В ссср введена паспортная система. Литературно-исторические заметки юного техника


- Царские паспорта в 1917 году исчезли вместе с царской властью?
- Не сразу. Их продолжали использовать, хотя уже в 1918 году в качестве удостоверения личности стали выдавать в милиции трудовые книжки. Таким путем пытались не только провести учет населения, но и проконтролировать исполнение представителями бывших правящих классов обязательной трудовой повинности. Затем в некоторых губерниях стали сами придумывать и выдавать различные свидетельства. И после окончания гражданской войны, в 1923 году, чтобы избавиться от винегрета из различных справок и мандатов, были введены единые для всей страны удостоверения личности.

Значит, первая советская паспортизация была проведена не в 1933 году, а на десять лет раньше?
- Это не совсем так. Графы в удостоверении напоминали те, которые появились потом в паспорте: "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Дата рождения", "Место жительства", "Профессия", "Наличие детей", "Отношение к воинской службе". Но все-таки это был не паспорт. Фотография в удостоверение вклеивалась по желанию владельца. И получать его было необязательно.

А для чего же его ввели?
- Судя по всему, для подготовки к восстановлению существовавшего до революции вида на жительство. Называться он, правда, стал пропиской.

Чтобы прекратить бесконтрольную миграцию населения по стране?
- Видимо, так. Может быть, еще и для того, чтобы прекратить приток населения в города. Ведь прописку в 1925 году ввели только для жителей городов.

Почему самой важной считается паспортная реформа 1932-1933 годов?
- Тогда паспорт был введен как единственный документ, удостоверяющий личность.

Но ведь паспортизация была отнюдь не всеобщей...
- На первом этапе паспорта выдавали жителям крупных промышленных центров, в первую очередь в Москве и Ленинграде и 100-километровой зоне вокруг них, которая была объявлена режимной. Затем паспорта с обязательной пропиской граждан выдавали в Харькове, Киеве, Одессе, Минске, Ростове-на-Дону, Владивостоке и других крупных городах, а также в режимных зонах вокруг некоторых из них и вдоль западной границы СССР.

Судя по документам, главной целью паспортизации было выдворение из режимных зон всех антисоциальных элементов.
- Да, режимные зоны очищали от нищих, бывших осужденных и тех, кто попадал под определение тунеядца, а также всех, кто считался врагом советской власти. Режимных зон со временем становилось все больше. Территории вдоль всех границ и железных дорог стали режимными. В некоторых местах режимными были целые области. Но все же я считаю, что главной целью реформы была привязка крестьян к колхозам. На селе, если район не входил в режимную зону, паспорта не выдавали. Без паспорта не брали на работу в городе, а получить паспорт не было никакой возможности. Если не ошибаюсь, до 1935 года беспаспортным крестьянам еще разрешалось переезжать в другую нережимную местность. Но потом эта практика была отменена. Так что колхозники оказались намертво привязаны к своему колхозу.

- Но ведь так обходились не только с колхозниками. Я слышал, что на некоторых предприятиях при поступлении на работу паспорта забирали в отделы кадров и выдавали вместо них удостоверения личности. С той же целью - чтобы работники не покинули тяжелое производство.
- И такое тоже было.

А как же люди жили без паспорта?
- Я сам родился в селе, в нережимной зоне, где ни у кого не было паспорта. И сам до армии жил без паспорта. Надо выехать куда - сельский совет давал справку, что такой-то проживает там-то. Без фотографии. Можно было вырваться, только уйдя в армию. После службы по комсомольским путевкам ехали на стройки или шли в милицию. Вот тогда уже становились свободными людьми.

А завербоваться на работу на Север?
- Только немногим из завербованных удавалось с большими проблемами получить полноценный паспорт. В 1953 году была проведена очередная паспортная реформа. Тогда начали выдавать бессрочные паспорта тем, кто старше сорока, на десять лет - тем, кому было от двадцати до сорока, и на пять лет - тем, кому было от шестнадцати до двадцати. А были еще паспорта на полгода. Для колхозников, завербовавшихся куда-нибудь на работу. Срок кончился - изволь сдать паспорт и живи как раньше.

А что было формальным поводом для реформы 1953 года?
- Как рассказывали наши ветераны, причиной замены прежде всего было то, что паспорта у большинства граждан обветшали. Заодно, как обычно, провели подробный учет населения. И нашли немало людей, находившихся в розыске. Но это происходило во время каждой реформы.

Я читал, что при подготовке смены паспортов существовал проект Берии, где предусматривалась выдача паспортов крестьянам...
- Крестьяне начали получать паспорта только с 1974 года, когда началась последняя советская паспортная реформа.

И в чем был смысл этой реформы?
- Видимо, именно в паспортизации села. Кроме того, появились, как все знают, страницы для фотографий в 25- и 45-летнем возрасте. А в основном это было политической акцией. Тогда же готовился проект новой Конституции. Много говорили про единую общность - советский народ. И конечно, весь народ надо было уравнять в правах. В новое положение о паспортной системе ввели обязательное для всех получение паспорта по достижению 16 лет.

