Поэты вне литературных групп и течений. м.а. волошин, м.и. цветаева. Тест по творчеству М.Цветаевой и А.Ахматовой В каком литературном направлении писала цветаева

Тест по творчеству М. Цветаевой 1 вариант

1. Где родилась М. Цветаева?

2. Первая книга М.Цветаевой -

3. Кто одобрительно отозвался о стихах Цветаевой?

1) М. Волошин 2) Н. Гумилёв 3) В. Брюсов 4) М. Шагинян

4. Особенности стиха Цветаевой

1) музыкальность 2) фольклорность 3) динамизм 4) бесконфликтность

5. Темы лирики Цветаевой 1) любовь 2) верность высоким идеалам 3) революция 4) Россия 5) народ-труженик

6. Какому русскому поэту адресованы следующие строки ?

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно-единственное движение губ...

1) А. А. Фет 2) А. А. Блок 3) С. А. Есенин 4) А.С. Пушкин

7. Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила

1) любовь к природе 2) приверженность идеалам Белой гвардии 3) любовь к мужу Сергею Эфрону

8. Высшим предназначением поэта М.Цветаева считала

1) воспевание женской доли и женского счастья

2) отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его меры, поэтическую честность

3) стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном

9. Кому из поэтов Цветаева посвятила цикл своих стихов?

1) А. Блоку 2) А.С. Пушкину 3) И. Бунину 4) Н. Гумилёву

10. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведённые строки:

Умирая, не скажу: была

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных .

1) мотив творчества 2) мотив любви 3) мотив одиночества 4) мотив любви к родине

11. Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой

1) в противопоставлении себя, русской, - всему нерусскому 2) в противопоставлении себя советской России

12. Трагичность поэтического мира Цветаевой можно объяснить

1) революцией 2) вынужденной эмиграцией 3) тоской по Родине 4) личными качествами.

13. Кому посвящено это стихотворение?

Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен -

……… - в роли монумента? Гостя каменного - он,

Скалозубый, нагловзорый ….. - в роли Командора?

О, Муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

1) А. Ахматовой 2) А. Пушкину 3) С. Эфрону 4) М. Волошину

Тест по творчеству М. Цветаевой 2 вариант

1. Где любила отдыхать семья М. Цветаевой летом? 1) В Москве 2) В Петербурге 3) В Елабуге 4) в Тарусе

2. Как назывался второй альбом М. Цветаевой, вышедший в 1912 году?

1) «Вечерний альбом» 2) «Волшебный фонарь» 3) «Волшебные звуки» 4) «Юношеские стихи»

3. С кем познакомилась М.Цветаева в Коктебеле 5 мая 1911 года?

1) с А. Ахматовой 2) с Н. Гумилевым 3) с С. Эфроном 4) с А. Блоком

4. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок:

«Птица-Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла! И да будет мне ночь – светла!»

    Тема поэта и поэзии 2. Тема природы 3. Интимная лирика

5. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой .

1) символизм 2) акмеизм 3) вне течений 4) футуризм

6. Кому из поэтов серебряного века посвящается цикл стихотворений М.Цветаева:

    А.Блоку 2) А.Ахматовой 3) А.Пушкину 4) М. Волошину

7. Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град, …! – и сердце свое в придачу»

    А.Блоку 2) А.Пушкину 3) А.Ахматовой 4) Н. Гумилеву

8. М. Цветаева оказалась в эмиграции -

1) по политическим соображениям 2) в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию 3) по другим причинам

9. С произведениями какого поэта перекликаются следующие строки из стихотворения М. И. Цветаевой?

Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей...

Свобода! - Прекрасная Дама Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, - Обедня еще впереди!

1) Н. А. Некрасов 2) А. А. Блок 3) Н. Гумилев 4) А.С. Пушкин

10. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о:

1) Киеве 2) Париже 3) Петербурге 4) Москве

11. Укажите отличительную особенность поэзии М. И. Цветаевой.

1) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества 2) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос

3) в стихах отражена история России 4) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора

12. Укажите произведение, посвящённое белой армии.

1) «Версты» 2) «Подорожник» 3) «Лебединый стан» 4) «Кармен»

13. Какому городу посвящено это стихотворение?

Семь холмов - как семь колоколов! На семи колоколах - колокольни.

Всех счётом - сорок сороков. Колокольное семихолмие!

1) Москве 2) Петербургу 3) Елабуге 4) Тарусе 5) Парижу

14. Кому посвящено это стихотворение?

Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.

