руководствуется критериями и методиками оценивания, являющимися приложением к олимпиадным заданиям, разработанным муниципальными предметнометодическими комиссиями.

Протоколы олимпиады с указанием оценок всех участников передаётся организатору олимпиады для формирования списка участников муниципального этапа всероссийской олимпиады

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

7 класс Задача 1. Неутомимый турист.

Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.



Задача 2. «Хитрый» сплав.

Сплав состоит из 100 г золота и 100 см меди. Определите плотность этого сплава.

Плотность золота равна 19,3 г/см, плотность меди – 8,9 г/см.

Задача 3. Морская миля Сколько километров содержится в одной морской миле?

Примечание.

1. Морская миля определяется как длина части экватора на поверхности земного шара при смещении на одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль экватора соответствует изменению географических координат на одну минуту долготы.

2. Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Длина экватора приблизительно равна 40 000км.

3. Вавилоняне придумали деление окружности на 360 (соответственно делению года в вавилонском календаре на 360 дней).

4. Один градус делится на 60 угловых минут.

Задача 1. Деревянный брусок.

Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Задача 2. Ртуть и вода.

В тонкой U-образной трубке имеется перемычка между коленами, находящаяся на расстоянии 6a от нижней части трубки, причем а = 5 см. В правое колено трубки налита ртуть, в левое – вода, которая может затекать в левую половину перемычки.Посередине перемычки находится закрытый кран. В состоянии равновесия граница ртуть-вода проходит посередине нижней части трубки. Высота ртути над нижней частью трубки равна а, длина нижней части трубки и перемычки 2а. Площади сечения всех частей трубки и перемычки одинаковые.

Плотность ртути -13,6 г/см, воды – 1 г/см.

Кран в перемычке открывают.

1) Как после этого расположится ртуть в трубке?

2) Какова будет после этого высота уровня воды над нижней частью трубки?

Задача 3. Супермарафон Три спортсмена-супермарафонца одновременно стартуют с одного и того же места кольцевой беговой дорожки и 10 часов бегут в одну сторону с постоянной скоростью: первый 9 км/ч, второй 10 км/ч, третий 12 км/ч. Длина дорожки 400 м. Мы говорим, что произошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Момент старта встречей не считается. Сколько всего «двойных» и «тройных» встреч произошло во время забега? Кто из спортсменов чаще всех участвовал во встречах и сколько раз?

Задача 4. Энергия бутылки.

Задача 1. Автомобильные гонки.

По круглой гоночной трассе из точкиО в разные стороны стартуют Петров и Алонсо.

Скорость V1 Алонсо в два раза больше, чем скорость V2 Петрова. Гонка закончилась, когда спортсмены одновременно вернулись в точку О. Сколько у гонщиков было мест встреч, отличных от точкиО?

В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры – параллельно.

Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение источника тока, внутреннее сопротивление амперметра и внутреннее сопротивление вольтметра.

Задача 3. Энергия бутылки.

На какую высоту можно было бы поднять груз массой m=1000 кг, если бы удалось полностьюиспользоватьэнергию, освобождающуюся при остывании 1 литра воды от 1000 до 200 С? Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/(кг0С), плотность воды 1000кг/м3.

Задача 4. Лёд и спирт В сосуде в тепловом равновесии находятся вода объёмаV= 0,5л и кусочек льда. В сосуд начинают вливать спирт, температура которого 00С, перемешивая содержимое. Сколько спирта нужно влить, чтобы лед утонул? Плотность спирта 800кг/м 3.Считайте плотность воды и льда равными 1000 кг/м3 и 900кг/м3соответственно.Теплотой, выделяющейся при смешивании воды и спирта, пренебречь. Считайте, что объём смеси воды и спирта равен сумме объёмов исходных компонентов.

Задача 1. Рыбка в опасности.

Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a= 2м/с.Через времяt=5с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной подуглом 900 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной.Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

Задача 2. Правильное подключение.

В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры – параллельно. Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение на источнике тока, соротивление амперметра и сопротивление вольтметра.

Задача 3. Поплавок.

Поплавок для рыболовной удочки имеет объем V=5 см3 и массу m=2 г. К поплавку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила М. Плотность воды 1= 1000кг/м3, плотность свинца2= 11300 кг/м3.

Задача 4. Окрошка с картошкой.

Школьник Коля налил в тарелку холодную окрошку, имеющую температуруtокр= 100С.

Масса окрошки в тарелке равна m = 300 г, а ее удельная теплоемкость равна удельной теплоемкости воды св =4200 Дж/(кг0С). Коля добавил в окрошку горячую картошку, которая имела температуруtкарт = 800С. Полная теплоемкость добавленнойкартошки равна 450 Дж/0С. После установления теплового равновесия температура картошки и окрошки оказалось равнойt = 220С. В какую сторону было передано больше теплоты при теплообмене с окружающей средой: от содержимого тарелки в среду или наоборот, и на сколько больше.

Задача 5 (сложная). Бег по кругу.

