Васко да Гама: путешествие длиною в жизнь. Кто открыл Индию и как это произошло? Что мы узнали

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки

Причины Великих географических открытий

Люди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определённый исторический период – с конца XV до середины XVII в. И это справедливо: ни в одно другое время не было сделано столько географических открытий такого масштаба и никогда они не имели такого исключительного значения для судеб всего мира, и в первую очередь для Европы. Почему же эпоха открытий наступила именно тогда?

Карта XV в. отражает представления античного учёного Птолемея, который считал, что Атлантический и Индийский океаны не соединены друг с другом, а потому морского пути из Европы в Индию не существует.

В эпоху Средневековья люди редко путешествовали и не так уж много знали о дальних краях. Немногие исключения (например, открытия викингов) остались неизвестными в других странах, да и для самой Скандинавии не имели большого значения. Ведь в те времена общество не ощущало потребности в открытии новых земель.

Представления людей Средневековья об обитателях отдалённых земель

В XIV–XV вв. Европа вступила в новую эпоху: росли города, развивались ремёсла и торговля. Появились предприимчивые люди, для которых деньги стали зримым воплощением успеха. Звонкой монеты требовалось всё больше, между тем в Европе её катастрофически не хватало, ведь золото и серебро веками вывозились на Восток в обмен на тонкие ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония.

Мадонна мореплавателей. Художник А. Фернандес

Восточные товары поступали в Европу по Великому шёлковому пути и через Аравийское и Красное моря. Затем в средиземноморских портах богатства Востока приобретали купцы из Венеции и Ге?нуи, развозившие их по всей Европе. На пути к потребителю товар много раз переходил из рук в руки. В результате посредники обогащались, а цена увеличивалась настолько, что, скажем, привычные для нас пряности, как раз тогда вошедшие в моду в Европе, становились предметом роскоши. Мешок перца или гвоздики стоил целое состояние.

В результате осма?нских завоеваний известные торговые пути были на время перекрыты, и цены на восточные товары резко подскочили. Поэтому неминуемо должен был встать вопрос: нет ли иного пути к богатствам Востока? Лучше всего – морского, ведь именно так можно установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн.

К XV в. были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и техники, что позволило совершать дальние морские путешествия. Появились караве?ллы – быстроходные и маневренные суда с удобной для океанских плаваний парусной оснасткой, которые могли продвигаться в нужном направлении почти при любом ветре. Астролябия, другие приборы и различные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географические координаты места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.

Португальцы на пути в Индию

Начало эпохе Великих географических открытий положили путешествия моряков из стран Пиренейского полуострова – Португалии и Испании. Эти государства не относились к числу наиболее развитых, но их географическое положение благоприятствовало плаваниям через Атлантику. В обеих странах имелись удобные гавани, быстроходные суда, опытные капитаны и матросы. И когда сначала в Португалии, а позже и в Испании завершилась Реконки?ста (исп. и порт. Reconquista – отвоёвывание), или освобождение Пиренейского полуострова от мавров, энергии тех, кто прежде сражался с мусульманами, потребовался новый выход. Многие дворяне остались без средств к существованию, так как основным источником их доходов была война. Им нужны были новые завоевательные походы.

В 1415 г. португальцы захватили Сеу?ту – порт на северном побережье Африки. Там они узнали о караванных путях, которые вели через Сахару на юг. Оттуда привозили в Средиземноморье золото, слоновую кость и чернокожих невольников. Но пески Сахары были непроходимы для португальского войска, и тогда один из сыновей португальского короля, принц Энри?ке (1394–1460), увлёкся мыслью достичь богатых южных стран морем, продвигаясь вдоль западного побережья Африки. Он стал организатором первых португальских дальних плаваний и вошёл в историю как Энри?ке Мореплаватель, хотя личного участия в экспедициях не принимал. На свои немалые доходы он приобретал географические карты и навигационные приборы, оснащал каравеллы, приглашал к себе на службу учёных и моряков.

Глобус немецкого учёного Ма?ртина Беха?йма – древнейший из сохранившихся. 1492 г.