1) А.Блоку 2) С. Эфрону 3) А. Пушкину 4) Н. Гумилеву

  • Месропян Сусанна Сейрановна Учитель немецкого языка 249080 Калужская область Малоярославецкий , 86.55kb.
  • Паульс Ирина Павловна, маоу дод "Детская школа искусств", Мотивилихинского района , 90.7kb.
  • Дарлин Кааманьо Локет История: Марк Боал и Пол Хаггис сценарий , 1243.06kb.
  • Сценарий конкурсной программы для ветеранов Великой Отечественной войны. «Запомни этот , 675.06kb.
  • , 184.99kb.
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Гимназия № 2 города Гурьевска

    Кафедра русского языка и литературы

    СЦЕНАРИЙ

    открытого урока литературы

    в 11 классе

    «Серебряный век русской поэзии.

    Марина Цветаева»

    Составила

    учитель русского языка и литературы

    Ломко Т. К.

    Гурьевск

    Поэты Серебряного века. Марина Цветаева.

    1. Вступительное слово преподавателя. Главная мысль: «Почему Цветаева так и не примкнула к модернистским литературным течениям?»
    Начало 20 века рождает новую литературу, новые течения, новые направления. В эпоху модернистских течений соблюдать классические традиции было невозможно. Многие известные поэты принадлежали к различным литературным течениям.

    Бунтарь по натуре, сильная личность, Цветаева трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Оставаясь неподражаемой, училась у гениев прошлого, преклонялась перед талантами современников. Но несмотря на то, что Цветаева преклонялась перед творчеством Ахматовой, Пастернака, Блока, Мандельштама, она так и не присоединилась ни к одному из направлений. В течение всего урока мы попытаемся ответить на вопрос: почему?

    У каждой поэзии есть свои истоки. И первый, кто вошёл в её жизнь с детства, был её Учитель-гений Пушкин, которому она отводила особую роль, посвятила цикл стихотворений.

    1. Цветаева и Пушкин.
      1. Звучит стихотворение «Поэт и царь» в исполнении ученика.
      2. Сообщение ученика по эссе М.Цветаевой «Мой Пушкин».

    Вопросы по эссе:

    3) Прослушивание индивидуального домашнего задания. Накануне группа учащихся (4 человека) получила задание проанализировать стихотворения Пушкина («Сожжённое письмо», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье», «Признание») и стихи Цветаевой («Горечь, горечь, вечный привкус!», «Под лаской плюшевого пледа», «Как живётся вам с другою?» «Вчера ещё в глаза глядел…», «Ты запрокидываешь голову…») по следующему плану:

    * Каково отношение лирического героя к любимому человеку?

    * Если чувства остыли, как лирический герой продолжает относиться к своей возлюбленной (возлюбленному)?

    * Какие человеческие качества выступают на первый план в этих отношениях?

    «Стихи Цветаевой остались единственным пристанищем мятущейсяя одинокой души. Там она позволяла себе быть робкой и нежной, вызывающе дерзкой и непокорной, всегда стремящейся откровенно и полно отразить себя». (И.И. Бабенко «Великая низость любви»).

      1. Работа с классом (в парах). На партах лежат отксеренные стихотворения Пушкина «Я вас любил» и Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мною». Задание. Влияние Пушкина на творчество Цветаевой несомненно. Ваша задача доказать, что в стихотворении Ц. прослеживается влияние П.

    3.Цветаева и символисты.

    Пушкинские традиции ярче всего отразились в юношеской лирике Цветаевой. Но в эпоху расцвета модернистских течений вернуться полностью к классической традиции было невозможно. Помните, в манифесте футуристов звучало: «Долой Пушкина!» Ещё учась в гимназии, Ц. публикует свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» и получает похвалы Брюсова – теоретика символизма. Волошин приходит в дом к Цветаевым, желая познакомиться с юной поэтессой. Он же вводит Ц. в круг своих друзей поэтов – символистов. Она дружит с Мандельштамом, и, как все символисты, преклоняется перед Блоком.

    Звучит стихотворение «Имя твое», посвящённое Блоку.

    Задание классу. Найдите образы, символы, присущие поэзии символистов в стихах «В огромном городе моём ночь» и «Нежный призрак».

    4. Цветаева и акмеисты.

    Посмотрим на названия стихов и циклов Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо», «Бабушке», «Стих к сыну», «Ариадна». В них биография в стихах, исповедь души, земные человеческие чувства. С поэтами какого литературного направления это её сближает? (С акмеизмом).

    С этим модернистским направлением роднит Цветаеву увлечённость поэзией Ахматовой, которой она посвятила цикл стихов. (Чтение стихотворения «Златоустой Анне»).

    Индивидуальная работа. Домашнее задание. Работа с критическими статьями.