Скорости спортсменов могут относиться друг к другу как целые числа 1: (n + 1) : (2n + 1), где n – целое положительное число.

То есть условию задачи удовлетворяют следующие наборы скоростей: 4 км/час: 8 км/час: 12 км/час; 4 км/час: 12 км/час: км/час; 4 км/час: 16 км/час: 28 км/час, и так далее. Разумно рассматривать только второй из этих наборов, так как для мастера спорта скорость 12 км/час маловата, а 28 км/час – великовата (превышает мировой рекорд). Но, поскольку про уровень подготовки мастера спорта в условии задачи ничего не сказано, то первый набор скоростей также годится.

Следовательно, новичок пробежал 8 км, второразрядник – 16 км или 24 км, мастер спорта – 24 км или 40 км.

Задача 1. Бег по кругу.

Мастер спорта, второразрядник и новичок бегают на лыжах по кольцевому маршруту с длиной кольца 1 км. Соревнование заключается в том, кто пробежит большее расстояние за 2 часа. Стартовали они одновременно в одном месте кольца. Каждый спортсмен бежит со своей постоянной по модулю скоростью. Новичок, бегущий не очень быстро со скоростью км/час, заметил, что каждый раз, когда он проходит место старта, его обязательно обгоняют оба других спортсмена (они могут обгонять его и в других местах маршрута). Другое его наблюдение состоит в том, что когда мастер обгоняет только второразрядника, то они оба находятся от новичка на максимальном расстоянии. Сколько километров пробежал каждый из спортсменов за 2 часа? Для справки: наибольшая средняя скорость, достигнутая спортсменом на чемпионате мира по лыжным гонкам, составляет примерно 26 км/час.

Задача 2. Равновесие рычага.

При каких массах груза m возможно равновесие однородного рычага массы M, изображённого на рисунке 7? Штрихами рычаг делится на 7 равных фрагментов.

Постройте график зависимости силы реакции рычага N(m), с которой он действует на верхний груз.

Задача 3. Сжатие идеального газа.

давление уменьшалось прямо пропорционально объёму (см. рис.), а температура понизиласьот 1270С до 510С. На солько процентов уменьшился объем газа?

Задача 4. Кубик в аквариуме.

Большой тонкостенный U-образный аквариум заполнили водой. Левое и правое колено аквариума открыты в атмосферу. А у «потолка» средней части оказался кубик со стороной a = 20 см. Все размеры сосуда указаны на рисунке. Плотность кубика к = 500 кг/м.

1) Сколько литров воды потребовалось, для заполнения аквариума с кубиком до самого верха?

2) Найдите модуль силы, с которой «потолок» средней части аквариума действует на кубик.

Плотность воды = 1000 кг/м, ускорение свободного падения g = 10 м/с.

Атмосферное давление в тот день было равно p0 = 100 кПа. Считать, что вода в зазор между кубиком и потолком из-за водоотталкивающей смазки не попадает.

Задача 5. Зарядка конденсатора.

одинаковых резисторов, ключа К и амперметра А. Вначале ключ разомкнут, конденсатор не заряжен (см. рис.). Ключ замыкают, и начинается зарядка конденсатора. Определите скорость зарядки конденсатора в тот момент, когда сила тока I1, протекающего через амперметр равна 16 мА. Известно, что сила тока Imax, прошедшего через батарею равна 3 мА.



Похожие работы:

«Русский язык: 9-й кл. : поуроч. пл. по учеб. С. Г. Бархударова и др., 2007, 95 страниц, 5933125873, 9785933125877, Корифей, 2007. Пособие предназначено для преподавателей русского языка Опубликовано: 16th July 2013 Русский язык: 9-й кл. : поуроч. пл. по учеб. С. Г. Бархударова и др. СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cfvhs7 Эконимическая география СССР Общая часть. География тяжелой пром-сти. [Учеб. пособие для экон. специальностеи вузов]., Александр Давидович Брейтерман, 1968, Industries, 453 страниц.....»

«Постановление мэрии г. Ярославля от 5 апреля 2011 г. N 854 О долгосрочной целевой программе Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий приготовления пищи на 2011 - 2012 годы С изменениями и дополнениями от: 16 декабря 2011 г., 18 июня 2012 г. В целях улучшения качества питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ярославля и внедрения современных технологий, позволяющих применить новые...»

«УДК 631.16 Макаренко А.В., к.э.н., доцент ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В статье рассматривается федеральный закон №83-ФЗ О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разбирается ход его реализации на примерах всей территории Российской Федерации и конкретного региона – Московской области. Приводится динамика показателей реструктуризации штрафов и пеней по налогам и сборам в сельскохозяйственных организациях Московской...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного образовательного учреждения Гимназии № 1590 на 2013 – 2014 учебный год Принята на педагогическом совете Протокол № _ от _ _ 2013 года УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ гимназии № 1590 Боброва Е.Н. 2013 г. г. Москва Оглавление Пояснительная записка..3 Характеристика гимназии и принципов ее образовательной политики. Модель выпускника гимназии.. I. Аналитическое обоснование программы....»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 апреля 2012 г. N 124-пр ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2013 - 2020 ГОДЫ В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки...»

