Способы посредством которых предмет науки называется. Методика и методология. Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик

Тема 23. Предмет и методы психологии

Вопрос № 1. Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира - это…

    инстинкт

    психика

    активность

Вопрос № 2. К методам получения эмпирических данных в психологии относится…

    метод психологической саморегуляции

  1. метод математико-статистического анализа

    эксперимент

Вопрос № 3. Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, практичные психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте, называются...

    житейские

  1. практические

    рациональные

Вопрос № 4. Изучение психики посредством устного общения называется методом…

    наблюдения

  1. беседы

Вопрос № 5. Лабораторным, естественным, констатирующим, формирующим бывает метод...

    наблюдения

    интервью

    экспериментальный

    самонаблюдения

Вопрос № 6. Познавательные процессы выполняют функцию…

    выработки оценочного отношения к миру

    отражение свойств и качеств предметов, явлений и их взаимосвязей

    регуляции деятельности

    моделирование еще не существующих ситуаций

Вопрос № 7. Основной задачей психологии является…

    изучение законов психической деятельности

    коррекция социальных норм поведения

    совершенствование методов исследования

    разработка проблем истории психологии

Вопрос № 8. К способам обработки полученных фактов относятся…

    графические методы

    контент-анализ

    рисуночные методы

    статистические методы

Вопрос № 9. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются…

    задачами

  1. методами

    процессами

Вопрос № 10. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения человека и его суждений называется…

    тестированием

    лабораторным экспериментом

    наблюдением

    естественным экспериментом

ДЕ № 6. Введение в общую психологию

Тема 24. История развития научной психологии

Вопрос № 1. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З. Фрейдом, - это…

    гуманистическая психология

    ассоциативная психология

    глубинная психология (психоанализ)

    когнитивная психология

Вопрос № 2. Созданием первой психологической системы, изложенной в тракте «О душе», является…

  1. Аристотель

Вопрос № 3. Установите последовательность в смене представлений об психике в истории становления психологии:

Вопрос № 4. Ассоциация-это связь между психическими явлениями по признакам…

    признак сходства

    признак контраста

    признак пространственно-временных отношений

    признак причинно-следственных отношений

Вопрос № 5. Установите хронологическую последовательность в возникновении научных психологических школ

    гуманистическая психология (А. Маслоу) - 4

    неофрейдизм (К. Хорни) - 3

    психоанализ (З. Фрейд) - 2

    культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский) - 1

Вопрос № 6. Расставьте в хронологическом порядке российских ученых, внесших свой вклад в развитие отечественной психологии

Вопрос № 7. Крупный вклад в развитие бихевиоризма внесли...

    К. Л. Халл

    А. Х. Маслоу

    Дж. Уотсон

    К. Р. Роджерс

Вопрос № 8. Расставьте в хронологическом порядке с позиции основного предмета психологии этапы развития психологической науки как науки о…

Вопрос № 9. Определите последовательность развития психологического знания

Вопрос № 10. Установите соответствие между основными направлениями в психологии и их основными идеями и постулатами:

человек - совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы); социальными стимулами являются другие люди
1. гештальт-психология
внутренняя системная организация целого какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей
2. бихевиоризм
знания, представления, образы и характер протекания познавательных процессов определяют поведения индивида
3. гуманистическая психология
человек - уникальная, открытая, устремленная в будущее система; он стремится свободно реализовывать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту
4. когнитивизм

ДЕ № 6. Введение в общую психологию

Тема 25. Психика и организм.

Вопрос № 1. Понятие «сила нервной системы» означает свойство нервной системы…

    характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения

    определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость

    характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения

    определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим

Вопрос № 2. Высшие психические функции, по Л.С. Выготскому…

    локальны

    опосредованы

    не имеют морфологической основы

    неопосредованы

Вопрос № 3. Основанием классификации на зрительное и слуховое выступает…

    предмет отражения

    ведущий анализатор

    характер связи с практикой

    форма существования материи

Вопрос № 4. Существующее в различных формам свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность, обозначается как…

    репродуктивность

  1. индивидуальность

    восприятие

Вопрос № 5. Решающую роль в появлении и развитии сознания сыграли…

    филогенез головного мозга

    прямохождение

    появление речи

    естественный отбор

Вопрос № 6. Морфологической и функциональной единицей нервной системы является…

    нейромедиатор

  1. нейрон

Вопрос № 7. Биологически активное химическое вещество, посредством которого осуществляется передача электрического импульса с нервной клетки через синаптическое пространство - это…

  1. нейромедиатор

Вопрос № 8. Нервная система у высокоорганизованных животных и человека по морфологическим признакам подразделяется на:

    головную и спинную

    центральную и периферическую

    симпатическую и парасимпатическую

    висцеральную и гуморальную

Вопрос № 9. Для человека и высших животных характерна___________ нервная система:

    узловая нервная система

    смешанно-узловая

    трубчатая

    смешанная

Вопрос № 10. В стрессовых ситуациях активируется ____________нервная система:

    парасимпатическая

    симпатическая

    вегетативная

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Проректор по учебной работе

    профессор____ П.Б. Акмаров

    «____»____________2010г.