    Сравнительный анализ стихотворений Цветаевой и Ахматовой. Что роднит поэзию Ц. и А.?

    1 Мощная краткость, сжатость смысловая насыщенность, глубокий подтекст.

    Ахматова. Стихотворение Мандельштаму.

    О, как пряно дыханье гвоздики,

    Мне когда-то приснившейся там –

    Там, где кружатся Эвридики,

    Бык Европу везёт по волнам;

    Там, где наши проносятся тени,

    Над Невой, над Невой, над Невой;

    Там, где плещет Нева о ступени –

    Это пропуск в бессмертие твой.

    Образы первого четверостишия ассоциативно связаны с античными мотивами в творчестве Мандельштама. Во втором четверостишии – образы Петербурга с последней строкой, заключающей в себе главный смысл стихотворения.

    И под медленным снегом стоя,

    Опущусь на колени в снег,

    И во имя твоё святое

    Поцелую вечерний снег.

    В этих стихах к Александру Блоку повторение слова снег превращает его в многозначный символ. В его значение входит и символика самого Блока, и холод в его облике и в облике его города, и холод дистанции, и даже погода Петербурга. Броня холода, скрывающего «тайный жар», - вот глубинный смысл этого символа. «Тайный жар» внутренне связывает Ц. с Блоком.

    1. Точность деталей у Ахматовой. Яркость, лаконичность сравнений, эпитетов у Цветаевой.
    О точности деталей у А.А. Ахматовой хорошо написала М.Цветаева «Когда молодая Ахматова в первых стихах своей первой книги даёт любовное смятение строками:

    Я на правую руку надела

    Перчатку с левой руки, -

    Она одним ударом даёт всё женское и всё лирическое смятение.

    Ещё на одну деталь обратила внимание М. Цветаева в стихотворении А.А. Ахматовой 1917 года:

    По твёрдому гребню сугроба

    В твой белый таинственный дом

    Такие притихшие оба

    В молчании нежном идём.

    И слаще всех песен пропетых

    Мне этот исполненный сон,

    Качание веток задетых

    И шпор твоих лёгоньких звон.

    «И шпор твоих лёгонький звон» - это нежнее всего, что сказано о любви» (из письма к Ахматовой).

    Цветаева «Детоубийцей на суду стою, немилая, несмелая…».

    «Как живётся вам с другою? Проще ведь? Ребром люба? Стыд зевесовой вожжою не охлёстывает лба?»

    5. Цветаева и футуристы.

    Цветаева имела тонкий поэтический вкус. Умела отличать подлинный талант, и потому многому учась у своих кумиров, смогла создать свой мир поэзии. Ещё одной страницей в её жизни было увлечение стилем футуризма. Будучи в эмиграции, поэтесса знакомится с Маяковским. Она покорена силой и новизной его стиха. Именно такой мужской, взрывной стих становится главным в её стиле. «Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!»

    Чтение стихотворения «Челюскинцы». Задание. Проанализируйте художественные приёмы, использованные под впечатлением поэзии футуристов. (Неполные предположения. Оборванность мыслей, пульсирующий ритм. Телеграфная лаконичность, неологизмы).

    6. Вывод.

    Мы проанализировали влияние на творчество Цветаевой Пушкина, символистов, акмеистов, футуристов и провели исследование: что же почерпнула Цветаева из этой поэзии? Но вопрос: почему же Цветаева не вошла ни в одно из модернистских течений? – остался. Дома вам нужно самостоятельно ответить на этот вопрос в виде эссе, развёрнутого плана, сочинения-миниатюры. А слова Брюсова, возможно, помогут вам найти ответ на вопрос.

    Повторение. Урок по разделу «Лексика и фразеология».

    1. Вступление.
    Итоговым экзаменом в 9 классе будет изложение с элементами сочинения. Многие годы, анализируя работы учащихся в 9 классе, прихожу к выводу, что особенно в сочинительной части ребята делают много речевых ошибок. Для того чтобы их избежать, нужно иметь хороший словарный запас. Цель нашего урока и пополнить словарь, и проверить, насколько он богат.

    Работать мы сегодня будем в группах. Каждый из вас может себя проявить индивидуально, сотрудничая с членами группы или во время соревнования групп.

    1. Раздел 1. «Фразеологизмы».

    Задание 1. Найти фразеологизмы, употребляемые в книжном стиле.

    • остаться с носом;
    • сложить голову;
    • бразды правления;
    • камень преткновения;
    • пальма первенства;
    • бить баклуши;
    • переливать из пустого в порожнее;
    • не смыкать очей.

    Задание выполняется на время. Побеждает группа, правильно ответившая на вопросы.

    Задание 2. Замените фразеологизм словом-синонимом.

