Великие войны человечества. Англо-голландское соперничество. Войны Голландии с Англией и Францией Англо голландские морские войны

Англо-голландские войны 17 века

были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. - буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение в посреднической морской торговле и в международной колониальной экспансии 1-й половины 17 в., и Англии, буржуазия которой с победой революции (см. Английская буржуазная революция 17 века) встала на путь активной борьбы со своим главным торговым и колониальным соперником. Интересы обеих стран сталкивались в Ю.-В. Азии, Америке, Африке, на европейском (в частности, русском) рынке.

Первая А.- г. в. (1652-54) была объявлена Голландской республикой в ответ на принятие английским парламентом Навигационного акта (См. Навигационные акты) 1651, направленного против голландской посреднической торговли. Военные операции проходили не только в морских водах, омывающих Англию и Голландию, но и в Средиземном море, в проливах, связывающих Балтийское и Северное моря, в Индийском океане. Морские сражения (крупнейшие - Плимутское в 1652, Ньюпортские сражения 1652 и 1653, Портлендское сражение 1653) шли с переменным успехом. Постепенно перевес сил склонялся в сторону Англии, обладавшей сильным военно-морским флотом и установившей блокаду голландского побережья. Большой ущерб Голландии наносили действия англичан на торговых путях. По Вестминстерскому мирному договору (14 апреля 1654) Голландия должна была фактически примириться с Навигационным актом.

Вторая А.-г. в. (1665-67) была объявлена Голландией в январе 1665, но фактически началась ещё в 1664 захватом английской морской экспедицией голландской колонии в Северной Америке - Нового Амстердама. Голландский флот под командованием адмирала Рейтера одержал победу у Дюнкерка (июнь 1666), но потерпел поражение у мыса Норт-Форленд (август 1666). В июне 1667 голландская эскадра блокировала устье Темзы. По миру в Бреда (31 июля 1667) Новый Амстердам перешёл к Англии, вернувшей голландцам захваченный ею во время войны Суринам.

Третья А.-г. в. (1672-74) тесно переплелась с т. н. голландской войной 1672 - 78 (См. Голландская война 1672-78), в которой главным противником Голландской республики выступала Франция; Карл II Английский вступил в эту войну, будучи связан с Людовиком XIV тайными обязательствами. Победа Рейтера над англо-французским флотом при Текселе (август 1673), образование антифранцузской коалиции, непопулярность войны в среде английской буржуазии (в условиях, когда решающее значение приобретали уже не англо-голландские, а англо-французские противоречия) побудили Англию выйти из войны. Вестминстерский мирный договор (19 февраля 1674) оставил в силе Бредский трактат 1667. А.-г. в. 17 в. ускорили падение могущества Голландии и переход торговой и колониальной гегемонии к более передовой в промышленном отношении Англии.

А.-г. в., которые велись главным образом на море, сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства. На основе их опыта выработалась новая классификация кораблей (их деление на линейные корабли, фрегаты и др.), была создана постоянная организация флотов, которые стали делиться на эскадры, а последние - на т. н. дивизии (авангард, центр и арьергард). Значительно изменилась и тактика морского боя. Для 1-й А.-г. в. характерно отсутствие определенных боевых порядков: бой начинался артиллерийской перестрелкой и переходил в единоборство отдельных кораблей, в котором исход решался артиллерийским огнем и Абордаж ем, некоторое значение имело применение Брандер ов. Во 2-й и особенно 3-й А.-г. в. основным боевым строем была кильватерная колонна, а основой ведения боя - огонь артиллерии, хотя некоторое значение продолжают сохранять абордаж и атаки брандеров.

Лит.: Английская буржуазная революция XVII в., т. 1 (с. 457-467), т. 2 (с. 47-51, 133-136), М., 1954; Ballhausen С., Die drei Englisch-Hollandische Seekriege, Haag, 1923.

А. С. Самойло.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Англо-голландские войны 17 века" в других словарях:

    АНГЛО ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух наиболее развитых в 17 веке государств Англии и Голландии. В первой половине 17 века Республика Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) … Энциклопедический словарь

    Англо голландские войны Первая – Вторая – Третья – Четвёртая Англо голландские войны серия войн между Англией (Великобританией) и Нидерландами в XVII XVIII веках, в которых оспаривалась морская гегемония и колониальное… … Википедия

    Англо голландские войны 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. ‒ буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение… … Большая советская энциклопедия

Ни одна серия войн в истории человечества не сделала для развития флота столько, сколько противостояние Англии и Нидерландов во второй половине XVII в. Именно в ходе трех тяжелых вооруженных столкновений между двумя государствами — претендентами на морское господство в мире — флот разделился на военный и гражданский, а парусный окончательно занял свое законное место в структурах морских государств. И пусть гребной флот полностью вытеснен не был и еще полтора столетия сохранялся в балтийских и средиземноморских государствах, на океанских просторах отныне единственным хозяином стал парусный корабль.

Экономика — причина войн

Не успев победить в анти испанской войне за неза-висимость, сочетавшейся с буржуазной революцией (1555-1609 гг.), Нидерланды приступили к активной коло-низации. Жемчужиной в гол-ландском ожерелье колоний стала голландская Ост-Индия (современная Индонезия), захват которой начался с 1596 г. Этому во многом способствовал нарождав-шийся довольно мощный военно-морской флот страны, созданный из многочислен-ных отрядов морских гезов.

Но куда более многочислен-ным оказался нидерландский рыболовный и торговый флот. Если первый практически не выходил за пределы Северно-го моря и состоял в основном из , то второй к середине XVII в. оказал-ся практически монопольным мировым морским перевоз-чиком. Огромное количество голландских коггов, каракк, галеонов и других менее известных разновидностей нидерландских транспортных парусных судов ходили чуть ли не по всем мировым морям и океанам, осуществляя разнообразные торговые и тран-зитные операции.

