Оформление логопедического кабинета в школе. Оформление логопедической группы и кабинета логопеда. Предназначение занятий в логопедическом кабинете

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.


Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.

Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников - одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей - важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок - это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков - а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

    Выработка правильного дыхания - одно из основных направлений развития речи

  • развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные связи;
  • отработка звукопроизношения (при разучивании чистоговорок и скороговорок);
  • развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений, сказок, воспринимаемых на слух);
  • освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения предложений).

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста

Группа Задачи
Первая младшая Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшая Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
Средняя Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительная Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).


Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая - раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей - это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Видео: пример работы с игрушкой в логопедическом уголке

Материалы

Таблица: типовое наполнение речевого уголка

Материалы Цель Использование
Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий для артикуляции в картинках или таблицах. Для проведения артикуляционной гимнастики Выполняя задания, дети смотрят на картинки, пошагово представляющие все движения.
Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры. Для тренировки мелкой моторики В младших группах дети с удовольствием занимаются шнуровками (например, соединяют шнурком четыре фрагмента корабля, машины), в старших группах для подготовки руки к письму ребята работают со штриховками.
Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки. Для формирования правильного дыхания Малыши 1,5–3 лет очень любят надувать мыльные пузыри, воспитанники средней группы работают с дудочками, вертушками. В старших группах дети надувают воздушные шарики, а также продолжают знакомство с дудочками.
Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру» и др. Для развития усидчивости, внимания, логического, образного и конкретно-предметного и наглядно-действенного мышления. Разрезанные части картинки-пазлы применяются в работе с детьми любого возраста. С той лишь разницей, что в младших группах это составление картинок из четырёх частей, в средней - из шести, а в старшем - из 10–12.
Аудиозаписи детских песен, стихотворений, игры с парами карточек (на картинке изображён сюжет с недостающими деталями двух размеров, форм, которые малыш накладывает сверху после выполнения задания): белочка с грибочками, ёлочка с игрушками и пр. Для тренировки фонематического слуха. Для отработки звуков «рь» и «р» проводится игра «Белочка»: педагог называет запасы, которые сделала белка, а дети, услышав мягкий звук, кладут на картинку маленький гриб, а услышав твёрдый - большой.
Альбомы с заданиями по автоматизации звуков В.В. Коваленко, игры Л.А. Комаровой, забавы «Логопедическое лото», «Подбери и назови», «Паровоз» и др. Для отработки звукопроизношения В «Логопедическом лото» 12 карточек с разрезанными картинками, которые малыш собирает в целое изображение. Получившиеся картинки называет, выделяет отрабатываемый звук. В старших группах дети определяют положение звука в слове, составляют с этим словом предложение.
Соответствующие изучаемым темам картинки, забавы «Один - много», «Подбери пару» и др. Для обогащения словаря Игра «Подбери пару»: при изучении домашних животных во второй младшей группе детям предлагается найти пары картинкам, изображающих самца (самку).
Игры «Чей хвост?», «Один - много», сборники игр Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой. Для усвоения грамматических правил речи Игра «Чей хвост»: дети подбирают картинки хвостов под животных, размещённых на фланелеграфе. После составления изображения называют чей это хвост (лисий, заячий и т.д.).
Игры «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии». Для тренировки навыка строить связные высказывания Игра «Угадай по описанию» проводится по принципу лото: у детей картинки, педагог описывает сюжет, дети показывают. В старших группах дети по очереди описывают картинки и угадывают.
Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», ребусы и кроссворды Для обогащения активного и пассивного словаря, расширения кругозора и усвоения норм построения предложений. Игра «Составь предложение по схеме»: у детей набор карточек и условные обозначения предлогов (на крышках от пластиковых бутылок приклеен условный знак, обозначающий местоположение), нужно сложить предложения из имеющихся материалов и проговорить его.

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

В игре «Чей хвост» дети не только тренируют мелкую моторику, логическое и образное мышление, но и учатся образовывать форму притяжательных прилагательных Отрабатывать фонематический слух помогает упражнение на сортировку карточек по размеру в зависимости от услышанного звука Составление предложений по схеме способствует развитию связной речи

Средства и идеи для оформления

Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.