    Составитель Жученко О.А.

    Ижевск

    ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

    Содержание


    Тема 1.

    Психология как наука………………………………………………………..

    3

    Тема 2.

    Психология личности………………………………………………………..

    4

    Тема 3.

    Психологические свойства, процессы и состояния………………………..

    5

    Тема 4.

    Особенности психических познавательных процессов…………………...

    7

    Тема 5.

    Психология общения………………………………………………………...

    9

    Тема 6.

    Психология малых групп……………………………………………………

    10

    Тема 7.

    Педагогика как наука………………………………………………………...

    10

    Тема 8.

    Обучение и воспитание: принципы и методы……………………………..

    11

    Тема 9.

    Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности……………………………………………………….......................

    13

    Тема 1. Психология как наука


          1. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются:
    методами;

    2. Основным способом получения новых знаний в научной психологии является: эксперимент;


          1. Психика – это предмет изучения: отечественной психологии.

          1. Изучение психики посредством устного общения называется: метод беседы;

          2. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является: Аристотель;

          3. Отрасль психологии, изучающая познавательные процессы личности, – это: общая психология;

          4. Объектом изучения психологии выступает: психика;

          5. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования: психики.

          6. Общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой, – это: психика;

          7. Метод психологии, используемый путём регистрации актов поведения, которые выявляют психические процессы, – это: наблюдение;

          1. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, – это: эксперимент;

          2. Отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, – это: возрастная психология;

          3. Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология: дифференциальная;

          4. Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения, называется: бихевиоризм;

          5. Основоположник направления психологии, считающий источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты: З. Фрейд.

          6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом: глубинная психология (психоанализ);

    1. Понятие психологии, согласно бихевиоризму, понимаемое как совокупность мышечных реакций на внешние стимулы: поведение;

    2. По мнению З.Фрейда, основной формой взаимоотношений сознания и бессознательного как частей психики человека является: конфликт;

    3. В центре … гуманистической психологии – проблема становления личности, необходимость творческой самореализации.

    4. Всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой называется: активностью;

    5. Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира, - это: психика;

    6. Автором принятой в отечественной психологии теории эволюции психики в филогенезе является: А.Н. Леонтьев.

    7. Специализированный метод психологии, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления, отличающийся стандартизированной процедурой сбора, обработки данных и интерпретацией: тест;

    8. Наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных называется: психология;

    9. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку, называется: сознанием;

    10. То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З. Фрейд назвал: бессознательным;

    11. Сознание: есть только у человека.
    28.В структуру психики не входят: образы памяти;

    29.А.Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики определил: чувствительность;

    30. Политическая психология изучает: психологические компоненты политической жизни общества; политическое сознание и поведение субъектов политических процессов.

    Тема 2. Психология личности


          1. Какие характеристики описывают человека как индивида?
    а) приятный голос; б) задатки; в) голубой цвет глаз; г) все ответы верны;

          1. Какие характеристики описывают человека как личность?
    а) целеустремленность; б) знания; в) старательность; г) все ответы верны;

          1. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами: задатки;

          2. Личностные свойства, обусловленные социально, – это: ценностные отношения;

          3. Согласно учению З. Фрейда, структура психики, выполняющая роль внутреннего цензора, источника моральных чувств, называется: супер-эго;

          4. Нижнюю сферу психики, включающую в себя влечение и импульсы, оказывающие определяющее влияние на мысли и чувства, З. Фрейд определил как: оно;

    1. Социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, определяется в психологии как: личность;

    2. Понятие самооценки используется для обозначения: оценки личностью своих возможностей, качеств;

    3. Индивидуальность личности – это: своеобразие психологических свойств человека;

    4. Человека как личность характеризуют следующие свойства: ценностные ориентации, статус, роль;

    5. Человека как индивида характеризуют: пол, возраст, конституция;

    6. В отечественной психологии личность – это: человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений.

    7. Структура личности, по С.Л. Рубинштейну, включает в себя: способности, характер, направленность;

    1. Потребности являются источником … активности личности:

    2. Потребности обнаруживаются в … мотивах, побуждающих к деятельности:

    3. Согласно концепции А. Маслоу, если удовлетворена потребность в безопасности, возникает потребность в …: привязанности, любви;

    4. «Встреча» психологической потребности с объектом внешней среды, удовлетворяющим эту потребность, называется: опредмечиванием;

    5. Способ выполнения действий называется: операцией;

    6. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования, – это: потребность;

    7. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определённой потребности, - это: мотив;

    8. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это: навык.

