Барьеры саморазвития. Психологические барьеры профессионального развития личности эльвира эвальдовна сыманюк Психологические барьеры профессионального развития личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.83:37.015

ББК Ч432+Ю962.3 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07

Девятовская Ирина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 414; e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗ БАРЬЕРОВ: РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное развитие; психологические барьеры; развитие личности; непрерывное образование взрослых; преодоление психологических барьеров; андрагогика.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу психологических барьеров профессионального развития личности и роли технологий непрерывного образования в конструктивном преодолении этих барьеров. В статье описывается возникновение психологических барьеров в процессе профессионального развития личности и их сущность. Автором анализируются возможности преодоления возникающих барьеров с помощью непрерывного образования и обучения взрослых. Представлен обзор методов обучения взрослых и проанализированы возможности этих методов для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности.

Devyatovskaya Irina Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON WITHOUT ANY LIMITS: THE ROLE OF CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS

KEYWORDS: professional development; psychological barrier; personal development; continuous education for adults; psychological barrier overcoming; andragogy.

ABSTRACT. The paper is devoted to the analysis of psychological barriers of professional development of personality and the role of continuous education technologies in overcoming these barriers. The paper describes the appearance of psychological barriers in the course of professional development of a person and studies their essence. The author analyses the possibilities of overcoming the barriers with the help of continuous education for adults. There is an overview of methods of teaching adults and the analysis of the role of these methods in overcoming psychological barriers of professional development of a person.

Выполнение профессиональной деятельности, структурируя течение жизни и формируя идентичность личности, является неотъемлемой частью жизни многих людей. С одной стороны, работа дает возможность удовлетворения многих жизненно важных потребностей, является источником уважения и самоуважения, самореализации, творческого развития, а с другой - может быть причиной физических и психических заболеваний, неудовлетворенности, а также изменения всей жизни человека вследствие тех или иных событий профессиональной жизни.

Профессиональное развитие личности является сложным, протяженным во времени, разнонаправленным и мультифак-торным процессом. Как отечественными, так и зарубежными психологами (А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Э. Э. Сыманюк,

R. Gasteiger / Р. Гастайгер, D. Hall / Д. Халл, J. Super / Дж. Сьюпер) профессиональное развитие личности описывается как неравномерный, нелинейный стадиальный процесс изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности

В современных теориях профессионального развития используется термин «переменчивое профессиональное развитие», определяемый как «самоуправляемый профессиональный путь на основе ценностей личности, ее способности к изменению себя и адаптации к внешним изменениям, и вместе с тем, сохраняющей идентичность и ответственность за собственное профессиональное развитие» . Определяющим фактором конкурентоспособности становится активность личности, ее компетенции и личные качества, готовность к изменению себя и мира, открытость новому, стремление отвечать на вызовы современности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-36-01306 «Преодоление психологических барьеров профессионального развития личности в процессе непрерывного образования»)

© Девятовская И. В., 2016

В этих условиях актуализируется изучение особенностей профессионального развития и изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В качестве конструктивных изменений можно отметить формирование новых профессиональных и общих компетенций, обогащение социальной среды и появление новых профессиональных связей, постановку новых целей и расширение горизонтов развития. К деструктивным изменениям личности, как правило, относят деструкции и деформации личности, эмоциональное выгорание, профессиональную стагнацию, а также психологические барьеры профессионального развития, которые и станут в данной статье предметом изучения.

Психологический барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), который ограничивает личностное и профессиональное развитие, препятствует удовлетворению потребностей и вызывает эмоциональный дискомфорт . В психолого-педагогической литературе барьер описывается, с одной стороны, как субъективная категория, а с другой стороны, подчеркивается его объективный характер - непреодолимость или преодолимость препятствия для одного не является и не воспринимается таковой для другого.

Психологические барьеры профессионального развития могут проявляться в форме кризисов профессионального развития личности, профессиональных деструкций и деформаций, а также ухудшения профессионально-психологического здоровья .

Согласно концепции профессионального развития Э. Ф. Зеера, кризисами являются непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся кардинальной перестройкой субъекта деятельности и изменениями самой деятельности. Кризисы профессионального развития могут инициироваться как связанными с деятельностью факторами (смена деятельности, ее совершенствование или стереотипизация), так и внешними условиями (социально-экономическая ситуация, различные обстоятельства реализации профессиональных планов, случайные события), а также особенностями самой личности (уровень социально-профессиональной активности, потребности, особенности профессионального самоопределения, стремление к саморазвитию и самореализации, возрастные психофизиологические изменения).