Несколько позднее, в 1640 г., буржуазная революция нача-лась и в Англии. Через четыре десятилетия она привела к власти весьма амбициозных политиков, которые не захо-тели мириться с монополией Нидерландов на мировую мор-скую торговлю. Тем более что, несмотря на революционные потрясения, Англия сохраняла довольно мощный военный флот, состоявший уже из пол-ноценных военных парусных кораблей. Да и многочислен-ные торговые парусники также несли на борту артиллерийские системы, и при необходимости, даже не довооружая, их мож-но было поставить в боевые порядки. А раз так, то вызов нидерландской морской торго-вой монополии был брошен 15 ноября 1651 г.

Запрещенная монополия

В тот день английский Парла-мент принял так называемый навигационный акт. Суть его состояла в том, что в Туман-ный Альбион и во все бри-танские колонии могут до-ставляться товары либо на английских судах (хотя при-годных для таких перевоз-ок кораблей было не так уж и много), либо на судах стран товаропроизводителей. Но вот парадокс: практически у всех этих стран своего торгового флота для столь массовых перевозок в общем-то и не было.

Гордые правители и жители страны, которую они сами же и создали (вспомните знаме-нитую пословицу «Бог создал Землю, а голландцы — Гол-ландию!»), научившиеся к тому времени с успехом бить флот Испании, не раз-думывая, приняли английский вызов.


Однако теперь им предстояло сражаться в крайне невыгодных условиях, ведь любое судно или корабль, идущие в Ни-дерланды из колоний, должны были проходить мимо англий-ских берегов либо с вос-тока (через Ла-Манш), либо с запада, через Ирландское море. Первый путь был коро-че, но пролегал мимо главных английских военно-морских баз, а вот второе направле-ние увеличивало путь домой голландским кораблям.

В итоге уставшие за много-месячный переход по бурным водам Тихого, Индийского и Атлантического океанов голландские моряки просто не могли не столкнуться со свежи-ми силами английского военно-го флота, лишь несколько часов или дней назад вышедших из собственных портов. Игнори-ровать же английскую угрозу было нельзя — такой пассивной позицией можно было потерять, и очень быстро, колониальную империю, а значит, и статус ве-ликой державы. И Нидерланды решили воевать.

Флоты дилетантов и корабли для разнообразных задач

Весь парадокс ситуации к на-чалу Англо-голландских войн состоял как раз в том, что Англия, Парламент которой принял оскорбительный для Нидерландов навигационный акт и тем самым спровоци-ровал войну, сама к ней готова не была. Прежде всего потому, что с 1640 г. в стране буше-вала революция и прогремели одна за одной две граждан-ские войны. Флот в этих собы-тиях особого участия не при-нимал, им в то бурное время просто никто не занимался. Теоретически у Англии были хорошие военные корабли (один знаменитый «Владыка морей» чего стоил), но их экипажи были плохо подготов-лены, а о командном составе и говорить не приходится.

Все английские адмиралы под-держали королевскую власть и либо были казнены, либо по-гибли на фронтах гражданских войн. Те же, кто эмигрировал (преимущественно во Фран-цию), возвращаться домой, естественно, не хотел.

Противостояние с Нидерландами

При этом именно в ходе борьбы с королем Карлом I в Англии была создана самая мощная на тот мо-мент армия, которую возглавляли смелые и талантливые генералы. А потому за неимением иных кадров именно этим генералам Парламент и поручил ответствен-ную миссию — противостояние с Нидерландами на морях, при-своив экзотические воинские звания генералов моря.


Не лучше дела обстояли и в Ни-дерландах. И хотя страна уже столетие фактически не выходи-ла из разнообразных войн, будь то с быв-шей метрополией Испанией или с какими-то экзотическими туземными племенами, того, что принято называть военно-мор-ским флотом со всеми прису-щими ему атрибутами, у нее не было. Зато было огромное коли-чество моряков и огромный тор-говый и рыболовный флот. Толь-ко последний насчитывал свыше 15 000 различных парусников, но, к несчастью, большинство из них представляли собой небольшие разновидности хольков — бусы водоизмещением в 80-100 т с экипажами в 20 человек.

Но зато Нидерланды имели раз-витую судостроительную про-мышленность, целую когорту талантливых кораблестроителей и, как показали дальнейшие со-бытия, выдающихся адмиралов.


В целом оба флота к войне гото-вы не были, хотя к ее началу уже имели четкую организацион-ную структуру. Правда, это не заслуга конкретного флото-водца, а результат стечения обстоятельств. Дело в том, что весь английский военный флот невозможно было разместить в одной базе, и потому его разделили на три части: белую, красную и синюю эскадры. Аналогичное положение было с флотом в Нидерландах. Только здесь порты располагались очень близко друг от друга, и их причалы военные корабли вынуждены были делить с многочисленными «купцами» и «рыбаками». Поэтому голланд-ский флот был разделен на еще меньшие, чем эскадры, соеди-нения — дивизии. Вскоре эту практику переняли и англичане.

Звания и флаги

Именно в ходе Англо-голланд-ских войн формируется стройная система военно-морских воин-ских званий и флагов. Так, коман-дующим флотом являлся адми-рал флота. Первоначально это звание принадлежало главе госу-дарства, поэтому английскими эскадрами командовал адмирал, а голландскими — лейтенант- адмирал, то есть заместитель командующего. Эскадра адми-рала или его дивизия в эскадре шла всегда под красным флагом и находилась в центре.


Пере-довой дивизией — авангардом, идущей под белым флагом, командовал вице-адмирал, а концевой дивизией или эска-дрой, идущей подсиним флагом, командовал контр-адмирал. Ко-раблями командовали капитаны. Правда, вскоре выяснилось, что часто и капитану необходимо возглавить небольшой отряд кораблей для выполнения по-явившейся только что задачи. Этот отряд численно был мень-ше дивизии, и потому даже самому младшему, контр-адмиралу, было не престижно возглавлять столь незначительную боевую группу. Зато каждым кораблем в группе командовал капитан, и потому с назначенным начальником он был в равном положе-нии. Чтобы выделить капитана, который уже перерос свое звание, но еще не дослужился до адмирала, было введено проме-жуточное звание. В Британии оно получило название командор, а в Нидерландах — шаубенахт, что в переводе означало «смо-трящий в ночи».