    9. К поведению как виду активности относится: наличие сознательного контроля;

    10. К деятельности как виду активности относится: наличие цели;

    1. Доведенные до автоматизма умения называются: навыками;

    2. Врожденными потребностями являются: витальные.

    Тема 3. Психические свойства, процессы и состояния


          1. Свойство нервной системы, определяющее способность клеток выдерживать большие перегрузки, означает: силу нервной системы;

    1. Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит: И.П. Павлову;

    2. Определите тип темперамента у ослика Иа («Винни-Пух и все, все, все»): меланхолик.

    3. Определите тип темперамента у Колобка: холерик;

    4. Определите тип темперамента у Красной Шапочки: сангвиник;

    5. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей представляет: характер;

    6. Крайние варианты нормы характера называются: акцентуациями;

    7. Специальными способностями называются те, которые связаны с: отдельными видами деятельности;

    8. Физиологической основой темперамента является: тип высшей нервной деятельности;

    9. Динамику психической жизни определяет: темперамент;

    10. Темперамент, будучи … врожденным , является базой большинства свойств личности;

    11. Тип темперамента, характеризующийся подвижностью, уравновешенностью, общительностью, – это: сангвиник;

    12. Представитель темпераментной группы, обладающий особой чувствительностью и испытывающий трудности в общении с малознакомыми людьми, – это: меланхолик;

    13. Определите тип в следующем описании личности: «Эмоционально зрелая, устойчивая, невозмутимая девушка. Серьезная. Сознательная, настойчивая, обязательная. Преобладает спокойное настроение, ее трудно вывести из себя. Уверенная в себе и своих способностях. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Общительна»: сангвиник;

    14. Наиболее значимую роль в формировании характера играют: поступки;

    15. Способности, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (математические, литературные, технические и т.д.), – это: специальные;

    16. Дети с таким темпераментом доставляют больше всего проблем учителям своей дисциплиной: холерики;

    17. Свойства темперамента являются: биологическими свойствами;

    18. Черты характера, проявляющиеся в деятельности, – это: инициативность, трудолюбие, работоспособность;

    19. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, носят характер: предметный, деятельный;

    20. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей, – это: воля;

    21. Стойкое, длительное эмоциональное состояние при большой силе чувств – это: страсть;

    22. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам… волевого процесса;

    23. Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, - это: воля.

    24. Переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей, - это: эмоции;

    25. Из перечисленных видов эмоций страстями называется: сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими переживаниями;

    26. Отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе, о реальной или воображаемой опасности, - это: страх;

    27. Какое эмоциональное состояние описано? «Около полуночи соседи М., молодые супруги, подняли возню в своей комнате, танцевали, бегали друг за другом и, наконец, упали к себе на кровать. Тонкая фанерная перегородка, отделявшая их комнату от комнаты М., при этом повалилась. От этого шума ребенок проснулся и начал дико кричать. Внезапно М. впал в резко возбужденное состояние, изменился в лице, что-то бессвязно закричал, оттолкнул от себя жену, бросился в коридор, накинулся на стоявшего соседа и нанес ему несколько ударов палкой по голове. Затем с криком побежал к себе в комнату, бросился на постель и некоторое время лежал в забытьи. Очнувшись и узнав о происшедшем, был очень удивлен, так как ничего не помнил. С избитым до этого никаких столкновений не было»: аффект.

    28. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели – это: сила воли;

    29. Какая функция воли проявляется в следующей ситуации: «Студент Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей, и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию»: побудительная;

    30. Какая функция воли проявляется в следующей ситуации: «Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был словесно оскорблен подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата «а-ля Цезарь», а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые»: тормозная;

    31. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, которому свойственно нарушение волевого контроля, – это: аффект;

    32. Функция чувств, выражающаяся в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и условиях, – это: сигнальная функция;

    33. Чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственности, – это… моральные чувства;

    34. Кто из ниже перечисленных героев относится к экстравертам: Винни-Пух; Белоснежка; Остап Бендер; все ответы верны;

    35. Кто из ниже перечисленных героев относится к интровертам: Емеля; кот Матроскин; Снежная Королева; все ответы верны;

    36. Свойствами темперамента являются указанные, кроме: аккуратности.

