Постановка звуков «К, Г, Х. Логопедическое занятие "Постановка звука " Закрепление звука г

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).

При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К.

При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Постановка звука [к]

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически

механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

Аналогична постановка звука [г] от ДА; [х] от СА.

Для постановки заднеязычных звуков рекомендуют: - "покашлять" и под зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)

Постановка звука [г]

Постановка звука /Г’/ по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К

Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».

Постановка звука [х]

Постановка звука /Х/ по подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

4. «Горка»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим - горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

У ребёнка не получаются звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"]

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К"]. Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г"], хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х"]. Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т"], [д], [д"], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К"] [Г], [Г"] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х"] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса . А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

9. Звуки [Х], [Х"]

Остались не поставленными звуки [Х], [ Х" ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.

II этап работы проводится как часть занятия.

Тема. Уточнение произношения звука г.

Цель . Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.

Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.

Подготовительная работа . Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.

Подобрать для занятия картинку.

Игра «Гуси» в детском садй

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...» Он продолжает: «По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: «гоп-гоп-гоп...» Как они стали прыгать через канаву?» Дети: «гоп-гоп-гоп...» Потом дети делятся на 2 группы. Одна изображает гусей. Дети ходят и говорят: «га-га-га». Другая изображает пастушков. Когда дети подходят канавке (перевернутой скамейке), пастушки говорят: «гоп-гоп-гоп». И гуси прыгают. Затем участники игры меняются ролями.



Методические указания. Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га-га, гоп-гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук г был звонким.

III этап работы (проводится вне занятия)

Тема . Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.

Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.

Предшествующая работа

Проведено уточнение произношения звука г.

Подготовительная работа

Продумать, кого назначить пастухом: сначала надо назначить тех, кто сможет дать правильный образец речи, а потом тех, кому необходимо закрепить произношение звука г.
Игра «Волк, пастух и гуси»
Краткое описание
Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?
Гуси. Га-га-га. Мы из дома.
Пастух. Гуси-гуси, вы куда?
Гуси. На луга, на луга.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, идите на луга.
(Гуси ходят и щиплют травку.)
Пастух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.
Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

Методические указания

Следить, чтобы дети произносили текст громко, четко, но не кричали.

1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (сопряжено и отражено).

2. В трудных случаях используется механический способ от звука Д с зондом, шпателем или пальцем (логопеда, ребенка):

ДА-ДА-ДА - ДЯ-ДЯ-ДЯ - ГЯ-ГЯ-ГЯ - ГА-ГА-ГА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Г

1. Прямые слоги:

а) га-га - га-га-га б) га-го-гу-гы

го-го - го-го-го го-гу-гы-га

гу-гу - гу-гу-гу гу-гы-га-го

гы-гы - гы-гы-гы гы-га-го-гу

2. Слова с прямыми слогами:

а) гага бумага б) год вагон

гавань вьюга годик выгон

гадание угадать годок коготь

гадюка дуга годен ноготь

гайка книга говядина одногодки

гамак минога Гога огонь

гамма навага гобой огонек

гать наган гоготать погоди

Ганя нога гомон погода

гадать попугай гонг погодки

гадание тайга гон погоны

Ганг пугать гонит погонять

агат юнга гонка угон

Агата нагайка гопак угодить

Агафон отгадка готов фагот

Агафья яга готовить ягода

в) губы, губка, гудок, гудеть.

3. Слоги со стечением согласных :

гда-гдо-гду-гды гва-гвд-гву-гвы

гдо-гду-гды-гда гво-гву-гвы-гва

гду-гды-гда-гдо гву-гвы-гва-гво

гды-гда-гдо-гду гвы-гва-гво-гву

гна- гно-гну-гны агн-огн-угн-ыгн

гно-гну-гны-гна огн-угн-ыгн-агн

гну-гны-гна-гно угн-ыгн-агн-огн

гны-гна-гно-гну ыгн-агн-огн-угн

гма-гмо-гму-гмы мга-мго-мгу-мгы

гмо-гму-гмы-гма мго-мгу-мгы-мга

гму-гмы-гма-гмо мгу-мгы-мга-мго

гмы-гма-гмо-гму мгы-мга-мго-мгу

4. Слова со стечением согласных :

гнать гной гну где

выгнать гнойник гнуть когда

угнать гнойный гнутый Гвинея

обогнать гном выгнуть Гвидон

отогнать гномик подогнуть пингвин

гнев гантели* город* град*

гневить гобелен* дорога* игра*

гневный гольфы* народ* гроза*

гнедой телега* пирог* гром*

гнить фляга* радуга* груша*

5. После отработки произношения слогов и слов проводятся лексические, грамматические и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звук К .

6. Упражнения с разрезной азбукой - игра «Отгадай слова из данных букв»:

ОМГН -(гном) ААННГ - (наган)

ГНОА - (нога) ГБМААУ - (бумага)

ААГМК -. (гамак) ГПДООА - (погода)

ОАГПК - (гопак) ОГД - (год, дог)

ВНГОА - (вагон) ИАКНГ - (книга)

ЬООГН - (огонь) ДАГОЯ - (ягода)

ГНУО - (угон) КГЙАА - (гайка)

ГНЮА - (юнга) ДАГОК - (когда)

БГАУ - (губа) ИИВНГПН - (пингвин)

ГДУА -(дуга) УОГБЛЬ - (голубь*)

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

гнуть дугу догонять бегунов

обогнать гнома обогнать бегуна

отогнать гадюку бегать на выгон

пугать пингвинов отогнать вагоны

подогнать телегу* погонять нагайкой

готовить говядину пугать нагайкой

отгадать книгу пугать наганом


бегать в тайгу за ягодами пугать попугаев

угадывать погоду угодить Агафону

гудеть на гобое готовить вагон

догонять пингвинов гоготать в гавани

8. Работа с фразой:

а) договаривание предложений словами на Г:

Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага) .

Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы) .

Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга) .

Агафон закручивает (винт, гайка) .

Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг) .

Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога) .

На берегу моря бушует (вода, огонь) .

Из комнаты слышен детский (смех, гомон) .

Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак) .

Папа повесил на двух дубах (качели, гамак) .

Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).

В клетке живут два веселых (щегол, попугай) .

Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).

У Инги болит (ухо, зуб, нога) .

Инга и Ганя - (соседи, одногодки) .

б) преобразование деформированной фразы:

пингвин у пингвиненок - У пингвина пингвиненок.

тайга нет в попугаев -

кнут Агафья гнать гуси* -

ягоды Агафон по идет тайга в -

гудок в гудит гавань -

Ганя говядина котлеты из готовить* -

Инга бумага ногтем сгибать -

Игорь тупик вагоны отгонять в* -

Ганя год один -

Инга годик два -

Агата книга покупать новая -

компот мама готовить ягодный -

пингвин пингвинята гнать вода в -

гномы дети пугать -

Инга Ганг идти гулять на -

Гога в отдыхать гамак -

гавань в дети бегать -

9. Чисто- и скороговорки, рассказы .

Я бегу, бегу, бегу,

отдыхая на бегу.

Год бегу, два бегу ~

догнать годы не могу.

Я и Гога, мы вдвоем

в тайгу по ягоды идем.

Мама, ноги у меня

Бегут, будто два коня.

Га-га-га - дайте Гане пирога,

Дайте Гане пирога,

Пирога из творога.

Гу-гу-гу - сидит гном на берегу,

Сидит тихо - ни гу-гу*.

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит*.

В огороде гуси ущипнули Люсю,

и болела долго у нее нога.

-Я вам, злые гуси! -

погрозила Люся.

А они в ответ ей: «Га-га-га!»*.

Бабка-угадка,

отгадай отгадку.

Гуси

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна*.

«Постановка звука [Х]»

Тема: постановка звука « Х »

Цел ь :

Коррекционно- образовательные :

Формирование правильного произношения звука [ х ];

Уточнение произносительного образа звука [ х ];

Коррекционно-развивающие:

Развитие мелкой моторики;

Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме;

Развитие плавного длительного выдоха;

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительного отношения к занятиям.

Ход занятия

    Организационный момент.

Послушай, внимательно слова – ХАТА, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХОЛОДИЛЬНИК, ХОККЕИСТ? Первый звук, который мы слышим во всех этих словах – это звук [ x ]. И c егодня мы познакомимся с ним.

2. Основная часть.

Для того что бы суметь правильно произнести этот звук, нужно подготовить язычок и губы. Выполним упражнения.

Артикуляционная гимнастика

1. «Накажем непослушный язычок» - Язык распластан на нижней губе, шлёпаем его губами: «Пя-пя-пя».

2. «Лопаточка» - Под счёт до 5 - 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе.

3. «Чистим нижние зубки» . Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом сверху вниз.

4 . «Прятки». Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

5. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

К нам в гости пришёл гость, а чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

Кто это? Правильно, хомячок.

А ты хочешь попробовать стать хомячком? Сначала нужно надуть щёчки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта.

Постановка звука «х»

А теперь нам хомячок расскажет, что же нужно делать, что бы правильно произносить звук [х]:

Губки и зубки свободны;

Кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Звук «х» – твердый, глухой, согласный.

Символ звука: дедушка храпит: XXX....

Давай теперь попробуем правильно произнести звук.

Физкультминутка.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух.

Ку-ка-ре-ку!

Развитие фонематического слуха

А сейчас хомячок хочет с тобой поиграть.

Послушай слова и когда услышишь слово, в котором есть звук «х», то хлопни в ладоши: СТОЛ, МУХА, КОТ, ХАТА, ПЕТУХ, РУКА, ГУСЬ, НИТКИ, МОХ, САХАРНИЦА.

Молодец! Хомячку пора уже уходить, давай с ним попрощаемся.

Закрепление произношения изолированного звука

Игра «Погреем ладошки» (при широко открытом рте)

Ещё совсем недавно на улице была зима. Что бывает с руками на улице зимой?

Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднеси ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х].

Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал?

    Итог занятия.

Какой звук мы учили?

Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?

Кто приходил к нам в гости?

Постановка звука [г], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Ребенку предлагаются предметные картинки и квадрат. Он должен выбрать картинки квадратной формы.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Угадай слово». Ребенку предлагаются четыре картинки (василек, обруч, дом, арбуз) и карточка с четырьмя пустыми клетками. По первым звукам слов, изображенных на картинках, ребенок должен составить новое слово, поместив буквы в пустые клетки.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.

2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Для языка: выполнить упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Кормим птенчика», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов:

«птка - птко - птку - пткы- пткэ»; «тпка- тпко - тпку- тпкы- тпкэ».

Постановка звука [г]

1. По подражанию.

Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [к] и [г] отличается вибрацией голосовых складок (я этого руку ребенка положить на гортань логопеда).

2. Механическим способом.

Произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его в глубь ротовой полости.

Итог занятия

Отмечаются достижения ребенка.