- Правда ли, что в номерах паспортов шифровались какие-то данные обладателя паспорта, например судимости?
- Это все сказки. До революции в паспорта отбывших наказание лиц вносилась соответствующая запись. В 1930-1950 годах в паспорте писали, что он выдан на основании статьи такой-то положения о паспортах. И любому знающему человеку было ясно, что он имеет дело с лицом, имевшим судимость. По серии паспорта можно определить, в каком регионе он выдан. Хотя особого смысла в этом нет: где и когда выдан паспорт, в нем и так записано. А данные о судимости всегда содержались в форме номер один, которая заполняется при выдаче паспорта. Этот документ всю жизнь перемещается по стране вслед за владельцем паспорта. Переехал человек на новое место - форму пересылают в орган милиции по новому адресу. А там графа "На основании чего выдан паспорт". У отбывших наказание всегда одно основание - справка из исправительно-трудового учреждения, что и записывается в форме номер один. Никакая особая шифровка и не нужна.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=359662

Паспортная система в СССР (1932-1976 гг.): паспорт как клеймо
О том, что истинное существо паспортной системы в СССР и ее потаенный смысл не всегда понимали представители высшего государственно-партийного аппарата, свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые. Как отмечалось, паспортная система прямо способствовала прикреплению крестьян к колхозным работам. Для колхозников был установлен обязательный минимум трудодней, которые они должны были выработать.

В апреле 1942 г. этот минимум был повышен для всех колхозников и распространен на членов их семей- подростков в возрасте от 12 до 16 лет. За не выработку «без уважительных причин» обязательного минимума все виновные подлежали уголовной ответственности: исправительно-трудовым работам в колхозах с удержанием от оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Постановление Совмина СССР от 31 мая 1947 г. названный закон оставляло в силе. Ухудшение деревенской жизни после войны привело к усилению бегства из деревни,

которое не могли остановить паспортные ограничения. В этой связи правительственные чиновники предлагали усилить репрессии в отношении беглецов. «Одни суды считают, - доносил министр юстиции СССР К.П. Горшенин 25 декабря 1950 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову,- что по действующему законодательству самовольный уход колхозников в отход не наказуем в уголовном порядке и выносят в таких случаях оправдательные приговоры.

Другие выносят в этих случаях обвинительные приговоры. Министерство юстиции СССР считает, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу от 15 апреля 1942 г. за тот период, в течение которого они ушли из колхоза, с Отбыванием наказания по месту работы»36.

Такие же точно суровые меры министр предлагал и в отношении детей колхозников, достигших 16-летнего возраста, даже «в случаях, когда их членство в колхозе не оформлено». Советские порядки в отношении закрепощения крестьян своей жестокостью превосходили законодательство «крепостнической России» XVIII-первой половины XIX вв. Для упорядочения судебной практики и избавления своего ведомства от ненужной, с его точки зрения, волокиты и проволочек в таком важном деле, министр вносил следующее предложение: «Министерство юстиции считает, что следовало бы установить определенный порядок оформления членства членов семей колхозников, достигших 16-летнего возраста, с тем, однако, чтобы это не было связано с проведением какой-либо сложной процедуры». Предложение принято не было. Сохранялась все та же система - внешне противоречивая, но цельная по содержанию, которая поддерживала в стране иллюзию возможной свободы и никоим образом не давала ее.

Об этом свидетельствует и другой факт. 3 марта 1949 г. на Бюро Совмина СССР рассматривались вопрос о введении паспорта нового образца и проект нового положения о паспортной системе в СССР. Разработка велась МВД СССР по личному указанию и инициативе заместителя председателя Совмина СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия37. Предложение мотивировалось тем, что «во время войны значительная часть бланков действующих паспортов и инструкций по применению положения о паспортах попала в руки врага и уголовно-преступного элемента, чем была в значительной мере расшифрована техника паспортной работы в СССР».

Утверждалось, что действующий паспорт был «недостаточно защищен от подделки» и это «облегчает преступному элементу возможность укрываться от преследования». Важнейшим отличием предлагаемого проекта было то, что положение о паспортной системе в СССР предусматривало «выдачу паспортов не только городскому, но и сельскому населению». Не следует рассматривать эту попытку как действительную либерализацию советского режима. Скорее наоборот.

Паспортизация всего населения страны в возрасте 16 лет и старше в тех условиях означала абсолютно полный контроль за жизнью каждого: ведь владение паспортом создавало только видимость прав человека - гражданина СССР, т.к. главным в определении его судьбы по прежнему оставались бы «компрометирующие данные», которые хранились в кустовых и Центральном адресных бюро. Переход к полной паспортизации населения страны сулил немалые выгоды Министерству внутренних дел и лично его куратору Л.Ц. Берия, поскольку выросло бы значение министерства, что давало дополнительные шансы в борьбе за власть.