    37. К типологическим свойствам нервной системы относятся указанные, кроме: ранимости;

    38. Чертами характера являются указанные, кроме: впечатлительности;

    39. Что, с точки зрения психологии, из ниже перечисленных характеристик относится к способностям: способность к стихосложению; педагогические способности;
    способность к быстрому счету в уме; все ответы верны;

    1. Что, с точки зрения психологии, из ниже перечисленных характеристик не относится к способностям: способность к распознаванию запахов; способность к говорению; способность к прямохождению; все ответы верны ;

    2. Выделите из ниже перечисленных состояний чувства: радость; испуг; удивление; все ответы неверны.

    Тема 4. Особенности психических познавательных процессов


    1. Такие психические явления как память, мышление и речь относятся к: познавательным процессам;

    1. Сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется … порогом: нижним абсолютным;

    2. Способность к ощущениям имеется: у всех живых существ, обладающих нервной системой;

    3. Изменение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется: сенсибилизацией;

    4. Ощущением называется психический процесс, состоящий в: отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира;

    5. К психическим процессам относится: ощущение.

    6. К дистанционному виду рецепторов относится: зрение;

    7. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних и внешних факторов – это: сенсибилизация;

    8. Из перечисленных типов ощущений слуховые и зрительные включают только: дистантные;

    9. Отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств называется: восприятием;

    10. Произвольное восприятие: имеет социальные корни;

    11. Искаженное, неправильное восприятие реально существующих и действующих на органы чувств объектов называется: иллюзия;

    12. Восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей - это: галлюцинация.

    13. В кратковременной памяти одновременно находится в среднем: 7 элементов;

    14. Прием запоминания, заключающийся в переводе информации в стихи, строки, называется: ритмизацией;

    15. Форма воспроизведения информации, которая осуществляется при отсутствии восприятия объекта, – это: воспоминание;

    16. Вид памяти, характеризующийся способностью сохранять актуальную информацию до момента необходимости, называется: оперативная память;

    17. Памятью называется психический процесс, который заключается в: механизме фиксации информации, приобретённой и используемой живым организмом;

    18. Произвольная память предполагает: запоминание с помощью волевых усилий.

    19. Удержание информации в памяти в течение очень короткого времени относится к:
    кратковременной памяти;

    1. Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, – это: произвольная память;

    2. Какой вид памяти работает в следующей ситуации: «Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую»: оперативная;

    3. Какой вид памяти работает в следующей ситуации: «При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей»: мгновенная;

    4. По характеру решаемых задач выделяется … теоретическое и практическое ; мышление:

    5. К основным операциям мышления относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация;

    6. Коэффициент интеллектуальности есть: количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида;

    7. Мотивом, началом движения мышления становится появление … ситуации: проблемной.

    8. Мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование, является: наглядно-действенным;

    9. Мышление, опирающееся на представления и образы ситуаций и изменения в них, является: наглядно-образным;

    10. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от несущественных свойств, – это: абстрагирование;

    11. Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, – это: интеллект;

    12. Автоматический процесс перевода мыслей в слова и обратно называется: внутренняя речь;

    13. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам – это: обобщение;

    14. Вид беззвучной речи, характеризующийся предельной свёрнутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления, – это: внутренняя речь;

    15. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это: содержательность;

    16. Прием воображения, с помощью которого происходит выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, - это: типизация;

    17. Прием воображения, с помощью которого происходит подчеркивание тех или иных черт, - это: акцентирование;

    18. Воссоздающее воображение связано с созданием: образа предмета по его описанию;

    19. Прием воображения, с помощью которого происходит соединение несоединимых в реальности качеств, свойств и частей предметов, называется: агглютинация;

    20. Психический процесс, характеризующийся созданием образов на основе ранее сформированных представлений, называется: воображением;

    21. Воображение является основой … мышления: наглядно-образного;

    22. Творчество – это особый психический процесс, результатом которого являются: новые материальные и духовные ценности;

    23. Воображение, предполагающее самостоятельное создание особых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это: творческое воображение;

    24. Создаваемые в воображении образы желаемого, которые не противоречат реальной действительности и могут быть осуществлены, – это: мечта;

    25. Создаваемые в воображении образы и мысли несбыточные, противоречащие действительности, – это: грезы;

    26. Прием воображения, с помощью которого происходит прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется: гиперболизация.

    27. К активному воображению относятся: направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, направленные на способ разрешения ситуации; мечты; все ответы верны;

    28. К пассивному воображению относятся: сновидения; грезы; образы в дремотном состоянии; все ответы верны;

    29. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак:) непроизвольного внимания;

    30. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает: внимание;

    31. Примером работы какого свойства внимания является ситуация, описанная М. Горьким: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет 5 различных слов на разных языках»: распределение;

    1. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой, – это: переключаемость;

    2. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является … рефлекс: ориентационный;

    3. Само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового раздражителя, называется: непроизвольным вниманием;

    4. Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, называется: произвольным вниманием.