    1 группа. З группа.

    • из мухи делать слона; * бросить якорь;
    • тянуть канитель; * пасть духом;
    • точить лясы; * не покладая рук;
    • заткнуть за пояс. * диву даваться.

      2 группа. 4 группа.

      * опростоволоситься; * не ударить в грязь лицом;

      * у чёрта на куличках; * как снег на голову;

      * ходить козырем; * пустить корни;

      * перемывать косточки. * на скорую руку.

      1 группа. 2 группа.

      Ни к городу и ни к селу – Дитя моё…

      Езжай, мой сын, в свою страну – Моё? Её -

      В край – всем краям наоборот. Дитя! То самое быльё,

      М. Цветаева. Которым порастает быль.

      М. Цветаева.

      3 группа. 4 группа.

      Был тихий вечер. Нами

      В воздухе пахло. лирика

      Соловей пел во всю Ивановскую. в штыки

      А. П. Чехов. неоднократно атакована.

      Ищем речи

      Точной и нагой.

      Но поэзия -

      Пресволочнейшая штуковина:

      Существует –

      И ни в зуб ногой.

      В. Маяковский.

      Задание 4. Что означают данные фразеологические сочетания? Задание выполняется на слух.

      Метать бисер перед свиньями 1) пытаться угодить кому-либо;

      Кто не может понять или не хочет

      Понять это.

      3) что-то делать бесцельно.

      Остаться с носом

      1. не получить того, на что рассчитывал
      2. быть обманутым.

      Делать что-то через пень колоду

      1. редко, с перебоями;
      2. плохо, небрежно;
      3. с большими перерывами.
      Пускать пыль в глаза
      1. запутывать, вносить неясность;
      2. создавать ложное о себе впечатление в чьих-либо глазах;
      3. преувеличивать.

      Семь пятниц на неделе

      1. у кого-либо много свободного времени;
      2. кто-либо работает очень мало;
      3. у кого-либо часто меняются планы, решения, настроения.

      Раздел 2. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

      Задание 1. Расположите синонимы к существительному «стыд» по степени ослабления признака. Написать сочинение-миниатюру любого жанра, употребив эти синонимы. Пишет каждый, зачитывается лучшее по решению группы..

      • смущение;
      • смущенность;
      • конфуз;
      • замешательство

      Задание 2. Найти антонимы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее всех выпишет антонимы в тетрадь.

      1. Работа 5. Влажный.
      1. дело 1) сухой
      2. забава 2) сырой
      3. деятельность 3) мокрый
      1. Буря 6. Тащиться
      1. ураган 1) плестись
      2. затишье 2) бежать
      3. вихрь 3) ехать
      1. Аккуратный 7. Прохладно
      1. опрятный 1) тепло
      2. неряшливый 2) свежо
      3. чистый 3) ветрено
      1. Бранить
        1. ругать
        2. спорить
        3. хвалить

      Задание 3. Составить словосочетания с паронимами. Род менять можно.

      Группа 1.

      Военный – воинственный;

      Землистый – земляной;

      Водяные – водные;

      Горские – горные.

      Группа 2.

      Ледяные – ледовые;

      Нетерпимые – нестерпимые;

      Глинистая – глиняная;

      Гордость – гордыня.

      Группа 3.

      Родить- роднить;

      Невежа – невежда;

      Исполнительный – исполнительский;

      Искусный – искусственный.

      Группа 4.

      Дружественный – дружеский.

      Непонятный – непонятливый.

      Масленые – масляные;

      Усвоить – освоить.

      Подведение итогов.

    (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).
    Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компроментацией реальстических принципов художественного образа у парнасцев, натуралистов и в беллетристическом романе 20ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, С. Малларме и других Принципы символизма в той или иной мере нашли отражение в творчестве А. де Ренье, М. Метерлинка, П. Валери, Г. Гофмансталя, С. Георге, Р.-М. Рильке и других.
    Наиболее общие черты доктрины символизма: искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий; музыкальная стихия — праоснова жизни и искуства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средне-вековому искусству в поисках генеалогического родства. Символизм как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры. Идеалистическая доктрина символизма принадлежит к кризисным явлениям, нг творчество его крупных художников несет общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов.
    Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»), однако обрело национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.
    Выступления на рубеже 80-90-х гг. Н. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и других отразили общедекадентские тендеции как следствие кризиса либеральных и народнических идей. Но приход в литературу В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба и особенно «третьей волны» русского символизма в начале 20 века (И. Ф. Анненского, Вяч. И. Иванова, А. А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса и других) привратил символизм в самостоятельное литературно-философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни, идейный смысл которого не сводим к декаденству (организационные центры — издательства «Скорпион» , «Гриф» и «Мусагет» , журналы «Весы» , «Золотое руно» , частично «Мир искусства»). Русские поэты-символисты с мучительной напряженностью переживают проблему личности и истории в их «таинственной» связи с «вечностью», с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности для них — показатель общего трагического состояния мира, резонатор природных и подпочвенных исторических стихий и вместилище пророческих предощущений близкого обновления. При этом символизм нередко мыслится как «жизнетворчество», выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, между художников и народом.
    Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотыорений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

