Правописание двойных согласных. Живая русская грамота. V. Физкультминутка музыкальная

В русском языке действует тенденция к утрате долготы согласного (или продления выдержки) на конце слова. Не произносятся на конце слова двойные взрывные согласные: ватт [т], кокк [к], стафилококк [к], стрептококк [к] (при отсутствии двойного [к] и между гласными: стафилококка [к], стрептококки [к’)), групп [п], трупп [п] (род.

Пад. ми. ч. от слов группа, труппа, которые в положении между гласными могут сохранять двойной согласный [п]). Обычно не произносятся на конце слова двойные шумные фрикативные согласные: ср. кросс [с], класс [с], конгресс [с], компромисс [с], прогресс [с], процесс [с], мисс [с]. Впрочем, при изменяемости этих слов между гласными также произносится [с]: ср. кросса [с], класса [с], доп. [с:], прогрессом [с], доп. [с:] И т. д. В форме род. пяд. мн. ч. касс, масс (от касса, масса) двойной согласный, по крайней

мере в тщательной речи, сохраняется, что объясняется воздействием других падежных форм, где в положении между гласными произносится [с:]: ср. касс [с:] при касса [с:], кассу [с:]; масс [с:] при масса [с:], массу [с:].

Двойные согласные сонорные [м], [н], [л] на конце слова вообще могут произноситься. Однако они произносятся далеко не во всех случаях. Так, слово грамм произносится без двойного согласного на конце слова, как и перед гласным: грамм [м], грамма [м], килограмм [м], килограмма [м]. Слово программа может произноситься с двойным [м], но на конце слова в форме род. пад. мн. ч. произносится без двойного согласного: ср. программа [м:] и программ [м] и [м:]. Форма род. пад. мн. ч. сумм может удерживать двойной согласный под воздействием других форм, где двойной согласный произносится между гласными: ср. сумм [м:] и сумма [м:]. Двойной согласный [н] обычно не произносится на конце слова при сохранении его в положении между гласными: пять тонн [и], но тонна [н:]. В формах род. пад. мн. ч. бонн, ванн двойной согласный [н] может сохраняться: бонн [н:], ванн [н:]. Двойной согласный [л] на конце слова не произносится: галл [л] при галла [л:]. В форме род. пад. мн. ч. вилл двойной согласный может сохраняться под воздействием других падежных форм: вилл [л:] к вилла [л:], виллу [л:]. Впрочем, твердой нормы произношения двойных согласных [м], [н], [л] на конце слова нет. В отличие от взрывных согласных сонорные могут произноситься на конце как двойные. Но общая тенденция к утрате двойных согласных действительна и для сонорных. Последние в отчетливой, чеканной речи могут сохранять двойной характер согласных под воздействием других форм тех же слов, где двойной согласный находится перед гласным.

Класс: 3

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
  • Развивающие :
    • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
    • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
    • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Принципы:

  • наглядности;
  • воспитывающего обучения;
  • активности (игровой момент);
  • учет возрастных особенностей.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
    • наглядный;
    • словесный (рассказ, беседа);
    • практический (упражнения);
    • проблемный;
    • исследовательский;
    • информационно-коммуникативный.
  • Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
  • Контроля и самоконтроля:
    • устный и письменный;
    • фронтальный и групповой;
    • текущий.
  • Самостоятельность ученика:
    • под руководством учителя;
    • самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Оборудование: интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
  3. Введение в игровой сюжет
  4. Работа по теме урока
  5. Физкультминутка
  6. Работа в группах
  7. Итоги урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Вопросы и задания: по ходу урока.

(СЛАЙД 2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.

II. Чистописание. Актуализация знаний

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)

– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

– Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)

1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)

2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно … (грипп)

3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … (аллея)

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)

Проверь себя (CЛАЙД 9).

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

3. Классификация слов

– Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)

Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

Проверь себя (CЛАЙД)

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)

Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

Колонна теннис
Пассажир класс
Телеграмма килограмм

Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!

4. Происхождение слов (CЛАЙД)

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).

– Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

V. Физкультминутка музыкальная

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую (CЛАЙДЫ 15-16)

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

1 вариант 2 вариант
шо-ссе
один-надцать
расс-каз
хок-кей
акк-уратно
пер-рон
с-сора
груп-па

При переносе двойные согласные разделяй! (СЛАЙД 17)

Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). СЛАЙД 18.

Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:

  • Шестой день недели (суб-бота)
  • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
  • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
  • Место, где продают билеты (кас-са)
  • Комната для занятий (класс)
  • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

VI. Творческая работа (в группах)

– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

  • Суббота, Одесса, касса, пассажир.
  • Класс, теннис, хоккей.

Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

VIII. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)

– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?

Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)

– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами) (СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)

– Оцени свою работу на уроке.

Жёлтый – всё получалось, было легко.
Зелёный – я испытывал трудности, но старался.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)

Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.