Мировая художественная культура культура древнего рима. Изобразительное искусство древнего рима Характерные особенности живописи

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на
три основных периода:
1. Искусство до римской Италии (3 тыс. до н. э.- 3 в. до н. э.);
2. Искусство Римской республики (3-1 вв. до н. э.);
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. - 5 в. н.э.).

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем
скульптура. Римские дворцы, общественные здания,
амфитеатры украшались скульптурами, настенными
росписями, мозаикой и картинами.
Основными живописными сюжетами были мифы.
Но только мольбертная живопись считалась искусством -
в отличие от ремесленного создания фресок.
К сожалению, до наших дней образцы мольбертной живописи
(то есть написанных на холстах картин) тех времен
не сохранились, мы знаем, что ведущим в этом жанре был
портрет.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Большую часть живописи древнего Рима составляли фрески,
на них изображены сами художники, созданы и различные
мольбертные картины. Дошедшие до наших дней эти
величайшие произведения настенной живописи
свидетельствуют о том, что древнеримские художники в
совершенстве владели кистью. Из сохранившихся
памятников являются фрески из Помпеи, где мы видим
изображенные яркими красками бытовые сцены,
натюрморты и мифологические сюжеты, в которых
фигурировали боги и герои.

Эти фрески писались в I-V веках. Они иллюстрируют все основные жанры
существовавшей тогда живописи: пейзажи, натюрморты, культовые картины (на
мифологические и религиозные темы), портреты и обнаженную натуру. Хотя
фрески считались скорее ремеслом, чем искусством, несомненно, многие создатели
настенных картин были греками и черпали вдохновение из утерянных сегодня
мольбертных картин.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Живопись по назначению (Роду):
Жанры живописи:
1. Бытовой (сцены охоты, рыбной ловли,
1. Монументальная (росписи гробниц –
фреска; мозаика);
2. Декоративная (вазопись, орнамент);
3. Станковая (фаюмский портрет, пейзаж,
натюрморт, культовая картина (на
мифологические и религиозные темы),
батальные, бытовые сюжеты и обнаженная
натура).
Материал: восковые краски, камень,
смальта, стекло, керамика
танцев, сцены пира);
2. Батальный (сцены кровавых схваток,
борьба атлетов);
3. Мифологический (сцены из
древнегреческой мифологии, сцены
смерти, путешествия в загробном
царстве, суд над душами умерших);
4. Портрет;
5. Натюрморт (сер. I в.).

Древнеримские художники рисовали в основном на белом или черном фоне. Они
знали некоторые законы перспективы и добивались мнимого расширения
пространства картины, обрамляя ее декоративными архитектурными
элементами.
Фрагмент фрески из Боскореале

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Пейзажи, здания, людей и животных
они изображали, используя почти
импрессионистские приемы
накладывания краски и пастельные
тона. Картины обычно украшали
коридоры и стены столовой. Они
освещались колеблющимся светом
масляных ламп, что придавало
им еще более сказочный вид.
Юлию Цезарю приписывают введение
моды на изобразительные выставки
в общественных местах. Около
I века в столице находились сотни
работ известных греческих
живописцев.

Спокойные пейзажи должны были отображать мир и процветание, которые привнесли
император Август и его потомки после десятилетий гражданских войн, разорявших страну
до I века. Эта же идея должна была отражаться и в натюрмортах, на которых в изобилии
изображались фрукты, овощи, рыба и дичь. Этот жанр пришел в Рим из Греции
и назывался xenia, так же как и фрукты, которые преподносил грек в качестве приветствия
своим гостям.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

В римской мольбертной
живописи наиболее
распространенным жанром
был пейзаж. Типичные
элементы римских
пейзажей: «гавани, мысы,
морское побережье, реки,
фонтаны, проливы, рощи,
горы, крупный рогатый скот
и пастухи».