    Тесты по творчеству М.И.Цветаевой

    11 класс

    Подготовила учитель

    русского языка и литературы

    Печказова Светлана Петровна

    Чамзинка

    Пояснительная записка

    Тесты по творчеству М.И.Цветаевой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

    К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

    Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.

    Критерии оценивания:

    «5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

    «4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

    «3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

    «2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

    Вариант I. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой

      Основателем какого музея был отец М. Цветаевой: А. м узея изобразительных искусств в Москве, Б. Русского Музея в Санкт-Петербурге, В. Третьяковской галереи

      Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала: А. воспевание женской доли и женского счастья, Б. отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность, В. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном

      Для М. Цветаевой было характерно: А. ощущение единства мыслей и чувства творчества, Б. отчужденность от реальности и погруженность в себя, В. отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира

      Лирический герой М. Цветаевой тождественен личности поэта:

    А. да, Б. нет

      Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

    А. в противопоставлении себя, русской, всему нерусскому, Б. в противопоставлении себя Советской России, В. в непонимании и непринятии революции

      Кому из поэтов «серебряного века» посвящает цикл стихотворений М.Цветаева: А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку

      Кому из поэтов посвящены строки «В певучем граде моем купола горят. / И Спаса светлого славит слепец бродячий. / И я дарю тебе свой колокольный град, / ..! и сердце свое в придачу»:

    А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку

      Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок: «Умирая, не скажу: была, / И не жаль, и не ищу виновных. / Есть на свете поважней дела / Страстных бурь и подвигов любовных» :

    А. теме природы, Б. интимной лирике, В. к теме поэта и поэзии

      Марина Цветаева оказалась в эмиграции: А. по политическим соображениям, Б. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию, В. по другим причинам

      Марина Ивановна Цветаева: А. умерла от неизлечимой болезни, Б. была убита во время Великой Отечественной войны, В. покончила жизнь самоубийством

      Укажите, какому литературному направлению принадлежало творчество Цветаевой: А. акмеизм, Б. футуризм, В. вне течений

    КЛЮЧ

    Вариант II. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой

    «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.)

    Кто создан из камня, кто создан из глины,

    А я серебрюсь и сверкаю!

    Мне дело - измена, мне имя - Марина,

    Я - бренная пена морская.

    Кто создан из глины, кто создан из плоти -

    Тем гроб и надгробные плиты...

    - В купели морской крещена - и в полете

    Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

    Пробьется мое своеволье.

    Земною не сделаешь солью.

    Дробясь о гранитные ваши колена,

    Я с каждой волной - воскресаю!

    Да здравствует пена - веселая пена -

    Высокая пена морская!

    2. Ведущей темой стихотворения является тема: 1) любви и долга, 2) родины и судьбы, 3) природы и человека, 4) поэта и его судьбы

    3. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное в поэтической строке «Пробьется мое своеволье»: 1) метафора, 2) метонимия, 3) сравнение, 4) эпитет

    4. В чём особенности композиции данного стихотворения:

    1) кольцевая, 2) циклическая, 3) зеркальная, 4) без особенностей

    1) видит свою связь с прозаической землей, 2) сопоставляет себя с пеной морской,3) прислушивается к мнению окружающих, 4) думает о смерти

    6. Стихотворение вошло в сборник: 1) «Вечерний альбом», 2) «Волшебный фонарь», 3) «Стихи к Блоку», 4) «Версты»

    7. Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская!»: ___________

    8. Назовите риторический вопрос, выражающий сомнение лирической героини: ________________

    9. Как называется синтаксический прием, использованный в строчке «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети…»: _________________

    10. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________

    КЛЮЧ: 1

    Вариант III. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой

    «Откуда такая нежность» (1916 г.)

    Откуда такая нежность?

    Не первые - эти кудри

    Разглаживаю, и губы

    Знавала темней твоих.

    Всходили и гасли звезды,

    Откуда такая нежность?-

    Всходили и гасли очи

    У самых моих очей.

    Еще не такие гимны

    Я слушала ночью темной,

    Венчаемая - о нежность!-

    На самой груди певца.

    Откуда такая нежность,

    И что с нею делать, отрок

    Лукавый, певец захожий,

    С ресницами - нет длинней?

    1. К какому типу лирики относится данное стихотворение:

    1) пейзажная, 2) патриотическая, 3) любовная, 4) гражданская

    2. Ведущей темой стихотворения является тема:

    1) любви, 2) родины, 3) природы, 4) свободы

    3. Как называется синтаксическое средство, использованное в строке «Откуда такая нежность?»: 1) риторический вопрос, 2) анафора, 3) антитеза, 4) синтаксический параллелизм

    4. Какая строфа состоит только из риторических вопросов:

    1) первая, 2) вторая, 3) третья, 4) четвёртая

    5. Лирическая героиня стихотворения:

    1) равнодушна к любви, 2) не понимает причины нежности возлюбленного, 3) боится потерять возлюбленного, 4) мечтает о новой любви

    6. Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («Всходили и гасли очи / У самых моих очей»): _________________

    7. Назовите строку, которая раскрывает особенности восприятия лирической героини: ________________

    8. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «отрок лукавый», «певец захожий»: _________________

    9. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________

    10. Кому посвящено данное стихотворение: _________________

    КЛЮЧ: 1

    Использованная литература:

      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

      Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

      Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

      Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

      Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

    Русская поэзия это жемчужина мировой культуры. Она играет радужными красками под лучами солнечного света на протяжении многих веков. Но не всегда светит яркое солнышко. Иногда на небе появляются тучи, и жемчужина выглядит не так ярко, но при этом не теряет своей первозданной красоты. Так и в русской поэзии были исторически этапы, когда на небосклоне преобладает пасмурная погода. Начало двадцатого века стал поистине ренессансом русской поэзии, ее серебряным веком. Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева – эти имена знают во всем мире. Именно эти поэты составляют золотой фонд такого течения в литературе, как акмеизм. Одна их творческая деятельность была напрямую связана с теми реформационными процессами, которые происходили в России. Высказывая свое мнение, они оказались не востребованными новой власть, и на несколько десятилетий творчество этой плеяды талантов было незаслуженно предано забвению. В начале девяностых годов творчество акмеистов стало привлекать внимание миллионов. Начали печать произведения Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Николая Гумилева, и еще многих незаслуженно преданных запрету поэтов акмеистов. О каждом из вышеперечисленных поэтов можно писать романы, их судьба, жизнь и творчество полны драматических страниц и наполнены любовью к Родине. Мы же в данной статье не будем отправляться в кругосветное путешествие по волнам русской поэзии, а окунемся в волшебный мир Марины Цветаевой. Причем поставим перед собой задачу не рассказать уважаемым клиентам, которые читают журнал Парусник, о этапах творчества поэтессы, а попытаться понять мотивы жизни и литературной деятельности Марины Ивановны. Ведь журнал о парусниках тесно связан с именем поэтессы, Марина в переводе с греческого языка – морская. Все наверно вспомнили знаменитые строчки одного из произведений Марины Цветаевой.


    Судьба и творчество Марины Цветаевой, начало пути


    Чтобы понять, почему творчество Марины Цветаевой было незаслуженно забыто, нужно осознать деятельность поэтессы, понять ее мысли и почувствовать сердцем. Для этого рассмотрим основные периоды жизни поэтессы. Родилась Марина Ивановна в семье, где ценили Родину и ее культуру. Больше влияние на формирование характера поэтессы оказал отец - Иван Владимирович, который был профессором. Одной из его заслуг перед отечеством было открытие в Москве одной из лучших по тем временам музейных экспозиций – Румянцевского музея. Многие исследователи считаю, что наибольшую роль в воспитании дочери играла мать, но все – таки на подсознательном уровне основные моральные и этические принципы Марине Цветаевой передались от отца. Судьба внесла свои коррективы. Мама довольно часто болела, поэтому и росла дочка в постоянных переездах с места на место, из государства в государства, впитывая в себя культуру народов и тоску по родине. Поэтесса начала свой творческий путь довольно рано, первые, известные исследователям произведения, были написаны в шестилетнем возрасте, причем на нескольких языках. Важное влияние на формирование Марины Цветаевой, как поэтессы, оказало полученной ей образование. Училась Марина Иванов в Москве, созерцая просторы своей Родины, затем в Швейцарии, среди альпийских лугов и белоснежных шапок гор, Германии с ее педантичным подходом в жизни, а в шестнадцать лет в ее судьбе появился Париж, со всем своим шармом и обаятельностью. Творчество и судьбу Марины Цветаевой условно можно разделить на четыре этапа. Первый этап это период до Первой мировой войны. Второй -это Первая мировая война, Революция и Гражданская война. Третий этап - это творчество поэтессы в эмиграции, и четвертым, заключительным этапом является возращение на родину.


