Презентация на тему "особенности высшей нервной деятельности человека". Презентация на тему "Высшая нервная деятельность. Особенности ВНД человека" Высшая нервная деятельность человека презентация

Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад

Слайд 2

  • Первая и вторая сигнальная система
  • Формирование динамического стереотипа
  • Сознание как специфическое свойство человека.
  • Особенности бессознательных подсознательных процессов.
  • Слайд 3

    Цель

    • Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.
    • Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
    • Формировать умения сравнивать.
  • Слайд 4

    • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
    • Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
  • Слайд 5

    Социальные факторы антропогенеза

    • Коллективная трудовая деятельность
    • Общение – Речь
    • Сознание
  • Слайд 6

    Первая сигнальная система

    • Ощущение – воздействие на рецептор
    • Восприятие – основа представлений
    • Образ
  • Слайд 7

    «Рефлексы головного мозга» 1863 г.

    Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы

    Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

  • Слайд 8

    Принципы рефлекторной теории

    • Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
    • Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
    • Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
  • Слайд 9

    Сеченов утверждал:

    Что рефлексы головного мозга включают три звена:

    • Возбуждение в органах чувств
    • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
    • Движения и действия человека, т.е. поведение
  • Слайд 10

    Павлов И. П. -основоположник физиологии поведения.

    Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

    • Открыл вторую сигнальную систему
    • Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
    • Создал учение о безусловных и условных рефлексах
  • Слайд 11

    Образование условных рефлексов.

    • Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
    • Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
    • Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
  • Слайд 12

    Запечатление

    Связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения

    Значение:

    • Запоминание родителей;
    • Перенимают навыки поведения;
    • Формирование личности человека;
  • Слайд 13

    Вторая сигнальная система:

    • Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
    • Слова формируются в процессе общения
    • Слово – мышление – познание.
  • Слайд 14

    Динамический стереотип

    • Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
    • Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
    • Основа поведения человека
    • Препятствует преодолению вредных привычек.
  • Слайд 15

    Сознание – высший уровень развития психики.

    Сознательная деятельность:

    • Составляет план.
    • Обдумывает способы осуществления плана.
    • Опирается на опыт других людей (или советуется).
    • Добивается поставленной цели.
  • Слайд 16

    Процессы сознания

    • У человека
    • Память.
    • Воображение
    • Мышление
    • У животных
    • Рассудочная деятельность
    • Конкретное мышление
  • Типы

    ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




    Темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

    ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

    Холерик (сильный, неуравновешенный

    Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

    Флегматик (сильный, уравновешенный, медленный)

    Меланхолик (слабый)

    Очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, резкая смена настроения, страстно отдается делу.

    Невозмутимый, с устойчивым настроением, постоянство и глубина чувств, равномерность действий и речи, слабое внешнее выражение чувств.

    Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой.

    Впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, внешне слабо реагирует на окружающее.






    Черты характера , выражающие направленность личности

    Черты характера

    Отношение к обществу , коллективу, другим людям

    Положительные

    Отрицательные

    Коллективизм

    Отношение к труду

    Чуткость

    Эгоизм

    Отношение к самому себе

    Трудолюбие

    Честность

    Грубость

    Лень, небрежность

    Скромность

    Инициативность

    Замкнутость

    Отзывчивость

    Бережливость

    Косность, консерватизм

    Самоуважение, чувство собственнного достоинства

    Хвастовство

    Скрытность

    Скупость, мотовство

    Самокритичность

    Зазнайство, заносчивость, высокомерие


    Тип темперамента в зависимости от свойств личности

    Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности:

    1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность

    Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость.

    Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

    Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов ( экстраверсия ), либо на внутренний субъективный мир ( интроверсия ).

    Показатель " нейротизма " характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости . Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды.


    Кто вы: экстраверт или интроверт? На предлагаемые вопросы нужно ответить «да» или «нет», не задумываясь.


