Планеты нашей с вами солнечной системы. Солнечная система — объяснение для детей Описание планет для детей


Многие дети в возрасте 4-5 лет начинают активно интересоваться космосом, их привлекает ночное небо и тайны Вселенной. Любознательные дошкольники обожают наблюдать за звездами и слушать интересные рассказы о созвездиях и планетах.

Знакомство с астрономией может произойти задолго до того, как этот предмет появится в школьном расписании ребенка. Именно родители - первый источник знаний о космосе, поэтому взрослые должны подготовиться к расспросам юного почемучки и побудить к дальнейшим исследованиям. Что нужно знать ребенку о космосе и как рассказать ему о планетах Солнечной системы - обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.

Как рассказывать ребенку о планетах

Обязательно принимайте во внимание возраст ребенка: не стоит сразу загружать его научными фактами о химическом составе и массе планет. Для начала поговорите о том, какие планеты входят в нашу систему, в каком порядке они расположены, сколько спутников каждая из них имеет. Вы можете дать краткую характеристику планетам и рассказать историю их открытия.

Для наглядности используйте картинки, презентации, мультфильмы и игры - словом, любой демонстративный материал, который поможет лучше запомнить новую информацию. Самое главное, чтобы ребенку не было скучно. Это не урок, а непринужденная беседа, используйте форму игры для того, чтобы обучение давалось ребенку легко.

Дети знают наизусть цвета радуги, точно так же можно выучить порядок расположения планет Солнечной системы. Используйте известные считалочки или придумайте вместе с малышом веселый стишок про планеты. Благодаря этому информация запомнится как можно лучше.

Можно купить книгу в интернет магазине о планетах Солнечной системы. Детская книга с картинками в увлекательной, наглядной и доступной для маленьких читателей форме расска-жет о тайнах звездного неба, о планетах и созвездиях, о далеких галактиках и от-важных космонавтах.

Характеристика планет Солнечной системы

Меркурий. Это планета расположена в непосредственной близости к Солнцу, также ее считают самой «миниатюрной» планетой нашей системы. Поверхность планеты твердая, в дневное время температура на Меркурии достигает 350˚С, а ночью опускается до -170˚С. Меркурий имеет самую высокую скорость вращения вокруг Солнца.

Венера. По размерам и яркости эта планета больше остальных похожа на Землю. Наблюдения ученых затрудняют облака, которые обволакивают Венеру. Поверхность этой планеты представляет собой раскаленную каменистую пустыню: температура на поверхности достигает 500˚С.

Земля. Единственная среди планет Солнечной системы, на которой есть вода и, соответственно, жизнь. Земля имеет удачное расположение относительно Солнца: достаточно близко, чтобы получать необходимую порцию тепла и света, но при этом не плавиться от его лучей. Луна - единственный спутник нашей планеты.

Марс. Ранее предполагалось, что на Марсе есть жизнь, так как этот космический объект имеет множество сходств с Землей. Но исследования поверхности Марса не подтвердили эту теорию. Типичный для Марса ландшафт - красноватые каменистые пустыни. У планеты, названной в честь бога войны, есть два спутника - Деймос и Фобос.



Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе, по своим размерам она в 10 раз превосходит Землю. Масса Юпитера больше земной в 300 раз. Юпитер состоит из гелия, водорода и других газов. Вокруг него вращаются 16 спутников, самые крупные из них можно увидеть даже в сильный бинокль.

Сатурн. Он, как и Юпитер, не имеет твердой поверхности и состоит из газов. Для детей это самая удивительная планета, поскольку она имеет кольца вдоль экватора. Образованы они из камней, льда и пыли. Три основных кольца по толщине равняются 30 м, кроме того, у Сатурна есть 15 спутников.

Уран. Как и предыдущая планета, Уран также имеет кольца, однако их гораздо сложнее увидеть. Главная отличительная черта Урана - его особенное вращение, которое происходит в режиме «лежа на боку». У него всего 5 спутников.

Нептун. Астрономы называют Нептун последней планетой в Солнечной системе. Нептун был обнаружен относительно недавно - в 1989 году. Эта планета находится очень далеко от Солнца, ее поверхность при взгляде из космоса выглядит голубоватой. Ветер на Нептуне дует намного сильнее, чем на других планетах нашей системы.

Еще до 2006 года в Солнечной системе насчитивылось девять планет, однако Плутон был «разжалован» в карликовые планеты.

Космос для ребенка - одна из самых увлекательный и интересных тем. Малыши могут узнать азы астрономии из ваших рассказов о планетах Солнечной системы. Главное, чтобы домашние уроки были наполнены занимательными фактами и не перегружали дошкольника серьезной научной информацией, которую ребенок еще не в силах понять.