Симптомами кризисов профессионального развития выступают утрата смысла выполняемой деятельности, потеря чувства

нового, преобладание негативных эмоций в отношении работы, раздражительность или апатия. Как отмечает Э. Ф. Зеер, кризисы сопровождают процесс профессионального развития и, как правило, имеют определенную стадиальную принадлежность .

Анализ зарубежной психолого-педагогической литературы и исследований по проблемам профессионального развития личности показал, что понятия «кризис», «жизненный кризис», «кризисные события жизни» используются, как правило, в контексте описания жизни человека и его биографии, а не в контексте анализа профессионального развития . Среди ученых и практиков в области психологии профессионального развития наиболее распространенным является определение кризиса, предложенное Г. Капланом Caplan.), а именно: кризис понимается как период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно преодолевать или справляться с ситуацией . Другими словами, кризис - это «тяжелое эмоциональное нарушение равновесия, которое ограничено по времени и не может быть преодолено с помощью механизмов ответной регуляции, доступных в настоящее время индивидууму, переживающему кризис» .

Вместе с тем, А. Шрейогг Schreyбgg) справедливо отмечает, что любое личное кризисное событие также может отражаться на профессиональном поведении личности, так как многие из таких событий (например, смерть близких) способны поставить под сомнение всю картину мира человека, и в том числе, привести к переоценке профессиональной жизни . В этом случае профессиональный кризис инициируется личностными факторами. Кроме того, индивидуальные профессиональные кризисы могут вызываться ситуативными факторами, такими как выход на пенсию, смена рабочего места, особые условия на рабочем месте, факторы государственного и даже международного характера .

В качестве психологического барьера профессионального развития выступают и профессиональные деструкции и деформации, то есть изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими его участниками . Признаками профессиональных деструкций являются замедление профессионального развития; рассогласование личных и профессиональных ценностей, псевдопрофессиональные смыслы труда, про-

фессиональные конфликты, формирование негативных качеств личности . В работах отечественных (С. П. Безносов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, О. Б. Полякова, Э. Э. Сыманюк) и зарубежных (М. Домнов-ски^. Domnowski, Й. Фенглер^. Fengler, А. Шрейогг^. Schreyбgg.) ученых единогласно отмечается, что группой риска для возникновения профессиональных деформаций являются социально-ориентированные профессии (врачи, учителя, руководители, юристы и т.д.). Так, Й. Фенглер^. Fengler понятием «профессиональные деформации» описывает различные повреждения и искажения, неблагоприятное развитие, признаки истощения и износа, застои, ошибочные ориентации, отчуждения, потерю чувства реальности и правдивости, недооценку переживаний и ощущений, а также поведение и мысли, которые появляются в процессе профессиональной деятельности и ею же вызываются .

Ухудшение профессионально-психологического здоровья также может создавать препятствия на пути конструктивного профессионального развития личности. Как отмечает B. Коллат, в индустриально развитых странах все больше людей живут в состоянии «наполовину здоров», то есть не чувствуют себя здоровыми по причине болезней современности, жизненных, профессиональных и смысловых кризисов .

Кроме того, сами условия выполнения профессиональной деятельности носят сегодня, как правило, стрессогенный характер - при возрастающей сложности профессиональных задач востребована гибкость в принятии решений и выборе способа деятельности, непрерывно появляются новые технологии и способы их применения, увеличивается давление в силу нехватки времени или вынужденного увеличения производительности. Все это приводит к ухудшению профессионально -психологического здоровья, показателями чего являются негативный субъективный статус (плохие самочувствие и настроение, низкая активность); психосоматические расстройства; снижение или полная утрата трудоспособности; уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов; снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок; проявления психологического насилия (моббинг, бул-линг и т.д.).

Поддержание витальности и сохранение здоровья личности (физиологического, психологического, психического) в процессе реализации профессиональной деятельности является одной из важнейших задач для организаций, так как отражается на показателях ее деятельности .

Возникновение психологических барьеров в процессе профессионального развития связно с переживанием неуверенности, нестабильности, необходимостью принятия сложных решений, но одновременно, барьеры несут в себе потенциал для обучения личности. Поэтому при сопровождении личности в периоды преодоления барьера необходимо сконцентрироваться на процессах обучения как одной из ведущих стратегий преодоления барьеров. Потенциал технологий обучения взрослых заключается в их ориентации на активизирущие методы обучения, что позволяет развивать актуальные компетенции, актуализировать жизненные цели и задачи, провести ревизию имеющихся ресурсов и, в целом, повысить самоэффективность личности как в преодолении барьера, так и в реализации своей траектории профессионального развития.

Рассмотрим возможности некоторых технологий и методов непрерывного образования взрослых в контексте преодоления психологических барьеров профессионального развития.