    Верно ли, что:

    • Вам нравится тихо сидеть наедине со своими мыслями.
    • Вас раздражают автомобильные пробки.
    • Вам нравится глубоко исследовать один предмет, чем

    постоянно искать новые

    • Вы чувствуете, что постоянно находитесь в движении.
    • Вы предпочитаете поговорить с клиентом по телефону, чем встречаться с ним.
    • Вас раздражают водители, которые медленно ездят.
    • Вы неуютно себя чувствуете, если во время разговора собеседник подходит к вам слишком близко.
    • Вам больше нравится принимать участие в театральных

    постановках, чем смотреть их.

    • Вы предпочитаете спокойный пассивный отдых активному.
    • Вам нравится, когда одновременно происходит много интересного .

    11.Вы стараетесь избегать встреч с людьми.

    12.Вам больше нравится, когда герои романа действуют, а не говорят.

    13.Иногда вам хочется расслабится.

    14.Вы согласны с утверждением: «Чем больше, тем лучше».

    15.Вам нравится размышлять над своей жизнью.

    16.Бывают моменты, когда вы ощущаете в себе взрывную энергию и вам необходимо немедленно действовать.

    • Предпочитаете работать в одиночку.
    • Вас больше привлекает работа, требующая немедленного действия, а не долгого обдумывания.
    • Вы редко рассказываете о себе своим друзьям.
    • Вам нравится немножко пошуметь с близкими друзьями или даже знакомыми вам людьми.

    Ключ.

    Если вы ответили « да » на восемь и более четных вопросов и « нет » на восемь и более нечетных , значит, у вас экстравертный характер.

    Обратное распределение положительных и отрицательных ответов свидетельствует об интроспективном отношении к жизни.

    кафедра нормальной физиологии им Н.Ю. Беленкова НижГМА

    доцент к.б.н.

    Продиус Петр Анатольевич

    План лекции

    1. Учение о высшей нервной деятельности.

    2. Классификация безусловных и условных рефлексов.

    3.Условия выработки условного рефлекса. Стадии образования условного рефлекса.

    4. Механизм образования временной связи.

    5. Динамический стереотип.

    6.Торможение условных рефлексов.

    7. Понятие о сигнальных системах.

    8. Типы высшей нервной деятельности.

    Учение о высшей нервной деятельности

    И.П.Павлов разделил поведение на низшую(ННД) и высшую нервную деятельность(ВНД).

    ННД - совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающую координированную деятельность всех его систем и направленную на поддержание гомеостаза

    ВНД - интегративная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенчес- кое приспособление человека и животных к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

    Для изучения ВНД И.П.Павлов разработал метод условных рефлексов.

    И.П. Павлов ввел термин ВНД, как эквивалент психи-

    ческой деятельности.

    Безусловный и условный рефлекс

    Безусловный рефлекс – постоянная, видоспеци- фичная, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внешние или внутренние изменения, осуществляемые при участии ЦНС.

    Пример - Слюноотделение на раздражение пищей ротовой полости.

    Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.

    Пример - Слюноотделение на вид и запах пищи.

    По принципу биологической значимости:

    Пищевые - слюноотделение;

    Оборонительные – отдергивание конечности;

    Половые - выбор партнера;

    Родительские - кормление потомства;

    Игровые - ;

    Ориентировочные – ориентировочный рефлекс;

    Классификация безусловных рефлексов по И.П.Павлову

    По принципу уровня замыкания в ЦНС:

    Простые (спинномозговые) – коленный рефлекс;

    Усложнённые (бульбарные) - слюноотделитель-

    ный рефлекс;

    Сложные(мезенцефальные) - зрачковый рефлекс;

    Сложнейшие (субкортикально-кортикальные) – пищедобывательный инсинкт

    Условия выработки условного рефлекса

    1 . Сочетание индифферентного, в будущем

    условного сигнала, с безусловным подкреп- лением.

    Высшая нервная деятельность. Рефлексы Высшая нервная деятельность. Рефлексы Задачи: Задачи: Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами


    Актуализация знаний С каким органом связана высшая нервная деятельность? Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия.


    Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке. Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке.


    Какие группы рефлексов различают? Какие группы рефлексов различают? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные?