Экспедиции, организованные по приказу принца, открыли в Атлантике прежде неизвестные острова: Мадейру, Азорские, Зелёного Мыса. Медленно, преодолевая вековые суеверия и страх перед неизвестностью, португальцы продвигались на юг. Вскоре они достигли той части Африки, где жили негры, и завязали с ними торговлю. Сначала в обмен на дешёвые ткани и побрякушки европейцы приобретали золото и слоновую кость, а затем стали захватывать негров в плен и обращать их в рабство, проявляя при этом бесчеловечную жестокость. Местные жители, спасаясь, бежали подальше от побережья, а португальцы в поисках добычи продвигались всё дальше на юг.

В 1488 г. экспедиция во главе с Бартоломе?у Ди?ашем достигла южной оконечности Африки. Однако бунт изнурённой долгим плаванием команды вынудил Диаша повернуть назад. Уже на обратном пути он открыл полуостров, получивший название мыс Доброй Надежды – надежды на то, что морской путь в Индию вскоре будет проложен.

Васко да Гама

Вековые усилия португальских мореходов завершило в 1497–1499 гг. плавание Ва?ско да Га?мы. Преодолев все трудности и воспользовавшись на финальном отрезке пути помощью знаменитого арабского лоцмана Ахме?да ибн Маджи?да, Васко да Гама в 1498 г. достиг западного побережья Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Востока. С этого времени в течение почти четырёх веков торговые суда из Европы в страны Южной и Восточной Азии плыли в основном вокруг Африки.

Когда стало известно, что Васко да Гама проложил морской путь в Индию, в Венеции говорили, что давно не слышали такой плохой новости. Почему?

В Индии португальцы узнали, что некоторые пряности привозятся туда из ещё более далёких стран, и продолжили поиски. В последующие годы они достигли полуострова Мала?кка и Островов пряностей (Молу?ккских), Китая и Японии. В результате добыча оказалась столь велика, что поиски новых земель потеряли для португальцев всякий смысл и были прекращены.

Китайский фарфор ценился в Европе очень высоко

Открытие Америки Колумбом

Когда португальцы ещё не достигли южной оконечности Африки, нашёлся человек, который предложил иное направление поисков пути в страны Востока. Моряк из итальянского города Генуи Христофо?р Колу?мб (1451–1506), опираясь на учение о шарообразности Земли, утверждал, что Китая и Индии можно достичь, плывя из Европы на запад. Теоретическая возможность такого плавания была очевидна тогда для многих образованных людей, но практическое осуществление идеи вызывало у учёных сомнения.

Христофор Колумб. Художник С. дель Пьомбо

Много лет Колумб тщетно пытался убедить в своей правоте королей Португалии, Англии, Франции. И только в Испании после семи лет колебаний король Ферна?ндо и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию, которая должна была пересечь Атлантику, чтобы опередить португальцев, также искавших морской путь в Индию.

Три корабля Колумба с экипажем в 90 человек отплыли из испанской гавани Па?лос, сделали остановку на Канарских островах и через месяц, 12 октября 1492 г., увидели землю. Это были Багамские острова, расположенные недалеко от побережья Америки. Будучи уверен, что он достиг стран Востока и что до Индии совсем недалеко, Колумб назвал местных жителей индейцами, и это название закрепилось за ними. Сам же континент долго ещё именовали Индией или Вест-Индией, т. е. Западной Индией (чтобы отличать от собственно Индии, называемой также Ост-Индией – Восточной Индией).

Колумб собирался продолжить поиски самых богатых стран Востока, но после крушения флагманского корабля «Санта-Мария» ему пришлось срочно вернуться в Испанию. Позже он совершил ещё три плавания за океан, в ходе которых были открыты почти все Большие и Малые Антильские острова, а также значительные участки побережья неизвестного материка. Однако, вопреки надеждам, значительных богатств в новых землях Колумбу обнаружить не удалось. Разочарованные Фернандо и Изабелла лишили великого мореплавателя многих прежде пожалованных ему доходов и привилегий. Всеми забытый, Колумб умер в 1506 г., до конца своих дней будучи убеждён, что проложил новый путь в страны Востока.

Великие географические открытия

Найдите на карте все направления поисков морского пути из Европы в страны Востока. По каким из них тогда были проложены торговые пути, а по каким – нет? Почему?

Однако так думали не все. Первым, кто во всеуслышание заявил, что открытые Колумбом земли – это не Азия, а новая, прежде неведомая часть света, или Новый Свет (в отличие от Старого Света – Европы, Азии и Африки), был флорентийский мореплаватель и астроном Амери?го Веспу?ччи. Его письма с красочными описаниями путешествий к берегам Бразилии стали в Европе настолько популярны, что вскоре в его честь новую часть света назвали Америкой.