Обучающее консультирование направлено на осознание, использование и оптимизацию имеющихся ресурсов и потенциала личности. Как правило, этот метод направлен на компенсацию, то есть «усилить сильные стороны» и «ослабить слабые стороны» . Основанием для использования этого метода работы могут быть когнитивные дефициты, связанные с ухудшением профессионально-психологического здоровья и перегрузками на рабочем месте; мотивационные дефициты, характерные для ситуации переживания кризиса, а также в случае деструкций профессиональной направленности личности; проблемы в социальном окружении, сопровождающие переживание барьерных ситуаций. Важным условием для применения обучающего консультирования должна быть готовность и стремление обучаемого разобраться с имеющейся проблемной ситуацией и совместно с консультантом обозначить новые перспективы развития.

Коучинг представляет собой равноправную, партнерскую совместную работу консультанта (коуча) со здоровым клиентом, имеющим потребность помочь ему в самоопределении, целеполагании, решении проблем, развитии определенных компетенций, в том числе и компетенций по преодолению сложных ситуаций . Коучинг как практико- и результато-ориентированное взаимодействие является в настоящее время, наряду с консультированием и тренингом, одной из распространенных и эффективных технологий непрерывного образования взрослых. Коучинг может быть

направлен как на работу с одной личностью, так и с группой, командой, организацией, что позволяет в ситуации объективных барьеров профессионального развития раскрыть потенциал всех задействованных сторон для его конструктивного преодоления.

Модерация, по мнению Х. Зиберта, является, наряду с занятием и консультированием, одним из важнейших педагогических действий, так как с ее помощью можно направлять и оптимизировать процесс обучения. Задача модератора заключается в нахождении соответствия между опытом, знаниями и интересами участников и конкретной целью, а также в вербализации полученных результатов . Такое следование «красной нити» обсуждения позволяет сконцентрироваться на решении проблемы. Направленность модерации на мобилизацию потенциала личности и самоорганизацию группы позволяет использовать этот метод при работе с преодолением профессиональных кризисов личности, в ситуациях ухудшения профессионального здоровья, а также для профилактики деструктивных изменений личности (деформаций профессионально важных качеств или профессиональной стагнации).

Темоцентрированное интервью является одним из методов обучения взрослых, позволяющих интегрировать новые знания и жизненный опыт личности и особенности ее

биографии. Известно, что одним из дидактических принципов обучения взрослых является конгруэнтность новых знаний и уже имеющегося опыта, для того чтобы быть усвоенными, новые знания должны стать личностно значимыми. Данный метод заключается в том, что обучающиеся опрашивают друг друга по поводу их личного опыта переживаний и установок относительно конкретной темы (например, что означает для тебя переживание кризиса? Как ты воспринимаешь свое здоровье на данном этапа жизни? В чем смысл выполняемой деятельности? И т.д.) . Таким образом вербализуются имеющиеся знания, благодаря сравнению опыта друг друга расширяется спектр возможностей для осмысления сложившейся ситуации и выбора способа ее преодоления.

Разумеется, что вклад непрерывного образования взрослых в преодоление барьеров профессионального развития не исчерпывается использованием указанных технологий. Как уже было отмечено, в самой идее непрерывного образования заложен развивающий потенциал, позволяющий раскрывать ресурсы личности, формировать необходимые компетенции, создавать условия для самоэффективной жизнедеятельности, гармонизировать отношения личности с собой и окружающим миром, преодолевая любые барьеры, в том числе и в профессиональном развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогически науки. 2014. № 1. С. 185-198.

6. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: практико-ориентированная монография/ Под ред. Э. Ф. Зеера. М. : Моск. психол.-социальный институт, 2005. 252 с.

7. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе непрерывного образования // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80-92.

1. Beznosov S. P. Professional"naya deformatsiya lichnosti. SPb. : Rech", 2004. 272 s.

2. Zeer E. F. Psikhologiya professional"nogo razvitiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2006. 240 s.

4. Povarenkov Yu. P. Psikhologiya professional"nogo stanovleniya i realizatsii lichnosti kak otrasl" psikholog-icheskoy nauki // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1: Psikhologicheskie i pedagogicheski nauki. 2014. № 1. S. 185-198.

5. Polyakova O. B. Kategoriya i struktura professional"nykh deformatsiy // Natsional"nyy psikho-logicheskiy zhurnal. 2014. № 1 (13)..12.2016).

6. Symanyuk E. E. Psikhologicheskie bar"ery professional"nogo razvitiya lichnosti: praktiko-orientirovannaya monografiya/ Pod red. E. F. Zeera. M. : Mosk. psikhol.-sotsial"nyy institut, 2005. 252 s.

7. Symanyuk E. E., Devyatovskaya I. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak resurs preodoleniya psikholog-icheskikh bar"erov v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2015. № 1 (120). S. 80-92.