Возможно вам будет инетерсно:

Впоследствии в Нидерландах количество шаубенахтов, так и не дослужившихся до контр-адмиралов, стало многократно превышать численность послед-них. А их все назначали и назна-чали, ведь задачи флота постоянно усложнялись. Не мудрствуя лукаво, голландцы просто пере-именовали контр-адмиральское звание в шаубенахтское и ввели взятое из английской традиции звание «командор». При этом каждому должностному лицу соответствовал особый военно-морской флаг.

Каждый боевой корабль в по-ходе поднимал вымпел. Это оз-начало, что корабль находится в кампании. В базе на передний флагшток поднимался особый флаг — гюйс. Он до сих пор оз-начает то, что военный корабль есть неприступная крепость.

Силы противников

Итак, к сражениям первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) оба флота были не совсем готовы. Впрочем, и англичане, и голландцы высоко оценивали свои шан-сы на успех. Преимуществом англичан считалась их лучшая боевая выучка и превосходство в артиллерии, а также близость собственных баз. Голландцы рассчитывали на многочислен-ность своего торгового флота, который можно было быстро вооружить, и на профессионализм своих моряков и адмиралов. Но было у голландцев и особое оружие — брандеры и фре-гаты. Первыми становились любые суда, каких не жалко. Их заполняли горючими и взрыв-чатыми веществами и стре-мились направить на корабль противника с целью поджога.

А вот фрегат, боевой корабль, которому через 100 лет пред-стоит долгая и замечательная жизнь, в военном флоте Нидер-ландов появился совершенно случайно.

В многочисленных экспедици-ях голландские командующие заметили, что часть кораблей их эскадр гораздо быстрее всех остальных. Этим преиму-ществом решили воспользо-ваться, возложив на них функции связи, разведки и захвата призов — так тогда называли попавшие в руки военных моряков купеческие парусники противника. У англичан последние из перечисленных функций по традиции выполняли многочисленные каперы, на которых английское руководство возлагало большие надежды.

Могучие ветра

Ветер для парусного корабля — это все, поэтому умение его использовать для парусных адмиралов, командиров и про-стых моряков (всех их принято называть мореходами) — жизненная необходи-мость. Конечно, ветры бывают разными (об этом мы уже неоднократно говори-ли), но главное — откуда и как дует ветер. Именно исходя из этого и выстраивается курс парусника относительно ветра.

Еще со времен Средних веков мореходы разделили угловое пространство вокруг судна на курсовые углы — румбы. Всего их 32. Однако корабль — конструкция гео-метрически правильная, и потому ветер может дуть с правого или левого борта. Соответственно движение корабля в ту или иную сторону называется галсом.

Идти против ветра корабль не может. Про-тивный ветер-ливентик не только буквально останавливает парусник, но и может приве-сти к разрушению его мачтового хозяйства. Поэтому, чтобы двигаться, корабль вынужден поворачивать то вправо, то влево, то есть двигаться попеременно правым и левым галсами. Конечно, скорость в таком случае мала, парусный корабль все же идет вперед. Попутный ветер, дующий в паруса сзади, — форвинд позволяет теоретически развивать самую полную скорость. Однако на практике нос корабля из-за сильного ветра глубже, чем надо, опускается в воду и происходит некоторое торможение. Потому куда более благоприятным является бакштаг, то есть положение, когда ветер дует сзади сбоку. В этом случае паруса развивают максимальную тягу, корпус нормально сидит в воде и корабль идет с мак-симально возможной скоростью.

Ну и наконец курс в полветра — галфвинд и ветер, дующий спереди и сбоку, — брейдвинд также благоприятны, но одновременно и за-труднительны для движения парусного корабля.

Ход войны

Первое сражение Англо-голланд-ских войн состоялось 19 мая 1652 г. у Дувра. Здесь голланд-ская эскадра в составе 42 бое-вых кораблей ждала свой ост-индский караван и встретилась с двумя английскими эскадрами в 9 и 8 кораблей соответственно. Английский генерал моря Роберт Блейк вел себя вызывающе.

Зная, что британский флот чис-ленностью 60 боевых кораблей готов в любую минуту прийти на выручку из устья Темзы, он по-требовал от голландского лейте-нант-адмирала Мартина Тромпа салютовать английскому флагу — как-никак встреча произошла у британских берегов. Тромп не отреагировал.

Когда флагман англичан сделал три предупреди-тельных выстрела, корабли Тромпа ответили бортовыми залпами. Началась схватка, ничем не отли-чающаяся оттого, что мир видел раньше: бессистемное маневрирование отдельных кораб-лей и бесполезная пальба в про-тивника. Голландцы пытались использовать брандеры, но по разным причинам утратили два из них, не нанеся никакого ущер-ба англичанам. С наступлением темноты флоты разошлись без особого сожаления, так как бой, собственно говоря, велся за честь флага.

Охота на адмирала

Сделав выводы, Блейк стал целыми эска-драми нападать на голландских рыбаков, промышлявших в Северном море. Тромп, добавив к своим 32 кораблям и 6 бранде-рам еще 54 мобили-зованных «купца», принялся охотиться за англичанином, однако жесто-кий шторм, разразившийся 5 августа 1652 г., уничтожил 53 из 92 его кораблей. Талантливого адмирала сняли с должности, и флот Нидерлан-дов возглавили Витте де Витт и Михаэль де Рейтер. И уже 16 августа они попытались взять реванш у Па-де-Кале.

С 30 боевыми кораблями они вышли встречать караван из 60 торговых судов, путь которым преградила английская эскадра Джорджа Эскью в составе 52 бое-вых кораблей. Дж. Эскью попы-тался атаковать голландцев с наветренной стороны, прорвав их строй, но в результате этого теоретически правильного, но практически неудачного манев-ра позволил своему противнику оказаться на ветре и тем самым выиграть битву.