С точки зрения государственной - полный контроль за жизнью каждого члена общества - имелись все резоны принять предложение. Но оно было отклонено со следующей формулировкой, не объясняющей причин отказа: «Предложено МВД доработать на основе мнений на Бюро». Больше к вопросу о наделении паспортами всего сельского населения (включая колхозников) не возвращались до 1974 г., хотя после смерти И.В. Сталина было принято новое положение о паспортах в октябре 1953 г.

Отклонение бериевского проекта вызывает недоумение, т.к. он долго готовился и был согласован во всех соответствующих министерствах. Еще в январе 1948 г. по распоряжению министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова была создана авторитетная комиссия по рассмотрению проекта положения о паспортной системе в СССР. В нее вошли: начальники главных управлений милиции и погранвойск, управления войск по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог, ГУЛАГа, тюремного управления, спецотделов, которые ведали особым учетом населения, отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, отдела спецпоселений.

Проект был согласован с министром юстиции и генеральным прокурором СССР. И всетаки он не прошел. И это вопреки прямой поддержке Л.П, Берия, считавшегося в те годы всесильным.
Итак, два высокопоставленных государственных чиновника пытались унифицировать закон: один - порядок оформления членства в колхозе совершеннолетних детей колхозников и судебную практику, определяющую ответственность за невыработку минимума трудодней, а другой- паспортный режим в стране.

В данном случае высокие профессиональные качества служили только помехой: не могло быть никакого единообразия там, где применение закона по замыслу его истинных создателей не подлежало единому судебному толкованию. Ведь именно эта двусмысленная и неопределенная ситуация создавала для людей ловушку. Что же говорить об исполнителях рангом ниже, местных работниках?

Одни суды судили колхозников жестче, потому что исполнители были вполне советскими, прошедшими суровую школу отбора и были взяты из той же народной массы - такие особенно рьяны, злы и опасны. Другие, у кого оставалась капля совести и сострадания, пытались быть помягче. За такими строго следили и примерно наказывали, чтобы другим было неповадно. Срабатывал воспитательный момент - всем исполнителям настойчиво и ежедневно внедрялась в сознание мысль - лучше перегнуть палку, чем недогнуть ее.

Единственное, чего удалось добиться JI.П. Берия во время пика карьеры, когда в марте 1953 г. он был назначен первым заместителем председателя Совмина СССР и вернул себе пост министра внутренних дел, - успеть протолкнуть до своего ареста и расстрела в правительство проект постановления «О сокращении режимных местностей и паспортных ограничений» Докладная на имя нового председателя Совмина СССР Г.М. Маленкова за подписью Л.П. Берия была отправлена 13 мая 1953 г. Соответствующие копии докладной были посланы всем членам Президиума ЦК КПСС - В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Н.С. Хрущеву, Н.А. Булганину, JI.M. Кагановичу, А.И. Микояну, М.З. Сабурову, М.Г. Первухину38. 21 мая 1953 г. представленный проект быт утвержден в качестве постановления Совмина СССР № 1305515 сс.

Основные изменения сводились к исключению из числа режимных около 150 городов и местностей, всех железнодорожных узлов и станций (режимные ограничения сохранялись в Москве и 24 районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте); уменьшению размеров запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, Карельском перешейке); сокращению перечня преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все «контрреволюционные преступления», бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой). Но задуманное Л.П.Берия реформирование паспортной системы, как отмечалось, имело более глубокий смысл. Это подтверждают многочисленные справочные материалы (в том числе о паспортной системе Российской империи), подготовленные аппаратом МВД в апреле 1953 г.

Изданный в развитие правительственного постановления приказ Министерства внутренних дел № 00375 сс от 16 июня 1953 г. за подписью Л.П.Берия, которым упразднялись паспортные ограничения, дышит прямо отеческой заботой о нуждах бывших заключенных и их семей: «При существующем положении граждане, отбывшие наказание в местах заключения или ссылки и искупившие тем самым свою вину перед обществом, продолжают испытывать лишения (...)

Наличие в стране широких паспортных ограничений создает трудности в устройстве не только для граждан, отбывших наказание, но и для членов их семей, которые также в связи с этим оказываются в затруднительном положении»39. Далее отмечалось, что «режим и паспортные ограничения, введенные в этих районах (режимной зоне, которая простирается на сотни километров вглубь страны.-В.П.), тормозят их экономическое развитие». Именно эти основания были изложены в приказе для объяснения смягчения паспортного режима в стране.
После устранения Л.П. Берия из руководства страны постановлением Совмина СССР № 26661124 с от 21 октября 1953 г. вводится новое положение о паспортах, которое без особых принципиальных изменений действовало до 1974 г.

Оно вводило одно изменение большой важности. Из первого пункта, определяющего, граждане каких территорий страны обязаны иметь паспорта, «исчезли», т.е. не были упомянуты, в отличие от положения 1940 г., граждане СССР, проживающие в населенных пунктах, где были расположены МТС, и работающие в совхозах40. Это никак не задевало тех совхозных рабочих и служащих, жителей поселков машинно-тракторных станций, которые уже имели паспорта, но серьезно ограничивало возможности подрастающего поколения.