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Техника живописи:
1. Фреска (живопись по
сырой штукатурке);
2. Темперная живопись;
3. Мозаика;
4. Энкаустика (восковая
живопись);
5. Клеевая живопись (краски
разводятся связывающей их
жидкостью, например клеем,
яйцом, молоком, древесным
соком, а затем наносятся на
однородную поверхность).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ

1.
2.
3.
Многоплановое
композиционное построение;
Свободная пластическая лепка
фигур, которые естественно
располагаются в окружающем
пространстве, или точно
связанных с плоскостью стены;
Яркие красочные сочетания
(многообразные оттенки)- II-I
вв. н.э.

Инкрустационный стиль - это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку
стен драгоценными камнями.

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ
ЖИВОПИСИ
«Архитектурный», или второй
помпейский стиль I в. до н. э., стены домов превратились в
подобие городского пейзажа,
включавшего изображения колоннад,
всевозможных портиков и фасадов
зданий.
Настенная живопись. На совершенно
гладкой поверхности стены изображали
фасады в натуральную величину на
пейзажном фоне. Интерьер, написан так
иллюзорно, как будто они
действительно стоят вокруг, образуя
чуть ли ни целые кварталы.
Ферска из Боскореале

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

«Канделябровый стиль»
(конец I в. до н. э.) - 50-е гг. I в. н.
э.). Мастера вновь вернулись к
плоским декоративным
орнаментам. Среди архитектурных
форм преобладали легкие ажурные
сооружения, напоминающие
высокие металлические
канделябры, между ними
помещались заключенные в рамы
картинки («Нарцисс»). Их сюжеты
непритязательны и просты, часто
связаны с пастушеской жизнью.
Фресковая роспись «Нарцисс»

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Орнаментально-декоративный - легкие,
графические узоры, небольшие картины
расположенные на фоне обширных
пространств.
Золотой дом императора Нерона

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска «Исида и Ио» из храма Исиды в Помпеях

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Похищение Европы. Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Портрет супругов. Фреска из Помпей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Начиная с середины I в. в изобразительном
искусстве начал формироваться жанр
натюрморта. Возникший в поздней классике
IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в
эпоху эллинизма, натюрморт приобрел теперь
новый смысл. В нем появились «высокое» и
«низкое» направления. Римляне часто
изображали мясные лавки, в которых висят
туши животных. Однако они писали и глубоко
символические произведения, полные тайного
смысла. Такого рода роспись была выполнена
в гробнице Вестория Приска в Помпеях. В
центре композиции - золотой стол на фоне
алой драпировки. На столе стоят серебряные
сосуды изящной формы - все парные,
расставленные строго симметрично: кувшины,
рога для вина, черпаки, чаши. Все эти
предметы как бы группируются вокруг
центрального кратера - сосуда для
смешивания вина и воды, воплощенного бога
плодородия Диониса-Либера.
Персики и стеклянный кувшин. Фреска из Геркуланума. Около 50 г.
Фреска

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (МОЗАИКА)

Без римской мозаики невозможно представить себе
древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов
из цветных камней, смальты, стекла, керамики
встречаются на всей территории Древнего Рима.
Старейшие мозаичные образцы римской укладки,
найденные при археологических раскопках, относятся к IV
веку до н.э. А в период расцвета Римской империи
мозаика стала самым распространенным способом декора
интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм,
и частных атриумов.

СЮЖЕТЫ РИМСКИХ МОЗАИК

Сюжеты римских мозаик
безграничны и варьируются от
сравнительно простых орнаментов
до многофигурных художественных
картин со сложной
пространственной ориентацией.
Венки из виноградных листьев и
сцены охоты с подробными
изображениями животных,
мифологические персонажи и
героические походы, любовные
истории и жанровые сцены из
обыденной жизни, морские
путешествия и военные сражения,
театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной
мозаики определялся или заказчиком
(иногда мозаика запечатлевала даже
портрет хозяина дома, например),
или назначением здания.