Компас в футляре из слоновой кости

Первое кругосветное плавание

Колоссальные богатства Нового Света обнаружились не сразу, и сначала Америка казалась лишь непреодолимым препятствием на западном пути в страны Востока. Тщетно мореплаватели искали пролив, который вёл бы из Атлантического океана к берегам Китая и Индии. Непрерывная линия побережья тянулась к северу и югу на многие тысячи километров.

Туземцы радушно встречают Христофора Колумба. Гравюра Т. де Бри

В 1513 г. отряд испанцев во главе с Ва?ско Ну?ньесом де Бальбо?а пересёк Панамский перешеек и вышел к другому «морю». Первооткрыватель назвал его «Южным морем». Но существует ли пролив, соединяющий Атлантику с «Южным морем»?

Ответить на этот вопрос удалось португальскому мореплавателю, находившемуся на службе у испанского короля, Ферна?ну Магелла?ну. В 1519 г. возглавляемая им флотилия из пяти кораблей вышла из испанской гавани и взяла курс на запад. Магеллан хотел опередить на пути к Островам пряностей португальцев, которые в те же годы искали путь к ним со стороны Индийского океана. Мужество и железная воля мореплавателя принесли ему успех. После долгих поисков пролив был найден (сейчас он носит имя Магеллана). Затем корабли пересекли «Южное море», оказавшееся величайшим океаном планеты. Именно Магеллан назвал его Тихим, так как морякам посчастливилось ни разу не попасть здесь в шторм.

Фернан Магеллан

В 1521 г. флотилия подошла к островам, позже названным Филиппинами (в честь испанского принца Филиппа – будущего короля Филиппа II). Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Уже после его смерти испанцы достигли своей цели – Молуккских островов. А затем корабль с символическим названием «Виктория» («Победа») пересёк Индийский и Атлантический океаны и в 1522 г. вернулся в Испанию, совершив первое в истории кругосветное плавание (1519–1522). Груз заморских пряностей с лихвой окупил все расходы на экспедицию. Однако из 265 человек экипажа на родину возвратились лишь 18 изнурённых голодом моряков.

Магеллан осуществил замысел Христофора Колумба, проложив западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие окончательно доказало, что Земля имеет форму шара, и позволило составить представление о её истинных размерах.

Новые поиски, новые открытия

Сделанные моряками открытия обострили соперничество между европейскими странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Сразу после возвращения Христофора Колумба из его первого плавания Португалия предъявила свои претензии на те области Атлантики, где были совершены открытия. После трудных переговоров в городе Тордеси?льяс в 1494 г. был заключён договор о разграничении сфер влияния (его иногда называют первым разделом мира). Разграничительная линия пересекла Атлантику от полюса до полюса. Территории к западу от неё считались зоной влияния Испании, к востоку – Португалии. Однако другие страны не желали признавать этот договор.

В 1497 г. итальянец Джова?нни Кабо?тто, состоявший на английской службе (в Англии его называли Джон Ка?бот), пересёк Северную Атлантику и достиг Северной Америки, приняв её за Северо-Восточную Азию. Тем самым он положил начало поискам северо-западного пути в страны Востока. Но ни золота, ни пряностей здесь найдено не было, и Англия надолго отказалась от дальнейших поисков в этом направлении.

Определение широты. Художник Ж. де Во

Многие считали, что с севера Америку можно обогнуть более лёгким путём, чем с юга, через Магелланов пролив. Так, француз Жак Картье? ошибочно принял за северо-западный проход в Тихий океан открытые им залив и реку Св. Лаврентия. Индейцы в тех краях называли свои посёлки «каната» (отсюда и современное название североамериканской страны Канада).

В конце XVI – начале XVII в. к поискам северо-западного прохода вернулись англичане. Героическими усилиями капитанов Фро?бишера, Гу?дзона, Ба?ффина и других была открыта значительная часть побережья Северной Америки, но в XVII в. поиски северо-западного прохода были признаны бессмысленными и прекращены.