К чему приводило на практике это «изъятие», если обратиться к последующим событиям в деревне? Со второй половины 50х и в 60е годы происходит рост совхозной системы: совхозы в массовом порядке образовывались на базе так называемых экономически слабых колхозов или создавались вновь в районах освоения целинных и залежных земель. Бывшие колхозники, ставшие в результате реорганизации совхозными рабочими, ничего не выигрывали в плане получения паспортов.

В 1958 г. в стране проводится реорганизация МТС, работники которых, по мысли авторов «реформы», должны были перейти работать в колхозы, купившие технику машиннотракторных станций. Но в этом случае дети бывших работников МТС с достижением 16-летнего возраста также не могли получить паспорта. Поэтому реорганизация МТС привела к новому витку бегства людей из деревни. Получается, что названное паспортное нововведение не столько ограничивало свободу передвижения по стране, сколько способствовало усилению стихийной миграции.

Однако правительство отвергло ходатайство МВД СССР о наделении сельских жителей паспортами, поданное министром С.Н. Кругловым в октябре 1953 г. А.И. Микояну и Н.А. Булганину41. Предложение исходило от начальника паспортно-регистрационного отдела Главного управления милиции МВД СССР Подузова, который принимал активное участие в подготовке проекта паспортного положения при Л.П. Берия. В секретной докладной записке от 24 сентября 1953 г.

Подузов писал министру: «В разработанном проекте положения о паспортах (утверждено Совмином СССР 21 октября 1953 г. - В.П.) предусмотрено, что жители сельских местностей страны паспортов иметь не обязаны... В связи с вытекающими из решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС задачами МТС и совхозов, в частности заменой сезонных кадров постоянными - не следует ли внести в проект положения дополнение о том, что постоянные местные жители сельских местностей, работающие в МТС и совхозах на штатных должностях, обязаны иметь паспорта. Тем самым постоянные кадры рабочих МТС и сохозов в отношении документирования личности будут приравнены к рабочим городских предприятий.

Кроме того, это ликвидирует существующее положение, при котором постоянные кадровые работники, прибывшие в МТС и совхозы из городов, имеют паспорта, а местные постоянные работники паспортов не имеют»42. Трудно сказать точно, какими истинными мотивами руководствовался Подузов, скорее всего он стремился использовать шанс для служебной карьеры, угадывая по решениям сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, что подули ветры «оттепели».

Пометы на документе свидетельствуют, что записка Подузова была первый раз послана А.И. Микояну еще 25 сентября 1953 г. Мы не располагаем документами, по которым можно было бы установить, кто конкретно из членов правительства, отвечающих за подготовку нового положения о паспортах, наложил вето на предложение МВД, и каковы были причины запрета. Но жизненная ситуация свидетельствовала, что своего главного врага - русского крестьянина - советская власть продолжала держать на паспортном «крючке».

И, по положению о паспортах от 21 октября 1953 г., в сельских местностях (за исключением режимных) продолжали проживать без паспортов. Если они привлекались временно сроком не более чем на один месяц на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики (не имеющей областного деления), им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда.

Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, в командировки. Если выезжали за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше 30 дней, они были обязаны получить паспорта «в органах милиции по месту жительства»43. Таким образом, процедура получения паспорта для сельского населения непаспортизированных районов не изменилась по сравнению с 30ми годами.

После смерти И.В. Сталина крестьянину как будто жить стало легче: в 1953 г. изменен порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 г. отменены обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников, мартовская (1953 г.) амнистия прекращала исполнение всех без исключения приговоров; по которым колхозники осуждались к исправительнотрудовым работам за невыработку обязательного минимума трудодней44. Для тех, кто постоянно работал в колхозе, амнистия являлась значительным облегчением жизни. Колхозники, ушедшие в «отход» без разрешения правлений колхозов, в связи с амнистией почувствовали себя свободными. Это был самообман, т.к. в правовом положении колхозника не произошло никаких существенных перемен: продолжал действовать примерный устав сельхозартели, в годовом отчете колхоза «отходники» продолжали учитываться государством как рабочая сила, числящаяся за колхозами. Следовательно,

По закону в любой момент всех, кто самовольно ушел в «отход», правительство могло принудительно вернуть в колхозы. Меч был занесен над головами, но не рубил, его как бы «забыли» опустить. Отменяя судебное решение о преследовании колхозников за нарушение ими постановления об обязательном минимуме трудодней, советский режим стремился создать в обществе надежды на возможные перемены к лучшему и психологически подготовить людей к хрущевской «оттепели»: крестьянство вновь «подталкивалось» в города.

За что большевики отобрали у крестьян паспорта?
http://users.livejournal.com/_lord_/1102044.html

лишь 35 лет назад (1974!) выдали колхозникам паспорта (но справки от колхоза всё равно требовали) - подборка ссылок

Современный паспорт - это документ, снабженный сложной системой защиты от поделки и содержащий множество данных о его хозяине. В нем могут быть зашифрованы на специальных магнитных носителях данные о внешности, отпечатках пальцев и даже рисунке роговицы глаза обладателя. образца был намного проще.