В Древнем Риме мозаику использовали
для украшения практически любых
значимых сооружений - городских и
загородных вилл знати, городских
терм, дворцов.
Атлеты. Мозаика пола терм Каракаллы, III в.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Характерные особенности
каменной мозаики:
Фоновые элементы римских мозаик светлые
и достаточно крупные, формируется
однотонными камнями с хаотичной
укладкой без определенного порядка.
Элементы рисунков и фигур - более мелкие,
но часто все же крупные для выбранного
рисунка.
Разнообразие цвета зависит от
возможностей мастера в каком-то
конкретном поселении или финансовых
возможностей заказчиков.
Если мозаики больших дворцов подчас
поражают изысканностью цветовой гаммы,
то небольшие композиции кажутся
ограниченными в выборе цветов.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Древнеримская мозаика из цветного стекла
Мозаика Древнего Рима. I-IV вв. н.э.

Искусство составления каменной
мозаики начиналось с незамысловатых
узоров из цветной гальки, которыми
древние греки украшали внутренние
дворики своих домов. Позднее при
оформлении интерьеров дворцов и
храмов стали использовать гранит,
мрамор, полудрагоценные и даже
драгоценные камни. Первыми
выкладывали полы, из вторых создавали
удивительные по красоте панно.
Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой
из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин с
мифологическими сюжетами

НАПОЛЬНАЯ КАМЕННАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Благодаря таким свойствам
камня, как прочность,
устойчивость к разрушению и
старению, мы и сегодня можем
любоваться фрагментами
изумительных мозаичных полов
в античных памятниках
архитектуры, сохранившихся на
территории Эллады. Например, в
храме Зевса (V в. до н. э.)
изображения морских божеств в
обрамлении орнаментов
сложены из мелких (около 1 см в
поперечнике) рубленых кусочков
камней разного цвета. Так
появилась одна из основных
техник составления мозаичных
рисунков - наборная.
Римская мозаика. Кельн. Керамика и камень

НАПОЛЬНАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Римские напольные мозаики на вилле
Романо дель Казале в Пьяцца-Армерине уникальное «окно» в Древний мир.
Полученную поверхность либо
шлифовали, либо, если она находилась на
достаточном удалении от зрителя,
оставляли шероховатой. Швы между
кубиками могли отличаться по толщине,
что придавало изображению эффект
объема.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна
в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин.
Государственный музей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Охота на оленя.

Дионис.
Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены ловли рыбы в саду

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены с животными

Древнеримские художники стремились
к максимальной схожести при
изображении людей. Примером
этого могут послужить знаменитые
фаюмские портреты (I-III века). Они
сформировались под влиянием
греко-римской традиции.
На них обычно изображались
представители римской элиты, о чем
свидетельствуют одежда, украшения
и прически изображенных людей.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

И эти прекрасно сохранившиеся
в пустыне картины, по мнению
специалистов, нельзя назвать
исключительно местным
феноменом - искусство
живописи на Апенниннском
полуострове достигало такого
же высокого уровня, хоть
и не дошло до наших дней.
Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н.э.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (по названию
оазиса Фаюм в Египте, где были впервые
найдены и описаны). Это посмертные
живописные изображения усопших
созданные в технике энкаустика в Римском
Египте I-III веков. Своё название получили
по месту первой крупной находки в
Фаюмском оазисе в 1887 г. британской
экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под
греко-римским влиянием местной
погребальной традиции: портрет заменяет
традиционную погребальную маску на
мумии. Находятся в коллекции многих
музеев мира, в том числе Британского
музея, Лувра и в Музее Метрополитен в
Нью-Йорке.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

Фаюмский портрет отличавшиеся
объёмной светотеневой моделировкой керамической посуды Древнего Рима. Здесь были
широко распространены сосуды с рельефным
орнаментом, покрытые прозрачной глазурью.
Римские строители широко применяют керамику, из
нее выполняют сложные архитектурные детали.
Древнеримская вазопись. Краснофигурный стиль

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Орнамент в костюме:
Цветовая гамма в римском костюме- яркая,
красочная, основные цвета- пурпурные, коричневые,
желтые. В период Империи цветовая гамма
приобретает сложный, изысканный характер в
оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и
зеленого с белым, светло-лилового с желтым,
серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую
орнаментацию- круги, квадраты, ромбы с
вписанными в них розетками, четырехлистниками,
стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра,
гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы
двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором
придавало ткани особую пышность и роскошь.