    5. Длительное сосредоточение внимания на объекте – это: устойчивость.

    6. Психологический процесс, проявляющийся в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности, – это: внимание;

    7. Выполнение одновременно двух видов деятельности, если одна хотя бы частично автоматизирована, – это: распределение;

    Тема 5. Психология общения


    1. Вы считаете, что мимика и жесты – это: спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; дополнение к речи; отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; все ответы верны;

    2. Невербальная коммуникация - это процесс общения с помощью: мимики и жестов;

    1. Восприятие человека человеком носит специальное название: социальная перцепция;

    2. Взаимодействие людей и обмен действиями в общении – это: интеракция;

    3. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: внешность.

    4. Большинство используемых жестов и поз: передается из поколения в поколение;

    5. Мимика и жесты, которые во всем мире значат одно и то же, то это: когда улыбаются;

    6. Коммуникация как один из аспектов межличностного общения – это: обмен информацией;

    7. Интеракция как один из аспектов межличностного общения – это: взаимодействие индивидов.

    8. Возможность подтвердить свою ценность в процессе общения относится к … функции общения: подтверждающей;

    9. Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью: языка;

    10. Невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью: жестов;

    1. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется: интимной зоной;

    2. Хронический, преходящий, ситуативный - это виды: одиночества;

    3. Строгие, определенные правила поведения, меньше интимности, больше рассудочности, - это отличие: дружбы от любви;

    Тема 6. Психология малых групп


    1. Группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым характером деятельности – это: коллектив;

    2. Референтная группа – это: группа, ценностей которой придерживается человек;

    3. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другими называется: идентификация;

    4. Определите стиль руководства. «Степан Лунин доверяет своим подчиненным и умело распределяет обязанности между ними. Степан всегда готов прислушаться к критике в свой адрес и относится к ней с юмором. Он поддерживает начинания молодых и уважает опыт старших. Ни одно дело в отделе не решается без тщательного обсуждения. Он чаще хвалит сотрудников за их маленькие достижения, чем порицает их на некомпетентность и ошибки»: демократический;

    5. Определите стиль руководства. «Максим Тернин заведует отделом рекламы и постоянно находится в поиске лучших рекламных образов и слоганов. Он то возносится к высотам творческого упоения, то погружается в бездны отчаяния. Но когда идея воплощается, от подчиненных он требует максимально точного ее воплощения в жизнь, гневается и угрожает, если замечает неточности и уклонения от намеченного им плана. Он часто конфликтует с Анной Гениной, что она не в состоянии физически приспособиться к уровню напряженности в отделе, а Геннадия Перцова сделал «козлом отпущения»: авторитарный;

    6. Поведение, при котором человек соглашается с мнением большинства вразрез со своей точкой зрения, называется: конформизм;

    7. К формальным группам относятся: пациенты одной палаты; аспиранты одного профессора; студенческая группа; все ответы верны;

    8. К неформальным группам относятся: кружок кройки и шитья; дворовые игроки в домино; мафия; все ответы верны;

    9. Социальные роли связаны с: социальным положением; поведением, которого ждут от человека члены группы; их одобряемостью или неодобряемостью в обществе; все ответы верны;

    10. Кем, на Ваш взгляд, является Карлсон? лидером;

    11. Кем, на Ваш взгляд, является Винни-Пух? лидером;

    12. Кем, на Ваш взгляд, является Иисус Христос? лидером;

    1. Идентификация, внушение, подражание, конформизм – это: механизмы социализации;

    1. Межличностные отношения членов коллектива образуют … коллектива: неформализованную структуру;

    2. Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются: межличностными;
    16.Процесс и результат включения индивида в социальные отношения называются: социализацией; развитием;

    Тема 7. Педагогика как наука


    1. Основными категориями педагогики являются: образование, воспитание, обучение;

    2. Социальная педагогика возникла на основе связи педагогики с: социологией.

    3. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека есть: развитие;

    4. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется: теорией воспитания;

    5. Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается … сравнительная педагогика.

    6. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется … социальная педагогикой.

    7. Объектом педагогики являются: все педагогические процессы и явления;

    8. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется обучением;

    9. Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется: развитием; образованием.

    10. Воспитание относится к … социальным факторам развития личности:;

    11. Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется: развитием;

    12. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется: образованием.