Что можно сделать своими руками

Предметно-развивающая среда в детском саду оформляется не только приобретёнными средствами, но и предметами, созданными руками педагога, родителей. В большей степени это делается для того, чтобы малыши, видя результаты ручного труда, с уважением к нему относились. Если рассматривать логопедический уголок с точки зрения возможностей оформления своими силами, то в этом смысле самым оптимальным будет создание стенда. Для этого потребуется лист фанеры нужного размера и формы, на который натягивается ткань через прокладку из поролона. Конструкция закрепляется строительным степлером. Благодаря мягкой поверхности материалы по теме можно крепить булавочками или кнопками и от частой смены наглядности стенд не потеряет товарный вид.

Небольшие стенды можно сделать под конкретные виды работы, например, с упражнениями пальчиковых игр, дыхательной гимнастики

Как назвать

Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть смысл найти более оригинальные варианты:

  • «Игротека с язычком»;
  • «Говорим правильно»;
  • «Звукарик»;
  • «Говоруша»;
  • «Логоландия»;
  • «ЛОГОстрана».

Видео: видеоэкскурсия по речевому центру в средней группе

Фотогалерея: эскизы оформления логопедического уголка

Материалы логопедического уголка можно разместить на полочках, разместив стеллаж над столом Зеркало вешается так, чтобы дети, сидя на стуле, могли видеть своё лицо целиком В логопедическом уголке в младшей и средней группах размещается постоянный персонаж, который помогает и показывает детям упражнения и игры Если пространства в группе мало, то уголок можно сосредоточить вокруг висящего на стене зеркала

Работа в речевом центре

Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности в речевом уголке - игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:


А также художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Таблица: игры и упражнения в логопедическом центре

Первая младшая группа Вторая младшая Средняя группа Старшая Подготовительная группа
Дидактические игры «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»
Педагог показывает детям, как кукла Катя «одевается» и «обувается». По ходу игры называет предметы одежды, привлекая внимание детей к деталям, спрашивает, какого цвета эти предметы.
«Кто ушёл»
Педагог выставляет перед детьми картинки членов семьи. Попеременно убирает одну, дети определяют, кого не хватает.
«Что перепутал художник». Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, в чём ошибся художник (осенью дети не носят майки и шорты, нет клубники и пр.). Пересказ по цепочке сказки В. Сутеева «Под грибом». «Восстанови порядок»
Ребята получают набор картинок с сюжетом. Их задача расставить изображения в правильном порядке и описать происходящее.
Сюжетно-ролевые игры Дети имитируют действия взрослых: моют посуду, гладят бельё. Игры «В доктора», «В воспитателя». Игры «Дочки-матери», «Большая стирка» (после прослушивания рассказа А. Кардашовой «Большая стирка»). Инсценировка сказки «Репка» по ходу чтения воспитателем, игра «Парикмахерская» с распределением ролей: парикмахеры - дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты. Игры «Магазин», «Школа», «Поликлиника» с самостоятельным распределением ролей.
Артикуляционные упражнения и чистоговорки (скороговорки). Проводятся перед зеркалом. Уп, уп, уп, Мама варит суп.
Бы-бы-бы, Идёт дым из трубы.
«Лягушки»
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
«Бегемот»
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Пальчиковые игры Этот пальчик хочет спать, Попеременное загибание пальцев правой руки
Этот пальчик лёг в кровать, левой рукой, начиная с мизинца.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми, «Обращаясь» к большому пальцу.
Кроме большого
пальца, все остальные зажаты в кулачок.
Встали пальчики, ура! Резко разжать пальцы, раздвинув их.
В детский сад идти пора! Сжимание и разжимание кулачка правой руки.
Этот пальчик - дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.
Этот пальчик - бабушка, Поочерёдное разгибание пальцев сначала правой,
затем левой руки, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
Ай, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)! Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)! Полотенчиком пушистым, Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
Дыхательные упражнения Обычно проводятся со второй младшей.
«Листопад»
Дети с разной силой дуют на вырезанные из цветной бумаги листья, подвешенные на нитках. Попутно можно называть, с каких деревьев они упали.
«Дровосек»
Становимся прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе складываем руки топориком и поднимаем их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускаем вниз, корпус наклоняем, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произносим «бах».
«Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполняем сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следим, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
«Ёжик»
Поворачиваем голову вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делаем вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Практическая деятельность

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.