    Этапы творчества Марины Цветаевой


    Изучать творчество Марины Цветаевой, это все равно что отправится в кругосветное путешествие по огромному океану, и это путешествие вызывается самые глубокие чувства, и слезинки невольно скатываются по щекам от той трагедии, и яркой, как сверкание далеких звезд,жизни и судьбы поэтессы. Но остановимся на периодах творчества. Начальный период творчества Марины Ивановны характеризуются юношескими, по настоящему чистыми переживаниями, первыми чувствами и разочарованием. Многие отмечали талан, но не хватало эмоциональной законченности и совершенства в строчках, которые лились из-под ее пера. Это был Вечерний альбом, который включал в себя сто одиннадцать, специально отобранных стихотворений, и скажем так - дебют удался, критики по достоинству оценили труд юной поэтессы. Суть начального периода творчества поэтессы заключается в описание безмятежного и чарующего детства и утрате целостности личности, а также первых любовных переживаниях. Второй этап связан с событиями, который развивались в период Первой мировой войны. У Марины Цветаевой проявляется еще одна из граней творчество – драматургия. А поэзии становится твердой и осмысленной, это уже не журнал о парусниках и беззаботном детстве, это поэзия состоявшейся женщины. Третий этап творчества является горькой и трагической страничкой в судьбе поэтессы. Связан он с революцией и гражданской войной, а также последующей эмиграцией. Тоска по Родине, даже можно сказать, потеря родины, той которую она знала, отразился в творчестве Марины Цветаевой. Вся боль и горечь утраты ощущается в произведениях поэтессы, которые были созданы в двадцатые и тридцатые годы двадцатого века. Чувство глубокого патриотизма и откровенной, чистой и искренней любви к родине оказалось не востребованным у эмигрантов и западноевропейских обывателей.


    Знаю, умру на заре - трагизм в творчестве и жизни Марины Цветаевой


    Заключительным этапом в творчестве Марины Цветаевой стало возращение на родину после длительной эмиграции. Творчество поэтессы было под запретом, издавать ее произведения запрещалось. Со всех сторон раздавалась безжалостная критика. Поэтесса оказалась не востребована на родине, а некоторые, особо одаренные критики, обвиняли Марину Ивановну в отсутствии таланта и бездарность. Тяжелые события, связанные с арестом дочери, расстрелом мужа в этот трагический период в жизни, нашли свое отражение и в творчестве. Скиталец, потерявший родину так же трагически и погиб. Никто не знает, где похоронена поэтесса. Журнал Парусник проводил исследования, с целью установить место захоронения - безрезультатно. Но память о творчестве Марины Цветаевой всегда в наших сердцах.


    Анна Ахматова – рождение звезды.


    Одной из ярких представительниц поэзии Серебряного века русской литературы была Анна Ахматова. Благодаря ей, и ее мужу Николаю Степановичу Гумилеву мир узнал такое направление в литературе, как акмеизм. Анна Андреевна прожила яркую и трагическую жизнь. Ей суждено было стать свидетельницей многих эпохальных событий в истории государства Российского, пережить личную трагедию, выразив свои чувства в поэзии, своего рода драматической любовной лирики. Как же появилась звезда такой величины на небосклоне российской поэзии? В данной статье рассмотрим основные этапы становления Анны Ахматовой как человека и поэтессы, а также попытаемся осознать весь трагизм ее судьбы. Родилась поэтесса в конце девятнадцатого века, а умерла в середине двадцатого. На период ее жизни пришлось две революции, две мировых войны и братоубийственная гражданская война в самой матушке России. Все эти события наложили неизгладимый отпечаток не только на судьбу поэтессы, но и на ее творчество. Но обо всем по порядку. Дата рождения Анны Андреевны известна истории, не будем уточнять, скажем, лишь, что родилась она на северо-западном Причерноморье, рядом с Южной Пальмирой – Одессой мамой. А когда малышке исполнился годик, начался новый этап в жизни будущей поэтессы, и она с берегов Черного моря вместе с родителями переехала к берегам Балтийского моря в город, который является и по сей день жемчужиной мировой архитектуры и бриллиантом культурного наследия России – Царское Село. Детство и юность Анны Андреевны происходило именно в этом городе, что, несомненно, сказалось на ее творческой деятельности. Как и образование, которое она получила, окончив женскую гимназию в Царском Селе, а затем и гимназию в Киеве на берегах Днепра. Затем были высшие курсы в Киеве и Санкт-Петербурге. Так происходило становление поэтессы


    Начало литературной деятельности


    Несомненно, две великие личности как звезды и созвездия с разными полюсами притягиваются к друг другу, влекомые неизвестными силами, которые кто называет судьбой, а кто роком или божьим благословением. Но об этом немножко позже. То, что Анна Андреевна была человек из княжеского рода известный факт. Когда в одиннадцать лет поэтесса написала свое первое стихотворение, то в ее судьбу вмешался отец, поэтому и знаем мы Анну Андреевну не как Горенко, по имени отца, а как Ахматову. Ахматовой звали бабушку поэтессы Прасковью Федосеевну, которая принадлежала к старинному дворянскому роду Ахматовых, которые еще Петру I знатную службу служили. Со стороны матери Анне Андреевне досталась славная и знатная биография, ведь мама происходила из знатного татарского рода Чагадаевы, которые были знатными князьями, присягнувшими на верность русскому царю батюшке. Вот такой был ребенок, дочка двух известных дворянских родов. Но причем здесь притяжение двух звездных созвездий спросите вы? А мы вам ответим. Судьба изменчива и непредсказуема. Вот и в жизни Анна Ахматовой встретился человек, и не просто человек, а звезда первой величины, которого звали Николай Степанович Гумилев. Да тот самый. Именно он основал течение акмеистов, а помимо того что был поэтом отменным, так еще и путешественником знатным был. А закончилась это романтическая история, или можно сказать началась, браком между Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. И в скорости родился сынишка, которого назвали Львом. Но об этом ниже. А год рождения сына совпал с годом выпуска первого сборника поэтессы, который назывался Вечер, вот такой был знаменательный тысяча девятьсот двенадцатый год. Правда отметим тот, факт, что публиковались произведения поэтессы и ранее. В тоже время еще одним важным событием, которое повиляло на творчество поэтессы, было знакомство с Амадео Модильяни.


    Злой рок России и звезда Анны Ахматовой.


    До первой мировой войны поэтесса издала свой второй сборник, который назывался Четки. Одна семья два великих поэта акмеиста, Серебряный век русской литературы. Кто думал, что сказка закончится трагедией. В это время творчество Анны Ахматовой представляло собой любовную лирику. Воспоминания о детстве способствовали написанию первой поэмы поэтессы, которая называлась У самого моря. А затем Первая мировая война. Николай Степанович уходит на фронт, семейная жизнь дала трещину. Данные события нашли свое отражение в третьем сборнике Анны Ахматовой, который назывался Белая стая. А события набирали свой ход, как снежный ком накатываясь на поэтессу. Революция, гражданская война, развод с мужем, и дальнейшая трагическая гибель Николая Гумилева, который был расстрелян по обвинению в заговоре. Между этими событиями вышло еще два сборника поэтессы. Но трагические события еще не достигли своего апогея. Это был только полуоткрытый занавес в судьбе поэтессы. В тысяча девятьсот тридцать восьмом году арестовали сына Анны Ахматовой – Льва Гумилева. Нет, он не повторил судьбы своего отца. Но об этом немножко позже. Период двадцатых – тридцатых годов для Анны Ахматовой, был период практически полного забвения. Новые произведения поэтессы не печатали, а старые не перепечатывали, много из творчества поэтессы было утеряно. В этот момент Анна Андреевна находит в себе силы и пишет свою знаменитую поэму – Реквием и шестой сборник своих произведений. В личной жизни поэтессы, казалось бы, нет конца в темном тоннеле. Лев в тюрьме с Пуниным рассталась, а тут еще и началась Вторая мировая война. Лев Николаевич отсидев свой срок, ушел добровольцем на фронт, достойный сын своих родителей, воевал не за власть, которая его незаконно осудила, а за Родину, что говорит о его высоком патриотизме.


    Последние годы жизни поэтессы.


    Особое место в творчестве Анны Ахматовой занимает послевоенный период. Льва Николаевича, отблагодарила, и посадили в очередной раз в тюрьму. А Анна Андреевна была исключена из Союза советских писателей. Ради спасения сына был издан сборник, который поэтесса в дальнейшем игнорировала, и не признавала, назывался он Слава миру. Но жизнь не всегда берет, бывают и подарки судьбы, которые как капля живительной влаги спасают жизнь уставшему путнику в пустыне. Пятидесятые годы стали благоприятным периодом в жизни Анны Ахматовой. Освободили сына, Льва Гумилева. Восстановили поэтессу и в Союзе советских писателей. Правда, с сыном отношения в том момент были напряженным. Шестидесятые годы двадцатого века стали периодом всемирного признания творчества поэтессы. Так закончил путь Анны Ахматовой.