8. Caplan G. (1964). Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books.

9. Decker F., Decker A. (2015). Gesundheit im Betrieb. Vitale Mitarbeiter - Leistungsstarke Organisationen. (2. Auflage). Wiesbaden: Springer.

10. Domnowski M. (2010). Burnout und Stress in Pflegeberufen: Mit Mental-Training erfolgreich aus der Krise. Hannover: Schlütersche Verlagsgesellschaft GmbH & Co. KG.

11. Fengler J. (hrsg) (1994). Handbuch der Heilpädagogischen Psychologie. (2. Aufl). Stuttgart, Berlin, Köln: Kohlhammer.

12. Fillip S.-H. & Aymanns P. (2010). Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens. Stuttgart: Kohlhammer.

13. Gasteiger, R. M. (2007). Selbstverantwortliches Laufbahnmanagement: Das proteische Erfolgskonzept. Göttingen: Hogrefe. 243 S.

14. Hall D. T. (2002). Careers in and out of organizations. Thousand Oaks, CA: Sage.

15. Hubner M. (2007). Coaching als Aufgabe der Erwachsenenbildung. Berlin; Münster: LIT.

16. Krisenmanagement und Integration / Erika Schuchardt. Bd.:2. Weiterbildung als Krisenverarbeitung. Bielefeld: Bertelsmann, 2003.

17. Migge B. (2014). Handbuch Coaching und Beratung. Wirkungsvolle Modelle, kommentierte Falldarstellungen, zahlreche Übungen (3 Aufl.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag.

18. Schreyögg A. (2004). Coaching. Eine Einführung für Praxis und Ausbildung (6 Aufl.). Frankfurt/Main: Campus Verlag GmbH.

19. Siebert H. (2010). Methoden für die Bildungsarbeit. 4. Auflage. Bielefeld.

20. Ulich D. (Hrsg.). (1985). Psychologie der Krisenbewältigung: e. Längsschnittunters. mit arbeitslosen Lehrern. Weinheim; Basel: Beltz.

Инструкция. Выберите три барьера, которые кажутся Вам наиболее трудными. Сейчас каждый участник берет лист бумаги и самостоятельно, без какого-либо обсуждения записывает: 1) на основании чего он судито наличии этого барьера в профессиональном развитии; 2) как он определяет,есть ли у этот барьер у него.

Написав, участники обмениваются записями, прочитывают их. После выполнения упражнения проводится обсуждение и обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем совпадают и в чем не совпадают ваши ответы?

2. Есть ли какие-нибудь заметные отличия между ответами на п.1 и п.2?

Психологический комментарий. Умение взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми,  это путь к тому, чтобы сделать представление о себе более реалистичным.

Перерыв

Теоретическая часть

(презентация 2)

Тренин (часть2)

Фаза обучения

На этой стадии осуществляется выявление и осознание психологических проблем, а также стратегий преодоления барьеров профессионального развития.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Инструкция . У каждого из вас как профессионала есть сильные стороны, то, что Вы цените в себе, что дает Вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте своих достоинств. Эти качества будут составлять первую колонку на листе. Во второй колонке Вы можете отметить не свойственные Вам профессиональные положительные качества, которые Вы хотели бы выработать в себе. На составление списка Вам дается 5 минут. Затем сядем в большой круг, каждый участник прочитает свой список и прокомментирует его. Когда Вы будете высказываться, говорите прямо и уверенно. На выступление каждому дается 2 минуты. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Обсуждение целесообразнее проводить, когда участники садятся в круг, а при большом количестве участников – в микрогруппах по 7–8 человек. В конце следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.

Психологический комментарий . Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование способности думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Упражнение «Французское плетение»

Инструкция. Сейчас Вам предлагается сформулировать свою цель. Вспомните о какой-либо актуальной для Вас цели и отчетливо ее сформулируйте. Запишите эту цель.

Теперь представьте себе, что кто-то из Ваших друзей добился успехов в реализации аналогичной цели или вообще добился в чем-либо успеха. Определите, как Ваше знание об успехах Ваших товарищей помогает Вам в реализации собственной цели. Определите, как в реализации этой цели Вам помогает Ваша семья. Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина (любимая женщина).

Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня или вчера с Вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное (многозначное). Определите, как это событие может помочь Вам в достижении Вашей цели. Неприятные события создают дискомфорт, а великая мотивирующая сила дискомфорта известна давно. Приятные события воодушевляют, дают прилив энергии. Правда, эта энергия не имеет определенного направления, и наша задача состоит как раз в том, чтобы направить ее на реализацию поставленной цели. Неожиданности заставляют искать новые ходы, а значит, стимулируют творчество.

Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели Вам дает любое событие Вашей жизни. Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает Вам.