Иногда я задумываюсь о том, что если верить ученым, ребенок в своем развитии проходит все стадии развития человечества - от спустившихся с веток обезьян до современного человека. И если это так, то ничуть не удивительно пристрастие детей любого возраста к теме неба и звезд, ведь с первыми крупицами разума человек получил и первый вопрос: «Что там, на небе?» Ребенок, открывший для себя небо, усыпанное звездами, засыпает родителей сотнями вопросов и хорошо, что ответить на них и показать величие мира, в котором мы живем, помогают книги. В этой статье вы найдете самые разные книги о космосе для детей – от нескучных энциклопедий до настоящих сказочных историй.

Книга про космос для детей «Звезды и планеты»

Надеюсь, этот обзор книг о космосе для детей поможет вам выбрать по-настоящему занимательные, яркие и глубокие книги, которые помогут вам выйти далеко за пределы собственного дома. И пусть пока только в мечтах…

Оля Брусянина

Ваш ребенок смотрит на небо с мечтательной тоской и спрашивает у вас, насколько большая Вселенная, а вы ему и ответить не можете? Спрашивает, сколько спутников в сумме у всех планет нашей звездной системы? И тут снова ему нечего сказать… Чтобы не казаться в глазах детей неучем, предлагаем вам ответы на все эти вопросы. Конечно, в виде книг.

Ко дню астрономии, который будет 29 апреля, редакция сайт собрала для вас и ваших детей 12 интереснейших книг на эту тему. Тут и энциклопедии, и рассказы космонавтов, и сказки - на любой возраст и вкус.

Эта книга для звездочетов дошкольного и младшего школьного возрастов. В путешествие в обсерваторию с ними отправится Чевостик - сказочный персонаж-почемучка, живущий в библиотеке у всезнающего дяди Кузи. Вместе они расскажут читателям про ночное небо, рассмотрят в телескоп всю Солнечную систему и ответят на множество вопросов. Например, как определить растет месяц или убывает, в чем разница между метеорами и метеоритами и как далеко ты можешь прыгнуть, находясь на Луне.

Издательство: Детство-Пресс

Ознакомительная книга по веселой астрономии для маленьких исследователей. Тут есть стихотворения, красочные рисунки и схемы. Сколько всего планет, почему на Земле есть жизнь, а больше нигде ее нет, какие спутники кроме Луны бывают и так далее. Хороший выбор для первого ознакомления ребенка с темой космоса, планет и Солнечной системы.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Профессор Астрокот знает ответы на все вопросы вашего ребенка. Как рождаются звезды, есть ли жизнь на Марсе, куда скрывается на ночь Солнце и что такое атмосфера. Кошачье любопытство не дает ему сидеть на месте, и он приглашает юных читателей в далекое и очень интересное путешествие! Вместе вы точно сможете разгадать все загадки Вселенной!

Издательство: Детское время

Самое большое количество восторженных отзывов именно об этой книге. Это азбука астрономии в стихах. Конечно, здесь больше стихов, чем информации, но ведь так все гораздо лучше запомнится и детям, и их родителям. В книге собрано множество удивительных фактов, новое для себя узнают даже взрослые. На каждую букву - свой стих и буквы «ь, ъ, ы» не пропущены. Хотите узнать: «Но как?!». Тогда обязательно прочтите!

Издательство: Аванта+, АСТ

Ваш ребенок уже немного знает о звездах и космосе, но хочет узнать еще больше? Тогда эта книга для вас. Что же там наверху и почему это так важно? Как происходят приливы и отливы, почему мы можем дышать на Земле, но не можем в космосе, как построить ракету? Огромным плюсом является то, что к книге прилагается большая карта звездного неба, по которой можно изучать созвездия.

Издательство: ЭКСМО

В этот набор входят две книги, но сегодня мы говорим об астрономии, поэтому сосредоточимся на первом томе. Здесь вы не встретите скучных фактов, только увлекательное, познавательное и, конечно, с картинками. А еще - это отличный учебник по астрономии от древности до настоящего времени. Ведь раньше небо представляли себе совсем по-другому… Кроме того, с помощью этого пособия вы сможете попробовать смастерить необычные астрономические приборы и провести эксперименты. Это не так сложно, как кажется!

Издательство: Робинс

А в космосе всегда темно? А какие они, инопланетяне? А почему днем нет звезд? А почему планеты не падают? А почему Земля вертится? Ответы для маленьких почемучек находятся в этой книге. Здесь есть специальные створки с познавательной информацией, подборка любопытных фактов и просто много-много всего интересного. Подойдет для детей от 3 лет.

Издательство: Азбука-Аттикус, Machaon

Для тех, кому просто читать недостаточно, эта книга предлагает пройти викторину, а заодно поиграть. Например, сложить из магнитиков ракету. В таком виде ребенок точно запомнит основные вопросы, касающиеся космоса и астрономии, и больше не будет мучить вас расспросами. Самые важные факты о мире, планетах и космонавтике под одной обложкой.