После прошло более двух десятилетий, и сегодня мало кто сможет уверенно перечислить все, что было на развороте советского паспорта, тем более, что его образец неоднократно менялся. К тому же и появился он не сразу, а только через десять лет после образования СССР. О том, почему так произошло и как менялся основной документ, стоит вспомнить.

На заре создания первого в мире пролетарского государства один из первых большевистских декретов упразднял паспорта. Еще в 1903 году Ленин написал статью «К деревенской бедноте», в которой излагал свои взгляды на этот документ как на искусственный ограничитель свободы перемещения и трудоустройства, главными жертвами которого стали крестьяне.

До 1932 года граждане РСФСР в своем подавляющем большинстве могли догадываться о том, что было на развороте советского паспорта, лишь читая стихотворение Владимира Маяковского. Пролетарский поэт был одним из немногих обладателей этой пурпурной книжицы, без которой за границу не пускали. Остальные обходились трудовой книжкой, которая выполняла функции главного удостоверения личности. В ней было указано, как человека зовут, год его рождения, ну и, естественно, фиксировался его трудовой путь. В 1924 году были введены удостоверения личности со сроком действия в три года. С 1925 года в них стали ставить штамп о прописке.

Только в 1932 году Центральный исполнительный комитет и издали постановление, согласно которому в СССР вводилась паспортная система. Целью этой реформы был полный контроль трудоустройства населения. Новый документ стал инструментом борьбы с лицами, не работающими на государственных предприятиях, и с крестьянами, сбежавшими в город от голода, вызванного коллективизацией. Но и тогда только жители Москвы, Ленинграда и Харькова, а также ограниченной зоны вокруг этих городов, должны были получить советский паспорт. Фото с уголком, на который попадала часть оттиска печати, фамилия, имя, отчество, национальность, дата рожденья, прописка и сведения о семейном положении - вот основные атрибуты документа, знакомые всем гражданам СССР, даже родившимся в последующие десятилетия. Но кое-что было на развороте советского паспорта, что отсутствовало в последующих его редакциях, например, и отношение к воинской службе.

Беспаспортные колхозники

Крестьянам документ не выдавался, но, несмотря на это, свободы перемещения у них больше не стало, а совсем наоборот. Такое положение сохранялось до 1974 года. Правда, в пятидесятые годы у жителей сельской местности появились несколько лазеек, позволявших покинуть деревню, доведенную колхозным строем до нищеты. Можно было (в виде исключения) устроиться работать в городе при сохранении сельской прописки или получить временный документ на период действия трудового договора. В остальных случаях колхозники могли приехать в город только со справкой из сельсовета.

В 1974 году был введен новый паспорт советского образца. Данных о личности владельца в нем стало меньше, а фотографий больше - после достижения 25 и 45 лет их требовалось доклеивать в специально выделенные для этого странички. Печать заменили объемным оттиском, который сложнее подделать. Было еще одно важное отличие - документ выдавали всем в 16 лет, без исключения.

Этот паспорт верой и правдой отслужил до самого 1991 года и еще некоторое время выполнял свои функции, снабженный штампом с названием новой страны - бывшей союзной республики поверх букв СССР.


Паспортный режим в СССР почти на полвека низвел крестьян до положения крепостных, а остальных граждан сделал учтенными и подконтрольными винтиками огромной государственной машины. Когда в 1929 году пролетарский поэт Владимир Маяковский написал знаменитое стихотворение о советском паспорте, на самом деле никаких паспортов у граждан СССР не было. Они появились позднее и далеко не у всех…
"Краснокожая паспортина", как назвал поэт сей документ, была лишь у выезжающих за рубеж дипломатов. В качестве же внутреннего удостоверения личности в те времена использовали любые справки, вплоть до выданных домоуправлениями.

Первые паспорта простые смертные стали получать в 1933 году, да и то лишь в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и еще некоторых крупных административных и промышленных центрах страны.

Как гласило постановление правительства, Совета народных комиссаров (Совнаркома) СССР, паспортизацию затеяли ради "очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов".
Опыт оценили положительно, и в последующие предвоенные годы паспорта получили жители малых и больших городов Страны Советов. А вот обитатели сел и деревень необъятной родины вплоть до середины 1970-х жили без главного документа гражданина.

То, что более 60 млн взрослых человек даже спустя полвека после образования Союза не могли достать "из широких штанин" предмет гордости Маяковского, было фактическим признанием того, что при развитом социализме огромная масса людей жила в условиях крепостного права. Отсутствие паспорта означало, что человек не может самовольно переехать в город, без одобрения колхозного начальства не имеет права получить высшее образование, сменить род деятельности и уж тем более место жительства.

Смекалистые крестьяне находили всевозможные лазейки, чтобы обзавестись паспортом как маленькой путевкой в большую жизнь.