    Записали тему урока «высшая нервная деятельность. рефлексы». Объясните смысл этих слов! Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? ВНД животных складывается из серии условных рефлексов ВНД животных складывается из серии условных рефлексов Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека?


    Безусловные и условные рефлексы на природные раздражители у высших животных и человека одинаковы. Это объясняется происхождением человека от животных предков. Но человек отличается от животных сложностью в поведении о объясняется это наличием у человека сознания, мышления, речи (речевых рефлексов). У человека есть центры речи в коре больших полушарий. Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка? Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка?(безусловные) Какой рефлекс появляется первым? (дыхательный) Грудной ребёнок приобретает рефлексы постепенно. Как реагирует грудной ребенок на слова? (никак) К 1,5-2 годам у ребенка окончательно формируется кора больших полушарий, начинают функционировать центры речи. Слова приводят к абстрактному (обобщённому) мышлению. Опыт: поднимите руки после того, как вы услышите стук. Вывод- мозг человека может реагировать на слова, так же как на предметы или действия, которые они обозначают. Животные тоже реагируют на слово (цирк) - но они реагируют на звучание, а человек на смысл.


    Задание прочитайте слова, поделитесь своими ассоциациями при упоминании этих слов Яблоко, Яблоко, сон, сон, один, один, слово, слово, стол, стол, доска, доска, ребенок, ребенок, ученик. ученик. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов.




    И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова.


    Что такое условный рефлекс? Что такое условный рефлекс? Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = условный раздражитель(свет лампы) + безусловный условный раздражитель(свет лампы) + безусловный раздражитель раздражитель (пища) (пища) Если пищу не давать после выработанного слюноотделительного рефлекса, то слюна выделяться не будет(произойдет торможение в коре больших полушарий). Рефлекс угасает. При выработке условных рефлексов в коре б.п. возникает временная связь – основной механизм деятельности коры б.п., позволяющий коре приспосабливать организм к меняющимся условиям ВСПОМНИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНД.!



    2 слайд

    3 слайд

    4 слайд

    Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Ива н Петро вич Па влов (1849-1936)

    5 слайд

    Отличие ВНД человека от ВНД животных У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Сигнальная система - система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

    6 слайд

    Первая сигнальная система условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием через рецепторы непосредственных конкретных раздражителей (сигналов) внешнего мира (свет, цвет, звук, t°…).

    7 слайд

    И. П. Павлов писал: Это 1-ая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

    8 слайд

    9 слайд

    10 слайд

    вторая сигнальная система (сигнал сигналов). условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием сигналов любого свойства (речь, жесты), причём каждый из этих сигналов имеет соответствие в I сигнальной системе и способен замкнуть рефлекс. По И. П. Павлову, чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности является II сигнальная система, которая возникла в результате трудовой деятельности человека и появления речи.

    11 слайд

    Деятельность II сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Слово слышимое, произносимое (речь), видимое (письмо, азбука глухонемых), осязаемое (азбука слепых) является условным раздражителем, сигналом о конкретных раздражителях среды, т. е. «сигналом сигналов».

    12 слайд

    «Слово, - пишет И. П. Павлов, - составило 2-ую, специальную нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом 1-ых сигналов».

    13 слайд

    14 слайд

    15 слайд

    В образовании рефлексов II сигнальной системы участвуют лобные доли и мозговые центры речи.

    16 слайд

    Со II сигнальной системой связана специальная человеческая особенность ВНД – способность отвлечения и обобщения сигналов, поступающих через 1-ую сигнальную систему. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. II сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений.

    17 слайд

    Особенности II сигнальной системы. 1) Имеется только у человека. 2) Образование условных рефлексов на базе I сигнальной системы на основе речевой деятельности. 3) Обеспечивает восприятие информации в виде символов (слов, знаков, формул, жестов). 4) В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли. 5) Обеспечивает абстрактное мышление человека.

    18 слайд

    У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный художественный средний (смешанный).

    19 слайд

    К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.