«РЕЗЮМЕ профессора Русакова Александра Александровича почетного работника высшего профессионального образования РФ, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, к.ф.-м.н., д.п.н., e-mail: [email protected], тел.8.916-172-10-40(м) ведущий научный сотрудник СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова Должность: доктор педагогических наук Ученая степень: профессор, Профессор по кафедре высшей математики. Ученое звание: Научно-педагогический стаж: более 35 лет, 24 года работы в ВУЗе, из них более...»

«Файн Татьяна Анатольевна заведующая кафедрой педагогического менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации педагогических работников г. Биробиджан Еврейской автономной области РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Актуальнейшей проблемой современного...»

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 6 класс Содержание 1.Пояснительная записка 2.Требования к уровню подготовки обучающихся 3.Учебно-методическое обеспечение 4. Учебно-тематическое планирование; график контроля 5.Календарно-тематическое планирование по биологии-6 класс 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года, примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом программы основного общего образования по...»

«Российская Федерация Кемеровская область Юргинский городской округ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Юргинского городского округа Кемеровской области (утверждена Решением ЮГСНД от 10.03.2011 №379, с изменениями, внесенными Решением ЮГСНД от 14.05.2012 №542) 2012 Паспорт комплексной программы социально-экономического развития Юргинского городского округа Комплексная программа социально-экономического развиНаименование тия Юргинского городского округа Кемеровской области...»

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Спутник Утверждаю ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДВОДНЫЙ СПОРТ (п л а в а н и е в л а с т а х) для ДЮСШ, СДЮСШОР Возраст детей: с 8 - 19 лет Срок реализации: 12 лет...»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ Министерство образования и наук и РФ Управление образования и науки Липецкой области Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Липецкий государственный педагогический университет Центр свободного программного обеспечения ЛГПУ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ областной научной конференции г. Липецк, 18 апреля 2014 г. Липецк 2014 УДК...»

« Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 Прикладная информатика в экономике Жуковский - 2011 Пояснительная записка Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности 080801 (351400) Прикладная информатика в экономике предназначена для студентов 5 курса (очного отделения) и 6 курса (заочного...»

«Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России) УТВЕРЖДАЮ Ректор _В.М. Попков _2014 г. Программа вступительного испытания для поступающих по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 30.06.01...»

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ и ГАЗА имени И.М. Губкина Утверждена проректором по научной работе проф. А.В. Мурадовым 31 марта 2014 года ПРОГРАММА вступительного испытания по направлению 01.06.01 - Математика и механика для поступающих в аспирантуру РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в 2014/2015 уч. году Москва 2014 Программа вступительного испытания по направлению 01.06.01 - Математика и механика разработана на основании требований, установленных паспортами научных...»

«Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комаричский механико-технологический техникум Утверждаю Зам. Директора по УР С.М.Ольховская __2013г. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание Рассмотрена и одобрена на заседании МО Протокол №_ От _ _2013г. Председатель МО О.В.Дрензелева 2013 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного...»

« совета, утвержденный Постановлением Бюро Отделения математических наук РАН от 23 октября 2012 года (протокол № 7) – 19 чел. Списочный состав на день проведения Ученого совета – 19 чел. Присутствует на заседании Ученого совета – 14 чел. Присутствовали: Председатель: академик В.В. Козлов, секретарь: кандидат физико-математических наук А.Д....»

«содеРЖАНие Приветствие Митрополита Псковского и Великолукского ЕВСЕВИЯ - 3 Приветствие губернатора Псковской области Андрея Турчака - 7 Попечительский Совет Чтений - 8 Организаторы Чтений - 10 Краткая программа Чтений 18-19 апреля 2012 г. - 11 Программа открытия Чтений 18 апреля - 13 Приветствия и поздравления участникам Чтений - 13 Литературно-музыкальная композиция - 15 Слово Протоиерея Олега Тэора - 20 Пленарное заседание - 22 Программа Чтений 19 апреля 2012 г. Секция 1 Военное духовенство:...»

«АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА БАБИЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ 2012-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочая программа адресована учащимся 10-11 классов гуманитарного профиля (профильный уровень). Статус программы Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10...»

«Содержание Название раздела.. Стр. 1. Общие положения.. 3 1.1. Наименование и область использования.. 3 1.2. Основание.. 3 1.3. Цель и задачи практики.. 3 1.4. Требования.. 5 2. Содержание практики.. 5 2.1. Календарный план.. 5 2.2. График учебного процесса.. 6 3. Состав практики.. 3.1. Организация службы в подразделениях ГПС МЧС России. 3.2. Пожарная техника и приёмы работы с ней. 3.2.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного. Спасательные средства. 3.2.2. Пожарное и аварийно-спасательное...»

«Министерство образования и наук и Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова НАУКА И МОЛОДЕЖЬ – 2014 XI Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых СЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ подсекция ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ Барнаул – 2014 УДК 004 XI Всероссийская...»