"А куда им было деваться? - говорит Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС в 1953-1964 годах, который внес демократические изменения в паспортную систему. - Крестьяне массово шли в город, потому что там можно было выжить".
Впрочем, и в городах обладатели "молоткастого и серпастого" пользовались весьма ограниченной свободой. Паспорт с его обязательной пропиской и прочими атрибутами социализма связал население по рукам и ногам.

Крепостные XX века

В тот год, когда Маяковский излился в стихах о советском паспорте, в СССР была объявлена тотальная коллективизация. Процесс потребовал загнать миллионы граждан в колхозы и удерживать их там любыми административными методами. Чтобы отделить зерна от плевел, то есть горожан от селян, в декабре 1932-го вышло распоряжение Совнаркома о выдаче первых паспортов, что значительно упрощало селекцию населения.

Одной из целей правительства было желание разгрузить города и рабочие поселки "от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях и школах и не занятых общественно полезным трудом". В результате за первые четыре месяца 1933 года из Москвы и Ленинграда выселили более 700 тыс. человек.

Дальше дело поставили на конвейер, и уже к 1937 году Наркомат внутренних дел (НКВД) отчитался перед Совнаркомом о проделанной работе. В документе, составленном в самом страшном советском ведомстве, говорилось, что в пределах 100-километровой зоны вокруг Москвы, Ленинграда и 50-километровой зоны вокруг Киева и Харькова паспорта выданы всем, кто имеет на них право.

"В остальных сельских непаспортизованных местностях паспорта выдаются лишь населению, уходящему на отходничество [временная работа крестьян на стороне, термин пришел еще из феодальной России], на учебу, на лечение и по другим причинам", - гласил текст отчета.
Это правило пережило НКВД, после войны трансформированное в МВД. Еще долгие 40 лет, до средины 1970-х, крестьянин, желающий поехать куда-нибудь дальше райцентра, обязан был получить разрешение в сельсовете, у председателя колхоза, районного начальства. Срок действия этой драгоценной "увольнительной" составлял не более 30 дней.

"С тех пор аббревиатуру ВКП (б) [Всесоюзная коммунистическая партия большевиков] в народе стали расшифровывать "второе крепостное право большевиков", - иронизирует Юрий Пивоваров, директор российского Института научной информации по общественным наукам.
Параллель уместна. Сергей Хрущев напоминает, что в царской России селян всеми силами пытались удержать на пашне даже после отмены крепостного права в 1861 году.

"Крестьянам паспортов не давали как людям, которые должны оставаться под контролем, потому что если им разрешить передвигаться, они подорвут хозяйство", - поясняет Хрущев логику царского режима, перенятую большевиками и советским лидером Иосифом Сталиным.

Советский паспорт тех времен был документом особым. Его обладатель хоть и получал некоторые гражданские права, однако лишался приватности. В паспорте указывались не только фамилия, имя, отчество, но и национальность, прописка, семейное положение, дети, наличие загранпаспорта и даже социальный статус - рабочий, служащий, учащийся, пенсионер, иждивенец.

В 1939 году в Большой советской энциклопедии появилось следующее объяснение подобной "открытости": "Советское законодательство, в отличие от буржуазного, никогда не вуалировало классовую сущность своей паспортной системы, пользуясь последней в соответствии с условиями классовой борьбы и с задачами диктатуры рабочего класса на разных этапах строительства социализма".

С 1940 года самовольный уход с государственных, кооперативных и общественных предприятий, переход с одного предприятия или учреждения в другое были строго запрещены. Тогда же в советский паспорт внесли еще одну строчку - место работы. Даже после смерти Сталина в 1953 году, в период так называемой хрущевской оттепели, паспортная система еще несколько лет оставалась такой же строгой и бескомпромиссной. Одна из причин - бедность опустошала села. Перебраться в город, где есть работа и скромное жалованье, стало несбыточной мечтой обнищавшего крестьянства.

"Если бы дать паспорта в 1953 году, то страна начала бы голодать. Все бы убежали [из сел]", - поясняет Хрущев-младший.

Сельский час

С ростом промышленного производства и, как следствие, с возникновением острого дефицита рабочих рук на крупных предприятиях в жизни паспортизированных и беспаспортных граждан наметились перемены.

В 1956-м Никита Хрущев отменил уголовную ответственность за самовольный уход с работы. А на следующий год смягчил условия выезда колхозников за пределы села. По замыслу советского лидера, все желающие, вне зависимости от происхождения, могли получить паспорт и поехать поднимать целину, возрождать промышленность, покорять тайгу.
Огни больших, да и малых городов со страшной силой манили советскую молодежь. Там, в отличие от деревень, бурлила жизнь: можно было строить карьеру, получить хорошее образование и относительную свободу передвижения.

Чтобы исход слегка освобожденных селян не стал массовым, Николай Дудоров, в то время занимавший пост министра внутренних дел, издал приказ: "Не допускать направления граждан из сельской непаспортированной местности за пределы области, края, республики на сезонные работы по справкам сельских советов или колхозов, обеспечивая выдачу этой категории граждан краткосрочных паспортов на срок действия заключенных ими договоров".