Во второй половине XVI в. англичане и голландцы искали путь в страны Дальнего Востока, пытаясь обогнуть Азию с севера (северо-восточный проход). В процессе этих поисков англичане попали в Россию, где тогда правил Иван Грозный, и завязали с ней торговлю, а голландец Ви?ллем Ба?ренц достиг Новой Земли. Но дальнейший путь на восток для парусных судов был невозможен. Поиски были прекращены и здесь, и в XVII в. открытиями на севере Азии прославились не западноевропейские мореплаватели, а русские землепроходцы.

Какие страны сыграли ведущую роль в поисках северо-западного и северо-восточного путей в страны Востока? Почему это были не Испания и не Португалия?

В открытии пятой части света – Австралии – главную роль сыграли голландцы. В конце XVI в. они захватили у Португалии обширные владения в Азии, включая Острова пряностей. Совершая торговые плавания в Индийском океане, голландцы время от времени оказывались у берегов какой-то большой земли. Предполагали, что это часть неведомой «Южной земли» – гигантского континента, якобы уравновешивающего сушу Северного полушария. И только два плавания А?бела Та?смана в 1642–1644 гг. показали, что земли, открытые голландцами, являются отдельной частью света, позже названной Австралией.

Подведём итоги

Великие географические открытия явились закономерным следствием исторического развития Европы на исходе Средневековья. Поиски всех возможных вариантов морского пути из Европы в страны Востока продолжались 150 лет. В ходе этих поисков, увенчавшихся успехом, были сделаны важнейшие открытия, которые изменили представления европейцев о мире.

1492, 12 октября – открытие Америки Христофором Колумбом.

1498 – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

1519–1522 – первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти пятьдесят лет, когда, впервые, с тех пор как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во Вселенной».

(Австрийский писатель Стефан Цвейг о начале эпохи Великих географических открытий)

1*. В чём вы видите причины наступления эпохи Великих географических открытий?

2. Что бы вы ответили тому, кто считает, что Америку открыли викинги, а вовсе не Колумб?

3. Почему имя Колумба носит лишь одна из стран Америки, а не вся открытая им часть света?

4*. Как вы думаете, чем отличалось открытие Австралии от других важных географических открытий той эпохи?

1. По материалам учебника заполните таблицу «Географические открытия XV–XVII вв.».

2. Найдите на карте географические объекты (моря, проливы, острова и т. д.), названные в честь мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

3. Перед вами – два отрывка из письма, отправленного Колумбом сразу по возвращении из первого плавания:

«Из одного лишь того, что было выполнено во время этого столь недолгого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить, и будут эти рабы из числа язычников. Я уверен, что нашёл также ревень, корицу и тысячи других ценных предметов».

«Должно всему христианскому миру проникнуться радостью и справить великие торжества и торжественно вознести благодарственное моление Святой Троице за то великое ликование, которое будет испытано по случаю обращения стольких народов в нашу святую веру, равно как и за блага мирские, ибо не только Испания, но и все христиане найдут в них подкрепление и выгоду».

Определите на основании текстов, что привлекало европейцев в дальних странах. Как, по-вашему, эти отрывки характеризуют Колумба? И кстати, почему он особо отмечает, что рабы будут из числа язычников?

4. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна доказать величайшее историческое значение открытий либо X. Колумба, либо Васко да Гамы, либо Ф. Магеллана. Подберите аргументы в пользу своей точки зрения. Для обсуждения в классе выделите из каждой группы по одному человеку в группу экспертов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

автора

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Ледокол «Ермак» автора Кузнецов Никита Анатольевич

V. Нужен ли дешевый морской путь на Обь и Енисей и возможен ли он? Цель моей поездки через Карское море морским путем в реку Енисей и оттуда реками и сухим путем обратно в Россию заключалась в том, чтобы выяснить, в какой мере осуществим дешевый морской путь в наши сибирские

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

ДАЛЕКО ЛИ ДО МАДАГАСКАРА? МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ Петр Великий был самоучкой. Где ему было учиться в России? У иностранных педагогов, которые попадали к московскому двору? Впрочем, ему повезло – он нашел Лефорта, умного, образованного и привязавшегося к русскому царю.Но

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

«Дранг нах остен». Арийский путь в Индию? Так все-таки, возвращаясь к пресловутому вопросу… Для того чтобы ответить на вопрос, что знал и чего не знал Сталин, надо понять, что знал или не знал Гитлер и, что самое главное, что знали и чего хотели наши традиционные партнеры в