Это сражение можно считать первым морским боем клас-сической парусной эпохи, где главнейшим игроком стал ве-тер. Именно владение ветром, то есть такой маневр, который позволял бы эскадре оставаться с наветренной стороны, стал самой главной задачей адмира-лов, водивших в бой парусные корабли.


Сражение при Схевенингене — финальное сражение первой англо-голландской войны, произошедшее 10 августа 1653 г.

Указанное правило было под-тверждено уже 10 декабря 1652 г., когда Тромп неожиданно заставил эскадру Блейка, сто-ящую у входа в Темзу, принять бой. Ветер со стороны берега не позволял англичанам укрыть-ся в своих базах, а выгодное положение кораблей Тромпа с наветренной стороны обеспе-чило им преимущество в манев-ре и скорости.

К этому времени голландцы поняли, что эскадры следует комплектовать исклю-чительно боевыми кораблями специальной постройки, мощь которых примерно равноценна. Англичане же за не-имением многочис-ленного военного флота продолжали вооружать торговые парусники, которые резко разнились как по количеству сто-ящих на них пушек, так и по ходовым и маневренным ка-чествам.

Умение использовать силы стихии

Впрочем, это не помешало англи-чанам в итоге выиграть эту первую войну, причем жирную точку в ней поставило сраже-ние при Схевенингене 10 авгу-ста 1653 г. Здесь уже англичане активно использовали ветер в своих интересах, научившись, в отличие от голландцев, активно маневрировать при любом его направлении. И хотя данное сражение со стороны англи-чан, как и ранее, отличалось на первый взгляд отсутствием какой-либо системы, оно раз и навсегда сделало ветер со-юзником адмиралов. Примечательно также то, что три голландские эскадры в этом сражении все время двигались, используя попут-ный ветер — то есть развивали максимально воз-можную скорость.


Сражение у острова Тексель 21 августа 1673 г.

Англичане не только отважились сцепиться в бою со своим грозным про-тивником, но и, нарушив еди-ное построение и активно маневрируя, несколько раз прорезали строй неприятеля, ставя его корабли в два огня. Эти маневры показали резко возросшую морскую выучку английских моряков и принес-ли им убедительную победу. Потеряв всего 2 корабля из 120, они потопили 14 голланд-ских из сотни находившихся в их флоте. Более того, артил-лерийским огнем англичане отразили 4 атаки голландских брандеров и убили их выдаю-щегося командующего — Мар-тина Тромпа. Правда, Роберт Блейк ненадолго пережил своего противника: через три недели он умер на берегу.

Рождение линейной тактики

Сражения первой англо-голланд-ской войны выявили все прису-щие молодым военным парусным флотам недостатки. Из нее гол-ландцы сделали главный вывод: все торговые караваны должны отныне сопровождаться сильны-ми боевыми эскадрами. При этом другие наиболее подготовленные к бою эскадры, состоящие ис-ключительно из боевых кораблей специальной постройки, должны не просто встречать прибываю-щие из колоний в метрополию караваны, а активно нападать на эскадры противника, его базы и верфи.

Англичане сделали аналогич-ные выводы и, как и голландцы, приступили к строительству многочисленного военного фло-та. Инициатором его создания стал генерал моря Джон Монк, которому часто приписывают победу в сраже-нии при Схевенингене.

Именно Монк добился решения Парламента о целенаправлен-ном и постоянном государ-ственном финансировании строительства военно-морского флота (это решение отмени-ло пресловутую корабельную пошлину, которая не могла финансировать строительство массового военного флота). Он же перенес на британский, но ставший вскоре всемирно из-вестным как Королевский флот (Royal Navy) те принципы, по которым строилась новая ре-волюционная армия Парламен-та.

Главный из них был таков: корабль как боевой организм постоянно должен поддержи-ваться в чистоте и порядке, равно как и матросы, личная гигиена которых отныне явля-лась предметом особой заботы командиров.

Специализированные боевые корабли

Такое же решение приняли и голландские адмиралы. Стало ясно, что мощь артиллерии боевых кораблей, двигающихся в едином строю и четко испол-няющих маневры флагмана, помноженная на их количе-ство, — залог побед в грядущих сражениях. Это стало основой линейной тактики, которая господствовала на морях на протяжении последующих двух веков. Именно под линейную тактику начали строить бое-вые корабли со значительным количеством пушек в нескольких бортовых батареях.

Именно такие корабли стали основой мощи военных флотов всех морских держав и получили на-звание линейные. Эпоха, когда наспех вооруженные торговые корабли действовали в едином строю с военными кораблями специальной постройки, раз и навсегда ушла в прошлое.

Все эти выводы подтвердились в ходе сражений Второй англо- голландской войны 1665-1667 гг. И уже окончательно закрепились в решающих боях Третьей англо- голландской войны 1671-1673 гг. Так, в знаменитом Четырехднев-ном сражении 1-4 июня 1666 г. оба флота (голландский — 101 боевой корабль под коман-дованием Михаэля де Рейтера и английский — 109 боевых кора-блей под командованием принца Руперта и генерала Джона Мон-ка) сражались с исключительным ожесточением и, несмотря ни на что, сохраняли четкий боевой порядок и вели активный артил-лерийский огонь по противнику с различных дистанций.

Классика военно-морского искусства

Командующие обоих флотов постоянно стремились стать с подветренной стороны, из-за чего бои велись на постоянных контркурсах. Именно в этом сра-жении выдающийся голландский адмирал М. де Рейтер впервые применил маневр, ставший классикой военно-морского ис-кусства, — охват головы, то есть флагмана противника. Одновре-менно это сражение доказало, что сила и разумность приме-нения брандеров в сочетании с мощью артиллерии в бою куда важнее абордажа, а также то, что боеприпасами следует распоря-жаться разумно.

Не велик разум на этот раз оказался именно у ан-гличан, которые, используя свое превосходство в скорострельно-сти, в самый решающий момент боя остались без снарядов и не смогли отразить атаку голланд-ских брандеров.

Кроме того, была подтверждена относительно высокая живучесть деревянных военных парусных кораблей, которые тогдашней ар-тиллерией потопить было практи-чески невозможно. В то же время поврежденные и практически лишенные хода боевые единицы создают большую проблему как для их экипажей, так и для коман-дования флота в целом.

Однако, несмотря на то что данное сражение закончилось в пользу Нидерландов, флот которых потерял 6 кораблей, но сжег и захватил 20 английских, за-ставив эскадры Монка и Руперта укрыться в базах, точку во Второй англо-голландской войне поста-вила не эта битва. Летом 1667 г. де Рейтер предпринял смелый рейд к английским берегам, где за два месяца разорил и сжег практически все ан-глийские базы на юго-вос-точном побережье острова Британия, заблокировал Темзу и заставил англичан подписать выгодный для Нидерландов мир.

Правда, Третью англо-гол-ландскую войну англичане хоть и с большим трудом, но все же выиграли. Однако в анналы истории вошла не их страте-гическая победа, а последний успех де Рейтера — знаменитое 14-е сражение Англо-голланд-ских войн, произошедшее в конце июля 1673 г. у острова Тексель в Северном море.

Трудная победа

Тогда голландский флот из 75 кораблей во главе с адмира-лом де Рейтером встретился с объединенным англо-фран-цузским флотом под командо-ванием адмирала принца Ру-перта из 95 кораблей (30 французских и 65 английских).

На первый взгляд соотношение сил было не в пользу Нидерлан-дов, однако М. де Рейтер считал иначе. Основываясь на опыте предыдущего сражения при Солбее (7 июня 1672 г.), он знал весьма низкие боевые каче-ства французских моряков (их звездный час еще впереди), их пассивность во время боев и потому решил сразу же вывес-ти из боя французский авангард, используя свою артиллерию.


Так оно и получилось: голланд-ский авангард вице-адмирала Банкерста в составе 10 кораб-лей решительной артиллерий-ской атакой вывел французскую эскадру из боя. И хотя фран-цузы получили относительно легкие повреждения и вполне способны были продолжать бой, их экипажи предпочли заняться ремонтом.

Дальней-шее, как говорится, было делом техники: удачное маневриро-вание голландского авангарда помогло де Рейтеру поставить уже английский авангард в два огня, а французский арьергард заставить уйти, так как голланд-ские корабли вошли в разрывы меж французскими (голландцы стреляли из бортовых орудий по носу и корме французских су-дов). При этом голландцы ни на шаг не отступили от ставшей уже классической линейной тактики, которая и принесла им победу.

Но дополнительным фактором, помимо прочих, определившим победу де Рейтера, стало актив-ное использование впервые в истории войн оперативной связи между кораблями гол-ландских эскадр. Обеспечи-вали ее совсем уж маленькие парусные корабли — авизо (в переводе с французского — «уведомляю»). Именно эти юркие одно- и двухмачтовые кораблики быстро перемеща-лись по всей акватории боя, передавая приказы знаменито-го голландского адмирала его подчиненным.

А что же французы?

Решительная победа Нидер-ландов в Тексельском сражении расколола англо-французскую коалицию, что помогло де Рейте-ру не допустить высадку на гол-ландском побережье английско-го десанта. Но в то же время она наглядно продемонстрировала и все недостатки военного флота Французского королевства, ко-торый по приказу знаменитого французского короля Людовика XIV с неимоверной быстротой создавался под не-посредственным руководством выдающегося политического и экономического деятеля коро-левства Жана Батиста Кольбера (1619-1683 гг.).

Когда в 1661 г. этот человек стал морским министром, флот Франции насчитывал всего 9 ко-раблей, 3 фрегата и 8 галер, причем их техническое состоя-ние было весьма плачевным. Ис-пользуя указания своего короля, энергичный министр, несмотря на скромные возможности тог-дашней французской экономики, развернул крупнейшую в Европе того времени кораблестроитель-ную программу. В итоге фран-цузский флот стал стремительно расти: к 1666 г. он насчитывал 71 корабль, а к 1671 г. — уже 196. К 1683 г. — году смерти Кольбера — французский воен-ный флот насчитывал 112 ли-нейных кораблей, 25 фрегатов и 80 галер.

Совокупно с различ-ными военными кораблями иных классов флот Франции насчиты-вал 276 единиц — на 72 больше, чем у Англии. При этом две эскадры — Средиземноморская (ФлоМед) и Атлантическая (ФлоАнт), на-звания которых сохраняются до наших дней, комплектовались различными по идеологии кораблями.

Если на Средиземном море французы массово исполь-зовали галеры и легкие парусники типа , то в Атлантике (в ос-новном на Северном море) — исключительно парусные много-пушечные корабли. Их конструкция воплощала множество передовых решений, особенно в области прочности корпусов, что стало не только визитной карточкой французской кора-блестроительной школы, но и ее главнейшим секретом на долгих полтора столетия.

Вот только поднять подготовку французских моряков на долж-ный уровень тогда не удалось, что и подтвердила Третья анг-ло-голландская война. Однако начало было положено: Франция постепенно выходила на второе место в мире по темпам строи-тельства и повышения мощи во-енно-морского парусного флота.

были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. - буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение в посреднической морской торговле и в международной колониальной экспансии 1-й половины 17 в., и Англии, буржуазия которой с победой революции (см. Английская буржуазная революция 17 века) встала на путь активной борьбы со своим главным торговым и колониальным соперником. Интересы обеих стран сталкивались в Ю.-В. Азии, Америке, Африке, на европейском (в частности, русском) рынке.