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Многие формы декора были заимствованы у греков
древними римлянами. Переняв у греков многие
орнаментальные мотивы, римляне их творчески
переработали сообразно своим вкусам и менталитету.
В орнаменте возникает принципиально новое для
древней культуры качество - в нем появляется
«личное» взаимодействие персонажей между собой.
Основные римские элементы орнаментики - это
листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги,
колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей,
маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с
ними изображались вазы, военные трофеи,
развевающиеся ленты и т.д. Часто они имеют
реальную форму. Орнаментика несла в себе и
определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел -
символом Юпитера и т.д.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи от Британских островов до Египта. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.


Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.


Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы карло и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.


Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.


История Рима делится на два этапа. Первый эпоха республики наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап императорский начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется III вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян статую Капитолийской волчицы


Главной святыней Рима, основанного 19 апреля 735 г. до н. э., был храм Юпитера, Юноны и Минервы. Храм не сохранился, однако существует мнение, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Еще одна достопримечательность Рима так называемый Форум Романум Форум Романум




Великолепны римские мосты III вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.Мост Фабриция Гарский мост


Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таверны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.амфитеатр



Внутри дома были расписаны. С течением времени стиль росписей менялся. Во II конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий (Фреска из Боскореале Фреска из Боскореале


Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Здесь римляне многое заимствовали у этрусков, однако римский портрет имел одно существенное отличие. Этруски, творчески перерабатывая натуру, запечатлевали в камне хотя и достоверный, но в той или иной мере поэтизированный образ. Римский же портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Маски хранились в самом почетном месте (атриуме), и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица.


ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным.





Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой. Мавзолей Августадва обелиска


В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора от одаренного ребенка до презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Нерона)Голова императора Нерона


Фреска из Геркуланума «Персики и стеклянный кувшин» свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. С древнейших времен образом мира было дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь же художник изображает дерево без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Одна ветка дерева сломана, сорван персик, от которого отделена часть мякоти, до самой косточки. Исполненный мастерской рукой, натюрморт светел и воздушен, однако его смысл «всеобщая смерть природы».Персики и стеклянный кувшин


В 7080-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э. амфитеатр Флавиев Внутри Колизей



Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (7981 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона. Триумфальные арки также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом.Триумфальная арка Тита Тит



Искусство поздней империи В гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком.Траян


Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества покровителя Марса Ультора, были две библиотеки греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.







До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.



Для зодчества эпохи упадка империи (IIIIV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ».



Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.



Cлайд 1

Культура Древнего Рима Мировая художественная культура Урок-презентация Васильева О.Н. Ломовская СОШ Дюдьково 2009

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Поклонение богам Римляне почитали богов судьбы, городов, духов-покровителей каждого человека. Особое место в их верованиях занимали боги домашнего очага. Для отправления обрядов в честь домашних богов римская семья собиралась вокруг домашнего алтаря. В домах сооружали ларарии - что-то вроде малень кой часовни, где находились восковые статуэтки Ларов (покровителей дома) и Пенатов (хранителей очага и за пасов продовольствия). Глава семьи ставил перед алтарем медовые лепешки, вино, цветы или бросал предназначенную богам часть обеда в пламя очага. Общегосударственное значение имел культ Гения, покровителя императора и всех мужчин. Женщинам покровительствовала Юнона.

Cлайд 5

Cлайд 6

Рим В эпоху расцвета Империи распространился римский тип городской планировки: город состоял из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и районов ремесленников. Римляне научились делать из известкового раствора, щебня и вулканического песка материал типа бетона, что позволило возводить массивные и прочные сооружения. У этрусков римляне взяли такие архитектурные элементы, как арку и свод У греков римляне позаимствовали архитектурные ордера

Cлайд 7

Аппиева дорога Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э. Названа по имени строителя – цензора Аппия Клавдия Цека) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Cлайд 8

Акведуки и виадуки Постепенно Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным водопроводом и арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах понижения земной поверхности. ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой и т. п.