Издательство: ЭКСМО

Отправимся в путешествие вместе с героями Disney. В компании Гуфи и Микки Мауса вам точно будет веселее. Любимые персонажи расскажут, сколько колец у Сатурна, могут ли люди жить на Венере, из чего состоит Солнце, что происходит внутри черных дыр, как возникла Вселенная и так далее. В книге малышей ждут не только картинки, но и красочные фотографии, сделанные спутниковыми аппаратами.

Издательство: Аванта+, АСТ

Космос - штука интересная, книга - вещь хорошая, но как же хочется изучить все самому… Это пособие может помочь вам в самостоятельном исследовании. Здесь рассказано, как устроена обсерватория, как пользоваться телескопом, как правильно наблюдать за затмением и так далее. А кроме того вы получите советы от бывалых путешественников о том, как ориентироваться по звездам и нарисовать карту созвездий без помощи родителей!

Издательство: ОГИЗ, АСТ

В этот раз гидами в путешествии к далеким планетам станут знаменитые . Если ваш ребенок фанат этих злых птичек, не сомневайтесь, книга ему понравится! Вместе с ними вы побываете на всех планетах Солнечной системы и узнаете много нового про звезды, туманности и галактики. Вот как далеко на этот раз «запульнуло» птичек!

Издательство: Росмэн

Конечно, это книга не совсем про астрономию, она про космонавтику, но мы не удержались. Ее написал настоящий космонавт - Юрий Усачев, который рассказывает о том, как живет международная космическая станция, развенчивает мифы о жизни космонавтов и сопровождает все это реальными фотографиями. Это настоящая экскурсия по МКС, после которой вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» будет звучать как минимум странно. И так понятно.

Приятного чтения!

лилия ионина
Конспект НОД «Планеты солнечной системы» для детей 5–6 лет

Предлагаю вниманию коллег конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром к Неделе посвященной Дню космонавтики. Детям моей группы было очень интересно узнать, новое о космосе и месте нашей планеты в солнечной системе . Данное занятие входит в комплекс занятий посвященных дню космонавтики : на математике считали ракеты, планеты , космонавтов и т. д. На ознакомлении с художественной литературой читали отрывки повести "Звездолетчики". На занятиях по художественному творчеству рисовали, лепили, и клеили космические корабли в звездном небе. Даже физкультура была космической. На прогулке мы провели экскурсию по Луне.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру

«Планеты солнечной системы » .

Интегрируемые образовательные области : «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи : формировать представления о планетах , их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес детей .

Ход НОД:

Воспитатель : ребята, послушайте внимательно мою загадку и отгадайте ее :

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный

И необычайный.

В нем живут галактики,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты . (Космос)

Воспитатель : правильно, это космос. И сегодня мы поговорим с вами о космосе, галактиках и планетах . (стук в дверь, на пороге звездочет, переодетая мл. воспитатель) .

Звездочет : кто здесь хочет все знать о космосе и звездах? Только вместе со мной вы можете узнать о них все и даже больше. Я – звездочет, великий галактический путешественник. И я приглашаю вас на свой космический корабль. (Дети садятся на ковер) . А для того, чтобы полететь к звездам, мы должны завести моторы и оторваться от земли. Повторяйте за мной :

Мы – отличные ребята,

Мы – пилоты, космонавты.

Мы в ракете в дальний космос

отправляемся в сейчас.

Вы встречайте нас планеты

Будем рады видеть вас.

Завелись моторы, пламя вылетает.

Синяя ракета от земли взлетает.

Сила притяженья в кресла нас вдавила,

Раз! И невесомость силу победила.

Маршируют

Поднимают руки в верх с рукопожатием

Заводят моторы руками

Распрямили руки-крылья

Присели, сжались

Распрямили руки, полетели, сели на места.

Звездочет : вот мы с вами и попали в межпланетное пространство . Кто из вас знает, как называется наша планета ? (Земля) . А как вы думаете, какая самая близкая к Земле звезда? (Солнце ) Солнце – круг или шар ? Земля – это… (шар) . Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму … (шара) . Солнце находится в центре галактики, а Земля вращается вокруг него. А кто из вас знает, какие еще планеты вращаются вокруг Солнца ? Не знаете? Тогда я вам расскажу. (включается проектор звездного неба) мы с вами живем в Солнечной системе , в большой «семье» планет , все они разные по величине, по природным условиям, и по своему строению : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Различными дорогами летят они вокруг Солнца . Кроме 9 больших планет , вокруг Солнца вращается множество мелких (астероидов) .