Первая А.- г. в. (1652-54) была объявлена Голландской республикой в ответ на принятие английским парламентом Навигационного акта (См. Навигационные акты) 1651, направленного против голландской посреднической торговли. Военные операции проходили не только в морских водах, омывающих Англию и Голландию, но и в Средиземном море, в проливах, связывающих Балтийское и Северное моря, в Индийском океане. Морские сражения (крупнейшие - Плимутское в 1652, Ньюпортские сражения 1652 и 1653, Портлендское сражение 1653) шли с переменным успехом. Постепенно перевес сил склонялся в сторону Англии, обладавшей сильным военно-морским флотом и установившей блокаду голландского побережья. Большой ущерб Голландии наносили действия англичан на торговых путях. По Вестминстерскому мирному договору (14 апреля 1654) Голландия должна была фактически примириться с Навигационным актом.

Вторая А.-г. в. (1665-67) была объявлена Голландией в январе 1665, но фактически началась ещё в 1664 захватом английской морской экспедицией голландской колонии в Северной Америке - Нового Амстердама. Голландский флот под командованием адмирала Рейтера одержал победу у Дюнкерка (июнь 1666), но потерпел поражение у мыса Норт-Форленд (август 1666). В июне 1667 голландская эскадра блокировала устье Темзы. По миру в Бреда (31 июля 1667) Новый Амстердам перешёл к Англии, вернувшей голландцам захваченный ею во время войны Суринам.

Третья А.-г. в. (1672-74) тесно переплелась с т. н. голландской войной 1672 - 78 (См. Голландская война 1672-78), в которой главным противником Голландской республики выступала Франция; Карл II Английский вступил в эту войну, будучи связан с Людовиком XIV тайными обязательствами. Победа Рейтера над англо-французским флотом при Текселе (август 1673), образование антифранцузской коалиции, непопулярность войны в среде английской буржуазии (в условиях, когда решающее значение приобретали уже не англо-голландские, а англо-французские противоречия) побудили Англию выйти из войны. Вестминстерский мирный договор (19 февраля 1674) оставил в силе Бредский трактат 1667. А.-г. в. 17 в. ускорили падение могущества Голландии и переход торговой и колониальной гегемонии к более передовой в промышленном отношении Англии.

А.-г. в., которые велись главным образом на море, сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства. На основе их опыта выработалась новая классификация кораблей (их деление на линейные корабли, фрегаты и др.), была создана постоянная организация флотов, которые стали делиться на эскадры, а последние - на т. н. дивизии (авангард, центр и арьергард). Значительно изменилась и тактика морского боя. Для 1-й А.-г. в. характерно отсутствие определенных боевых порядков: бой начинался артиллерийской перестрелкой и переходил в единоборство отдельных кораблей, в котором исход решался артиллерийским огнем и Абордажем, некоторое значение имело применение Брандеров. Во 2-й и особенно 3-й А.-г. в. основным боевым строем была кильватерная колонна, а основой ведения боя - огонь артиллерии, хотя некоторое значение продолжают сохранять абордаж и атаки брандеров.

Лит.: Английская буржуазная революция XVII в., т. 1 (с. 457-467), т. 2 (с. 47-51, 133-136), М., 1954; Ballhausen С., Die drei Englisch-Hollandische Seekriege, Haag, 1923.

А. С. Самойло.

  • - Противоречия интересов голландской и английской Ост-Индских компаний на Востоке и в частности в Индонезии выявились значительно раньше, нежели было ликвидировано португальское господство, сближавшее в совместной...

    Дипломатический словарь

  • - морские войны между Англией и Голландской республикой из-за колониального и торг. господства...
  • - войны капиталистически развивавшейся Англии, вступившей со 2-й пол. 16 в. в борьбу за мор. пути и рынки, за колонии с наиболее могуществ. колониальной державой 16 в. - Испанией...

    Советская историческая энциклопедия

  • - велись англ. Ост-Индской компанией за захват кн-ва Майсур. Первая А.-м. в. - была вызвана вторжением в Майсур войск компании и ее ставленника наваба Карнатика...

    Советская историческая энциклопедия

  • - захватнич. войны англ. Ост-Индской компании против маратхских кн-в в Индии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - колониальные войны Англии против Афганистана. Первая А.-а. в. началась вторжением в декабре 1838 английских войск в Ю.-З. Афганистан. В 1839 английские войска заняли Кандагар, Газни, Кабул...
  • - захватнические войны Великобритании против африканского государства Ашанти, приведшие к его порабощению английскими колонизаторами...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1824-26, 1852 и 1885, захватнические войны, предпринятые Англией с целью колониального порабощения Бирмы. Первая А.-б. в. начата английской Ост-Индской компанией 5 марта 1824...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Англо-голландские войны 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. ‒ буржуазной республики Соединённых провинций, занимавшей господствующее...

    Большая Советская энциклопедия

  • - велись в 60-90-х гг. 18 в. английской Ост-Индской компанией за захват княжества Майсур. Первая А.-м. в. началась вторжением в Майсур войск компании и её ставленника наваба Карнатика...

    Большая Советская энциклопедия

  • - захватнические войны английской Ост-Индской компании против маратхских княжеств в Индии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - между Речью Посполитой и Османской империей главным образом за обладание украинскими землями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - войны Великобритании против Афганистана...
  • - войны Великобритании против Бирмы в 19 в. В результате 1-й Бирма потеряла области Аракан и Тенассерим, после 2-й - область Пегу, в итоге 3-й вся Бирма попала под английское господство...

    Большой энциклопедический словарь

  • - английской Ост-Индской компании за захват индийского княжества Майсур...

    Большой энциклопедический словарь

  • - английской Ост-Индской компании против союза маратхских княжеств в Индии в 1775-82, 1803-05 и 1817-18. Значительная часть территории маратхов была захвачена, некоторые княжества стали английскими вассалами...

    Большой энциклопедический словарь

"Англо-голландские войны 17 века" в книгах

Англо-бурские войны

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Англо-бурские войны Небольшому сообществу грубых фермеров – благочестивых, распевающих церковные гимны людей – было суждено нанести чувствительный удар британскому самодовольству. Раздоры между британцами и бурами имели давнюю историю. В результате различных войн,

АНГЛО-БУРСКИЕ ВОЙНЫ

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты»] автора Коггинс Джек

АНГЛО-БУРСКИЕ ВОЙНЫ Небольшому сообществу грубых фермеров - благочестивых, распевающих церковные гимны людей - было суждено нанести чувствительный удар британскому самодовольству. Раздоры между британцами и бурами имели давнюю историю. В результате различных войн,

Англо-шотландские войны

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Англо-шотландские войны Другой сосед Англии, Шотландия, в XVI в. была самостоятельным королевством. В ее горной самой отсталой части господствовали феодально-патриархальные отношения; товарное производство развивалось медленно, городов было мало; жители занимались

Англо-шотландские войны

автора Блэк Джереми

Англо-шотландские войны При Александре III могущество Канморской династии достигло наивысшего расцвета, хотя вследствие английских притязаний на верховный сюзеренитет папский престол так и не пожаловал шотландской церкви права короновать и помазать королей. Однако,

Англо-шотландские войны

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Англо-шотландские войны Первое застарелое противостояние переходило в войну дважды за правление Генриха VIII. Шотландия рассчитывала на поддержку Франции, так как Франция была главным соперником Англии и потому была кровно заинтересована в шотландской независимости.

ПЕРВЫЙ БЕССТАТХАУДЕРНЫЙ ПЕРИОД. АНГЛО-ГОЛЛАНДСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО, ФРАНКО-ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПЕРВЫЙ БЕССТАТХАУДЕРНЫЙ ПЕРИОД. АНГЛО-ГОЛЛАНДСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО, ФРАНКО-ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ Голландия, давая казне более половины всех государственных доходов, старалась активно использовать свои финансовые возможности, чтобы проводить в жизнь политику, нацеленную на

1652–1674 Англо-голландские войны

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1652–1674 Англо-голландские войны Это были по преимуществу морские войны за первенство на морских торговых путях. Первая война (1652–1654) явилась следствием принятия Англией Навигационного акта 1651 г., нанесшего удар по голландским посредническим морским перевозкам –

БСЭ

Англо-голландские войны 17 в.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Англо-майсурские войны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Англо-маратхские войны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Англо-сикхские войны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Англо-голландские войны (Anglo-Dutch wars), три войны на море в 1652-54, 1665-67 и 1672-74 гг. между Соединенными пров. Нидерландов и Британией на почве торг, и мор. соперничества. Голл. флотом командовали опытные адмиралы, а англ, моряки использовали преимущества, к-рые им давали зап. ветры. 1-я война началась, когда англ. Навигационные акты осложнили передвижение голл. торг, судов и они отказались салютовать англ, флагу, проходя по Ла-Маншу. Тромп разгромил Блейка у Дангенеса в дек. 1652 г., но проводка голл. торг, судов по проливу оказалась затрудненной, и де Витт сумел согласовать с Кромвелем в 1654 г. довольно приемлемые условия договора. Голландцы признали англ, суверенитет в проливе, согласились на компенсацию за "амбоинское побоище" (Амбоина) и обещали не помогать изгнанному Карлу II. Столкновением у берегов Африки началась 2-я война, закончившаяся сдачей Нового Амстердама (позже - Нью-Йорк) англичанам, к-рые в июне 1665 г. одержали победу над голландцами у Лоустофта. Однако в 1666 г., когда Карл испытывал фи-нанс. трудности, Корнелис Тромп с Рейтером выиграли Четырехдневную войну, а Рейтер совершил свой знаменитый дерзкий налет на англ, доки в Четеме. В 1667 г. был заключен Бредский мир. Акты о навигации изменили в пользу голландцев, но терр., захваченные в ходе войны, возвращены не были: голландцы сохранили за собой Суринам, а британцы - Делавэр и Новую Англию. В 1672 г. Карл II, зависевший от франц. субсидий, поддержал Людовика XIV в войне с голландцами. Голл. адмиралы сумели одержать верх, и Вестминстерский договор (1674) восстановил условия Бредского мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНГЛО-ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ (1652-1674 гг.)

Войны между Англией и Нидерландами за господство на море.

Их причиной стало издание английским парламентом в 1651 году Навигационного акта, согласно которому в Англию можно было ввозить иностранные товары только на английских судах. Таким образом подрывалась голландская посредническая морская торговля.

Англо-голландская война началась в 1665 году. 11-14 июня 1666 года англичане потерпели поражение в морском сражении в проливе Па-де-Кале. После этого 19 июля флот голландского адмирала де Рюйтера прорвался к устью Темзы и блокировал его, уничтожив при этом несколько неприятельских кораблей и складов.

Голландцы располагали 85 кораблями и 18 брандерами. 1 августа английский флот, который имел на один брандер больше, вышел из устья Темзы. Де Рюйтер решил встретить его у острова Нордфореленд. Утром 4 августа английский авангард атаковал авангард противника. Из-за слабого ветра главные силы голландского флота не смогли вступить в бой. Все три голландских адмирала, командовавших авангардом, были убиты. Голландский авангард обратился в бегство. Но де Рюйтер с главными силами выдержал удар неприятельского флота, несмотря на то что к основной части английского флота присоединились и освободившиеся после преследования корабли авангарда.

Тем временем английский арьергард сковал своими действиями голландский арьергард, которым командовал адмирал Корнелий Тромп. Когда Тромп смог двинуться на помощь своим главным силам, те уже отступали к голландскому побережью и к вечеру 5 августа достигли порта Вилинген. Туда же на следующий день прибыла и эскадра Тромпа. Голландский флот лишился 10 кораблей. Погибло 2 тысячи голландцев, а еще тысяча была захвачена в плен. Англичане потеряли 4 корабля и 1,5 тысячи убитыми и пленными.

В 1667 году был подписан мир. Голландцы лишились своих колоний в Северной Америке, но добились отмены некоторых статей Навигационного акта.