Но удержать человеческую массу было уже невозможно. С 1960-го по 1964-й, за четыре последних года хрущевского правления, из деревень в города ушли 7 млн. человек.

Киевлянка Надежда Кочан - одна из них. Ее путь из черниговского села с примечательным названием "Путь Ильича" в столицу Украины был весьма тернист. С 15-летнего возраста она работала на птицеферме, но мечтала о карьере врача. Для этого нужно было перебраться в город и получить паспорт. В 17 лет бойкая девушка вместе с подругой поехала в Нежин, чтобы там завербоваться на комсомольскую стройку. "Мне было все равно, куда нас отправят. Лишь бы дали паспорт", - рассказывает она.

Кочан предложили трудовую путевку на Сахалин. Комсомолка в порыве счастья воскликнула: "Да!". Но рассудительная мама сказала: "Нет". В итоге всеми правдами, а больше неправдами юную колхозницу приняли на Киевский завод железобетонных конструкций, где работал ее брат, который помог с трудоустройством. Еще долгих пять лет Кочан боролась за право получить паспорт. История закончилась лирично - замужеством за киевлянином.

Валентина Бондаренко из провинциального городка Орджоникидзе, что на Днепропетровщине, чья молодость пришлась на 1960-е, рассказывает, как в ее родном селе Великая Лепетиха, что в Херсонской области, ребята старались закрепиться "на большой земле" и получить документ полноправного гражданина, устраиваясь после армии на больших стройках социализма, записываясь в ряды советской милиции.

Девушки искали счастье если не в удачном замужестве, то в удачном трудоустройстве у высокопоставленных чиновников нянькой, поваром, домохозяйкой - кем угодно, лишь бы с правом получения паспорта.

Паспортизация всей страны

Селяне мечтали о паспорте как о символе свободы, хотя горожане - счастливые обладатели документа с гербом на обложке - имели ее далеко не в полном объеме.

Передвижение по стране хоть и не регламентировалось, но выбор постоянного места жительства был ограничен пропиской. Жизнь без прописки влекла за собой штраф, а при рецидиве - исправительно-трудовые работы сроком до одного года. Участковые милиционеры и даже дворники имели право контролировать население на предмет прописки.

По обвинениям в нарушении паспортного режима легко фабриковали уголовные дела против инакомыслящих. Например, 22 июля 1968 года советский правозащитник Анатолий Марченко написал открытое письмо, адресованное советским и иностранным массмедиа, об угрозе вторжения СССР в Чехословакию. Спустя месяц, 21 августа, как раз в день вступления советских танков в Прагу, Марченко был осужден на год лишения свободы, но не за свой чехословацкий демарш, а якобы за нарушение паспортного режима.

Паспортная система дала государству возможности для тотального контроля над населением. И эта ее функция вступила в противоречие с царско-сталинскими идеями крепостного права для села.
В 1973 году министр внутренних дел Николай Щелоков понял, что треть населения страны - 62,6 млн человек в возрасте старше 16 лет - как беспаспортные жители села слабо контролируемы и почти не учтены. Чтобы исправить ситуацию, он направил в Политбюро ЦК КПСС предложения по изменению системы.

"Предполагается, что паспортизация сельских жителей улучшит организацию учета населения и будет способствовать более успешному выявлению антиобщественных элементов", - написал министр в докладной записке. Его поддержали все руководители КГБ и прокуратуры. И годом позже начался последний этап ликвидации пережитков крепостного права.

Совмин СССР постановил, что с января 1976 года в стране должна начаться поголовная паспортизация. Впервые в истории государства рабочих и крестьян последних уравняли в гражданских правах с первыми. Еще одна новация - паспорта перестали выдавать на определенный срок, они стали постоянными.

Лишь к 1982 году, то есть за девять лет до развала Союза, все его жители, достигшие 16 лет, стали обладателями документа, воспетого Маяковским в далекие 1920-е. В стране наконец-то наступили свобода и равенство, но только по советским стандартам.

"Это сейчас мы говорим, что важно иметь паспорт, - рассуждает Хрущев-сын. - Я вот в России живу с паспортом, а в Америке - без паспорта". Он говорит, что в США хотели ввести паспорта, да население воспротивилось этому, посчитав подобный шаг ограничением свободы.
"В одном обществе паспорт - это атрибут полноценного гражданина, а в другом - наоборот", - резюмирует потомок советского руководителя.

Кстати, о паспортах...

Кто-нибудь уже получил электронное удостоверение личности гражданина РФ?

Пост от 3 ноября 2013 г.
ФМС предлагает прекратить выдачу внутренних паспортов к 2016 году. МС России опубликовала доработанный законопроект, согласно которому предлагается полностью прекратить выдачу внутренних паспортов уже в 2016 году. При этом пластиковые карты, удостоверяющие личность россиян, в пилотном режиме могут быть запущены через полтора года. По мнению главы Минкомсвязи Николая Никифорова, этот проект станет самым масштабным в «электронном правительстве».