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Этруски: загадка номер один автора

ГЛАВА 10. Поиски, находки, тупики Геродот сообщает, что этруски - это выходцы из Малой Азии, обособившаяся ветвь лидийцев. Ну а кто такие лидийцы? Раскопки археологов показали, что в VII в. до н. э. Лидия была процветающей державой, здесь впервые в истории стали чеканить

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Морской путь в Индию Аппетит приходит во время еды. Экспедиция Лансаротти состояла из шести кораблей. На следующий год к берегам Африки их отправилось уже 26 - целая флотилия!Все дальше и дальше на юг в погоне за золотом и «черной слоновой костью» - рабами - отправляются

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Путь в Индию: пропавший «Бекович» и удачливый секретарь Уже в XVII веке московских дипломатов привлекала далекая и богатая Индия, куда издавна стремились европейские мореплаватели и авантюристы. Тем более что с индийскими купцами в России были знакомы: в 1625 году в

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ВАСКО ДА ГАМА: ПУТЬ Б ИНДИЮ В дальнее плавание… с преступниками на борту В июле 1497 года от португальских берегов отплыла экспедиция к берегам Индии. Ее возглавлял молодой моряк знатного рода Васко да Гама.Подготовка к путешествию заняла немало времени и велась очень

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Голландский путь в Ост-Индию В начале 1590-х гг. голландский моряк Корнелис Хаутман из-за долгов оказался в лиссабонской тюрьме. Среди его товарищей по заключению было немало опытных мореходов-португальцев, побывавших и в Индии, и на Молукках. От них Хаутман получил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки Причины Великих географических открытийЛюди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определенный исторический период – с конца XV до

автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь Невысокие, покрытые лесом горы, обширные плодородные равнины, большие и малые реки, морское побережье с множеством бухт и островов, жаркий и влажный климат – это идеальные условия для земледелия, рыболовства, прибрежной торговли. Неудивительно, что

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь ведет в XXI век В наши дни богатое исламское прошлое Цюаньчжоу пришлось очень кстати руководству Китая, наращивающему торгово-экономические связи с мусульманскими странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока. Незадолго до приезда нашей

Прежде чем говорить о том, кто открыл Индию, следует понять, почему европейцы вообще стали задаваться вопросами поиска нового пути в эту далёкую страну. Основная причина заключалась в том, что монголы один за другим покорили практически все важные пункты на Торговые отношения для завоевателей не были приоритетными, а потому уже к концу 13-го в. торговля с Китаем и Индией для Европы значительно усложнилась. Заведовали ею арабские купцы, которые наживались на этом как могли.

Первые попытки найти другой путь в Индию

Сразу же после того как Сен-Жан д’Акр - последний бастион Европы на Востоке - пал, в Генуе начали снаряжать экспедицию для поиска морского пути в Индию. На двух галерах, снаряженных продовольственными припасами, пресной водой и всем необходимым, отправились братья Вивальди. По плану сперва они должны были прибыть в Сеуту (Марокко), а уже оттуда направиться в океан, дабы отыскать индийские страны и приобрести там желанные ценные товары. Нет достоверных данных, подтверждающих, удалось ли мореплавателям достичь берегов Индии. Однако уже в начале 14-го в. на картах начинают появляться довольно точные очертания Африки, что говорит о том, что они сумели хотя бы обойти с юга жаркий континент.

Знаменитая экспедиция Васко да Гамы

Некоторые исследователи до сих пор Вивальди теми, кто открыл Индию. Однако официальные данные расходятся с этим утверждением, а Васко да Гама считается единоличным первооткрывателем морского пути на Восток.

В течение столетия после экспедиции Вивальди Испания и Португалия посылали корабли один за другим, однако ни один из путешественников не добился успеха. Летом 1497 года по приказу только взошедшего на португальский трон Мануэля I была подготовлена очередная флотилия для поиска пути в Индию. Командовать четырьмя кораблями монарх поручил командору Васко да Гаме - грамотному и умному человеку, искушенному в дворцовых интригах, который, по мнению Мануэля I, как нельзя лучше смог бы справиться с порученным ему заданием. И он не ошибся, ведь именно Васко да Гама сейчас известен нам как тот, кто открыл Индию.

Подготовкой к экспедиции от начала и до самого отплытия руководил Бартоломео Диаш - человек, который в 1488 году, хотя и не открыл морской путь в Индию, но достиг крайней точки Африки, получившей с его лёгкой руки название мыс Бурь (позже переименован в мыс Доброй Надежды).

Опыт, полученный Диашем, оказался при этом очень полезен. В частности, именно он помог спроектировать новые корабли для путешествия, так как, по его мнению, обычные каравеллы для такого серьёзного плавания категорически не подходили.

Последние приготовления были закончены, и 1497 года экспедиция Васко да Гамы двинулась в далёкий путь. На бортах четырёх кораблей были собраны 170 лучших моряков Португалии. Многим начало пути было знакомо ещё по плаванию с Диашем. Все суда были оборудованы самыми лучшими на то время навигационными приборами, в распоряжении команды были самые точные карты. На начальных этапах Диаш сопровождал флотилию, а уже возле сошёл на берег.

Экспедиция Васко да Гамы вынуждена была сделать огромный крюк, дабы обойти полосу штилей в Рождество 1497 года экспедиция встречала уже во время плавания вдоль восточного берега Африки. На тот момент из 4 кораблей осталось только три: один затонул поблизости от Спокойному движению на север сильно препятствовало юго-западное течение, а потому плавание было непростым.

Однако 2 марта 1498 года экспедиция удачно добралась до Мозамбика. Здесь у тех, кто открыл Индию впоследствии, произошел довольно неприятный инцидент с местным правителем. Невзирая на то что средств на оснащение экспедиции португальцы не пожалели, с подарками они сильно просчитались. В итоге, вместо того чтобы наладить отношения с мозамбикским султаном, европейцы ещё больше ухудшили их и вынуждены были как можно скорее покинуть эти места.

Следующее пристанище экспедиция да Гамы нашла в Момбассе, но и там людей ждал не слишком радушный приём. И только в третьем порту, именуемом Малинди, команда смогла отдохнуть, набраться сил. Местный правитель отнёсся к португальцам как нельзя лучше и даже свёл да Гаму с Ахмедом ибн Маджидой - своим лучшим навигатором. Ибн Маджида проследовал с экспедицией до конечного пункта назначения.

Торжественное событие - открытие Индии - произошло 20 мая 1498 года. Именно тогда флотилия прибыла в порт Каликут. Однако отношения у португальцев с местным принцем и мусульманскими купцами тоже складывались не лучшим образом. Очередной конфликт вынудил да Гаму покинуть порт, даже не дождавшись попутного ветра.

Однако изначальная цель была достигнута, а Васко да Гама остался в истории человечества тем, кто открыл путь в Индию по морю.

На чтение 3 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 01.11.2012

Европейцев с давних времен привлекала сказочно богатая Индия. Хотя торговый путь был труден и достаточно опасен, торговля шла бойко, ведь она была несказанно выгодна. Сегодня мы расскажем о том кто открыл Индию и как именно это произошло. Открытие Индии – важное событие в жизни планеты.

Проблемы с торговлей, длительностью в 2 века

Однако не всегда торговля с Индией шла бесперебойно – проблемы начались еще в 1258 году, когда пал арабский халифат, который поддерживал торговлю. Монголами был завоеван Багдад, а так как торговля монголов не очень интересовала, это все негативно влияло на торговлю европейцев с Индией .

А после потери крестоносцами своего последнего оплота на востоке в 1291 году – Сен-Жан д’Акра, была практически полностью прекращена торговля с . Добраться до Индии можно было только морским путем, о котором европейцы не имели ни малейшего понятия.

Васко да Гама

Лишь спустя два долгих столетия удалось решить эту проблему. Васко де Гама оказался человеком, который сумел увенчать успехом попытки своих предшественников . Этот амбициозный и умный дворянин никогда не шел на неоправданный риск и не позволял себе принять меньшую награду, чем того заслуживал. Если вы хотите узнать в каком году Васко Да Гама открыл морской путь в Индию, читайте далее.

Португальский король выбрал именно его для экспедиции в 1497 году . Уже через десять с половиной месяцев после того, как судна отчалили от Лиссабона, были брошены якори на рейде города Каликута (корабль прошел вдоль Мозамбика и Сомали).

Первая попытка открытия Индии

Однако самая первая попытка обогнуть Африку была предпринята европейцами задолго до этого – еще в 1291 году . Источники тех времен рассказывают о братьях Вивальди, которые отправились на кораблях в Сеуту, запасшись припасами и питьевой водой. Они ехали в Индию, чтобы купить там прибыльные товары, однако никаких достоверных сведений об этой экспедиции не сохранилось.

Однако мы можем предположить, что братьям Вивальди удалось, по крайней мере, с юга обогнуть Африку, ведь именно после 1300 года на некоторых картах стали появляться приблизительно верные очертания Африканского материка.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Открытие Индии – одно из величайших географических открытий в истории человечества. Его бы не было, если б европейцам срочно не понадобились прямые контакты со страной, откуда на континент привозили специи. Спор о том, кто открыл Индию, продолжается много столетий. Официальная версия такова – Васко да Гама во время своей экспедиции нашел путь в Индию.

Предпосылки экспедиции

Индия в конце 13 в. была для европейцев таинственной и очень далекой страной. Сведения о ее существовании доходили к жителям Европы через торговцев и мореплавателей. Поиск прямого пути в Индию стал актуальным в конце 13 в., когда распался Арабский халифат и монголы стали быстро покорять города и торговые центры, расположенные на Великом шелковом пути.

Если для арабов торговля была на одном из первых мест во внешней политике, то правители Золотой Орды не считали нужным развивать ее. Когда монголы захватили полностью Китай и Индию, тогда специи перестали поступать к королевским дворам. Огромные финансовые потери несли и арабы, которые монополизировали торговлю на Великом шелковом пути.

Еще одним фактором, оказавшим огромное влияние на поиск пути в Индию из Европы, была заинтересованность португальского короля. Поддержка монархии давало мореплавателям и финансовую, и моральную поддержку, и политическую защиту. Португалии новый путь в Индию был просто необходим, поскольку королевство располагалось вдали от торговых путей. Из-за этого страна не принимала участие в мировой торговле и не получала от нее никаких дивидендов. Таким образом, португальские монархи в 15 в., покровительствуя экспедиции Васко да Гамы, хотели пополнить государственную казну и укрепить международное положение.

Под флагом Лиссабона

Особенности географического расположения Португалии давало возможности изучать западное побережье Африки. Этим пользовался принц Португалии Энрике-Генрих Мореплаватель, который стремился найти морской путь в Индию. Интересно, что сам Энрике ни разу не плавал на корабле, поскольку страдал морской болезнью. Правда это или миф, неизвестно, но именно Энрике Мореплаватель вдохновил других мореплавателей и торговцев на походы к Африке и дальше ее западных окраин.

Постепенно португальцы достигли Гвинеи и других южных земель, привозя на родину золото, рабов, специи, ценные товары и ткани. Одновременно с этим активно развивались астрономические и математические знания, судоходство.

Когда Энрике умер, экспедиции по поиску пути по морю в страну пряностей на некоторое время прекратились. Энтузиазм мореплавателей поутих, когда ни одна из экспедиций не достигла экватора.

Ситуация изменилась радикально, когда в 1480-х гг. офицер из Португалии по суше нашел путь в Индию. Он подтвердил, что в эту страну можно попасть и по морю. Его слова перед монархами звучали правдоподобно, поскольку в Б. Диаш сумел обогнуть Атлантический океан, выйти в Индийский океан, и открыть мыс Доброй Надежды. Если бы моряки Диаша не отказались плыть дальше мыса, то мореплаватель бы стал первым человеком, достигшим Индии. Но история распорядилась по-другому. Корабли Б. Диаша вернулись в Лиссабон, а слава первооткрывателя продолжала ждать Васко да Гамма.

Братья Вивальди

Первую попытку найти альтернативный путь в Индию сделали генуэзцы, когда пал последний опорный пункт Европы в Азии – город Сен-Жан д’Акр. Экспедицию из Генуи возглавили братья Вивальди, снарядившие два корабля с припасами, водой и снаряжением для странствия к далекой стране. Их путь должен был пролегать через порт Сеуту, который располагается в Марокко, а оттуда – через океан. Переплыв океан, братья Вивальди собирались найти Индию, купить там товары – специи, шелка, пряности – и вернуться назад в Геную.

Точных данных о том, удалось или нет этой экспедиции, выполнить поставленные задачи, в письменных источниках историки не находят. Тем не менее, исследователи считают, что часть пути Вивальди все-таки прошли, поскольку на картах, составленные в начале 14 в., стали появляться точное описание Африки. Скорей всего мореплаватели из Генуи обошли Африканский континент с южной стороны.

Подготовка к плаванию

Васко да Гама обладал отличными знаниями навигации, опытом мореплавателя, знал, как обращаться с непокорными людьми, в том числе и с матросами. Также да Гама был искусным дипломатом, поэтому он всегда получал желаемое от монархов других королевств Европы и от правителей варварского мира.

Подготовкой к плаванию занимались Васко да Гама, его брат Паулу и Бартоломеу Диаш. Под руководством последнего были построены четыре корабля, составлены новые карты и приобретены навигационные приборы. На корабли установили пушки и специальные печи, чтобы выпекать хлеб. Для защиты от нападений пиратов, моряков вооружили холодным оружием, арбалетами и алебардами.

В качестве провизии на каждое судно погрузили сухари, рыбу, сыр, воду, вино, уксус, миндаль, рис, чечевицу, муку.

Первая экспедиция и открытие Индии

Отплытие кораблей из Лиссабона под руководством да Гаммы состоялось 8 июля 1497 года. Экспедиция продолжалась три года. На кораблях находились моряки, ученые, священники, переводчики, преступники. Общее количество путешественников варьировалось, по данным историков, от 100 до 170 человек.

Выйдя в Индийский океан, корабли сделали остановку в Мозамбике. Султану подарки и поведение европейцев не понравились, из-за этого они вынуждены были поскорей отплыть от Мозамбика. Остановившись в Момбасе, португальцы захватили немного добычи – судно, людей, товары.

Далее путь пролегал в Малинди (в наше время юго-восток Кении), где да Гама нанял профессионального арабского лоцмана, который и показал португальцам дорогу в Индию. Под управлением лоцмана флотилия пересекла Индийский океан с запада и 20 мая 1498 года вошла в порт города Каликут. На местного правителя ни подарки, ни Васко да Гама не произвели должного впечатления. Для него и торговцев, которые находились при дворе государя из Каликута, были пиратами, а не мореплавателями. Товары в индийском порту продавались плохо, да и постоянно возникали ссоры из-за высоких пошлин со стороны индийских властей.

Видя, что ситуация складывается не в пользу португальцев, да Гама отдал приказ отплывать обратно в Португалию. Путь домой был непростым. Корабли экспедиции грабили пираты, болели члены экипажа, не хватало провизии и пресной воды. Моряки да Гамы сами грабили, захватывали торговые корабли и прибрежные территории.

После обхода Зеленых островов, Васко да Гама решил отправить одно судно Мануэлю Первому. Корабль достиг порта Лиссабона в июле 1499 года. Члены экипажа привезли весть о том, что путь в Индию по воде проложен. Сам руководитель экспедиции и еще один корабль вернулись в Португалию через несколько месяцев. К основным результатам первого плавания к берегам Индии относятся:

  • Потеря личного состава.
  • Потеря двух кораблей из четырех.
  • Покорены новые земли, на которые распространялась власть короля Португалии.
  • Захват большого количества товаров, деньги от продажи которых позволили полностью окупить затраты на снаряжение экспедиции (в 60 раз!).

Колонизация Индии

Новое плавание португальцев в Индию началось в 1502 году и продолжалось год. Король хотел не просто новых географических открытий, но и установления торговых отношений с правителями других государств. Экспедицию поручили возглавить Педру Алваришу Кабралу, который миссию по установлению выгодных торговых связей провалил. Были потеряны хрупкие контакты с торговцами из Каликута.

Из-за этого король решил, что установить власть над Индией можно только силой оружия. И снова обратился Мануэль Первый к Васко да Гаме, который был известен своей бескомпромиссностью. Вторая экспедиция да Гамы была успешнее первой:

  • Основаны крепости и торговые факторы на всем южном берегу Африканского континента.
  • Обложены данью местные эмиры.
  • Установлена власть Португалии над портом Каликут.
  • Захватил город Кочин.

В 1503 году флотилия с огромными дарами вернулась в Португалию. Да Гама получил привилегии, почести, место при дворе монархов. Его советы очень ценил Мануэль Первый, разрабатывая планы по дальнейшему освоению Индии.