Cлайд 9

Термы Общественные бани (термы) оборудовались гимнастическим залом, площадками для игр, бассейнами с горячей, теплой и холодной водой. Бани были излюбленным местом отдыха римлян. Там они занимались физическими упражнениями, обменивались новостями. Вместо мыла в кожу втирали оливковое масло. После парной погружались в бассейн с холодной водой. Потом делали массаж и шли домой обедать.

Cлайд 10

Римский Форум Центром жизни Рима, столицы империи, была площадь, лежащая между двумя холмами - Капитолием и Палатином. Она называлась «Форум Романум». 3десь проходили народные собрания, на которых обсуждали законы, решали вопросы войны и мира, заключали торговые сделки. На площади стояли здания, украшенные мраморными и бронзовыми статуями, колонны и арки, которые воздвигались в честь побед римских императоров и полководцев.

Cлайд 11

Триумфальные арки Триумфальная арка Константина. IV век. Рим. Арку императора Тита построили в честь его по6еды над восставшей Палестиной. На ней водрузили 6ронзовую скульптурную группу: Тит в сопровождении богини по6еды Виктории восседал на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Подо6ные арки назывались триумфальными, так как 6ыли связаны с триумфом - торжественным въездом по6едителя в город. 06ычай возведения триумфальных арок распространился по всей Европе.

Cлайд 12

Колонна Траяна Кроме арок, в Риме строили и колонны-памятники. Такова колонна Траяна (архитектор Аполллодор), возведенная в 113 г. в честь победы римлян над даками. Колонна, сложенная из 17 барабанов каррарского мрамора, возвышалась на 30 м и была увенчана бронзовой статуей императора Траяна. Снаружи колонна была отделана мраморными плитами с рельефами важнейших эпизодов войны с даками. Эта скульптурная лента длиной около 22 метров опоясывает всю колонну

Cлайд 13

Пантеон – храм всех богов На протяжении многих веков этот храм был непревзойденным образцом постройки, увенчанной куполом. Грандиозное круглое пространство храма перекрыто сферической чашей купола диаметром 43,2 м. В центре купола - окно диаметром 9 м, сквозь которое льются потоки солнечного света. Всю тяжесть огромного купола держат восемь массивных опор-пилонов, скрытых в стене. Они соединены друг с другом системой кирпичных арок. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн Пантеон считается самым совершенным образцом римской архитектуры и в техническом, и в художественном отношении.

Cлайд 14

Колизей Во времена императорской династии Флавиев в 75-80 гг. в центре Рима был построен грандиозный амфитеатр. В средние века он получил название «Колизей» - от латинского слова «колоссеус» - колоссальный. Колизей - это огромная овальная чаша размером 188х156 м с рядами сидений, которые спускаются к центру - арене. Здесь проходили поединки гладиаторов, бои людей с животными. Их могли наблюдать до 56 тысяч зрителей. Сооружение опоясывает мощная стена. Она делится на 4 яруса, состоящие из столбов и арок. Каждый ярус украшали колонны различного типа: нижний – дорические, второй – ионические, третий - коринфские. Четвертый ярус представлял собой глухую стену, расчлененную коринфскими пилястрами - выступами. Так римский архитектор умело и по-своему использовал греческую ордерную систему, дополнив ее римскими элементами - аркой и сводом.

Cлайд 15

Cлайд 16

Скульптурный портрет Римляне заимствовали у этрусков обычай почитания умерших предков. С лица покойного снимали гипсовую или восковую маску и выставляли в парадной комнате. Во время погребальной процессии за гробом несли маски не только умершего, но и предков. Этот обычай приучил римлян видеть в портрете не идеального героя, а реальную личность, ценить достоверность скульптурного портрета.