    13. Характеристика достигнутого уровня образованности личности определяется как результат образования;

    14. Формы образования в России: очная, очно-заочная, заочная;

    1. Центральным звеном системы образования Российской Федерации является: общее среднее образование;

    2. Школы, лицеи, гимназии относятся к учреждениям: общего образования;

    3. Основное общее образование соответствует: 5-9 классам;

    4. Университеты относятся к учебным заведениям … высшего профессионального образования;

    5. Профессиональные училища относятся к учебным заведениям … начального профессионального образования;

    6. Общеобразовательное учреждение повышенного типа с усложненной учебной программой называется: гимназией;

    7. Техникумы и колледжи относятся к учреждениям … профессионального образования: среднего;

    8. Аспирантура и докторантура относятся к учреждениям: послевузовского профессионального образования;

    9. Педагогическая профессия относится к группе профессий: человек – человек;

    10. Объектом профессиональной деятельности педагога является: человек;
    25.Специальная отрасль педагогики, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, называется: тифлопедагогика;

    26. Специальная отрасль педагогики, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется: сурдопедагогика;

    27.Компоненты педагогического процесса: цель, содержание, деятельность, результат.

    Тема 8. Обучение и воспитание: принципы и методы


    1. Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинар;

    2. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ позволяет реализовать принцип: наглядности;

    3. Учет возрастных особенностей учащихся при выборе содержания и методов обучения является примером реализации принципа … доступности обучения;

    4. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется: учебником.

    5. К дополнительным образовательным учреждениям относятся: музыкальные и художественные школы, дома детского творчества;

    1. Наиболее экономичным способом передачи учебной информации, при котором материал излагается концентрировано и логично, является: лекция;

    2. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется: семинар;

    3. К словесным методам обучения относятся: беседа, рассказ, лекция, объяснение;

    4. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется: лабораторной работой.

    5. Задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала, называется: тест;

    6. Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна: семинару.

    7. Форма обучения, предусматривающая углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся, называется: факультативом;

    8. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью: производственной практики;

    9. Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении … домашней работы;

    10. Формирование качеств личности, отвечающих требованиям общественной морали, составляет цель … нравственного воспитания;

    11. В основе нравственного воспитания лежат: общечеловеческие ценности;

    12. Сознательная деятельность человека по совершенствованию себя как личности называется: самовоспитанием;

    13. Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства составляет цель … эстетического воспитания;

    14. Развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя составляет цель … умственного воспитания;

    15. Развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам труда составляет цель … трудового воспитания;

    16. Знание и соблюдение основ здорового образа жизни составляет сущность … физического воспитания;

    17. Наказание относится к группе методов: стимулирования;

    18. Поощрение относится к группе методов: стимулирования;

    19. Поощрение как метод педагогического воздействия – это: выражение положительной оценки действий воспитанников;

    20. Упражнение относится к методам: организации деятельности и опыта ученика;

    21. К методам стимулирования и мотивации воспитанника относятся: поощрение, наказание, соревнование;

    22. Приказания, указания, инструкции относятся к: прямым педагогическим требованиям;

    23. Просьба, совет, намек относятся к: косвенным педагогическим требованиям;

    24. Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу: примера;

    25. Принципы педагогического процесса определяются как: система основных требований к обучению и воспитанию;

    26. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в училище и профессиональной школе, называется: преподавателем;

    27. Использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации принципа: формирования в единстве знаний и умений;

    28. Правильная организация количества и периодичности упражнений, учет индивидуальных различий учеников, структурирование содержания, выделение главного, обозначение логических связей, систематичный контроль – правила реализации принципа: прочности.
    34. Закономерности педагогического процесса определяются как: объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями;

    Тема 9. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности


    1. Функции семьи: репродуктивная; организация досуга и отдыха; воспитательная; все ответы верны;

    2. К объективным факторам, влияющим на развитие личности, относятся: число детей в семье; ускорение физического развития; влияние средств массовой информации; все ответы верны;

    3. Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется: репродуктивной;

    4. Семья, включающая родителей и трех детей, называется: нуклеарной;

    5. Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется: малодетной;

    6. Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к … воспитательной функции семьи;

    7. Гиперопека в семейном воспитании приводит: к нерешительности и безынициативности детей, к бунту против родительского авторитета.
    8. Психологическая деформация семьи связана с: нарушением системы межличностных отношений и асоциальными установками ее членов;

    9. Ошибочная основа воспитания детей в семье: удовлетворение всех желаний ребенка;

    Справочное издание

    Жученко Ольга Александровна

    Справочные материалы для подготовки

    к тестированию по психологии и педагогике

    Подписано в печать____

    Формат 60 х 84 1 / 16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.

    Усл. печ. л. _____ Уч. – изд. л. ____. Тираж ____ экз. Заказ № ____

    426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

    Методика и методология

    Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки - в единственном числе - можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки - не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно так же то понимание предмета психологии, которое было здесь дано, предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.

    Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития.

    Марксистская диалектика как теория познания и научная методология ставит перед научным исследованием задачу понять и отобразить объективную действительность - реальный предмет в его собственном реальном развитии и реальных, опосредующих его отношениях: "… сама вещь в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассматриваема", - формулирует В.И.Ленин первое требование диалектики. Детализируя далее "элементы диалектики", сущность которой он определяет как учение о единстве противоположностей, Ленин в своем комментарии к "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля в первую очередь выделяет следующее: "объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе), 2) вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим, 3) развитие этой вещи (respective явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь" (В.И.Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 202).

    Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий Моисеевич

    Часть 2. Теория и методология психоанализ

    Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

    Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

    Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

    ЧАСТЬ IV. Методология гуманитарных наук

    Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

    30. Интегративная методология А.В. Юревича Андрей Владиславович Юревич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, в 1979 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой

    Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

    57. Коммуникативная методология психологии В. А. Мазилова Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета. Родился в Ярославле в 1954

    Из книги Самоучитель по философии и психологии автора

    2.2. Методология консультирования Помимо общефилософской позиции, формирующей профессиональный взгляд на природу человека и логику человеческих проблем, консультирование опирается на определенную методологию, то есть систему методологических принципов, в

    Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

    Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

    Методика и методология Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.

    Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

    1. Зачем нужна новая методология? Современная наука развивается по принципу дивергенции, с каждым днем растет количество новых отраслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и практической деятельности. Разумеется,

    Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

    4. Почему это новая методология? Психософия и развиваемая ею новая методология, на наш взгляд, закономерный этап эволюции научного знания (в данной работе этот вопрос рассматривается достаточно подробно). Сейчас, кажется, уже все говорят о том, что назрела потребность в

    Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

    Глава 6. Методология консультирования семейных пар В психотерапевтической работе с семейными парами есть две исключительно важные и полезные установки, а именно: рациональное раскрытие проблемы и объективная эмпатия.Рациональное раскрытие проблемы – это установка на

    Из книги Социальная психология автора

    Становление, философия и методология трансоанализа Трансоанализ как новое направление в глубинной психологии изучает специфические возможности человека. Однако для того, чтобы обосновать трансоаналитическую концепцию и уравнять ее в правах, например, с

    Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

    8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной

    Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

    1.2. Методология и методы социальной психологии Данный вопрос, вероятно, является одним из наиболее сложных для понимания. Тем не менее постараемся в нем разобраться.Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и

    Из книги автора

    Из книги автора

    Часть I. Методология арт-терапии Красота в искусстве стоит «посредине между чувственным как таковым и чистой идеей». Фридрих

    классификация

    возможности

    ограничения

    примечания

    основные

    Наблюдение

    Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности

    1) объективное

    А)Простое , когда события регистрируются со стороны

    Б) Соучаствующее, когда исследователь включается в социальную ситуацию.

    2)самонаблюдение

    Возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Не ограничивается просто регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми.

    Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в разных условиях. При изучении явлений, в которых отношения между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами.

    Эксперимент

    Состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся испытуемые.

      Естественный

      лабораторный

    Исследователь сам вызывает изучаемые им явления; может варьировать условия эксперимента и их количественное соотношение. С помощью эксперимента устанавливаются закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

    Целесообразно только в случае, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

    Искусственность эксперимента. Аналитичность и абстрактность. Осложняющая роль воздействия экспериментатора.

    Методическое

    Средство

    для выявления

    закономерностей

    Многообрзные

    и широкое

    применение.

    вспомогательные

    Вид опросных методов применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов.

    По числу опрашиваемых

      групповая

      индивидуальная

    по процедуре

    1)анонимная

    2)персонифицированная

    Возможность охвата больших групп. Применимость к самым различным сторонам жизни. Хорошаяформализуемость результатов. Минимум влияния исследователя на опрашиваемого.

    Опосредованный характер между исследователем и исследуемым. Невозможность контролировать процесс заполнения анкеты. Проблема сбора анкет.

    Используется

    в психологии.

    психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

      Структурированная (интервью)

      Полуструктурировання

      свободная

    Позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

    Нужно знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

    стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

      Психологические (имеют множество классификаций)

      Тесты достижений

    возможностью провести испытание в очень краткое время и охватить им огромное число испытуемых

    Метод тестов не может дать характеристики способностей во всем их качественном своеобразии, которым они отличаются у каждого отдельного человека. Тест должен быть: валидным, надежным, однородным, достоверным и прогностическим.

    Понятие тест

    Джеймс Кеттел

    в конце 19 века,

    но широкое

    распространение

    получил лишь

    в первой

    половине

    Анализ продуктов деятельности

    Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

    Продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.Данные помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности. Предоставляет важный материал для клинических психологов

    Необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, продукты деятельности которых собираются и анализируются, особенности их возраста, социального положения, профессии

    4. Психологическое знание существует столько же сколько существует человечество.