В новой англо-голландской войне союзниками Англии были Франция, Швеция и некоторые германские княжества. Союзниками Голландии являлись Испания, Германская империя, Дания, Бранденбург и ряд других немецких княжеств. В марте 1672 года английский флот атаковал голландские торговые суда. В апреле французская армия вторглась в Голландию и подошла к Амстердаму. Однако голландцы открыли шлюзы и, затопив часть территории, остановили продвижение противника.

Голландскому флоту не удалось помешать соединению эскадр Англии и Франции. 21 августа 1673 года произошло сражение у острова Тексель. Английский флот насчитывал 65 кораблей, французский - 30, а голландский - 70. Голландскому авангарду удалось прорваться сквозь строй французской эскадры, которая на время оказалась выведена из боя. Голландский арьергард адмирала Тромпа завязал бой с английским арьергардом адмирала Спраг-ге. В результате главные силы британского адмирала Руперта, насчитывавшие 30 кораблей, вынуждены были вести бой против главных сил и авангарда неприятеля, в которых насчитывалось 40 кораблей.

Рюйтеру удалось окружить 20 кораблей англичан, но Руперт вырвался из окружения и пошел на помощь своему арьергарду. Теперь 65 английских судов противостояли 70 голландским. Бой закончился с наступлением темноты. 2 английских судна потонули и 7 сгорели. Голландский флот потерь в кораблях не имел. На исход сражения повлияла плохая стрельба английских комендоров. Голландский арьергард в результате вообще не имел потерь в личном составе, даже ранеными. Да и среди главных сил жертв было немного. Вскоре после сражения де Рюйтер беспрепятственно провел в голландские порты караван судов из Ост-Индии.

После поражения в сражении у Текселя Англия расторгла союз с Францией и в 1674 году заключила мир с Голландией на основе статус-кво. В результате англо-голландских войн Голландии удалось отстоять свой статус ведущей морской державы и сохранить надежную связь со своими заморскими колониями. Однако дальнейшее укрепление военно-морского флота Англии и ее ускоренное промышленное развитие вынудили голландцев отказаться к началу XVIII века от соперничества с ней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В позднее Средневековье и эпоху Возрождения ни англичане, ни голландцы не могли тягаться с такими морскими державами, как Венеция , Генуя , Португалия , Кастилия и Арагон . Однако в XVI веке, когда континент раздирали Религиозные войны , елизаветинская Англия построила мощный флот, предназначенный для приносивших огромный доход каперских вылазок против испанцев. В 1585 году протекавший до этого без объявления войны конфликт вылился в открытую фазу , непосредственным поводом к этому послужила оказанная англичанами поддержка Республике соединённых провинций в её борьбе за независимость от Испании. Эта война, продлившаяся до 1604 года, закончилась формально статусом-кво, но запомнилась разгромом, учинённым англичанами испанской Непобедимой армаде .

    После заключения мира, произошедшего уже после смерти Елизаветы, по указу Якова I нападения английских каперов на испанцев были прекращены, что с одной стороны привело к улучшению отношений между двумя державами, с другой - к пренебрежению англичан флотом. Неудачная для англичан война с Испанией 1625-1630 годов была лишь временным ухудшением отношений. В то же время голландцы, продолжавшие войну с Габсбургами, добились серьёзных успехов в своих каперских рейдах против неприятеля и отобрали у португальцев большинство их торговых постов в Ист-Индии, получив контроль над сверхприбыльной торговлей специями. Это спровоцировало сверхбыстрый рост голландского торгового флота и, хоть и менее впечатляющее, но всё же очень значительное увеличение флота военного.

    Вторая англо-голландская война (1665-1667)

    Обе стороны в течение войны успели отличиться серьёзными победами: англичане захватили Новые Нидерланды , а голландцы одержали верх в Четырёхдневном сражении . Как бы то ни было, рейд на Медуэй завершил войну победой голландцев, уничтоживших часть английского флота прямо в гавани.

    Британцы захватили в ходе войны около 450 торговых кораблей - значительно меньше ожидаемого, что почти не повредило голландцам, в то время как Карл оказался на грани банкротства. Это вкупе со случившимися в ходе войны в Лондоне эпидемией чумы и Великим пожаром (последний в Голландии считали божьей карой за рейд Холмса (англ.) русск. , захватившего одним налётом 150 нидерландских торговцев и сжегшего целый город) вызвало серьёзные волнения. Из-за опасений короля, как бы эти волнения не вылились в открытый мятеж, лорд-канцлер Кларендон отдал английским послам в Бреде заключать мир как можно быстрее.

    Третья англо-голландская война (1672-1674)

    Англичане быстро восстановили свой флот после предыдущей войны, но, наученные её горьким опытом, теперь уже не рвались в бой. Как бы то ни было, в соответствии с условиями Дуврского договора (секретного англо-французского пакта о совместных действиях против Соединённых провинций) Карл II объявил войну Нидерландам на следующий день после того, как это сделала Франция. В ходе войны, являвшейся частью Голландской войны , наводнение сделало невозможным продвижением французских войск, и было решено атаковать голландцев с моря, но адмирал де Рюйтер разбил англо-французский флот, после чего английский парламент вынудил короля просить мира . Союз с католической Францией против протестантской Голландии не пользовался поддержкой английского парламента, опасавшегося ползучей католизации Англии, так что после Тексельской битвы был заключён Вестминстерский мир 19 февраля 1674 года.

    Последствия трёх первых войн

    Войны между Англией и Голландией сыграли большую роль в развитии искусства войны на море. В этот период исчезли из состава военных флотов вооружённые коммерческие корабли, установились типы военных судов, были выработаны правильные строи, и вообще разработана морская тактика. Кроме того, выработалась и настоящая морская стратегия, ставившая себе главной задачей борьбу с флотом противника для достижения контроля над морем, вместо прежних «перекрёстных экспедиций» и преследования торговых судов. [ ]