Cлайд 17

Скульптурный портрет Во II-I вв. до н. э. римской высшей знати было предоставлено право воздвигать в общественных местах свои статvи. Они изображали конкретных людей, и скульпторы стремились передать внешнее сходство, но без идеализации

Cлайд 18

Фрески Настенные фрески - подлинные шедевры живописи - найдены на так называемой вилле Мистерий в Помпеях. На них изображены не только персонажи мифов, участники посвящения в культ бога Диониса, но и хозяйка виллы, прислуживающая ей девушка, крылатая богиня. Римские фрески часто повторяли картины греческих мастеров. Пейзажи, сады и парки, города и храмы, птицы и звери запечатлены на этих росписях.

Cлайд 19

Фрески Фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего лу га. Радость, связанная с приходом весны, с теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение легкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

1 слайд

2 слайд

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности - сна чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи ка: расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э., расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима - 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.

3 слайд

Портрет Помпея Необходимо отметить эволюцию - от портретов римлян Ранней и зрелой республики, замкнутых в своем обособленном родовом мирке,- к портретам деятелей Поздней республики, таких, как Помпеи, Цезарь, Цицерон. В пластике этих образов воплощаются уже почти имперские претензии. Приобретающее сильный общественный резонанс значение изображенного выходит за рамки республиканских представлений.

4 слайд

Помпеи. Улица в городе Ваятели тех лет стремились прежде всего поразить человека. Скульп тор Зенофор воздвиг Нерону громадную статую, высившуюся долгое время у вестибюля Золотого Дома. Это был грандиозный, внушавший, вероятно, страх римлянам, портрет, не имевший ничего общего с колос сами древних греков. Широкое распространение в первый период расцве та искусства Империи получила, однако, и камерная скульптура - укра шавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии.

5 слайд

Колизей Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, - один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.

6 слайд

Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица. Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) - этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

7 слайд

Базилика Эмилия Базилика Эмилия, остатки которой до сих пор можно видеть на северной стороне перед Базиликой Юлия, была построена в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором на месте более старого храма. Сейчас в это сложно поверить, но Плиний старший называл базилику одним из красивейших зданий на свете. В базилики было три нефа и три входа с площади, большие окна для освещения внутреннего помещения, рельефные украшения, изображающие мифическое основание города. Во время правления Августа напротив базилики был построен портик Гая и Луция.

8 слайд

Телега Нептунова В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688-1694 годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года.

9 слайд

Пантеон Пантеон (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ - все и θεόζ - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

10 слайд

Фонтан Черепах Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима. Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).

11 слайд

Рельеф с фигурами римских сановников выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.

12 слайд

Храм Антонина и Фаустины Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.

13 слайд

Храм Ромула Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).

14 слайд

Ипподром Домициана Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.

15 слайд

Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведе ние - не только звено в цепи художественного развития, но и неповтори мое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. «Аудитория» у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему лю дей различных сословий, рас, общественных положений.

16 слайд

Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.


У ЭТОГО народа были своя философия, своя философия, свои представления о жизни и смерти, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. особое восприятие окружающего мира.


«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (III вв. до н. э.). (III вв. до н. э.).


Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим до н. э. Франция, Париж, Лувр


Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия


Новый тип храма Стоящий на подиуме Высокий пьедестал, подножие С глубоким портиком Навес перед входом в здание с колоннадой или арками


Римский скульптурный портрет Точно передает портретное сходство Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека


Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»


Капитолийский Брут Древний Рим до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории


Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана


Римский писатель Светоний (ок. 70 ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»




В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)


III век – эпоха кризиса и кровопролитий Новая историческая эпоха Новые предметы изображения Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима




Портрет Каракаллы Древний Рим н. э. Италия, Рим, Национальны й Римский музей


Авл Метел Древний Рим до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей


Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт- Петербург, Эрмитаж


Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.


Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.


Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей


Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер- матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной- канопой, статуя связана с культом мертвых.


Живописное искусство фреска Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке или вид росписи – настенная роспись мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева


Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи


Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.




Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла смальты.


Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей


Задание на дом Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни»