План профориентационной работы на уроках биологии. Профориентационная работа на уроках химии. МОУ Судиславская СОШ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профориентационная работа на уроках химии в 9-х классах

2 слайд

Описание слайда:

Введение Современная концепция общего среднего образования в рамках ФГОС предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-ом классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации, именно девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

3 слайд

Описание слайда:

Цель и задачи работы Разработать методику профориентационной работы на уроках химии в 9-х классах. В настоящей работе с целью выявления, формирования и развития интереса учащихся к профессиям, связанным с химией, была поставлена следующая задача: организовать целенаправленную работу по практическому осуществлению профессиональной ориентации учащихся девятого класса, включающую комплекс мероприятий: Домашнее сочинение-эссе «Где мы встречаемся с химией?», « Химия у вас дома» Проведение экскурсий в СГТУ, СГУ (кафедра химии) Организация группы школьников – лаборантов учителя для проведения демонстрационного эксперимента на уроках. Подготовка и проведение классного часа «Что я знаю о профессиях, связанных с химией?». « Моя будущая профессия связана с химией» Подготовка и проведение уроков, деловой игры. Подготовка и проведение школьного вечера «Мы - химики», для учащихся 7-х классов.

4 слайд

Описание слайда:

В работе были использованы следующие методы: Изучение и анализ педагогической и методической литературы по профориентационной работе с учащимися и опыта учителей по ее осуществлению на уроках химии. Анкетирование учащихся в процессе работы с целью выявления сформированности их профессиональных интересов. Педагогические наблюдения за учащимися, беседы с ними, учителями, родителями. Работа проводилась в 9-х классах МОУ «СОШ № 22» г. Саратова

5 слайд

Описание слайда:

1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников. Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность будет минимальна.

6 слайд

Описание слайда:

В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение своеобразных уроков с привлечением специалистов, уроков в виде деловой игры, проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др.

7 слайд

Описание слайда:

Все формы и виды классной и внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. , . Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы: обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии; развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий. Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

8 слайд

Описание слайда:

Организация и осуществление профессиональной работы на уроках химии. Планирование профориентационной работы. Предварительное анкетирование школьников с целью выяснения уровня сформированности интереса к химии и профессий, связанных с ней. (сентябрь) Домашнее сочинение-эссе “Химия у тебя дома ” (сентябрь) Посещение СГТУ, кафедра химии и прослушивание лекций “Металлы и неметаллы”, «Технологическое производство» (октябрь) Подготовка к участию в конференциях Организация ученического демонстрационного эксперимента. (октябрь – май) Проведение уроков с составлением технологического паспорта предприятия (ноябрь, январь) Экскурсия в СГУ (январь) Проведение вечера «Мы - химики» для учащихся 9-х классов Классный час «Химия в профессиях» (февраль) Составление сценария, подготовка и проведение деловой или ролевой игры. (март) Заключительное анкетирование. (апрель)

9 слайд

Описание слайда:

Практическая часть В начале учебного года для выяснения интереса учащихся к химии и химическим профессиям им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: Какие ассоциации у Вас возникают при слове «химия»? Какое впечатление у Вас сложилось об этом предмете после 1-ого года обучения Нравится ли Вам химия как предмет? Если да/нет – почему? Какие профессии, связанные с химией, Вы знаете? Хотелось ли Вам получить химическую специальность (какую)? Можно ли обойтись без химии сейчас?

10 слайд

Описание слайда:

Результаты Результаты первого диагностического, анонимного анкетирования показали, что у большинства школьников слово «химия» ассоциируется с опытами, взрывами (54%) или уроком химии (38%). На вопрос №2 большинство учащихся ответило(76%), что слишком тяжелый предмет, много формул, уравнения не всегда правильные. На вопрос, нравится ли вам химия как учебный предмет и почему, положительный ответ дали 34% учащихся, им интересно на уроках химии и нравится химический эксперимент; 46% не определили четко своего отношения (так как им многое не понятно) и 10% категорически ответили «нет», не обосновывая свой ответ. Среди химических профессий большинство школьников (49%) назвали лаборанта и учителя химии, 11% отметили фармацевтов и врачей; 30% - не назвали ни одной химической профессии. В отношении будущей специальности 15% учащихся написали, что она, возможно, будет связана с химией. И, наконец, все школьники считают, что жизнь современного общества без химии не возможна. Насколько глубоко понимают девятиклассники роль химии в различных сферах деятельности человека, в быту, мы решили выяснить, предложив им домашнее сочинение-эссе на тему: «Химия у тебя дома?». Анализ этих сочинений показал, что большая часть детей связывает химию с гигиеническими и моющими средствами (мыло, паста, «Комет» и др.), девочки еще обязательно указывают косметику. Несколько сочинений (3) были достаточно глубоки по содержанию, в них отмечались разные отрасли промышленности, связанные с химией (целлюлозно-бумажная, силикатная, стройматериалы и др).

11 слайд

Описание слайда:

Анкетирование и проведенные беседы с учащимися, также анализ их домашних эссе «Химия у тебя дома?» позволили выявить тех, кому интересна химия, а также кто в дальнейшем будет готов связать себя с химическими профессиями. Из них была создана группа под названием младший лаборант, это были учащиеся с разной подготовкой по химии. Она должна была помочь мне с подготовкой и проведением опытов на уроке, а также осуществлять контроль за проведением другими лабораторных работ. Мы собирались после уроков, чтобы отработать эксперимент, проделать опыт и найти и проанализировать статьи в интернете, которые нам пригодятся в составлении технологического паспорта предприятия при прохождении тем, связанных с химическим производством. Помимо самой демонстрации они должны были научиться комментировать опыт: рассказывать о ходе своих действий, давать краткое описание прибора, который они используют, прогнозировать и объяснять результаты эксперимента. Учащиеся показывали такие опыты: «Получение кремниевой кислоты», «Получение угольной кислоты», «Специфические свойства углекислого газа», модель огнетушителя, «Взаимодействие металлов с кислотами» и т.д. Пример урока и инструктивной карточки для ассистента учителя по подготовке и проведению демонстрационного опыта

12 слайд

Описание слайда:

Подготовка и проведение демонстрационных опытов развивали такие качества, как умение наблюдать и делать выводы, практические навыки по сборке лабораторных приборов и обращению с химическими реактивами, пользование лабораторной посудой и оборудованием, умение демонстрировать и комментировать опыты. Эти умения необходимы как лаборантам разных химических производств, так и учителю химии. Следующим этапом было проведение уроков, где ребята в групповой форме знакомятся не только с химическим производством того или иного соединения, но и сами пробуют себя в роли профессиональных специалистов завода, начиная от лаборанта-технолога и заканчивая директором завода. Ребята сами находили нужную литературу. Каждый из учащихся должен был узнать, в чем заключаются его служебные обязанности по роли. Некоторым ребятам было поручено составить плакаты на экологические темы, схему производства. Урок прошел оживленно, все ребята проявили интерес не только к предмету, но и к химическим профессиям. Проведение данного урока позволило дать представление о работе таких специалистов, как заведующий лабораторией, эколог, инженер, экономист, технолог и другие, но и способствовало формированию экологической обстановки на планете, но и как о науке, разрабатывающей способы защиты окружающей среды от вредного воздействия антропогенных источников загрязнения. Большую роль играют уроки в форме деловой игры, где учитель предоставляем ученикам вести урок самостоятельно, опираясь лишь на своих молодых лаборантов. Этот урок готовится заранее, разрабатывается сценарий, устанавливаются роли участников, разрабатывается химический эксперимент, а также привлекается специалист в области химической промышленности

13 слайд

Описание слайда:

Для расширения кругозора учащихся был проведен классный час «Химия в профессиях». Ученикам поручили сделать сообщение о рабочих профессиях, связанных с химией. Они выбрали: учитель - химии, технолог, судмедэксперт. Во время классного часа сообщались сведения об учебных заведениях, где можно получить данную профессию. В беседе с учащимися выяснилось, что все они рассматривают среднее специальное образование только как ступень для получения последующего высшего. Классный час прошел оживленно, ребята серьезно отнеслись к обсуждению, поскольку каждый из них стоял перед проблемой выбора будущей профессии. Расширение их представлений о многообразии профессий, в том числе связанных с химией, повысило степень самостоятельности в определении своей будущей специальности.

14 слайд

Описание слайда:

Заключение Профориентационная организация на уроках химии, а также разных форм целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета (сочинение, экскурсии, ученический демонстрационный эксперимент, классный час, деловая игра, беседы с учащимися) позволила расширить знания школьников о специальностях, связанных с химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их склонности и в выборе будущей профессии. Учащиеся 9-х классов стали принимать активное участие в конференциях различного уровня, занимая призовые места.2-ое и 3-е место в муниципальной конференции «Мы – будущее XXI века». Учащиеся не только с удовольствием показывают демонстрационные опыты, но и некоторые хотят связать свою профессию с химией. Следует учитывать также, что эффективность профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

15 слайд

Описание слайда:

Выводы Реализация разнообразных форм профориентационной деятельности учителя, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку, способствует осознанному выбору школьниками их будущей профессии. Профориентация учащихся средствами учебного предмета позволяет выявить и развить их устойчивый интерес к химии и связанным с ней специальностям. Организация демонстрационного ученического эксперимента на уроках способствует ориентированию школьников на приобретение профессии учителя химии.

16 слайд

Описание слайда:

Ярцева Валентина Степановна, МБОУ ООШ с.Елшанка

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС ОО изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к образовательной организации является развитие личности учащегося, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач
Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей. Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы
профориентационной работы при изучении программных тем:

1. Б еседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом , например:

В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.

При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:

– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.

В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

2. Р ешение различного рода задач по химии с практическим содержанием: профессиональная ориентация на уроках химии осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей

Типы химических задач для профориентационной работы

Закройщик

    Химия в жизни общества. Какие свойства нафталина лежат в основе его применения для защиты шерстяных изделий от моли?

    . Чем отличаются искусственные волокна от синтетических?

    Органические вещества. Полимеры . Что вы знаете о таких волокнах, как вискозное, ацетатное, лавсан, капрон, найлон, и расскажите об областях их применения.

    Химия в жизни общества. Что означают символы этикеток на одежде? Какое значение имеет учет информации символов на метках для ухода за одеждой?

    Органические вещества. Жиры . Почему пятна от растительного масла, особенно горячего, через несколько дней уже невозможно вывести с одежды с помощью растворителя и в то же время пятно от растопленного сала или сливочного масла можно без труда удалить с помощью того же растворителя даже спустя довольно длительный период времени?

Парикмахер

    Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»?

    Состав вещества. Смеси. Для окраски волос в парикмахерской необходим 5% раствор перекиси водорода. Сколько воды необходимо добавить к 25% раствору массой 75г, чтобы получить нужный раствор?

Повар-кондитер

    Химические реакции. Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г. гидрокарбоната аммония?

    Химические реакции. В крепко заваренный свежий чай в стакане опустите кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?

    Химические реакции. Приготовьте с помощью лимонной кислоты домашний шипучий напиток. Немного кислоты на кончике чайной ложки растворите в воде, а затем добавьте в полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды. Что наблюдаете?

    Химические реакции. Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в холодном?

    Состав вещества. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

    Химические реакции. Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас?

Растениевод

    Соединения химических элементов. Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г?

    Химия и сельское хозяйство. Что понимают под химизацией сельского хозяйства? Каковы ее основные направления?

    Химия и сельское хозяйство . Рассмотрите общую классификацию удобрений и сравните экологическую безопасность минеральных и органических удобрений.

Слесарь-сантехник

    Введение в химию . Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему?

    Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля?

    Вещества и их свойств а . На поверхности закисленной почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено?

    Электролиты. В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде?

Автослесарь

    Введение в химию. Приведите примеры веществ, используемых при создании автомобиля, и химических реакций, протекающих при его эксплуатации.

    Органическая химия. Углеводород ы. Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить?

    Вещества и их свойства . С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

    Химия в жизни общества . Охарактеризуйте известные вам синтетические каучуки и поясните, для каких технических целей они применяются.

    Химические реакции. Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налетом, а серебряные - черным. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить изделия от них?

    Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°.

    Количество вещества. Вычислите количества веществ меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг мельхиора.

Строитель-отделочник

    Количество вещества. Вычислите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 2 т известняка, содержащего 25% примесей

    Состав вещества. Смеси. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 255 цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?

    Вещества и их свойства. На склад строительной фирмы по ремонту квартир для побелки стен и потолков были привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?

    Вещества и их свойства. Технический хлорид магния, применяемый для приготовления специального (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45% MgCl 2 . Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах такого материала?

Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Работа над исследовательскими проектами не только воспитывает трудолюбие, самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной работе.

4. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе учащиеся выполнияли самостоятельно домашний эксперимент по обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, в 6 классе ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др.. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим путем свои силы в такой профессии, как лаборант.

5. У частие в работе трудовых объединений, разновозрастных бригад учащихся : так как я работаю в сельской школе, то роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства, стараюсь уделять должное внимание при изучении соответствующих тем. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. Мы выполняем работы, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий, участвуем в общественно полезном, производительном труде. Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней.

6. П росмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач , демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;

7. Э кскурсии на предприятия , выставки передового опыта , пропагандирующие трудовые достижения людей, успехи науки и техники.

8.П роведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.

Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 28,5 % продолжили обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, выбрав специальности, связанные с биологией и химией.

Таким образом, становление учащихся, как личности, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, приобщать к общественно-полезному труду, создавать условия для профессионального самоопределения через разнообразные методы, приемы и формы профориентационных работ на уроках в образовательной организации.

Литература

    Габриелян О. С., и др. Химия. 8-11 классы: учебники для общеобраз. учреждений [Текст] – М.: Дрофа, 2010.

    Пономарева И.Н. И др. Биология 5-6 классы: учебники для общеобразовательных школ М, Вентана-Граф, 2012- 6 кл, 2015 - 5 кл.

    Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. [Текст] / Е.А. Климов.– М., 1990.

    Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2005.

    Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004.

    Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 2003.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.

    Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 2001.

Доклад на тему: «Профориентационная работа на уроках биологии».

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - при­знак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.Вы­брать себе профессию - это значит не только выбрать работу, но и быть приня­тым в определенную группу людей, при­нять ее этические нормы, правила, прин­ципы, ценности, образ жизни.

Наиболее актуально вопрос профориентации становится в старших и выпускных классах, но начало должно закладываться в более ранних классах.

Формы и методы проведения профессиональной ориентации учащихся, применяемые в процессе изучения курса «Биологии», чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, подготовленность учителя-предметника к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения и др. Предметный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает большая часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления:

    Формирование научного мировоззрения.

    Усиление связи теории с практикой, формирование у школьников умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

    Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках курса «Биологии» с историей тех или иных биологических открытий в нашей стране и за рубежом).

    Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

    Формирование у школьников социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.

На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические.

Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.

Ознакомление учащихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:

    Значение профессии и ее место в общей системе производства, продукция, материалы и технология производства.

    Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.

    Общеобразовательные и специализированные знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.

    Общетрудовые и специализированные умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

    Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.

    Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.

Из наглядных методов на уроках Биологии необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций, и т. д.

Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил учащихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.

Так, на практических работах на уроках по курсу «Биологии» школьники приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, микропрепаратами; овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа.

Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии . Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по биологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (медиков, экологов, работников сельского хозяйства и др.). На экскурсиях учащиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.

По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:

    Тематические (ознакомление с конкретным производством).

    Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – биологии, экологии ОБЖ, химии, физики).

    Экскурсии для отдельных групп учащихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением биологии в различных отраслях экономики.

Привлечение школьников к изучению факультативных курсов по биологии способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов школьники приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.

Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы учащихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации учащихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям. К ним относятся занятия предметного кружка с профессиональной направленностью, малые группы по интересам, ученические научные сообщества, ролевые игры познавательно-поведенческого характера. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению учебного заведения, то есть учитывало бы региональные особенности.

Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса Биологии. При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).

Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.

Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности ученика.

К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий учащихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.

Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Биологии» требует комплексного использования всех ее форм и методов.

Приложение №1.

Познакомимся с более востребованными профессиями современности.

В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды - изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог - это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе - новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.

Медицинский работник. Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена .

Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.

Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.

Медицинская сестра – мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.

В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.

Если вам нравится работать с растени­ями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельно­сти, разбираться в их многообразии.

Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лес­ных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопарко­вого хозяйства . Специалисты этих профессий уха­живают за садово-парковыми растения­ми, выполняют работу по благоустрой­ству городских улиц, организуют и осу­ществляют мероприятия по защите лес­ных насаждений. В лесотехнических ву­зах готовят инженеров лесного и лесо­паркового хозяйства, инженеров-ар­хитекторов ландшафтного строитель­ства. Они планируют и руководят меро­приятиями по уходу, защите и восстанов­лению лесных и лесопарковых насажде­ний, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

Ландшафтный дизайнер . Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки - от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

Ветеринар . Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.

Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

О.В. Залозных,

учитель химии

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

города Курска

Так сложилось, что большую часть своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем 10-11 классов. Именно в этом возрасте идет профессиональное определение обучающихся и моя задача и как классного руководителя, и как учителя – предметника помочь им в этом. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.

В современном мире технологические специальности являются наиболее востребованными и перспективными. Познакомиться с ними и примерить их на себя, отработать условия течения процессов, познакомиться с устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза, обучающиеся могу при изучении таких тем, как «Способы получения металлов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» и т.д.

При знакомстве с минеральными удобрения в таких темах, как «Аммиак и его соли», «Фосфор и его соединения», «Соли азотной кислоты», я акцентирую внимание обучающихся на таких профессиях, как агроном, садовод (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастер сельскохозяйственного производства – фермер, ландшафтный дизайнер, где эти знания могут пригодиться.

Знакомство с профессией повар можно включать в изучение таких тем, как «Соли», «Белки», «Витамины», ведь именно люди этой специальности должны уметь правильно отварить мясо, чтобы оно получилось более сочным, или овощи, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов; испечь пышные пироги и т.д. В этом и помогут химические знания. В качестве подтверждения можно предложить ребятам проверить с помощью качественной реакции наличие белков в бульонных кубиках «Магги» или «Галина Бланка» и сделать вывод о том, что белков в них нет. Следовательно, они не могут считаться ценным пищевым продуктом.

При изучении органической химии обращаю внимание на применении веществ в медицине, парфюмерии, фармакологии, военной промышленности и т.д. Это повышает интерес учеников к данным профессиям. Например, в теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. В этой же теме можно познакомить обучающихся с такой профессией, как нефтяник, так как сейчас она считается одной из самых популярных. При изучении способов получения различных веществ и их переработке важно соблюдать экологический аспект. Так происходит знакомство с профессией эколог, ролью его в современном мире и обществе.

Связь химии с разными профессиями можно показать и через задачи, если в их условия включать применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции. При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Решая такие задачи, обучающиеся видят связь науки с реальной жизнью, что, на мой взгляд, дает более высокий результат.

Профориентации обучающихся способствует и внеурочная деятельность – тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий (врачами и другими медицинскими работниками, фармацевтами, парикмахерами и т.д.) и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей (медицинский и фармацевтический колледжи, КГМУ, КГСХА, КГУ), экскурсии на предприятия химической промышленности.

В целом все это приводит к правильному выбору старшеклассниками специальности, а значит, в будущем они будут востребованы в нашем государстве, что и является основной целью общеобразовательной организации.

Манина Ольга Борисовна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Профориентационная работа на уроках химии

Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы

    обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

    устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

    решать задачи с производственным содержанием;

    раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;

    показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;

    выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

    развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно

проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Для учащихся 9 классов провожу курс по выбору «Химия продуктов питания», на котором учащиеся не только совершенствуют практические навыки, но и знакомятся с профессиями технолог пищевой промышленности, лаборант и др.

Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.

С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование.. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.

Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств

Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.

При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.

При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла. В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность. Технологический процесс производства железобетона, кирпича в городе Черногорске работают предприятия:Черногорский завод ЖБИ, Черногорский кирпичный завод. Предприятие по производству цветного кирпича «Колизей» .Экскурсии на эти предприятия позволили познакомить учащихся с технологическим процессом производства железобетона, кирпича.

Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал по СУЭКу (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности

«Сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров» (обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.