Раньше люди могли только рассматривать звезды в телескоп, а сейчас с развитием космонавтики, мы узнаем все больше о далеких планетах . А кто из вас знает : кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин) .Гагарин первым полетел в космос и провел там 108 минут. Сейчас космонавты живут на космических станциях полгода и дольше. Они проводят разные научные исследования. Изучают космос при помощи автоматических приборов. Результаты наблюдений передают на землю по радио и видеосвязи (демонстрация презентации) . Они дают информацию о погоде, циклонах, полезных ископаемых и др. А наше время на орбите истекло, давайте вернемся на Землю (отрывок из м/ф «Третья планета от солнца » ).

Звездочет : вот мы и вернулись на Землю. Мне пора на покорение новых планет и галактик . А вас я прошу нарисовать, то что вы сегодня увидели. Ваш воспитатель пришлет рисунки мне электронной почтой, прямо на корабль. Я их обязательно увижу все.

Рефлексия : рисование на тему «Звездное небо»

В течении дня можно закрепить занятие, посмотрев м/фильм «Третья планета от Солнца » .

Литература :

1. Ю. А. Вакуленко, Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах, Волгоград 2009г.

Почему запомнить планеты солнечной системы для детей оказывается гораздо проще, чем это может показаться? Да потому, что есть легкий способ, который может помочь деточкам. И об этом способе мы вам сейчас расскажем. Практически каждый ребенок после 5 лет начинает интересоваться космосом, небесными телами и планетами солнечной системы. Вспомните себя в эти годы, как Вас тянуло звездное небо и его тайны. Детей эта тема увлекает особенно, поэтому рассказами о звездах и созвездиях можно увлечь малышей надолго.

Так как же помочь ребенку сформировать наиболее правильные понятия в области астрономии? В первую очередь необходимо обратить внимание на возраст ребенка и степень его интереса к этому вопросу. Не стоит загружать шестилетнего кроху серьезными данными о массе планет или их химическом составе, но вот названия, спутники, расположение на звездном небе можно вполне доступно объяснить. В данной статье мы будем ориентироваться на возраст деточек от 5 до 10 лет. А вот решать какую именно конкретную информацию доносить до детей, конечно, придется Вам самим. Но зато потом можете смело утверждать что ваша ! 🙂

Как рассказывать ребенку о планетах Солнечной системы

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, его нужно наглядно демонстрировать. Поэтому Вам понадобятся картинки с планетами, созвездиями, небесными телами и звездами. Можете подготовить небольшую компьютерную презентацию и разместить все необходимые изображения в ней. Не лишним будет и короткий видеоролик, исполненный в виде . Главное, чтобы Ваш ученик не заскучал и легко воспринимал то, что Вы говорите. Не заваливайте его сложными фразами, рассказывайте обо всем просто и непринужденно. Обучение должно происходить в игровой форме, тогда ребенок не заскучает и запомнит всю основную информацию.

Итак, давайте определимся,

Что именно можно рассказать ребенку о космосе и Солнечной системе

  1. Что собой представляет Солнечная система.
  2. История возникновения планет.
  3. Спутники планет.
  4. Названия планет и порядок их расположения относительно Солнца.
  5. Небольшая характеристика каждой планеты.

Как легко запомнить порядок планет на небе

Есть один простой способ запомнить планеты Солнечной Системы для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Он очень похож на то, как мы запоминаем цвета радуги. Все дети любят различные считалочки, благодаря которым информация надолго оседает в памяти. Для запоминания планет Солнечной системы могу предложить вам разучить с ребятами стишок, который можно сочинить самим, или воспользоваться произведением А. Хайта:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Вспомните еще раз, как в детстве вы запоминали цвета радуги. С названия планет можно применить тот же принцип. Постройте фразу, каждое слово которой будет начинаться с той же букву, что и планета Солнечной системы по порядку ее расположения от Солнца. Например:

М ы Меркурий

В стретимся Венера

З автра Земля

М оя Марс

Ю ная Юпитер

С путница Сатурн

У летаю Уран

Н енадолго Плутон

Это лишь пример, на самом деле Вы можете придумать что угодно, лишь бы малышу это было близко по духу, и он легко запомнил все предложение целиком. Теперь, когда мы разобрались с тем, как именно нужно преподносить детям любую информацию, можно перейти к непосредственным знаниям, которым Вы будете обучать юных астрономов.

Ну и напоследок, интересный и простой рассказ для детей о том,

Что собой представляет Солнечная система

Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов.

История возникновения планет

По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты).

Солнце как звезда и центр Солнечной системы

Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет.

Спутники планет

Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер).

Характеристика каждой планеты Солнечной системы

1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350?), а ночью промерзает (-170?).

2. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.

3. Земля – единственная план ета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.
4. Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.

5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.
6. Сатурн – самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку».

8. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще. 🙂

Ну что? Как вы думаете, помогут наши простые советы запомнить детям планеты солнечной системы? Или вы знаете более легкий способ?