    Псих. Знание первоначально формируется как знание о внутреннем мире человека и истории его познания.

    Принято выделять 3 больших этапа.

      Психология как наука о душе (6 век до н.э.-16 век н.э)

      2) психология как наука о сознание (17 век-19 век)

      Псих. Как наука о поведение, деятельности, личности и др.(20-21 век)

    АНТИЧНОСТЬ

    Основная проблема изучения души

    *поиск первоосновы

    *соотношение души и тела

    Душа и тело существуют независимо друг от друга

    Душа и тело -неразрывны

    *проблема познания

    Достижения античности:

    1)язык психологии

    2)принципы научного познания (принцип детерминизма, причинность, ничего не возникает ниоткуда)

    (принцип развития, качественного изменения)

    СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Религия-оппозиция-наука

    Ренессанс (16 век)

    Красота, гармония души и тела

    Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть - постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души»1.

    В отличие от этого, уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой

    Учение о душе

    Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их

    к материалистическому или идеалистическому лагерю.

    Так, Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное

    вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень

    подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими

    и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения

    от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами

    воздуха или атомами, непосредственно "истекающими" от предметов. Материализм

    Демокрита носил наивный механистический характер.

    Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 - 322 гг.

    до н. э.). Его трактат "О душе" - первое специально психологическое

    сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по

    психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как,

    впрочем, и целого ряда других наук.

    Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не

    считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это

    делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал

    "...Душа, - писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного

    тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть

    энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела" . Один

    привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого

    определения. "Если бы глаз был живых существом, - пишет Аристотель, - то

    душой его было бы зрение" . Итак, душа есть сущность живого тела,

    "осуществление" его бытия, так же как зрение - сущность и "осуществление"

    глаза как органа зрения.

    Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению

    психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как "подлинного

    отца будущей материалистической психологии" . Главная функция

    души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.

    Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием

    "психика": с точки зрения материалистического естествознания психика явилась

    одним из факторов эволюции животного мира (см. Лекцию 11). Что же касается

    понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно

    идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека.

    Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде

    всего Платоном (427 - 347 гг. до н. э.). Познакомимся с его взглядами

    несколько более подробно.

    Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого

    знаменитого античного философа - Сократа (470 - 399 гг. до н. э.). Почему

    эти два имени появляются вместе?

    Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной

    строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в

    форме бесед.

    Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды

    обоих этих великих философов.

    В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную

    субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа -

    начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое,

    низменное, преходящее, тленное.

    Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему

    божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь

    человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо

    различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено

    недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей

    тела. Оно мешает также чистому познанию.

    Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется

    идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

    Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей

    существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой

    совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира.

    Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще.

    То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение,

    тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир

    идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от

    влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям

    органов чувств.

    При смерти душа расстается

    с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу

    ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная

    телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

    ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры - феодализма.

    В аристотелевской психологии, которая определяла развитие учений о душе вплоть до XVII в., объектом исследования были все жизненные проявления организма. В силу этого психологическую систему Аристотеля часто называют психобиологией. В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Великие открытия и изобретения в различных областях науки и техники прокладывали новые пути научного познания. Опыт, эксперимент, индукция, математика выступают теперь средствами получения и объяснения фактов.

    Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов и методик.

    В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

    Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитии ем личности.

    К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

    Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

    Логитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

    1. Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.

    2. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.

    3. Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

    Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

    Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключение об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

    Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод. Называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

    Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними. включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий). психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы). анализ продуктов деятельности. биографический метод.


    Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

    Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

    Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

    Объективное наблюдение должно исходить из единого внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методой в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные усилия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

    Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.

    В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

    Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

    а) Определение задачи и цели.

    б) Выбор объекта, предмета и ситуации.

    в) Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.

    г) Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи).

    д) Обработка и интерпретация полученной информации.

    Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

    Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

    Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

    1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

    2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

    3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

    4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

    Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объектного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

    Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

    Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента . Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

    И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психологические процессы.

    Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

    В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

    Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как привило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

    К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы . Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактов со слов опрашиваемых.

    Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

    3. опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану.

    4. заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

    В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

    Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение человека к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок.

    Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

    Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

    Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод . Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и тд.

    К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

    Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. включают аутотренинг, групповой тренинг.

    Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

    4) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела.

    5) использование активной роли представлений, чувственных образов.

    6) Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

    Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

    Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга , то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

    В настоящее время практика группового тренинга представляют собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

    Методы обработки данных – это анализ материала. включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.