Психологический комментарий. Данное упражнение направлено на тренировку использования различных побуждений и желаний для реализации поставленной цели.

Упражнение «Мое профессиональное Я»

Инструкция. Одну третью часть суток человек проводит на работе, выполняя свои профессиональные функции. Знаете ли Вы свое Я и профессиональное Я? Запишите свои основные показатели: в одной колонке – личностные, а в другой – профессиональные (интересы, склонности, ценности, установки, профессионально важные и личностные качества, знания, умения, навыки, психофизиологические особенности). Затем каждый расскажет о своих характеристиках.

Психологический комментарий. Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве профессионального и личностного.

Упражнение «Мои желания»

Инструкция. Отчетливо представьте себе свое внутреннее Я и осознайте, чего Вы хотите. А сейчас задайте себе вопрос, на который хотите получить ответ («Чего я хочу?», «Чего я действительно хочу?», «Чего я хочу достичь?» и т.п.). Запишите первый ответ, возникший у Вас в голове. Продолжайте задавать тот же вопрос до тех пор, пока ответы не перестанут приходить спонтанно. Затем просмотрите все Ваши ответы. Время на выполнение упражнения – 10–15 минут.

Вопросы для обсуждения:

1. Что говорят эти вопросы о Вас и о целях, которых Вы хотите достичь?

2. Насколько важны эти цели?

Психологический комментарий. Образ желаемого будущего заставляет действовать только человека, для которого характерна мотивация достижений. Человека с мотивацией избегания может действовать только образ нежеланного, но надвигающегося будущего.

Сыманюк Эльвира Эвальдовна

Барьер -

Барьер это психологический феномен (представленный в
форме ощущений, переживаний, образов, понятий
и др.), в котором отражены свойства объекта
ограничивать проявления жизнедеятельности
человека, препятствовать удовлетворению его
потребностей.

Барьеры выполняют следующие функции:

стабилизации (останавливают движение, придают ему статику);
коррекции (столкнувшись с препятствием, движение меняет свое
направление);
энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием
удерживающего ее барьера);
дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру);
мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием,
мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления
препятствий);
развития (изменения, происходящие в организмах при повторных
мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные
возможности живой системы, придает ей новое качество);
торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность);
подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его
запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные
возможности).

Виды психологических барьеров профессионального развития:

кризисы профессионального развития личности;
профессиональные деструкции;
ухудшение психологического здоровья.

Кризисы профессионального развития личности -

Кризисы профессионального
развития личности это непродолжительные периоды жизни,
сопровождающиеся кардинальной перестройкой
субъекта деятельности, изменениями самой
деятельности.
Признаки профессиональных кризисов:
потеря смысла в выполняемой деятельности;
потеря чувства нового;
субъективное чувство остановки в развитии;
преобладание негативных эмоций в отношении
работы;
раздражительность или апатия.

Виды профессиональных кризисов:

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14 15 или
16 17лет) на стадии оптации;
Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 19 21 год)
на стадии профессионального образования;
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 21 23
года) на стадии профессиональной адаптации;
Кризис профессионального роста (30 33 года) на стадии
первичной профессионализации;
Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на стадии
вторичной профессионализации;
Кризис социально-профессиональной самоактуализации
(48 50 лет) на стадии мастерства;
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет)
на стадии утраты профессии.

Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии оптации

Кризис учебно-профессиональной ориентации
(14 15 или 16 17лет) на стадии оптации
Факторы:
Невозможность реализовать профессиональные
намерения.
Выбор профессии без учета индивидуальнопсихологических особенностей и
психофизиологических свойств.
Ситуативный выбор профессионального учебного
завСпособы преодоления:
едения.
- Психологически компетентное профессиональное
консультирование.
- Коррекция профессиональных намерений.

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии профессионального образования

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или
19 21 год) на стадии профессионального
образования
Факторы:
Неудовлетворенность профессиональным
образованием и профессиональной подготовкой.
Изменение социально-экономических условий
жизни.
Перестройка ведущей деятельности.
Способы преодоления:
- Активизация учебно-познавательной деятельности.
- Смена мотивов учебно-профессиональной
деятельности.
- Коррекция выбора профессии.

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии профессиональной адаптации

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет
или 21 23 года) на стадии профессиональной
адаптации
Факторы:
Трудности профессиональной адаптации.
Освоение новой ведущей деятельности.
Несовпадение профессиональных ожиданий и
реальной действительности.
Способы преодоления:
- Активизация профессиональных усилий.
- Коррекция мотивов труда и
Я-концепции.
- Смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации

Кризис профессионального роста (30 33 года) на
стадии первичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями занимаемой
должности и своим профессиональным ростом.
Потребность в профессиональном
самоутверждении и трудности ее удовлетворения.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной
активности и квалификации.
- Смена места работы и вида деятельности.

Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации

Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на
стадии вторичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность своим социально-профессиональным
статусом, должностью.
Новая доминанта профессиональных ценностей.
Кризис возрастного развития.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной активности.
- Выработка индивидуального стиля деятельности,
качественное улучшение способов выполняемой
деятельности.
- Освоение новой специальности, повышение квалификации.
- Переход на новую работу

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства

Кризис социально-профессиональной
самоактуализации (48 50 лет) на стадии мастерства
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя
в сложившейся профессиональной ситуации.
Недовольство своим социально-профессиональным
статусом.

состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Переход на инновационный уровень выполнения
деятельности.
- Сверх нормативная социально-профессиональная
активность.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–
60 лет) на стадии утраты профессии
Факторы:
Уход на пенсию и новая социальная роль.
Сужение социально-профессионального поля.
Психофизиологические изменения и ухудшение
состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Социально-психологическая подготовка к новому виду
жизнедеятельности.
- Организация социально-экономической
взаимопомощи пенсионеров.
- Вовлечение в общественно полезную деятельность.

Виды профессиональных деструкций

Выученная беспомощность.
Профессиональное отчуждение.
Консервация профессионального опыта.
Профессиональные деформации.
ДЕСТРУКЦИЯ - это разрушение, изменение или
деформация сложившейся психологической
структуры личности в процессе
профессионального труда (Э.Ф.Зеер).

Выученная беспомощность

это снижение уровня профессиональной
активности, отсутствие инициативы, избегание
ситуаций, сопряженных с неудачей. В
профессиональной деятельности это проявляется в
негативном отношении к инновациям,
выполнении работы только в рамках нормативно
заданной деятельности, отказе от выполнения
общественной работы.

Профессиональное отчуждение

Это личностная позиция непричастности и
ментальной непринадлежности к общественно
приемлемой для данной профессии профессиональной
морали. Человек не идентифицирует себя с
выполняемой деятельностью, не принимает на себя
ответственность за происходящее в организации, не
разделяет организационные ценности.

Поведенческие признаки отчуждения:

закрытость в отношениях с коллегами,
агрессивность,
ложь как неосознанное искажение фактов,
заведомая ложь,
преувеличение своих заслуг,
цинизм.

Психологические механизмы, обеспечивающие отчуждение:

подмена понятий и оценок (например, закрытие экологически вредного
производства отождествляется с покушением на оборонную мощь страны);
самообман: на уровне эмоций более приятное для самолюбия заблуждение
воспринимается как действительный факт;
самовнушение: целенаправленное ментальное приукрашивание
действительности, приводящее к извращению сознания, неспособного принять
правду, считающего ее ложью, покушением на самое святое;
безальтернативность: одномерность, узость мышления, прямолинейность
аргументации при доказывании своей позиции, неучет множества других
факторов;
элитарность: элитарное самосознание, сложившееся в прежние годы (например, в
оборонной отрасли, где много платили и морально поощряли), усиленное
впоследствии чувством несправедливости и мешающее обретению новой
профессиональной идентичности;
закрытость: глухота к оппонентам, неприятие критики, некритичность сознания,
неспособность оценивать с других позиций, отбрасывание всего, что не совпадает с
собственной точкой зрения, как лично враждебного.

Деструкция профессиональной компетентность

консервация профессионального опыта,
стагнация.

Опыт -

Опыт сложная система, включающая в себя способы,
приемы и правила решения трудовых задач. Опыт,
приобретаемый в профессиональной
деятельности, становится системообразующим в
структуре личности и оказывает существенное
влияние на проявление тех или иных личностных
качеств (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков).

Профессиональные деформации

искажение уровня выраженности
профессионально важных качеств.
Виды профессиональных деформаций
руководителя:
Авторитарность, демонстративность,
социальное лицемерия, агрессивность,
ролевой экспансионизм,
индифферентность.

Детерминанты профессиональной деформации:

факторы, обусловленные спецификой
профессиональной деятельности;
личностные факторы;
факторы социально-психологического характера.

Профессиональные деформации руководителя:

Авторитарность. Доминантность.
Демонстративность.
Индифферентность.
Агрессивность.
Ролевой экспансионизм.
Социальное лицемерие.

Психологическое здоровье -

Психологическое здоровье это состояние душевного благополучия,
характеризующееся отсутствием болезненных
психических проявлений, обеспечивающее
адекватную условиям действительности регуляцию
поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).

Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:

резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную
незащищенность, угнетают чувство безопасности);
особенности организации;
условия труда;
удовлетворенность трудом;
удовлетворенность межличностными отношениями;
содержание деятельности (одновременное наблюдение за несколькими
изменяющимися во времени процессами или осмысление деятельности
нескольких человек; частое и быстрое информационное переключение
направления внимания на множественность объектов; восприятие и
переработка разнообразной и многочисленной информации, часто
имеющей эмоциональный характер; острый дефицит времени; чувство
повышенной ответственности за принимаемые решения);
стиль руководства;
количество и характер профессиональных стрессов;
индивидуально-психологические особенности личности.

Признаки психологического нездоровья:

негативный субъективный статус (самочувствие,
активность, настроение);
наличие болевого синдрома (в том числе и
психоэмоционального –«болит душа»);
снижение или полная утрата трудоспособности;
уменьшение объема и степени мобилизации
функциональных резервов;
ухудшение адаптационных возможностей (снижение
интереса к инновациям, сопротивление им).

Показатели психологического здоровья:

преобладающее хорошее самочувствие;
глубокое понимание и принятие себя;
высокая удовлетворенность жизнью - характером своего общения,
ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом
творчества;
высокий уровень саморегуляции (но не слишком высокий!)
своими желаниями, эмоциями и действиями, своими
привычками, процессом развития и т.п.;
оптимальный процесс и уровень самореализации гармоничное сочетание числа успехов и неудач);
соразмерность
желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями;
реальное устойчивое развитие.

согласие с собой и окружающим миром;
адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и
экономичное функционирование и развитие личности в
разнообразных жизненных средах;
преимущественно положительный и спокойный эмоциональный
тон жизни;
хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных
и психических заболеваний;
в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое
самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не
очень высокая!);
оптимально организуемый процесс жизнедеятельности
(преобладание внутреннего локуса контроля над внешним,
достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных
ориентаций;

Признаки психологической гармонии личности:

- гармоничный
образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в
виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности,
достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления);
- умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной
формулой “лучшее - враг хорошего”, оптимальная сбалансированность
положительных и отрицательных базовых стремлений,
оптимальный уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов
и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;
соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями и с социальными и природными
особенностями жизненной ситуации;
реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как
последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком
смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;
открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле,
ориентация на сотрудничество и диалог;
чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям,
экологическая культура, регулярное общение с природой.
  • 6. Вненаучные и научные знания по психологии труда. Психологические признаки и содержание труда. Понятие эргатической системы.
  • 3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий,
  • 4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений ("живых" и
  • Эргатическая функция
  • 7. Взаимодействие психологии труда с другими науками. Психология труда в системе отраслей психологии. Предмет, задача, области приложения психологии труда.
  • 8. Подходы к психологическому анализу профессии. Структура трудового поста, ее использование в исследовательских и проектных целях.
  • 9. Психологические особенности целей и предмета труда.
  • 10. Психологические аспекты средств, прав и обязанностей в структуре трудового поста.
  • 11. Структура условий труда. Эргономические показатели трудового процесса. Уровни комфортности условий труда.
  • 12. Социально-психологический и организационно-управленческий аспекты условий труда.
  • 13. Обзор психических регуляторов труда.
  • 14. Концепция системогенеза профессиональной деятельности.
  • 15. Концепции трудовой мотивации а. Маслоу и к. Альдерфера.
  • 16. Концепции трудовой мотивации д. МахКлелланда, ф. Гецберга, в. Врума.
  • 17. Удовлетворенность трудом (виды, способы объединения). Модель Брюггеманна.
  • 18. Профессиональное самосознание и самооценка, их влияние на профессиональную деятельность. Профессиональная идентичность.
  • 19. Основные этапы и условия успешного формирования навыков. Виды навыков. Умения в структуре профессиональной деятельности, их разновидности.
  • 20. Психические процессы в труде. Оперативный образ. Психологические механизмы принятия решений в профессиональной деятельности.
  • 21. Функциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и монотония
  • 22. Профессиональный стресс. Совладание со стрессами.
  • 23. Работоспособность, ее виды, уровни организации, факторы детерминации, «Кривая» работоспособности, ее суточный ритм.
  • 24. Критерии оценки функциональных состояний, методы их психологической диагностики. Характеристика методов саморегуляции функциональных состояний. Комнаты психологической разгрузки.
  • 25. Обзор психологических классификаций профессий: принципы и особенности построения и применения.
  • 26. Многоярусная многопризнаковая классификация профессий е. А. Климова. «Формулы» профессий.
  • 27. Типы профессий и профессиональные типы личности в теории Дж. Холланда.
  • 28. Взаимодействие человека и профессии: основные правила, принципы, понятия.
  • 29. Варианты преодоления несоответствия человека и профессии. Критерии профпригодности. Профессиональное призвание человека.
  • 30. Понятие профессионально важных качеств (пвк) человека. Уровни и разновидности пвк.
  • 31. Способы определения пвк. Прогнозирование профпригодности.
  • 32. Профессиограмма и психограмма: виды, способы построения, использование.
  • Устойчивость исд
  • Изменчивость исд
  • Степень осознанности исд
  • 34. Положительное и негативное влияние профессии на личность.
  • 35. Профессиональные деформации личности: психологическое содержание, причины возникновения, классификация.
  • 36. Положительное и негативное влияние личности на профессию.
  • 38. Психология безопасного труда. Личностный (человеческий) фактор в происшествиях. Надежность профессионала.
  • Личность и проблемы её безопасности.
  • 39.Классификации причин ошибочных действий («отказов» человека как звена эргатичесской системы). Способы психологического изучения происшествий.
  • 40. Подходы к профессиональному развитию личности. Влияние психологических характеристик человека и его социального окружения на профессиональную карьеру.
  • 41. Становления субъекта труда в возрастной периодизации э. Эриксона.
  • 42. Профессиональное развитие личности в концепции д. Сьюпера.
  • 43. Становления субъекта труда в возрастных периодизациях в. А. Бодрова и е. А. Климова.
  • 44. Кризисы профессионального становления личности (э. Ф. Зеер, ю. Л.. Поваренков).
  • 45.Барьеры на пути профессионального развития, варианты их преодоления. Кризисы профессионального развития, обусловленные изменениями в сфере трудовой занятости.
  • 46. Виды, этапы, фазы профессиональной адаптации. Факторы и психологические механизмы профессиональной адаптации.
  • 47. Содержание понятия «профессиональное самоопределение личности». Типы самоопределения. Конфликты профессионального самоопределения. Личный профессиональный план.
  • 45.Барьеры на пути профессионального развития, варианты их преодоления. Кризисы профессионального развития, обусловленные изменениями в сфере трудовой занятости.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР (...от франц. barriere - преграда, препятствие) - психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм П. б. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей,- стыда, страха, чувства вины, тревоги, низкой самооценки. В социальном поведении П. б. представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. п., а также смысловыми барьерами (взаимонепониманием между людьми, являющимся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл). П. б. часто возникают вследствие боязни, неприятия новых методов управления (напр., с помощью АСУ), внедрения новой техники (напр., ЭВМ), новых методов и приемов труда и т. п. П. б. могут возникать при взаимодействии человека и ЭВМ (страх диалога с машиной, недоверие к выдаваемой ею результатам, нетерпение при ожидании ответа ЭВМ и др.). Все перечисленные и многие другие ситуации являются объектом изучения инженерной психологии и психологии управления.