Выдача внутренних российских паспортов может быть полностью прекращена к началу 2016 года, а процесс перехода на десятилетние пластиковые карты с чипами и фотографиями в пилотном режиме может стартовать уже через полтора года. С соответствующим предложением выступила Федеральная миграционная служба (ФМС) России. «После вступления в силу настоящего федерального закона выдача паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, прекращается», - отмечается в доработанном законопроекте ФМС, текст которого приводит «РИА Новости».

Согласно законопроекту, выдача внутренних паспортов в России должна полностью прекратиться в начале 2016 года. Пилотный же проект по выдаче универсальной электронной карты планируется запустить уже в середине 2015 года, в регионах, которые будут выбраны федеральным правительством. Ранее выданные паспорта будут действовать до указанной в них даты, но при этом пластиковые карты, содержащие в себе персональные идентификационные данные россиян, станут основным документом, удостоверяющим личность.

Одно из средств для наблюдения за подозрительными лицами, в видах охраны государственной безопасности. Наблюдая за собственными подданными и за прибывающими иностранцами, власти могут требовать от них удостоверения личности, а также доказательств того, что они не являются опасными для государственного спокойствия. Эти требования, легко исполнимые в месте постоянного жительства лица, становятся затруднительными для путешествующих, а также для иностранцев. Чтобы дать им возможность удостоверить свою личность, государства вводят паспорта, в которых обозначаются занятие, возраст, местожительство, приметы лица, а также продолжительность, цель и место путешествия. В то же время паспорт является и разрешением на отлучку лица; устанавливается воспрещение путешествовать без взятия паспорта, а также обязанность регистрации паспорта в местах пребывания; вводятся строгие полицейские меры против путешествующих без узаконенных паспортов. Совокупность таких узаконений называется паспортной системой.


«Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

Небольшая справка для тех, кто спекулирует на теме колхозникаов без паспортов - у всех де были паспорта, а им специально не давали, желая «закрепощения». Вопрос свободы перемещения для колхозников мы уже неоднократно рассматривали*. Ещё один штрих к паспортной системе Советского государства вашему вниманию.

***
Документ, удостоверяющий личность и сообщающий о месте постоянной регистрации, наши соотечественники регулярно достают из широких штанин. Но отношение к паспортной системе было и остается неоднозначным, притом что решение о введении в Советском Союзе единой паспортной системы и обязательной прописки ЦИК и Совнарком приняли еще 27 декабря 1932 года. Одни считают эту систему залогом порядка в стране, а другие - барьером, ограничивающим свободу передвижения гражданина.

Так, в свое время перестроечные историки, журналисты и правозащитники называли это решение советской власти антидемократическим и негуманным. Мол, это новое закрепощение крестьян в колхозах, привязка городского населения к основному месту жительства, ограничение въезда в столичные города. Справедливости ради надо сказать, что этим «борцам за правду» и другие решения и действия советского правительства всегда виделись только в черном цвете.

Начнем с того, что до этого времени в нашей стране вообще не существовало единой внутренней паспортной системы, паспорта до революции были заграничными, а также требовались для проживания в столицах, Петербурге и Москве, и на приграничных территориях.

Во время Первой мировой войны внутренними паспортами обзавелись практически все страны Европы. Советская власть 15 лет собиралась с силами, чтобы ввести паспорта. Хаос первых послевоенных лет, практическое отсутствие выезжающих за границу не делали эту проблему первоочередной.

В постановлении 1932 года очень логично объяснялось, для чего вводится эта система. В первую очередь говорилось об улучшении учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузке этих мест от лиц, не связанных с производством, а также об очистке этих мест от укрывающихся кулацких и уголовных элементов.
Осуждать большевиков за то, что они хотели предотвратить неконтролируемый поток миграции, - глупо; так же можно критиковать и дореволюционную европейскую паспортную систему, задачи у которой были те же. Ничего «антигуманного» советская власть не изобрела.

Надо помнить и о том, что введение паспортов в сельской местности постановление 1932 года вообще не рассматривало. Нет паспортов - нет миграции в город.

При этом новая власть, ограничивая простое переселение в город, не мешала молодым жителям села поступать в городские вузы и техникумы, делать военную карьеру. Хочешь учиться или стать офицером - обращаешься в правление колхоза, получаешь паспорт - и вперед, к своей мечте…

Важно отметить, что каких-то специальных карательных мер для тех, кто «нелегально» уезжал из деревни, не было. В послевоенные годы особенно усилился отток сельской молодежи в город, но официальной датой выдачи сельскому населению паспортов стал 1974 год.
Продолжая тему гуманности и негуманности, мы можем обратиться к процессам, которые захлестнули Европу в последние годы. Выбор есть: жесткость прописки или неконтролируемость миграции? Наказание за нарушение паспортного режима или произвол свободного от всех условностей мигранта? Правопорядок в городе или районы, куда даже не заходят сотрудники правопорядка? Выбирайте…