    Существуют различные подходы к определению психологических барьеров.

    В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.

    Последователи З. Фрейда - авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.

    Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике.

    Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты (проекции, подавлению, отрицанию и т. п.) еще две - десакрализацию и комплекс Ионы.

    Термин десакрализация (desacralization) характеризует акт обеднения психической жизни из-за отказа индивида серьезно и заинтересованно относиться к ней. Комплексом Ионы (Jonah complex) А. Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому, как Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

    Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Давление группы и социальная пропаганда также могут ограничивать возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты А.Л. Свеницкий определяет психологический барьер, как «воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации.

    Л.А. Карпенко характеризует психологический барьер (франц. вarriére - преграда, препятствие) как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятствующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей»

    Вместе с тем, многие исследователи рассматривают психологические барьеры, как важнейшие компоненты целостной структуры деятельности субъекта, оказывающие существенное влияние на его развитие и становление.

    Р.Х. Шакуров считает психологический барьер универсальной категорией космического масштаба «…и постоянным атрибутом жизни, существующим везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы», он также отмечает положительное влияние препятствий на формирование характера, закалку личности.

    Говоря о роли барьеров в социальной жизни, Р.Х. Шакуров отмечает их стабилизирующую и регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности (запреты, требования, нормы, законы, обычаи, традиции), а суть барьера заключается в оказываемом им воздействии - сопротивлении, торможении, сдерживании, противодействии, блокировании и т. д.

    Понятия «барьер» и «преодоление» Р.Х. Шакуров сравнивает с системными понятиями, позволяющими кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет, в «процессе изменения научной мысли».

    Среди функций психологических барьеров Р.Х. Шакуров выделяет развивающую, т. к. «изменения, происходящие в организмах при столкновении с препятствием, способствующие мобилизации энергетических и других ресурсов, при повторных мобилизациях закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество»

    Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б.Д. Парыгин связывает актуальность проблемы, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологические барьеры, а с другой - со все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности